Вокруг Господа стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг к другу, и говорили: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф. Вся земля полна славы Его!» [ 1 ] От громогласного славословия серафимов «поколебались верхи врат и храм наполнился курениями». Святой Исаия пришел в ужас и испуганно воскликнул: — Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами и живу среди народа также с нечистыми устами [ 2 ], и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа [ 3 ]. Тогда к смятенному пророку прилетел один из серафимов, державший в руке горящий уголь, взятый клещами с жертвенника, т. е., как объясняет святой Василий Великий, — с «небесного алтаря». Он коснулся уст пророка со словами: — Вот, это коснулось уст твоих и беззаконие твое удалено от тебя и грех твой очищен. Тотчас же за этим пророк услышал таинственный глас Иеговы, вопрошающий: — Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас? [ 4 ] Исполненный священной уверенности, святой Исаия выступил с выражением желания принять на себя ответственную и тяжелую обязанность быть проповедником воли Божией для «жестоковыйного» еврейского народа: — Вот я, пошли меня, — сказал он. Господь не отверг предложения святого Исаии и изъявил Свое согласие в таких словах: — Пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтоб Я исцелил их. Исаия спросил Господа: долго ли народ будет пребывать в таком нравственном огрубении, и получил от Него в ответ страшное откровение о грядущих бедствиях, имеющих поразить Израиля: — Доколе не опустеют города и останутся без жителей и дома без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет (Ис.6:1–11). Видение окончилось, и на святом Исаии почил Дух Божий, открывавший перед ним таинственное и отдаленное будущее как настоящее и укреплявший его в трудной борьбе с нравственными настроениями среди родного народа. Любящее народ сердце пророка не знало его политического разделения, и послушный воле Божией он не ограничивал своего пророческого служения пределами одного царства. Впрочем, когда святой Исаия выступил с пророческою проповедью, дни царства Израильского были уже сочтены, и пророку уже ничего не оставалось более как предсказать великое «горе», уже нависшее над Самариею, столицею Северного царства:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Вся земля полна Славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами, И живу среди народа, также, с нечистыми устами, – И глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: Вот, это коснулось уст твоих, И беззаконие твое удалено от тебя, И грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: Кого мне послать? И кто пойдёт для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня (Исаия, 6:1–8) Что бы вы сказали, если бы воскресное богослужение имело бы такую же силу? На самом деле, оно её имеет! Давайте посмотрим на элементы, детали свидетельства Исаии – очевидца небесной литургии – и увидим, как она воздействовала на него через чувства и через его понимание пророчества. Видение Что видел Исаия? В первую очередь, он видел «Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм». Под Господом в этом отрывке имеется ввиду Вечный Сын Божий. Апостол Иоанн в своем Евангелии цитировал пророчество Исаии о Христе и ссылался на увиденное Исаией на небесах, когда писал: «Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем» ( Ин. 12:41 ). Позвольте спросить: возникало у вас когда-нибудь желание увидеть Иисуса Христа? Я имею в виду, увидеть Его так, как вы видите других людей? Я помню, что в моем детстве, а позднее и в юности был период, когда мне казалось, что верить было бы намного легче, если бы я смог хотя бы однажды увидеть Господа. В конечном итоге верные увидят Его лицом к лицу. И мы призваны ходить верою, а не видением. Но Исаия сподобился Его увидеть, также как евангельские личности, знавшие Его, и так же, как Стефан, и Павел, и Иоанн, видевшие Его даже после вознесения. Но как насчет нас с вами? Очевидно, что Церковь с древности давала своему народу возможность видения Господа, если хотите, своего рода вспомогательные средства. В своей классической книге «Форма литургии» Грегори Дикс рассказывает, как раннехристианских домашних церквах в Риме, когда Верующие собирались на богослужение, мрачные портреты предков снимались со стен. Они «заменялись мозаиками с изображениями выдающихся деятелей Ветхого Завета и христианских святых» (стр. 27).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vozvrash...

Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога... ( Ис.61:1–2 ) Это великое программное пророчество прочитал Господь Иисус в самом начале Своего спасительного служения в Назарете перед иудеями, а прочитав, сел и сказал: Ныне исполнилось писание сие ( Лк.4:16,21 ). Одно из самых темных пророчеств для книжников и священников иудейских Он прочитал, закрыл книгу и сказал: Ныне исполнилось писание сие. Это пророчество никто из иудеев не смел затрагивать, ибо никто не знал, к кому оно относится. Семь столетий минуло с тех пор, как пророчество это изречено и записано, и никто не знал, к кому оно относится. Когда же пришел Тот, к Кому это пророчество относится, Он его прочитал и указал на Себя. Так Великий Господь наш оправдал пророка Своего и представил Себя миру. Дух Господа Бога на Мне... Зачем Он это говорит, когда Сам равен Духу, как и Отцу? Ради свидетельства людям, как толкует святой Златоуст. Не говорит: «Благодать Духа», а говорит: Дух», так как благодать Духа на людях верных, а на Нем – Сам Дух, что и явлено было на Иордане. Дух – Свидетель Сына, и ни мгновения Сын не был без Духа. Господь Иисус часто упоминает Отца и Духа Святого, во-первых, из безграничной любви к Отцу и Духу, любовь же всегда приписывает свое другим, а во-вторых, ради поучения гордым людям, чтобы не выпячивали себя, а воздавали почитание другим, равным себе. Все остальное, что сказано в этом удивительном пророчестве, исполнил Господь чудесными деяниями Своими буквально. Он пришел, прежде всего, чтобы объявить милость Божию людям, а в то же время и Страшный Суд для тех, кто эту милость презрит и отвергнет. Это видение Исаии, сына Амосова, пророка Божия, пророка истинного. Поклонимся, братья, Исаии, чьи богодухновенные уста прорекли Спасителя и спасение наше, и не престанем поклоняться чудесному Спасителю нашему, Господу Иисусу Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Еще замечательнее дальнейшее пророческое видение ст. 13: „И если еще останется десятая часть на ней и возвратится и она опять будет разорена; но как от теревинфа и как от дуба, когда они срублены, остается корень их, так святое семя будет корнем ее“. И в главах VIII, 7–8 и X, 5–34, признаваемых принадлежащими древнему пророку Исаии, – разве Исаия не предсказывал, что „царь Ассирии пойдет по Иудее“, но за самовосхваление и гордость будет унижен и Господь скажет народу: „не бойся Ассура.... еще немного и ярость Моя обратится на него.... и поднимет Господь Саваоф бич на него“. Не забудем (см. указ. времени в VII, 1), что это произнесено во дни Ахаза, отца Езекии, когда Ассирия была державой дружественной Иудее, когда царь Ассирии шел на защиту Ахаза, против соединенных сил Израиля и Дамаска 198 . И 39-я глава считается принадлежащею пророку Исаии, но разве в 7 стихе не предсказано, что сыновья Езекии будут евнухами во дворце царя Вавилонского? Говоря вообще о пророческом даре, мы не знаем, какое различие может быть указано между пророчеством, которое сбывается через три года или через двадцать пять лет и пророчеством, которое сбывается через 150 или 200 лет 199 . Именно с этой точки зрения мы и смотрим на близкие по исполнению и дальния видения и пророчества. Нельзя не остановиться на мысли, что пророчество о Кире, высказанное за 170 лет до появления этого царя в истории, и находившееся в руках пленных Иудеев не могло не потрясти глубоко народ, когда оно начало исполняться. Мы не раз имели случай упоминать о том, что плен Вавилонский совершенно пересоздал народ. До плена он всегда имел склонность к идолослужению; во время плена он как бы опомнился; одно только горе наполнило его душу; он понял, что он потерял и почему он это потерял; и мы уже во время плена (см. в особ. Иезекииля) не находим среди пленных ни малейшего намека на идолослужение 200 , которое никогда более не появлялось среди народа. В это же время начинается деятельное изучение закона и пророков среди книжников плененного народа. К этому времени относим мы и первоначальное составление канона священных книг, которые были уже собраны ко времени Ездры, и к которым, во времена этого последнего, были только добавлены (как полагают) книги Паралипоменон 201 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Ис.64:6 . Все мы сделались – как нечистый, и вся праведность наша – как запачкан­ная одежда; и все мы по­блекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас. «Вся праведность наша, как запачканная одежда». Кроткая, но выразительная характеристика нечестия Израиля, точнее, его ханжества и лицемерия. Она вполне совпадает с теми, что пророк подробнее развивал раньше (1 гл. и 58 и 59 гл.). Употребленное здесь сравнение внешне – законнической праведности с запачканной одеждой довольно близко известному евангельскому образу «гробов окрашенных» в обличительной речи Самого Господа, сказанной Им против книжников и фарисеев ( Мф.23:27–28 ). Ис.64:8 . Но ныне, Го­с­по­ди, Ты – Отец наш; мы – глина, а Ты – образо­ватель наш, и все мы – дело руки Твоей. С 8 по 12 ст., т. е. до конца данной главы, идет последний, заключительный отдел молитвы Израиля, в котором он взывает к милосердию своего небесного Отца, исходя из крайней бедственности своего настоящего положения. «Но ныне, Господи, Ты – Отец наш; мы – глина, а Ты – образователь наш». Характеристичен для пророка Исаии здесь самый образ горшечника и глины, так как он употреблялся им уже и раньше ( Ис.29:16 ; Ис.45:9 ). Весьма вероятно, что он ведет свое начало из самой истории творения человека Богом ( Быт.2:7 ); хотя в данном-то случае здесь, очевидно, идет речь об особом Божественном избранничестве Израиля, на что однажды уже и была сделана ссылка в той же самой молитве ( Ис.63:16 ). Образ этот у пророка Иеремии вырос в целое символическое видение о судьбах Израиля и Иуды ( Иер.18 гл.) и она же комментируется Апостолом Павлом в его послании к Римлянам ( Рим.9:20 и след.). Ис.64:9 . Не гневайся, Го­с­по­ди, без меры, и не вечно по­мни беззаконие. Воззри же: мы все народ Твой. «Не гневайся же, Господи... не вечно помни беззакония». Новая, усиленная просьба к Богу о помиловании, напоминающая слова псалмопевца: «доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно... не помяни нам грехов наших предков» ( Пс.78:5, 8 ). Дерзновенность такой просьбы находит себе объяснение и основание в одной из предшествующих речей Самого Господа, возвещенных через пророка: «Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну» ( Ис.43:25 , ср. еще Ис.44:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Как член народа, Он учил всех любить, всем помогать, все прощать и быть подобным Отцу небесному, посылающему дождь на праведных и неправедных 1645 , а Его обвиняли в том, что он „развращает народ“ ( Лк. 23:2 ). Он исцелял больных, изгонял бесов, воскрешал мертвых, и в благодарность народ кричал Пилату: „распни Его“ 1646 ; и Целитель душ и телес был приговорен к мучительной крестной смерти. В этом событии выразилась вся борьба мира против Царствия Божия, лжи против истины, сатаны против Того, Который пришел на землю грешников спасти, но о Котором сатана не знал, кто Он? „ибо сомневался“ 1647 . Борьба эта шла со времен Адама; и сатана и мир типически воплотились в пророчестве Исаии в Ассуре и Вавилоне (Исаии X, XIV), которые представляли собою на языке пророков разврат и соблазны мира, ратующие против покоя и радости чистоты Царствия Божия 1648 . Мир и сатана „князь мира“ (Ин. 14и наши зам.) были столько сильны, что человек не в силах был бороться с ними, пока Богочеловек не возгласил: „Мужайтесь. Я победил мир“! 1649 . Исаия, восклицая: „а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничтожен Богом“, видит в видении то состояние умов, которое мы узнаем из Евангелий. И это не ставится в непрощаемый грех заблуждавшимся, ибо такую любовь, которая выразилась в великой жертве искушения, человек не мог вдруг понять. Но когда совершилась великая тайна, и неверующие из Иудеев не захотели поверить, потому что гордость, алчность и злоба побороли в них чувство истины, тогда они вместе с своим государством и национальною жизнию подверглись истреблению, но всякий из них же, если только приходил с покаянным сердцем к Господу Иисусу „не изгонялся“ всемилостивым Спасом. ( Ин. 6:37 ). 5 . Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все яснее и яснее духовное видение пророка; он говорит, как Христианин, восприявший уже благодать Святого Духа. Дух Святый, „глаголавший во пророках и в последние дни глаголавший нам в Сыне“ ( Евр. 1:1–2 и Символ веры ), открывает пророку, что Мессия будет страдать за грехи наши, и что наказание, которое должны были нести мы, понесет Он. Люди, смотря на Него, думали (ст. 4), что Он наказуем Богом, и только после славного Его воскресения поняли, что „Его ранами исцелились мы“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Люди, которые думают, что они видели Господа, обманывают сами себя, не могут получить хлеба жизни, потому что очи сердца их омрачены; они не угождают Богу, Которому все святые поклоняются в сердце своем и Которого созерцают очами веры. Только таким поклонникам и подобным им Бог открывает Себя – потому что они свободны от страстей. О пророке Исаии сказано в Писании, что Господь перестал являться ему и запретил ему пророчествовать за то, что он не обличил царя Осию в его неправде. Но после смерти Осии явился Исаии Ангел Господень и очистил его раскаленными угольями, которые были взяты клещами с алтаря. Итак, вы должны знать, что когда в человеке будет разрушено царство греха, Бог является душе его и очищает все вместе с телом. Но если грех царствует в теле, то человек не может видеть Бога, потому что душа его во мраке и в ней нет света, при котором могла бы видеть Бога. Давид говорит: во свете Твоем узрим свет ( Пс. 35:10 ). Какой это свет, при котором мы можем видеть свет? Это тот свет, о котором Господь наш Иисус Христос упоминает в Евангелии ( Лк. 11:35–36 ) и который повелевает сохранять в себе, чтобы весь человек был светел и не было в нем ни одной части темной. Господь наш сказал: ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже волит Сын открыти ( Мф. 11:37 ). Но Сын, дети мои, не открывает Отца Своего сынам тьмы, но – сынам света, которые пребывают в свете и у которых очи сердца освещены познанием заповедей Его. Чтобы видеть славу невидимого Бога, мы должны подражать великому пророку Моисею. Хотя он и был сыном дочери фараоновой, но, решившись страдать с народом Божиим ( Евр. 11:25 ), сверг с себя постыдное рабство. Прежде, будучи в рабстве, он не удостоился видеть Бога, но, освободившись от рабства фараона и сделавшись совершенно свободным, удостоился видеть горящий, но несгорающий терновый куст. Видение сие было весьма важно. Оно заключало в себе три части: начало, средину и конец. Как Моисей для совершения дела Божия, противного воле фараона, должен был на сороковом году жизни своей удалиться от фараона, оставить Египет и провождать уединенную жизнь в пустыне Мадиамской, или, что показывает значение слова сего, в пустыне места Божия, так и ум человеческий для принятия в себя силы Божией должен удалиться от множества предметов, окружающих его, и уединиться в самого себя. Тогда Бог укрепит его так, что он будет правильно искать и находить все Божественное. Тогда он увидит Божественность Господа, величие могущества и сияние Его в тварях.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Мученикам В броня веры оболкшеся добре, и образом крестным вооруживше себе, воини благомощнии показастеся, мучителем мужески противистеся, и диаволю прелесть потребисте, победителе бывше венцев сподобистеся: молитеся Христу о нас, во еже спастися душам нашим. [«Хорошо облечённые бронёю веры и вооруживши себя образом креста, вы оказались весьма сильными воинами; мужественно противостали вы мучителям, и истребили заблуждение дьявола, соделавшись победителями, вы удостоились венцев. Молитесь за нас Христу, чтобы спасены были души наши».] Богородице Аз Дево святая Богородице, к покрову Твоему прибегаю, вем, яко обрящу Тобою спасение: можеши бо Чистая помощи ми. [«Дева святая Богородица! Я прибегаю под Твой покров, знаю, что получу спасение, ибо можешь Ты, чистая, помочь мне»]. На 6 часе тропарь пророчества, глас 8 Падшия возстави ны, отвращшияся обрати к Тебе Боже, яко Человеколюбец, земныя содержай концы. [«Падших нас восставь, отвратившихся обрати к Тебе, Боже человеколюбивый, объемлющий пределы земли».] Прокимен, глас 6, пс. 33 Взысках Господа, и услыша мя и от всех скорбей моих избави мя. [«Взыскал я Господа, и Он услышал меня, и от всех скорбей моих избавил меня».] Стих: Благословлю Господа на всякое время. [«Буду благословлять Господа на всякое время».] Чтение из пророчества Исаии (6, 1–12) изображает видение пророком Господа Саваофа, сидящего на возвышенном престоле, и слава Его наполняла весь храм, и серафимы стояли вокруг Его, и у одного из них шесть крыл, и у другого шесть крыл, двумя закрывали ноги свои, и двумя летали, и взывали они друг к другу и говорили: свят, свят, свят Господь Саваоф, вся земля полна славы Его. И поднялись перекладины над дверьми от голоса, которым восклицали, и дом наполнился дымом (курений). И сказал я: горе мне, потому что поражён я; ибо я человек и нечист устами, и среди народа нечистого устами я обитаю и очи мои увидели царя. Господа Саваофа. И послан был ко мне один из серафимов, и в руке его уголь раскалённый; он взял его клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: се касается сие уст твоих, и снимает с тебя беззакония твои и очищает грехи твои». Затем описывается призвание Исаии на пророческое служение, и послание его к народу непокорному.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мученикам Во брон вры болкшес добр, и бразомъ кртнымъ ворживше себ, воини показастес, мжески противистес, и прелесть потребисте, бывше сподобистес: молитес хрт насъ, во же спастис дшамъ нашымъ. Хорошо облеченные бронею веры и вооруживши себя образом креста, вы оказались весьма сильными воинами; мужественно противостали вы мучителям, и истребили заблуждение дьявола, соделавшись победителями, вы удостоились венцев. Молитесь за нас Христу, чтобы спасены были души наши. Богородице Азъ дво ста бце, къ покров твоем прибгаю, вмъ, к брщ тобою можеши бо чиста помощи ми. Дева святая Богородица! я прибегаю под твой покров, знаю, что подучу спасение, ибо можешь ты, чистая, помочь мне. На 6 часе тропарь пророчества, глас 8 возстави ны, вращшыс брати к тебе бже, к человколюбецъ, содержай концы. Падших нас восставь, отвратившихся обрати к Тебе, Боже, человеколюбивый, объемлющий пределы земли. Прокимен, псал. 33, глас 6 Взыскахъ гда, и услыша м, и всхъ скорбей моихъ избави м. Блгвлю гда на вское врем. Взыскал я господа, и Он услышал меня, и от всех скорбей моих избавил меня. Буду благословлять Господа во всякое время. Чтение из пророчества Исаии (6, 1– 12) изображает видение пророком Господа Саваофа, сидящего на возвышенном престоле, и слава Его наполняла весь храм, и серафимы стояли вокруг Него. И у одного из них шесть крыл, и у другого шесть крыл, двумя закрывали ноги свои, и двумя летали, и взывали они друг к другу и говорили: свят, свят, свят Господь Саваоф, вся земля полна славы Его. И поднялись перекладины над дверьми от голоса, которым восклицали, и дом наполнился дымом (курений). И сказал я: горе мне, потому что поражен я; ибо я человек и нечист устами, и среди народа нечистого устами я обитаю и очи мои увидели царя, Господа Саваофа. И послан был ко мне один из Серафимов, и в руке его уголь раскаленный; он взял его клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: се касается сие уст твоих, и снимает с тебя беззакония твои и очищает грехи твоиа., За тем описывается призвание Исаии на пророческое служение, и послание его к народу непокорному.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но самый город, называвшийся именем Ония, впоследствии, во время войны иудеев против римлян, был разрушен до основания, и не остается никакого следа ни от города, ни от храма. Таким образом, благодаря первосвященнику Онии, в Египет бежали безчисленные толпы иудеев. В то время он наполнился также множеством киринейцев. Ибо Ония утверждал, что он исполняет пророчество Исаии, писавшего: „будет жертвенник Господу в Египте и именование Господа в пределах его» (Исаии 19, 19). Об этом именно и говорится теперь: сыновья отступников из народа твоего, которые оставили закон Господень, пожелав в другом месте, вопреки повелению, приносить жертвы Богу, превознесутся чрез высокомерие и будут хвастаться, что они исполняют видение, то есть заповедь Господню. Но они падут, ибо и храм и город впоследствии будут разрушены. И когда Антиох владел Иудеею, Скопа Эфол, вождь Птоломеевой партии, посланный против Антиоха, овладел после мужественной битвы Иудеею и, уведши с собою знатнейших из приверженцев Птоломея, возвратился в Египет.    Ст. 15—16. И придет царь северный, и устроит вал, и овладеет городами укрепленными, и не устоят мышцы юга, и восстанут избранные его, чтобы противустать, но не будет силы [у них]. И тот, кто придет на него, будет поступать по своей воле, и никто не устоит пред ним, и будет стоять в земле славной, и она будет обессилена (consumemur) от руки его.    Ибо Антиох, желая снова овладеть Иудеею и многими сирийскими городами, вступил в бой с Скопою, вождем Птоломея, близ источников Иордана, где теперь построена Панея, обратил его в бегство и с десятью тысячами войска осадил его, запершегося в Сидоне. Для освобождения его Птоломей послал славных вождей Еропа, Менокла и Дамоксена (вульг. Дамоксея). Но он не мог снять осаду, пока Скопа, вынужденный голодом, не сдал войска и не был отпущен ногой с союзниками. Слова же: устроит вал означают то, что он после долгого времени овладел гарнизоном Скопы в Иерусалимской крепости при содействии иудеев и взял другие города, управлявшиеся прежде приверженцами Птоломея, в Сирии, в Киликии и в Ликии (или в Лидии).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010