Вед. 1873 года 292). Такое рассуждение нельзя одобрить с христианской точки зрения; оно понятно в людях ни во что не верующих, о которых мы выше упомянули, – они на все смотрят, обо всем судят со стороны чувственной и грубо-материальной. Таким людям свойственно благотворить по расчету, по соображению, что это неубыточно и со временем окупится, и что скупиться в этом случае, значит не понимать своей же выгоды. Не так должен рассуждать христианин: он должен помнить наставление Спасителя о бескорыстном благотворении: «Всякому просящему у тебя давай, и от взявшего твое не требуй назад. Если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают. Если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно: какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же» ( Лк.6:30,33–34 ). Благотворение по расчету не есть благотворение, а торговая или промышленная сделка. Очень достойно сожаления, что гласные московской Думы, без сомнения, принадлежащие к числу верующих во Христа Спасителя, рассуждают однако не по-христиански. Думается, что найдено нужным прибегнуть к подобным рассуждениям не по личному убеждению, а по соображению, что между членами Думы есть такие, для которых, коммерческие расчеты в делах благотворения больше убедительны, чем высшие побуждения. Нельзя впрочем не удивляться тому, что, как ни продолжительны были рассуждения почтенных представителей города Москвы о пожертвовании в пользу бедствующих Самарцев, ни у одного из них недостало смелости заявить, что усердие к этим пожертвованиям христиане должны показать ради Христа, алчущего в меньших братиях своих. Говорено было о достоинстве Москвы, о добром примере, какой она своей щедростью могла бы подать другим городам, о богатстве Москвы, о великости бедствий, требующих соразмерной помощи, и т. п.; но ни слова не было сказано о Христе, о христианских побуждениях к благотворению, – словно не христиане, а язычники собрались рассуждать о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Ведение в своей высшей степени есть созерцание истины. Оно услаждает созерцателя, как Иаков услаждался красотой Рахили; но оно бывает плодом болезненных подвигов очищения себя от всего страстного и греховного. Свет истины ясно отражается только в чистой душе, как свет солнца в чистой воде. Подвиги самоотвержения для достижения чистоты сердечной, необходимого условия для преспеяния в ведении и созерцании, в такой же мере необходимы, как и для преуспеяния в деянии, то есть в добродетельной жизни. Бди, о душе моя, изрядствуй (будь мужественна), якоже древле великий в патриарсех, да стяжеши деяние с разумом, да будеши ум, зряй Бога, и достигнеши незаходящий мрак в видении (в созерцании), и будеши великий купец (стяжатель). Иаков на обратном пути из Месопотамии в Ханаанскую землю прежде чем перейти Иордан счел нужным задобрить брата своего Исава, чтоб обезопасить себя от его мести. Иаков отправил Исаву дары и не без смущения ждал встречи с ним. Накануне этой встречи он всю ночь наедине бодрствовал и молился Господу. И вот во тьме ночной Кто-то приблизился к нему и стал с ним бороться, и эта упорная борьба продолжалась до появления зари. Боровшийся не одолел Иакова, но повредил его бедренный сустав, так что Иаков остался хромым на всю жизнь. – Отпусти Меня, – просил Иакова Незнакомец, – ибо взошла заря. Иаков сказал: – Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. Тот спросил: – Как имя твое? Иаков назвал себя по имени. И сказал ему Незнакомец: – Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль 8 , ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков: – Скажи мне имя Твое. Тот сказал: – На что ты спрашиваешь о имени Моем? Оно чудно, – и благословил его, то есть выразил ему Свое благоволение. И нарек Иаков имя месту тому Пенуэл (лицо Божие), ибо, говорил он, я видел Бога лицом к лицу и сохранилась душа моя ( Быт. 32:30 ). Значение этой таинственной борьбы такое: она была образом дерзновенной и настойчивой молитвы Иакова. Понятно это дерзновение, эта настойчивость в его положении: ему грозила опасность от Исава. Иаков опасался, что Исав жестоким образом отомстит ему за похищение первородства, что он лишит его всех плодов его двадцатилетних трудов в доме Лавана, отнимет у него весь скот, перебьет или возьмет в плен его и его семейство и рабов. Иаков хотя уповал на Господа, милости Которого испытывал доселе, но в то же время, ввиду угрожавшей ему опасности, в нем могли пробудиться беспокойные движения совести при воспоминании о тех неодобрительных в нравственном отношении средствах, о той хитрости и обмане, при помощи которых ему удалось во вред Исаву исторгнуть благословение Исаака. Он почувствовал себя неправым пред Богом и мог думать, что на этот раз Сам Господь для его вразумления попустит ему пострадать от гнева Исава.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Велико, свято и страшно было явление славы Ягве. На третий день, при наступлении утра были Громы, И молнии, И густое облако над горою (Синайскою), И трубный звук весьма сильный, И вострепетал весь народ, бывший в стане. И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы. Гора же Синай вся дымилась от того, что Ягве сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась. И звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом ( Исх. 19:16–19 ). В этом потрясающем Богоявлении можно вычленить четыре этапа: Густое облако – вид, зримое явление; Трубный звук – звучание; Схождение в огне – вид воссиявает; Бог говорит голосом – звук становится словом, Богоявление от ужасающих явлений стихий переходит к логосности, даруется декалог. Наш отечественный богослов XIX века епископ Виссарион (Нечаев) так описывает явление Божества и силы Его в огне: «Явление Божества или его силы в огне и пламени бывало и во времена ветхозаветные. Так, Господь явился Моисею в объятой огнем, но не сгоравшей купине. Гора Синайская, когда сошел на нее Господь для провозглашения десяти заповедей, пламенела огнем ( Исх. 19, 18 ; Евр. 12:18 ). В том и другом случае явление Бога в огне свидетельствовало о Его неприступном величии и святости, и располагало зрителей к благоговению и страху» с. 86]. После ужасающих явлений грома, молний, густого облака, когда дым от горы восходил, как дым от печи, заговорил Бог. Огнь предвечного Слова высекал, как из камня, огнь ответной любви в сердце народа. Настало время даровать людям десять заповедей, десять слов, научающих народ любить Бога и ближних. Но прежде слова было молчание. Мир замер, чтобы услышать Бога. «Раби Иоханан учил: В тот час, когда раздалось Слово Божие с вершин Синая, все в мире притаилось: птенчик не чирикнет, птица не порхнет, вол не замычит, море не шевельнется; остановились колеса Небесной колесницы; замерло «свят!» на устах Серафимовых. Вся вселенная недвижно и безмолвно слушала глас нагорный: Я – Господь, Бог твой!» с. 66, Агада, Шемот-Раба, 29,].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

«Вероятно, – возразил ремесленник, – этот молодой человек либо совсем не читал, либо позабыл слова Христа Спасителя: «не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что нам пить? или во что одеться?.. Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». ( Мф.6:31–33 ). – Вслед за этим разговором дворянин устремляет глаза на своего сына, который был при этом и слышал весь разговор, – и обращается к нему с такими словами: «Сын мой! дорого мне стоило воспитать тебя, я из всех сил бился, чтобы вышел из тебя дельный человек; но ты не научился тому, что всего важнее и выше на свете: надежде на Бога. В этом отношении ты должен уступить неученому ремесленнику и от него взять урок преданности Богу и упования на Него». – По нашему убеждению, как бы ни был беден человек, он не должен уклоняться от брака, если не может воздержаться от жизни нецеломудренной. Лучше терпеть бедность, живя в честном супружестве, чем предаваться распутству в одиночестве. Притом с благочестивой и доброй женой и бедность легче переносится. Но по каким бы уважительным обстоятельствам и побуждениям люди ни вели безбрачную жизнь, во всяком случае им стоит подумать и тщательно позаботиться о том, чтобы оградить себя от искушений и опасностей, о которых мы упоминали в самом начале статьи. Нельзя сказать, чтобы эти искушения и опасности были неизбежны в положении безбрачных лиц. От них зависит устроить порядок своей жизни так, чтобы спасти себя от скуки, свойственной одиноким, и от нецеломудрия, и чтобы не впасть в раздражительность и рассеянность. Мы не говорим здесь о людях, которые добровольно отреклись от брачной жизни, чтобы посвятить себя на служение Богу и на дела благотворительности. В самих этих занятиях, которые они себе избрали, заключается благонадежное средство спасения от скуки и жизни беспорядочной. Но что сказать о людях, которых не собственная воля, а внешние обстоятельства лишили возможности вступить в брак? Пусть в этом они усматривают указание воли Божией, как они должны повести свою жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос Сын Бога живаго, пришедый в мир грешный спасти, от нихже первый есмь аз. Слова: «Ты еси Христос Сын Бога живаго» впервые сказаны ап. Петром в ответ на вопрос Христа к ученикам: «кого Мя глаголете быти?» ( Мф.16:15–16 ). В этом исповедании Петра заключается сущность христианской веры. Все, что написано в Евангелии, написано, по слову евангелиста Иоанна, для того, чтобы люди веровали, что Иисус есть Христос Сын Божий, и веруя, имели жизнь во имя Его ( Ин.20:31 ). На вере в Божество Христово, на исповедании, что Он есть не простой человек, а единосущный Сын Бога живого, истинного, в противоположность мертвым языческим богам, – на этой вере, на этом исповедании, как на твердой скале, основана Церковь Христова, неодолимая вратами ада ( Мф.16:18 ). На вере в Божество Христа держится догмат искупления. Страдания и смерть Христовы подъятые за нас имеют искупительную силу только потому, что подъял их не человек, не ангел, а сам Сын Бога живого. – Слова: «пришедый в мир грешные спасти, от нихже первый есмь аз», принадлежат ап. Павлу ( 1Тим.1:15 ). Он говорит: «верно слово и всякого приятия достойно, что Христос пришел в мир спасти грешников (а не праведников), из которых я первый». Называя себя первым грешником, Павел своим примером удостоверяет в том, что Христос есть Спаситель грешников. Он как бы так говорит: «Я ли не величайший грешник, хульник, гонитель, и однако же Господь помиловал меня. Итак верно и несомненно, что он помилует и всякого грешника, верующего во Христа, который затем и пришел в мир, чтобы спасти грешников». Влагая в уста грешнику, приступающему к св. тайнам, слова исповедания апп. Петра и Павла, св. Церковь требует от нас, чтобы мы этими словами выражали два чувства: чувство веры в Искупителя и чувство своего недостоинства, своей греховности. То и другое чувства имеют необходимую связь. Если я чувствую себя великим грешником, то не могу не чувствовать нужды в Искупителе. Грех делает меня безответным пред Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Ветхозаветные пророки были великими патриотами. Возьмите, например, книгу: Плач Иеремии. Вся она наполнена выражениями глубочайшей скорби о разрушенном врагами Иерусалиме, об умерщвлении и уведении в плен его соотечественников. Как дорога была родина для евреев, видно из следующих слов пророка, говорившего от лица их: «если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя. Прильпни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего» ( Пс. 136:5–6 ). Сам Господь Иисус Христос явил в Своем лице пример великой любви к Своему земному отечеству. Он приходил в мир для спасения всего человеческого рода. В Церковь Им основанную призваны все народы без различия иудеев и еллинов, обрезанных и необрезанных. Но к кому, прежде всего, Он обратился с благовестием спасения? К своим соплеменникам. Очень немногие Его оценили, большинство отвергло Его и несмотря на то Он во все продолжение Своего земного служения не выходил из пределов земли иудейской и одних соотечественников оглашал проповедию о царствии Божием. Насколько жива и глубока была в Нем любовь к отечеству, это особенно видно из следующего. В день торжественного Своего входа во Иерусалим Он, когда взглянул с горы Елеонской на этот город, открывшийся пред Ним во всем его великолепии, заплакал о нем и сказал: «о если бы ты хотя в сей день узнал, что служит к миру твоему» ( Лк. 19:41–42 ). Эти трогательные слова Господа Иисуса были выражением мучительной скорби о той ужасной участи, какая ожидала Иерусалим и иудеев в недалеком будущем. Примеру любви Христа к родине следовали апостолы Его. Они научены были Христом обнимать своею любовью всех людей на свете, но как природные евреи, они преимущественно сочувствовали своим сородичам. Апостол Павел преимущественно пред всеми апостолами обращался с язычниками и большую часть времени своего служения провел в трудах проповедания им евангелия; но предметом его любви были преимущественно его единоплеменники. Он так любил их, что, по его словам, для спасения их желал бы сам быть отлученным за братьев своих, родных ему по плоти, то есть израильтян ( Рим. 9:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

власть духа злобы, действовавшего чрез них, как чрез свои орудия ( Лк. 22:53 ). – Иов сидел на гноище вне города и Христос был распят вне города. – Иов заживо разлагался от ужасной болезни и был пищею червей, предметом людских поруганий. И Христос страждущий говорит о Себе словами псалмопевца: «Я червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе. Я пролился как вода, все кости Мои рассыпались, сила Моя иссохла. Можно было бы перечесть все кости Мои. А они (враги) смотрят и делают из Меня зрелище» ( Пс. 21 ). Иов с преданностию воле Божией переносил свои страдания, и Христос в саду Гефсиманском, сказав Отцу Своему: «Аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша сия», поспешил прибавить: «обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты» ( Мф. 26:39 ). – Когда страдания Иова достигли крайней степени, он, обращаясь к Богу, говорил: «Я взывал к Тебе, и Ты не внимаешь, стою, и Ты только смотришь на меня» ( Иов. 30 ). И Христос вопиял на кресте: «Боже мой, Боже мой, для чего Ты меня оставил» ( Мф. 27:46 ). IV. Паримия в великий четверток. Иов. XXXVIII:1–23, XLII:1–5 В сей паримии содержится обращенная к Иову речь Господа Бога о делах всемогущества и премудрости Его в видимом мире, превышающих разумение Иова, и смиренный ответ его на слова Господни. Иов. 38:1–2 . Рече Господь Иову сквозь бурю и облаки: кто сей скрываяй от Мене совет (затмевающий Мой совет), содержай же (такие) глаголы в сердце? Мене же ли мнится утаитися (Меня ли думает затмить)? Речь Господа, начало которой вошло в рассматриваемую паримию, составляет заключительную часть книги Иова и имеет тесную связь с предшествующими спорами Иова с его друзьями. Друзья Иова, навестившие его в несчастии, утверждали, что Бог посылает страдания только на нечестивых, что всякий страдалец есть грешник, караемый Богом, и что следственно, если Иов поражен тяжкими бедствиями, то верно за ним есть тяжкие вины, неизвестные людям, но ведомые Богу. Иов с силою восстал против этих суждений. Он утверждал, что не знает за собою вины, что вся жизнь его посвящена была подвигам благочестия и добродетели и что вообще несправедливо в страданиях человека видеть основание к заключению о его преступлениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Во время жатвы хлеба, собирания маслин и винограда, Израильтяне должны были оставлять в пользу пришельцев, сирот и вдов снопы на поле, ветви с неснятыми плодами в садах ( Втор.24:19–21 ). Заимодавцам запрещено было брать в заклад одежду у вдовы ( Втор.24:17 ). Псалмопевцы славу Бога Израилева поставляют между прочим в том, что Он есть Отец сирот, Судия и Покровитель вдовиц: «Отец сирот и судия (Защитник) вдовиц Бог во святом Своем жилище» ( Пс.67:6 ). «Господь хранит странников, помогает сироте и вдовице» ( Пс.145:9 . Слич. Втор.10:17–18 ). У пророка Исаии Господь, отвергая вещественные жертвы и лицемерные празднования Иудеев и указывая, что Ему может быть благоугодно, в числе благоугодных дел требует от них внимания и справедливости к сиротам и вдовам: «защитите сироту, разберите дело вдовы» ( Ис.1:17 ). Подобно сему ап. Иаков сущность истинного благочестия поставляет в том, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях ( Иак.1:27 ). Закон Моисеев повелевает торжественно проклинать того, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову ( Втор.27:19 ). У сына Сирахова говорится о Боге: «Он не презрит молитвы сироты, ни вдовы, когда она изливает свои жалобы. Не текут ли слезы вдовы по щекам ее? И не вопиет ли она на того, кто выжимает их у нее» ( Сир.35:14–15 )? И Господь слышит вопль вдовиц. Опыт свидетельствует, что слезы вдовицы не проходят даром для ее обидчиков: они наказываются даже в настоящей жизни, если не лично, то в лице потомков до третьего и четвертого рода. На вопрос: отчего на этих потомках тяготеет гнев Божий, может быть дан во многих случаях справедливый ответ: отец, дед, прадед, обидели сироту или вдову, и вот их дети, внуки и правнуки не столько несут на себе ответственность за чужую вину, сколько получают предостережение не впадать в ту же вину. Но благо тем, которые принимают человеколюбивое участие в деле сирот и вдов. «Будь сиротам вместо отца и вместо мужа (т.е. будь покровителем) матери их; и ты будешь сыном Вышнего; Он возлюбит тебя более, нежели мать твоя» ( Сир.4:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Во всех сих отношениях прославленное воскресением тело Христа послужило образом того состояния, которое ожидает имеющих воскреснуть людей. По словам апостола, Христос «преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его» ( Флп. 3:21 ). Но как ни велика слава воскресения Христа по самому телу, на прославленном Теле Его остались следы уничижения, – следы язв на пронзенных гвоздями руках и ногах, на пронзенных копием ребрах, источивших кровь и воду. С сими язвами Он неоднократно являлся ученикам своим по воскресении. Так в самый день воскресения Он явился в их собрание сквозь запертые, ради страха иудейского, двери дома, где они собрались, и своим явлением привел их в смущение. Они подумали, не дух ли, не призрак ли они видят пред собою. Тогда Он, для удостоверения их в истине своего явления, показал им покрытые язвами руки, ноги и ребра свои. Ученики убедились, что Он предстал пред ними в том самом теле, какое носил до смерти, и обрадовались, увидев Его. Свидетелем этого явления не был апостол Фома и потому, когда ученики сказали ему, что видели воскресшего Господа, он ответил им: «аще не вижу на руку Его язвы гвоздиныя... и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры» ( Ин.20:25 ). Прошло восемь дней; Господь Иисус снова явился ученикам при закрытых, ради страха иудейского, дверях. На сей раз присутствовал в собрании учеников и Фома. Воскресший, для рассеяния его сомнений и для удовлетворения его любопытству, предложил ему: «принеси перст твой семо и виждь руце мои. И принеси руку твою и вложи в ребра моя, и не буди неверен, но верен» ( Ин.20:27 ). Фома, по выражению церковной песни (Канон Фоминой недели, песнь 5-я), «дерзостно осяза ребра, божественным огнем блистающия», и, конечно, внимательно освидетельствовал язвы Господа на руках и ногах. Всякое сомнение в душе Фомы исчезло. Он воскликнул: «Господь мой и Бог мой» ( Ин.20:28 )! В высшей степени знаменательно это воскликновение Фомы. Он не только уверился в воскресении Христа и в действительности Его явления по воскресении, но еще исповедал Его Богом и Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Во мне, Господи, сказал Маной, высказывая пред Господом сбои заботы. Во мне, т.е. у меня вот о чем дума, вот о чем забота. Вопрос Маноя и ответ Ангела одинаковы с вопросом Иакова, боровшегося ночью с таинственным незнакомцем и с ответом ему последнего. По окончании борьбы, Иаков спросил незнакомца: «Повеждь ми имя Твое», и получил ответ: «Вскую сие ты вопрошаеши имене Моего? Еже чудно есть» ( Быт. 32:29 ). – Почто сие вопрошаеши имене Моего, говорит Ангел Маною, т.е. напрасно любопытствуешь знать Мое имя, как свойственно любопытным людям осведомляться об имени лиц, впервые с ними встречающихся. Ты принимаешь Меня за человека и думаешь, что Я ношу обыкновенное человеческое имя. Нет, – Мое имя не принадлежит к числу человеческих имен, – оно чудно, – чудно, как имя существа, пред величием которого всяк ум изумевает, всякая высота смиряется, все Силы небесные со страхом и трепетом повергаются. – Из последующих действий Ангела Маной и жена его узнали, что это не человек, и вообще не тварь, а Сам Господь (22), и что, следственно, настоящее имя Его есть имя Божие. Эти действия описываются в дальнейших двух стихах, 19-м и 20-м, не вошедших в паримию. В них идет речь о жертвоприношении, которого потребовал Ангел. «Маной взял козленка и хлебное приношение и вознес Господу на камне. И сделал Он (Господь) чудо, которое видели Маной и жена его. Когда пламень стал подниматься от жертвенника к небу, Ангел Господень поднялся в пламени жертвенника». Произошло то же, что с жертвою Гедеона. Как жертва Гедеона воспламенилась от огня, исторгшегося из скалы вслед затем, как Ангел прикоснулся к жертве жезлом, так и чудо воспламенения жертвы Маноя совершилось, вероятно, одинаковым образом. Как там, так и здесь жрецом был Ангел, и как там, так и здесь Ангел же в пламени жертвы неопаляемый им, вознесся к небу и тем дал понять, что жертва принята Богом, Ему угодна. «Видя это, Маной и жена его пали лицем на землю», воздавая божеское поклонение Ангелу Господню, в Котором узнали Самого Бога. Последнее видно из слов Маноя, сказанных им, когда скрылся Ангел. Он тогда сказал жене своей: «Верно мы умрем, ибо видели мы Бога» (22). Но это не вошло в паримию, – она заключается стихом 21-м, где сказано, что Ангел Господень, совершив чудо, мгновенно скрылся с глаз Маноя и жены его.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010