Дух Божий и святые Ангелы охраняли Божественную Отроковицу. Когда Деве Марии исполнилось четырнадцать лет, – время наступления совершеннолетия, – Ей уже по закону нельзя было оставаться при храме. Воспитателям нужно было или возвратить Ее родителям, или выдать замуж. Так как праведные Иоаким и Анна к этому времени уже умерли и Св. Мария осталась сиротой, то священники хотели выдать Ее замуж, но юная Дева объявила им о Своем обещании Богу – остаться навсегда Девою. Тогда первосвященник и священники храма, не желая оставить Деву Марию без покровительства, по внушению Божию, обручили Ее восьмидесятилетнему праведному старцу Иосифу, который был дальним родственником Марии и происходил так же, как и Она, из рода царя Давида. Иосиф был бедным плотником, жил в Назарете. Находясь в доме праведного старца Иосифа, Пресвятая Дева вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме. Работой, чтением Св. Писания, размышлением над ним и горячей постоянной молитвенной обращенностью к Богу были наполнены дни пребывания Пречистой Девы под покровительством Ее обручника. Благовестие Захарии. Лк. 1:5–25 В то время как в Назарете зрело всемирное событие, Бог подготавливал явление в мир великого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, о рождении которого за четыре века предсказал пророк Малахия ( Мал. 3:1 ). Его благочестивые родители священник Захария и Елисавета хотя были уже в преклонном возрасте, но еще не имели детей. Они находились в родственных связях с праведными Иоакимом и Анной и имели непосредственное участие в жизни Пресвятой Девы Марии, особенно после смерти Ее родителей. Праведные Захария и Елисавета сокрушались о своем бесплодстве и усердно молили Бога избавить их от такого несчастья. Господь услышал молитвы праведников и в глубокой старости даровал им сына. Евангелист Лука подробно рассказывает об этом событии следующим образом. Однажды в порядке своей священнической очереди Захария совершал богослужение в Иерусалимском храме. В один из дней своей службы Захария вошел в Святилище для каждения. Вдруг по правую сторону кадильного жертвенника явился ему Ангел Господень. Захария испугался, но небесный посланник успокоил его и сказал: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются…». ( Лк. 1:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

«Если они умолкнут, то камни возопиют». Истину никогда нельзя заставить замолчать. Если человеческие сердца станут неспособными прославлять Бога и «превратятся в камни», то камни (неживая природа) будут прославлять своего Творца». Господь продолжал Свой путь в Иерусалим среди неумолкающей толпы, но злобные выкрики фарисеев навели на Него грустные думы. Он знал, что ликующий народ, признающий теперь Его Мессией, скоро будет неистово вопить: «Распни! Распни Его?» Он знал, что этот священный город с его храмом за неверие евреев будет разрушен, так что камня на камне не останется в нем. Все это вызвало во Христе прилив невыразимой скорби, и Он зарыдал. Господь знал, что избранный Богом народ гибнет, что нет уже никакой возможности спасти его. Смотря на Иерусалим, Христос сквозь слезы воскликнул: «О, если бы ты хотя теперь, в этот день твой узнал, что служит к спасению твоему! Но это и теперь скрыто от глаз твоих. И за это твое неверие, за то, что ты не понял этого времени, времени посещения тебя Богом, придут дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне» [ ]. Когда Христос вступил в Иерусалим, торжественное шествие направилось через весь город прямо к храму. Господь вошел в храм для молитвы, но так как было уже позднее время, Он не стал учить народ и с апостолами возвратился в Вифанию. Великий Понедельник. Проклятие бесплодной смоковницы. Мф. 21:18–22; Мк. 11:12–26 Переночевав в Вифании, Христос на другой день рано утром опять пошел с апостолами в Иерусалим, но уже без всякой торжественности. По дороге Он почувствовал голод и, увидев у дороги роскошную смоковницу, подошел к ней, чтобы подкрепиться ее плодами. Но пышная на вид смоковница оказалась бесплодной. Тогда Господь, обращаясь к бесплодному дереву, сказал: «Отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек?» И смоковница тотчас начала засыхать. Зачем же всегда милующий Христос проклинает невинное дерево? Не смоковницу осудил Христос, а еврейский народ, который за свое неверие отныне выброшен из Виноградника Божьего. Бесплодная смоковница, как бездушный предмет, служила лишь наглядным изображением духовной бесплодности избранного народа. Столько времени Господь подготавливал еврейский народ к принятию Мессии – и они не узнали Его; мало того, они отвергли Христа, Которого должны были не только принять, но и явить Его всему миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

И вот в это время явился в храм Сам Господь. При виде такого кощунства Христос возревновал о Доме Господнем, сделал бич из веревок и выгнал всех торгующих из храма, а столы меновщиков опрокинул. Обращаясь к начальникам Храма, Господь сказал: «Дом Мой есть Дом молитвы, а вы превратили его в вертеп разбойников» [ ]. Озлобленные начальники храма стали требовать от Него ответа, какой властью все это Он делает. Они требовали от Него: «Чем Ты можешь доказать, что имеешь власть так поступать?» [ ] В ответ они услышали от Господа не совсем понятные для них пророческие слова. Христос сказал им: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». Иудеи не поняли, что Он говорил им о Храме Своего Тела, которое они распнут на Голгофе. Так произошло первое столкновение Христа с духовными руководителями еврейского народа: мелочными формалистами-фарисеями и безбожными саддукеями. И чем больше Христос будет нести Свет в темное царство зла и неправды, тем сильнее будет разгораться ненависть к Нему со стороны этих сынов диавола. Беседа с Никодимом. Ин. 3:2–21 Но не все фарисеи враждебно относились ко Христу, были и такие, которые впоследствии уверовали в Его Мессианское достоинство. Среди них был Никодим, один из начальников Иудейских. Он искренне искал Правды Божией. Когда же в храме он увидел Иисуса из Назарета, то решил во что бы то ни стало познакомиться с новым Проповедником в надежде получить от Него ответы на волновавшие его религиозные вопросы. И вот он тайно, ночью, «страха ради иудейского», пришел ко Христу, чтобы побеседовать с Ним о Царстве Небесном. Никодима, как и многих иудеев, волновал тогда самый насущный религиозный вопрос – вопрос о времени наступления Царства Мессии. Евреи, и прежде всего фарисеи, представляли это Царство земным, Мессию же – великим царем-завоевателем, который Божественной силой покорит весь мир, а евреев сделает владыками всех народов. Каждый еврей, считали они, а тем более фарисей, в силу того, что он рожден по плоти от Авраама, беспрепятственно войдет в грядущее мировое царство. Это язычнику и грешнику необходимо изменить свою жизнь, чтобы стать достойным гражданином Царства Божия; но какая нужда в этом сыну Авраама, настоящему израильтянину, ревностному фарисею? Вот с такими мыслями Никодим пришел к Тому, Кто полагал на этой земле основание Духовному Царству – Царству правды, любви и благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

И когда будет проповедано Евангелие Царствия по всей Вселенной, во свидетельство всем народам, тогда придет конец. Но никто не знает ни дня, ни часа этого конца. Он придет внезапно и застанет людей за их будничными занятиями. И тогда все, живые и мертвые, должны будут дать отчет о своей прожитой жизни. Итак, бодрствуйте, – в заключение сказал Господь ученикам, – так как не знаете, в который час Господь ваш придет! Бодрствуйте и молитесь, чтобы всегда быть готовыми предстать пред Сына Человеческого» [ ]. Притча о десяти девах. Мф. 25:1–13 Второе пришествие Мессии будет внезапным и грозным для тех, кто жил беспечно, сеял на земле зло и не заботился о своем духовном росте, о стяжании благодати Духа Святого. Поэтому человеку необходимо постоянно бодрствовать и быть всегда готовым достойно встретить пришествие Сына Человеческого. Для этого нужно, чтобы «светильники веры» никогда не гасли в сердцах людей. Ожидание второго пришествия Сына Человеческого можно сравнить с ожиданием жениха, идущего на брачный пир. Царство Небесное, – сказал Господь, – тогда будет подобно десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собой масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих... Но жених замедлил с приходом и явился только в полночь неожиданно для всех, когда девы, утомленные долгим ожиданием, заснули. Проснувшись, они все хотели выйти навстречу, но у неразумных выгорело масло и погасли светильники, поэтому вышли встречать жениха только мудрые девы. Пока неразумные ходили покупать масло, жених уже пришел и вместе с мудрыми девами вошел на брачный пир, где началось торжество. Неразумные, придя слишком поздно, нашли двери брачного чертога запертыми. Тогда они начали стучать и просить: «Господи, Господи, отвори нам». Жених же сказал им в ответ: «Истинно говорю вам, не знаю вас» [ ]. Пример, взятый Христом из свадебного ритуала восточных народов, был очень ярким и понятным ученикам Господа. Они поняли, что «брак» в этой притче означает грядущее Царство Божие», Жених» – Христос, вечный Судья», девы» – души человеческие; «светильники» – это сердца людей, пламенеющие верой в Господа, а «масло» – благодать Божия, которую человек должен стяжать верой и добрыми делами; «ожидание жениха» – это земная человеческая жизнь, цель которой встреча со Христом. «Неразумные девы» – это те люди, которые в своей жизни не заботились о стяжании благодати Духа Святого, поэтому и погасли у них светильники веры, и они не встретили Христа. Но если человек, живя на земле, соберет в своей душе плоды Духа: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание», – как учит ап. Павел ( Гал. 5:22–23 ), то значит – светильник его души в порядке и елея хватит на всю долгую ночь ожидания прихода Жениха.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

И Христос скажет им: «Да, лично Мне вы ничего этого не сделали; но не Я ли говорил вам, что кто примет одного из малых сих, тот Меня принимает? И вот, вы не отказали в помощи никому, кто именем Моим просил вас о ней. Голодных вы кормили, жаждущих поили, нагих одевали, странников принимали, больных и заключенных утешали. И все, что вы сделали доброго для бедных, несчастных и страдальцев, нуждающихся в вашей помощи, все это вы сделали как бы Мне Самому. Идите же, и наследуйте Царство Небесное?» «А вы, – скажет Царь стоящим по левую сторону, – вы отказали Мне в куске хлеба, когда Я голодный протягивал к вам руку; вы не дали Мне даже воды, когда Я изнемогал от жажды; вы прогнали Меня, когда Я в виде странника стучался в ваши двери, прося приюта и ночлега; вы равнодушно смотрели на Мои рубища и не подумали даже, что Я нуждаюсь в одежде для защиты от холода продрогшего тела; вы не только не навестили Меня, когда Я был болен, но даже боялись прикоснуться ко Мне; вы с презрением относились ко Мне, когда Я был заключен в темницу! Идите же прочь от Меня и теперь! ступайте туда, где приготовлены вечные мучения диаволу и ангелам его?» «Господи, – скажут тогда в ужасе и отчаянии, стоящие по левую сторону, – когда же мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Этого никогда не было, никогда мы не видели Тебя, тем более в таком бедственном положении». «Да, – ответил им Христос, – Меня в таком положении вы не видели, но вы отворачивались от всех несчастных, именем Моим моливших вас о помощи; вы гнали их от себя, чтобы они видом своим не нарушили беспечного веселия вашей праздной жизни. чтобы они видом своим не нарушили беспечного веселия вашей праздной жизни. А между тем, вы должны были знать, что, отказав им, вы отказываете Мне» [ ]. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. Такое великое значение в спасении человека имеют добрые дела, совершаемые людьми из любви друг к другу. Великая Среда. Предательство Иуды. Мф. 26:3–5; 14–16; Мк. 14:1–2; 10–11; Лк. 22:1–6

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Измученный смертельной тоской и обессиленный духовной борьбой, Христос, как Человек, нуждался в поддержке и сочувствии. Но подойдя к трем апостолам, нашел их спящими. «Симон! Ты спишь? – пытался Он разбудить верного Петра, – Не мог ты бодрствовать один час». Но утомленные переживаниями необыкновенного дня и тревожной ночи, апостолы уже не находили в себе сил для духовной борьбы. Глаза у них отяжелели, и они не знали, что отвечать Господу. Так, одинокий, всеми покинутый, страдал Агнец Божий. Пот падал с Его чела, как капли крови. Несколько раз Он подходил к Своим спящим ученикам, но все было напрасно. Он страдал один и один победил искушение. Гефсиманское борение закончилось. Христос вышел победителем в этой духовной борьбе. Воля Отца Небесного была для Него превыше всего. Из Гефсиманского сада Он готов был без колебаний идти на Всемирную Голгофу, где должен был завершиться Его подвиг искупления человеческого рода. Предательский поцелуй Иуды. Мф. 26:45–56; Мк. 14: 41–52; Лк. 22:45–52 Ин. 18:2–12 Окончив молитву, Христос подошел к спящим ученикам. «Вы все еще спите и почиваете! – сказал Он им, – Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня». Апостолы пробудились. Один за другим они поднимались с земли и с тревогой вслушивались в какие-то новые звуки. Внезапно сад осветился фонарями и факелами, и послышался топот приближающейся толпы. Люди были вооружены: одни из них держали палки и колья, другие – мечи и копья; среди народа были воины из стражи храма. Впереди всех шел Иуда. Он выдал местопребывание Иисуса Его врагам... Ученики растерялись. Но Иисус пошел навстречу толпе. Тогда Иуда, делая вид, что возвращается из города и ничего общего не имеет с пришедшей толпой, быстро приблизился к Спасителю, чтобы поздороваться с Ним. Но Господь кротко спросил его: «Друг, для чего ты пришел?» – «Равви, – ответил Иуда, и слово замерло на устах его, – Равви, – повторил он с принуждением, – здравствуй?» И, наклонившись к Иисусу, поцеловал Его...

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Ирод Великий, биография которого переполнена кровожадными деяниями, при поддержке римлян царствовал в то время в Иудее. Этот жестокий узурпатор подозревал и уничтожал всех, кто только был способен стать на его пути. Развращенный и болезненно подозрительный, он укреплял свой трон ценою многих преступлений. Особенно он был подозрительным по отношению к Маккавеям, законным наследникам иудейского престола. И чем больше старел царь, тем больше становился он болезненно подозрительным. В такое-то время до Ирода дошли слухи, что некие восточные волхвы явились в Иерусалим и расспрашивали о родившемся Царе Иудейском, Которому они пришли поклониться. Самое неприятное в этом известии было то, что царь ничего не знал об этом новом претенденте на его престол. Он слышал, что путешественников привела в Иерусалим звезда, которую они приняли за знак Великого Царя. Встревоженный этим событием, Ирод стал срочно выяснять место нахождения Новорожденного Младенца с тем, чтобы погубить Его. С этой целью он созвал к себе первосвященников и книжников и спросил у них: «Где должно родиться Христу?» Сведущие в законе священники пояснили ему, что, по пророчеству Михея, обещанный евреям Мессия должен родиться в городе Вифлееме – на родине царя Давида. Но когда именно Он родится, никто из книжников не знал. Тогда Ирод стал действовать хитростью. Он тайно от всех призвал к себе волхвов и осторожно выведал у них время появления звезды, чтобы хоть приблизительно определить возраст Младенца. В свою очередь он сообщил им, что, по сведениям иудейских книжников, новый Царь родился в Вифлееме и, притворившись благочестивым, сказал: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему». Выслушав царя, чужеземцы направили свой путь в Вифлеем. И вот звезда, которую они видели на востоке, вновь засияла перед ними на небе и стала двигаться в сторону Вифлеема, пока не остановилась над местом, где был Младенец Христос. Обрадованные волхвы вошли в дом, где жило Святое Семейство, и увидели Пресвятую Деву Марию с Божественным Младенцем. Волхвов не смутила бедность хижины, они твердо верили звезде, которая их не обманула. Подойдя к Богомладенцу, они», пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну». Золото – как Царю, ладан – как Богу и смирну – как Человеку, который должен умереть.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Искушавший Господа книжник вынужден был согласиться, что это, действительно, самые основные заповеди в Законе. Обличительная речь против книжников и фарисеев. Мф. 22: 41–46; 23:13–39 Фарисеи, стоявшие до сих пор в некотором отдалении, собрались вместе и подошли ближе к Иисусу Христу, но уже не задавали Ему коварных вопросов. Тогда Иисус Сам спросил фарисеев: «Что вы думаете о Христе? Чей Он Сын?» Нисколько не задумываясь, фарисеи в один голос ответили Ему: «Давидов». «Но почему же Давид, – опять спросил их Иисус, – по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит о Христе: сказал Господь (т. е. Бог) Господу моему (т. е. Мессии –Христу): седи одесную Меня доколе толужу врагов Твоих в подножие ног Твоих ( Пс. 109:1 )... Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему»? Ведь если Христос был Господом Давида и уже существовал в то время, когда Давид писал эти строки, то как Он может быть потомком Давида?» [ ]. Фарисеи, ослепленные буквой Писания и потерявшие ключ к разумению его смысла, не понимали, что Мессия будет иметь Богочеловеческую Личность, в Которой Божественная и человеческая природы соединятся неслитно, неизменно, неразлучно, нераздельно. Он, будучи Предвечным Сыном Божиим, станет в то же время Сыном Человеческим – Потомком царя Давида по плоти. Фарисеи не могли этого понять и потому не отвечали Господу. Но, не приняв этой истины, они отвергнут и своего Мессию и убьют Его за то, что Он назвал Себя Сыном Божиим. Тогда Иисус Христос, обращаясь к народу, произнес обличительную речь против книжников и фарисеев. «На Моисеевом седалище, – сказал Христос, – сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают; связывают времена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их...». Затем, обращаясь к фарисеям и книжникам, Господь сказал: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Искушения в пустыне окончились. Побежденный диавол оставил Христа «до времени». Иисус Христос, подкрепленный Святым Духом и благословением Отца Своего Небесного, из пустыни направился к берегам Иордана, в Вифавару, где Его Предтеча продолжал призывать народ к покаянию. Иоанн Креститель, увидев приближающегося к нему Иисуса и указывая на Него, сказал народу: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его... но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий». Таким образом, Предтеча всенародно объявил Иисуса Христа – Мессией, Сыном Божиим. По свидетельству Иоанна Крестителя, Мессия будет не политическим всемирным владыкой, а Агнцем Божиим, Который столько тысячелетий предызображался в жертвоприношениях. Он так же, как невинные ягнята (агнцы) и тельцы, заклавшиеся для всесожжения, кротко примет на Себя страдания и смерть, прольет кровь Свою за грехи всего мира, чтобы спасти людей от вечной смерти. Вернувшись из пустыни, Христос временно поселился близ Иордана, где крестил Иоанн. На другой день Иоанн Креститель опять увидел проходившего мимо Иисуса Христа и сказал стоявшим около него двум своим ученикам: «Вот Агнец Божий». Услышав от Иоанна эти слова, оба ученика его пошли за Иисусом. Один из них был Андрей, которого впоследствии Церковь стала именовать Первозванным, Другой же был Иоанн Богослов. Оба они занимались рыболовством и жили в рыбацком городке Вифсаиде. Это событие евангельской истории хорошо известно по знаменитому полотну Иванова «Явление Христа народу». Вдохновенный Предтеча указывает толпе на приближающегося Спасителя. Люди взволнованы: кто смотрит с надеждой, кто с любопытством, а кто и с сомнением. А Христос твердыми шагами спускается по дороге. Он знает, куда идет и для чего послан в мир. Господь, увидев идущих за Ним Андрея и Иоанна, остановился и спросил их: «Что вам надобно?» Они ответили Ему: «Учитель, мы желаем знать, где Ты живешь?» [ ]

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Исполненный таким желанием и сопровождаемый толпами народа, Господь по берегу Галилейского озера подходил к Капернауму. Недалеко от города Христос остановился на одной из гор галилейских, которая возвышалась над голубыми водами озера. Преподав учение народу и совершив чудеса исцеления больных, Христос поднялся на вершину горы и пробыл там всю ночь в молитве к Отцу Небесному. Он просил Своего Отца «послать делателей на жатву, ибо жатвы много, а делателей мало». Христос просил, чтобы Отец указал Ему из числа последователей двенадцать ближайших помощников, которые продолжили бы Его дело спасительной проповеди и после Его вознесения понесли бы свет евангельского учения во все концы вселенной для всех народов. С наступлением дня Господь призвал на вершину горы Своих учеников и из них избрал двенадцать, которых назвал апостолами, т. е. посланниками. Это были: «Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот...». ( Мф. 10:2–4 ). Господь избрал двенадцать апостолов, чтобы будущий народ Нового Завета, подобно народу ветхозаветному, также имел двенадцать духовных родоначальников, или патриархов. Не богатых, не ученых и не сильных мира сего избрал Христос, но самых простых людей, все достоинство которых заключалось в их чистых, неиспорченных никакими ложными влияниями душах и непорочных сердцах. Образованные классы народа, раввины и священники, увлекаясь своими человеческими знаниями, извратили понятие о Небесном и были проникнуты предубеждением ко всему, что выходило за пределы их мелочной учености и бездушного законничества. Поэтому они стали неспособны быть носителями и проповедниками Божественной истины нового Откровения. Правда, и двенадцать галилейских рыбаков не сразу уразумели тайну пришествия в мир Учителя. Часто они не умели уловить Его самую простую мысль. Тем не менее Он выбрал именно их. Честные, искренние, цельные натуры, не отравленные книжнической ученостью и узким фарисейством, они лучше других могли воспринять Истину, проникнуться ею и понести ее в мир. Апостолы не предъявляли Христу своих сомнений, подобно ученым книжникам и саддукеям, не допрашивали Его с такой назойливостью, как гордые самоуверенные фарисеи. Они смиренно следовали за Ним, самоотверженно любили Его и с благоговейной верой прислушивались к каждому Его слову, хотя бы оно и разрушало их прежние надежды и мечты. Христос любил эту духовную семью – основание Церкви – и ставил ее выше всякого родства. Нагорная проповедь. Мф. 5:1–7:29; Лк. 6:20–49

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010