24 .08(06.09).1923–26.12(08.01).1923: Ярославская (обн.) 26 .12(08.01).1923–06(19).05.1927: Ленинградская 1 (обн.) 06(19).05.1927–23.04(06.05).1930: Московская (обн.) Вениамин Новицкий 02(15).06.1941–08.1942: Новоград-Волынская 02(15).06.1941–08.1942: Пинская, в. у. 08 .1942–09.1944: Полтавская Вениамин Тихоницкий 14(27).12.1942–07(20).03.1957: Кировская 1945–1945: Ижевская, в. у. Вениамин Троицкий Стерлитамакская Вениамин Федченков 10(23).02.1919–1920: Севастопольская 22 .03(04.04).1933–08(21).08.1947: Американская Вениамин Фролов 02(15).11.1923–: Байкинская Вениамин 1924–1926: Богодуховская (обн.) 1926–1929: Луганская (обн.) Викентий Никипорчук 03(16).02.1930–07.1931: Нижне-Ломовская (обн.) 07 .1931–02.1932: Белгородская (обн.) 02 .1932–17(30).03.1932: Острогожская (обн.) 11 .1934–10(23).01.1935: Алатырская (обн.) Виктор Богоявленский 1919–1923: Барнаульская 1924–1924: Нижне-Удинская 03 .1925–20.10(02.11).1928: Омская Виктор Ельцов 11(24).10.1934–25.05(07.06).1938: Семипалатинская (обн.) Виктор Островидов 26 .12(08.01).1919–1923: Уржумская –1922: Томская, в. у. 1923–1927: Глазовская 1923–1924: Кировская, в. у. 1925–04.1928: Омская, в. у. 1926–: Воткинская, в. у. 1927–1927: Шадринская, в. у. 1927–1927: Свердловская, в. у. 1927–1927: Ижевская, в. у. Виктор Путята 22 .11(05.12).1926–17(30).03.1927: Юхновская (обн.) 17(30).03.1927–1928: Петровская (обн.) 04 .1928–19.08(01.09).1929: Уральская (обн.) 19 .08(01.09).1929–03.1930: Костромская (обн.) 03 .1930–09.1930: Павлодарская (обн.) 12 .1930–16(29).04.1931: Семипалатинская (обн.) 09 .1931–10.1931: Корельская (обн.) 10 .1931–21.06(04.07) .1936; Череповецкая (обн.) 1936–1936: Петрозаводская (обн.) 23 .07(05.08).1936–08(21).04.1937: Тамбовская (обн) Виктор Святин 08(21).10.1932–1937: Шанхайская (заруб.) 1937–18(31).05.1956: Пекинская Виктор 1926–: Каменская (обн.) Виссарион Зорнин (Зорин) 17(30).09.1924–09(22).12.1925: Ульяновская 1924–1924: Омская 09(22).12.1925–1927(?): Ульяновская (григ.) 1927(?)–: Саратовская (григ.) –1933: Воронежская (григ.)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

По заявлению игумена Вениамина, иерод Виссариона и г. Халеби, означенные в сей описи: греческое Евангелие в серебр. переплете, архиерейский посох и мантия, трикирий и дикирий серебр. принадлежат ризнице Троицкого собора на Русских Постройках в Иерусалиме. Иерусалим, 30 марта 1894г. Драгоман Императорского Генерального Консульства Коллежский Секретарь (подп.): Алексей Львович Воеводский. Нештатный драгоман Императорского Российского Генерального Консульства в Иерусалиме (подп.): Яков Иванович Хури. Старший член Духовной Миссии (подп.): Игумен Вениамин. Член Духовной Миссии в Иерусалиме (подп.): Иеродиак. Виссарион. Драгоман Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (подп.): Яков Халеби. Все означенные в сей описи предметы получены на хранение. Старший Член Духовной Миссии: (подп.): Игумен Вениамин. Означенные в сей описи шестьдесят руб. кред., двенадцать руб. двадцать копеек русским разменным серебром и семьсот двадцать шесть паричек получил на хранение. Старший Член Духовной Миссии (подп.) Игумен Вениамин. С подлинным верно. За секретаря: Ал. Воеводский. АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/11, д. 5, л. 59–63. 455. Опись движимого имущества, находящегося в Русской церкви на Елеоне и ризнице Иерусалим 8 апреля 1894 г. Копия Деревянный вызолоченный иконостас с семнадцатью иконами и крестом. По стенам двадцать четыре иконы, из коих десять в киотах, три в серебр ризах и одна с четырьмя серебр венцами. Две металлич вызолоч хоругви. Три стекл люстры с лампадами. Четыре лампадных витых и четыре металлич посеребр больших подсвечника. Шесть вставников для свечей. Три серебр вызол лампады, три медные и четыре металлические. Четыре налоя, покрытые пеленами, и два из них – одеждами. Два стола и четыре табуретки. Плащаница на столе, покрытом белой парчой, под дерев футляром со стеклами, покрытым вязаною скатертью. Одиннадцать ковров, из коих один большой. Двенадцать риз, двенадцать епитрахилей, одиннадцать подризников, семь набедренников, семь поясов, две палицы, шесть поясов, семь диаконских стихарей, восемь орарей, шестнадцать пар поручей. Два чехла, два покрова, три платка, тринадцать пелен, три занавески, тридцать четыре полотенца. Ковш с крышкой для освящения воды, прибор для освящения хлебов. Сорок девять церковных книг в переплете.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Мы думали, что, верно, Калинин будет заботиться об этом, но прошло вре­мя, прошло несколько дней, мы видим, никто не заботится, все осталось так, как было, тогда мы обратились сами к гражданской власти с просьбой, чтобы нам разрешили показать письмо Агафангелу, относительно приезда Агафангела. Тогда мне пришлось ехать к Агафангелу в Ярославль, а три мои собратия Белков, Введенский и Калиновский, они обратились к Патр[иарху] Тихону с просьбой разрешить им принять дела патриаршего управления и пригласить к решению этих дел пребывающих в Москве преосвященных. Патриарх положил на этом резолюцию: означенным лицам принять это дело до прибытия митрополита Агафангела. Вот эти лица по прибытии моем из Ярославля приняли эти самые дела, но как только открылись две­ри Троицкого подворья, туда повалила волна народа и требовала, чтобы мы разобрались в делах. Широкой волной откликнулась вся Россия, и мы были завалены грудой телеграмм с приветствием. Значит, самой исторической волной нам предназначено было в полном смысле слова взять на себя выс­шее управление Российской Православной Церковью. Это вполне опреде­ленное указание того обстоятельства, как развилось нынешнее церковное управление. Оно является в этом отношении признанным громадной массой епархий, широкой массой белого духовенства, которое определенно на нем ориентировалось. Особенность Высшего церк[овного] управления заключается в следующем, а именно, что в нем руководящую роль играет Красницкий: Конечно, самое реальное было отлучение митрополита Ве­ниамина, потому что, должен опять сказать, в том вот письме на имя пред­седателя ЦК тов. Калинина Патриарх Тихон говорил: нахожу полезным для блага Церкви поставить временно до созыва Собора или Ярославского митр[ополита] Агафангела, или митр[ополита] Петроградского Вениамина. Так что здесь, хотя имя митр[ополита] Вениамина было, Патр[иарх] Тихон послал нас к Агафангелу – его воля была нас послать и к митр[ополиту] Ве­ниамину, и вот в это время, когда мы наладили управление, когда мы ожида­ли прибытия Агафангела, то для оповещения Петрограда послан был в Пе­троград личный друг митрополита Вениамина отец Алекс[андр] Введенский, который как раз взял на себя эту миссию ввиду особенно дружественных отношений к митрополиту поставить его в известность об этом событии.

http://fond.ru/kalendar/603/ioann/

Весь строй Богословского Института создан на строго церковных началах: с одной стороны тесное каноническое единение с Высокопреосвященным Владыкой, как Епархиальным Архиереем, с другой – живая непосредственная связь с православным народом – приходскими общинами Петрограда и епархии. [...] К Вашему Высокопреосвященству Богословский Институт считает своим долгом обратиться с особенным словом почтительной сыновней признательности: Вы – вдохновитель всего этого дела, Вашей любовью Институт начал свое бытие, Вашими попечениями он имеет возможность жить и свободно дышать, отдаваясь всецело – ничем не стесняемый – осуществлению своих прямых задач; в Вас он видит и в дальнейшем своего любящего отца, покровителя и руководителя. [...]» 992 . В конце заседания с глубокой напутственной речью выступил митрополит Вениамин. Владыка особенно подчеркнул, что ему «хотелось бы видеть в институте не столько учебное заведение, сколько школу, похожую на школы древности – александрийскую, антиохийскую, куда обращались все за удовлетворением своих религиозных запросов, и которые широко влияли и вне своих стен. Также и здесь институт должен широко нести религиозное просвещение за свои стены» 993 . С открытием Богословского института в него были приняты многие студенты II курса Богословско-Пастырского училища. Само же училище, которым продолжал заведовать И.П. Щербов, вошло в тесную административно-педагогическую связь с Богословским институтом, а в конце 1920 года было объединено с ним и в экономическом отношении. Программа училища существенно сократилась и приобрела ярко выраженный практический характер. Наибольшим по объему курсом стала литургика, большое внимание уделялось также миссионерству, церковному проповедничеству и дидактике Закона Божия. Средства на содержание института поступали от целевых сборов, которые производились по всем приходам епархии четыре раза в год. Неоднократно ему материально помогал и митрополит Вениамин. Однажды за литургией в храме Троицкого подворья святитель получил от одной девушки запечатанный конверт с надписью «На Богословский Институт». По вскрытии конверта в нем оказалось 100 тысяч рублей 994 . Сам митрополит Вениамин пожертвовал в пользу студенческого фонда института (и Богословско-Пастырского училища) 600 тысяч рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Главным и центральным для него была православная вера Еще очень важный момент: владыка Вениамин отличал преходящее от вечного. Главным и центральным для него была православная вера. Для него важным было не то, сохранились ли формы прежней - старой русской жизни, как было принято говорить его современниками о дореволюционной России. Главным было то, что сохранилось Православие. Это было самым важным для него: Православие, которое было живо в народе. А не на государственном уровне или каком-то еще. - Владыка Вениамин был очень храбрым человеком. Видел своими глазами расстрел юнкеров в Московском Кремле, сам чудом остался жив; был в Крыму, встречался с генералами на передовой; поддержал Московскую Патриархию, когда большинство церковных иерархов отвернулось от нее... - Да, он был храбрым человеком. Он не побоялся вступить в Белое движение. И что особенно важно: он был белым архиереем. Потому что у нас иногда пытаются это заретушировать. Тут был момент однозначного выбора. Причем он пишет в своих воспоминаниях о том, что они, монахи и епископы, брали на себя обязанность служить, например, благодарственные молебны, когда Белая армия занимала города. Так выгораживались женатые священники, у которых были семьи, дети и которые, несомненно, должны были бы «расплачиваться» за это потом, когда власть менялась. Владыка Вениамин это понимал. Понимал, что власть может перемениться. Так что в этом он проявлял себя, несомненно, как человек храбрый. Что касается расстрела в Кремле. Там были расстреляны солдаты 56-го полка. Когда в Кремль вошли две роты юнкеров и солдаты, принявшие сторону большевиков, стали разоружаться, они вдруг увидели, что юнкеров-то мало, и попытались свое оружие не сдавать, а те, кто уже сдал, захотели опять им завладеть. С Троицкой башни Кремля по ним ударил пулемет. Погибли не только эти солдаты, вставшие на сторону большевиков, но и юнкера. И у митрополита Вениамина есть такой момент в воспоминаниях: «и вот стояли мы над братскими трупами». Трагическое ощущение гражданской войны. Трагическое ощущение междоусобицы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

170 Рукопись. Из архива семьи Фаворских. До 1939 года Фаворские жили в городе Загорске, дружили с семьей П.А. Флоренского, часто бывали в его доме. 173 Опубликовано: Никитина О.С. О занятиях музыкой Оли Флоренской, ее общении с М.В. Юдиной и взглядах Павла Александровича Флоренского на музыкальное воспитание, высказанных им в письмах к семье с Дальнего Востока и Соловков. Невельский сборник. СПб., 2001. Вып. 6. С. 3031. (Примеч. сост.). 174 Опубликовано: Юдина М.В. Павел Александрович Флоренский. Юдина М.В. Лучи Божественной Любви. С. 158. (Примеч. сост.). 176 По воспоминаниям О.П. Трубачевой-Флоренской, Павел Александрович приезжал в пятницу на субботу и воскресенье. 177 Приводится по авторскому машинописному тексту, подаренному М.В. Юдиной Флоренским-Трубачевым. [Опубликовано: Юдина М.В. Создание сборника песен Шуберта. Юдина М.В. Лучи Божественной Любви. М ; СПб., 1999. С. 150] (Примеч. сост.). 179 Среди книг П.А. Флоренского сохранился журнал «Музыкальное образование» (1930, где опубликована статья Л. Мазеля «Опыт исследования золотого сечения в музыкальных построениях в свете общего анализа форм». 180 Авторский машинописный текст (опубликовано с сокращением). [Опубликовано: Юдина М.В. Создание сборника песен Шуберта. Мария Вениаминовна Юдина. Лучи Божественной Любви. М.; СПб., 1999. С. 149]. 181 Мария Вениаминовна Юдина. Статьи. Воспоминания. Материалы. М., 1978. С. 272. О встрече Хлебникова с Флоренским см.: Петровский Д. Воспоминания о Велимире Хлебникове. Леф. 1923. 1. С. 145147. 182 Опубликовано: Флоренский П.Α., свящ. Сочинения: В 4 т. М., 1998. Т. 4. С. 406407. (Примеч. сост.). 184 Опубликовано: Флоренский П.Α., свящ. Сочинения: В 4 т. М., 1998. Т. 4. С. 458. (Примеч. сост.). 186 Опубликовано: Письма М.В. Юдиной. 1. П.А. Флоренскому. Юдина М.В. Лучи Божественной Любви. М.; СПб., 1999. С. 302. (Примеч. сост.). 187 Амвросий, Троицкий резчик XV века. Сергиев: Изд. Гос. Сергиевского историко-художественного музея, 1927. [Приведенная записка хранится в архиве семьи Флоренских. – (Примеч. сост.)].

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Ученый владыка. Епископ Вениамин (Милов) (1887-1955) Антология семинарской жизни Литература о духовных семинариях, их учащихся и учащих до сих пор остается мало известной даже в православной читающей аудитории. Между тем художественные произведения, мемуарные записки и публицистически очерки, которые, являясь весьма специфическим историческим свидетельством, посвящены внутреннему и внешнему описанию духовных школ, позволяют узнать много интересного об учебном процессе, досуге, быте, фольклоре семинаристов. Живые, искренние повествования, авторами которых обычно выступают люди, уже умудренные богатым жизненным опытом – прежде всего религиозным (архиереи, священники, преподаватели, выпускники семинарий и др.) дают уникальную возможность исподволь проследить этапы духовного роста, глубже понять причины, побуждающие к беззаветному, жертвенному служению Христу. Именно поэтому вниманию читателей нашего сайта впервые предлагается «Антология семинарской жизни», в которой будет представлена – в намерено мозаичном порядке – широкая панорама семинаристского житья-бытья XVIII – начала XXI вв. Виктор Милов студент Духовной семинарии Монахов множества наставника тя почитаем, отче наш Сергие: твоею бо стезею воистину право ходити познахом... (Стихира, гп.8). Нет лучшего счастья на земле, чем испытать духовное возрождение, обновиться душой для новой святой жизни, на своем опыте почувствовать радость богообщения. Ведь большего счастья под солнцем, чем познать на себе красоту жизни в Боге и твердыми ногами встать на стезю заповедей Божиих. А самое высокое и превысокое счастье – прожить остаток дней своей земной жизни благочестиво и богобоязненно и увенчаться венцом нетленным, венцом вечной награды на Небесах. Именно об этом счастье и сказал святой апостол Павел, когда писал к своему ученику Тимофею: " Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды... " (2 Тим.4,7-8). Тихим ранним утром я встал на братский молебен. Многие семинаристы еще спокойно спали, но кое-где койки уже были аккуратно заправлены, и их владельцы одинокими фигурками спешили в свои учебные аудитории, чтобы на свежую память повторить урок. На дворе был утренний майский полумрак. Тихая заря победно шла от востока и прогоняла ночную мглу. В Троицком соборе мягко мерцали лампа­ды. Точно звездочки в высоте далекого неба, звали, манили они к себе. " Господи, – шепчут невольно уста, – как же близок Ты и прекрасен в этой утренней тиши! Точно любящая мать, нежно питаешь Ты душу, которая тянется к Твоей ласке и любви... "

http://pravoslavie.ru/29859.html

Он был хороший генерал, муж в гражданских делах проницательный, справедливый и честный; тонкий политик, одаренный умом просвещенным, всеобщим, гибким, но всегда благородным. Сердце доброе его готово было к услугам и к помощи друзьям своим, даже и с пожертвованием собственных своих польз; твердый нрав, верою и благочестием подкрепленный, доставлял ему от всех доверенность, в которой он был неколебим; любил словесность и сам весьма хорошо писал на природном языке; знал немецкий и французский язык и незадолго пред смертию выучил и английский; умел выбирать людей, был доступен и благоприветлив всякому; но знал, однако, важною своею поступью, соединенною с приятностию, держать подчиненных своих в должном подобострастии. Важность не умаляла в нем веселия, а простота не унижала важности. Всякий нижний и высший чиновник его любил и боялся. Последний подвиг к защите престола и к спасению отечества соверша, кончиною своею увенчал добродетельную жизнь, к сожалению всей империи тогда пресекшуюся». ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ ШЕСТОЙ 1 См. Рычкова Историю Оренбургскую. 2 Histoire de la révolte de Pougatschef. 3 Троицко-Саткинский завод, один из важнейших в Оренбургской губернии, на речке Сатке, в 254 верстах от Уфы. 4 Зелаирская крепость находится в самом центре Башкирии, в 229 верстах от Оренбурга. Она выстроена в 1755 году после последнего башкирского бунта (перед Пугачевским). 5 Державин в примечаниях к своим сочинениям говорит, что князь Щербатов, князь Голицын и Брант перессорились, друг к другу не пошли в команду, дали скопиться новым злодейским силам и расстроили начало побед. ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ СЕДЬМОЙ 1 В сентенции сказано было, что Пугачев ворвался в город изменою суконщиков. Следствие доказало, что суконщики не изменили; напротив, они последние бросили оружие и уступили превосходной силе. 2 Впоследствии Вениамин был оклеветан одним из мятежников (Аристовым) и несколько времени находился в немилости. Императрица, убедясь в его невинности, вознаградила его саном митрополитским и прислала ему белый клобук при следующем письме: «Преосвященнейший митрополит, Вениамин Казанский! По приезде моем, первым попечением было для меня рассматривать дела бездельника Аристова; и узнала я, к крайнему удовольствию моему, что невинность вашего преосвященства совершенно открылась.

http://predanie.ru/book/221012-avtobiogr...

В состав южной группы входили колена иудино, симеоново и даново. Вениаминово колено своими симпатиями сперва примыкало к более родственному для него колену ефремову: в благословении Иакова и Моисея они упоминаются рядом и даже во время странствования вениаминово колено составляло авангард ефремова. Но потом симпатии его перешли к колену иудину, с которым его связывали близкое положение, одинаково воинственный характер и одинаковые условия жизни, так что во всей позднейшей истории оно является в связи с этим коленом. Поэтому гораздо правильнее будет относить его к южной группе колен, вместе с которыми оно впоследствии вошло в состав иудейского царства. Северную группу составляли колена: ефремово, манассиино (зап. половина), иссахарово, завулоново, ассирово, неффалимово и северная часть данова. Восточную – рувимово, гадово и манассиино (восточная половина). Политическое значение и жизнь каждой из этих групп были неодинаковы. Самой сильной из них была южная группа. Благодаря частию условиям занимаемой территории, частию племенному характеру, составлявшее эту группу население отличалось воинственным характером, чистотой нравов и сравнительно более крепкой внутренней организацией. Прекрасную картину семейной, общественной и религиозной жизни этой группы представляет нам книга Руфь. Здесь почти не было инородческого элемента ( Суд. 1:1–22 ), а это не мало способствовало единству народного сознания и сохранению древних народных преданий, которые и были собраны и записаны по преимуществу среди этого населения. В частности, иудино колено принимало весьма слабое участие в политической жизни всего народа. Его имя упоминается лишь трижды в истории судей: в борьбе с хананеями ( Суд. 1:2 ), вениамитянами (20:18), и в борьбе с филистимлянами (10:9; 15:8–20). Первые два упоминания относятся к самому началу, последнее – к концу времени судей. Было бы несправедливо причину такого молчания исторических источников полагать в том, что-де-писатель книги Судей происходил не из иудина колена, а потому и не знал его истории или не обращал на нее внимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФРЕМ (Кузнецов Епифаний Андреевич; 10.05.1875, ст-ца Красноярская Нерчинско-Заводского окр. Забайкальской обл.- 5.09.1918, Москва), сщмч. (пам. 23 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), еп. Селенгинский. Из казачьей семьи. В возрасте 5 лет лишился отца. С детства работал в поле, пас скот. Окончил сельскую школу, пел и читал в приходском храме. По просьбе священника, обратившегося к проезжавшему через ст-цу Красноярскую Иркутскому и Нерчинскому архиеп. Вениамину (Благонравову) , был принят на полуказенное содержание в Нерчинское ДУ. В 1890 г. по окончании подал прошение о назначении на приход псаломщиком, т. к. не имел средств продолжать обучение. Однако после обращения одного из преподавателей ДУ к архиеп. Вениамину Кузнецов был принят в Иркутскую ДС на казенное содержание. 30 мая 1896 г. он окончил ДС, направил прошение Забайкальскому и Нерчинскому еп. Георгию (Орлову) о назначении на вакантное священническое место в Покровскую ц. с. Кокуй с особой просьбой о рукоположении в Иркутске, т. к. для поездки в Читу у него не было средств. Прошение было удовлетворено. 2 авг. 1896 г. Кузнецов был рукоположен Иркутским и Верхоленским архиеп. Тихоном (Троицким-Донебиным) во диакона, а 4 авг. в иркутском кафедральном Казанском соборе - во иерея. В 1898 г. Кузнецов овдовел. По предложению Забайкальского и Нерчинского еп. Мефодия (Герасимова) он поступил в КазДА. Во время учебы проявил себя талантливым церковным историком и публицистом. Написал работу «Деятельность Забайкальской духовной миссии за сорокалетие ее существования (с 1860 по 1899)», впервые опубликованную в «Православном благовестнике» в 1901 г. Окончил КазДА в 1903 г. по миссионерской группе монг. отд-ния канд. богословия за соч. «История христианского просвещения инородцев Забайкалья с покорения края и до настоящего времени». Е. подал еп. Мефодию прошение об определении на службу в Забайкальскую духовную миссию. В июле 1903 г. был назначен к Быркинскому миссионерскому стану, однако почти сразу отозван в Читу в связи с назначением председателем совета Читинского центрального миссионерского уч-ща. В нояб. 1903 г., после учреждения должности помощника начальника Забайкальской духовной миссии (главой миссии тогда являлся правящий Забайкальский архиерей), был назначен на эту должность; с 20 авг. 1905 г. возглавлял Забайкальскую духовную миссию.

http://pravenc.ru/text/182103.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010