«Теща просит картошку копать, а у меня праздник». Священник Виктор Гавриш — об околоцерковных приметах Зачем освящать вербу и красить яйца на Пасху 18 февраля, 2022 Зачем освящать вербу и красить яйца на Пасху В праздники не работать и не стирать. Смешать богоявленскую и крещенскую воду. В Чистый четверг надраить квартиру, принести огонь и нарисовать по углам кресты. Сходить на кладбище на Пасху. Что мы делаем не так и почему приметы отдаляют нас от Бога, объясняет священник Виктор Гавриш. «Пускай стиральная машинка грешит, она все равно в рай не стремится» — Накануне любого церковного праздника обязательно нет-нет, да и скажут: «Ты ж смотри, не работай!» Еще оказывается, что в праздник и перед ним нельзя резать, шить и стирать. Откуда это пошло? — Замечательные правила, на самом деле. Для крестьянина XV века они были просто основой его годового религиозного цикла, потому что накануне праздника надо готовиться к Причастию, к службе. В сам праздник — учитывая, что ты встал, скорее всего, в 5 утра, чтобы дойти до церкви в ближайшее село, — до работы ли в этот день, особенно зимой? По поводу стирки… Я с трудом себе представляю современную женщину и вообще любого человека, который берет это белье, его кипятит, потом несет на прорубь, там полощет. Или служба, или стирка — такая альтернатива была еще лет 200 назад. Сегодня, когда человек просто насыпает порошочек, кладет пару вещей в стиральную машину и нажимает кнопку, о чем речь-то? Пускай стиральная машинка стирает, грешит, она все равно в рай не стремится. Конечно, какие-то масштабные вещи в сам день праздника, если ты готовишься причащаться, лучше не планировать. Но бывают разные обстоятельства. Я уж не говорю о том, что люди работают по скользящему графику, который вообще не учитывает никакие праздники и выходные. А если мы говорим, например, о помощи ближним? — У вас были такие случаи с прихожанами? — Мужчина приходит: «Батюшка, меня теща просит приехать к ней картошку выкопать, а как раз у меня выходные на Крестовоздвижение. И как бы хочется на службу. А у нее тоже так совпадает, что она может поехать только на праздник». У тебя стоит альтернатива: ты не едешь. Это, соответственно, обида, ссора. И ты заставляешь пожилую женщину — а она без мужа, овдовела, — одну копаться на огороде.

http://pravmir.ru/v-chistyj-chetverg-ubr...

Протоиерей Виктор Московский 30 марта 2021 г. 18:00 Протоиерей Виктор Московский 26.02.1949 — 14.11.2020 14 ноября 2020 года на 72-м году жизни после продолжительной болезни отошел ко Господу протоиерей Виктор Московский, благочинный Василеостровского округа, настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Будущий священник родился в 1949 году в городе Боровичи Новгородской области в семье рабочих. Родители воспитали сына в любви к Богу, с семи лет мальчик начал прислуживать в храме.Окончив школу, Виктор поступил в Ленинградскую духовную семинарию и на 4-м курсе в 1970 году был хиротонисан во диаконы. После службы в армии отец Виктор продолжил обучение в Ленинградской духовной академии. В 1975 году митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) рукоположил диакона Виктора в сан священника. Отец Виктор считал владыку Никодима своим духовным наставником.После иерейской хиротонии отец Виктор 16 лет прослужил в Николо-Богоявленском соборе, а в 1987 году митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (впоследствии Патриарх Московский и всея Руси) перевел его в храм Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище. «В 1987 году, на праздник Рождества Иоанна Предтечи, Литургию в Никольском соборе совершал митрополит Алексий, — вспоминал отец Виктор. — После службы подхожу к нему, как и все священнослужители, под благословение, а он вдруг спрашивает: “Как вы, отец Виктор, смотрите на то, что вас переведут на другой приход?”. Я ответил: “Владыка, я здесь привык, если честно, мне очень тяжело было бы перейти в другое место”. — “Ну ладно, я просто спросил, на всякий случай”. Минут через пять снова меня подзывает: “А все-таки?..”. Я собрался с духом и говорю: “Если это нужно, владыка, я человек послушания”». 1 сентября 1987 года началось служение отца Виктора в Смоленском храме. В те времена храм был в плачевном состоянии: в часовню над могилой блаженной Ксении людей не пускали, хотя формально она уже была передана епархии. Митрополит Алексий посоветовал собирать письменные жалобы и ходить с ними по всем инстанциям — настоятель так и делал. Однажды владыка Алексий позвонил отцу Виктору и сообщил: «Уполномоченный сдался и разрешил пускать людей в часовню». Но речь о совершении в ней богослужений пока не шла. Это было зимой 1988 года, а 6 июня того же года блаженная Ксения была прославлена в лике святых. В Смоленской церкви началась новая жизнь.

http://e-vestnik.ru/obituaries/protoiere...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период. Эпоха гонений: 1918 - 1941 ВЕНИАМИН (Троицкий Александр Васильевич; 1901-1938), еп. Бирский, вик. Уфимско-Уральской автокефальной епархии ВИКТОР Иванович Моригеровский (1872--1938), свящ. сщмч. (пам. 22 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВИКТОР Павлович Смирнов (1875-1937), прот., сщмч. (пам. 25 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВИКТОР Николаевич Яворский (1873 - 13.01.1938, Харьков), сщмч. (пам. 19 мая - в Соборе новомучеников Слободского края), свящ. ВИКТОР (Островидов Константин Александрович;1878-1934), еп. бывш. Глазовский, священноисп. (пам. 19 апр., 18 июня, в Соборе Вятских святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВИКТОРИН Михайлович Добронравов (1889-1937), прот., сщмч. (пам. 15 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) ВИНОГРАДОВ Василий Петрович (1885 - 1968), протопресв. Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ), богослов ВИССАРИОН (Зорнин (Зорин) Василий Павлович; 1878 - 1937), председатель Временного высшего церковного совета (ВВЦС) - высшего органа управления в григорианском расколе ВИТАЛИЙ (Кокорев Виталий (?) Иванович; 1890-1937), мон., прмч. (пам. 24 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР Иванович Соколов (1883 – 1940), сщмч. (пам. 27 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. ВЛАДИМИР (Терентьев Василий Терентьевич; 1872 – 1933), игум., исп. (пам. 18 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР (Богоявленский Василий Никифорович, 1848-1918), митр., сщмч. (пам. 25 янв., 14 июня, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Самарских святых и в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих)

http://pravenc.ru/rubrics/121838_9.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКТОР Виктор Иванович Усов (1887- 24.09.1918, погост Подосиновец Северо-Двинской губ., ныне поселок в Кировской обл.), сщмч. (пам. 11 сент., в Соборе Вятских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из семьи диакона. Окончил Никольское ДУ и Вологодскую ДС (1909 г.), был назначен учителем Кузюгской церковно-приходской школы Никольского уезда Вологодской губ. 21 мая 1910 года рукоположен в сан священника к Троицкой церкви с Вохма. 1 сентября перемещен в Богоявленскую церковь с. Старая Яхреньга.(ныне Подосиновский района Кировской области) С 1910 по 1913 годы был законоучителем в Конотовском земском училище, а в октябре 1913 года исполнял должность законоучителя Яхреньских земского училища и церковно-приходской школы. За чтение послания Патриарха свт. Тихона (Белавина) 24 сент. 1918 г. был расстрелян сщмч. Николай Подьяков , настоятель ц. Рождества Богородицы в Подосиновце. Тело священника палачи бросили в яму и заставили В., служившего в соседнем приходе, совершить чин погребения. Когда отпевание было завершено, один из карателей выстрелом в затылок убил В. Священномученик прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г . Лит.: Дамаскин. Т. 5. С. 65. Игум . Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Яковлевич Быков (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/158484.html

Митрополит Варсонофий выразил соболезнование в связи с кончиной протоиерея Виктора Московского ноября 2020 " Почивший был призван на служение Господу Иисусу Христу в нелегкие годы богоборческих гонений, усердно совершая пастырские труды на приходах Ленинграда под омофором приснопамятного митрополита Никодима (Ротова), - сказано в обращении. - Новая страница жизни началась, когда его, молодого священника, назначили настоятелем в храм Смоленской иконы Божией Матери накануне канонизации блаженной Ксении Петербургской. Под молитвенным заступничеством святой он ревностно трудился здесь более тридцати лет, до безвременной кончины " . " За прошедшие годы им было сделано многое. Отреставрированы храм и часовня, всесторонне развивалась жизнь прихода, который стал большой дружной семьей, объединенной мудрым руководством отца Виктора. Он был не только достойным пастырем, который всю жизнь без остатка посвятил Церкви Христовой, но и прекрасным человеком, добрым и внимательным ко всем, кто к нему обращался. Отца Виктора отличала простота и скромность, а также искренняя любовь к людям - он щедро делился ею с окружающими " , - отметил правящий архиерей. +++ Благочинный Василеостровского округа , настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери протоиерей Виктор Московский отошел ко Господу 14 ноября после продолжительной болезни сердца в результате инфаркта на 72-м году жизни. Отец Виктор родился в 1949 году в Боровичах Новгородской области в семье рабочих. С детства родители привили сыну любовь к Богу, с семи лет он начал прислуживать в храме. Окончив школу, будущий священник поступил в Ленинградскую духовную семинарию и на IV курсе в 1970 году был хиротонисан во диакона. После службы в армии отец Виктор получил назначение в Николо-Богоявленский собор, продолжил обучение в Ленинградской духовной академии. В 1975-м он был рукоположен в сан священника. В 1987 году митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси, перевел отца Виктора в храм Смоленской иконы Божией Матери, который находился в запустении. Часовня блаженной Ксении Петербургской использовалась под мастерские. К 1000-летию Крещения Руси и канонизации небесной покровительницы Санкт-Петербурга усилиями отца Виктора святыни на Смоленском кладбище были восстановлены.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКТОР Андреевич Европейцев (1885, с. Хлыстовка Краснослободского у. Пензенской губ. (ныне с. Краснополье, Мордовия) - 30.01. 1931, Саранск), сщмч. (пам. 17 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из семьи священника. По окончании Пензенской ДС женился и в 1906 г. был рукоположен во иерея к храму святых Космы и Дамиана в родном селе. Супруга В. Варвара Михайловна, дочь священника, окончила епархиальное уч-ще и работала учительницей в местной школе. В нояб. 1929 г. власти выселили семью священника из села, конфисковали дом и др. имущество. В. поселился в Краснослободске, в большие праздники по приглашению односельчан совершал богослужения в храме в Хлыстовке. В нач. 1930 г. храм был закрыт, несмотря на это, В. продолжал духовно окормлять бывш. односельчан. 22 нояб. 1930 г. В. был арестован в Краснослободске, помещен в местный арестный дом, обвинен в «антисоветской агитации» и в противодействии организации колхоза. В. виновным себя не признал и на допросе пояснил: «Мое внимание специально было сосредоточено к религии как священника... а на проводимые государственной властью кампании внимания не обращал, никакой агитации среди крестьян не вел». Вскоре В. перевели в тюрьму Саранска. Священномученик был расстрелян по приговору тройки ОГПУ от 10 янв. 1931 г. Включен в Собор новомучеников и исповедников Российских постановлением Свящ. Синода РПЦ от 30 июля 2003 г. Арх.: Архив УФСБ Республики Мордовия. Арх. 8312-с. Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/158490.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКТОР Васильевич Элланский (16.09.1874, с. Плоское Остёрского у. Черниговской губ.- 8.09.1937, Казахстан), сщмч. (пам. 26 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. Из семьи священника. По окончании в 1914 г. КДА был рукоположен во иерея к одному из храмов Киева. Являлся одним из близких помощников митр. сщмч. Владимира (Богоявленского) . В 1924 г. В. был арестован, приговорен к 3 годам ссылки. Вернувшись после ее окончания в Киев, возобновил служение, был возведен в сан протоиерея. Вторично арестован в марте 1929 г., заключен в киевский дом предварительного заключения, в окт. приговорен к 3 годам ссылки, к-рую отбывал в Иркутской обл. После окончания срока ссылки В. было запрещено проживать в 12 областях страны, в янв. 1934 г. он поселился в г. Мичуринске Тамбовской обл., получил благословение Тамбовского и Мичуринского архиеп. сщмч. Вассиана (Пятницкого) служить в храмах епархии. В Мичуринске В. проявил себя как ревностный пастырь, часто служил, причем не только в городе, но и в окрестных селах. В марте 1935 г. В. был арестован, заключен в тюрьму Мичуринска. На состоявшемся в тот же день допросе В. обвинили в «антисоветской агитации», к-рая заключалась в том, что священник «говорил верующим о недолговечности советской власти и предсказывал ее скорую гибель». В. виновным себя не признал и пояснил: «Всякая власть является данной Богом, я, как человек, глубоко верующий, признаю советскую власть как власть, данную Богом». 18 дек. 1936 г. выездной сессией спецколлегии Воронежского облсуда В. был приговорен к 5 годам тюремного заключения. Впосл. тюремное заключение было заменено на лагерное, и 15 апр. 1936 г. он прибыл в Карагандинский ИТЛ, работал счетоводом в лагерном пункте «Алихан». В 1937 г. В. был арестован в лагере, обвинялся в том, что «среди лагерников проводил к/р агитацию пораженческого характера, заявляя: «Советская власть скоро будет уничтожена Богом»... Наряду с ведением к/р агитации Элланский проводил и богослужения, группируя вокруг себя бывших попов. Будучи религиозным до фанатизма на Троицу пел тропарь Троицы и др.» В. виновным в контрреволюционной деятельности себя не признал. Расстрелян по приговору тройки УНКВД по Карагандинской обл. от 31 авг. 1937 г. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г .

http://pravenc.ru/text/158508.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКТОР Иванович Воронов (10.03.1889, г. Вышний Волочёк Тверской губ.- 29.11.1937, Калининская обл.), сщмч. (пам. 16 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. В 1923 г. рукоположен во иерея, служил в одном из городских храмов. В кон. 20-х гг. подвергся аресту за неуплату налога, приговорен к 5 годам ИТЛ, после обжалования приговор был отменен. С 1930 г. служил в церкви в с. Заборовье (в 35 км от Вышнего Волочка). В 1936 г. В. был арестован, обвинен в ведении метрических записей при храме и приговорен к штрафу. 15 нояб. следующего года он вновь был арестован, заключен в тюрьму Вышнего Волочка. Священнику предъявили обвинения в «контрреволюционной агитации» и «организации антисоветской демонстрации». После того как В. не признал себя виновным, его обвинили в совершении треб в домах прихожан без разрешения сельсовета. В. был расстрелян по приговору тройки УНКВД по Калининской обл. от 27 нояб. 1937 г. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г . Арх.: Архив УФСБ по Тверской обл. Арх. 20613-С. Лит.: Дамаскин. Т. 3. С. 374-375. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Яковлевич Быков (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Михайлович Воздвиженский (1876 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/158488.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКТОР Константинович Каракулин (1887, с. Волоконск Суджанского у. Курской губ.-7.05.1937, Дальлаг), сщмч. (пам. 19 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из семьи псаломщика. Служил в Троицкой ц. в Курске. 23 июля 1935 г. арестован вместе с Курским архиеп. сщмч. Онуфрием (Гагалюком) и др. священниками, обвинен в членстве в «контрреволюционной организации», к-рую будто бы возглавлял архиеп. Онуфрий. На допросах В. не признал себя виновным и не стал подписывать ложные свидетельства против себя и других, на очных ставках со лжесвидетелями отказался подтвердить их оговоры. На закрытом заседании специальной коллегии Курского областного суда 8 дек. 1935 г. В. вновь твердо отверг предъявленные обвинения. На следующий день специальная коллегия Курского областного суда приговорила священника к 10 годам заключения. В. был отправлен в Дальневосточный ИТЛ в Хабаровский край, заключение отбывал вместе со священномучениками архиеп. Онуфрием и еп. Антонием (Панкеевым) , скончался в лагере. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г . Арх.: Архив УФСБ по Курской обл. Арх. П-16593. Лит.: Дамаскин. Т. 4. С. 215-216. Игум . Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Яковлевич Быков (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/158494.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИЖНЕУДИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Иркутской и Верхоленской епархии (см. ст. Иркутская и Ангарская епархия ), существовало в 1924-1929 гг., получило название по г. Нижнеудинску (ныне адм. центр Нижнеудинского р-на Иркутской области ). Согласно материалам переписки патриарха Московского и всея России свт. Тихона с разными лицами, вопрос об учреждении Н. в. поднимался в 1921 г. (Следственное дело Патриарха Тихона: Сб. док-тов. М., 2000. С. 669-670). Однако сведений об образовании епископии в то время не выявлено. По данным церковного историка М. Е. Губонина , в 1924 г. Нижнеудинским викарным архиереем числился еп. Виктор (Богоявленский) . Не позднее сент. 1924 г. он был арестован, по нек-рым сведениям, в янв. 1925 г. содержался в иркутской тюрьме; в этот период материальную помощь архиерею оказывала мц. Татиана Гримблит . После досрочного освобождения еп. Виктор был возведен в сан архиепископа и в марте 1925 г. определен на Омскую кафедру. 11 сент. 1924 г. на Нижнеудинскую кафедру был назначен вернувшийся из заключения и с авг. того же года проживавший в Иркутске еп. бывш. Любимский Кирилл (Соколов) . Ему было вверено также временное управление Иркутской епархией. После назначения Нижнеудинским викарием архиерей продолжал пребывать в Иркутске. Местные власти отказали еп. Кириллу в регистрации, 9 окт. 1925 г. он покинул город, а в нояб. того же года был определен епископом Феодосийским, викарием Таврической епархии. На территории Н. в. получило распространение обновленчество : согласно отчету Иркутского раскольничьего «архиепископа» Василия Виноградова, в 1925 г. в Тулунском у. (название Нижнеудинского у. с 1922) насчитывалось 22 «тихоновских» прихода и 29 обновленческих, а в Иркутске - 14 «тихоновских» приходов и 9 обновленческих. В февр. 1926 г. зам. патриаршего местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) назначил на Нижнеудинскую кафедру еп. бывш. Ейского Евсевия (Рождественского ; впосл. архиепископ). Митр. Сергий также поручил еп. Евсевию временное управление Иркутской епархией. Однако временно управлявший епархией с окт. 1925 г. Киренский еп. Ираклий (Попов) , к-рого поддерживало большинство иркутского духовенства, не признал назначение еп. Евсевия и продолжил управлять епархией. Еп. Ираклий окормлял 10 иркутских приходов, еп. Евсевию подчинялись лишь 4 прихода. Во главе небольшой группы клириков - сторонников еп. Евсевия - стоял прот. Николай Пономарёв, к-рого этот архиерей назначил секретарем Иркутского ЕУ. 15 июня 1926 г. митр. Сергий повторно поручил временное управление епархией еп. Ираклию, а в сент. того же года еп. Евсевий подал прошение об увольнении на покой. Вскоре Пономарёв был уволен за штат.

http://pravenc.ru/text/2565234.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010