В большинстве визант. синаксарей П., Н., Патермуфий и Илия упоминаются под 19 сент. вместе с др. 150 мучениками. Вероятно, это добавление было сделано на основе отрывка из «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, в к-ром говорится, что вместе с П. и Н. было сожжено множество др. христиан ( Euseb. Hist. eccl. VIII 13. 5). Можно также предположить, что речь идет об исповедниках, к-рые, согласно 8-й гл. «О палестинских мучениках», были сосланы на палестинские рудники по приказу префекта Фирмилиана и у каждого из к-рых была изувечена левая нога и выколот правый глаз ( Euseb. De mart. Palaest. 8). В заметке из Синаксаря К-польской ц. (архетип кон. X в.) под 19 сент. говорится, что 100 мучеников происходили из Египта, другие 50 родились в Палестине. За проповедование Христа они претерпели мучения «на земле Зоора» (π τς χρας Ζωρας), затем были отосланы на работы в рудники и за отказ поклониться идолам сожжены заживо. В Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) сказание о святых также помещено под 19 сент. и в целом повторяет заметку Синаксаря К-польской ц., однако здесь в заголовке Патермуфий не упоминается и говорится, что 100 египтян-христиан были казнены сразу же (без ссылки в рудники). В нек-рых визант. стишных синаксарях (напр., Paris. gr. 1582, XIV в.) под 17 сент. отмечены отдельные памяти епископов П. и Н., 46 мучеников, пострадавших в Палестине, а также Илии и Патермуфия. В греч. печатной Минее (Венеция, 1592) помимо этих памятей под указанным числом обозначена память 100 мучеников, Илия не упоминается (SynCP. Col. 53). В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца память святых помещена под 17 сент. В сказании говорится, что епископы П. и Н., Патермуфий и Илия, происходившие из Египта, и 50 мучеников из Палестины пострадали от огня, а 100 др. егип. мучеников были усеченны мечом. Подобное сказание под тем же числом приводится иеромон. Макарием Симонопетрским в «Новом синаксаристе». В комментариях указано, что среди последних могли быть 39 мучеников, казненных вместе со сщмч. Сильваном , еп. Газским, и, возможно, со св. Иоанном Египтянином .

http://pravenc.ru/text/2579930.html

Миниатюра из Кодекса Экберта. 80-е гг. X в. (Городская б-ка Трира. Cod. 24. Fol. 88 r) Явление Иисуса Христа апостолам Луке и Клеопе на пути в Эммаус. Трапеза в Эммаусе. Миниатюра из Кодекса Экберта. 80-е гг. X в. (Городская б-ка Трира. Cod. 24. Fol. 88 r) Помимо празднований в Соборах апостолов в Византии день памяти К. отмечался 29 или 30 окт. Под 29 окт. память К. указана в Синаксаре К-польской ц. (XII в., архетип Х в.- SynCP. Col. 175), в большинстве др. синаксарей (без сказания) и в списках Типикона Великой ц.: Патмосском (IX-X вв.- Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 18), из мон-ря Честного Креста в Иерусалиме (XI в., архетип Х в.- Mateos. Typicon. T. 1. P. 82), Парижском (Paris. gr. 1590, 1063 г.- SynCP. Col. 171-172; Mateos. Typicon. T. 1. P. 83) и Оксфордском (Bodl. Auct. E. 5. 10, 1329 г.- Mateos. Typicon. T. 1. P. 83). Под 30 окт. память и двустишие К. помещены в стишных синаксарях (напр., ГИМ. Син. греч. 369 (353), 1-я пол. XIV в.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 523 и Paris. gr. 1582, XIV в.- SynCP. Col. 179), а также в греч. печатной Минее (Венеция, 1592 - SynCP. Col. 180) и в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 423), к-рые содержат сведения стишных синаксарей: «Клеопа, еще прежде, чем взглянул на Тебя, Слове, уже славно наслаждается видом Твоим». Под 30 окт. память К. утвердилась в совр. календаре греч. Церквей. В Синайском канонарии IX-X вв. память К. указана под 4 янв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 209). Впосл. под этой датой установилось празднование Собора 70 апостолов, среди к-рых К. занимал 4-е место после Иакова, брата Господня, и евангелистов Марка и Луки ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 3). При переводе визант. Синаксарей память К. была включена в славяно-рус. Прологи: в нестишные - под 29 окт. (Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. М., 2010. Т. 1. С. 276), в стишные - под 30 окт. ( Петков Г. Стишният Пролог в старата бълг., сърб. и руска лит-ра (XIV-XV вв.).

http://pravenc.ru/text/1841293.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСТАФИЙ мч. (пам. греч. 25, 27, 28 сент.). В Синаксаре К-польской ц. (кон. Х в.) 28 сент. упоминаются мученики Евстафий Ромей (т. е. римлянин), Каллиник и дружина, торжественная служба (синаксис) к-рым совершалась в этот день в к-польском квартале Промот (SynCP. Col. 88). В Патмосском списке Типикона Великой ц. (IX-X вв.) этот квартал назван Промунт ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 9). В стишных синаксарях говорится, что они были усечены мечом. В ряде рукописей Ромей превратился в Романа или Ромила (напр., в синаксаре Messan. 103, XII в.). По мнению архиеп. Сергия (Спасского) и И. Делеэ, речь идет о вмч. Евстафии Плакиде , происходившем из Рима, а имя Каллиник образовано от эпитета, обычно прилагаемого к мученикам,- «добропобедный» (καλλνικος) (SynCP. Col. 953). Во мн. календарях Е. указывается без Каллиника: в Иерусалимском списке Типикона Великой ц., X в. ( Mateos. Typicon. Т. 1. Р. 50), в синаксаре ГИМ. Син. греч. 369 (53), 1-я пол. XIV в., и др. Помещенное в стишных синаксарях двустишие посвящено одному Е. Из стишных синаксарей память Е. и стихи мученику были перенесены в греч. печатные Минеи (Венеция, 1592) и в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца под 28 сент. В некоторых греч. рукописях Е. упоминается под 25 или 27 сент., в них он назван преподобным и монахом Римским (напр., РНБ. Греч. 231, XIV в.; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 299). Ист.: Владимир (Филантропов). Описание. С. 519; SynCP. Col. XL, 85-88; Νικδημος. Συναξαριστς. τ. 1. Σ. 237. Лит.: ActaSS. Sept. T. 7. P. 595-596; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 301; ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1088; Kuli J. Ricerca sulle commemorazioni giornaliere bizantine nei Menei. R., 1992. P. 16; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αϒιολϒιον. Σ. 151. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/187428.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСИХИЙ [греч. Ησχιος], мч. (пам. греч. 2 сент.). Время и место кончины неизвестны. Память и посвященное И. двустишие содержатся в византийских Синаксарях семейства М по классификации И. Делеэ (напр., в ГИМ. Син. греч. 354, 1295 г. и Paris. gr. 1582, XIV в.), где говорится, что он был повешен язычниками. Из стишных Синаксарей эти сведения были включены в греческую печатную Минею (Венеция, 1592) и в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца . Р. ван Дорен и Р. Обер считали, что И. пострадал вместе с упоминаемыми в этот день в стишных Синаксарях святыми, из к-рых Диомид был пронзен клинком, Иулиану пробили дубиной голову, Филипп был усечен мечом, Евтихиан скончался на раскаленной решетке, Леонид был брошен в огонь, Евтихия распяли, Меланипп был сожжен, Парфагапия и Филадельф , к шее к-рого был привязан камень, утоплены в море. В Римском Мартирологе местом их мученической кончины назван г. Памия в Галлии (ныне Памье, Франция). Однако каждому из этих святых в греч. Синаксарях посвящено особое двустишие, что не позволяет отнести их к одной группе мучеников. Ист.: ActaSS. Sept. T. 1. P. 358-359; SynCP. Col. 8; Владимир (Филантропов). Описание. С. 515; MartRom. Comment. P. 375-376; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 63-64. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 268; Van Doren R. Diomède (2)//DHGE. T. 14. Col. 504; Sauget J.-M. Diomede, Giuliano, Filippo, Eutichiano, Esichio, Leonide, Eutichio, Filadelfo, Menalippo e Pantagape//BiblSS. Vol. 4. Col. 630; ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1109; Eutychianus//DHGE. Т. 16. Col. 91; Aubert R. Hesychius (2)//Ibid. Т. 24. Col. 293; idem. Julien (19)//Ibid. Т. 28. Col. 502; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 114, 155. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/674934.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТИГОН [греч. Αντγονος], мч. (пам. греч. 13, 16 и 17 окт.), время и место кончины неизвестны. По сведениям греч. синаксарей, А. принял мученическую смерть в огне. В большинстве визант. календарей, в Типиконе Великой ц. ( Mateos. Typicon. P. 68-69), в Синаксаре К-польской ц. (SynCP. Col. 144) и др. синаксарях (ГИМ. Син. греч. 353. Л. 141об., 1-я пол. XIV в.) память А. отмечается 16 окт. В нек-рых рукописях под 17 окт. вместе с А. упоминаются мученики Лукиан, Терентий, Никодим и Феофан (ГИМ. Син. греч. 354, 1295 г. ( Владимир (Филантропов). Описание. С. 521)). Память А. внесена под 13 окт. в греч. печатную Минею (Венеция, 1592), в совр. греч. Минеях по 6-й песни канона утрени помещен стишной синаксарь А. (Μηναον. Οκτβριος. Σ. 126). В рус. календарях память А. (без жития) встречается под 16 окт. в составе нестишного Пролога, переведенного на Руси в 1-й пол. XII в. (древнейший список: РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в.- Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 161). В совр. календаре РПЦ память А. отсутствует. Лит.: SynCP. Col. 137-138, 144; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 46; ΘΗΕ. Σ. 862. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/115700.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ [греч. Κριλλος], мч. (пам. греч. 29 окт.). Время, место и обстоятельства мученической кончины неизвестны. Сведения о К. сохранились в составе византийских стишных Синаксарей (напр., Paris. gr. 1582, XIV в.- SynCP. Col. 173; ГИМ. Син. греч. 369 (353), 1-я пол. XIV в.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 523). В них говорится, что этот святой был «усечен мечом»; иногда вместе с ним приводятся имена мучеников Мины и Минея, однако этим святым посвящено отдельное двустишие. В столь авторитетных литургических памятниках, как Типикон Великой ц. (IX-XI вв.) и Синаксарь К-польской ц. (архетип кон. Х в.), имена Мины и Минея, празднование которым совершалось в Евдоме, указаны без добавления сведений о К. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 18; SynCP. Col. 178; Mateos. Typicon. T. 1. P. 82). Память К. и посвященное ему двустишие вошли в состав печатной греческой Минеи (Венеция, 1592) и впосл.- в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца ( Νικδημος. Συναξαριστς. 19933. Τ. 1. Σ. 443). В слав. стишные Прологи, ВМЧ и совр. календарь РПЦ память К. не была включена. Архиеп. Сергий (Спасский) предположил, что К., Мину и Минея можно отождествить с Кириаком, Минсифеем и Минеоном из дружины Пергийских мучеников (пам. 1 авг.). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 336; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 263; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 20092. Τ. 2: Οκτβριος. Σ. 324. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1840295.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОМИД мч. (пам. греч. 11 сент.). Время и место мученической кончины неизвестны. Засечен бичами до смерти. Упоминается вместе с мучениками Диодором и Дидимом в Римском Мартирологе, составленном кард. Цезарем Баронием, в греч. печатной Минее (Венеция, 1592) и в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца, хотя в кратком Житии этих святых ничего не говорится о Д. Ист.: ActaSS. Sept. T. 3. P. 776; SynCP. Col. 36; MartRom. P. 391; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 124. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 279; ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 1239; Sauget J.-M. Diodoro, Diomede e Didimo//BiblSS. Vol. 4. Col. 625-626; Van Doren R. Didyme//DHGE. T. 14. Col. 416; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αϒιολϒιον. Σ. 114. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/178295.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРТЕМИДОР [греч. Αρτεμδωρος], мч. (пам. греч. 8 и 9 сент.). Время и место мученической кончины неизвестны. А. был заживо сожжен за исповедание христ. веры. Память А. указывается в ряде стишных греч. синаксарей (напр., ГИМ. Син. греч. 353. Л. 33об., 1-я пол. XIV в.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 516) и в печатной Минее (Венеция, 1592). Ист.: ActaSS. Sept. T. 3. P. 366; SynCP. Col. 29-30. Лит.: Sempels V. Artémidore (2)//DHGE. T. 4. Col. 797; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 260; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 58. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/76362.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВТИХИАН [греч. Ετυχιανς], мч. (пам. греч. 2 сент.). Время и место кончины неизвестны. В визант. стишных синаксарях говорится, что он принял мученическую смерть на раскаленной решетке. Память Е. и стихи, посвященные ему, содержатся в визант. синаксарях семейства М по классификации И. Делеэ (напр., в ГИМ. Син. греч. 354, 1295 г., и Paris. gr. 1582, XIV в.), откуда они были перенесены в греч. печатную Минею (Венеция, 1592) и в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца. Р. ван Дорен считает, что все упоминаемые в этот день в стишных синаксарях святые - Иулиан, Филипп, Е., Исихий, Леонид, Евтихий, Филадельф, Меланипп и Парфагапия - пострадали вместе с мч. Диомидом в г. Памия в Галлии (ныне Памье, Франция). Однако каждому в синаксаре предназначено особое двустишие, что не позволяет отнести их к одной дружине мучеников. Ист.: ActaSS. Sept. T. 1. P. 358-359; SynCP. Col. 8; Владимир (Филантропов). Описание. С. 515; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 64. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 268; ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1109; Van Doren R. Diomède (2)//DHGE. T. 14. Col. 504; Eutychianus//Ibid. T. 16. P. 91; Sauget J.-M. Diomede, Giuliano, Filippo, Eutichiano, Esichio, Leonide, Eutichio, Filadelfo, Menalippo e Pantagape//BiblSS. Vol. 4. P. 630; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αϒιολϒιον. Σ. 155. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1524900.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВТИХИЙ мч. (пам. греч. 2 сент.). Время и место мученической кончины неизвестны. Был распят язычниками на кресте. Память Е. и стихи, посвященные ему, содержатся в визант. стишных синаксарях (напр., в ГИМ. Син. греч. 354, 1295 г., и Paris. gr. 1582, XIV в.), откуда они были перенесены в греч. печатную Минею (Венеция, 1592) и в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца. По мнению Р. ван Дорена, все упоминаемые в этот день в стишных синаксарях святые - Иулиан, Филипп, Евтихиан, Исихий, Леонид, Е., Филадельф, Меланипп и Парфагапия - пострадали вместе с мч. Диомидом в Галлии, в г. Памия (ныне Памье, Франция). Однако Ж. М. Соже справедливо возражает, что каждому из мучеников в синаксаре предназначено особое двустишие, поэтому их не следует относить к одной дружине мучеников. Ист.: ActaSS. Sept. T. 1. P. 358-359; SynCP. Col. 8; Владимир (Филантропов). Описание. С. 515; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 64. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 268; ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1110; Doren Van R. Diomède (2)//DHGE. T. 14. Col. 504; Sauget J.-M. Diomede, Giuliano, Filippo, Eutichiano, Esichio, Leonide, Eutichio, Filadelfo, Menalippo e Pantagape//BiblSS. Vol. 4. P. 630; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αϒιολϒιον. Σ. 155. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/187559.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010