По их религии, мёртвые сжигаются и через огонь приходят в общение с богами, где они под покровительством Иама – потустороннего владыки ведут счастливую жизнь. Злые же, напротив, снисходят во тьму. Так учит буддизм. По религии персов, основателем которой был Зороастра, тотчас после смерти каждый подвергается суду: добрый, сопровождаемый своими добрыми делами, входит в Рай, а злой низвергается в ад. В последок дней наступает воскресение всех мёртвых и затем начинается вечное царство Благого Бога. По вере древних египтян суд над мёртвыми решает судьбу душ. Сердце умершего взвешивается на весах правды. Кто оказывается легковесным, идёт в адские муки, между тем как праведные достигают жилищ славы. И другие древние народы (например, германцы), будучи очень дикими народами, имели, однако ж, сознание о загробном месте воздания. Фома. Эти примеры истории действительно очень интересны и поучительны. Священник. Они достаточно удостоверяют нас в веровании народов относительно места блаженства в загробной жизни. Но во что веруют все народы, это не может быть обманом. А чего требует разум и подтверждает вера народов, это есть в то же время Богом открытая истина. Есть Небо, ибо: с) об этом свидетельствует слово Божие. Тот, Кто сошёл с Неба, чтобы искупить нас и сделать счастливыми, должен лучше всех знать, есть ли Небо и назначено ли это Небо и для нас. И что же говорит об этом Иисус? Он говорит: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» ( Ин.14:2–3 ). Как ясно и определённо говорит здесь Христос о загробном Небе, которое приготовлено для нас! Когда затем Он готов уже был идти за нас на смерть, то обратился к Небесному Отцу Своему с той достопримечательной первосвященнической молитвой, в которой Он, между прочим, молился так: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне» ( Ин.17:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

И при всём этом (наслаждении) не оставляла его и мудрость, то есть высшие идеалы оставались при нём. Всё, чего бы не пожелали глаза его, он не отказывал им. Не возбранял сердцу своему никакого веселья, потому что сердце его радовалось всему, чем обладал он. «И оглянулся, – говорит он, – я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, всё – суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!» ( Еккл.2:11 ). Но против того, что человек назначен только для этого мира, восстаёт и всякое разумное мировоззрение. Кто стал бы трудиться и ревновать о добродетели, если бы для всех вообще людей жизнь оканчивалась со смертью? Кто стал бы ещё ограничивать себя и удерживать свои страсти, если бы земная жизнь была единственной целью нашего существования? Это знал уже Соломон, который хотя и соглашался и допускал, что мудрый человек имеет преимущество перед глупым, как свет перед тьмой, но он присовокупил при этом такое знаменательное слово: «если и меня постигнет та же участь, как и глупого, то какая мне польза от того, что я сделался очень мудрым» ( Еккл.2:15 ). Он хочет сказать, если человеческая жизнь для всех оканчивается одинаково и по смерти ожидать нечего, то было бы глупо возлагать труд и заботу для того, чтобы достигнуть высшего совершенства. Если настоящая жизнь есть единственная цель нашего существования, тогда правы те, которые говорят: «Будем есть и пить, то есть наслаждаться жизнью, ибо уже завтра нас не будет». Но далеко ли бы ушли мы, и могло ли бы долго существовать человеческое общество, если бы все стали жить по этому правилу. Следовательно, кто не разучился здраво мыслить, тот необходимо должен сказать: «Быть не может, чтобы человек сотворён был только для этого мира, ибо при этом взгляде на жизнь, право, ведь невыносимо было бы жить в этом мире». Фома. Тогда было бы именно так, как в социалистическом государстве будущего, где каждый хочет наслаждаться и никто не хочет работать. Священник. Совершенно верно замечает Фома.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Но Господь под насущным хлебом разумеет все то, что необходимо нам для пропитания тела и других неизбежных житейских потребностей. Ты не должен просить у Него никаких лакомств, никаких предметов роскоши, никакого излишества. Не забывай, сколько благих даров требуется со стороны Бога и сколько труда и усилий со стороны человека для того, чтобы хоть один кусочек хлеба подать на стол твой, и с какой, значит, благодарностью ты должен принимать и вкушать его! То недоброе дитя, для которого слишком сух и невкусен черный хлеб, который отец и мать его зарабатывали в поте лица своего. И тот не стоит и названия чада Божия, кто пренебрегает пищей, которую дает ему Сам Отец его Небесный. А что те блага, которые человек (не исключая даже и самого беднейшего из нас) получает ежедневно из рук Отца своего Небесного, не слишком незначительны и ничтожны, это увидим мы сейчас из ответа на вопрос, что же нужно разуметь под насущным хлебом. – Под этим хлебом разумеется все, что относится к пропитанию тела и его потребностям, как то: к пище и питью, одежде и обуви, дому и двору – следовательно, пища, одежда, жилище и все, что нужно для приобретения их – поле, скот, деньги, имущество, все, что вызывается обыденными потребностями жизни. Кратко сказать, если ты просишь насущного хлеба, то просишь о даровании тебе всего, что нужно для поддержания и продолжения телесной жизни, и об устранении того, что не благоприятствует и вредит ей. Поэтому тебе необходимо простирать свои думы и заботы не на одну только печь и мельницу, но и на сады и широкое поле. А если так, то не ограничивай своей деятельности одними только пределами дома и двора, кухней и погребом, но простирай ее и на сады и поля и, когда читаешь: «Отче наш» пади ниц в чувстве благоговения пред Твоим Богом, Небесным Отцом и благодари Его за то, что Он дал тебе все это из одной любви и милости, и не тебе только, но и тысячам тысяч людей, очи которых ежедневно вместе с тобой устремляются на Него в ожидании, что Он отверзет им щедрую Свою руку, что насытит с благоговением ( Пс.144:16 )! «Придите, поклонимся и припадем, преклоним колена пред лицем Господа», сотворившего нас! «Ибо Он есть Бог наш, а мы – народ паствы Его и овцы руки Его» ( Пс.94:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Если уже Ветхий Завет так несомненно излагает это учение, то несравненно более ясное объяснение об этом предмете даёт нам Новый Завет. Не содержит ли этот Завет учение Того Божественного Посланника, Который для того и приходил с Неба, чтобы нам принести известие о загробном мире? И именно ад и его вечную продолжительность чаще всего и делал вочеловечившийся Сын Божий предметом Своей проповеди. Так, в Евангелии святого Марка три раза повторяет Он это учение, когда говорит так: «лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геену, в огонь неугасимый» ( Мк.9:42–47 ). Иисус говорит здесь о соблазнах и хочет сказать, если у тебя есть нечто такое, что влечёт тебя ко греху, то ты должен подавить, искоренить эту страсть, хотя бы предмет её был так мил тебе, как твой глаз, или так необходим, как твоя рука или нога. Ты должен отказаться от этого, если ты хочешь войти в жизнь, то есть не хочешь вечной погибели. Так же определённо это учение об аде выражено в том приговоре, который Христос некогда произнесёт о грешниках при всеобщем Суде и который гласит так: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф.25:41 ). И потом Иисус прибавляет ещё к этому: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (ст.46). Как и Сам Божественный Учитель, так недвусмысленно излагают нам это учение и Его апостолы; так, святой апостол Павел пишет, что Бог пламенем огня наказывает тех, которые не знают Бога и не покоряются благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые (за это) подвергают вечной погибели ( 2Фес.1:8–9 ). А святой Иоанн говорит об огненном и серном озере, где нечестивые «будут мучиться день и ночь во веки веков» ( Откр.20:10 ). Этих изречений Священного Писания достаточно, чтобы убедить нас в той истине нашей веры, что ад есть и что он продолжается вечно. Этой истиной святые мученики так глубоко были проникнуты, что они предпочитали перенести лучше самые ужасные муки, чем подвергнуть себя опасности вечных мучений. Страх перед адскими муками преодолевал в них боязнь перед земными страданиями. – Следовательно, ад есть, так как об этом свидетельствует история всех народов и изречения Священного Писания. Но:

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Фома. Но говорят, что Христом установленной Церкви давно уже нет на земле, а теперь существующая не содержит уже в себе истины христианского учения. Священник. Если бы это была правда, то тогда пришлось бы прийти к такому заключению, что Христос плохо заботился о Своём деле и, следовательно, Он напрасно исполнял в мире Свою учительскую обязанность, напрасно установил Церковь , напрасно и сообщил ей дары Святого Духа. Ведь Сам Спаситель сказал, что «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» ( Ин.14:16–17 ). Благодать Святого Духа преемниками апостолов через хиротонию передаётся и будет передаваться от одних к другим вовек. Фома. Говорят, что архиереи наши напрасно и право рукоположения-то присвоили себе. Лучше было бы, если бы целое общество избирало себе подобных наставников, чем одному епископу поручать это дело. Священник. Я знаю, что сейчас есть такие сектантские общества, которые так и делают. Но мы должны соблюдать тот порядок, который указан Самим Христом и Его апостолами. Спаситель не всем верующим, а только избранным апостолам дал власть учить, крестить ( Мф.28:18–20 ), решать и вязать грехи ( Мф.18:18 , Ин.20:21–23 ) и рукополагать пресвитеров. В доказательство последнего я могу указать на следующий пример из Церкви Апостольской. Для церквей Критских нужны были пресвитеры. Там, в городах, между христианами много было почтенных и учёных старцев. Однако ж, апостол не им поручил довершать недоконченное по церковным делам и поставить по всем городам пресвитеров, и не обществам дал это право, а оставил для сего на Крите епископа Тита ( Тит.1:5 ). Другому епископу Тимофею заповедано в первом послании: «Рук ни на кого не возлагай поспешно» ( 1Тим.5:22 ). Христиан же всех Божественное Откровение обязывает такими заповедями: «каждый должен разуметь пастырей и учителей, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» ( 1Кор.4:1 ); «повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших» ( Евр.13:17 ). Это заповедал и Сам Спаситель, и притом с угрозой, сказав: «Слушающий вас Меня слушает» ( Лк.10:16 ); «сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому» ( Лк.10:12 ). Таким образом, от самых апостольских времён не было примера, чтобы само общество без епископа поставляло кого в пастыри. Если же сейчас находятся такие самочинные общества, которые дозволяют себе это делать, то это печальное и болезненное явление в нашем христианском мире. Это предсказано было ещё апостолом Павлом: «будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» ( 2Тим.4:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

1) Что ад существует, в этом убеждает нас, прежде всего, предание всех народов. Начиная от самых древних культурных народов – индийцев и египтян, и до самых диких племён Южного океана и внутренней Африки, все они, по свидетельству истории, веровали в существование вечных мучений. Но чему веруют все народы, это не может быть ложным. История свидетельствует далее, что величайшие умы древних эпох признавали и говорили именно о вечности адских мук. Так, например, Платон говорит: «Мёртвые все представлены будут своими гениями-хранителями пред лице Вечного Судии, как те, которые шли путём добродетели, так и те, которые шли путём различных пороков. Тех, состояние которых вследствие великости их преступлений будет признано непоправимым, заслуженная ими судьба ввергает в тартар (ад), из коего они никогда уже не выйдут». Не правда ли, что этот языческий философ как будто хотел многим из христиан, нетвёрдым в своей вере, сделать наставление об этой основной истине нашей религии? Подобно и поэт Лукреций, который в других случаях отрицал обыкновенно и богов, и загробную жизнь, свидетельствует в своих стихах, что вера в вечность ада была присуща всем вообще языческим народам. Равным образом и поэт Вергилий в своей Энеиде изображает нам ад как место, где отверженные должны день и ночь вечно мучиться. То, что, таким образом, присуще сознанию всех народов и прямо засвидетельствовано великими умами, есть несомненное учение Священного Писания. О существовании ада и вечности мучений в нём свидетельствует как Ветхий, так и Новый Завет . Так, например, у пророка Исаии говорится, что при конце мира огонь разрушит все царства и грешники пойдут в огонь вечный. И далее вслед за этим мы читаем у него: «не будет гаснуть (этот огонь) ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым его, земля будет от рода в род оставаться опустелою; во веки веков никто не пройдет по ней» ( Ис.34:10 ). Здесь, таким образом, ясно высказано, что ад есть, и что он есть неугасимый огонь, и что поэтому никто вовеки не в состоянии будет пройти. В другом месте того же пророка речь идёт о волшебствах и чародействах, и именно он так говорит о них: «Вот они, как солома: огонь сожег их, – не избавили души своей от пламени» ( Ис.47:14 ). Таким образом, волшебники и чародеи разделяют участь соломы, когда они попадают в огонь от силы пламени, которого не будет спасения. У пророка Даниила говорится: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» ( Дан.12:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Фома. Точное исполнение пророчеств ясно говорит за подлинность и Божественный характер этих книг. Священник. Но подлинность и Божественное происхождение книг новозаветных может быть доказана и по внутренним основаниям. Они сами говорят за себя естественностью и простотой, с какой повествуют обо всём, что в них содержится. Как просто и естественно изображаются факты воскресения мёртвых! Должно предположить, что священные писатели были поражаемы чувством удивления при таких великих чудесах. Но они забывали самих себя и говорили только о чудесном событии. Правда, при изображении других обстоятельств они говорили о себе и о тех, которые принадлежат к числу их; они делают это таким образом, что необходимо бывает сказать: «Здесь мы имеем дело с такими писателями, которые поступают объективно и согласно с обстоятельствами дела. Так, например, они не скрывают, как они спорили между собой, кто самый больший между ними, как они всегда мечтали о земном царстве Мессии, как один из них сделался предателем Иисуса, как другой трижды отрёкся от Него». Я спрашиваю: могли бы позднейшие писатели говорить с такой простотой и непринуждённостью и представлять нам в таком виде апостолов? Фома. Это прямо невозможно. Священник. В пользу подлинности книг Нового Завета говорит и то впечатление, которые производят они на читателя. Всё, что здесь рассказывается, производит такое впечатление, что составители сами при этом были и непосредственно всё пережили. В этом можно убедиться, если обратить внимание на те мельчайшие подробности в их рассказах, которые касаются посторонних обстоятельств. Так, например, об Иисусе на Масличной горе говорится: «И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился» ( Лк.22:41 ). Мог ли так говорить, так выражаться тот, кто не был очевидцем? Далее читаем мы: «Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх» ( Ин.18:10 ). Так может говорить и писать только очевидец. В пользу подлинности новозаветных книг говорит и тот способ, каким изображается лицо Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Кто хочет сделаться высоким чиновником или способным банкиром (есть биржевые занятия и позволительные, и необходимые), тот прежде должен путём продолжительного обучения и образования приобрести способность к этому, он должен много, очень много потрудиться. Дроворуб не имеет нужды в учении, ему ничего более не нужно как две здоровые руки. Поэтому и работа его гораздо менее оценивается. Да и Богу совсем не угодно, чтобы все люди исполняли одинаковую работу и занимали равное положение в обществе. Бог хочет, чтобы в мире господствовало соподчинение, и чтобы один был в зависимости от другого, как члены нашего тела распределены между собой. По определению Божию, человеческое общество разделяется на известные сословия или состояния. Пока общество будет продолжать своё существование, до тех пор неизбежно должны существовать и эти сословия. Если теперь одно состояние сопряжено с большим трудом, чем другое, то не Бог виноват в этой несоразмерности условий, но грех человека, ибо вследствие греха труд стал уже не удовольствием и радостью, но тяжестью и бременем. Грех же есть причина и того, что труд так часто бывает бесполезен и безуспешен, и так мало приносит выгоды. Это доказывает нам изречение Священного Писания: «Если же не послушаете Меня, – говорит Господь, – и не будете исполнять всех заповедей сих... то и Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа, и будете сеять семена ваши напрасно» ( Лев.26:14, 16 ). Пётр. Итак, Бог не виноват, если одна часть человечества вздыхает под бременем работы. Потом необходимо помнить, что никакая работа, хотя бы самая чёрная и обыкновенная, нисколько не унижает и не бесчестит человека, если она не заключает в себе греха и нарушения в себе заповеди, как например, работа вора или обманщика. Священник. С того времени, как пришёл на землю в образе человека Сын Божий, труд стал почтённым. Истинно великие люди теперь уже не только не стыдятся труда, но считают его честью для себя. Святой апостол Павел говорит о себе, что он снискивал себе пропитание трудами рук своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Это есть переход от вечности к вечности. Всё более и более желают они радости – всё более и более получают то, чего желают. Всё более и более жаждут они познания Бога – всё более и более получают это познание. Они всегда блаженны и делаются всё более и более блаженными». Пётр. О, если бы и нам Господь судил достигнуть этого Неба! Священник. Небо бесконечно дорого для нас, ибо: в) на нём мы будем подобны Богу. «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему» ( 1Ин.3:2 ). Бог Сам сообщает нам часть Своей Божественной сущности, дабы мы способны были лицезреть Его. Это тот чудесный свет, который просвещает нас и делает способными видеть Бога. «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» ( 2Кор.3:18 ). «Во свете Твоем узрим свет», – говорится у святого Псалмопевца ( Пс.35:10 ). «Слава Божия осветила его (небесный град), и светильник его – Агнец», – говорит Иоанн ( Откр.21:23 ). Как утренняя заря освещает тёмное облако, так что оно блистает и светит, как бы оно само производило этот блеск, как солнце делает блестящим алмазный камень и росу на траве, как бы оно само скрывалось в нём, так блестит и душа в свете Божества и сама становится чудной и почти Божественной. Она воспринимает часть в жизни Иисуса Христа, а через Него и в жизни Отца Его. Она обладает полнотой жизни, подобно Тому, Который жизнь имеет в Самом Себе и Сам есть жизнь. Пётр. В преображении Иисуса на Фаворе мы, следовательно, имеем образ нашего преображения на Небе. Священник. Небо бесконечно дорого, ибо: с) оно есть бесконечное благо и достояние блаженных. «Войди в радость господина твоего» ( Мф.25:23 ). «И возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» ( Ин.16:22 ). Эти слова Божественного Спасителя уверяют нас, что небесная жизнь с её радостями и блаженством никогда не прекратится. Кто вошёл в радость Неба, тот не должен уже бояться, что он когда-нибудь его потеряет, ибо Небо есть, как пишет святой апостол Пётр, наследство нетленное, неувядаемое, хранящееся для нас в небесах ( 1Пет.1:4 ). Но и удовлетворить нашу жаждущую этого блага душу может только прочное, постоянное, бесконечное обладанием им.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Как счастливы мы и как должны благодарить Бога, если мы, находясь в опасности, можем так просить Отца своего и питать надежду, что Он услышит нас, как отец слышит детей своих, и не отринет нашей молитвы, когда мы обращаемся к Нему со словами: «Отче... не введи нас во искушение!» Но старайся и ты, друг, чтобы тебе самому не повредить успеху этой молитвы и самому себя не ввести в то искушение, об избавлении от которого ты молишься! Кто, по беспечности отдаст себя в опасность, того она и постигает. Кто, например, понуждал Симона Петра идти во дворец первосвященника, где он подвергся искушению? Избегай случаев, мест и обществ, которые небезопасны для тебя и в которых ты, быть может, не раз уже преткнулся. Вооружайся мужеством противостоять этим соблазнам. Имей общение и братскую любовь с людьми благочестивыми и богобоязненными. Наш Учитель не без основания посылал в мир учеников Своих не поодиночке, а вдвоём или втроём. Бдительно следи за всем, что отдаляет тебя от Бога. Не ходи туда, где сидят злые люди и куда не сопровождает тебя Отец Небесный. Не удаляй от себя оружие света – меч духовный, слово Божие, которым Сам Господь отразил искусителя, и молитву к Богу, которая не только в бедах помогает, но от смерти избавляет и которой Он не оставит вне Своего слуха, если ты обращаешься к Нему во имя Его Возлюбленного Сына. Итак, не смущайтесь и утешьтесь, братие, как бы сильно ни нападал на вас дьявол, мир и плоть ваша! Наш Бог сильнее всякой силы, восстающей на Него. Если же такой Бог за нас, то кто против нас? Когда апостол Петр, утопая в волнах морских, обратился к Богу с глубокою мольбою, то увидел Его спасающую руку, извлекающую его из волн морских. Он и тебе среди разбушевавшихся волн искушений может протянуть эту руку, сказав им Своё всемогущее слово: «здесь предел ваш, остановитесь!» Он дает бремя по плечам, на которое оно возлагается, и плечи по бремени, которое должны они нести. «Вас, – говорит апостол Павел, – постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» ( 1Кор.10:13 ). Поэтому не отчаивайтесь в вашей надежде, но поднимайте взор ваш горе, к той небесной награде, которую Господь уготовил Своим борцам и победителям. Ибо «блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получил венец жизни, который обещал Господь любящим Его» ( Иак.1:12 ). Аминь. Беседа восьмая. О седьмом прошении Молитвы Господней

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010