В Америке Православие тоже активно развивалось. Благодаря деятельности епископа Владимира (Соколовского-Автономова) в Сан-Франциско в конце 1880-х годов был построен новый кафедральный собор. Вернулась в Православие униатская община во главе со священником Алексием Товтом, будущим протопресвитером Православной Церкви Америки, прославленным в лике праведников. В начале 1890-х годов правящим архиереем Аляски и Северной Америки был поставлен епископ Николай (Зиоров; †1915), активный миссионер не только среди алеутов и других народов Америки, но и среди униатов и протестантов. Именно владыка Николай сформировал вокруг себя круг активных деятелей Православной Америки, в который вошли псаломщик Александр Хотовицкий, впоследствии протоиерей, священномученик; священник Иоанн Кочуров, погибший в октябре 1917 года и ставший первым новомучеником, пострадавшим от богоборцев в XX веке; архимандрит Рафаил (Хававини), будущий епископ Бруклинский, прославленный в лике святителей; иеродиакон Севастиан (Дабович), канонизированный в чине преподобных, и другие. В этот же близкий епископу Николаю круг вошла Изабель Хэпгуд. В конце XIX века в Америке активно развивалась Православная Церковь: строились храмы, увеличивалось количество православных. Возрастал также интерес Англиканских церквей к русскому Православию. Все эти задачи ставили перед Церковью новые вопросы. Одним из них был перевод русского православного богослужения на английский язык. По благословению епископа Николая (Зиорова) его начала реализовывать Изабель Хэпгуд. Благословение Иоанна Кронштадтского Работая над книгой, Изабель оказалась в удивительной обстановке. Помимо круга будущих мучеников, исповедников, святителей и преподобных Американской Церкви, еще два великих русских святых кардинально повлияли на ее судьбу: праведный Иоанн Кронштадтский и святитель Тихон, Патриарх Всероссийский. В 1895 году она встретилась с Иоанном Кронштадтским. Встреча была случайная и мимолетная. Изабель слышала множество историй, в том числе слухов и вымыслов, об отце Иоанне. Некоторое время она пыталась увидеться со «всероссийским батюшкой»: все говорили о нем как о величайшем праведнике. Отчаявшись, Изабель перестала искать встречи с Кронштадтским пастырем. Именно тогда все и произошло… Они пересеклись в железнодорожном вагоне, и она сразу его узнала. Отец Иоанн сжал ее руку и сказал: «Вы станете сильнее. У вас достанет сил на все». Эти слова стали для Хэпгуд пророчеством и вдохновили ее на труд по переводу церковнославянского богослужения.

http://patriarchia.ru/db/text/6028461.ht...

Что же касается епископа Ковровского, викария Владимирской епархии Афанасия (Сахарова), его крестный путь отражает следующая собственноручная запись: «27 июня 1954 года исполнилось 33 года архиерейства. За это время: на епархиальном служении 33 месяца. На свободе не у дела 32 месяца. В изгнании 76 месяцев. В узах и горьких работах 254 месяца». В 1955 году его, 68-летнего, освободили из инвалидного дома, который своим лагерным режимом окончательно подорвал его здоровье. Он поселился в городе Петушки и был назначен председателем Календарно-богослужебной комиссии при Издательстве Московской Патриархии. Он, как единственный оставшийся в живых член комиссии Поместного Собора 1917-1918 года по изданию православного месяцеслова, служб всем русским святым и лицевых святцев, продолжил свои исследовательские труды в области православного богослужения и начал работу по сбору и систематизации служб русским святым. Точно неизвестно, когда состоялось знакомство архимандрита Пимена с епископом Афанасием, но можно предположить, что это произошло только после его возвращения из Иерусалима, поскольку освободился владыка Афанасий в марте 1955 года, а уже в начале мая того же года игумен Пимен был командирован в Израиль. Старший научный сотрудник Отдела новейшей истории РПЦ ПСГТУ Ольга Косик предположила, что между архимандритом и епископом возник своеобразный заочный контакт, выразившийся в посылке книг. В письме друга отца Пимена, впоследствии трагически погибшего священника Павла Соколовского (состоявшего в Календарно-богослужебной комиссии), к святителю от 2 сентября 1957 года сообщается: «Начальник Иерусалимской Миссии архим[андрит] Пимен прислал несколько богослужебных книг на греческом языке. Так как основная часть их была послана на имя Святейшего (но для нашей Комиссии), то они находятся у о[тца] Протопресвитера. У меня лишь на руках недавно полученные через Патриархию Типикон и Архиерейский Чиновник. Полагая, что для Вашего Преосвященства эти книги представляют большой интерес, посылаю их Вам».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Ректора Академии о допущении к поверочным испытаниям студентов семинарий, прибывших волонтерами: Вифанской – Леонида Багрецова, Ивана Воронцова, Анатолия Воскресенского, Александра Заозерского, Бориса Каптерева, Дмитрия Лебедева , Александра Пономарева, Михаила Стеблева, Владимирской – Ивана Воскресенского, Сергея Крылова, Петра Миртова , Ксенофонта Нарбекова, Николая Нарбекова, Ардалиона Смиренина; Вологодской – Николая Голубцова, Павла Лобанова, Михаила Панебратцева; Волынской – Венедикта Туркевича; Воронежской – Митрофана Красноложского, Пантелеймона Никитина, Ивана Ферронского; Вятской – Якова Калачникова, Павла Краева, Алексея Трошина; Донской – Мирона Горчукова; Калужской – Владимира Измаилова, Петра Чернецова; Киевской – Ивана Говядовского; Костромской – Сергея Введенского, священника Павла Воскресенского, Макара Изюмова; Курской – Дмитрия Булгакова; —232— Могилевской – Павла Попова, Василия Яковлева; Московской – Дмитрия Введенского , Михаила Каптерева, Алексея Кудинова, Сергея Курова, Николая Махаева, Александра Постникова, Василия Протопопова , Николая Пшеничникова, Александра Славского, Сергея Смирнова , Виктора Соколова, Сергея Соловьева ; Нижегородской – Ивана Адамантова, Виктора Лебедева, Николая Соколовского, Константина Старокотлицкого; Новгородской – Анатолия Светлова; Одесской – Якова Соенко; Орловской – Василия Кедрова, Владимира Коренева; Пензенской – Валентина Металлова, Виктора Юницкого; Подольской – Иосифа Доорохольского; Полтавской – Николая Гуглинского, Владимира Овсиевского, Полиевкта Якубовского; Рязанской – Николая Беляева , Николая Васильева, Алексея Головина, Ивана Дмитревского, Якова Сперанского, Александра Старицына; Самарской – Николая Благомыслова; Саратовской – Василия Танаисова; Смоленской – Семена Белавенцева, Ивана Ширяева; Таврической – Дмитрия Баженова; Тамбовской – Ивана Воздвиженского; священника Иоанна Добросердова; Тверской – Валентина Лебедева, Алексея Сборовского; Тифлисской – Баграта Вирсаладзе; Тобольской – священника Михаила Заборовского; Тульской – Павла Исаковского, Ивана Нечаева; Харьковской – Иоасафа Никанорова; Холмской – Николая Шиманского, Михаила Якубюка; Черниговской – Сергея Корбелецкого, Николая Ромаскевича, Аркадия Спасского, Евгения Шиянова и Ярославской – Николая Волнина, Ивана Преображенского и Ивана Сахарова

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—154— или если представил сочинение, заслуживающее сей степени, но не оказал успехов соответствующих оной, то, при соискании такими лицами степени магистра, Совет не требует от первого из них нового устного испытания, а от последнего нового сочинения»; ж) § 140: «Применительно к сему Совет поступает и при соискании действительными студентами степени кандидата»; 2) По § 81 лит. б п. 10 устава духовных академий «присуждение звания действительного студента и степени кандидата» значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение Епархиального Преосвященного. Определили: Ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством об утверждении студентов IV курса: I) Каптерева Бориса, Введенского Дмитрия , Бачалдина Ивана, Заозерского Александра, 5) Горчукова Мирона, Смирнова Ивана, Постникова Александра, Овсиевского Владимира, Казакова Павла, 10) Шелютто Михаила, Кедринского Михаила, Смирнова Сергея , Сперанского Якова, князя Ухтомского Алексея, 15) Луговского Александра, Добросердова Иоанна, свящ. Шиянова Евгения, Малахова Василия и Дмитревского Ивана – в степени кандидата богословия с предоставлением им права на получение степени магистра без нового устного испытания; II) Серебрянского Николая, Кедрова Василия, Доброленского Павла, Модестова Александра, Нарбекова Ксенофонта, 25) Соколовского Николая, Сахарова Ивана, Державина Николая, Рождественского Василия , Пискарева Александра, 30) Смирнова Сергея 5-го, Солодовникова Вячеслава, Белавенцева Семена, Стеблева Михаила, Сахарова Петра, 35) Тарасова Ивана, Лобанова Павла, Туркевича Венедикта, Каптерева Михаила, Измайлова Владимира, 40) Яржемского Георгия, Нарбекова Николая и Спасоевича Янко (последнего в виду требований изложенных в определении Святейшего Синода от 11 Марта / 9 Апреля 1869 года о студентах – иностранцах) – в степени кандидата богословия с правом на получение степени магистра по исполнении требований означенных в § 137 академического устава; III) Булгакова Дмитрия, Воскресенского Анатолия, 45) Калюцкого Балериана, Крылова Сергея, Лапина Евгения, Лебедева Дмитрия , Преображенского Ивана , 50) Протопопова Василия , Светлова Анатолия, Славского Александра и 53) Багрецова Леонида – в звании действи-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Зимой 2015 года митрополит Новосибирский и Бердский Тихон (Емельянов) заявил, что постановка нарушает права верующих людей. Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон – Там используется не по назначению церковная символика. Верующие люди возмущены. Те, кто посмотрел постановку, пишут письма, звонят по телефону и просят как-то посодействовать соблюдению закона, – заявил он. Митрополит обратился в прокуратуру и Следственный комитет с просьбой проверить новосибирскую трактовку «Тангейзера», однако правоохранители не нашли в ней признаков уголовного преступления. Административное производство об умышленном публичном осквернении предметов религиозного почитания прекратил суд. Однако скандал вокруг «Тангейзера» привел к отставке директора Новосибирского театра Бориса Мездрича, фактической отмене постановки и началу дискуссии о том, какое именно искусство должно финансироваться государством из бюджета. Епископ Тихон (Шевкунов) – Церковь не вмешивается в свободу творчества. Тем более Церковь не хочет и не собирается брать на себя функции надзора. Но когда у нас пытаются отнять даже право протестовать против оскорбляющего нас кощунства, то есть права на простое чувство, заявляя, что происходящее в общественном пространстве не наше дело, — это явный перебор даже для либералов, господа, – высказался о ситуации вокруг «Тангейзера» епископ Тихон (Шевкунов). Еще одно нашумевшее дело по 148 статье касалось фраз «Боха нет» и «Библия – сборник еврейских сказок», которые житель Ставрополя Виктор Краснов использовал в споре в социальной сети «Вконтакте». Его оппоненты обратились в правоохранительные органы, однако, хотя эксперты признали высказывания Краснова оскорбительными, в 2017 году суд прекратил дело за истечением срока давности. Это решение и приговор по делу «ловца покемонов» Романа Соколовского вызвали заочную дискуссию между известным телеведущим Владимиром Познером и деятелями православной церкви. Владимир Познер – Я, как известно, атеист. Следовательно, считаю, что Бога нет. Я не то чтобы бегаю кругом и кричу «нету, нету» с утра до вечера, но и не скрываю своих убеждений. Я хотел бы получить исчерпывающее разъяснение: исповедуя этот взгляд, я нарушаю Уголовный кодекс РФ? Может быть Патриарх Кирилл скажет, оскорбляю ли я его религиозные чувства, утверждая, что Бога нет? – спросил Владимир Познер в своем блоге .

http://pravmir.ru/ya-ateist-narushayu-li...

Владимир Легойда: «Церковь всегда будет молиться о мире и согласии в Украине» 19 июля 2010 г. 11:40 В преддверии предстоящего визита на Украину Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла глава Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви В.Р. Легойда дал интервью главному редактору «Известий в Украине» Янине Соколовской. — В преддверии визита Святейшего Патриарха Кирилла улицу возле Киево-Печерской лавры переименовали из Мазепы в Лаврскую . Так киевские власти якобы ответили на просьбу Патриарха. Как Вы оцениваете это решение? — Думаю, что оно отражает позицию большинства киевлян. Я уже говорил, что мы всегда поддерживали многолетнюю инициативу Украинской Православной Церкви о переименовании улицы. Единственно, непонятна поднявшаяся вокруг этого вопроса шумиха. Речь идет о возвращении улице названия, которое в полной мере отражает смысл и предназначение находящихся на ней зданий. Все же разговоры о якобы имевшем место официальном обращении Святейшего Патриарха Кирилла к киевским властям по этому вопросу не имеют никаких оснований. — В прошлом году, посещая Украину, Святейший Патриарх сказал , что страна нуждается в сильной молитве в надежде на то, что Господь принесет ей мир. Улучшилась ли, на ваш взгляд, ситуация теперь? — Молитва крайне необходима — и человеку, и обществу. Но нельзя не заметить, какие большие изменения происходят в жизни Украины, в ее взаимоотношениях с соседями. Заметно движение к консолидации украинского общества. Очень важно, что современные украинские власти не пытаются вмешиваться в церковную жизнь, привнося в нее политические мерки и задачи. Но как бы ни были важны процессы на государственном уровне, куда важнее то, что происходит в сердцах и умах людей: как они воспринимают мир, как относятся к тем или иным событиям. И здесь сложно все разом изменить за один год: говорить о «чудесных преображениях» было бы лукавством. Поэтому Церковь как соборно молилась, так и будет продолжать молиться о мире и согласии на Украине. Молиться на всем пространстве канонической территории — от Бреста до Владивостока и от Мурманска до Севастополя.

http://patriarchia.ru/db/text/1223618.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ Товт [англ. Alexis Toth] (14.03.1853, близ Прешова, Словакия - 07.05.1909, США), св. прав., прот. Православной Церкви в Америке. Род. в семье священника-униата (см. Греко-католики ) Георгия, настоятеля храма в округе Сепеш, и Цецилии Товт. Брат А. был униатским священником, дядя - епископом. Начальное образование А. получил в местной школе, прошел военную службу, учился в течение года в римско-католич. семинарии в Эстергоме, закончил семинарию в Ужгороде (венг. Унгвар) и богословский фак-т в Прешовском ун-те. В 1878 г. рукоположен во священника униатским Прешовским еп. Николаем (Товтом), служил на приходах в Словакии, был назначен зав. канцелярией Прешовской епархии. В 1881 г. А. стал ректором греко-католич. семинарии в Прешове и профессором кафедры канонического права и церковной истории. Владел свободно слов., венг., нем., лат. и отчасти греч. языками. В 1879 г. умерли его жена и ребенок. В нояб. 1889 г. в ответ на прошение униатского прихода в США Прешовский еп. Иоанн (Валий) послал А. в Америку. По предписанию епископа А. прибыл в Миннеаполис (шт. Миннесота) для окормления новообразованной униатской карпаторосской общины. Однако местный католич. архиеп. Джон Айрленд, в ведении к-рого находились все униатские приходы, не только отказался дать разрешение на служение, сославшись на то, что А. был ранее женат, но и вскоре запретил и отлучил А. Воспитанный с детства, как и все русины в то время, в любви к РПЦ, А. был готов к принятию Православия. К решительному шагу его подтолкнула встреча в США с враждебным отношением представителей католич. епископата и клира к униатам. А. поехал в Сан-Франциско к еп. Алеутскому и Аляскинскому РПЦ Владимиру (Соколовскому) и был принят в лоно правосл. Церкви в кон. 1890 г. 25 марта 1891 г., в Неделю Православия, в Миннеаполисе еп. Владимир воссоединил с РПЦ весь приход А.- 361 прихожанина. Владыка назначил А. благочинным и поручил ему также окормлять открывавшийся приход в Чикаго. Еп. Владимир оказал финансовую помощь общине А., пожертвовал неск. икон, неоднократно совершал там богослужения. Возвращение общины А. в лоно правосл. Церкви послужило для многих униатских общин в США и Канаде вдохновляющим примером.

http://pravenc.ru/text/64636.html

На шестой неделе Великого поста мне привезли из Московской Духовной Академии для рецензии огромную восьмитомную работу о. Марка Лозинского об Игнатии Брянчанинове. Составил положительную рецензию на четырех страницах. 6 апреля . Вербное воскресенье. Накануне служил всенощную в Троицком соборе. Когда подошел момент освящения вербочек, я повернулся к народу и, как обычно, попросил: " Поднимите ваши вербочки вверх " . Возникло необыкновенное зрелище: море огоньков над морем людских голов. Обедню служил здесь же, произнес проповедь " Вербное воскресенье в Иерусалиме " . Всю Страстную Седмицу служил напряженно, с чувством, с радостью. Однако очень устал за эти дни. Это сказалось на Пасхальном служении заутрени. Еле служил. Сильное переутомление ощущал почти непрерывно. А как хочется каждую минуту Пасхального богослужения ощущать большую духовную радость и утешение. Усталость этому препятствует. Надо учесть, что не только одни службы были у меня на Страстной неделе, но и множество всяких дел по канцелярии, бумаги, посетители, письма, звонки. В канун Дня Победы, 8 мая, посетил нового саратовского уполномоченного Ивана Ивановича Спиридонова. Впечатление хорошее, посмотрим, как будет дальше. 22 июня . Воскресенье. Обедня в Аркадаке. Вручал псаломщику Акиму Леонтьевичу орден св. князя Владимира III степени за 80 лет работы псаломщиком. Ему от роду 96 лет. Очень редкий юбилей. В конце июня был в Москве на конференции всех религий СССР в защиту мира. Я в подгруппе " Безопасность Европы " . Говорил речь. Почему - то ко мне подошли арабы и вручили орден движения " Эль Фаттах " . Сказали, что им понравилось мое выступление. В начале июля я был уведомлен письмом из Москвы о том, что решением Святейшего Патриарха и Священного Синода я назначен временным членом Синода на осеннюю сессию. 16 июля приехал в Москву на одно из заседаний Синода. Ночевал у прот. Павла Соколовского, моего одноклассника по Минской духовной семинарии и однокурсника по Московской Духовной академии. У о. Павла гость — Владыка Кировоградский Боголеп. Когда он был игуменом — наместником Жировицкого монастыря, я поступил в этот монастырь. Меня тотчас сделали секретарем канцелярии и кладовщиком (в должности послушника), а затем очень скоро о. Боголеп постриг меня в монашество и назначил ризничим. Так я и исполнял все три должности в течение 6 лет, пока не был переведен в Московскую Духовную академию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2221...

Схимонах Петр, Прокопий Николаев Суховий, крестьянин Черниговской губернии, Борзененского уезда, Хорошо-Озерской волости и села. Монах Мелетий, Митрофан Владимиров Белоусов, крестьянин Калужской губернии, Перемышльского уезда, Заборовской волости, деревни Головниной. Монах Маврикий, Михаил Константинов Боянов, крестьянин Тобольской губернии, Ишимского уезда, Соколовской волости, деревни Больше-Малышкиной. Монах Ардалион, Архип Сергеев Плаксюк, крестьянин Киевской губернии, Черкасского уезда, села Талиц. Схимонах Авраамий, Алексей Семенов Колбаса, крестьянин Полтавской губернии, Ромейского уезда, Великобубновской волости и села. Рясофорный монах Феодор, Федор Григорьев Пензин, крестьянин Симбирской губернии, Сызранского уезда, села Троицкого. Монах Петр, Павел Васильев Латухин, крестьянинНижегородской губернии и уезда, Арманихинской волости и села. Монах Георгий, Григорий Феодоров Нарышков, крестьянин Полтавской губернии, Константиноградского уезда, Песчаной волости и села. Монах Иоанникий, Иван Исаев Колосов, крестьянин Вятской губернии, Иранского уезда, Починской волости, починка Березина. Рясофорный монах Анания, Ананий Александров Подвашецкий, крестьянин Подольский губернии, Гайсинского уезда, Купянской волости, села Ермовинец. Схимонах Игнатий, Иван Кузьмич Басканов, крестьянин Рязанской губернии, Сапожковского уезда, Сараевской волости, села Кривского. Монах Василий, Владимир Филиппов Ковтун, крестьянин Черниговской губернии, Кролевецкого уезда, Атюжской волости и села. Монах Асинкрит, Афанасий Андреев Буруменской, крестьянин Воронежской губернии, Бирюченского уезда, Верхогубанской волости, хутора Волчья. Монах Прохор, Прокопий Иванович Субботин, потомственный почетный гражданин, Вологодской губернии. Монах Никандр, Николай Каллиников Кудра, казак Черниговской губернии, Кролевецкого уезда, Коробовской волости, села Карельского. Монах Иаков, Иван Романов Бугай, казак Черниговской губернии, Кролевецкого уезда, Коробовской волости, села Карельского. Монах Адриан, Андрей Афанасьев Хохлов, крестьянин Оренбургской губернии и уезда, Спасской волости, деревни Скулан.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

Домовой церкви нет, других церквей в приходе нет. Опись церковного имущества состоялась в 1889 г. за шнуром и печатью консистории. Церковно-приходорасходные книги за шнуром и печатью Консистории 1904 г. При церкви имеется библиотека, в которой 250 томов, 189 названий, все эти книги духовно-нравственного содержания, одобрены Св. Синодом и духовной цензурой. Храм вел и обширную просветительско-образовательную деятельность. С 1868 г. в с. Григоровка существовало начальное народное училище, которое с 1880 г. содержится на средства товарищества «Владимир Алексеев». В нем в 1908/9 уч. году обучалось мальчиков - 69, девочек 48. С 1 ноября 1894 г. открыта в деревне Ледном церковно-приходская школа, в ней в 1908/9 уч. году училось мальчиков 42, девочек 23. В 1902/3 уч. году открыто начальное народное училище при фабрике Южно-Русской Промышленности, в нём в 1908/9 уч. году обучалось мальч. - 30, дев. - 20. Церковь ежегодно расходует: 1) На содержание духовных учебных заведений и обще епархиальные нужды 200 руб. 50 коп.; 2) На содержание хора певчих до 450 р.; 3) На покупку просфор 50 р.; 4) На содержание церковно-приходской школы 100 р. Указом Духовной Консистории от 20 мая 1896 г. за 4423 и на наем церковного сторожа 144 р. 5) На жалованье о. Благочинному 30 р. Каменый храм был построен при свящ. Федоре (1766 г.р.). Нигде не обучался. В этот храм определен 1818 г. Рукоположен Феоктистом Белгородским, на этот приход определен преосв. Еп. Павлом Слободско-Украинским и Харьковским. Целая эпоха связывается со служением в этом храме священника Михаила Соколовского (1834 г.р.). Он служил с 1855 г. и почти дожил до самой революции. В 1914 г. он еще служил в этом храме. О. Михаил родом из Безлюдовки, духовного звания. Окончил Харьковскую Духовную семинарию 15 июня 1855 г. по второму разряду. Рукоположен во свящ. с. Голубовки Лебединского уезда 6 ноября 1855 г. Перемещен в Григоровку по прошению 25 ноября 1855 г. Состоял помощником благочинного 3-го округа. Состоял законоучителем Григоровского начального училища, Леднянской церковно-приходской школы, начальником народного Училища при Фабрике Южно-Русского Товарищества канатной и пеньковой промышленности, состоял Членом благочинного Совета и цензором поучений 2-го Харьковского Округа.

http://sobory.ru/article/?object=03848

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010