С ее поступлением обитель, скудная и убогая, стала терпеть менее нужды, благодаря ее собственным средствам, принесенным из мира, а впоследствии, когда ее личные достоинства приобрели ей расположение боголюбивого и щедрого ревнителя благолепия храмов Божиих, Павла Григорьевича Цурикова, и он, уважая игумению, возлюбил и обитель ее, Аносинская пустынь украсилась и процвела. Кроме того, мать Евгения, искусная в живописи, в рисовании и в различных женских рукоделиях, сумела в сестрах найти себе помощниц и образовала их как искусная художница. Монастырь украсился теми пространными мастерскими, которые, занимая молодых инокинь, принесли существенную двоякую пользу, приучая к приятному труду, не давали места праздности и увеличили вещественные средства. Так протекло с лишком 20 лет. Игумения Евгения зиждила свою обитель внутренно и внешне для своей душевной пользы и для блага пасомых. Когда одна из обителей Московских – Страстная, оставалась без игумении (так как бывшая мать Валерия была назначена к переводу в Крым), то владыка и заблагорассудил перевести игумению Евгению на ее место. При том же здоровье ее требовало частой помощи врачей, и она волей-неволей должна была оставить мирную пустынь и перейти снова в среду молвы городской. Этот переход совершился в конце марта 1875 года. В осиротевшую обитель Аносинскую я ездил сам по ее отъезде, и при мне происходило избрание новой начальницы: все единогласно избрали монахиню Рафаилу (по фамилии Ровинскую), полагавшую начало в Аносинской обители, впоследствии перешедшую в Московскую Новодевйчью. В мае последовало утверждение, и Рафаила, возведенная в сан игумении на Саввинском подворье преосвященным Леонидом, отправилась в Аносимский монастырь. Мое здоровье воспрепятствовало мне ехать туда вторично, и помощник мой по благочинию, архимандрит Ново-Голутвинский Сергий, пощадив мою немощность, ездил вместо меня и совершил обряд водворения новой настоятельницы Рафаилы. Скажу в заключение, что ежели весьма желательно, чтобы подражая своей предместнице она приобрела ее доброту и смирение – добродетели монашеские, не меньше желательно и то, чтобы как начальница она разумела вместе с тем и мудрую меру твердости, необходимую для успешного правления. Как полезно благодушие в сочетании с благоразумной взыскательностью, точно также неуместна и вредна чрезмерная строгость, а доброта безграничная, мешающая при случае употребить благотворную твердость для ослушных и непокорных, еще несравненно пагубнее, ибо влечет за собой нестроение, своеволие, распущенность и нравственный упадок обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Церковь весьма небольшая, каменная, иконостас не роскошный, но красивый; и вообще как церковная утварь, так и ризница все очень хорошо, хотя не драгоценно, и видно, что владельцы села умели все делать с толком и наблюдали за содержанием храма в надлежащем порядке. Племянник начальницы, московский купец Егор Федорович Саватюгин, от высшего начальства утвержденный попечителем общины, и жена его, Анна Федоровна, несмотря на многочисленность своего семейства, принимали и принимают и по сие время живейшее участие в судьбах этой Крестовоздвиженской общины, не щадя своего достояния. По прошествии с небольшим года после водворения общины в Лукине, я приехал туда с преосвященным Леонидом, которого пригласили на закладку нового, более обширного храма во имя иконы Иерусалимской Божией Матери, и к этому времени уже успели там выстроить трехэтажный корпус: низ каменный со сводами, а верхние два этажа деревянные. В этом здании келии для сестер, трапеза, рукодельня, а в самом низу просфорня и квасоварня. Настоятельница помещается в отдельном небольшом корпусе, очень тщательно отделанном. Кроме того, выстроены все хозяйственные принадлежности, скотный двор и засажен плодовитый сад, в котором много яблонь, привезенных из Крыма, и так удачно, что ни одна не пропала. В 1873 году, июня 5, к вечеру мы с преосвященным туда приехали в сопровождении его свиты, и там соборно совершали всенощное бдение, а наутро – литургию, во время которой преосвященный постриг Прасковью Родионовну Саватюгину, и при пострижении дал ей имя Павлы; восприемницей от Евангелия была игумения Евгения, настоятельница Аносинского Борисо-Глебского монастыря, нарочно для того выписанная, а некоторые из сестер удостоены малого пострижения; открыто общежитие, и с этого дня жизнь в общине приняла склад совершенно монастырский. Преосвященный почтил трапезу своим присутствием; мы осмотрели при этом вновь отстроенную церковь , которая нам очень полюбилась, она была уже почти готова. Мне не довелось ее освящать, освящал преосвященный и помощник мой по благочинию Ново-Голутвинский архимандрит Сергий.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках — вотчинный храм в усадьбе Кузьминки, давший ей второе (официальное) название — Влахернское. С 1995 года — православный храм, принадлежащий к Влахернскому благочинию Московской городской епархии Русской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] В разное время в Кузьминках последовательно существовали три документально известные церкви. Первая из них была сооружена в 1716 году Строгановыми, получившими благословенную грамоту, то есть разрешение на ее строительство. Та церковь была деревянной, освящена в честь фамильной святыни владельцев Кузьминок – Влахернской иконы Божьей Матери и имела придел Александра Невского. По этой церкви все имение и получило название – село Влахернское. Церковь была уничтожена пожаром в 1732 году, тогда же вместо нее соорудили новую церковь Влахернской иконы Божьей Матери, тоже деревянную. Она в сою очередь погибла от «огненного запаления» 18 ноября 1758 года. Гравюра 1841 года Ныне существующая церковь и есть третья по счету. Ее сооружали в два этапа. В 1759-62 годах были выстроены церковное здание, а также отдельно стоящая деревянная колокольня, автором проекта которой был Жеребцов. Однако уже к 1779 году здание церкви нуждалось в ремонте. Князь М.М.Голицын вскоре перестроил здание в формах зрелого классицизма и соорудил новую колокольню вместо прежней. Эти работы проводились по проекту архитектора Р.Казакова в 1784-85 годах. В церкви находилась семейная реликвия – Влахернская икона Божьей Матери (Одигитрия), датируется VII веком нашей эры. Одна из особо чтимых в Москве греческих икон. Привезена их Константинополя в дар отцу Петра I царю Алексею Михайловичу в 1653 году. Вместе с иконой была прислана грамота, в которой ее происхождение связывалось с Влахернским монастырем Константинополя, а история ее почитания с ранней историей константинопольской Одигитрии. Икона хранилась в Успенском соборе Московского Кремля, царь брал ее с собой в военные походы. Празднование иконы совершалось в пятую неделю великого поста – субботу акафиста.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Влахернск...

Любил гостить в Меленках Михаил Иванович: помолится, побеседует с любимым братом. Из батюшек часто приезжал из Дмитрова отец Александр Фелицын с певчими и духовными чадами, преданными ему душой. За духовным руководством и по вопросам церковного управления приезжали пешношские иеромонахи и дмитровский благочинный отец Иван Муравьев. Приезжали монахини Спасо-Влахернского монастыря. Рассказывали, что с 1928 года, после упразднения их «трудовой артели», началось разрушение обители. И 29 апреля 1929 года Президиумом Моссовета было принято два решения: о закрытии Каменной Дмитриевской кладбищенской церкви-часовни и приспособлении ее под электростанцию и об установке на колокольне Спасской церкви водонапорного бака вместимостью 3000 ведер... Приезжала к нему из Мурома и духовная дочь монахиня Таисия (Арцыбушева). Много скорбей переживала она в это время, искала у Владыки духовной помощи и совета. Она не знала еще, что спустя совсем недолгое время уже не сможет его видеть 126 . И словно предчувствуя это, словно в напутствие и утешение, епископ Серафим пророчески приоткрывал ей завесу будущего. «Как-то раз в Меленках я была у Владыки, – вспоминала мать Таисия, – и он сказал мне: «Знаешь, я видел тебя. Вижу, будто подхожу я к воротам Царствия Небесного. У входа стоят экспресс, почтовый поезд, автомобили, рысаки и среди них старая белая кляча, запряженная в таратайку. Подивился я, иду дальше, вхожу, и что же я вижу? Тебя, ты сидишь и облизываешься – видно, уже наелась. «Здравствуйте, Владыка», – говоришь ты мне. А я тебе: «Как ты сюда попала?» А ты отвечаешь: «А вы видели у ворот старая белая кляча в таратайке стоит, так вот я на ней и приехала». После я спросила Владыку: «Владыка, вот вы часто даете мне надежду, что я спасусь. Как это будет? Ведь я все время столько грешу? Неужели я изменюсь?» Он не сразу ответил, а долго молчал, глядя на меня. Потом сказал: «Ты спасешься покаянием... Грешить ты будешь до самой смерти... Но покаяние тебя спасет». Другой раз в Меленках он в полном облачении после службы сказал мне, при этом правая рука у него была на сердце: «Даю тебе слово, что перед смертью ты будешь каждый день причащаться... Я упросил Господа об этом для тебя. Поверь мне, это так будет " " 127

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

И результат был достигнут. Появление русского флота на Босфоре создало необходимые предпосылки для развития дружеского русско-византийского диалога. С великой честью была принята русская княгиня императором Константином VII Багрянородным (913–959) и патриархом Феофилактом (933–956), которым вручила многие дары, достойные таких лиц. Для высокой русской гостьи были не только соблюдены дипломатические приемы, но сделаны и особые отступления от них. Так, вопреки обычным правилам двора, кн. Ольга принималась не вместе с послами из других государств, а отдельно от них. В то же время императору удалось отразить в церемониалах приема и то «расстояние», которое отделяло русскую княгиню от повелителя Византии: кн. Ольга больше месяца жила на корабле в Суду — гавани Константинополя, прежде чем состоялся первым прием во дворце 9 сентября. Шли долгие утомительные переговоры о том, как, с какими церемониями должна быть принята русская княгиня. При этом большое значение церемониалу придавала прежде всего сама кн. Ольга, добивавшаяся признания высокой престижности Русского государства и своей лично как правительницы его. В Константинополе Ольга поучалась вере христианской, ежедневно с усердием внимая словам Божиим и присматриваясь к великолепию богослужебного чина и к другим сторонам христианской жизни. Она присутствовала за богослужением в лучших храмах: Святой Софии, Влахернской Богоматери и других. И южная столица поразила суровую дочь Севера благочинием богослужений, богатством христианских храмов и собранных в них святынь, разнообразием красок, великолепием архитектуры. Сердце мудрой Ольги открылось святому Православию, и она приняла решение стать христианкой. По свидетельству летописца, таинство крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником был сам император Константин Багрянородный. Ей было наречено в крещении имя Елена, в честь святой равноапостольной Елены. В назидательном слове, сказанном по совершении обряда, патриарх сказал: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих». Он наставил ее в истинах веры, церковном уставе и молитвенном правиле, изъяснил заповеди о посте, целомудрии и милостыне. Она же, — говорит преподобный Нестор Летописец, — склонила голову и стояла, словно губа напаяемая, внимая учению, и, поклонившись патриарху, промолвила: «Молитвами твоими, владыко, да сохранена буду от сетей вражеских». После этого новокрещеная княгиня еще раз посетила патриарха, поведав свою скорбь: «Люди мои и сын мой язычники…» Патриарх ободрил, утешил ее и благословил. Затем блаженная Ольга приняла от него честный крест, святые иконы, книги и прочие потребные для богослужения вещи, а также пресвитеров и клириков. И удалилась святая Ольга из Константинополя к себе домой с великой радостью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В Юго-восточном викариатстве Москвы прошел семинар, посвященный миссионерской и катехизической подготовке дежурных сотрудников храмов 3 апреля 2014 г. 16:01 31 марта 2014 года в воскресной школе храма апостола Андрея Первозванного в Люблино прошел учебно-методический семинар «Опыт приходской катехизации Юго-восточного викариатства г. Москвы». Мероприятие было организовано по благословению епископа Воскресенского Саввы Юго-восточным викариатством Московской епархии совместно с Миссионерской комиссией при Епархиальном совете г. Москвы. В работе семинара приняли участие катехизаторы, ответственные за миссионерскую работу и сотрудники свечных ящиков храмов Юго-Восточного округа Москвы. В ходе мероприятия обсуждались ежедневные проблемы и вопросы приходской катехизации. Ведущими семинара стали председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы иеромонах Димитрий (Першин), ответственный за миссионерскую и катехизическую работу во Влахернском благочинии священник Михаил Сергеев и помощник епископа Воскресенского Саввы по религиозному образованию и катехизации С.В. Рогунов. На семинаре выступил заведующий сектором катехизации Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Д.А. Туголуков. В своем обзоре практики предкрещальной катехизации он познакомил присутствующих с официальными документами Церкви по этой теме, поделился новыми наработками и рекомендациями по подготовке к Таинству Крещения. Семинар продолжился выступлением протоиерея Александря Зелененко, клирика Санкт-Петербургской епархии, автора методического пособия «Приходское консультирование», одобренного Синодальным отделом религиозного образования и катехизации. Отец Александр представил методические и организационные рекомендации по реализации в храме службы приходских консультантов на опыте реализации этой методики в епархиях, раскрыл основные вопросы подготовки консультантов и организации данной службы на приходе. В ходе семинара выступил иеромонах Димитрий (Першин), который представил учебный курс для работников свечных ящиков и дежурных сотрудников храмов, реализуемый Миссионерской комиссией по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, и представил методические и тематические рекомендации для слушателей данного курса. Пресс-служба Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

В связи с появлением трещин в стенах Никольской церкви, ее фасад был отремонтирован в 1849 г, а интерьер — в 1858 г. В храме находился местночтимый образ святителя Николая (не сохранился). На этой резной деревянной иконе он изображен в полный рост в архиерейском облачении. Его руки подняты вверх; в левой он держит церковь, а в правой — меч. В верхней части образа — «Никейское чудо». В народе бытовало предание о том, что эта икона приплыла по реке Пахре. Ежегодно 13 июня перед образом святителя Николая служили молебны в Добрятине и Выползове, а весной — в Крюкове, Жукове и других деревнях Подольского уезда. В Никольской церкви находились и два серебряных креста с частицами мощей. До наших дней они не сохранились. Поскольку храм в Стрелкове был холодным, то богослужения в нем совершались редко. Собственного причта в селе не было. Это связано с недостаточным финансовым обеспечением. Еще в середине XVIII столетия Никольскую церковь приписали к храму села Васильевского (Загорья). В 1783 г. этот деревянный храм пришел в полную негодность. Тогда епархиальному начальству было подано прошение о переводе причта в Стрелково. Из-за имущественных споров владельцев сел Стрелкова и Васильевского и причта церкви святителя Николая последняя вторично стала приписной, но уже к Покровскому храму села Покров-Разницы. Произошло это в 1814 г. В июле 1878 г. Никольскую церковь ограбили. В 1880 г. ее территория была обнесена деревянной оградой, поставленной на каменных столбах. В июле 1892 г. храм пытались обокрасть вторично. В то же время было ограблено около 15 церквей в Подольском, Бронницком и Коломенском уездах Московской губернии. В 1893 г. в Стрелкове свирепствовала холера. Местные жители с пламенной молитвой обратились к Господу: были отслужены Божественная литургия, молебен и совершен крестный ход вокруг села. После этого болезнь прекратилась. В 1899 г. в Никольской церкви проводились ремонтные работы: стены покрасили масляной краской, а колонны, карниз и киоты у иконостаса заново вызолотили. 26 сентября 1899 г. храм был вновь освящен. Накануне было совершено торжественное всенощное бдение, а утром перед литургией — малое освящение с молитвой об обновлении церкви. Служение Божественной литургии возглавил благочинный священник Николай Сироткин. Настоятель Покровского храма священник Михаил Порецкий произнес речь, а после молебна перед образом святителя Николая Чудотворца преподнес в дар местному благотворителю, крестьянину села Стрелкова Павлу Максимовичу Горлову, икону и просфору.В библиотеке при Никольском храме находилось немало древних и старинных книг: «Триодь постная» 1699 г, «Ирмологий» 1753 г. и др., а в 1894 г. собрание обогатилось 16 томами, пожертвованными диаконом церкви села Влахернского (Кузьминки).

http://azbyka.ru/palomnik/Никольский_хра...

В праздник Собора Архистратига Михаила Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Архангельском соборе Московского Кремля 21 ноября 2015 г. 16:29 21 ноября 2015 года, в праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в  Архангельском соборе  Московского Кремля. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  епископ Богородский Антоний , руководитель  Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям ;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы; протоиерей Анатолий Родионов, благочинный Влахернского округа  Московской городской епархии ; протоиерей Андрей Милкин, руководитель Патриаршей службы протокола; протоиерей Вячеслав Шестаков, настоятель Патриаршего подворья храмов в Зарядье г. Москвы; столичное духовенство. В храме присутствовал губернатор Орловской области В.В. Потомский. Богослужебные песнопения исполнил хор храма преподобной Евфросинии Московской в Котловке г. Москвы (регент — И.А. Милкина). После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан иерея диакона Николая Кривотулова, клирика храма иконы Божией Матери «Знамение» в Захарьино г. Москвы. Проповедь перед причастием произнес священник Александр Нарушев, настоятель храма святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси, чудотворца — Патриаршего подворья Успенского Старицкого монастыря. На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. По окончании Литургии Святейший Владыка совершил славление у чтимого образа Архангела Михаила в местном ряду иконостаса Архангельского собора и обратился к участникам богослужения с  Первосвятительским словом . У выхода из собора с днем рождения Предстоятеля Русской Церкви поздравили юные волонтеры, оказывающие помощь при проведении богослужений и мероприятий с участием Святейшего Патриарха. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4279058.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Патриарх Кирилл совершил великое освящение храма Сретения Господня в Жулебине г. Москвы 12.03.2023 12 марта 2023 года, в Неделю 2-ю Великого поста, святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского (переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста), патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Сретения Господня в Жулебине г. Москвы (Влахернское благочиние Юго-Восточного викариатства Московской епархии) и Божественную литургию святителя Василия Великого в новоосвященном храме. Были освящены два престола: центральный — в честь Сретения Господня, южный — в честь иконы Божией Матери «Троеручица». Патриарху Кириллу сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, управляющий Центральным викариатством столицы; архиепископ Егорьевский Матфей, управляющий Северо-Восточным и Юго-Восточным викариатствами г. Москвы; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Анатолий Родионов, благочинный Влахернского округа, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьине г. Москвы; иерей Марк Кравченко, и.о. настоятеля храмов праведного Иоанна Кронштадтского и Сретения Господня в Жулебине, войсковой священник Центрального казачьего войска в составе Коллегии войсковых священников при Синодальном комитете по взаимодействию с казачеством; протоиерей Вячеслав Горобец, клирик храмов праведного Иоанна Кронштадтского и Сретения Господня в Жулебине; иеромонах Ермоген (Бурыгин), и.о. председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; столичное духовенство. Храм в честь Сретения Господня в Жулебине возведен в рамках Программы строительства православных храмов в Москве.

http://drevo-info.ru/news/28855.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Николай Крылов, прот. Фотография. Бутырская тюрьма.1936 г. Васильевич Крылов (26.04.1875, с. Петровское Верейского у. Московской губ.- 11.12.1941, Карагандинский ИТЛ, Казахская ССР), сщмч. (пам. 28 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи пономаря. Окончил 3 класса Звенигородского ДУ. Проходил срочную военную службу в качестве писаря. После демобилизации пожелал служить в духовном ведомстве. 26 марта 1896 г. Можайским еп. сщмч. Тихоном (Никаноровым ; впосл. архиепископ) определен на должность письмоводителя Московского епархиального училищного совета Кирилло-Мефодиевского братства. С 1 сент. 1898 по 10 июня 1900 г. работал учителем-воспитателем в церковноприходской школе при храме св. Василия Неокесарийского и в приюте приходского попечительства той же церкви в Москве. 2 мая 1900 г. получил звание учителя церковноприходской школы. 30 мая того же года назначен псаломщиком к Казанской ц. в с. Подлипечье (Подлипичье) Дмитровского у. Московской губ. С сент. 1900 г. руководил общеприходским пением во время богослужений и вел внебогослужебные собеседования с народом. 4 февр. 1901 г. посвящен в стихарь. Одновременно Н. безвозмездно преподавал в церковноприходской школе дмитровского во имя святых Бориса и Глеба мужского монастыря : с 1 сент. 1903 г.- церковное пение, с 27 сент. 1904 г.- церковнослав. язык (до 1909). С 1 сент. 1905 по 1 сент. 1909 г. состоял учителем пения в земском уч-ще в дер. Митькиной Дмитровского у. 19 янв. 1909 г. Московским и Коломенским митр. сщмч. Владимиром (Богоявленским) Н. был определен на должность диакона-псаломщика к Спасской ц. Влахернской иконы Божией Матери и Нерукотворного образа Спасителя женского монастыря в с. Деденёве Дмитровского у., рукоположен во диакона 24 янв. 1909 г. Дмитровским еп. Трифоном (Туркестановым ; впосл. митрополит). С 19 сент. по 19 окт. 1911 г. был слушателем Московских епархиальных миссионерских курсов под рук. прот. сщмч. Иоанна Восторгова . С 1912 г. начал руководить общеприходским пением, введенным по его предложению в Спасо-Влахернском мон-ре. Во время первой мировой войны нес послушание духовного попечения о раненых, размещенных в монастырском лазарете и лазарете духовенства, регулярно проводил с ними религиозно-просветительские чтения и собеседования. 23 дек. 1915 г. Н. стал законоучителем в деденёвской земской школе. 16 мая 1917 г. был избран членом благочиннического совета и депутатом от благочиния на Московский епархиальный съезд духовенства и мирян.

http://pravenc.ru/text/2565744.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010