— Объясните тогда, почему вступившие в войну империи не смогли остановить императоры, которые все были повязаны еще и родственными узами. Ведь Hukoлaй II, английский Гeopr V, кайзер Вильгельм II былu двоюродными братьями, вместе играли в детстве, по фотографиям видно, что они в шутку даже менялись мундирами. Что им мешало по-родственному договориться? — Это частая ошибка — так думать. Династические связи никогда не были основой межгосударственных отношений. Они никогда не были ни средством сближения, ни препятствием в политике. По законам престолонаследия для сохранения некой воспитательной традиции, брак разрешался только между членами королевских семей. Практически все королевские дома, это если по крови судить, не являются представителями своих наций, и это не только у нас! Пожалуйста, супруг нынешней королевы Великобритании принц Филипп — греческий принц, воспитанный в православной вере, кстати, сочувствующий нам, насколько мне известно. Греческая принцесса и нынешняя королева Испании София. Канцлер Вильгельм ненавидел славян, в своих мемуаров он сам писал: «Я знаю, что это не по-христиански, но ничего не могу с собой поделать, я их ненавижу»… А ведь это — «дорогой кузен Вили», (в переписке с Николаем) … Так что не надо этому удивляться. Причем по традиции королевских браков, принц или принцесса, оказавшись у власти в чужой стране, должны были сделать все, чтобы соответствовать ее культуре и интересам. Иностранное происхождение совершенно не препятствовало чужеземным принцессам становиться, оказавшись в России, самыми искренними и верующими русскими. Вот, например, мать Hukoлaя II, датская принцесса Дагмар, «Дагмар умная» ее называли. Она сначала была невестой другого Великого князя, а после его смерти перешла, как по наследству к Александру III, и какой же она стала русской! Кстати Андерсен, великий сказочник, так трогательно описывает ее проводы и как встречали ее в Петербурге, когда плыл корабль с невестой для Государя великой Российской империи. Как пушечным громом встретил Петербург корабль с принцессой. Как она сходила по трапу, маленькая, хрупкая. Особенно рядом с Александром III, который был огромным мужчиной, он однажды держал на руках крышу обрушившегося вагона до тех пор, пока последнего механика не вытащили., и очень подорвал себе этим здоровье. Вот она стала такой русской! В ее переписке с мужем, потом с сыном, Николаем II эmo так чувствуется! После революции она доживала свой век у своего двоюродного брата в Копенгагене, где и была похоронена, но несколько лет назад ее прах был перенесен в Россию, потому что она так завещала. Описывают, что когда после окончания Первой мировой войны в Лондоне был парад по случаю победы над кайзеровской Германией, но Россию не пригласили, она при всех залилась слезами от оскорбленного чувства.

http://pravmir.ru/za-chto-zhe-nas-ne-lyu...

Во внешней политнке император Александр III, укреплял военную мощь, соблюдал мир со всеми и не вмешивался в дела других государств, поскольку ими не затрагивались интересы России. Чужды ему были какие-либо выступления. Когда Победоносцев 2 января 1892 года представил доклад, в котором коснулся и внешних дел, государь написал ему: «Я Вас очень благодарю за доброе намерение, но никогда русские государи не обращались к представителям иностранных государств с объяснениями и заверениями. Я не намерен вводить этот обычай у нас, из года в год повторять банальные фразы о мире и дружбе ко всем странам, – которые Европа выслушивает и проглатывает ежегодно, зная хорошо, что все это пустые фразы, ровно ничего не доказывающия». Государь вступил на престол через три года после Берлинского конгресса 1878 года, который в ущерб Болгарии и вообще славянам, изменил условия мира России с Турцией, заключенного в Сан-Стефано. Из отмежеванных этим миром Болгарии 3.000 кв. миль ей оставлено было конгрессом всего 1.000 кв. миль, под управлением князя, платящего дань султану. Восточная же Румелия, населенная болгарами на юг от Балкан, осталась турецкой провинцией, управляемой губернатором, назначаемым султаном по соглашению с великими державами. Не воевавшей Австрии разрешено было занятие Боснии и Герцеговины. Англия за поддержку во время войны Турции получила в свое управление о. Кипр. Германия держала себя на конгрессе нейтрально. Россия осталась в Европе без союзников. Через год князю Бисмарку удалось несколько улучшить отношения с Россией. В сентябре 1879 г. в Александрове состоялось свидание императора Александра II с германским императором Вильгельмом I, после чего возстановлен был союз трех императоров. Император Александр III согласился в 1883 году продлить этот союз на три года. В сентябре состоялось в Скверневицах его свидание с императорами Францом-Иосифом и Вильгельмом I. Родственные отношения давали некоторую силу оффициальной дружбе с Германией. Дружбе Австрии государь не верил.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Но этою практикою корабельного дела Петр не мог удовольствоваться. Ему непременно хотелось знать и самую теорию постройки корабля, быть не только корабельным плотником, но и инженером. В предисловии к Морскому регламенту Петр рассказывает, что он в Голландии на Ост – индской верфи «своими трудами и мастерством новый корабль построил и на воду спустил. Потом просил той верфи баса (мастера) Яна Пола, чтобы учил его препорции корабельной (т.е. науке составления корабельных чертежей), который ему через четыре дня показал. Но понеже в Голландии нет на сие мастерство совершенства, а только некоторые начатки, о чем и вышереченный бас сказал, что всего на чертеже показать не умеет, тогда зело ему (Петру) стало противно, что такой дальний путь для сего восприял, а желаемого конца не достиг. И по нескольких днях прилучилось ему быть на загородном дворе купца Яга Тесинга в компании, где сидел гораздо не весел, ради вышеписанной причины; но когда между разговоров спрошен был, для чего так печален? – тогда оную причину объявил. В той компании был один англичанин, который, слышав сие, сказал, что у них в Англии сия архитектура так в совершенстве, как и другие, и что кратким временем научиться можно. Сие зело обрадовало, по которому немедленно в Англии и поехал и там… оную науку окончил». Путешествие в Англию было тем привлекательнее для царя что оно давало возможность ближе познакомиться с английским королем, который в то же время был и штатгальтером (президентом) Голландской республики, Вильгельмом III. Глава и руководитель европейских союзов в войнах против Людовика XIV, герой, о котором Петр слышал так много рассказов еще в Москве от своих знакомцев по немецкой слободе, Вильгельм III привлекал к себе особенное внимание царя. Познакомившись с Петром на свидании в Голландии в Утрехте и узнав о его страсти к морю, Вильгельм подарил Петру великолепную, только что отстроенную со всеми новейшими усовершенствованиями яхту. Король прислал за Петром эскадру из нескольких судов, и 11 января 1698 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

He только, например, воспрещаются разные преступления против нравственности, осмеяние религии, нарушение богослужения, но и положительно поддерживается святость воскресного дня, – так как шум, пьянство и проч. составляли бы помеху богослужению для громадного большинства граждан, – далее всякое заседание в конгрессе открывается молитвой, для армии и флота существует военное духовенство и т. п. § 199. Теория христианского государства 1411 Общеевропейская религиозно-политическая реакция, последовавшая за низвержением Наполеона I, выразилась в священном союзе, в документе которого, подписанном тремя могущественными монархами континентальной Европы –императорами русским и австрийским и королем прусским, значится, что монархи и их народы считают себя членами одной и той же христианской нации, истинным монархом этой нации признают Искупителя мира Иисуса Христа и желают действовать в пользу соблюдения религии, мира и справедливости. Монархи, заключившие священный союз, принадлежали к трем различным вероисповеданиям, и однако находили возможным говорить о христианском государстве вообще. Из этого уже следует, что «христианское государство» в мировоззрении монархов не отожествлялось с государством вероисповедным, исключительно связанным с известным вероисповеданием, как в средние века государство связано было с католицизмом, а со времени реформации многие из государств с протестантизмом и кальвинизмом. И, действительно, отчасти развитие этого мировоззрения в литературе первой половины нынешнего столетия 1412 , отчасти практическая мероприятия прусских королей Фридриха Вильгельма III и Фридриха Вильгельма стремившихся к осуществлению идеала христианского государства 1413 , показывают, что под государством понималось государство, подчиненное не вероисповедному, одному какому-либо, христианству, представляющему собой совокупность определенных догматических конфессиональных учений и христианству всеобщему, представляющему собой абстракцию, отвлечение из фундаментальных принципов главнейших христианских вероисповеданий, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

После 3 разделов Польши (1772, 1793 и 1795) Австрии отошла часть архиеп-ства Г. к югу от р. Пилицы, где было образовано генеральное официальство, включенное затем в состав учрежденного в 1805 г. папой Пием VII Келецкого еп-ства; центр и большая часть архиеп-ства оказались в Пруссии, что привело к потере архиепископами Г. всех политических прерогатив. 23 апр. 1795 г. прусский кор. Фридрих Вильгельм II запретил им использовать титул «примас Польши». Проведенная в 1796 г. прусским правительством секуляризация церковных земель вынудила архиеп. Игнатия Рачинского сократить число членов кафедрального капитула до 7 прелатов и 15 каноников. В период существования герц-ства Варшавского, образованного франц. имп. Наполеоном I (1807), архиеп. И. Рачинский возобновил использование титула «примас Польши». После нового раздела польск. земель в соответствии с решениями Венского конгресса (1814-1815) бóльшая часть архиеп-ства Г. (429 приходов) отошла Царству Польскому, присоединенному к Российской империи. На основании буллы папы Пия VII «Ex imposita nobis» (30 июня 1818) она вошла в состав Варшавского архиеп-ства и Влоцлавского (Куявского) еп-ства. Присоединенная к Пруссии часть архиеп-ства Г. делилась на 178 приходов, здесь располагалась и резиденция архиепископа. В 1817 г. обер-президент вел. герц-ства Познанского Й. фон Цербони ди Спозетти предложил включить прусскую часть архиеп-ства в состав Хелминьского еп-ства, но в результате протестов со стороны великопольск. шляхты прусский кор. Фридрих Вильгельм III 30 авг. 1820 г. постановил сохранить архиеп-ство. 16 июля 1821 г. буллой папы Пия VII «De salute animarum» установлены новые границы архиеп-ства, от к-рого было отделено Каменьское, но присоединено Крушвицкое архидиаконство. Той же буллой Познанское еп-ство возводилось в ранг архиеп-ства и объединялось личной унией с архиеп-ством Г. В архиеп-ствах, возглавлявшихся архиепископом Гнезненским и Познанским (с резиденцией в Познани), сохранялись раздельные консистории, капитулы, ДС, епископы-суффраганы; в случае архиепископской вакансии каждое архиеп-ство управлялось отдельным викарием. Булла «De salute animarum» уменьшила состав Гнезненского капитула до 7 членов, содержание к-рых поступало от прусского правительства. В 1845 г. в архиеп-стве насчитывалось 17 деканатов, 211 приходов, 2 коллегиальные церкви (в Г. и Крушвице), 214 пресвитеров, ДС.

http://pravenc.ru/text/165185.html

674. Имеется в виду знаменитый роман Гете, «Годы странствия Вильгельма Майстера» («Wahlverwandtschaften des Wilhelm Meister», 1796–1821), заложивший основы «романа воспитания». 675. «Though women are angels,/yet wedlock’s the devil» («Хотя женщины — ангелы, все же женитьба — это сам дьявол») — последние строчки из стихотворения Байрона «К Элизе» (George Gordon Byron, 1788–1824; «То Eliza») из цикла «Часы досуга» («Hours of Idleness», 1807). 676. В своем черновике (Pap III В 4) Кьеркегор добавляет: «Как говорит граф де Ришелье». Он подразумевает здесь пьесу Александра Дюма «Мадемуазель де Бель–Иль» (Dumas A. Mademoiselle de BelleIsle, 1839), переведенную на датский язык Томасом Оверску (Thomas Overskou, 1841) и опубликованную в Репертуаре Королевского театра 132). Правда, в пьесе эта реплика принадлежит маркизе де При. 677. Страсбургских гусей насильно откармливают к Рождеству, так что в момент продажи они по существу уже не способны выживать самостоятельно. 678. Кому боги даровали красоту, богатство и способность наслаждаться (лат.) (см.: Гораций. Послания. 1.4.6). 679. Согласно преданию, договор, заключенный между султаном Саладином и королем Ричардом Львиное Сердце 1 сентября 1192 г., должен был сохраняться на протяжении трех лет, трех месяцев, трех дней и трех часов. 680. Мф 6,34. 681. Неявная отсылка к Гегелю: согласно его концепции, романтическая любовь лежит еще в сфере «непосредственного», тогда как для современного мира характерна скорее любовь «отрефлексированная», опосредованная разумом. 682. Соответствующие датские термины — это «Fornuftgiftermaal» («разумный брак», то есть брак, основанный на человеческом разуме, на способности суждения) и «Forstandgiftermaal» (букв.: «рассудительный брак», т. е. брак по расчету). Правда, для судьи Вильгельма (как и для самого Кьеркегора) принципиальной разницы здесь нет. 683. Благочестивое пожелание (лат.). 684. В своей сказке «Любовная верность» («Liebestreue») Музэус (Musaus) не без иронии отзывается о неизменной верности Адама своей жене, праматери всех людей, — верности, которая как бы продолжала сохранять райскую невинность, коль скоро там вовсе не было других женщин (см.: Volksmarchen der Deutschen. Gotha, 1782–1787. Ill S. 219).

http://predanie.ru/book/219811-ili-ili/

Так как до сих пор я ни от кого не получил об этом официального уведомления, то вынужден прежде всего доверительно обратиться к вам, во-первых, чтобы узнать, какое решение уже вынесено, а затем, чтобы заявить, что, несмотря на мое принципиальное согласие на ознакомление моего старшего сына с вопросами верховного управления, я решительно против того, чтобы он начал с ведомства иностранных дел. … В его знаниях еще много пробелов; до сих пор ему не хватает необходимых основ. Поэтому совершенно необходимо пополнить и усовершенствовать его знания. Этой цели можно было бы достигнуть, прикомандировав к нему гражданского советника, и, одновременно с этим или позднее, путем его занятий в одном из министерств, ведающих делами внутреннего управления. Но ввиду недостаточной зрелости и неопытности моего старшего сына, в сочетании с его склонностью к самомнению и преувеличению, считаю прямо-таки опасным уже сейчас допустить его к вопросам внешней политики. Прошу вас рассматривать это сообщение, как адресованное лишь лично вам, и рассчитываю на вашу поддержку в этом крайне волнующем меня деле " . Я сожалел о тех отношениях между отцом и сыном, о которых свидетельствовало это письмо, об отсутствии между ними контакта, на который я рассчитывал; правда, подобные же отношения существовали в течение ряда лет между Его Величеством и Кронпринцем. В то время я, однако, не мог присоединиться к мнению последнего, потому что принцу было уже 27 лет, между тем как Фридрих Великий вступил на престол 28 лет от роду, а Фридрих-Вильгельм I и Фридрих-Вильгельм III в еще более молодом возрасте. В своем ответе я ограничился ссылкой на то, что Император приказал «прикомандировать» принца к ведомству иностранных дел. При этом я подчеркнул, что в Королевской семье авторитет отца отступает перед авторитетом монарха. Против перевода принца в Берлин Император выдвинул в первую очередь не соображения о расходах, а то обстоятельство, что принц слишком молод для повышения в следующий военный чин, которое должно было послужить внешним поводом к переезду в Берлин.

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/02/...

Герб графов Стенбоков: щит разделён на четыре части. В 1-й и в 4-й частях, в голубом поле, золотое стропило и под ним серебряная шестиугольная звезда. Во 2-й и 3-й частях, в золотом поле, рука, стреляющая из карабина. Посреди герба малый щиток, разделённый горизонтально на два поля. В верхнем, золотом поле, выходить голова чёрного козла; нижнее поле шахматное, чёрное и золотое. На гербе три шлема со шведскими графскими коронами; на правом шлеме, обращённый вправо всадник на белой, на дыбах стоящей лошади, стреляет из карабина; на среднем шлеме два буйволовых рога, полу-чёрные, полу-золотые, и между ними стоящий на дыбах чёрный козёл, вправо обращённый; на левом шлеме семь знамён, трое золотых и четверо голубых, поочередно. Герб покрыт голубою княжескою мантиею (в память брака Екатерины Стенбок с королём шведским Густавом Вазою). Английская фамилия Фермор (Fermor) происходит от одного из сподвижников Вильгельма Завоевателя. Один из членов её, Виллиам, пожалован был баронетом от короля Карла I, в 1641 году. Сын его Виллиам возведён был королём Вильгельмом III, 12 апреля 1692 года, в достоинство барона Лемпстера и пера Англии, а сын его, барон Фома, возведён был королём Георгом I, 27 декабря 1721, года в достоинство графа Помфрета (Earl of Pomfret, Baron Lempster). Фамилия графов Помфрет существует доселе. – Из другой ветви этого древнего дома, Виллиам Фермор принужден был покинуть отечество своё, в конце XVII века, из приверженности к дому Стуартов. Сын его Виллиам (в России Вилим Вилимович), вступил в русскую службу при Императрице Анне Иоанновне, а при Императрице Елисавете Петровне, будучи генерал-аншефом, со славою командовал русскою армиею против Фридриха Великого в 1758 году, и за победу, одержанную им, под Цорндорфом, над самим королём, получил Андреевскую ленту, а император германский Франц I возвёл его в Графское Римской Империи достоинство. Он находился, при Екатерине Великой, губернатором в Смоленске и скончался 8 февраля 1771 года. Граф Вилим Вилимович, отличный полководец, учёный артиллерист и инженер, мужественный воин, был всеми уважаем за бескорыстие и за благородство души своей. Он оставил сына графа Вильгельма Вилимовича, служившего бригадиром и умершего бездетным, и дочь графиню Сарру Вилимовну, за бригадиром графом Понтусом Стенбоком (см. выше).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

    Берлинский университет имени Гумбольдта. Основан Фридрихом Вильгельмом III по инициативе Вильгельма фон Гумбольдта, Иоганна Готлиба Фихте и Фридриха Эрнста Даниэля Шлейермахера в 1810 году   Германский университет, основанный на идеях Вильгельма фон Гумбольдта, ставил своей задачей соединение в одно нерушимое единство образовательных и научно-исследовательских начал. В нем были соединены «свобода учить и учиться» с устремленностью к получению нового знания, ценного как знание само по себе. В своем известном «Меморандуме» об организации высших учебных заведений Гумбольдт говорит, как о необходимости для ученого «свободы и одиночества», как необходимых условиях научного творчества, так и о том, что «умственная деятельность в человечестве развивается только как совместная деятельность» . Именно эти два начала (свободу и науку) и должно было распространять «просвещенное» германское государство, призванное «бороться против французской революции, осуществляя путем реформ ее справедливые требования». В Германии сумели соединить принцип государственного попечения над системой образования с университетскими свободами и широкой автономией. Если в гимназиях учебные программы были четко зафиксированы, в университетах студенты имели очень широкие права выбора лекций и семинаров. Если государство и контролировало систему образования, то и само преобразовывалось с ее помощью, что изначально было заложено в замысел немецких реформаторов. Университеты и гимназии формировали корпус подготовленных государственных чиновников, формировали идеологию и морально-нравственные установки государственной власти. Германские университеты стремились быть также максимально независимыми от представителей частного капитала, принимая помощь от него только в опосредованном государством порядке. Государство выступало гарантом свободы университетов от зависимости от частного капитала. «Частичная автономия университета приобретала смысл не столько в силу абстрактной ценности свободы, но потому, что только в свободе оказывалось возможным органическое созидание государства.

http://ruskline.ru/analitika/2022/06/23/...

Но нет сомнения, что при самом Вильгельме, а ещё более при его мудром сыне Генрихе Книжнике (ибо так, кажется, следует перевести Beau-clerc), женатом на Саксонке царского происхождения, народ вообще пользовался правами, каких тогда не имел ни один народ в западной Европе, если только можно говорить о народах там, где их почти не было (как например, во Франции). Царствование рыжего тирана Вильгельма II было только мимоходящим бедствием. Но Генрих, восходя на престол, обещал и довольно верно сохранил обещание, что он не будет посягать на те права, которыми пользовались все его подданные во времена Эдуарда. Это обещание относилось, очевидно, только к Англо-Саксам. Тяжкое угнетение пало на них, как сказано, в эпоху борьбы рыцаря Стефана с Матильдой и в царствование Генриха II, несмотря на заступничество духовенства и Беккета; тяжко было им и при безумно воинственном Ричарде и при бездушном Иоанне; но тут уже они нашли заступников в рядах аристократии, взявшей мечом права, известные под названием Magna Charta, а вскоре при Генрихе III великий герцог Лейчестерский положил прочное основание правам низшего сословия, и Эдуард поневоле утвердил их, чтобы иметь возможность вести свои страшные войны против Валлиса, который он сокрушил, и Шотландии, которую он на время покорил, как будто для того только, чтобы вызвать на свет её энергию в лице бессмертного мученика Валласа и счастливого освободителя Брюса. Не королевская власть положила начало народной свободе в Англии, как она во Франции служила освобождению городской общины; нет, эта свобода с одной стороны коренилась в древности, с другой она получила своё конечное утверждение от союза дружины, и оттого-то Англия представляет на западе почти единственный пример земли, в которой аристократия была и до сих пор продолжает быть связана искренней любовью с низшими сословиями. Духовенство вооружало Вильгельма для исполнения своих целей; оно достигло их. Духовенство саксонское было или изгнано или порабощено римской власти; но это должно разуметь о началах свободной церкви, племенная же стихия саксонская сохранила свою важность в духовной иерархии, во сколько она сочувствовала с Римом и служила ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010