1941 г. жившим здесь подпольно архим. Леонтием (Филипповичем) . 26 нояб. того же года архиереями автономной Украинской Церкви архим. Леонтий был хиротонисан во епископа Бердичевского, викария Волынской епархии, с поручением ему временного управления Волынско-Житомирской епархией. Летом 1943 г. на территории Житомирщины действовали 300 приходов автономной Церкви и ок. 100 приходов УАПЦ, были возобновлены житомирский Богоявленский муж. мон-рь, овручский во имя свт. Василия Великого жен. мон-рь , Свято-Георгиевский мон-рь в пос. Любаре, создана жен. обитель при Успенской ц. на Подоле в Житомире, в городе открылись краткие богословские курсы. В 1943 г. в крещенском крестном ходе в Житомире, где действовало 6 храмов, участвовали до 20 тыс. православных. В 1943-1944 гг. все епископы УАПЦ и часть епископов автономной Церкви бежали вместе с нем. войсками. После освобождения Украины было проведено новое административно-территориальное деление республики, что повлияло и на границы епархий. Так, на территории бывш. Волынской епархии в 1944 г. были созданы 2 кафедры: Волынско-Луцкая (см. Луцкая и Волынская епархия ) и Житомирско-Овручская, часть территории вместе с Почаевской лаврой вошла во Львовско-Тернопольскую епархию. Границы Житомирско-Овручской епархии совпадали с границами Житомирской обл. УССР. В 1945 г. в епархии насчитывалось 300 приходов, в 1961 г.- 221, в 1970 г.- 174, в 1988 г.- 142 прихода. В 1945-1947 гг. 13 клириков епархии были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В 1944-1949 гг. было репрессировано 29 священнослужителей. К 1947 г. был закрыт возобновленный во время войны Богоявленский мужской мон-рь в Житомире, в 1958 г.- Свято-Василиевский жен. мон-рь в Овруче, только что отремонтированный епархией. В 1-й пол. 50-х гг., при еп. Владимире (Кобце) , в Житомире был построен архиерейский дом при Успенской ц. на Подоле, отремонтирован кафедральный Спасо-Преображенский собор. Назначенный 23 июля 1956 г. архиепископом Житомирским и Овручским Венедикт (Поляков) неоднократно выступал с проповедями, в к-рых отрицательно отзывался об усиливавшейся антирелиг.

http://pravenc.ru/text/182321.html

БЕРЛЮКОВСКАЯ-НИКОЛАЕВСКАЯ, пуст. муж. в Богородском уезде, на возвышенном берегу реки Вори, от Москвы по Стромынской дороге в 40, а от Богородска в 18 верстах. Обитель эта основана митрополитом московским Платоном, около 1777 года, на месте бывшего тут некогда Берлюковского монастырища, или погоста, состоявшего из ветхих деревянных строений. В смутное время самозванцев, в начале XVII века, здесь был только дремучий лес, и в нем кладбище окружных деревень. При нашествии поляков, разорявших скромные обители, иноки, естественно, избегая врагов, искали уединеннейших мест: один из них, некто схи-иеромонах Варлаам, маститый старец, скрылся в этом диком лесу; тут же водворились две престарелые монахини, Евдокия и Иулиания, бежавшие из Пречистенского Успенского монастыря и имевшие с собою икону чудотворца Николая. Варлаам построил сперва для этой иконы деревянную часовню, а потом, с помощью окрестных жителей и небольшую каменную церковь во имя Николая Чудотворца. Неизвестно когда умер и где погребен Старец Варлаам. Лес, окружающий эту церковь , получил с того времени название Чернского. Тут у церкви, поселились мало по малу, под видом отшельников, крестьяне, с начальником своим, которого в народе прозвали Бирюк, или Берлюк; от чего место их жительства и слыло в окрестности под именем Берлюковского монастырища. Потом церковь св. Николая оставалась долгое время в запустении. В начале XVIII века, вскоре по учреждении Святейшего Синода, Берлюковское монастырище причислено к угодьям московского Чудова монастыря, для которого и построены были здесь конной и скотной дворы. – Около 1777 года Преосвященный Платон принял намерение устроить здесь иноческую обитель; и для первоначального образования оной прислан им игумен Лука, который, однако ж, по неимению келий, должен был жить в близлежащей деревне. На другой год поступил сюда из Перервинского монастыря строителем иеромонах Иоасаф, который, вместе с родным братом своим Николаем, с пособием преосвященного Платона, устроил Берлюковскую пустынь; причем некто Сергей Иванович Смирнов , уволенный из Семеновского полка сержантом, также употребил на постройку церквей и келий большую часть своего достояния. С тех пор, в продолжении более 50 лет, пустынь эта находилась в весьма посредственном положении и состояла более из деревянных строений; но в 1829 году, между древними иконами, чудесно найден здесь образ Спасителя, предаемого и лобзаемого Иудою Искариотским. Происшедшие от него исцеления привлекли усердствующих богомольцев, которые и ныне стекаются сюда во множестве. С тех пор, особенно при строителе Венедикте, обитель начала процветать, обогащаемая отовсюду значительными вкладами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Вероятно, после этого, Евдокия решилась удалиться от мира и устроить себе в монастыре место покоя в сей жизни и по смерти. Самый переход ее из Великокняжеских теремов в иноческую обитель ознаменован был исцелением слепого и 30 недужных. 767 Новое устроение монастыря начато, как увидим далее, сооружением каменной церкви Вознесение Господня; оно продолжалось супругою Великого Князя Василия Димитриевича Софиею и не прежде окончено, как в 1467 году; здание сия стояло несовершенным шестьдесят лет. 768 Тогда же, вероятно, вокруг церкви поставлены келлии для Игумении и монашествующих. После пожара в 1483 году, обитель сия возобновлена в 1519 году Великим Князем Василием Иоанновичем. Вместе с Кремлем 1547 года сгорела и она; в ней погибло тогда 10 стариц; из церкви вынесен Протопопом только образ Богоматери, вероятно Одигитрии. 769 В нашествие Крымского Хана Девлет Гирея 1571 года, когда вся Москва сгорела: тогда и обитель сия испытала одинакую с нею участь. В Синодике монастырском записано, что тогда сгорела Игуменья Вознесенская Венедикта с сестрами. Хотя о возобновлении сего монастыря не говорят нам летописи; но вероятно, Иоанн IV, как ревнитель иноческого жития, и набожный сын его Феодор не оставили этой обители в запустении. Девятнадцатимесячное пребывание в Москве Поляков и Литовцев запечатлело следы свои разрушением, поруганием Святыни, грабительствами в Вознесенском монастыре. В 1612 году ему отдано во владение место Петра Головина с старыми палатами и погребами, где поставлена была трапеза монастырская. 770 Хотя в царствование Михаила Феодоровича сия Государская усыпальница была устроена и украшена новыми приделами и св. иконами, обогащена вотчинами и вкладами Государя и Бояр; но в Кремлевский пожар 1626 года вся выгорела и опять возобновлена щедротами Царскими. В Архивских документах нам не открылось, в каком состоянии находился сей монастырь до конца XVII века. Рядом с ним стояло подворье Новоспасское; от случившегося на нем пожара 1701 года потерпел и монастырь; потом земля сего подворья, по указу Петра I, присоединена была к Вознесенскому монастырю. 771 Ученый путешественник, Ганноверский резидент Вебер в 1716 году сообщает нам описание сего монастыря, который он называет Чудовым (Nonnen=Kloster Tschude monastere): 772 упомянув о чудесах от св. мощей Евфросинии, он говорит о рукодельях монахинь, о замужних женах и девицах, заключенных сюда своими мужьями и родителями, или добровольно удалившихся по неудовольствию, о многих юных прекрасных и знатных черницах. 773

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Протоиерей Венедикт (Поляков), будущий архиепископ, писал Патриарху Алексию: «...когда Бессарабия находилась в руках фашистских оккупантов и когда из всего бессарабского духовенства я один (это истинная правда) молился о даровании победы над фюрером Гитлером русскому воинству т. е. нашей социалистической Родине. Для того, чтобы иметь эту возможность, я стал “духовным партизаном”, если можно так выразиться. Я организовал тайную церковь у себя на даче в Кишиневе, где собирались мы (я и мои единомышленники, верующие люди) и совершали свои молитвы ночью. На своих тайных богослужениях мы возносили имя Святейшего Патриарха Сергия, тогда еще Местоблюстителя Русского Патриаршего Престола и радовались со всею Русскою Землею о победе Русской Армии над немцами и из союзниками под Сталинградом» [xxii] . Известный священник в Южной Америке Изразцов Константин Гаврилович отказал возглавлявшему просоветскую часть русской колонии генералу А. В. Шварцу в проведении молебна о даровании победы, заявив о невозможности служить таковой Советам, разрушителям храмов. В то же время о. Константин отслужил панихиду по погибшим русским православным воинам Красной Армии [xxiii] . Разность восприятия русского и советского отчетливо видна на примере архиепископа Виталия (Максименко). В начале июля 1941 г. он, вместе с Б. В. Сергиевским и Б. Л. Бразолем, обратился к президенту Ф. Д. Рузвельту, которого просили не помогать Советскому Союзу в его борьбе с Гитлером, хотя и осуждали нападение Германии на СССР. Доказывалось, что помощь будет оказана не России и русским, а «красной диктатуре в лице Сталина». Однако с изменением военной обстановки владыка в начале 1944 г. писал: «Мы усердно молились об избавлении нашего русского народа от нашествия супостатов, а Русской Церкви — от гонений и от надругательств безбожников... Жестокий враг — германцы уже почти изгнаны русским христолюбивым воинством и оставляют землю русскую, хотя и разоренную. Также и безбожные гонители на Веру Христову в России послабили свое тяжкое иго» [xxiv] .

http://bogoslov.ru/article/4836892

10 Эта замечательная челобитная м. Феофана в цельном виде помещена в прекрасной статье Н. Кантерева «Следственное дело об Арсении греке» (в «Чт. общ. люб. дух. просвещ.», 1881, июль, стр. 74–77). 11 Связка 24, дело 15 о приезде этого Венедикта в Москву для заведения греческой типографии и школы. Венедикт в челобитной к царю Алексею Михайловичу называет м. Феофана своим соучеником и дьяконом, когда первый был архимандритом в святогорской ватопедской лавре. 12 Дела о приезде Венедикта в Москву (Связка 24, дело 26-А, дело 15). Другие подробности о проделках этого архимандрита в Москве, о составлении им подложных грамот и подписи от имени александрийского патриарха приведены в указанной статье 11. Каитерева (стр. 78–79). 15 ) Сведения о приезде и жизни п. Паисия в Москве находятся в связке греческих дел 27 А, дело за 7. 16 В Киеве он благословил Богдана Хмельницкого на войну с поляками, «приказал ему доканать ляхов», и осуждал московское правительство за дружелюбие с последними (Терновского «Изучение византийской истории», вып. II, Киев, 1876, стр. 103); по приезде же в Москву он заявил в посольском приказе о своей деятельности в западной России, что он крестил там многих поляков и внушал им не нападать на православных. Интересны сообщения патриарха о святогробном огне в великую субботу, издавна занимавшем собою внимание русских: «На гроб Господень благодать Св. Духа небесным огнем сходит по прежнему в великую субботу. Стоит де у гроба Господня 830 кадил, и турки те кадила все погасят в великую пятницу, а в великую субботу на вечерни отомкнут турки гроб Господень, а с него, патриарха, снимут сак и корону; и как на вечерни учнут пети литию, и в то время входит он, патриарх, ко гробу Господню, а турки тут же входят и осматривают гроб Господень – сшел ли на гроб Господень огнь с небеси, и будет еще не сшел, от гроба Господня выходят и ожидают, как на гроб Господень огнь с небеси сойдет; а как огнь с небеси сойдет и первое от того огню засветится в паникадиле христианском, которое стоит над гробом Господним, свеча, а потом на камени, что на гробе Господне, а потому по всему гробу Господню рассыплется, что краплины, и от того де огня он, патриарх, засвечает свечи и дает во весь мир». При этом Паисий рассказывает, как при патриархе Софронии, турки не хотели пустить этого патриарха в великую субботу в часовню гроба, просили подарков, а тот не дал, и как Софроний видел извне церкви, что огонь сошел с неба на гроб Господень; в то время армянский праздник великого дня сошелся вместе с праздником православных; армяне заплатили туркам за распечатание гроба 20,000 ефимков; и как гроб был распечатан, то на глазах армян огонь с неба сошел не на гроб Господень, а на руки молящихся и засветил свечи прежде всего у одной православной инокини, бывшей в церкви воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВЕНЕДИКТ (ПОЛЯКОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru - " - 1947, 5, с. 6 [наречение и хиротония архимандрита Венедикта (Полякова) во епископа Кишиневского и Молдавского] . - " - 1948, 9, с. 39 [епископ Кишиневский и Молдавский Венедикт (Поляков) назначен епископом Ивановским и Кинешемским]. - " - 1953, 3, с. 13 [епископа Ивановского и Кинешемского Венедикта наградить саном архиепископа]. - " - 1956, 9, с. 3 архиепископа Ивановского Венедикта назначить архиепископом Житомирским] . - " - 1958, 8, с. 11. - " - 1958, 11, с. 8. - " - 2 от 14.III.1957 г. - " - 14 от 1.VIII. 1958 г., с. 2. - " - 16а от 9.XII.1958 г. - " - 4 от 5.III.1959 г. Редакция текста от: 27.11.2020 07:38:24 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13676772.h...

15. И сказал Господь Бог Ною: 16. выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жёны сынов твоих с тобою. 17. выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле. 18. И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жёны сынов его с ним; 19. все звери, и все гады, и все птицы, всё движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега . Примерами дивного послушания животных Святым украшены многие жития угодников Божиих. Свидетельство блаженного Иоанна Мосха «Брат пришел к игумену и говорит: – Ступай в монастырь Бессов, да извести и Хорембу, чтобы пришли и оттуда. – Прости, брат, – отвечал старец, – мне совсем некого послать. Будь столь добр, сходи, пожалуйста, и скажи им сам. – Но я никогда не ходил туда и не знаю дороги, сказал брат. Тогда старец сказал собачке : – Ступай с братом в монастырь Хорембский, чтобы он дал туда известие. И собака пошла с братом и довела его до ворот монастыря. Рассказавшие это показали нам и собаку, потому что она была с ними» гл. 157, с. 380–381]. Нередко особым послушанием отличались птицы. Преподобный Венедикт Нурсийский (14 марта) «Преподобный Венедикт Нурсийский ». Икона. Современный мастер. «Шестодневъ» «Преподобный Венедикт, взяв отравленную просфору, присланную ему от пресвитера Флорентия, положил ее пред вороном и сказал: – Во имя Иисуса Христа, Сына Бога Живого, возьми хлеб сей и занеси в такие пустынные места, где его не могли бы найти никто – ни человек, ни птица. Ворон , открыв свой клюв и каркая, стал летать вокруг того хлеба, ясно этим показывая, что он хочет послушаться повеления Преподобного , но не может, благодаря находящемуся в просфоре вредоносному диавольскому яду. Тогда человек Божий снова сказал птице : – Возьми, возьми, не бойся, – ты не отравишься этим хлебом; итак неси его в непроходную пустыню. И ворон, исполняя приказанное ему, с великим страхом взяв клювом смертоносную ту просфору, улетел; возвратившись чрез три часа, он стал питаться из рук Преподобного обычною для него пищею» с. 299–300].

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

А.В. Попов Речь новорукоположенному иерею Венедикту Туркевичу Приветствую тебя, возлюбленный, с благодатию священства. Ныне исполнилось хотение сердца твоего и Божие изволение о тебе, и ты призываешься к пастырскому деланию. Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом и как добрый воин Христов ( 2Тим.2:1,3 ) облекись во всеоружие Божие, дабы устоять, все преодолев ( Еф.6:13 ). Св. Апостол Павел перечисляет оружия духовного воина Христова, которыми надлежит и тебе вооружиться для успеха в предстоящем пастырском делании. Оружия эти: истина, меч духовный, иже есть глагол Божий, щит веры, броня правды и шлем спасения ( Еф.6:14–17 ). На первых двух, как на имеющих особое отношение к делу твоего благовестничества, я и остановлю твое внимание. Во второй книге Ездры повествуется, как древние мудрецы при дворе царя Дария спорили о том, что сильнее всего истина. Вся земля взывает к истине, и небо благословляет ее, и все дела трепещут перед нею, и нет в ней неправды и лицеприятия, но делает она справедливое, удаляясь от всего злого. Истина пребывает и остается сильною во век, и живет и владычествует в век века. Она есть сила, и царство, и власть и величие всех веков. Благословен Бог истины (4:35–41)! Хотя и медленно, но постепенно распространяется она по лицу земли, рассеивая лучи, преодолевая препятствия и торжествуя над врагами. Многое возможешь в своей деятельности и ты, возлюбл., если препояшешься истиною. На то ты и посылаешься, чтобы свидетельствовать об истине, и делай это, не прибегая к хитрости, не употребляя обманов и лукавства, не искажая правды, как делают иногда другие, а открывая истину ( Притч.8:6–8 ; 2Кор.4:2 ), и всякий, кто от истины, послушает гласа твоего ( Иоан.18:37 ) и последует за тобою. Ревнуй об истине Божией, но употребляй для сего одни только оружия света: наставление, вразумление, убеждение с терпением, кротостью и любовию, ибо Православие есть истинный свет и не должно распространяться путем тьмы. Раскрой и покажи «где глядати правду», и правда Божия сама по себе привлечет сердца правдолюбцев, как солнце притягивает к себе живущее на земле. Не гонись при этом за внешним успехом, за большим количеством обращенных, а больше заботься о том, чтобы обращенные тобою твердо знали, в кого они уверовали, и чтобы чадца твои ходили во истине ( 2Иоан.1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Духовный смысл христ. апостольства может быть понят только в связи со спасительным посланием в мир Самого Господа Иисуса Христа, к-рое предшествует и является основанием посланничества А.: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин 20. 21); «принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает, а принимающий Меня принимает Пославшего Меня» (Ин 13. 20; ср.: Ин 3. 17, 34; 5. 36; 7. 29; 8. 42; 11. 42; 17. 18; Лк 4. 18-19; 10. 16). «Посланничество Господа, как средство для человеческого спасения, и это спасение, как цель посланничества, являются весьма тесно соединенными одно с другим, выражая собою живое благоизволение Божие о спасении «всех человеков» (1 Тим 2. 4)» ( Аквилонов. С. 143-144). Служение А., находящееся, т. о., в преемственной связи со служением Господа, Который возвещал то, что слышал от «Пославшего» Его (Ин 12. 49; 14. 24), и продолжающее мессианское свидетельство о спасении мира, к-рое осуществилось в Лице Иисуса Христа, является частью плана спасения всего мира ( Венедикт. С. 22). Спас на престоле. Богоматерь с апостолами. Фреска капеллы св. Аполлония в Бауите (Египет). VI в. Спас на престоле. Богоматерь с апостолами. Фреска капеллы св. Аполлония в Бауите (Египет). VI в. На апостольское служение может поставить только Сам Бог через Своего Сына: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал» (Ин 15. 16; ср.: Ин 6. 70; 15. 19; Мк 2. 14; 4. 19; Гал 1. 1; 1 Кор 12. 28). Именно поэтому восполнение апостольского лика происходит с помощью жребия, подтверждающего избрание апостола Самим Господом (Деян 1. 24). В этом призвании от Бога полагается и отличие А. Христа от А. Церквей (2 Кор 8. 23) и от А. «от человек» (Гал 1. 1). Несмотря на всю высоту миссии последних, их нельзя назвать носителями особой апостольской печати - личного призвания Иисусом Христом. Каждый апостол - личный посланник Господа, поэтому ап. Павел подчеркивает высоту и исключительность своего служения в Церкви как полученного от Отца через Иисуса Христа (Гал 1. 1). Избрание в А. имеет основание в вечных планах, предрешенных «прежде создания мира» (Евр 1. 4). Кроме ап. Павла, предызбранного от «утробы матери» (Гал 1. 15), пример такого предначертательного призвания дает рассказ о встрече Господа с Нафанаилом (Ин 1. 48): «Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей, Я видел тебя» ( Венедикт. С. 23-24).

http://pravenc.ru/text/Апостолы.html

Ему было открыто время его кончины, и он сказал об этом некоторым из своих учеников. За шесть дней до смерти он повелел открыть для себя гробницу. Потом стала мучить его лихорадка, слабость усилилась. На шесть дней он повелел ученикам нести себя в храм, там приготовился к смерти приобщением Тела и Крови Господних и, опираясь на руки учеников, с воздетыми к небу руками, испустил последний вздох в словах молитвы. Похоронен он был в храме св. Иоанна Крестителя, который построил сам на месте разрушенного им капища Апполона. В самом начале устроения обители, он разорил сие капище и построил храм св. Иоанну Предтече. В нем-то он и похоронен. Св. Церковь чтит память св. Венедикта 14-го марта. Родился он около 480 года, а скончался около 549 г. – Время процветания его совпадало со временем нашествия Атиллы на Римскую область. Устав пр. Венедикта в издании свв. Отцов Migne находится в 66-м томе латинской Патрологии, откуда и заимствуется он в настоящем переводе. Предисловие Слушай сын, уроки учителя и преклони к нему ухо сердца твоего; с любовью прими увещания любящего отца и исполни их делом, да трудолюбным послушанием возвратишься к Тому, от Кого отступил леностным непослушанием. К тебе здесь направляется моя речь, отрекающемуся от собственных хотений в намерении быть воином Христа Господа, Царя истинного, и приемлющему крепкое и преславное оружие послушания. Прежде всего, как бы ты ни начинал дело доброе, от Него настоятельной молитвой испрашивай сил для совершения его, и никак не допускай, чтобы Тот, Кто благоволил уже включить нас в сынов Своих был когда-нибудь оскорбляем нашими злыми делами, ибо мы должны во всякое время Ему повиноваться за все Его к нам благодеяния, чтобы иначе Он или как разгневанный Отец не лишил некогда наследия нас как непокорных сынов, или, как грозный Владыка, вознегодовав за наши злые дела, не предал непрестающему мучению нас как рабов неключимых, не захотевших идти во след Его славе. Воспрянем же, наконец, от сна, будучи возбуждаемы Писанием, говорящим: «Наступил уже час пробудиться нам от сна» (Рим. 13:11). И открыв наши очи для боготворного света, и трепетный слух приклонив к Божественному гласу, да внимаем, что внушает он нам, каждодневно взывая: “Если бы вы ныне послушали гласа Его: «не ожесточайте сердца вашего» (Пс. 94:7—8) и еще: «имеющий ухо» (слышать) «да слышит, что Дух говорит церквам» (Апок. 2:29). Что же глаголет он? «Придите дети, послушайте меня: страху Господню научу вас» (Пс. 33:12). «Ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма» (Ин. 12:35).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2920...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010