Когда же сатана полностью овладел сердцем Иуды? Тогда, когда у него уже окончательно созрело решение предать Спасителя и оставил его Дух Святой. Но не один Иуда был жилищем диавола; многие люди до такой степени погрязли во зле, лжи, убийствах, воровстве, что и в них вселились злые духи. С ними произошло то, о чем говорил Господь Иисус Христос: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит. Тогда говорит: «Возвращусь в дом мой, откуда я вышел». И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным. Тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, вошедши, живут там. И бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом» ( Мф. 12, 43–45 ). Этот ужас вселения злого духа грозит каждому из нас, хотя мы и молимся, причащаемся Святых Тайн; ибо Тело и Кровь Христовы не талисман и не нечто, механически защищающее от всякого зла, от всех наветов диавола и ангелов его. Это великая, безмерная помощь Божия в нашей борьбе с искушениями от злых духов, если будет сердце наше чисто, если не будем постоянно, изо дня в день грешить. Будем же хранить в сердцах наших слово Спасителя: «Царство Божие силой берется и только употребляющие усилие восхищают его» ( Мф. 11, 12 ). Будем вести постоянную борьбу с пороками и страстями и не будем никого осуждать, помня о своих прегрешениях. Да подаст нам Свою всесильную помощь Господь и Бог наш Иисус Христос, Которому слава и держава со Безначальным Его Отцом и Пресвятым Духом во веки. Аминь. Слово в Великий Четверг Тайная Вечеря Христова Тайная Вечеря Христова так таинственна, так глубока, так бесконечно важна, что сердца наши исполняются трепетом. Ибо в эту святую Вечерю Господь Иисус Христос омыл ноги ученикам Своим, установил Таинство Святого Причащения и впервые Сам совершил это Таинство, впервые причастил учеников Своих. Явил Господь делом Свое величайшее смирение, омыв пыльные ноги учеников, которые были сильно поражены этим: «Как это наш великий Учитель, наш Господь будет омывать нам ноги!» В недоумении они все молчали и, молча, с трепетом повиновались Господу Иисусу Христу. Один только пламенный Петр не стерпел: «Как! Мой Учитель, мой Господь Иисус Христос будет мне омывать ноги! Нет, Господи, не омоешь ног моих». А Господь ответил: «То, что Я делаю, ты не понимаешь теперь, а после поймешь». – «Нет, Господи, вовек не умоешь ног моих». – «Если не омою ног твоих, части не будешь иметь со Мной».

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Надо дать лекарство. Лекарство нужно от смерти. Лекарством от смерти может быть только Бессмертие. Бессмертие имеет только Бог. Значит, Бог, бывший вдали, должен обрести жизнь внутри человека. «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру Я есмь хлеб жизни Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 27, 33, 35, 49–51, 53). Причастие Крови и Тела Христовых — вот лекарство от тления, разлившегося по всей нашей вселенной, то лекарство бессмертия, которое принес Спаситель. Христос позвал нас на «вечерю бессмертия» (св. Климент Александрийский. Строматы 7, 3). Сам Христос установил именно такой способ сообщения со своими учениками: не просто через проповедь, через молитвы или гимны, не просто через обряды — через Таинство Причастия Телу и Крови Христа. По верному слову св. Филарета Московского, «Господь установил Таинство и дал Свое Тело и Кровь не для того только, чтобы мы знали, что это Тело и Кровь, но чтобы приобщались» . Люди, которые говорят, что достаточно читать о Тайной Вечере и вспоминать о ней, люди, по уверению которых само Лекарство Бессмертия для нас сегодня недоступно, не поняли замысел Спасителя. Эти люди — протестанты: «Вечеря Господня дана Христом для воспоминания его страданий, смерти и цены выкупа» . Для протестантов «Вечеря Господня — служение, которое Иисус установил в память Своей смерти и в ознаменование Его грядущего царства» . Не к Вечности приобщает Причастие, не к Богу, но всего лишь к чисто человеческим воспоминаниям о прошлом и о будущем. Причастие не вырывает из-под власти времени, но заставляет лишь еще быстрее и безысходнее вращаться в его колесе… Исторически они неправы потому, что христиане древности, христиане первых веков понимали Евхаристию как реальное Чудо, а не как педагогический символ .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

После этого поют первую четверть галлела ( Пс.112 – 117 р. т.) и испивают вторую чашу. Далее идет обычным порядком вечеря. Вторично умывают руки, благословляют и вкушают опресноки (причем, как и в другое время, еще после первой чаши откладывают половину опреснока в сторону), горькие травы, а потом следуют остальные блюда. По окончании собственно обеда отец семейства берет отложенную часть опреснока, съедает частичку от нее сам и дает сотрапезникам. Теперь у евреев она означает пасхального агнца, который можно вкушать лишь в обетованной земле. Затем умывают руки, следует третья обычная «чаша благословения» и благодарение за пищу. После нее ставится четвертая специально пасхальная чаша, за которой оканчивают галлел. И в жизни Самого Христа и в жизни апостолов можно указать много случаев, когда они исполняли эти застольные еврейские обычаи ( Мк.6:48 ; Мф.8:6 ; Лк.24:30 ; Деян.27:3 ). Тайная вечеря Обратимся теперь к Тайной Вечере. Относится она, видимо, к концу трапезы, так как уход Иуды не удивил апостолов, что указывает на окончание главной части пасхальной трапезы, когда уйти было уже можно. Впрочем, ап. Павел ясно говорит, что Господь взял чашу после Вечери ( 1Кор.10:16 ). Любопытные особенности о Вечери сообщает св. Марк; его сообщение и потому заслуживает особенного внимания, что оно записано со слов св. ап. Петра: «Когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня. Они опечалились и стали говорить Ему один за другим: не я ли? И другой: не я ли? Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо... И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил (ελγησεν), преломил, дал им и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое. И взяв чашу, благодарив (εχαρστησας), подал им; и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая. Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием. И воспевши пошли на гору Елеонскую» ( Мк.14:18–26 ). Совершая евхаристию в конце трапезы, Господь мог для этого воспользоваться той частью хлеба, которую откладывают до конца вечера. Чашу же для евхаристии Он взял одну из последних, на что отчасти указывают Его слова: «Я уже не буду...» и т.д. Вернее всего – это была третья чаша, за которой положено благодарение за вечерю.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Скачать epub pdf Тайная вечеря ( Мф. 26:26–30 ) Когда Господь освободил Свой народ от египетского рабства, то Он заповедал им, чтобы они, вкушая пасхальный агнец, праздновали этот день вечные времена и чтобы при этом прославляли могущество и милость Своего Бога. Причем Он велел им сказать: «Когда войдете в землю, которую Господь даст вам, как Он говорил, соблюдайте сие служение. И когда скажут вам дети ваши: «что это за служение?», скажите (им): «это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал египтян, и домы наши избавил» ( Исх. 12, 25–27 ). Мы, христиане, тоже имеем Пасхального Агнца ( 1Кор. 5, 7 ), и этот Агнец есть Христос, ради нас закланный. Но мы имеем еще и нечто другое, что гораздо лучше и величественнее освобождения ветхозаветного народа, так как Единородный Сын Живого Бога избавил нас не от земного рабства, но освободил нас от всех наших грехов, смерти и власти диавола. Об этом великом даре, который мы получили через Него, мы должны вспоминать в своих тихих комнатах, с верою обращая наши молитвенные взоры на первосвященническую Жертву. Об этом мы должны свидетельствовать в своих домах, читая и рассказывая истории святых страстей нашим детям и прислуге. Это спасение мы должны праздновать в наших храмах, воспевая здесь наши чудные церковные песнопения и слушая проповеди о страданиях и смерти Господа нашего Иисуса Христа. Это же спасение мы должны также возвещать и в Святом Таинстве Евхаристии, к чему усиленно приглашает нас ап. Павел, когда говорит: «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1Кор. 11, 26 ). Перенесемся же мысленно в убранную горницу, находящуюся в городе Иерусалиме. Там мы застаем небольшой, близких друг другу кружок людей, собравшихся сюда, по обычаю своих отцов, вкусить пасхального агнца. Среди них сидит удивительный Муж. Он одет в простую без всяких украшений одежду и не отличается внешним, земным лоском и величием. Но, несмотря на это, в Его глазах и на лице отражается небесное величие и божеское могущество.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

   1730 октября 1926 г. Беседа в неделю праотцев    «Много званных, но мало избранных» (Лk.XIV,24).    Церковь Божия для нашего духовного назидания предлагает Христову притчу о званных на вечерю. Один человек устроил богатую и обильную вечерю для своих друзей. Когда все было готово он послал своего раба звать на пир. Но все званные, как бы сговорившись, начали отказываться. Первый сказал: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее, прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытывать их, прошу извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу прийти... Раб сообщил это господину. И разгневался хозяин и послал раба звать на пир всех, кто не встретится на улицах и на дорогах. И наполнился дом гостями: нищими, увечеными, хромыми, слепыми. А из званных никто не вкусил от трапезы (Лk.XIV,16—24). Кто этот хозяин, что за слуга, кто званные и что за вечеря эта? Хозяин вечери – это Господь Бог, Творец и промыслитель мира, источник и Податель всякого добра и жизни (Uak.I:17). Вечеря – это все те духовные блага, которые дарованы нам Христом Богом для жизни и благочестия (2 Петр 1,3) хранимые в церкви православной, как в некой сокровищнице, по выражению св. Иринея Лионского. Обильна и богата трапеза церковная: здесь и Божественное истинное учение и истолкование его богомудрыми светилами церкви. Тут и величественное и умилительное православное богослужение: с его глубоким содержанием, благолепными обрядами, сладостными церковными песнопениями... В церкви Божией и все благодатные таинства, нужные нашей душе, как воздух для тела, для духовного нашего роста в целях уподобления Богу (Mф.V:48)... А слуга, приглашающий на вечерю, это – православные пастыри и проповедники, зовущие немолчно всех на трапезу церковную, согласно еще пророческому речению о стражах Божьего дома: «На стенах твоих, Иерусалиме, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе, не умолкайте» (Исаии 62 гл. 6 стр.).    Но не откликнулись на зов приглашающего званные на вечерю. Почему же?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Первобытная Церковь совершала причащение, «и они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян.2:42). «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжал слово до полуночи» (Деян.20:7).    Тот, кто недостойно участвует в причащении:    а) повинен против Тела и Крови Христовых: «посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1Кор.11:27);    б) привлекает на себя суд Божий: «от того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор.11:30). «Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1Кор.11:31). «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1Кор.11:32);    в) вкушает и пьет осуждение себе: «ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о теле Господнем» (1Кор.11:29). Критическое замечание об отступлении западной Церкви от Православной в совершении Таинства Причащения   1. Римско-католическая Церковь отличается в учении о таинстве св. причащения, во-первых, тем, что в ней веществом для таинства причащения служит хлеб пресный вместо квасного. Начало этому обычаю положено было в VII веке в Испании, но господствующим в римской Церкви он сделался в XI веке.    Это нововведение западные христиане доказывают тем, будто Иисус Христос установил таинство св. причащения в первый день опресночный. Это неверно. Иисус Христос установил таинство св. причащения, по свидетельству евангелиста Иоанна (Ин.13:1), прежде иудейского праздника Пасхи, следовательно, прежде употребления опресноков, и значит, прежде первого дня опресночного. Если же евангелисты Матфей (Мф.26:17) и Марк (Мк.16:12) говорят, что тайная вечеря была в первый день опресночный, то их слова, на основании прямого указания евангелиста Иоанна, очевидно, необходимо понимать в значении дня, ближайшего к празднику опресноков, который начинался на другой день, после еврейского праздника Пасхи, именно 15-го числа месяца нисана. Следовательно, тайная вечеря, бывшая 13-го числа этого месяца, была в такое время, когда иудеи употребляли еще хлеб квасный, который Христос Спаситель и употребил при установлении таинства св. причащения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3072...

А спросить Его боялись. Вот так было сформировано мнение о Мессии, как о политическом освободителе, и преодолеть это они никак не могли. И даже уже осталось несколько мгновений пребывания Господа на Земле – опять за ту же тему: не в сие ли время Ты сейчас бросишь клич, уготовляешь царство Израилю? – Опять только в земном плане. Последняя Вечеря и прощальная беседа, которая заканчивается молитвой. Вот после этого уже сами страдания. Вот Вечеря, умовение ног. Смотрите: « Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его» ( Ин. 13:1 ), – Еще не пришел час Мой (см. Ин. 8:20 )– это Он говорил раньше. Еще не пришел час Мой (см. Ин. 7:6, 30 ), даже Матери говорил: еще не пришел час Мой (см. Ин. 2:4 ). Смотрите, это, по-моему, во 2-й главе от Иоанна – не на браке ли в Кане Галилейской? Давайте-ка посмотрим: Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? – Вина нет у них. И вдруг: что Мне и Тебе, Жено? Покойный отец Ливерий Воронов , догматист прекрасный, говорил: ведь эти слова значат: ну и что? Пусть так. Пусть так – если не хватает вина. А Она продолжает: – Что скажет Он вам, то сделайте. А Ей Он говорит: – Не пришёл час Мой. – То есть показывает Матери, что Ему нельзя диктовать. Каждая мать желает видеть детей своих в послушании – прекрасно, но здесь отношение особое. Это не только Её Сын, но и Бог. Еще не пришел час Мой, что Мне и Тебе, Жено? – женщина. Вот, никакие родственные отношения . Когда Моисей давал благословение левитам – Левииным коленам, – вы посмотрите, что там сказано, – это же просто поразительно! И вот священникам бы это надо взять сейчас обязательно посмотрите Второзаконие – Второзаконие, 33-я глава. Он, , как и Иаков, перед смертью даёт благословение народу – каждому колену. И вот смотрите, 8-й стих: «И о Левии сказал [о священническом колене. Что сказал?], туммим Твой и урим Твой на святом муже Твоем, которого Ты искусил в Массе, с которым Ты препирался при водах Меривы», – это помните тот момент, когда вместо того, чтобы сказать скале: дай воду, – он в раздражении ударил по ней жезлом. И вот это и было нарушением воли Божией, так что они оба с Аароном лишились права и войти в землю обетованную.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Батюшка кланяется и целует священные сосуды, читая тропарь Великой Пятницы: «Искупил нас еси от клятвы законныя…» Таким образом, начало Проскомидии является вхождением в искупительную жертву Христову, в страдания Господа нашего Иисуса Христа. Священник приступает к принесению жертвы, ибо главное в Евхаристии — это жертвоприношение. Вспомним самое драматическое жертвоприношение Ветхого Завета — Авраам в земле Мориа приносит в жертву единственного сына, дитя обетования. На Исааке замыкались все ветхозаветные пророчества, от него должен был произойти новый народ, народ избранный, народ Божий. И жертвоприношение Авраама совершилось, но оно состояло не в том, что он убил своего сына для Бога, а в том, что он его не пощадил. — Это прообраз евхаристического жертвоприношения. Об этой великой жертве мы слышим в евангельском чтении: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3: 16–17). Искупительная жертва Иисуса Христа и Евхаристия, которая совершается в храме, теснейшим образом связаны между собой. Это — одна и та же жертва. Мы привыкли воспринимать Евхаристию и Причастие именно как воспоминание о Тайной Вечере, которая не связана с ее продолжением, но Тайная Вечеря — это начало Голгофского жертвоприношения, начало пути в Гефсиманию, а затем — и на Голгофу. Они не могут быть отделены друг от друга. Тайная Вечеря с преломлением хлебов — это наша Литургия, которую мы не созерцаем, как театральное представление, а проживаем. Это — вхождение в вечность, в абсолютную реальность, и мы являемся и участниками, и свидетелями этого величайшего события. Но Проскомидия — это воспоминание не только искупительной жертвы Спасителя, но и Его воплощения и рождества, потому что Он воплотился и родился не для того, чтобы жить, а для того, чтобы умереть за наши грехи. И поэтому все слова и действия Проскомидии имеют двоякий смысл, изображая с одной стороны Рождество Христово, а с другой стороны — Его страдания и смерть.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2345...

В Евангелии от Марка говорится, что женщины, войдя во гроб, увидели ангела Божия, который аналогичным образом сообщил им о Воскресении Иисуса Назарянина Распятого и сказал: Идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам (Мк. 16:7). Опять в словах ангела присутствует Галилея. Когда эта группа мироносиц побежала к апостолам, им на пути явился Сам Иисус Воскресший: И се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня (Мф. 28:9–10). Воскресший Господь, очевидно, подтвердил ангельские слова о том, что апостолы должны увидеть Его в Галилее. Кроме этого, существенно важно отличие данного второго явления Воскресшего Господа от первого явления Марии Магдалине. Второе явление мироносицам произошло тогда, когда они бежали от Гроба к апостолам, а поэтому локализация самого явления в какой-то степени зависит от местонахождения дома апостолов. Согласно традиции, дом апостолов находился на вершине горы Сион . В этом доме, как известно, проходила Тайная Вечеря. «После разрушения Иерусалима в 70 г. от Р. Х. иудеям было запрещено входить в город, но на горе Сион христиане построили церковь, внутри которой разместился дом с горницей, где проходила Последняя Вечеря. Церковь называлась церковью Святого Сиона и Матери Церкви Христианской» . В 1898 г., во время раскопок Германской миссии, на вершине горы Сион были обнаружены фрагменты базилики IV b. . Археологи пришли к выводу, что «базилика Святого Сиона была построена между 40 и 80 гг. IV b. на вершине горы, на месте дома Тайной Вечери (Сионской горницы). Впервые упоминается паломницей Эгерией в 384 г. и блж. Иеронимом в жизнеописании св. Павлы» . Дополнительным доказательством в пользу истинности отождествления дома апостолов с базиликой Святого Сиона служит её соседство с кенотафием (пустой гробницей) Давида. Согласно некоторым источникам новозаветного периода, гробница Давида находилась приблизительно в современном месте её почитания . Соседство Сионской горницы с гробницей Давида подтверждается проповедью ап. Петра в день Пятидесятницы: Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня (Деян. 2:29) . Сейчас гробница Давида находится в цокольном этаже комплексного сооружения, на верхнем этаже которого находится горница Тайной Вечери. Всё это здание на настоящий момент принадлежит Израилю. С 2014 года в Сионской горнице правительством Израиля запрещено христианским паломникам совершать молитвы, петь песнопения и вслух читать Библию. Единственное, что разрешено в Сионской горнице, — читать молитвы шёпотом.

http://bogoslov.ru/article/6174022

В силу твердой веры сказанному Господом они, «преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» ( Деян. 2:46 ). Единственной проблемой для них было, если это можно назвать проблемой, сохранение личной духовной чистоты, чтобы недостойным отношением к вечере Христовой не оказаться виновными «против Тела и Крови Господней» ( 1Кор. 11:27 ): «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» ( 1Кор.11:28–29 ). Для тех же, кто соблюдал эту чистоту, не могло быть никаких сомнений, и вечеря Господня для них являлась светлым праздником. Ее вкушали с весельем, «хваля Бога» ( Деян. 2:46–47 ). В книге Деяний апостолов сообщается об одной из вечерей Господних, которую совершал апостол Павел в Троаде в ночь накануне дня Господа, т. е. под воскресенье. «В первый же день недели, – пишет участник этой вечери евангелист Лука, – когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников. Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон, и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым. Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем. Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел. Между тем отрока привели живого, и немало утешились» ( Деян. 20:7–12 ). Представим себе эту горницу, в которой, очевидно, по случаю совершения вечери Господней «было довольно светильников». Апостол Павел, собиравшийся на следующий день отправиться в Иерусалим, беседовал с собравшимися на вечерю Господню учениками. Что говорил им апостол, отправлявшийся в далекий путь «по влечению Духа» ( Деян.20:22 ) и постоянно слышавший в себе голос Духа Святого, говоривший ему, что в этом пути его ждут «узы и скорби» ( Деян.20:23 )? Надо думать, что в этой беседе было и наставление хранить истины веры, и разъяснение спасительного значения дел, речей и страданий Иисуса Христа. Напоминалось и о Втором Его пришествии. Было сказано и о вечере Господней как о предвкушении вечного блаженства с Ним, т.е. то, что явилось содержанием будущих евхаристических молитв. Воскрешение апостолом Павлом смертельно разбившегося отрока Евтиха было подтверждением истинности слов этой беседы, и апостол, совершив преломление хлеба, сам вдохновленный и вдохновляющий других, «беседовал довольно, даже до рассвета» ( Деян.20:11 ). Краткая в описании апостола Луки и полная знамений и благодати ночь трапезы Господней в Троаде является иллюстрацией тех многих ночей, которые для участников вечери Господней были светозарнее светлых дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010