Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВЛАДИМИР МОНОМАХ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Блгв. вел. кн. Владимир Всеволодович Мономах. Миниатюра Царского титулярника, 1672 г. Выступление в поход кн. Владимира Всеволодовича. Барельеф Царского места Иоанна IV. Резьба по дереву. 1551 г. (Успенский собор Московского Кремля) Печать кн. Владимира Веволодовича с изображением свт. Василия Кесарийского. XI в. (НГОМЗ). Оборотная сторона Церковная деятельность По сказанию Киево-Печерского патерика , еще в юности Владимир Всеволодович был свидетелем огненного знамения при постройке Успенского собора Киево-Печерской Лавры . Будучи болен, он приехал с отцом в Лавру и был исцелен через золотой пояс преподобного Симона варяга . Впоследствии, уже будучи великим князем, Мономах точно по размерам Киево-Печерского собора создал во всем подобную церковь в городе Ростове . Тот же патерик повествует и другом чудесном исцелении Мономаха, уже во время его княжения в Чернигове около начала 1090-х годов, которое совершилось по молитве преподобного Агапита . По исцелении благодарный князь приходил в монастырь чтобы отблагодарить чудотворца . В посмертной похвале Владимиру Всеволодовичу в Лаврентьевской летописи князь прославлялся как щедрый храмоздатель, который " не щадяше именья своего... цьркви зижа и украшая " . Кроме вышеозначенных Ростовского собора и Киевской Предтеченской церкви сохранились известия о построении им в 1117 году Борисоглебской церкви на реке Льте (Альте) под Переяславлем Русским , на месте гибели святого князя Бориса . Вообще, автор посмертной похвалы вменяет в заслугу Мономаху " велику веру... к Богу и сродникома своима, к святыма мученикама Борису и Глебу . " Известно о том, что по повелению Владимира Всеволодовича в 1102 году раки святых были окованы серебром и золотом. После перенесения мощей святых князей в 1115 году " комары, " в которых были установлены раки, благодаря Мономаху были украшены кованными по золоту и серебру изображениями святых князей Бориса и Глеба, а также драгоценными светильниками, сенью и прочим. В киевское княжение Владимира Всеволодовича и, очевидно, не без его влияния была создана окончательная редакция " Сказания " о святых Борисе и Глебе.

http://drevo-info.ru/articles/22539.html

Для новозаветных христианских Государей символический Венец Ветхого Адама и вещественный Терновый Венец Иисуса Христа стали основополагающими религиозными архетипами, смысловыми символами-прообразами для Царских Корон, Царских Венцов. Но вместе с тем Венцы и Короны христианских Царей были продолжением древнейшей культурной традиции Царского служения во всех ветвях послепотопного человечества.   Шапка Мономаха как символ Венца Творения   Царственный Венец изначально символизирует адамическое первенство Царя по отношению к подданным и шире — исключительного первенства Царского Рода в народе, в том числе и первенство исключительной ответственности Царя перед Богом за судьбы народа. Именно в таком контексте должно понимать первый опыт в Русской Державной Истории Венчания на Царство Великого Князя Владимира Всеволодовича Мономаха Венцом Императора Константина Мономаха, видимо, вскоре после заключения мира между Русью и Ромейским Царством в 1018 году. В свете такого Святоотеческого понимания надо рассматривать и Венчание на Царство тем же благодатным Мономаховым Венцом Благоверного Великого Князя Иоанна Васильевича Грозного в 1547 году, 475-летие которого мы отмечали вчера. В связи с этим напоследок стоит сказать, что осенью 2016 года вышла в свет книжка Василия Вадимовича Бойко-Великого и Павла Геннадиевича Петина «Царский Венец Мономаха. К истории Царских инсигний в России. Историко-культурное и научно-техническое исследование Венца Мономаха» (М.: Русский издательский центр, 2016. 50 с.), к научной редактуре которой имел честь быть причастным и я. Однако спустя некоторое время Василий Вадимович решил продолжить исследование природы Царских Венцов и Корон, он предложил и мне принять в нем деятельное участие. Издание, запланированное на 2019 год, не состоялось по известным причинам юридического преследования В.В.Бойко-Великого по надуманным обвинениям, из-за которых с Июня 2019-го и по Май 2021 года Василий Вадимович безвинно провел в тюремном заключении. Фрагменты, посвященной природе Царства и Царскому Достоинству Адама, использованные мной в данном докладе, являются частью того совместного исследования.

http://ruskline.ru/analitika/2022/02/01/...

444. Василий Всеволодович, святый князь и чудотворец ярославский, сын (по местному преданию в Ярославле, старший из двух сыновей) Всеволода – Ивана Константиновича, первого князя ярославского 581), от брака с Ольгой Олеговной, в иночестве Мариной, княжной курской ) – Род. в Переяславе-южном (полтавском), в 1229 г, наследовать отцу,убитому Таварами, на р. Сити, 4 марта 1238 г.; вместе с другими князьями, ходил в Орду про свою отчину», и отпущен Батыем в 1239 г.; ходил в Орду ещё два раза, в 1244 и 1245 гг.; ум. во Владимире на Клязьме, приехав сюда для свидания с родственником своим, св. Александром Невским 12), 8 февраля 1249 г. – Тело его, погребенное в ярославском Успенском соборе, найдено нетленным, в 1501 г., я с того времени , находилось открытыми мощами, которые, обгорев в пожаре храма, в 1744 г, хранятся теперь в ковчеге. Память этого князя совершается в Ярославле ежегодно, 3 июля. – Был женат, с 1245 г., на Ксении, известной только по имени ), от брака с которою имел, как полагают, единственную дочь Марию ), за св. Фёдором Ростиславичем Чёрными, князем можайско-ярославским ). – Примечание. Не была ли также дочерью св. Василия младшей, Анастасия 273), тело которой погребено в Ярославле, в древней Петропавловской церкви бывшего монастыря? 445. Василий Всеволодович 445. Василий Всеволодович. – Так, в родословии Мономаховичей, приводимом Софийской Первой Летописью (Полн. Собр. Летоп. т. V, с. 90), именуется осьмый из десяти сыновей Всеволода III Юрьевича (Георгиевича) Большое Гнездо, великого князя владимиро-суздадьского 58), тогда как всеми другими родословными считается у этого князя не десять, а восемь сыновей, между.которыми Василия – нет . 446. Василий Глебович 446. Василий Глебович, каязь звенигородский, из племени князей черниговских, сын Глеба Александровича, без удельного князя звенигородского, внук Александра Федоровича, князя звенигородского 261). – Именуется только в родосдовных, как современник конца XIV в. и отец шестерых сыновей, из которых ни один не был уже князем удельным, а от второго, Ивана, прозывавшегося Рюма , пошел угасший род князей Рюминых-Звеингородских . 447. Василий Григорьевич

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН IX МОНОМАХ [греч. Κωνσταντνος Μονομχος] (ок. 995-1000 - 7/8.01.1055, К-поль), визант. имп. (с 12 июня 1042). Представитель семьи высокопоставленных к-польских чиновников-юристов. Фамилия Мономах (от греч. «единоборцы») сложилась скорее всего за несколько поколений до К., в XI в. считалась «знатной». Отец К. Феодосий занимал высокую должность в судебном ведомстве в кон. X в., был замешан в одном из заговоров знати против имп. Василия II Болгаробойцы (976-1025), сохранил жизнь, но лишился карьеры. У К. были сестры Елена и Евпрепия и братья, неизвестные по именам, племянник К. по матери Лев Торник. О детях К. сведений нет. Некая родственница К. была выдана замуж за рус. кн. Всеволода (Андрея) Ярославича и стала матерью вел. кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха (1113-1125). В рус. источниках она известна как «Мономахиня». Точная степень родства между ней и К. неизвестна; едва ли она могла быть родной дочерью К. После смерти К. семья Мономахов известна среди визант. придворных чинов до рубежа XII и XIII вв. Христос на престоле с предстоящими имп. Константином IX Мономахом и имп. Зоей. Мозаика ц. Св. Софии в К-поле. XI в. Христос на престоле с предстоящими имп. Константином IX Мономахом и имп. Зоей. Мозаика ц. Св. Софии в К-поле. XI в. К. начал службу в качестве специалиста по праву и в 20-х гг. XI в. уже был членом синклита (сенатором). Видимо, еще при жизни отца К. женился в 1-й раз, но имя и происхождение его жены неизвестны; она умерла, возможно, в сер. 20-х гг. До 1028 г. К. женился вторично на Елене Склирене, дочери Василия Склира и Пульхерии, племяннице полководца Романа Аргира. 2-я жена К. также умерла через неск. лет, и его фавориткой вскоре (вероятно, до 1035) стала племянница жены Мария Склирена. Решающую роль в возвышении К. сыграла женитьба в нояб. 1028 г. Романа Аргира на визант. царевне Зое (ок. 978-1050), дочери и наследнице имп. Константина VIII, и его вступление на престол после смерти Константина. К., как зять Романа и способный чиновник, был включен в состав правящей фамилии и приобрел значительное влияние при дворе. Между К. и Зоей установились дружеские отношения; в К-поле даже сплетничали об их интимной связи. Ряд визант. историков, прежде всего Михаил Пселл , приписывали К. честолюбивые планы занять престол, к-рые К. якобы строил, рассчитывая добиться доверия Зои и в будущем используя ее в своих интересах. Скорее всего подобные представления о характере и карьере К. возникли уже позднее, когда К. стал императором.

http://pravenc.ru/text/2057052.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЗЯСЛАВ (ПАНТЕЛЕИМОН) МСТИСЛАВИЧ (кон. 90-х гг. XI - нач. XII в.- 13/14.11.1154, Киев), кн. киевский (1146-1149, 1150, 1151-1154), 2-й сын блгв. кн. Мстислава (Феодора) Владимировича и швед. принцессы Кристины, внук Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха. В крещении княжич был наречен в честь вмч. Пантелеимона , на что имеется ряд указаний в источниках. В летописи сообщается, что шлем И. М. был украшен изображением этого святого (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 438-439). Сохранились списки грамоты И. М. новгородскому мон-рю св. Пантелеимона, согласно которой И. М. по благословению Новгородского еп. св. Нифонта «устроил святому Пантелемону монастырь, и посадил есми в нем игумена Аркадия», и «испрошал есмь у Новагорода святому Пантелемону землю» ( Корецкий. 1955. С. 204-207). Монастырь с таким посвящением был основан в Новгороде или И. М. ( Янин. 1977. С. 62-65; Назаренко. 2001. С. 595-596), или его отцом Мстиславом Великим ( Кучкин В. А. Чудо св. Пантелеимона и семейные дела Владимира Мономаха//Россия в средние века и новое время: Сб. ст. к 70-летию чл.-кор. РАН Л. В. Милова. М., 1999. С. 55). Киевский кн. Изяслав Мстиславич. Гравюра. 1823 г. (РГБ) Киевский кн. Изяслав Мстиславич. Гравюра. 1823 г. (РГБ) И. М. впервые упоминается в Лаврентьевской летописи под 1127 г., когда он был отправлен отцом на княжение в Курск. В 1127 г. И. М. участвовал в походе на Полоцкое княжество. После изгнания местных князей в Византию (1129) И. М. занял полоцкий стол (до 1132), тогда же в его владения, вероятно, вошел и Минск. После смерти Мстислава Великого (1132) князь начал борьбу за Переяславль Русский (ныне Переяслав-Хмельницкий, Украина). Владение этим центром было важным шагом на пути к занятию И. М. киевского стола, связанным с попытками реализации плана Владимира Мономаха, по которому киевский стол должен был принадлежать потомкам Мстислава Великого (против этого плана выступили младшие Мономашичи - дяди И.

http://pravenc.ru/text/293929.html

567 ...позавиде Владимиру Манамаху... – Владимир Всеволодович Мономах (1053–1125). С 1113 г. – великий князь киевский. С 1093 г. вел ожесточенную борьбу с половцами, был организатором и участником удачных походов 1103, 1107, 1111 гт. Автор «Поучения» (см.: т. 1 наст. изд.), в тексте которого содержится рассказ о его походах. С Фракией, Халкедонией и Грецией войн не вел. 568 ...на греческого царя Констянтина Монамаха... – Константин Мономах, император Византии с 1042 г., действительно вел войны с Русью. В 1043 г. был заключен союз между Византией и Русью, скрепленный браком родственницы Константина (возможно, даже дочери) со Всеволодом, сыном Ярослава Мудрого. Владимир Мономах , родившийся от этого брака в 1053 г., не мог вести войну с императором Константином, умершим в 1055 г. 569 Посылает к нему с великим смирением... – Рассказ о посольстве императора Константина с дарами (царским венцом, скипетром, багряницей и сердоликовой крабицей Августа) заимствован из «Сказания о князьях владимирских» (см.: т. 8 наст. изд.). 570 ...празновав царь... пятдесятный день по Пасце... и всю ту неделю Пянтикостную... – В 1552 г. Пятидесятница (Троица) приходилась на 5 июня. Пянтикостная неделя – первая неделя после Пятидесятницы. 571 ...митрополиту Макарию. – Макарий – инок, позже – архимандрит Можайского Лужецкого монастыря. С 1526 г. – архиепископ Новгородский (не по избранию новгородцев, а волею великого князя Василия III). После низложения Шуйскими митрополита Иоасафа в 1524 г. был призван на митрополичий престол, который занимал 22 года. Венчал на царство Ивана Грозного в 1547 г. При нем и под его непосредственным началом были созданы Великие Минеи-Четьи и Степенная книга царского родословия. 572 ...мир и любовное целование царице своей Анастасии... – Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева (ум. в 1560 г.), первая жена Ивана IV Грозного, дочь окольничьего при Иване III Васильевиче Романа Юрьевича. Была обвенчана с царем в феврале 1547 г. Мать Ивана Ивановича и Федора Ивановича, последнего из Рюриковичей на русском престоле. К первой жене Иван Грозный относился с искренней нежностью, чему есть много исторических свидетельств.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тогда же и Филарет, великий старец, с сыном своим Михаилом Федоровичем и с братом своим Иваном Никитичем из Поморских стран из заточения возвратился. Этот старец великий, кого именую я Филаретом, был во время мирской жизни своей в Москве знатным боярином Федором Никитичем, о котором писал я и прежде, брат он был двоюродный по царице Анастасии государю царю и великому князю Федору Ивановичу, всея Руси самодержцу. И тогда умолил его священный собор и поставил митрополитом Ростову городу и Ярославлю. ЦАРСТВО ВАСИЛИЯ ЦАРЯ, ИМЕНУЕМОГО ШУЙСКИМ В году 7114-м (1606) после царствования расстриги сел на престол Московского государства царь Василий Иванович, именуемый Шуйский, происходивший из рода князей суздальских. Суздальскими же именуются по такой причине. Было два сына у великого князя Ярослава Всеволодовича, внука Юрия Долгорукого, правнука Владимира Мономаха , праправнука Всеволода Ярославича; , сына Владимира великого Киевского, крестившего всю землю Русскую. А был старший сын у великого князя Ярослава Всеволодовича – великий князь Александр, именуемый Невский, княживший во Владимире, здесь же и положен был в монастыре Пречистой Богородицы, честного ее Рождества. У него родился сын – князь Даниил Московский, и другие были от этого рода, поколение за поколением. А другой был сын – князь Андрей Ярославич, младший брат Александра Ярославича Невского. И тот был великим князем Суздальским, а после него княжил сын его князь Василий Андреевич, а у князя Василия был сын – князь Константин, а у князя Константина – князь Дмитрий. Тот был великим князем Новгородским. А у князя Дмитрия – князь Василий Кирдяпа, а у князя Василия Кирдяпы – князь Юрий, а у князя Юрия – князь Федор, а у князя Федора Юрьевича, у Кирдяпина внука, – князь Василий Шуйский, а у князя Василия Шуйского – князь Иван, а у князя Ивана дети – князь Андрей да князь Петр. И из их рода царь и великий князь всея Руси Василий Иванович. О ПОСТАВЛЕНИИ ГЕРМОГЕНА ПАРИАРХА Тогда же повелением государя царя и великого князя всея Руси Василия Ивановича и по решению всего священного собора патриарх Игнатий, возведенный на престол Расстригою без священного рукоположения, был отправлен в Чудов монастырь под начало, чтобы освоил он в совершенстве благочестивую веру в Христа Бога. А на престол патриаршеский возведен был Гермоген, казанский митрополит, хотя Иов патриарх еще тогда был жив, но не возвратился на свой престол, ибо доброзрачные зеницы его замутились и свет сладостный был отнят от очей его.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отчетливее всего установки Владимира Всеволодовича проявились в его собственных писаниях: Поучении к детям и Послании к князю Олегу Святославичу . Этот корпус текстов, завершенный собранием кратких молитв, сохранился в единственном списке, местами неисправном, в составе Лаврентьевской летописи , под 1096 годом. Поучение к детям Поучение состоит из собственно наставления детям, написанного, вероятно, около 1100 года, и добавленного к нему тогда же и дополненного в 1117 году или несколько позднее списка " путей " - военных походов и административных поездок Владимира Всеволодовича. Последний список основан на каких-то ведшихся князем или сопровождавшими его лицами летописно-дневниковых записях и содержит ряд сведений, дополняющих или уточняющих летописи. Поучение начинается призывом Мономаха к своим преемникам " не ленитися... и тружатися первое Бога деля и душа своея, " иметь " страх Божии в сьрдци своем и милостыню творя неоскудну, то бо есть начаток всякому добру. " Вот почему князь не хотел участвовать в предложенной ему другими князьями клятвопреступной войне против своих двоюродных племянников - сидевших на юге Волыни сыновей князя Ростислава Владимировича . От нахлынувших грустных мыслей князь ищет утешения в Псалтири , давая пространную подборку цитат. Из жития святителя Василия Великого Владимир Всеволодович привлекают слова о скромности и послушании старшим . Последующие нравственные сентенции Владимира Мономаха являются пересказом одного из поучений святителя Василия Великого, вошедшего в Пролог под 21 января ( " Научися, верныи человече, быти благочестно делатель " и проч.), и паремийных чтений в 1-й день Великого поста ( " Избавите обидима, судите сироте, оправдаите вдовицю " и т. д.). Далее Владимир Всеволодович переходит к мысли о величии Божием и Его творения, которая также подтверждается многочисленными цитатами из Псалтири и Постной Триоди (в основном из песнопений 1-й великопостной недели). Содержание этой части, по-видимому, выказывает знание Шестоднева Иоанна, экзарха Болгарского , хотя прямых заимствований не нашлось.

http://drevo-info.ru/articles/22539.html

Михаила черниговского, и отправлен Батыем в Великую Татарию, к хану Сартаку, в 1245 г.; по возвращении от Сартака в орду Батыеву, уговаривал деда исполнить «волю цареву» и поклониться кусту, солнцу, идолам, а бояре, его вызывались за это принять «со всей областью своей» эпитимию, в 1246 г.; был в Ярославле на похоронах своего двоюродного брата, св. Василия Всеволодовича, князя ярославского 444), в 1249 г.; ездил вторично к Сартаку, в 1250 г.; ездил в Орду задаривать Улавчия, управляющего русскими делами, в 1256 и 1257 гг.; после новой поездки в Орду, сопровождал татарских численников в Новгород, в 1258 т.; с честию принимал св. Александра Невского 12) в Ростове, в 1259 г.; отправившись, с семейством, в Орду, чтоб оттуда идти с Татарами на Яссов, ум. в Орде, 16 сентября 1277 г. Тело его погребено в ростовском Успенском соборе. – Был женат, с 1248 г., на Марие Ярославовне княжне муромской ), от брака с которой оставил сыновей: Дмитрия 668). Константина ) и Василия 437). 394. Борис Всеволодкович (Всеволодович) 394. Борис Всеволодкович (Всеволодович), князь городенский, старший из трех сыновей Всеволода (Всеволода) Давидовича, князя городенскато 570), от брака с Атафией Владимировной 206), дочерью Мономаха 53). – Род. в Городне (теперь местечко Городно, между р. р. Стырем и Горынью, в минской губерния), около 1117 г.; вместе с Всеволодом II Ольговичем, великим князем киевским 57), ходил на Владимирка Володаревича (Владимира Владимировича), князя галичского 51), в 1144 г.; вместе с Изяславом II Мстиславиичем, великим князем киевским 106), действовал против Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого,. князя суздале-ростовского 191), в 1150 и 1151 гг.; по смерти Ростислава-Михаила Мстиславича, великого князя киевского 167), помотал Мстиславу II Изяславичу, великому князю киевскому 144), добывать Киева, в 1168 г. – Ум. в Городне, как можно полагать, в 1169 г. – Место погребения тело его не указывается, – Был ли он женат, неизвестно, – Потомства его в родословных не видно. 395.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Князь Константин Святославович Муромский, отец святых князей Михаила и Феодора. † 1129 21 мая; Князь Константин Всеволодович Ярославский, брат святого князя Василия. † 1257 3 июля; Князь Константин Ярославский, живший в начале XIV в., сын святого князя Феодора 19 сентября и 5 марта; Князь Михаил Всеволодович Черниговский. † 1246 (замучен татарами) 20 сентября и 14 февраля; Князь Михаил Муромский, сын святого князя Константина. † 1129 21 мая; Великий Князь Михаил (в схиме Матфей) Ярославович Тверской. † 1318 (замучен татарами) 22 ноября; Великий Князь Мстислав (во крещении Феодор) Киевский, сын Великого Князя Владимира Мономаха . † 1132 15 апреля; Князь Мстислав (во крещении Георгий) Ростиславович Новгородский Храбрый. † 1180 14 июня; Князь Никола Святоша Давидович Черниговский, первый инок из князей. † 1143 14 октября; Равноапостольная Великая Княгиня Ольга, во крещении Елена. † 957 11 июля; Князь Олег (в иночестве Леонтий) Романович Брянский, внук святого Великого Князя Михаила Черниговского. † 1280 20 сентября; Князь Петр (в иночестве Давид) Муромский. † 1228 25 июня; Князь Петр, Царевич Ордынский, Ростовский чудотворец. † 1290 30 июня; Княжна Предислава (в иночестве Евфросиния) Полоцкая. † 1173 23 мая; Князь Роман Глебович Рязанский. † 1207; Князь Роман Олегович Рязанский. † 1270 (замучен татарами) 19 июля; Князь Роман Владимирович Угличский. † 1285 3 февраля; Великий Князь Ростислав (во крещении Михаил) Мстиславович Киевский Набожный (Блаженный). † 1168 14 марта; Великая Княгиня Соломонида (в иночестве схимонахиня София), разведенная супруга Василия III. † 1542 16 декабря; Княгиня Феврония (в иночестве Евфросиния) Муромская. † 1228 25 июня; Князь Ярополк (во крещении Петр) Изяславович Владимиро-Волынский. † 1086 22 ноября и 25 мая; Князь Феодор Фоминский Красивый, из Князей Березуйских (Смоленских). † 1381; Князь Феодор Муромский, живший в XII в., сын святого князя Константина. 21 мая; Князь Феодор Ярославович Новгородский Чермный, брат святого Великого Князя Александра Невского. † 1233 5 июня;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010