О постыдных качествах завистника – слепоте и жестокости 345 Стыдяхуся вси противляющиися Ему (Иисусу Христу), и вси людие радовахуся о всех славных, бывающих от Него. ( Лк. 13:17 ). Где доброе дело, там и противники ему. Это свет и тень. Чем ярче свет, тем больше тень. Чем больше добро, тем сильнее зависть! – Добрые радуются добру, благословляют благотворителей, и славят Бога. Злые, с постыдным недоброжелательством, если не могут воспрепятствовать доброму делу; по крайней мере, стараются унизить его, обесславить, толкуя все в худую сторону. Снедаемые завистью, они не терпят благодетелей человечества, и неблагодарны пред Богом. Но никто не хочет, чтоб его считали злым. И злой завистник силится скрыть ослепление ума своего, давая неосновательным и кривым своим толкам вид речей законных и разумных. Снедаемый завистью особенно старается скрыть злость своего сердца, укрывая его под личиной притворной любви к общему благу, а иногда – лицемерной набожности. Однако же, рано или поздно, Господь снимает эту личину с злобных завистников, – обнаруживает пред всеми, что они – действительно противники добра, слепые по уму, жестокие по сердцу. Тогда неминуемо покрываются они стыдом и поношением, между тем как добрые сугубо радуются, благодарят и славят Бога! Вот, возлюбленные братья христиане, те истины, которые внушает нам читанное ныне святое Евангелие! – Господь наш Иисус Христос, поучая народ в сонмище иудейском, в день субботный, увидел там одну женщину, которая восемнадцать лет была одержима тяжким недугом от духа нечистого: сатана связал ее так, что она, быв скорчена, не могла свободно приподняться, – не могла стоять прямо. Спаситель подозвал ее, и сказал: «женщина! ты освобождаешься от недуга своего»; и возложил на нее руки. Она тотчас выпрямилась, и стала славить Бога ( Лк. 13:11,12 ). Что же? В лице начальника этого сонмища, или синагоги, нашелся завистник божественной славы небесного Благотворителя, и – кто бы мог подумать? – под самым благовидным предлогом, открыто изъявил он негодование на освобождение бедной женщины от уз сатаны! Рассудим же, братья, для нашего назидания, о тех постыдных качествах завистника, которые видны и в собственных его речах, и в обличении, сделанном ему от Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Казалось, никто не мог лишить нас сего бесценного достояния, кроме нас самих! И увы! Это случилось: мы вздумали обрести рай – вне рая! Мы восхотели быть, яко бози, ведяще доброе и лукавое ( Быт. 3:5 ). В дому Отца небесного – наш ум, наше сердце, наша воля должны были действовать сообразно с Его волею, но нам захотелось ходить в волях сердец наших. Тесен стал для нас дом Отчий! Мы восхитили достояние, нам не принадлежащее, и отошли на страну далече, чтобы там иждивать небесное сокровище, живя блудно ( Лк. 15:13 ), богопротивно, нечестиво. Мы отошли на страну далече, но взыскующий глас Господа и здесь не оставляет нас, он непрестанно следит за каждым грешником, взывая: «Где еси? Где ты, сын неблагодарный, оставивший Меня среди бесчисленных Моих тебе благодеяний? Я не обретаю тебя на лоне любви Моей! Где еси? Кто услаждает дни твои, кто заботится о будущей судьбе твоей? В Моей деснице обилие радостей, у Меня ключи жизни и смерти! Но тебя нет под крепкою рукою Моею! Где еси? Кто твой защитник и покровитель? Счастлив ли ты без Меня, доволен ли своею судьбою, доволен ли теми благами, которые даёт тебе новый владыка? Безумный! Ты бежал от лица Моего, чтобы работать миру лукавому! Ты не захотел быть сыном Моим, сыном Божиим, и соделался чадом диавола ( 1Ин. 3:10 )! Виждь, как помрачился твой ум, когда соединился с князем тьмы! Давно ли стал ты отвращаться глаголов вечного живота и внимать льстивым внушениям змия искусителя? Давно ли небесную багряницу оправдания променял ты на листвие смоковничное ( Быт. 3:7 ), на это лицемерие, которым ты думаешь прикрыть свою наготу, свой стыд, свой срам и поношение, под которым думаешь укрыться от взоров Моих и своих собственных! Где еси? Где твоё сердце, из коего изгнал ты мир и радость и которое думаешь успокоить пустыми призраками суеты и обольщения? Ты дремлешь над пропастию, враги твои готовы низринуть тебя в бездну! Горе тебе, если ты не опамятуешься! Востани! Се стою при дверех сердца твоего, и толку, аще услышиши глас Мой ( Откр. 3:20 )! Востани спяй, и воскрссни от мертвых, – и Аз освещу тебя и спасу ( Еф. 5:14 )!

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Сего ради, – продолжает о таковых поведающий тайны небесные, – сего ради суть пред престолом Божиим, и служат Ему день и нощь в церкви Его: и Седяй на престоле вселится в них ( Откр. 7:15 ). Вот поистине Божеское утешение пришедшим от скорби великия! Существенною причиною всякой скорби служили и всегда служат грехи; и потому, когда эта причина устранена и принесшим покаяние с верою в Искупителя даровано прощение и спасение, спасённые становятся близкими к самому пренебесному престолу Божию – наверное, ближе, чем мы в настоящие минуты по духу близки к сему смертному ложу Искупителя мира, – и с неописанною радостию служат Ему день и ночь в храме Его, чего только слабую тень представляют собою наши священные песнопения Господу. Мало того, спасённые сами становятся светлым и святым храмом, в котором благоволит обитать Сидящий на престоле и окружённый бесчисленным множеством небожителей. Возлюбленные! При мысли о столь высоком своём предназначении как не назвать нам себя блаженными, когда мы, в духе веры и любви с тёплыми слезами приближаясь ко Христу Спасителю, чувствуем особенную близость к Нему – по преимуществу, у сего живоносного гроба, где погребён наш ветхий человек и дарована жизнь новому, созданному по Богу, в правде и преподобии истины ( Еф. 4:22–24 )? Так, для нас в высшей степени отрадно и утешительно помыслить, что мы уже не чужие для Бога и для ближних, не сироты бездомные, но сожителе святым и приснии Богу ( Еф. 2:19 ). И могут ли для таковых быть опасны какие-либо тяжкие нужды и горькие лишения, бывающие в мире причиною многих слёз? Может ли быть для них страшна и самая смерть? Внемлите, что говорит ещё тайновидцу небожитель об окружающих престол Агнца спасённых, к сонму которых и нас желает сопричислить жаждущий спасния нашего Господь: не взалчут ктому, ниже вжаждут, не имать же на них солнце, ниже зной; яко Агнец, иже посреде престола, упасет я, и наставит их на животныя источники вод, и отъимет Бог всяку слезу от очию их ( Откр. 7:16–17 ). Итак, вот когда вполне насытятся все алчущие и жаждущие, которые притом научились у Господа алкать и жаждать правды, – те, которые с сею благословенною алчбою и жаждою лобызают и сии пречистые язвы, как преизобильные источники утешения! Благо им, ибо сам Агнец напитает их пищею нетленною и неоскудевающею и напоит их неисчерпаемыми струями из источника воды живой! Благо им, ибо и самая мысль о смерти изгладится в душе тех, которые наследуют жизнь вечную, а слёз – и следов не останется у них! О, поистине блажени плачущии пред Господом, яко тии утешатся во веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Мы не можем и не желаем скрыть от Тебя, добрый Пастырь и Посетитель душ наших, что хотя Ты и привёл нас во двор овчий, но мы, будучи людьми Твоими, овцами пажити Твоей, и имя Твоё именуя, весьма часто не внемлем спасительному гласу Твоему, ибо огрубело сердце наше, и уши наши с трудом слышат, и очи свои смежаем, да не увидим очами, и не услышим ушами, и не обратимся сердцем, чтобы Ты исцелил нас! Но воззри на нас, Господи, оком милосердия Твоего и всепроницающей любви Твоей, воззри и виждь: се ныне, яко очи раб в руку господий своих, тако очи наши к Тебе, Господу Богу нашему, дóндеже ущедриши ны ( Пс. 122:1 )! Воззри, вот и мы, почувствовав, что мысленный волк губит нас, и устрашившись своей погибели, все притекаем к подножию креста Твоего – притекаем не с лукавою мудростию книжников и совопросников века сего, не восхотевших разуметь Твоего божественного учения, ни силы Божией, но с простосердечным смиренномудрием избранных Тобою рыбарей, коими уловил Ты вселенную, и, подобно Марии, избравшей благую часть, желаем поучаться у ног Твоих, у Твоих пречистых ног, пронзённых гвоздями! О, не отринь нас от Твоего лица, Свете незаходимый, Твои же нам «подаждь нозе и держати, и целовати, и струями слезными, яко многоценным миром, сия дерзновенно помазати!» 60 Не с лицемерною набожностию фарисеев, оцеждавших комары в соблюдении наружных обрядов и внешних приличий и поглощавших верблюдов неправды, лукавства и всякой нечистоты ( Мф. 23:24–27 ), не с их безумными мечтами о своей праведности лобызаем сии пречистые язвы, которые видим на Твоём святейшем теле, всемилостивый Спасе, но поистине сознавая себя самыми грешными и недостойными пред Тобою, повергаемся во прах пред сим гробом Твоим, Создателю наш и Господи, и слёзно молим Тебе: «благими помыслами погреби наши лукавыя сетования и лукавствия духа разори!» 61 Не с духом превознесения и земных расчётов приходим к Тебе, всесильный Слове, коего царство не от мира сего, но, отринув пагубное самолюбие возненавидевшихТебя, любовь вечная, первосвященников и старейшин иудейских, – со страхом Божиим и с уязвлённым любовию сердцем преклоняем свою грешную главу пред Твоим терновым венцом, сплетённым для Тебя безумною злобою и непрестанно сплетаемым для искренно послушающих гласа Твоего и состраждущих Тебе имене Твоего ради, но за то увенчиваемых в царствии небесном венцом славы неувядаемой! Помяни нас, Господи, егда приидеши во царстии Твоем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Наши молитвы могут быть услышаны и не услышаны, может произойти противное нашим молитвам – для нашего же блага. Но во всяком случае мы должны молиться и молиться непрестанно. Евангельская вдовица, искавшая помощи у жестокосердого судии, не иначе получила желаемое, как посредством неотступной просьбы. Сию вдовицу представляет Спаситель в пример всем молящимся, чтобы не стужали си ( Лк. 18:1 ), т. е. не унывали в молитве, а непрестанно молились. Пусть не исполнятся наши прошения, пусть произойдёт даже противное им! Ужели мы за это самое можем скорбеть и ослабевать в подвиге молитвы? Нет! Наш ум крайне недальновиден. Наше сердце очень нечисто. Мы можем просить и нередко просим, что нам кажется полезным, а между тем оно вредно. Царица Небесная с высоты своего величия несравненно лучше нас видит и нас самих, и всё наше прошедшее и настоящее. Предоставим же Ей в полной мере располагать нашею участию! Наше дело – молиться постоянно, неотступно. Мнимое неуслышание наших молений Заступницею. Небесною часто бывает верным доказательством Её неложного о нас заступления и спасительным плодом нашей истинной к Ней молитвы. 3. Такую мысль внушает нам смирение, с которым по сему самому должны быть соединены наши молитвы. Оно-то научает нас предавать все прошения наши в полную волю Божией Матери, внушает нам не указывать, так сказать, Ей дерзостно, как предотвратить наши нужды. Притом, как сама Царица Небесная привлекла на Себя особенное благословение Божие смирением, так и, царствуя ныне на небеси с Сыном своим и Господом, призирает особенно на смиренных. Так и в нынешний день узрел Её некогда «на воздусе за ны молящуюся» в церкви влахернской один из тайных, смиреннейших рабов Её, отверженный и уничижённый от мира Андрей, юродивый Христа ради. Так важно, возлюбленные, пред Царицею Небесною смирение! И кому более прилично смирение, как не молящимся, как не тем, которые, чувствуя своё бессилие, просят помощи высшей? Им ли много разглагольствовать и рассуждать? Помня это, мы должны все свои молитвы к Заступнице сопровождать глубочайшим смирением.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Ах, сетующие души! Сохраните, сохраните эту силу веры и надежды – до конца. Скоро сокроется от взоров ваших и последнее земное утешение в горестной разлуке вашей – милые печальному сердцу вашему посмертные останки, и вы, может быть, ещё глубже, ещё безотраднее почувствуете, чего лишились, – увы, лишились, может быть, всей отрады в жизни, всего возможного на земле счастия! Тогда-то именем самого Господа, воскрешающего и оживляющего мёртвых, умоляем вас, помяните ту истину, которую столько раз и сами повторяли вы, взирая на тело почившей: не умре девица, но спит. Не дерзнём пререкать Господу в определении непостижимых судеб Его! Они премудры и благи. Вы же и сами сознаётесь, что Всеблагий устроил для почившей то, что было для неё лучше. Но нет никакого сомнения, что это лучше и для вашего вечного блага. Может быть, среди отрадных надежд земных иногда забывалось, что мы здесь странники и пришельцы. И вот, по всеблагой воле Божией, у вас взято в другой, лучший мир – как бы в залог вашего искреннейшего стремления и прибытия туда – именно то, что было для вас драгоценнейшего в жизни! Потерпите, этот залог ваш вам возвратится, по вере вашей! Пройдёт несколько лет разлуки, и вы снова соединитесь в светлых обителях Отца небесного, соединитесь с тем, чтобы уже никогда не разлучиться. Горько провожать, но как сладко быть встречаемым! Гряди же с миром, возлюбленная сестро наша: блажен путь, в онь же идеши днесь, душе, яко уготовася тебе место упокоения. Гряди с миром! Сопровождаем тебя с верою и упованием, что и любящие тебя соединятся некогда с тобою там, куда стремятся теперь их мысли и чувства, – где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная! Христианский взгляд на труд и упокоение усопшей страдалицы 48 Придите ко Мне, – глаголет Господь, – вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы ( Мф. 11:28 ) Благословен Господь и Бог наш Иисус Христос, призвавший к вечному покою усопшую страдалицу! Во имя Господне, приглашаю вас, возлюбленные, остановиться на несколько минут у сего гроба почившей о Господе рабы Божией девицы Евдокии и поучиться у неё христианскому терпению, кротости, истинной вере и нелицемерной любви ко Христу Спасителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Вспомним, братия, о том состоянии, в котором мы находились, прияв Духа небесного и возродившись Его благодатию к жизни духовной и святой. Велик был наш праотец в раю сладости с своими первозданными совершенствами. Но он был только владыкою земли, а не наследником неба. А мы, омывшись св. водами крещения от всякой скверны плоти и духа и облекшись в боголепную багряницу заслуг Христовых, – мы стали наследниками Богу, сонаследниками Христу ( Рим. 8:17 ), участниками славы и всех неизреченных благ, какими только могут наслаждаться самые возлюбленные сыны Божии. Душа наша, сочетавшись Христу, соделалась храмом святым, престолом славы, на котором благоволил таинственно восседать Триипостасный. Силою и действием Его благодати наш ум удостоился помазания от Святого ( 1Ин. 2:20 ), наше сердце прияло обручение Духа ( 2Кор. 3:5 ) и освятилось, как святой источник благодатный чувствований и действий! О, с каким дерзновением тогда могли мы приступать к престолу благодати! С каким духом сыновней свободы могли взывать к Творцу всяческих: Авва! Отче ( Рим. 8:15 )! Тогда нам принадлежали обетования благ настоящих и грядущих, временных и вечных ( 1Тим. 4:8 ). Судите же, такое состояние богодарованной правоты и невинности не было ли для нас действительно раем на земле? Животворящий Сам был действуяй в нас и еже хотети и еже деяти, о благоволении ( Фил. 2:13 ); Он сам насаждал в нас семена добродетелей, орошал их благодатию своею, возвращал, оплодотворял. Нам оставалось только хранить этот рай дарований духовных от тлетворного влияния мира лукавого, нам оставалось не отверзать входа в сердце наше исконному врагу, искусителю Евы, человекоубийце всех нас ( Ин. 8:44 ). И это сделать было нетрудно. По мере того, как мы преспевали возрастом пред человеками, святая вера не преставала доставлять нам все спасительные средства к преспеянию и в благодати пред Богом. Укрепив нас к жизни святой чрез запечатление даров Святого Духа, она не преставала питать нас и освящать брашном, пребывающим в животе вечным, пречистым телом Христовым и честною кровию Господа и Спаса ( Ин. 6:58 )!

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Их благочестивое, святою любовию любящее Господа сердце не допускало ни малейшего сомнения в том, что Тот, Кого возлюбила душа их, воистину есть Сын Божий, Избавитель мира – несмотря на то, что сами они имели утешение служить своим имением обнищавшему ради нас великодаровитому бессмертному Царю и щедрому Человеколюбцу. Достоблаженные, они не упускали ни одного случая насытить свою душу словом Божиим, исходившим из уст воплощённой Премудрости, и этой благой части ничто в мире не в состоянии было отнять у них, несмотря на то, что пред их же глазами нередко бывали примеры то отпадения от Божественного Наставника не вмещавших в себе слова Его, то наветов, кривых толков, порицаний, клевет и злоумышлений со стороны суемудрых книжников и фарисеев. И среди сих-то неправд сада Премудрости воздали Ей справедливость ( Мф. 11:19 )! Ублажаем вас, богомудрые! Но если когда заслужили евангельские жёны и девы, Христу последовавшие, наименование богомудрых, истинно верующих, то именно во время крестных страданий, смерти и погребения Господа нашего Иисуса Христа. Если умилительно представить себе верных учениц Христа, седших у ног Его и с любовию слушающих слово Его среди окружающей их суетни и суетности, то кого не тронет до глубины души живое представление сих богомудрых, с горячайшею любовию объемлющих ещё покрытое позором древо спасения, когда на нём посреди разбойников висел Краснейший добротою паче сынов человеческих – не имея вида, ни доброты, поруганный, изъязвлённый, к злодеям причтённый, с ожесточением и едкостию хулимый, почти всеми оставленный? Ах, из уст Его самого, томившегося адовыми муками, они слышали, что сам Бог Отец оставил Его ( Мф. 27:46 ), не благоволил растворить для Него и каплею утешения ужасную чашу страданий, которую надлежало испить Ему, Искупителю, за грехи мира. И они Его не оставили!.. Они не оставили Его и тогда, когда увидели пред собою бездыханное тело Его, увидели, что оно заключено в гробовой пещере, которой вход закрыт огромным камнем и запечатан.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Так сильно подействовала краткая проповедь Ионы! Один проповедник вызвал за собою тысячи проповедников. Иона проповедовал только погибель, но весь народ и сам царь призывали и побуждали друг друга к покаянию и обращению, ибо они верили, что Иона послан от Бога и угроза его истинна, что Бог милосерд, и что покаяние людей примиряет Его с ними. Посему все они покаялись, от царя до нищего, все совлекли с себя одежды веселия и облеклись в печальные вретища в знак того, что они печалятся, скорбят о грехах своих. Сам царь сидел на пепле, дабы показать, что сердце его сокрушено, растерзано, и что он достоит сожжения. Внешний вид ниневитян выражал их внутреннее глубокое сознание того, что они заслужили угрожавшую им кару Божию. Но вместе с тем они обнаружили чрез это и пламенное желание умолить благость и милосердие Божие, приклонить Господа к пощаде и помилованию. Вретища и пепел были только внешним знаком раскаяния и сокрушения сердечного, смирения и святой печали души. Никто не ел, не пил, никому, казалось, и на ум не приходили пища и питие. Самые животные должны были поститься, не получая корму и воды. Везде были знаки печали, раскаяния и мольбы к Творцу о милосердном помиловании. Куда ни обращались взоры ниневитян, везде видели они напоминание о грехах своих, о гневе и угрожавшем им наказании Божием и вместе с тем усматривали побуждение к искреннему раскаянию и исправлению. Какая перемена в великом городе после краткой проповеди Ионы! Город прежде роскошный, шумный, нечестивый, полый пороков и беззаконий, теперь тих, печален, смирен, полон покаяния, сокрушения и глубочайшей скорби! Это настоящий дом плача, место слёз, воздыхания и молитвы о милосердии и прощении, зрелище приятное для ангелов, преддверие неба. А прежде он был ристалищем диавола, жилищем нечистых духов, вертепом разбойников, домом греха, скопищем всех пороков! Эта перемена, это покаяние благоугодно было Господу Саваофу, который видит всё, а особливо сердце человека. Бог воззрел на покаяние ниневитян, на их вретища, на пепел, которым покрыты были главы их, на сии истинные знаки внутреннего, сердечного их сокрушения и искреннего покаяния, узрел, что они действительно, непритворно обратились от путей своих лукавых, и тогда раскаялся о зле, которым угрожал им, и не сотворил по страшному прещению своему. Он переменил своё определение, переменил свою угрозу, долженствовавшую исполниться под тем только условием, если бы не вразумились и не принесли покаяния. Угроза была отменена, подобно тому, как отец отлагает лозу, поднятую на детей, когда видит, что они плачут, просят прощения и обещают исправиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Возлюбленные! Всем сердцем молю Бога, да не будет среди вас ни одной из таковых, но да все вы, по вере в Господа нашего Иисуса Христа алкая и жаждая правды, насытитесь и на земле небесными утешениями, и на небесах – плодами земных трудов и подвигов ваших для спасения. С такою молитвою в чувстве духовной радости и благодарения Всевышнему, исполняя возложенное на меня поручение, о имени Господнем благословляю вас сими священными предметами. Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков! Аминь. V 87 И ныне предаю вас, братие, Богови и слову благодати Его, могущему наздати и дати вам наследие во освященных всех ( Деян. 20:32 ) Так, между прочим, говорил св. апостол Павел – на прощанье в Милите с возлюбленными своими учениками, пресвитерами Ефесской Церкви: «и ныне, предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными». И мы ныне пред прощанием с вами, возлюбленные наши о Христе чада и сестры, вручая вам – по заповеданному учреждению благочестно воспитавшей вас царственной мудрости и любви – книги молитвослова и Нового Завета, весьма благовременным находим повторить вам сии апостольские слова: предаем вас Богови и слову благодати Его! Вникните, прошу вас, в смысл этих слов. По-видимому, вам передаётся нечто, а на самом деле – не столько вам, сколько вас самих передают кому-то и чему-то. Кому же именно и чему? Для тех, которые принимали живейшее участие в вашем воспитании, как залоге истинного благополучия всей вашей жизни, и которые в продолжение стольких лет во многих отношениях заступали для вас место родителей, и временная и вечная судьба ваша так дорога и близка к сердцу, что, конечно, никому более не могут они предавать её в своих сердечных желаниях, как тому Существу, в руках коего она может быть совершенно безопасною. Но вы знаете, что такое Существо – единое и единственное – есть премилосердый наш Отец небесный, наш Создатель, Промыслитель, Искупитель и Освятитель – словом, Господь Бог . Ему-то и предаёт вашу судьбу воспитавшее вас Императорское общество и, вручая каждой из вас молитвослов, как бы так говорит: «и ныне предаю вас Богови! Молитесь Богу, и Он всегда пребудет с вами и устроит вашу судьбу наилучшим образом. Молитесь непрестанно, от чистого сердца и любви нелицемерной, и будьте уверены, что не останетесь без благодатной помощи Всевышнего ни на одну минуту». А это, бесспорно, самое важное дело в жизни человека, сколько-нибудь понимающего и свои немощи, и своё высокое назначение! Тому учит нас и ежедневный опыт, и внутреннее самосознание, и Божественное откровение, к тому же убеждению должно было привести вас и всё ваше воспитание в духе веры и благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010