И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие ( Кол. 3, 23–24 ). Из этих высказываний ясно, что следует делать добро ради получения Небесной награды. Причины этого определения таковы: ПЕРВАЯ ПРИЧИНА. Каждый делающий что-либо взирает на конец своего дела и к концу выполняет свое дело. По Писанию, вечная жизнь – это конец веры и добрых дел: Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть свя­тость, а конец – жизнь вечная ( Рим. 6, 22 ). Достигая наконец верою вашею спасения душ ( 1Пет. 1, 9 ). Поскольку вечная жизнь является концом веры и добрых дел, то совер­шающему добрые дела полезно взирать на вечную жизнь и, ожидая этого конца, делать добрые дела. ВТОРАЯ ПРИЧИНА. Из-за страха человек старается удержаться от греха и соб­люсти Божии заповеди. Тем более следует делать это ради вечного блаженства. ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА. В житейских делах учитывается их цель. Например, ле­чатся ради здоровья, сеют ради жатвы, воюют ради победы. Почему бы и в духов­ном делании не взирать на конец вечный и духовно подвизаться ради нетленного венца. Возражения Возражения первое Христос, Спаситель наш, осуждает наемников, которые действуют ради выгоды и, видя приходящего волка, оставляют овец и бегут ( Ин. 10, 12 ). ОТВЕЧАЕМ, ВО-ПЕРВЫХ: Наемники бывают и добрыми, и злыми. Злые наемники работают для Бога ради временной прибыли. Добрые же наемники работают Богу ради награды вечной жизни. Так разделяет наемников святой Амвросий, толкуя эти словеса: сколько наемников отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода ( Лк. 15, 17 ). ОТВЕЧАЕМ, ВО-ВТОРЫХ: В определении ясно сказано, что делать добро должно прежде всего ради славы Божией, а уже затем ради Небесного возмездия. Одно и то же дело может совершаться по разным причинам. Например, можно путешествовать ради того, чтобы помолиться в Церкви или навестить больного. Так и добро можно делать и ради славы Божией, и ради вечной награды. Тот, кто целью своих дел считает только одну награду, может быть назван наемником. Тот, кто в своих добрых делах прежде всего взирает на славу Божию, а во вторую очередь надеется на воздаяние вечной жизни, на­емником быть назван не может, ибо как раз воздаяние вечной жизни совершается ради славы Божией, поскольку каждый желающий вечной жизни желает видеть Бога. Виде­ние Бога дает полную, совершенную и насыщающую любовь, словами псалма, обогащусь благами твоими, когда явится мне слава Твоя ( Пс. 16, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

По поводу описанной выше точки зрения на местоположение рая и неба следует сказать, что она наиболее тверда и основательна из всех святоотеческих мнений по данному вопросу. В связи с нею рай должно представлять областью менее светоозаренной Богом, чем небо. Но и в раю, и на небесах – светлых, светлейших и пресветлейших – действует закон любви к Богу и ближним. И собственно там «Святая Любовь, соединяясь с любителями Своими, осиявает их обильно и делает бесстрастными». Состоянию вечной жизни любви в земной и загробной областях мироздания, как известно, совершенно противоположно состояние вечной смерти, присущее некоторым разумно-свободным существам на земле и за гробом. Что такое (А) вечная смерть, (Б) как она являет себя на земле и (В) на небе и (Г) каково обиталище за гробом подверженных вечной смерти – об этом ясные ответы находим в Библии и ее святоотеческих и церковно-богослужебных толкованиях. А Определение вечной смерти со стороны ее содержания дают, например, следующие изречения Писания: «Не любящий брата пребывает в смерти. Всякий ненавидящий брата своего... не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» ( 1Ин.3:14–15 ). «Помышления плотские суть смерть и вражда против Бога, ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Если живете по плоти, то умрете» (ср. Рим.8:6–7, 13 ). У рабов греха «такие дела, каких конец – смерть» (ср. Рим.6:20–21 ). Вы «были мертвы во грехах» ( Кол.2:13 ). «Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос»» ( Еф.5:14 ). Соответственно этим богооткровенным мыслям, вечная смерть есть свободный разрыв человека с Богом и ближними по самолюбию, боговраждебности и человеконенавистничеству. Описанным направлением своим душа человеческая сама выводит себя из покрова благодати Божией и погружается во тьму богоотчужденности, полную скорби, тоски, отчаяния и ожесточенной злобы. «Если оставите Господа, предостерегает Писание, Он оставит вас» (ср. 2Пар.15:2 ), и может «оставить навсегда» (ср. 1Пар.28:9 ). Полное оставление грешника Богом за непримиримое коснение его в боговраждебном настроении и есть вечность духовной смерти. «Так как вы оставили Меня, – говорит Господь упорным богоборцам, – то и Я оставлю вас. Просящих у Меня милости не помилую». «Вы как бы не Меня оставили, а вас самих» ( 3Ездр.1:27 ). «Отымется рвение Мое от вас, и почию, и ктому не попекуся» (ср. Иез.16:42 ), «оставлю вас упорству сердца, ходите по своим помыслам» (ср. Пс.80:13 ). Так «удаляющие себя от Бога погибнут " (ср. Пс.72:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Ибо Христос не от временной, но от вечной смерти избавил нас: «не тленным серебром или золотом,... но драгоценною Своею Кровью " искупил нас от той вечной горести ( 1Петр 1:18–19 ). «Христос умер за грехи наши» ( 1Кор.15:3 ). И не только от того бедствия избавил, но «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» ( Ин 1:12 ), и наследие вечного царствия отворил. Эта высочайшая Его к нам любовь требует от нас, чтобы не только друзей, но и врагов наших по заповеди Его любить старались, если хотим Ему благодарными быть. Открой Евангелие Его святое, и оно представит тебе любовь Его эту. Оно покажет тебе, что Он ради нас «образ раба принял» ( Флп.2:7 ), «обнищал» ( 2Кор.8:9 ), «не имел, где головы приклонить» ( Мф.8:20 ), трудился, из города в город, из села в село ходил, проповедуя Евангелие царствия, плакал, болел, гонение, поношение, хулы, заушение, оплевание, посмеяние, терновый венец претерпел, страдал, умер и погребен был. Все это неповинно и ради одной к нам любви претерпел, и так нас от смерти, ада и дьявола искупил, и Небесному Своему Отцу в милость привел. Эта Его такая любовь может и должна умягчить и убедить сердце наше к любви к врагам нашим. Человека-благодетеля, ежели бы от временной смерти избавил нас, во всем бы слушали мы, если бы хотели ему благодарными быть. Не тем ли более достоин того Сын Божий, Который нас смертью Своею от вечной смерти искупил и к вечному блаженству дверь нам отворил? Кто хочет любить Христа, Искупителя своего, тот слово Его соблюдать будет. «Кто любит Меня..., – говорит Он, – тот соблюдет слово Мое» ( Ин 14:23 ). Иначе никакой любви ко Христу не имеет, что бы ни делал и ни исповедовал о себе. Итак, если любви ко Христу не имеет тот, кто врагов своих не любит, что же сказать о тех, которые не любят никакого зла не делающих им? О, как далеко отстоят таковые от христианства и Христа! 3) Сам Он нас, врагов Своих, так возлюбил, что и умер за нас, чтобы так с Небесным Отцом нас примирить и в вечное блаженство привести.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Христос нигде не упоминает ни о древе жизни, ни о древе познания добра и зла, ни о грехопадении прародителей. Это уже говорит о том, что для Него древние библейские тексты были ясны не «по букве», а по их внутреннему смыслу. Начнем с «буквы». В Книгах Ветхого Завета слово дерево иногда употреблялось в смысле образа жизни ( Иов 19:10; 24:20 ; Пс. 1:3 ; Притч. 3:18 ; Иер. 17:8; 48:6 ; Иез. 17:24; 31:5–9 ; Дан. 4:7–11 ). В Новом Завете, Иоанн Предтеча, обличая грешников за бездушие и формализм, сравнивал их с деревом, при корне которого уже лежит секира ( Лк. 3:9 ). Иисус Христос, в Своих притчах, также часто сравнивал грешников с деревьями, не приносящими никакого плода. «Всякое дерево познается по плоду» ( Лк. 6:44 ). То же и в притче о смоковнице ( Лк. 13:6–9 ). Но все это только лишь образы и сравнения, но не символы. Понять символическое значение двух деревьев Книги Бытия можно только, если помнить уже известное нам из Ветхого Завета учение Моисея ( Втор. 30:15, 19 ) о двух путях жизни, о которых постоянно учил и Господь. Господь был послан на Землю от Отца Небесного, чтобы спасти падшего человека и вернуть его к вечной жизни. Поэтому Его образ жизни должен был послужить образцом для всех, стремящихся войти в вечную жизнь. А путь Его жизни нам известен. Это великий и ни с чем несравнимый подвиг любви и смирения, закончившийся крестной смертью. Подвиг этот был настолько велик, что Своею смертию Христос разрушил в Себе Самом силу смерти: смерти уже невозможно было удержать Его ( Деян. 2:24 ). Он смертию смерть попрал и тем самым открыл всем уверовавшим в Него и следующим за Ним тем же путем двери жизни вечной. Такова глубокая связь уже не «по букве», а по духу и смыслу между древним символом древа жизни и учением Христа о вечной жизни. Православная Церковь , в своем богослужении, всегда связывает древо жизни с Древом Крестным, на котором был распят Господь. В общем и целом все Евангелие Христово было обращено к тому, чтобы научить человека спасительному пути и вечной жизни. В своих речах, обращаясь к народу, Он говорил: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» ( Мф. 16:24–25 ; Мф. 10:38–39 ; Лк. 9:23–24 ; Ин. 12:24–25 ). Итак, условием для вхождения в вечную жизнь может служить только крестный подвиг по образу и подобию того крестного подвига, который совершил Сам Христос 79 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Но есть еще и другая причина. Пока мы живем на земле, в теперешней нашей плоти, мы совсем не в состоянии понять, что нам сказали бы о небе, о небесной жизни. Нашему языку не хватило бы слов, чтобы выразить в какой-либо мере тайны вечной жизни. Вот посмотрите, к примеру, на эту безобразную гусеницу, которая так медленно и с таким трудом ползает в прахе. Что, если бы ей сказали (и она понимала бы человеческую речь) о прекрасной бабочке, порхающей с цветочка на цветочек и питающейся сладким нектаром? Думаете ли вы, что эта гусеница могла бы составить хотя малейшее понятие об этой бабочке и представить себе, что именно она сама посредством таинственного превращения скоро станет таким чудесным существом? Конечно, это было бы для нее совершенно непонятно. Ведь бедная гусеница совсем не знает, что такое крылья, что такое цветы, она никогда не пробовала и сладкого нектара, она совершенно не может представить себе жизни в воздухе. А разве мы в этой жизни, на земле, не похожи на ту бедную гусеницу? Ведь ползаем же, как червяки, в пыли и грязи. И мы ничего не в состоянии понять о новой жизни там, на небе, даже если бы кто и попытался ясно и понятно описать нам ее, потому что мы ведь не знаем, что означают новые слова, которые пришлось бы употреблять, чтобы рассказать нам о тайнах вечной жизни. Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор. 2:9 ), – вот как мог сказать о вечной небесной жизни святой апостол Павел, который однажды сам был восхищен до третьего неба и слышал там неизреченные глаголы, которые невозможно передать человеческим языком. Но есть еще основание, по которому Бог оставил нас в неведении о небе, и о жизни святых, и о вечных свете и радости. Дело в том, что если бы мы могли бросить только один короткий взгляд на славу вечной жизни, если бы мы теперь уже знали, какое блаженство ожидает детей Божиих на небе, то, я думаю, жизнь наша здесь, на земле, стала бы для нас совершенно невыносимой, мы чувствовали бы себя слишком несчастными, земля казалась бы для нас ужасной, грязной тюрьмой. Желание будущей жизни, тоска по ней стали бы так ощутимы, так жгучи, что мы не могли бы думать ни о чем другом и совершенно потеряли бы охоту к нашим земным обязанностям.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

«Мы знаем, говорит св. апостол, что уже теперь, перешли от смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти“ ( 1Иоан. 3:14 ). «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день“, говорит Спаситель ( Иоан. 6:54 ), ставя последнее в зависимость от первого. С другой стороны, «никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей“ ( Иоан. 3:15 ). Обобщая учение Православной Церкви о вечной жизни, мы можем выразить его в следующих кратких положениях. Вечная жизнь, – высший идеал – благо христианина, – состоит в Богопознании в смысле переживания Бога в своей душе, каковое является Богоуподоблением. Будучи естественным требованием созданной по образу и подобию Божию природы человека, Богоуподобление служит для него одновременно и долгом, и блаженством. Вечная жизнь реализуется в едином процессе, состоящем из земной жизни и жизни загробной, достигая в последней лишь полноты. Учение о вечной жизни в качестве основы своей имеет признание высоты человеческой природы в ее наличном состоянии, хотя и поврежденной грехом, но не в конец уничтоженной в ее бесконечных потенциях, и восстановленной искупительною жертвою Господа Иисуса Христа. Если, теперь, мы поставим рассмотренные нами пункты религиозной системы К. Н. Леонтьева на суд пред учением Православной Церкви, то нам ясна будет частью их прямая неправильность, частью характерная ограниченность. Признанная нами относительная религиозная правда второй половины первого тезиса, – пессимизм в отношении конечного исхода мировой жизни, не колеблется и свято- отеческим учением: здесь мы не встретим общепринятого учения, а согласное допущение возможности достижения высокого религиозно-нравственного развития отдельными личностями утверждается и христианским пессимизмом. Религиозная правда второго тезиса – трансцендентный оптимизм остается таковою и после изложенного нами свято-отеческого учения о вечной жизни. Но ограниченность тезиса теперь для нас является более ясною и, как выразились мы выше, характерною: христианских элементов в положении К.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Agg...

Итак, цель пришествия в мир Сына Божия и всего домостроительства Божественного состоит в том, чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин. 3:15 ). Проповедь об этой вечной жизни или о спасении или вечной гибели и составляет главную задачу апостольской и церковной проповеди . Сия же писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий, и да верующе живот имате во имя Его ( Ин. 20:31 ). Эта вечная жизнь и составляет конечную цель стремлений всякого истинного христианина, всякого христианского подвижника, который поднимает все свои труды и подвиги именно потому, что знает их конечный результат – вечную жизнь. В чем же состоит эта вечная жизнь? Хронологическая беспредельность несомненно составляет одну из характеристических черт вечной жизни, но не в этом сила. Вечная жизнь противополагается не только смерти, не только скоропреходящей жизни этого мира, но прежде всего и главным образом тем вечным мучениям, которые ожидают в будущем веке грешников. Вечная жизнь, следовательно, есть не только нескончаемое бытие, но и бытие блаженное, бесконечное не хронологическое только, но по своей качественной полноте, по своему внутреннему богатству. Нескончаемость этой жизни говорит за то, что она есть жизнь в собственном смысле, вполне отвечает понятию жизни, – есть жизнь нормальная, истинная: как таковая, вечная жизнь преподносится сознанию человека в качестве императива, обязывающего человека стремиться к усвоению этой жизни в силу её обязательности, должности. С другой стороны, полнота блаженства, которым наделена эта жизнь, делает её вожделенной и для самого человека, который уже не в силу обязательства только, но и в силу естественного стремления к блаженству предпочитает эту вечную жизнь всем благам, какие только может представить ему этот мир. «Хотя бы он приобрел и весь мир», и в этом случае он ничем не вознаградит потерю вечной жизни, погибель своей души. Пусть он лишится какого-либо временного блага, только бы ему не потерять вечного. Лучше тебе, – говорит Христос, – войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный ( Мф. 18:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Слово Христово есть жизнь ( Ин. 63 ) или слово вечной жизни ( Деян. 5:20 ): неправильно было бы думать, что слово Божие есть только слово о вечной жизни: восприятие слова Божия дает слушающему самую вечную жизнь ( Ин. 5:24 ). Когда Христос спрашивал апостолов, не хотят ли они покинуть Его, «Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни! И мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога Живого» ( Ин. 6:66–69 ). «Глагол вечной жизни» есть откровение Божества и богосыновства Христова, глагол истины и любви, открывшийся во Христе и Духе Его. «Слова, которые Ты (Бог Отец) дал Мне, Я передал им и они приняли и уразумели истинно, что Я изшел от Тебя» ( Ин. 17:8 ). Мы «возрождены не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в веке» ( 1Пет. 1:23 ). Слово Божие, как выражение христианского учения, учит нас как жить, чтобы достичь Царства Божия; но слово Божие, как непосредственное откровение Духа Божия, дает нам возможность действительного приобщения Самому Богу, ибо в слове может быть выражена, хотя и в несовершенной оболочке, вся полнота Божественного бытия. Слово Божие учит о Боге и жизни, но в нем пребывает и действует Сам Бог… Человеческие слова, конечно, не Божественны, но в них могут выражаться Божественные мысли и действия, потому словом можно творить чудеса, совершать таинства, покорять души (напр., «охотно принявшие слово» первой же проповеди ап. Петра крестились в числе около трех тысяч человек, Деян. 2:41 ). Слово Божие есть «меч духовный» ( Еф. 6:17 ); оно действует в верующих, ибо оно не есть простое человеческое слово ( 1Фес. 2:13 ). Наши слова могут быть как бы сосудами творческих мыслей Божиих. Следовательно, слово Божие и учит жизни и дает жизнь; содержание его вечно, потому и жизнь, даруемая им, – вечна… Понятно, что Новый Завет называет слово Божие также «словом спасения» или «словом примирения» ( Деян. 13:26 ; 2Кор. 5:19 ). Слово Божие или истина, заключенная в нем, освящают человека, делают его святым ( Ин. 17:17 ). «В слове» освящается и Церковь ( Еф. 5:26 ). Словом молитвы освящаются и внешние предметы ( 1Тим. 4:5 ). Христиане «очищаются словом» Христовым, ибо жить по слову Божию значит жить праведно ( Ин. 15:3 ). В слове выражен прежде всего Божественный разум и вообще разумность бытия; «слово Твое есть истина» ( Ин. 17:17 ); но истина есть лишь один из образов бытия, неотделимый от других, и если в каждом образе бытия духа заключены и все остальные, то и в истине выражены все совершенства жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

Но знать Единого Истинного Бога – это не значит только веровать в Него. Мы должны всегда помнить апостольские слова: «как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» ( Иак. 2:26 ). По делам нашим, по жизни нашей познается действенность и сила нашей веры. Знает Истинного Бога и верует в Него истинной верой тот, кто имеет сердце любящее, сострадательное, смиренное, кроткое, чистое, преданное воле Божией, кто боится греха и вечной смерти, кто алчет и жаждет своего вечного спасения. Знать Истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа значит подражать Божественным свойствам Спасителя: Его чистоте, Его любви, смирению, терпению, и это «хождение в законе Господнем» ( Пс. 118:1 ), эта жизнь по заповедям Христовым углубляет в нас веру и соделывает нас родными Господу. «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь», – говорит Спаситель ( Мф. 12:50 ). «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем», – учит нас св. ап. Иоанн Богослов ( 1Ин. 4:16 ). Для того Господь и основал Свою Церковь и оставил в ней залог Своего всегдашнего пребывания – Святаго Духа, чтобы мы, питаясь благодатию Святаго Духа в таинствах Церкви, жили с Господом в самом тесном общении, сливаясь с Ним воедино! Святейшим из таинств, величайшим средством этого сопребывания нашего с Господом является святое Причащение ( Ин. 6:56 ). В таинствах и благословениях Церкви преподается нам благодатная сила Св. Духа, связующая нас со Христом, укрепяющая нашу веру, возбуждающая нас к добрым делам и делающая нас твердыми на пути исполнения заповедей Христовых. Для укрепления веры и доброй христианской жизни, для возрастания духовного, для питания своей души, – откройте свое сердце навстречу токам Божественной благодати, преподаваемой нам в Святой Церкви! Крепко держитесь за ризу Матери-Церкви, будьте живыми детьми Православной Церкви! Это и значит «знать Истинного Бога». Это – путь к жизни вечной, в которую вошли наши предки, в которую войдет каждый из нас! Будем же верными детьми своего Небесного Отца, и врата жизни вечной, жизни в вечном блаженном общении с Богом – откроются и перед нами. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек . Кто, уверовав в Иисуса Христа, Сына Божия, познает в Нем Истинного Бога и через то познает цель своей кратковременной жизни на земле, составляющей лишь ступень на пути к жизни вечной, тот, удовлетворив свою жажду познания Бога и своего назначения, не будет уже никогда жаждать этого познания, а будет стремиться к жизни вечной, пренебрегая всем земным. Только таким стремлением к жизни вечной, к жизни в Боге, и можно объяснить душевное спокойствие христиан, шедших на казнь во времена гонений за веру во Христа; веруя в бессмертие души, в будущую загробную жизнь, жизнь вечную, возвещенную Христом, Сыном Божиим, они не только спокойно оставляли земной мир, полный неудовлетворенных земных желаний, неутолимой жажды все новых и новых ощущений, но даже боялись, что им могут временно помешать в этом стремлении; так, например, святой Игнатий Богоносец , отправленный в Рим на казнь, опасался, что почитатели его из христиан Рима будут ходатайствовать за него перед императором и добьются помилования его, поэтому он в Послании своем к Римлянам умоляет своих друзей не препятствовать ему достигнуть Бога. Вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную ( Ин. 4, 14 ). Учение Иисуса Христа указывает людям, что назначение их – творить волю Божию и что точное исполнение этого назначения открывает им путь в жизнь вечную. Сравнивая поэтому Свое учение с водой, Иисус говорит, что как текущий источник воды приводит всякого путника, идущего по его течению, к тому месту, куда изливается, к реке ли, озеру или морю, так и учение Его: всякого живущего по этому учению, творящего волю Божию приводит к Богу, к жизни вечной, сделается в нем как бы источником воды, текущей в жизнь вечную . Самарянка не поняла этих слов; она думала, что вода, которую обещает дать ей Христос, лишь избавит ее от телесной жажды, от необходимости черпать воду из глубокого колодезя Иакова. Она все еще смотрит на Иисуса как на обыкновенного человека и потому не может понять истинного значения Его слов.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010