В 1943 г. число приходов в епархии достигло почти 50 % дореволюционного уровня, а количество священнослужителей – 70 %. Из них 500 храмов и 600 священников принадлежали к автономистам, а 298 и 434 соответственно – к автокефалистам. Все 12 открывшихся монастырей вошли в юрисдикцию автономной Церкви. В самом Киеве было возрождено 6 обителей с 760 насельниками: 3 женских монастыря – Покровский, Фроловский и Введенский и 3 мужских – Ионовский, Михайловский и Киево-Печерская лавра. Осенью 1943 г. число киевских храмов достигло 40, так 19 сентября еп. Пантелеймон смог освятить наконец-то переданный верующим Владимирский собор. Для пополнения духовенства в Киеве были образованы проверочные комиссии из лиц с богословским образованием. Главное же пополнение шло через обучение кандидатов на краткосрочных курсах (от 1 до 6 месяцев). Правда, затем оккупанты запретили их, как и организацию высшего богословского образования. Только осенью 1943 г., когда советские войска уже приближались к городу, епископу Пантелеймону разрешили создать Духовную семинарию в Киеве. Но времени для реализации этого плана уже не оставалось 982 . В Полтаве первое богослужение состоялось уже в день прихода немцев, за первые 16 месяцев там крестили 2500 детей. В городе открылось 6 автономных и 4 автокефальных храма, всего же в епархии 359. Согласно сводкам СД 80 % верующих в области принадлежало к автономной Церкви и только 20 % – к автокефальной, но поставленный нацистами городской голова Полтавы был националистом и поддерживал последнюю. В августе 1942 г. Собор архиереев автономной Церкви избрал епископом Полтавским и Лубенским Вениамина (Новицкого). Владыка был послан в Полтаву с указанием управлять и приходами Харьковской епархии, но вскоре после прибытия в город был арестован СД по доносу националистов, как «агент Москвы». Епископа увезли в Киев и освободили только после поручительства секретаря епископа Пантелеймона. Еп. Вениамин смог вернуться в Полтаву только через 2 месяца, под его руководством было возрождено 3 монастыря – 2 женских и мужской. Ни одна другая епархия не смогла устроить такой основательной подготовки своих кандидатов в священники, как Полтавская. Это объясняется тем, что город долгое время имел военную администрацию. С ее разрешения в конце 1941 г. в Полтаве были открыты и автокефальные и автономные пастырские курсы. На последних в среднем занималось 30 человек, в июле 1943 г. был начат четвертый – последний прием учащихся. Из всей Украины лишь в Полтавской области были введены религиозные занятия в 4-классной начальной школе, но и там преподавание Закона Божия священниками было запрещено 983 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   «За последние годы,— утверждает автор доклада,— нами разработана четкая и широкая система воспитания епископата, а через него и рядового духовенства, в политическом плане, формирования у них патриотизма, гражданского долга, уважения к законам и деятельности советского правительства. А это дает заметные положительные результаты». После составления этого замечательного документа прошло всего лишь 15 лет, и миссия Совета была выполнена до конца, он исчерпал себя и прекратил свое славное существование.    В эти годы Русская Православная Церковь потеряла архипастырей, сполна изведавших в свое время ночные аресты и допросы с пытками, тюремные нары и каторжные работы. В 1975 г. отошел ко Господу митрополит Алмаатинский и Казахстанский Иосиф (Чернов), в 1976 г. преставились митрополит Орловский Палладий (Шерстенников) и архиепископ Чебоксарский Вениамин (Новицкий), в 1977 г. во Львове скончался пребывавший на покое архиепископ Иов (Кресович). В 1978 г. в Жировицком монастыре преставился уволенный на покой еще 13 лет назад архиепископ Ермоген (Голубев).    Но в иной мир уходили и архипастыри другого поколения, выросшие в советскую эпоху и вступившие на стезю церковного служения в послевоенные годы. 5 сентября 1978 г. в Ватикане, на аудиенции у новоизбранного папы Иоанна-Павла I безвременно скончался постоянный член Священного Синода митрополит Ленинградский Никодим (в миру Борис Георгиевич Ротов). Он родился в деревне Фролово Рязанской епархии в семье служащего в 1929 г. Дедушка архипастыря по матери был священником, и уже в отроческие годы Борис Ротов получил религиозное воспитание. Душа мальчика тянулась к Богу. Большое влияние на формирование его религиозности оказал архиепископ Рязанский Димитрий (Градусов). Окончив среднюю школу, Борис Ротов поступил в Рязанский педагогический институт. Но он стремился послужить Церкви, и 6/19 августа 1947 г., в день Преображения Господня, состоялся его постриг в монашество с наречением имени Никодим от руки тогда уже Ярославского архиепископа Димитрия (Градусова).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В праздник Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» в Смоленске состоялась соборная Литургия 10 августа 2021 г. 17:53 10 августа 2021 года, в Успенском кафедральном соборе г. Смоленска состоялась Божественная литургия, которая стала кульминацией торжеств в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». Богослужение совершили Патриарший экзарх всея Беларуси  митрополит Минский и Заславский Вениамин ,  митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор ,  епископ Вяземский и Гагаринский Сергий , председатель  Синодального отдела по делам молодежи   епископ Истринский Серафим . Иерархам сослужили благочинные церковных округов, руководители церковных отделов  Смоленской ,  Вяземской  и  Рославльской  епархий, духовенство  Смоленской митрополии . Богослужебные песнопения исполнил большой Архиерейский хор под управлением регента Елены Фроловой, солистка Ирина Скибинская. Разделить радость соборной молитвы в день празднования главной святыни Смоленской земли пришли члены Совета Федерации ФС РФ С.Д. Леонов и Н.Г. Куликовских, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы ФС РФ по вопросам семьи, женщин и детей О.В. Окунева, председатель Смоленской областной Думы И.В. Ляхов, первый заместитель губернатора Смоленской области К.В. Никонов, председатель комитета Смоленской областной Думы по социальной политике О.Н. Васильева, председатель Смоленского городского Совета В.Н. Макарова. Вместе с архиереями и духовенством молитвенно почтить чудотворный образ пришли прихожане смоленских храмов и паломники. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Александр Мельничук, клирик Успенского кафедрального собора, который напомнил молящимся об истории чудотворного образа Божией Матери «Одигитрия». По завершении Литургии был совершен молебен Божией Матери перед иконой «Одигитрия» Смоленская. По окончании богослужения с амвона кафедрального храма иерархи поздравили с праздником всех, кто пришел вознести молитвы чтимому образу Царицы Небесной. Митрополит Исидор зачитал  поздравление  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с праздником Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». Затем смоленский архипастырь обратился к верующим со словами поздравления:

http://patriarchia.ru/db/text/5834844.ht...

На южной стене прибиты мраморные доски. Рамами для них служит продолжение мраморной темно-серого цвета облицовки входа в крестильню. На левой доске написано вырезанными внутрь золочеными буквами: «Собор во имя святого равноапостольного князя Владимира заложен в 1862 г. по плану академика архитектуры А. В. Беретти, укреплен и достроен в 1876 г., по проекту профессора архитектуры Г. Б. Бернгардта, академиком архитектуры В. Н. Николаевым. Внутренней отделкой руководил профессор, университета св. Владимира А. В. Прахов. Живопись исполняли: профессор живописи В. М. Васнецов, художники П. А. Сведомский, В. А. Котарбинский, М. В. Нестеров, Н. К. Пимоненко и А. С. Мамонтов; бронзу: товарищество А. М. Постникова в Москве; мраморы: А. Тузини и А. Росси; мозаики наружная: А. А. Фролов в Петербурге, внутренние – мозаичное общество в Венеции; отопление и чугунные работы – А. Ф. Термен, железные – Герстоф, по золоту и мебель А. И. Мурашко, кирпичную кладку Ховалкин и В. Кушнерев». На правой доске южной стены написано: «Председателями комитета были: епископ Серафим, вице-губернаторы С. Н. Гудим-Левкович, кн. К. А. Горчаков, кн. А. Д. Друцкой-Соколинский, А. И. Баумгартен, Д. С. Федоров и губернский предводитель дворянства кн. Н. В. Репнин. Членами были: комитета по сооружению: архимандриты Феофил и Вениамин, протоиереи Д. Смолодович и Д. Жданов, инженеры Биркин, Чеснок и Полибин; Бодышевский, Федорович, академик архитектуры производитель работ А. В. Беретти; комитета по укреплению и достройке: протоиерей П. Г. Лебединцев, архитектор П. Г. Юргенс, профессора духовной академии И. И. Малышевский и И. А. Лашкарев, профессор университета св. Владимира А. В. Прахов, губернские инженеры А. С. Проскуряков, О. Р. Гешвенд, Я. В. Кривцов и В. А. Бессмертный; произво- дителем работ академик архитектуры В. Н. Николаев». II.Bheшhuй вид собора, отделка его Принятие Русью христианства из Византии было вместе с тем принятием и церковной византийской архитектуры. Благодаря этому, архитектура наших первых храмов была подражательная – она во всем следовала византийскому стилю, но не непосредственно, а через подражание постройкам Херсонеса таврического, где крестился св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Совещание приняло решение о признании неканоничными поставлений архиеп. Андрея, о пресечении деятельности рукоположенных им лиц и запрещении их в священнослужении. Постановление было подписано И., викариями Аскинским Серафимом (Афанасьевым) и Байкинским Вениамином (Фроловым), а также Златоустовским еп. Николаем (Ипатовым). Вернувшийся в Уфу весной 1926 г. архиеп. Андрей (Ухтомский) не признал полномочий ни Местоблюстителя митр. Петра, ни Заместителя Местоблюстителя митр. Сергия, что послужило углублению возникшего ранее раскола в епархии. И. энергично боролся с андреевским течением. Он попытался осуществить план по организации обширной церковной области с центром в г. Уфе для координации действий архиереев нескольких соседних епархий. Предполагалась и организация архиерейского суда над архиеп. Андреем. В июне 1926 г. на регистрацию в Башкирский НКВД был подан «Устав Областного Епископского Совещания», первое совещание предполагалось созвать в дек. 1926 г. под председательством И. с участием епископов Уфимской епархии, епископа Златоустовского, др. архиереев Урала и Поволжья. Однако власти не позволили осуществить проект, опасаясь консолидации правосл. епископата. И. поддержал митр. Сергия в его действиях против григорианского раскола . 10 авг. 1927 г. в связи с появлением в епархии сторонников еп. Григория (Яцковского) И. издал «Циркуляр духовенству, православным правлениям и общинам» с предупреждением о появлении нового раскола, к-рый «состоит в противлении порядку законного иерархического преемства». В том же году И. поддержал «Декларацию» митр. Сергия. Архиеп. Андрей (к тому времени вновь арестованный) и его сторонники выступили против «Декларации». Это привело к окончательному отделению части епархии и образованию самостоятельной андреевской Уфимской автокефальной епархии в составе течения непоминающих . Лит.: Шлеев С. И., свящ. Единоверие в своем внутреннем развитии: (В разъяснение его малораспространенности среди старообрядцев). СПб., 1910. С. 241; Протоколы заседаний КазДА за 1909 г.

http://pravenc.ru/text/469532.html

16 человек находятся в академическом отпуске. Число священнослужителей г. Москвы за минувший год увеличилось на 146 человек. Из них бывшие клирики Московской областной епархии – 64 человека. 21 клирик принят из других епархий, 43 священнослужителя приняты в клир. В текущем году клир Москвы пополнился также на 18 человек за счет выпускников духовных школ, 4 человека перешли в другие епархии. За минувший год 3 священника из клира г. Москвы запрещены в священном сане, 2 – лишены сана, кроме того, 12 священнослужителей преставились ко Господу: • протоиерей Владимир Сафонов 08.01.2012; • протоиерей Алексий Зотов 12.02.2012; • диакон Вениамин Колдин (заштатный) 15.02.2012; • священник Владимир Перфилов 05.03.2012; • диакон Димитрий Хрусталь 10.05.2012; • священник Вячеслав Трусов 21.05.2012; • протоиерей Димитрий Фролов (заштатный) 02.06.2012; • протоиерей Аркадий Тыщук 01.07.2012; • протоиерей Вадим Стрельбицкий (заштатный) 09.07.2012; • священник Валериан Романов (заштатный) 20.10.2012; • протоиерей Игорь Синицын 29.10.2012; • протоиерей Герасим Иванов 06.12.2012. Кроме того, скончались клирики и насельники ставропигиальных монастырей: • схиигумен Иосиф (Белицкий) – Иоанновский женский монастырь, г. Санкт-Петербург; • архимандрит Феодор (Андрющенко) – Свято-Троицкая Сергиева лавра; • схимонах Порфирий (Краевский) – Оптина пустынь; • игумен Ксенофонт (Малин) – Свято-Троицкая Сергиева лавра; • инокиня Анфиса (Бахтина) – Пюхтицкий монастырь; • монахиня Гликерия (Тихонова) – Пюхтицкий монастырь; • монахиня Анатолия (Зуева) – Пюхтицкий монастырь; • монахиня Вера (Юхова) – Пюхтицкий монастырь; • монахиня Евстолия (Кунинец) – Свято-Троицкий Корецкий монастырь; • монахиня Поликсения – Свято-Троицкий Корецкий монастырь; • монах Пимен (Ерышев) – Данилов монастырь. Прошу соборно пропеть почившим " Вечную память " . О реализации постановлений Епархиального собрания 2011 года Прежде чем приступить к изложению ситуации по отдельным направлениям епархиальной деятельности, хотел бы представить краткую информацию о реализации Постановления Епархиального собрания 2011 года.

http://religare.ru/2_98897.html

    По милости Божией в жизни мне довелось встретить многих замечательных людей. Наша семья близко общалась с семьей Фуделей . Я еще застал в живых Глинских старцев: видел схиархимандрита Серафима (Романцова), был у митрополита Зиновия в Тбилиси, неоднократно ездил к отцу Тавриону в пустыньку под Ригой, знал отца Алексия Беляева, который в Пюхтицах был духовником, бывал у архимандрита Серафима (Тяпочкина), который тоже мне сказал, что буду священником. В течение многих лет бывал у архимандрита Иоанна (Крестьянкина), исповедовался у прото иерея Тихона Пелеха, у архимандрита Кирилла (Павлова) . Еще студентами мы ездили в разрушенную Оптину пустынь. Бывал в Даниловом монастыре у отца Евлогия, знал архимандрита Павла (Груздева) . В конце 1960-х годов, познакомился с Глебом Александровичем Каледой в семье Ефимовых, он еще не был священником, рассказывал о своих фронтовых годах. Помню, как в воскресенье утром к ранней обедне в Обыденский храм по переулкам от метро «Кропоткинская» стремительным шагом, как будто по воздуху, летит Глеб Александрович, а за ним бегом, вприпрыжку, как цыплятки, бегут его детки. С отцом Димитрием Смирновым мы учились в одном классе в семинарии. С отцом Аркадием Шатовым (теперь — епископом Пантелеймоном), с отцом Николаем Лихомановым (теперь — епископом Вениамином) мы знакомы больше 30 лет. В начале 1980-х я познакомился с отцом Анатолием Фроловым, с отцом Николаем Балашовым (тогда они еще не были священниками) и многими другими.     В молодости мы были подвижными, много ездили. С епископом Стефаном (Никитиным) меня познакомил в 1962 году духовный сын моего деда Владимир Николаевич Щелкачев, который с ним вместе сидел в тюрьме. В Петербурге я знал отца Евгения Амбарцумова, в молодости близкого отцу Павлу (Троицкому), и его семью. Они меня отвели к архиепископу Тихвинскому Мелитону (Соловьеву, † 1986). С протоиереем Виктором Шиповальниковым († 2007) мы общались с начала 1980-х годов и до самой его смерти. В последние годы мне пришлось его причащать, участвовать в отпевании. Отец Виктор был тайным хранителем дивеевских святынь, в том числе иконы Божией Матери «Умиление». В течение десяти лет Господь сподобил меня регулярно бывать и молиться у этой чудотворной иконы.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=10&iid=575

У свято в Смоленську соборна 10 серпня 2021 р. 17:53 10 августа 2021 года, в Успенском кафедральном соборе г. Смоленска состоялась Божественная литургия, которая стала кульминацией торжеств в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». Богослужение совершили Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин , митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор , епископ Вяземский и Гагаринский Сергий , председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Истринский Серафим . Иерархам сослужили благочинные церковных округов, руководители церковных отделов Смоленской , Вяземской и Рославльской епархий, духовенство Смоленской митрополии . Богослужебные песнопения исполнил большой Архиерейский хор под управлением регента Елены Фроловой, солистка Ирина Скибинская. Разделить радость соборной молитвы в день празднования главной святыни Смоленской земли пришли члены Совета Федерации ФС РФ С.Д. Леонов и Н.Г. Куликовских, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы ФС РФ по вопросам семьи, женщин и детей О.В. Окунева, председатель Смоленской областной Думы И.В. Ляхов, первый заместитель губернатора Смоленской области К.В. Никонов, председатель комитета Смоленской областной Думы по социальной политике О.Н. Васильева, председатель Смоленского городского Совета В.Н. Макарова. Вместе с архиереями и духовенством молитвенно почтить чудотворный образ пришли прихожане смоленских храмов и паломники. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Александр Мельничук, клирик Успенского кафедрального собора, который напомнил молящимся об истории чудотворного образа Божией Матери «Одигитрия». По завершении Литургии был совершен молебен Божией Матери перед иконой «Одигитрия» Смоленская. По окончании богослужения с амвона кафедрального храма иерархи поздравили с праздником всех, кто пришел вознести молитвы чтимому образу Царицы Небесной. Митрополит Исидор зачитал поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с праздником Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». Затем смоленский архипастырь обратился к верующим со словами поздравления:

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5834867...

В то же время противодействие расколу набирало силу и в соседней Екатеринбургской епархии (см. Екатеринбургская и Верхотурская епархия ). В дек. 1922 г. собрание приходов Нижнетагильского у. приняло решение об открытии уездной кафедры «на началах самоуправления» и избрало кандидатом во епископа свящ. Леонида Черепанова (см. Лев (Черепанов) , еп.). Единоверческие приходы Н. Тагила с согласия др. крупных единоверческих общин постановили учредить отдельную архиерейскую кафедру, кандидатом для замещения к-рой был избран архим. Ириней (Шульмин ; впосл. архиепископ). На автокефалию, учреждение новых викарных кафедр и хиротонию избранных кандидатов было получено благословение Екатеринбургского архиеп. Григория (Яцковского) , находившегося в тюрьме кафедрального центра. По свидетельству архим. Иринея, архиеп. Григорий одобрил его избрание при свидании в тюрьме, подчеркнув, что «хиротония во епископа должна быть совершена епископами, не признавшими ВЦУ,- верными святому Православию и Патриарху Московскому». В ответ на просьбу православных Н. Тагила управлявшие Уфимской автокефальной епархией епископы Трофим и Иоанн дали согласие на совершение хиротоний для Екатеринбургской епархии. Перед отъездом в Уфу архим. Ириней был предупрежден ГПУ, что в случае возвращения в Екатеринбург он будет арестован. В этих обстоятельствах собор уфимских викариев предложил ему, как избранному кандидату во епископы, все же принять сан, а затем вступить во временное управление приходами бывш. Мензелинского у., территория которого в 1921 г. была разделена на Мензелинский и Челнинский кантоны. В церковном отношении оба кантона по-прежнему относились к Уфимской епархии и должны были войти в состав учреждаемого М. в. Прот. Николай Орлов, избранный ранее кандидатом на Мензелинскую кафедру, к тому времени находился в расколе (в марте 1923 он был поставлен обновленцами во «епископа Уфимского и Мензелинского»). 9 февр. 1923 г. архим. Ириней в Уфе был рукоположен во епископа единоверческого Кушвинского, викария Екатеринбургской епархии (см. Кушвинское викариатство ). По поручению еп. Иоанна (Пояркова) хиротонию совершили еп. Нижегородской слободы Петр (Гасилов) и рукоположенный накануне Нижнетагильский еп. Лев (Черепанов). Еп. Ириней был назначен временно управляющим новоучрежденным М. в. До отъезда в Мензелинск он вместе с Бирским еп. Трофимом (Якобчуком) совершил 2 тайные хиротонии для Бирского вик-ства: 1 марта архим. Серафим (Афанасьев) был рукоположен на кафедру в с. Аскино (см. Аскинское викариатство ), 2 марта архим. Вениамин (Фролов) - на кафедру в с. Байки (см. Байкинское викариатство ) Бирского кантона.

http://pravenc.ru/text/2562982.html

Иерархи и духовенство Русской Православной Церкви посетили места, связанные с последним периодом жизни Царственных страстотерпцев и Алапаевских мучеников 20 июля 2017 г. 12:07 18 июля 2017 года глава Митрополичьего округа  Русской Православной Церкви в Республике Казахстан митрополит Астанайский и Казахстанский Александр , митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл и епископ Среднеуральский Евгений  посетили места, связанные с последним периодом в жизни Царственных страстотерпцев. Иерархов сопровождали, в частности, члены делегации Казахстанского митрополичьего округа: благочинный приходов Астаны архимандрит Сергий (Карамышев), клирик Успенского собора Астаны иерей Сергий Дианов, заместитель руководителя протокола диакон Димитрий Савченко, помощник митрополита Е. Сидоров и иподиакон Р. Фролов. В поклонении святым местам города Алапаевска архипастырей сопровождали также: секретарь Архиерейского совещания Екатеринбургской митрополии , секретарь епархиального совета Екатеринбургской епархии игумен Вениамин (Райников) и настоятельница Сарсинского Боголюбского женского монастыря игумения Питирима (Лисицына). Митрополит Александр, митрополит Кирилл и епископ Евгений ознакомились с экспозицией, посвященной Алапаевским мученикам, размещенной в стенах «Напольной школы» — средней общеобразовательной школы города Алапаевска. В 1918 году это здание стало местом заточения великой княгини Елисаветы Феодоровны и великих князей, представителей Российского императорского Дома. В «Напольной школе» Алапаевские страдальцы пребывали до момента своей мученической кончины в заброшенной шахте железного рудника Нижняя Селимская. К 2018 году в Алапаевске планируется открытие нового музейного объекта «Напольная школа», учреждение культуры будет являться филиалом Свердловского областного краеведческого музея и станет центром паломничества и культурно-исторического туризма. В школе архипастырей встречали глава администрации муниципального образования город Алапаевск С.В. Шаньгин и председатель городской думы города Алапаевска Г.И. Канахина.

http://patriarchia.ru/db/text/4965400.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010