Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Владимирская Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Владимирская икона Божией Матери. Праздники из ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери в Вологде. 1549 г. (ВГИАХМЗ). Часто в интернете эту икону неверно называют Флорищевской иконой. Файл 362.jpg:   Размер: 1241x1754, 2.18 MPix, 658 Kb. Дата: 2009-11-10, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (697) , (35) . Описание: Владимирская «Оптинская-Новодивеевская» икона Божией Матери. Иером. Даниил (Болотов)? 50-70-е гг. XIX в. (Новодивеевский мон-рь, Спринг-Валли. США) Файл 12254.jpg:   Размер: 323x400, 0.13 MPix, 48 Kb. Дата: 2011-04-13, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (261) , (8) . Описание: Икона Божией Матери «Владимирская» с предстоящими ювелир: Ахапкина Светлана художник: Соколова Елена скань, расписная эмаль, роспись по эмали. Файл 12647.jpg:   Размер: 450x555, 0.25 MPix, 458 Kb. Дата: 2011-05-27, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (267) , (11) . Описание: Икона в окладе " Богоматерь Владимирская " . Дерево, масло; оклад - серебро. Россия, Москва, мастер Тихонов Афанасий, пробирный мастер Дубровин Н.Д., 1838г. Файл 13558.jpg:   Размер: 525x700, 0.37 MPix, 165 Kb. Дата: 2011-09-22, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (217) , (8) . Описание: Икона «Богоматерь Умиление Владимирская». Первая треть XV века (1410-е) Из Успенского собора Московского Кремля. ГММК (Успенский собор) Файл 18002.jpg:   Размер: 900x1373, 1.24 MPix, 171 Kb. Дата: 2012-06-13, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (228) , (9) . Описание: Богоматерь Владимирская «Насаждение древа...» Ушаков Симон Федорович (1626–1686) 1668 г. 104 × 61 см Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Файл 19031.jpg:   Размер: 2415x3990, 9.64 MPix, 2291 Kb. Дата: 2012-08-13, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (208) , (4) . Описание: Была загружена кем-то как " Межетская чудотворная икона Божией Матери " , не соответствует общепринятой иконографии Мещетской иконы.

http://pravicon.com/icon-58-photo

О иконе Спаса Нерукотвореннаго с изображением положения Христа Спасителя во гроб (которое находится на той же иконе под Убрусом), приводим слова известного нашего археографа, Сахарова. О иконе Нерукотвореннаго образа он говорит: «Сия святая икона, замечательная для иконописцев, имеет все признаки глубочайшей древности. Лик Спасителя изображен с брадою и власами, имеющими вид омоченных (выражение Русских знатоков); лице несколько обращено в правую сторону. Русские знатоки иконописания полагают, что писание лика с обращением на правую сторону было основано у Греков на тексте Евангелия, читаемого 16 Августа: «лице его бе грядущее во Иерусалим.» О изображении, положения Спасителя во гроб. Сахаров продолжает: «Сия св. икона, Положения во гроб Спасителя иначе называемая, не рыдай мене Мати – замечательна по своему высокому художественному пошибу. Здесь усопший Спаситель представлен как бы сидящим, с правой стороны Богоматерь, с левой Иосиф и Никодим плачущие. Точно в таком виде писал это изображение ученик Цареградских Греков Чимабуэ. Итальянский живописец XIII века.» На паперти собора с правой стороны от входа в западные двери между третьим и средним окном в простенке икона Св. Иоанна Предтечи проповедующего в пустыни, (в житии). О сей иконе Сахаров говорит: «На иконе Св. Иоанн изображен проповедующим в пустыни. В этом изображении наблюдательный иконописец найдет: письмо замечательное по своему характеру, раскраску, сохранившую все тоны Византийского искусства, пошиб без поновлений, художество в полном виде Византийское.» На иконе оклад по полям и венец серебряные золоченные, басменной работы, древние, весьма ветхие. Наконец упомянем еще икону Владимирской Божией Матери в чудесах, находящуюся в соборном храме налево за столбом; замечательная по письму, и упоминаемая Сахоровым в числе других икон сего явления, она не менее замечательна по работе вполне художественной и изящной, венца и цаты, которые чеканной работы, с финифтию, убрус низан мелким жемчугом с каменьями; оклад по полям басменной, серебряный золоченный, древний и ветхий далеко не соответствующий работе венца и цаты.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

(со сложенными крестообразно или молитвенно на груди руками) показаны фронтально на фоне монастыря (ВГИАХМЗ). На живописном эмалевом образке сер.- 2-й пол. XIX в. (ВГИАХМЗ) оба преподобных без куколя, седовласые, с развернутыми свитками. Уникальная живописная икона XIX в. написана в вологодском остроге каторжником М. В. Соловьёвым (частное собрание, Вологда). Прп. Игнатий Прилуцкий. Икона 2001 г. (Спасо-Прилуцкий мон-рь) Прп. Игнатий Прилуцкий. Икона 2001 г. (Спасо-Прилуцкий мон-рь) На иконах XVII-XVIII вв. И. нередко изображали среди избранных святых и на полях. В сер. XVII в. иконы-пядницы с образом И. находились в главном иконостасе и на юго-вост. столпе монастырского собора. Святой был написан на иконе прп. Димитрия Прилуцкого вместе с вмч. Феодором Стратилатом; молящимся в земном поклоне - на иконе Седмица; в молении образу Спасителя «во облаце»; «в подножии - перед Богородицей с Младенцем на престоле, со стоящими около святыми»; на Владимирской иконе Божией Матери - вместе с ап. Иоанном Богословом и вмч. Феодором Стратилатом (ГАВО. Ф. 512. Оп. 1. Д. 44). На иконе XVII в. из ц. Рождества св. Иоанна Предтечи Дюдиковой пуст. (ВГИАХМЗ) Прилуцкие чудотворцы написаны вместе с Устюжскими блаженными Прокопием и Иоанном. На иконе избранных святых 1715 г. письма Лаврентия Туфанова из вологодской ц. равноапостольных царя Константина и царицы Елены (ВГИАХМЗ) образ И. помещен вместе с фигурами преподобных Димитрия Прилуцкого, Галактиона Вологодского, Александра Свирского, Сергия Радонежского и Саввы Московского. Святой изображен в верхнем ряду слева предстоящим Св. Троице, указывает на прп. Димитрия в 1-м ряду. На иконе XVIII в. «Явление Богородицы и свт. Николая пономарю Юрышу, с русскими чудотворцами» из ц. Спаса Преображения на Болоте Вологды (ВГИАХМЗ) И. показан коленопреклоненным (слева в нижнем ряду) вместе с преподобными Димитрием Прилуцким, Дионисием и Амфилохием Глушицкими. Образ И. (под записью кон. XVIII в.) имеется на поле иконы «Иоанн Богослов в молчании» XVII в., происходящей из ц. ап. Андрея Первозванного во Фрязинове (ВГИАХМЗ). Вероятно, как избавитель от зубной боли (о чем свидетельствует житийное чудо об исцелении мон. Гурия) И. представлен вместе со сщмч. Антипой Пергамским (икона из ГРМ, см.: Из коллекций акад. Н. П. Лихачева: Кат. выст. СПб., 1993. С. 262, 253). Прп. Игнатий Прилуцкий. Фрагмент иконы " Спас Вседержитель, с предстоящими и припадающими Вологодскими чудотворцами " . 1779 г. Иконописцы Димитрий и Иван Сумароковы (ВГИАХМЗ)

http://pravenc.ru/text/293415.html

Степень пятый. Княжение великого князя Георгия Долгорукого В этой степени Денисов приводит три свидетельства. Все они соединены с именем благоверного князя Андрея Боголюбского. Время этих памятников весьма важно потому, что великое княжение стало тогда переходить с юга на север, и дальнейшие свидетельства касаются уже не юга, а севера. Посему необходимо здесь заметить, что Денисов, как мы видели, ничем не доказал, что будто бы в Киевской Руси для крестного знамения употреблялось единственно двуперстное сложение; напротив, памятники ближайших к крещению Руси времён свидетельствуют, что там было в употреблении именословное и троеперстное сложение, которое, как отеческое наследие, Малая Россия неизменно сохранила и доселе. От времени великого князя Андрея Боголюбского Денисов приводит три свидетельства: первое на иконе Пресвятой Богородицы, именуемой Боголюбская; второе на сребропозлащённой ризе иконы Пресвятой Богородицы Владимирской; третие на фресковых изображениях в церкви Успения Пресвятой Богородицы в «столичествующем граде» Владимире. Но, во-первых, благословящая рука Спасителя на Боголюбской иконе Божией Матери и в Поморских Ответах изображена не с тем двуперстным сложением, какого требует для употребления сам Денисов, а так же, как на Тихвинской иконе, то есть имеет великий перст приложенным ко второму составу четвёртого. На древнейшей же копии Боголюбской иконы, находящейся в Москве у Варварских ворот, каждый может видеть изображения благословящей руки с именословным перстосложением. Во-вторых, и на сребропозлащённом окладе Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, на праздниках, видится то же изображение благословящей руки, как на Корсунской иконе Божией Матери, более соответствующее именословному. В-третьих, что касается фресковых изображений во Владимирском Успенском соборе, то Денисов напрасно приводит их во свидетельство двуперстия 29 . Недавно открытые под штукатуркою древние фрески сего собора имеют, напротив, благословящие руки с именословным перстосложением или же близким к оному, подобно как на Тихвинской иконе. Здесь именно у Спасителя (на иконе Преображения), у трёх Апостолов, у царя Давида и пророка Исайи изображены десницы с явственным именословным перстосложением, у одного Апостола изображена десница подобно как у Спасителя на Тихвинской иконе Богоматери, и у одного заднею страною с раздвоенными и несколько согбенными двумя перстами 30 . Итак, на фресковые изображения Владимирского Успенского собора, «подписанныя иконописцы греческими», Денисов совершенно несправедливо сослался во свидетельство якобы употреблявшегося тогда «в древлегреческой и российской» церкви двуперстия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Служба Казанской Божией Матери построена ее составителем — священномучеником патриархом Ермогеном — в значительной степени как оригинальное произведение. Заимствованы только литийные стихиры — из службы Владимирской иконе Божией Матери, седальны взяты из последования Смоленской иконе и в качестве первого канона поставлен канон Одигитрии, созданный иеромонахом Игнатием, — из греческой службы. Все остальные церковно-литургические песни: второй канон, стихиры, тропарь, кондак и икос — оригинальные произведения Святителя. Строгий ценитель русского литургического творчества, Ф. Г. Спасский высказывается о службе Казанской иконе Божией Матери как о “произведении чисто молитвенном”. Он же считает, что стихиры и канон насыщены “догматическим содержанием” и примечательны по молитвенной настроенности 102 . Если рассматривать разбираемую службу Казанской иконе Божией Матери как целостное произведение, то следует остановиться на следующих основных положениях. Служба написана человеком, опытно знакомым с духовной жизнью, его слово исходит от смирения сердца и деятельного покаяния. Поэтому и восхваляется Пречистая за помощь в духовной, внутренней жизни, и идут эти похвалы от сокровенных молитвенных воздыханий, поэтому так отчетливо проводится основная идея духовной помощи и заступления Царицы Небесной в делах и скорбях человеческих, поэтому так отчетливо, как нигде в другом месте, именуется Она Заступницей Усердной, Помощницей, Пристанищем. Не случайно автор службы, хотя и приводит ряд ветхозаветных образов, прежде всего и очень свободно заимствует именования Божией Матери из писаний Нового Завета, тепло ублажает младенчество Христово в связи с прославлением Самой Пречистой Матери. Здесь же мы находим и светлые богословские мысли святого исповедника Христова, священномученика Ермогена. Смиренное размышление творца службы мы видим уже в стихирах вечерни, но наиболее отчетливо выражено оно в каноне. “Просвети нас светом Рождества Твоего, грешныя рабы Твоя” 103 , — вопиет святитель Ермоген в первой песни канона, а в 3 й песни читаем: “Кую достойную похвалу наше принесет конечное неможение” 104 , — и ниже: “Одожди грешным рабом Твоим богатыя Твоя душеспасительныя милости” 105 . “Прославляем со страхом и трепетом, — исповедует Святитель, — икону Девы Богородицы” 106 .

http://pravmir.ru/russkoe-pesnotvorchest...

Блж. Исидор Твердислов терпит поношение от горожан, молится в куще. Роспись ц. Вознесения Господня в Ростове. 20-е гг. XVIII в., поновления — посл. треть XIX в. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 г. (Б-ка Конгресса США) Блж. Исидор Твердислов терпит поношение от горожан, молится в куще. Роспись ц. Вознесения Господня в Ростове. 20-е гг. XVIII в., поновления — посл. треть XIX в. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 г. (Б-ка Конгресса США) В композиции «Избранные святые в молении перед ростовской чудотворной Владимирской иконой Божией Матери» (святыней из Успенского собора в Ростовском кремле) И. изображался, как правило, в верхних рядах. На иконе 2-й пол. XVII в. из собрания А. А. Титова (ГМЗРК; см.: Там же. С. 354-355. Кат. 107) он написан в завершении левой группы. На иконе «Ростовские чудотворцы» 2-й пол. XVIII в. (ГРМ, см.: «Пречистому образу Твоему поклоняемся…». 1995. С. 230. Кат. 145) и на гравюре 1809 г. из собрания Д. А. Ровинского ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 769. 1616А) И. изображен в левой части композиции, держит в руках предмет, похожий на посох, клюку или кочергу (атрибут юродивых). На иконе 1-й четв. XIX в. (ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. 2006. С. 416-417. Кат. 124) - необычный вариант изображения И. с длинными, лежащими прядями на плечах волосами, в светло-малиновой ризе, перекинутой через правое плечо. Святой находится во 2-м ряду правой группы, назван Сидором. На заказной Владимирской иконе Божией Матери, с избранными святыми на полях (1855, ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. 1998. С. 105-106), выполненной ростовским иконописцем А. Ф. Крыловым, поясной образ И. размещен в одном из клейм на нижнем поле слева. На иконе «Воскресение Христово - Сошествие во ад» (1729, ГМЗРК; см.: Там же. С. 100) в верхней части композиции Св. Троице (новозаветной) предстоят избранные, гл. обр. Ростовские чудотворцы, в т. ч. И. (справа во 2-м ряду, между преподобными Авраамием и Иринархом затворником). Две иконы «Собор Ростовских святых» из ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове отличаются по композиции и деталям иконографии.

http://pravenc.ru/text/674886.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Владимирская Оранская " Описания иконы Описание иконы Владимирская Оранская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Оранская Владимирская икона Божией Матери явилась в 1634 году при следующих обстоятельствах: нижегородский вотчинник Петр Гладков питал глубокое благоговение к Владимирской иконе Божией Матери, находившейся в Московском Успенском соборе. Он попросил священника Успенского собора Кодрата, любившего заниматься иконописанием, при участии другого иконописца, Григория Черного, сделать копию с этой иконы и увез ее к себе на родину в село Бочеево. Через несколько лет он получил во сне указание построить храм в честь Владимирской иконы на указанной ему горе. Отправившись на поиски, Петр в непроходимой чаще леса набрел на место, над которым стояло необыкновенное сияние в виде солнечного столба. Гладков сразу же узнал гору, которая ему была указана во сне. Это была Словенская гора. Отправившись в Москву и оповестив обо всем Патриарха Иосифа, он получил грамоту на сооружение церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери. Поставив на горе мраморный крест, Петр приступил к строительству храма, [...] Икона Владимирская Оранская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Эта икона, представляющая точную копию ВЛАДИМИРСКОЙ чудотворной иконы Божией Матери, написана протопопом московского Успенского собора Кодратом, любившим заниматься иконописью, при участии другого иконописца Григория Чёрного. Внизу иконы изображены предстоящие московские святые: митрополиты Пётр, Алексий и Иона, благоверный князь Михаил Всеволодович Черниговский и боярин Феодор, царевич Димитрий, московские блаженные Василий и Максим, Иоанн, Христа ради юродивые. В царствование Михаила Феодоровича в окрестностях Нижнего Новгорода жил один благочестивый человек по имени Пётр Гладков. Он проводил добродетельную жизнь и питал большое уважение и почитание к Владимирской иконе Божией Матери. Желая иметь у себя точную копию с Владимирской чудотворной иконы, он обратился к протопопу Кодрату и просил его списать с неё такую копию. При содействии иконописца Григория Чёрного Кодрат исполнил желание Петра Гладкова. Получив икону, Пётр отвёз её в свою вотчину, в село Бочеево. Пять лет пребыв[...]

http://pravicon.com/icon-61

Икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская «Умиление» — так называется образ Богородицы, написанный по иконописному типу Елеуса 20 октября, 2019 «Умиление» — так называется образ Богородицы, написанный по иконописному типу Елеуса 20 октября Русская Православная Церковь празднует память иконы Божией Матери «Умиление» Псково-Печерской. Фото: http://hram-troicy.prihod.ru Икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская: история «Умиление» — так называется образ Богородицы, написанный по иконописному типу Елеуса . Богородица и Младенец Иисус действительно с умилением склоняют головы друг к другу. Автор этого образа благочестивый монах Арсений (Хитрош). Согаласно Преданию, прообразом послужила другая икона Божией МатериВладимирская. Икона Божией Матери «Умиления» Псково-Печерская была написана в 1521 году. Перенесенная в Псково-Печерскую обитель, она стала чудотворной. Свидетельства о чудесах, которые произошли по молитве перед ней, доходят до наших дней. Читайте также — Владимирская икона Божией Матери: история происхождения Уже в 1524 году появились первые исторические свидетельства об исцелениях. Об иконе Божией Матери «Умиление» Псково-Печерской писали: «Не только православным подаёт Богоматерь исцеления, но и от иноверных, сиречь от латин немецкия земли, приходящим с верою к Пречистой Богородице и к чудотворному Её образу, подает исцеление». Но особую народную любовь и почитание, особенно среди жителей Пскова, икона получила, когда сохранила город от осады войсками польского короля Стефана Батория. Известны также случаи исцеления незрячих людей. Вдова Мария Терентьева, живущая в Подкопорье за Невой, потеряла зрение. Около трех лет она ничего не видела, но с верой и молитвой пришла помолиться перед иконой Божией Матери «Умиление» Псково-Печерской. После совершения молитвы женщина вновь прозрела. Крестьянин Потапий Григорьев в 1603 году также получил прозрение, хотя до этого не видел шесть лет. Икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская сыграла свою роль и в войне 1812 года. В битве против войск Наполеона недруги в определенный момент заняли Полоцк. Пскову угрожала огромная опасность.  По просьбе жителей города был проведен крестный ход с иконами, одной из которых был образ «Умиление». По молитве случилось чудо: русское воинство отбило Полоцк и Псков остался в безопасности. В память об этом чудесном событии Печерский монастырь получил еще один новый храм, посвященный святому Божьему Архистратигу Михаилу (1815-1827 год). А чудотворную икону Божией Матери «Умиление» поместили на хранение у правого клироса.

http://pravmir.ru/ikona-umilenie-pskovo-...

Существует уникальная икона И. сер. XIX в. в технике ростовской финифти (ГМЗРК): И. в широкой длинной рубахе стоит на траве вполоборота влево на фоне Толгской ц. и оз. Неро. Его лик с узкой на конце бородой и ниспадающими на плечи прядями волос обращен к Толгской иконе Божией Матери в облаках, правая рука протянута вперед, в левой - клюка. Небольшой эмалевый образок 1-й трети XIX в. (ЦМиАР) представляет И. поколенно, с четками в правой руке и с посохом в левой. Единоличное изображение И. имеется также на книжной миниатюре 1762 г. в рукописи Ростовского патерика (РНБ. Ф. 775. Тит. 43. Л. 293 об.). И. изображен босым, стоящим вполоборота влево со сложенными на груди руками перед образом «Коронование Богородицы», назван: «Стый Иоанн Милостивый Власатый Ростовский чудотворец». Блж. Иоанн Ростовский. Миниатюра из Ростовского патерика. 1762 г. (РНБ. Ф. 775 Тит. 43. Л. 293 об.) Блж. Иоанн Ростовский. Миниатюра из Ростовского патерика. 1762 г. (РНБ. Ф. 775 Тит. 43. Л. 293 об.) С XVII в. образ И. часто встречается в иконописи среди Ростовских святых; в надписях, как правило, именуется «Милостивый». Так, на иконе 1686 г. с надписью на нижнем поле: «Образу Ростовских чудотворцев моляша Феодор Стефанов с сыном своим Афанасием   год» - в 1-м ряду представлены Ростовские святители, во 2-м - преподобные и блаженные; у И. русые волосы и округлая борода. Образ находится в ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове, куда был перенесен в 1814 г. из упраздненной ц. Воскресения словущего ( Израилев. 1900. С. 16). На иконе «Спас Нерукотворный, с предстоящими святыми» (1645, ГМЗРК), находившейся над городскими воротами Ростова, в сер. XVIII в. были приписаны Ростовские чудотворцы. И.- крайний справа в верхнем ряду (за блж. Исидором), с длинными русыми волосами и окладистой бородой, с клюкой в левой руке, в рубахе оливкового цвета. Получил распространение извод «Избранные святые в молении перед ростовской чудотворной Владимирской иконой Богоматери», среди образов святых преобладали Ростовские. На иконе 2-й пол. XVII в. (ГМЗРК) И. написан вверху слева, погрудно, вполоборота к центру, с посохом в правой руке, за др. ростовским юродивым - Исидором. На иконе «Ростовские чудотворцы» 2-й пол. XVIII в. (ГРМ) И.- в правой части композиции в повороте влево, в молении, с короткими волосами и окладистой русой бородой. Облик И. близок к описаниям подлинников, но его одежда необычна - красная рубаха, украшенная светлым мехом. «Владимирская икона Божией Матери, со святыми на полях» (1855, ГМЗРК; см.: Вахрина. 1998. С. 105-106) была исполнена иконописцем А. Ф. Крыловым «с подлинной чудотворной местной иконы ростовского собора» по заказу Ростовского градского общества для 128-й Ростовской дружины Ярославского подвижного ополчения, которое участвовало в Крымской войне 1853-1856 гг. (впоследствии икона была помещена в Успенском соборе Ростова). Среди поясных изображений рус. святых, гл. обр. Ростовских, на правом поле 2-м снизу написан И.

http://pravenc.ru/text/469398.html

Изображение П. и. отсутствует в цикле гравюр Богородичных образов работы Г. П. Тепчегорского (1713-1714), но имеется уже в ряду чтимых образов Пресв. Богородицы на раме к Владимирской иконе Божией Матери мастера И. Дорофеева (1722, частное собрание). Со 2-й пол. XVIII в. изображение П. и. в составе гравированных и иконописных сводов чудотворных икон носит устойчивый характер; с учетом в композиции минейного порядка икон, П. и. размещается среди образов, празднование к-рым приходится на дек., напр. на гравюрах: «Изображение 132 икон Богородицы» (согласно Д. А. Ровинскому, экземпляр из собрания А. В. Олсуфьева относится ко 2-й пол. XVIII в., см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 477-479. 1216), «Изображение 132 икон Богородицы» и «Изображение 160 икон Богородицы» нач. XIX в. (см.: Там же. С. 479-483. 1217; С. 483-485. 1218); на иконах: «Богоматерь Пахромская» (икона-спилок большого образа свода икон; 2-я пол. XVIII в., ЦМиАР, см.: Госкаталог РФ. 6027038), «Богоматерь Нечаянная Радость, со 120 чудотворными иконами Богоматери» (происходит из ц. Сорока мучеников Севастийских в Москве; 1-я пол. XIX в., ГТГ), «Распятие и Страсти Господни, с изображением 142 образов Богородицы» (кон. XVIII - нач. XIX в., Богоявленский собор в Елохове, Москва), «Свод чудотворных икон Богоматери, с образом Неопалимая Купина» (1-я пол.- сер. XIX в., ГИМ, см.: Госкаталог РФ. 13171832). Изображение П. и. в рамках определенной иконографии (Богоматерь Дексиократусса, правой рукой придерживает Сына, левой, в жесте моления, указывает на Него, взгляды обращены друг к другу, левая рука Младенца Христа находится у лика Матери) достаточно вариативно. Так, на раме к Владимирской иконе Божией Матери П. и. представлена как «Умиление» «...типа Богоматери Ярославской, но в зеркальном воспроизведении и с оригинальным жестом правой руки Богородицы: Она как бы поддерживает ладонью голову Младенца» ( Комашко. 2019). К этому изображению наиболее близко клеймо с П. и. на иконе 1800 г. из частного собрания. Более распространенным представляется изображение, на к-ром Младенец показан стоящим в полный рост у правого плеча Богоматери, лики не соприкасаются, Христос обращается к Матери жестом раскрытой в ладони левой руки; жест правой руки различается: напр., на иконе из ГТГ она согнута в локте, со свитком, на хромолитографии А. В. Васильева - вытянута вдоль корпуса (1885, Москва. РГАДА. Ф. 1671) и т. д. Еще один извод - Младенец сидит на правой руке Божией Матери (напр., на иконах из ЦМиАР и Богоявленского собора в Елохове), положение голов и жесты - как в вариантах со стоящим Богомладенцем.

http://pravenc.ru/text/2579874.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010