И был у того короля Зензевея Адаровича дворецкой. И почал говорить, а государыню свою бесчестить «Государыня прекрасная королевна Дружневна! Не доведется тебе около холопа своего своими руками меч-кладенец опоясывать, и не доведется тебе холопьи ноги в стремя ставить своими руками, и не доведется тебе за холопью главу принимать и целовать холопа своего во уста, и во очи, и во уши, и провожать, и отпущать на дело ратное и смертное». И Бова ударил дворецкого копием, глухим концом, и дворецкой пад на землю мертв, и лежал три часа, одва востал. И Бова поехал на дело ратное и смертное. И скочил Бова впрямъ через городовую стену, и увидел славный богатырь Лукопер, что выскочил из Арменского царства храбрый витязь через городовую стену, и стали на поле съезжаться два сильные богатыря. И Лукопер на Бову заправил копие вострым концом, и Бова на Лукопера вострым же концом. И ударились два силные богатыря промеж собою вострыми копьями, что сильный гром грянул, пред тучею. И Лукопер на Бове не мог доспеха пробить, а Бова на Лукопере доспех пробил на обе стороны, и Лукопер свалился с коня мертв. И Бова почел Лукоперова войска бить, и бился Бова 5 дней и 5 нощей без почиву 757 , не столько бил, колько конем топтал. И побил войска 100 000, и невелике люди ушли на морское пристанище ко царю Салтану Салтановичу. И почели говорить «Государь царь Салтан Салтанович! Выехал из Арменского царства храбрый витязь и скочил впрямъ через городовую стену, и сына твоего Лукопера убил, и 100 000 войска побил. Ужо будет на морское пристанище». И царь Салтан Салтанович не поспел царских шатров посымать, и скочил на корабль с невеликими людьми, и побежал во Рахленское царство. И Бова приехал на морское пристанище, и скочил в шатер, ажно два короля связаны под лавкою лежат, король Зензевей Адарович да король Маркобрун. И Бова двух королей развязал и на коней посадил. И поехали во Арменское царство, и ехали во Арменское царство 3 дни и 3 нощи в трупу человеческом, одва добрый конь скачет в крови по колени.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Повесть о Бове королевиче Сказания про храбраго витезя, про Бову королевича Не в коем было царстве, в великом государстве, в славном граде во Антоне жил был славный король Видон. И проведал в славном граде Дементияне у славного короля Кирбита Верзауловича дочь, прекрасную королевну Милитрису. И призва к себе любимого слугу именем Личарду и почел говорить «Ой, еси, слуга Личарда! Служи ты мне верою и правдою, поди ты во град Дементиян к доброму и славному королю Кирбиту Верзауловичу посольствовать, а от меня свататься». И слуга Личарда государя своего не ослушался, грамоту принял и челом ударил и поехал во град Дементиян к доброму и славному королю Кирбиту Верзауловичу. И как будет слуга Личарда во граде Дементияне у славного и доброго короля Кирбита Верзауловича, и вшед в королевские хоромы, и грамоту положил перед короля на стол. И король Кирбит Верзаулович грамоту распечатывал и прочитал. И пошел в задние хоромы к прекрасной королевне Милитрисе и почел говорить любезные словеса «Дочи моя прекрасная королевна Милитриса! Приехал в наш град Дементиян от славного и доброго короля Видона посольствовать, а на тебе свататься. И аз 737 не могу против такового славного короля стоять, потому что у него войска соберется многа, наш град огнем позжет и головнею покатит, а тебя с нелюбви возмет». И прекрасная королевна Милитриса пад на колени пред отцем своим и почела говорить «Государь мой батюшка, славный король Кирбит Верзаулович! Когда аз была млада, а тот король Додон сватался у тебя на мне. И ты, государь, меня не давал за младостию. А ныне, государь мой батюшка, не давай меня за короля Видона, дай меня за короля Додона. Тот король Дадон будет нашему граду сдержатель и ото всех стран оберегатель». И славный король Кирбит Верзаулович от токового славного короля Видона отстоятся не мог и отдал дочь свою, прекрасную королевну Милитрису, за славного короля Видона. И так тот король Видон понял 738 за себя прекрасную королевну Милитрису и жил с нею три годы и прижил младого детищу, а храброго витязя Бову королевича. И прекрасная королевна Милитриса призва к себе любимого слугу именем Личарду и написала грамоту государю доброму и славному королю Додону, пожаловать бы «Добры и славный король Додон! Приехал бы под наш град под Антон и моего бы короля Видона извел, а меня б взял себе за жены места» 739 . «И будет ты, слуга Личарда, государыни своей ослушаешься и поидешь к королю Додону и от меня грамоты не отвезешь, и аз тебя оболгу государю своему королю Видону небылыми 740 словесы, и он тебя скоро велит злою смертию казнить». И слуга Личарда государыни своея не ослушался, грамоту принял и челом ударил и поехал к королю Дадону.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Следует отметить, что на Руси в конце XVI – начале XVII b. наметилась довольно устойчивая тенденция: не переводить произведения западной литературы, а основательно их перерабатывать. В результате таких переделок появлялись русифицированные сочинения, в сущности – оригинальные. Лучшим примером тому может служить так называемый «рыцарский роман» – «Повесть о Бове королевиче». Прототипом нашей повести послужили «Сказания о рыцаре Бово д " Антона», появившиеся во Франции в средние века и быстро распространившиеся по всей Европе. В XVI b. этот куртуазный (галантный) рыцарский роман был пересказан, на основе сербохорватского перевода, по-белорусски. Все русские редакции «Повести о Бове королевиче» восходят, в конечном счете, к этой белорусской версии романа. Бова в ней предстает как галантный рыцарь, проникнувшийся глубоким чувством к королевне Дружневне, и ради их общего счастья совершающий массу подвигов. В русских переделках постепенно стирались признаки рыцарского романа, а в повесть стали проникать элементы богатырской сказки. В ней появляется сказочный зачин: Бова королевич растет не по дням, а по часам, и уже в семь лет становится славным богатырем, легко побеждающим грозного богатыря Лукопера, описанного, кстати сказать, также в сказочном стиле: «Глава у него аки пивной котел, а промеж очми добра мужа пядь, а промеж ушми калена стрела ляжетъ, а промеж плечми мерная сажень». Время в повести носит чисто условный характер, напоминая собой ирреалистическое время сказок: оно идет само по себе, никак не согласуясь с возрастом героя, с реальным временем. В семь лет Бова выглядит уже юношей, «вельми лепообразным» отроком, способным не только вызвать к себе пламенную любовь взрослой королевны Дружневны, но и самому испытать ее. Правда, высокие чувства героев переданы автором все еще схематично, очень поверхностно: о них просто сообщается читателям. Но уже появляются описания их внешних проявлений. И хотя внутренний мир героев оставался пока еще недоступным писателям для создания характера персонажа, куртуазный роман внес значительные изменения в интерпретацию любовной темы в древнерусской литературе. Можно сказать, произошло высвобождение чувств.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

В Москве, присматриваясь к обычаям западноевропейской жизни, начали активно интересоваться и западной литературой, которая немало влияла на формирование нового секулярного мировоззрения. В Посольском приказе для государя переводили политические известия из западных газет и целые книги, по большей части руководства прикладных знаний. Любовь к чтению в XVII веке, несомненно, росла в русском обществе – об этом говорит обилие дошедших до нас оттого времени рукописных книг, содержащих как произведения духовного, так и мирского характера (среди них много переводных книг) 127 . Однако при этом усилении литературных связей со странами Западной Европы, снижение интереса к переводам произведений религиозно-догматического, дидактического и исторического содержания было отличительной чертой времени. Осуществлялся перевод произведений, относящихся к таким жанрам европейской литературы позднего средневековья как рыцарский роман, бюргерская бытовая и плутовская новелла, авантюрно-приключенческая повесть, юмористические рассказы, анекдоты 128 . Академик Д.С. Лихачев в своем фундаментальном труде «История всемирной литературы» дает общую характеристику переводной литературы в России XVII века: «В отличие от переводной литературы предшествующих веков, в основном она была светской. Это была литература с занимательными сюжетами, с эмансипированными героями, литература, где люди пускались в путешествия, смело встречали различные происшествия, где описывалась любовь, воинские доблести, прославлялись ловкость и сообразительность. Если бы не то, что многие из переводных сюжетов возникли еще в Средние века, эту литературу можно было бы назвать литературой «народного Ренессанса». Характерно, что сочинения эти приобрели на Руси самого широкого читателя: их читали повсюду – и в дворянской среде, и в демократических низах» 129 . Очень популярными произведениями той эпохи стали переводные «Повесть о Бове Королевиче», «Повесть о Еруслане Лазаревиче» и другие авантюрно-рыцарские истории. Так, в повести «О Бове Королевиче» хорошо просматриваются личные качества героя – активность, храбрость, богатырство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бове – это французский фермер, который возглавил антиглобалистский протест во Франции. Самое его замечательное деяние: разрушение трактором ресторана Макдональдс в знак протеста против американской экспансии. То есть он должен быть французским патриотом и националистом? В нормальном мире – да. Но мы имеем дело с сочетанием несочетаемого, и поэтому Жозе Бове не только патриот, но еще анархист и ультралиберал. Пим Фортейн – лидер голландских националистов, погибший от пули мусульманского фанатика, о чем нам доводилось писать . Любопытно, что при этом Фортейн был открытым гомосексуалистом, защитником " прав животных " и вообще либертарианцем. И опять мы встречаемся с сочетанием несочетаемого, а значит, поблизости нечто оранжевое, например, Голландия. После этого нас не удивит то, что сейчас, при подготовке второй " оранжевой " революции в России, на первом плане постоянно маячат лимоновские национал-большевики. Как и их лидер – развратный писатель Лимонов, так и само НБП – сочетание несочетаемого: большевизма и анархии, подлинного либертарианства и мнимой железной дисциплины. Правда, еще маркиз де Сад доказывал, что глубин падения человек может достичь, только принуждаемый либертарианской диктатурой. Рассмотрим еще одно сочетание несочетаемого. На примере иракской войны мы можем видеть, что такое пресловутая " либеральная империя " . Не то, чтобы имперское сознание стало несколько более либеральным. И не то, чтобы либерализм стал отчасти имперским. Эти слова идут как бы через запятую: " Вот идем мы: либералы, империалисты " ... Они никак между собой не связаны, как не связана политика Блейра с защитой интересов рабочего класса. В лагере как Януковича, так и Ющенко были украинские националисты, либералы и западники. Как они между собой сочетались? Через запятую. И это совсем не помешало им действовать заодно, в результате чего на Украине продолжает царить упорядоченный беспорядок, как и при Кучме. " Запятая " проявилась и в европейском референдуме 2005 г . В лагере противников европейской конституции мы находим: сторонников национального фронта Ж.-М. Ле Пена, антиглобалистов и ультралеваков. А старейшая социалистическая партия Франции раскололась по вопросу о референдуме и направила свои отряды сразу на обе стороны баррикад.

http://moral.ru/orange_vershil.htm

С К. и. ассоциирован Политехнический ин-т св. Ж. Б. де ла Салля в Бове (Institut polytechnique La Salle Beauvais), который был создан в 2006 г. в результате слияния Высшего ин-та сельского хозяйства в Бове (Institut supérieur d " agriculture de Beauvais; основан членами конгрегации Братьев христианских школ католического св. Ж. Б. де ла Салля) с Геологическим ин-том Альбера де Лаппарана (Institut géologique Albert-de-Lapparent). Ин-т готовит инженеров сельского хозяйства, пищевой промышленности и геологии по 3- и 5-летним программам, по окончании выдаются дипломы гос. образца о высшем профессиональном техническом и инженерном образовании в области сельского хозяйства, продовольствия, охраны здоровья и геологии. В структуру К. и. входят несколько высших школ: Высшая школа экономических и коммерческих наук (École supérieure des sciences économiques et commerciales; основана в 1907) после 2 циклов обучения выдает дипломы гос. образца, а также предоставляет возможность обучения в докторантуре; Школа библиотекарей-архивистов (École de bibliothécaires-documentalistes; основана в 1935); Высшая школа кадров профессионального спорта (École supérieure des métiers du sport; основана в 1944), где гос. дипломы получают бакалавры и магистры по спортивным дисциплинам; Школа психолого-педагогической подготовки (École de formation psycho-pédagogique; основана в 1946), после 3-летнего обучения в которой выдается диплом гос. образца по специальности «педагогика»; Школа практической психологии (École de psychologues praticiens; основана в 1951), 5-летнее обучение в к-рой дает специализацию психологов для работы в сфере образования, криминологии, маркетинга и др.; Высшая школа органической химии и минералогии (École supérieure de chimie organique et minerale; основана в 1957), в к-рой после 5-летнего обучения дипломы гос. образца получают инженеры-химики; Школа энергетики и промышленного менеджмента (École d " éléctricité, de production et des méthodes industrielles; основана в 1992), готовит кадры в области энергетических систем, машиностроения, информационных технологий, финансового инжиниринга и логистики по программе 5-летнего обучения.

http://pravenc.ru/text/1683913.html

По существующему законодательству у нас объектами культурного наследия признаются сооружения, возраст которых больше 40 лет. Думаю, что через 40 лет наши потомки признают строящиеся сегодня храмы культурным достоянием, которое необходимо сохранить. Сейчас это кому-то может показаться нереальным, но этим людям я хочу напомнить, что, когда в начале 20-х годов строились типовые пролетарские дома-ульи, никому и в голову не могло прийти, что со временем они станут объектами культурного наследия. Опыт показывает, что жизнь все расставляет на свои места. Когда я учился в институте, нам казалось, что храмы, построенные в эклектичном стиле или в стиле модерн, считались извращением стиля и вкуса, и на них предлагалось вообще не обращать внимания, нас тогда привлекала древнерусская архитектура и барокко. Но прошло совсем немного времени, и мы поняли, что наши стандарты и стереотипы надо пересмотреть. И что за модернистскими фасадами могут скрываться очень интересные новации и находки. Модульные храмы — это совсем не модульные домики, которые после Великой Отечественной войны в качестве репарации нам поставляли финны. Конечно, за основу берется некая архитектурно-планировочная типовая модель, но и убранство, интерьер, декоративная обработка внешних деталей — все будет индивидуально подбираться для каждого храма. Так что в перспективе мы можем получить очень интересные образцы даже в рамках этой модели. Тем более что в истории московской архитектуры такое уже случалось, хочу напомнить, что после пожара 1812 года Бове и его соратники отработали типовые фасады московских особняков, и многое из того, что мы сегодня имеем и ценим, было построено именно по типовым проектам, которые потом дорабатывались с учетом мнения конкретного заказчика. И сейчас есть очень интересные образцы послепожарной застройки, и нас ничуть не смущает, что все это делалось по одному проекту. Напротив, интересно посмотреть, как идея Бове трансформировалась в конкретном доме. В то время заказчики, исходя из своих интересов, нарушали и симметрию здания, и планировочную структуру, и дополняли какие-то собственные архитектурные элементы. Так что новые храмы могут быть чрезвычайно интересными. Во всяком случае та концепция, которую представлял Моспроект, отличается большим разнообразием, то есть предложено много вариантов: образцы с разной стилистикой, с разными объемами и возможностями их коррекции исходя из конкретных задач конкретной территории и общины. Можно выбирать, нужна ли на прихрамовой территории приходская школа или какие-то другие здания. В каждом конкретном случае можно подобрать что-то, что будет оригинальным и красивым, а в некоторых случаях даже уникальным.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1644570...

К концу XV века с северо-западной стороны Кремль был недостаточно защищен, в связи с чем, в 1495 году была возведена башня, названная Граненой из-за своего фасада, расчлененного на грани. После возведения здания Арсенала в Кремле строение получило свое современное название. В 1680-1681 годах многие Кремлевские башни были надстроены, Средняя Арсенальная также сильно преобразилась – наверху были возведены смотровая площадка и восьмигранный шатер, высота сооружения увеличилась до 38,9 метров. В 1812 году, во время пожара и отступления французского войска из Москвы, многие сооружения были разрушены. Башни Кремля, в том числе и Средняя Арсенальная, также пострадали. В послевоенное время разрушенные башни были отреставрированы под руководством архитектора Осипа Ивановича Бове. После заключения Неглинки в подземную трубу на ее месте, рядом с Кремлем, по распоряжению императора Александра I создается Александровский сад. Средняя Арсенальная башня примечательна тем, что у ее подножия находится одна из достопримечательностей Александровского сада – грот, построенный в 1821 году также по проекту Бове. При его создании использовались обломки зданий, разрушенных во время войны с Наполеоном. Кутафья башня знакома всем туристам, побывавшим в Кремле – через нее и расположенную рядом Троицкую башню осуществляется вход на территорию Московского Кремля. Рядом с Кутафьей башней находятся кассы музеев Московского Кремля, а также камера хранения, где необходимо оставить большие сумки и рюкзаки. Те, кто приобрел билеты на экскурсию в Оружейную палату или Алмазный фонд, могут войти в Кремль через Боровицкие ворота (Боровицкую башню). Из всех башен Московского Кремля Кутафья – самая маленькая, ее высота составляет всего 13,5 метров, вместе с тем, она самая большая по площади и имела важное значение - с нее велась оборона моста через реку Неглинку. Сама Кутафья башня также была хорошо защищена – с одной ее стороны протекала река, а с другой был вырыт ров и попасть в нее можно было только по мосту через ров, который во время осады Кремля поднимался.

http://sobory.ru/article/?object=20540

...промеж собою хотят смертныя чаши пити о Бове. – Это иносказание в соответствии со средневековым литературным этикетом, означает смертельную битву или смертельный поединок «гости» с оружием в руках собираются решить, кто будет хозяином Бовы. ...300 литр злато. – Литра – единица и веса (один фунт 72 золотника), и меры (12 мотков-цевок пряденого золота; золото и серебро продавалось не слитками, а цевками, литрами). ...а отроду Бове семь лет. – Противоречие между детской немощью Бовы (ему не удержаться на скачущем коне и не справиться с тяжелым оружием) и его «взрослым» поведением (старшинство над конюхами, любовная история с Дружневной и т. п.) – это противоречие между реально-бытовым и этикетным изображениями персонажа. Согласно средневековому литературному этикету, после «посага на коня» (этот ритуал совершался в раннем детстве) князь изображался уже не как ребенок, а как взрослый человек. Стр. 188. ...королевна на Бовин след не могла насмотреться. – На Руси был распространен обычай колдовать по следу. След «заковывали» (втыкали в него гвоздь), чтобы вызвать хромоту; след «вынимали» (вырезывали землю или скребли пол) и нашептывали над ним – например, с целью «присушить», заставить сохнуть от любви; след «наговаривали» («насылали по следу»), насылая болезнь, порчу или опять-таки любовь. Стр. 189. ... а промеж плечми мерная сажень. – Встарь различали сажени мерную (казенную, печатную) – в 3 аршина, или 12 четвертей; маховую – в размах рук, по концы средних пальцев, в 2.5 аршина; косую, которая превышала мерную сажень, – от левой пятки до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки. Стр. 193. ...превращу в свою веру латынскую и в нашего бога Ахмета... – Объединение «латынства» (католицизма) и магометанства – не показатель невежества. Для человека Древней Руси, убежденного в истинности одного православия, «инославие» (неправославные христианские вероисповедания – несторианство, католицизм, лютеранство, кальвинизм и т. д.) уравнивалось с «иноверием» (иудаизмом, магометанством, буддизмом и проч.), объединяясь в понятие «безбожия». Ср., например, характеристику отрицательного героя в «Сказании о Мамаевом побоище» он «еллин сый верою, идоложрец и иконоборец» (ПЛДР, 4, с. 132). Мамай, ортодоксальный мусульманин, о чем знал каждый, представлен здесь и поклоняющимся олимпийским богам язычником, и еретиком-христианином, отрицающим почитание икон, т. е. вообще «безбожником».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И Бове то слово полюбилось, и пошел к Дружневне в полату и помолился Богу и взял себе Спаса на помощь и пречистую богородицу и з Дружневною простился и пошел на дело ратное и смертное. И Дружневна Бову проважала. И отпущает на дело ратное и смертное и подпоясывала около Бовы мечь-кладенец своими руками. И Бова садился на добраго коня богатырскаго, а в стремя ногою не вступаючи. И прекрасная королевна Дружневна ухватила Бовину ногу и ставила в стремя своими руками и примала Бову за буйную главу и целовала его во уста, и во очи, и во уши. И рече прекрасная королевна Дружневна: «Государь мой Бова! Едеш ты на дело ратное и смертное, либо будеш жив, либо нет. И яз тому веры не иму, что ты понамарева роду. Поведай мне истинную правду свою, царского ли ты роду или королевскаго?» И рече Бова прекрасной королевне: «Еду яз на дело ратное и смертное, либо буду жив, либо нет… Скажу яз тебе истинную правду. Не понамарева яз роду, яз роду королевскаго, славнаго короля сын Видона, а матушка моя, прекрасная королева Милитриса, добраго и славнаго короля Кирбита Берзауловича дочь». И Бова досталь Дружневне песку к сердцу присыпал. И был у того короля Зензевея Адаровича дворецкой. И почал говорить, а государыню свою бесчестить: «Государыня прекрасная королевна Дружневна! Не доведетца тебе около холопа своего своими руками мечь-кладенец опоясывать, и не доведетца тебе холопьи ноги в стремя ставить своими руками, и не доведетца тебе за холопью главу принимать и целовать холопа своего во уста, и во очи, и во уши и провожать и отпущать на дело ратное и смертное». И Бова ударил дворецкого копием, глухим концом, и дворецкой над на землю мертв и лежал три часа, одва востал. И Бова поехал на дело ратное и смертное. И скочил Бова впрям через городовую стену, и увидел славный богатырь Лукопер, что выскочил из Орменскова царства храбрый витезь через городовую стену, и стали на поле сьезжатца два силные богатыря. И Лукопер на Бову заправил копие вострым концом, и Бова на Лукопера вострым же концом. И ударились два силные богатыря промеж собою вострыми копьями, что сильный гром грянул прет тучаю. И Лукопер на Бове не мог доспеха пробить, а Бова на Лукопере доспех пробил на обе стороны, и Лукопер свалился с коня мертв. И Бова почел Лукоперова войска бить и бился Бова 5 дней и 5 нощей, не столько бил копием – конем топтал и побил войска 100 00 и невелике люди ушли на морское пристанище ко царю Салтану Салтано-вичю. И почели говорить: «Государь царь Салтан Салтановичь!

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010