Действительно ли воскрес Христос? Может быть, Воскресение – это легенда? Вначале мы напомнили, что Воскресение нельзя рассматривать без Креста. Значит, прежде нужно увериться в том, действительно ли Он умер, чтобы потом воскреснуть и дать путь к воскресению всякой душе человеческой. Каждый читающий Евангелие не может усомниться в том, что Христос действительно умер. О том свидетельствуют четыре евангелиста ( Мф. 27:50 ; Мк. 15:37 ; Лк.23:46 ; Ин. 19:33–35 ). Придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его ( Ин. 19:33–35 ). О том свидетельствует римский сотник и женщины, следовавшие за Христом из Галилеи и остававшиеся на Голгофе до последнего Его издыхания. О Его смерти свидетельствуют Его недруги, которые, наверное, удостоверились в действительности Его смерти, прежде чем разрешить снять Его тело с Креста и предать погребению. И вот Христос, как и обещал ( Лк. 24:5– 7, 26 ), в третий день воскрес из мертвых. Сразу же, как только распространилась весть о Его восстании из гроба, люди измышляют различные объяснения, пытаясь затмить свет Воскресения. Одни твердят, что Он не умирал, другие, наоборот, что Он не воскресал, и т.д. Для наших сердца и ума, озаренных верою, есть одна истина: Христос воскрес! Воистину воскрес! Наша вера зиждется на Божественном Откровении, на опытном познании Бога. По Воскресении Христос является Марии Магдалине ( Мк. 19:9 ), женам-мироносицам ( Мф. 28:9 ), двум ученикам, идущим в селение (М к. 16:12–13; Лк. 24:13–35 ), одиннадцати и прочим ученикам ( Лк. 24:36–43 ; Ин. 20:19–25 ). Напоминаю вам, братия, Евангелие... которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь... Я... преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть и доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу. Ибо я... недостоин называться Апостолом, потому что гнал Церковь Божию ( 1Кор. 15:1–9 ). Это свидетельство в прошлом гонителя Церкви, отдавшего затем жизнь свою (через усечение мечом) за проповедь Воскресшего Христа. Мог бы человек, не убедившись в действительности бытия Христова и Его Воскресения пойти на такую жертву?

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/hristo...

День Пасхи, день Воскресения Христова есть «праздников Праздник и Торжество торжеств», потому что ни один из христианских праздников не имеет для нашей веры и для нашей жизни такой огромной силы, такого великого значения, как святая Пасха. Мы радуемся Воскресению Христову потому, что оно является торжеством нашей веры. Если бы Христос не воскрес, была бы наша вера тщетной. Если бы Христос не воскрес, не существовала бы столько столетий Церковь Христова. Но Христос воскрес – и тем самым подтвердил Свое Божественное учение о высоком назначении человека, о Царствии Божием, о жизни будущего века и о нашем всеобщем воскресении. Пройдя земную жизнь с ее победами и поражениями, радостями и горестями, с ее испытаниями, с достигнутым богатством знания и опыта, человек не может так вот просто исчезнуть, стать добычей червей и разложения. Если Христос не воскрес, то мы вправе подвергнуть сильнейшему сомнению все Его чудеса, всё то, что Он говорил о Самом Себе, всё то, что обещал послать людям. Если же Он воскрес, то это есть чудо из чудес, перед которым бледнеют все другие евангельские чудеса, к принятию которых не представится тогда уже никаких затруднений. Такое значение придавал Воскресению Спасителя и апостол Павел. Он писал коринфянам: Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша ( 1Кор. 15:14 ). Воскресение Христово есть торжество не только веры, но и правды вообще. Право на Свое Божественное достоинство Христос основал на том, что Он воскреснет в третий день. Правду Свою Господь подтвердил Воскресением. Воскресением Он подтвердил и правду человеческую. Как утверждение небытия возможно лишь в том случае, если закон смерти непобедим, так отрицание бытия невозможно, если этот закон побежден, хотя бы жизнью одного существа из всех, когда-либо живших в мире. Иначе был бы хаос. Один из важных вопросов: к чему наша жизнь и всё, что мы имеем в жизни? Может быть, во имя и ради блага человечества? Верно то, что каждый из нас является частицей общего человеческого организма, всей человеческой семьи.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/hristo...

Его правда страшила врагов при жизни, она стала устрашающей после Воскресения. И уж лучше верить, что совсем не было ни Его, ни Воскресения. Оно так спокойнее. Избрание последнего и приводит к неверию, к отрицанию. Нередко дела и поступки людей повторяются. Воскресение Христово и ныне радует рабов Божиих кротких и богобоязненных, тех, кто ежедневно состраждет Христу в течение святой Четыредесятницы, идет вместе с Ним по Его крестному пути в великие дни Страстной седмицы, созерцает Его, висящего на Кресте, со слезами сокрушения, провожает Его ко гробу в Великую Пятницу. Таковые Воскресение Христово ныне видят и с радостью поют: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь». Подлинная пасхальная радость – удел тех, кто вместе с благоразумным разбойником повторяет: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое ( Лк. 23:42 ). Такие люди в день Пасхи сердцем чувствуют и слышат благодатный ответ воскресшего Господа: Ныне же будешь со Мною в раю ( Лк. 23:43 ). Подлинная радость охватывает всё наше существо, если мы приготовили себя к празднику Пасхи, приняв святые Таинства Покаяния и Божественного Причащения, соединяясь со Христом в Его страдании и Воскресении. Святой апостол Павел говорит: Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше ( 2Кор. 1:5 ). Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения... Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уж е не имеет над Ним власти ( Рим. 6:5, 8–9 ). Тот, кто отчетливо понимает, что Воскресение наступает только после Голгофы и Креста; кто без ропота принимает Им дарованный каждому из нас жизненный крест; кто в надежде на Господа терпеливо переносит искушения, приходящие к нам от мира, плоти и диавола; кто мужественно борется со злом в этом мире, тот сегодня Воскресение Христово видит, тот и радостно поет: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь». Тот, кто не погасил в душе своей веру в Господа, несмотря на бури и ветры житейские, кто очами и умом этой веры всё видит и воспринимает всё, тот сегодня Воскресение Христово видит и с радостью поет: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/hristo...

Ее сила и благодать раскрываются в жизни Церкви земной. Земная Церковь возникает и существует потому, что Церковь существует и пребывает в плане божественном, надчеловеческом. В пределе, в метаистории, оба они так же едины и неделимы, как и в основании. Церковь есть горний Иерусалим, имеющий сойти на землю. Небесная Церковь призывает к себе земную, как жених зовет невесту, а земная Церковь, как жена, ждет схождения возлюбленного своего Небесного Агнца, Который устроит брак их навеки. Но до скончания мира, пока идет процесс мировой истории и земная Церковь находится в становлении, в приготовлении к встрече Небесного Жениха, Христос не оставляет ее Своим попечением. «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» ( Еф. 5:25 ), искупил ее, «чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф. 5:27 ), «ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь» ( Еф. 5:29 ). Церковь есть предмет таинственной и дивной любви Божественной. Но первенствующая ипостась Церкви, ее личное средоточие есть Пречистая Дева Мария. И любовь Христа к Церкви раскрывается прежде всего как Божественная любовь к Невесте Неневестной, Пресвятой Богородице. Этим устанавливается связь между экклезиологией и мариологией. «Полнота богообщения... открывается для Церкви в образе Богоматери, ибо Пресвятая и Пречистая Дева – Матерь Божия, принадлежа по своей природе нашему миру и человечеству, в Успении своем является прославленным Христовым человечеством и есть поэтому сердце Церкви – ее личное воплощение и явление. Почитание Богоматери является поэтому необходимым постулатом не только правильного учения о Богочеловеке-Христе, но и о Его теле – Церкви. Экклезиология невозможна без мариологии» 437 . Дева Мария есть личное воплощение полноты и совершенства Церкви и в этом отношении Она превыше не только всего человеческого рода, но и ангельского чина. Как Матерь всего человеческого рода, Она непрестанно молится и ходатайствует за весь мир, и ничто в Церкви не происходит без Ее участия.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

Если по отношению к о. П. Флоренскому не совсем несправедливы обвинения в некоторой склонности к неогностицизму, то в общем строе русской богословской мысли это уклонение вполне выравнивается такой антигностической работой, как «Очерки из истории догмата о Церкви» 353 Владимира (Илариона) Троицкого – современника Флоренского. История раскрытия самосознания Церкви в первые пять веков ее существования, в связи с еретическими мнениями тех времен, – такой подзаголовок можно было бы поставить к этой замечательной книге. Важнейший как в теоретическом, так и в практическом отношении, ибо из него следует исходить при решении принципиальных вопросов церковной жизни, догмат о Церкви определяет, что мыслит сама о себе Церковь и в чем ее отличие от всего, что не есть Церковь. « Церковь не есть явление естественного земного порядка; таинственные глубины церковной жизни всегда и неизменно обвеваются благодатными силами Святого Духа. Эта таинственная жизнь Церкви не может быть во всей своей глубине предметом логических определений и научных исследований; она непосредственно дается тому, кто в ней участвует. Церковное самосознание имеет тот, кто живет в Церкви, кто живой член живого организма церковного» 354 . Но с первых времен существования Церкви богословская мысль ставила своей целью, диктовавшейся требованиями конкретной исторической действительности, определение сущности Церкви, стремясь в доступных человеческому разуму категориях и понятиях к раскрытию свойств Церкви, сформулированных в Символе Веры . Главнейшие негативные моменты древнецерковной жизни, которые, однако, способствовали раскрытию и разъяснению подлинно церковного учения о Церкви, это противоцерковные движения: иудео-христианство, гностицизм, монтанизм, новацианство и донатизм, с которыми вели борьбу апостолы, их преемники и последователи. В основу литературной борьбы с ересями отцы и учители Церкви положили новозаветное учение о Церкви, как оно содержится в Евангелии и Апостольских писаниях. Сущность Церкви определена в словах первосвященнической молитвы Иисуса Христа: «Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. [...] Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин. 17:11,20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

За каждой Божественной литургией познаётся в преломлении святого Хлеба. И в этом-то, братья и сестры, сущность Его величия и непостижимости, Его постоянного присутствия с нами и Его живой действенной силы, которая пребывает с верующими людьми вовеки. Аминь. Действительность Воскресения Христова Христос воскресе! Этими священными словами, братья и сестры, Церковь торжественно свидетельствует сегодня о великом событии Воскресения. Воскресение Христово не может рассматриваться отдельно от крестных страданий Христа Спасителя. Апостол Павел в Первом послании к коринфским христианам говорит: А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных... Христа, Божию силу и Божию премудрость ( 1Кор. 1:23–24 ). Еще во времена апостолов иудеи требовали чудес, а эллины искали мудрости ( 1Кор. 1:22 ). Уподобляемся им и мы, люди двадцатого века. В факте смерти и победного Воскресения Христова Бог дал человечеству и чудо, и мудрость. Разве в том, что есть победа над смертью, не самое великое чудо из чудес? Не чудо ли, что Христос, Первенец из мертвых, проложил путь к воскресению всякой плоти? А в том, что почти две тысячи лет, проходя через все житейские бури и треволнения, исполняя свою спасительную миссию, существует Церковь Христова, не чудо, не мудрость? А в том, что из года в год, из рода в род, из поколения в поколение проповедуется правда Евангелия, правда любви, мира и справедливости, не есть ли ответ на требование эллинов, ищущих мудрости? Мудрость божественная в том и заключается, что Христос – Святая Невинность – приносит Себя в жертву за виновных. Будучи Владыкой неба и земли, Он, вызвавший к бытию весь мир видимый и невидимый, уподобляясь нам, принимает человеческую плоть, чтобы стать братом человеку, возвести его от земли к небу, уравнять его с Ангелами. Терпит вольную смерть, полагается во гроб, открывая человеку путь в бессмертную вечность. Воскресением Своим Христос удовлетворяет запросы иудеев, требующих чудес; удовлетворяет запросы эллинов, ищущих мудрости. В распятии и Воскресении – высшая мудрость, превосходящая всякий смысл и всякое понимание. Но как проповедь о Христе, так и проповедь о Его Воскресении для одних всегда будет соблазном, для других безумием, «для самих же призванных» – Божией силой и Божией премудростью. Человеку, высшему из творений, дан образ Божий и подобие Божие, дана ему и свобода, – руководствуясь ею, он вправе принимать или отвергать, верить или не верить, познавать или не познавать. Вера – это дар Божий. За этот дар надо благодарить, им надо жить. Воскресение Христово утверждает нашу веру, дает ей светлое озарение и смысл. А если Христос не воскрес, – говорит апостол Павел, – то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (Кор. 15:14).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/hristo...

И всё это потому, что христиане шествуют дорогой, которую проложил и по которой Сам прошел Господь наш Иисус Христос. Путеводная звезда у них – радость Воскресения. Мы слышали только что из евангельского благовестия, как Господь с двумя учениками шествовал в Эммаус. По истечении пути Он открылся им в преломлении хлеба. На всех путях и дорогах жизни человечество не идет одиноким, с ним шествует Сам Господь. Он идет с нами и будет идти до тех пор, пока бьются человеческие сердца, пока будет жить наша планета. От нас зависит приготовить себя, чтобы воспринять Его, когда Он благоволит открыть Себя нашему уму и сердцу. Христос идет с нами, Он вдохновляет нас, Он радует нас радостью неизреченною, Он открывает нам Свою Божественную сущность, когда находит открытыми двери нашего сердца. И так будет всегда. Я с вами во все дни до скончания века. Аминь ( Мф. 28:20 ). Смерти празднуем умерщвление Христос воскресе! Сегодня мы, православные христиане, празднуем праздник Пасхи Христовой. Пасха – это нечто большее, чем просто один из праздников. Тот, кто хотя бы однажды принимал участие в торжестве этой ночи, которая светлее дня, кто хотя бы однажды вкусил этой ни с чем не сравнимой радости, знает, что такое Пасха. Об этом так поет святая Церковь : «Ныне вся исполнишася света: небо же и земля, и преисподняя»; «смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало» (канон Пасхи). В каком смысле мы празднуем сегодня смерти умерщвление, адово разрушение, иного жития, вечного, начало? На все эти вопросы существует один ответ: нам, всем тем, кто верует в Христа и Бога нашего, дана новая жизнь, которую являет Праздник святой Пасхи и открывает нынешнее торжество, к которой призывает нас воскресший Господь. От Него мы получили начало новой жизни, той жизни, которая 2000 лет тому назад воссияла из гроба. Эта новая жизнь дается каждому верующему в день его Крещения, в день, о котором говорит святой апостол Павел: Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни ( Рим. 6:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/hristo...

– и наконец, верующие находятся не под законом, но под благодатью ( Рим.6:14 ), которая спасает: Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел ( Еф.2:8–9 ). Апостол проповедовал, что благодать стала преизобиловать, когда умножился грех, дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим ( Рим.5:20–21 ). В таком случае не следовало бы верным оставаться во грехе, чтобы умножилась благодать (см.: Рим.6:1 )? Этот последний аргумент предвидел и сам апостол Павел, и потому он написал в Послании к Римлянам: Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью. Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак ( Рим.6:14–15 ). Когда апостол Павел говорил о свободе: Итак, стойте в свободе, которую даровал нам. Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства... К свободе призваны вы, братия ( Гал.5:1–13 ), то он имел в виду свободу прежде всего от греха, а потом и от Ветхого Закона, предполагавшего единственный путь ко спасению – совершение дел праведности 143 . Митрополит Владимир (Сабодан) замечает по этому поводу: «То, чем для иудеев, по Божию изволению, прежде служил закон Моисеев, для членов утверждённой Христом Церкви служит теперь благодать и вера, действующая любовью ( Гал.5:6 ). При благодати и вере жить по Моисееву закону нет никакого смысла» 144 . Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою ( Гал.3:13 ). Мы хорошо знаем, что закон у апостола Павла, по сравнению с благодатью, также и образ жизни, диктуемый Законом, по сравнению с евангельскими заповедями относятся между собой как рабство и свобода (см.: Гал.5:1 ) или плоть в отношении духа (см.: Рим.8:1–4 ). В таком случае провозглашаемая апостолом Павлом свобода от рабства Закону и греху не может быть поводом к угождению плоти, а только к христианской любви друг к другу (ср.: Гал.5:13 ). «Любовь,– говорит святитель Феофан Затворник ,– есть исполнение закона, она и указывает должное, и силу даёт к исполнению того; она есть исполнительная сила закона, источник, из которого исходит всё законное и одно законное» 145 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К этим двум главным типам нужно еще добавить такие самобытные русские формы, как четверик на четверике, восьмерик на четверике и столп, или шатер, первоначально применявшиеся на севере в деревянных сооружениях, а затем перенесенные в архитектуру каменных храмов. Но при любой форме храм прежде всего воспринимается как единое здание, слагаемое из многих частей, назначение которых не одинаково: без одних здание может существовать, без других оно рушится. В каждом строении есть краеугольный камень, фундамент, поддерживающий все здание, без которого оно распадется. Церковь Христова, во образ которой устрояется здание храма, имеет свое метафизическое основание, на котором вся она зиждется, свой краеугольный камень, которым является исповедуемый Сыном Бога Живого ( Мф.16:16 ) Господь Иисус Христос ( 1Кор.3:11 ). Храм являет образ единства Церкви Христовой при множестве входящих в нее членов. Как здание храма слагается из многих камней, каждый из которых имеет свое назначение в общей гармонии целого, так и члены Церкви – каждый выполняет свою функцию. «Вы – тело Христово, а порознь – члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки» ( 1Кор.12:27–28 ). Но Церковь , в отличие от мирских, светских построек, есть строение «живое», расширяющееся, растущее в город, в небесный Иерусалим. Каждый камень мистического здания Церкви, преображаясь в жилище Божие Духом ( Еф.2:22 ), становится новым живым храмом Божества ( 1Петр.2:4–5 ), будучи утвержден «на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе» ( Еф.2:20–21 ). В этом отношении характерно постепенное развитие архитектурных форм храмов от более простых к более сложным, развернутым и многообразным. Как зерно христианской веры вырастает в могучее ветвистое дерево, так и храмы растут вширь и ввысь – появляются галереи, роскошные крыльца, различные служебные пристройки, четверик становится на высокую подклеть, затем добавляется второй неравный четверик или восьмерик, строятся высокие колокольни и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

Как долго нужно приветствовать друг друга пасхальным приветствием? – Согласно церковному Уставу, мы празднуем Пасху в течение 40 дней, до праздника Вознесения. Именно столько Господь пребывал среди учеников после Своего Воскресения, являлся им и поучал их. В память об этом мы в течение этого времени и приветствуем друг друга пасхальным приветствием: «Христос Воскрес!» – и слышим в ответ: «Воистину Воскрес!» Весть о Воскресении Христа является основой нашей веры и апостольской проповеди . Пасха является главным праздником церковного года. В связи с Пасхой изменяется весь устав богослужений, отменяются земные поклоны, изменяется порядок домашних молитв, особенным образом совершается и погребение. Поэтому, как поется в стихирах Пасхи: «Радостию друг друга объимем и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». И будем свидетельствовать друг другу и окружающему миру о нашей вере и надежде, приветствуя друг друга пасхальным приветствием на протяжении сорока дней. В одной книге я прочитал, что Иисус Христос на самом деле не испытывал страданий и не умирал, потому что это свойство материи, а Он – Бог. Книга, по-моему, не совсем христианская, так как в ней проводится много аналогий с другими религиями. – Вы правильно заметили и оценили содержание данной книги – она действительно нехристианской направленности. Вопрос о Личности Иисуса Христа считается важнейшим, потому что с этим связана вся христианская сотериология – учение о спасении человека. Согласно учению Православной Церкви, Господь и Бог наш Иисус Христос – Богочеловек. В Его Лице непостижимым образом соединены две природы: совершенная Божественная и совершенная человеческая. В Священном Писании Сам Спаситель, не отвергая того, что Он есть Сын Человеческий, в то же время называл Себя Единородным Сыном Божиим. Причем лишь вера в Него как Сына Божия является верой истинно спасающей: Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную... Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия ( Ин. 3:16, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/hristo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010