Подлинное богословие не существует вне акта поклонения Богу: оно всегда литургическое, всегда славословное, всегда таинственное. Понимание богословия в терминах сугубо «схоластических» и «академических» и является, на мой взгляд, основной причиной восприятия проблемы духовного образования и внутреннего делания как антиномии – в то время как для творцов первых монашеских общежительных уставов и их последователей такого противоречия не существовало. Уставы св. Пахомия Великого († 348), бл. Августина († 430), Венедикта Нурсийского († 547), Венедикта Анианского († 821) и других призывают монашествующих к гармоничному сочетанию усердной молитвы и непрестанного чтения и изучения Священного Писания и духовной литературы. Размышляя о сути монашеской жизни, преподобный Феодор Студит пишет: «Мы (монахи) день и ночь хвалим Господа, по преданному нам от святых отцов наших законоположению. Псалмопение следует за псалмопением, чтение – за чтением, молитва – за молитвой. В мыслях наблюдение за помыслами, в сердце – забота о Божественных словах, благовременное молчание, приличная беседа» . Если академическая ученость без молитвы питает тщеславие, то попытка духовных упражнений без духовного образования часто создает почву для ошибок и суеверий, которые безрассудною ревностью вытесняют должную ревность по Боге (ср. Рим. 10:2), «устраняют заповедь Божию», «уча учениям, заповедям человеческим» (Мф. 15:6–9), и создают предпосылки для нестроений. Многие из нас являлись свидетелями жарких споров вокруг вопросов налогового учета, происходивших относительно недавно, когда ни позиция священноначалия, ни аргументы ученых богословов, ни даже вразумление духоносных старцев не могли удержать в единстве с Церковью некоторых ревнителей не по разуму. Системное образование способствует не только получению догматических знаний, но более глубокому воцерковлению насельников, раскрывает смысл и дух богослужения, вводит в круг единомышленников. Архиепископ Иоанн Охридский, митрополит Скопский, рассказал о себе следующее. Он принадлежал к раскольнической Македонской Церкви. По его словам, не имея должного богословского образования, он полагал нормальным существующее положение вещей, не обращал внимания на отсутствие евхаристического общения со вселенским Православием. В процессе углубления духовного образования, владыка осознал неспасительность пребывания в расколе и воссоединился с канонической поместной Сербской Православной Церковью.

http://bogoslov.ru/article/4722571

Духу», сопровождая свое возглашение молитвой 1133 . По сообщению того же Иоанна Кассиана , сидение во время псалмопения было свойственно только египетскому монашеству, на всем же Востоке, во время пения одним из иноков псалма, все прочие стояли, а по окончании псалма только певший его произносил молитву «при молчании всех». Надо полагать, что именно это обстоятельство было причиной того, что палестинское монашество на нощном совершении правила чтение из Священного Писания поместило не после пения псалмов, а между отдельными частями псалмопения. Это нощное правило в египетских монастырях времени св. Кассиана уже не заменяло собою утрени соборно-приходского богослужения, а примыкало к ней непосредственно, образуя одну нощную службу 1134 . Тот же порядок наблюдается в составленном на основании устава Кассиана и восточных источников Уставе св. Венедикта Нурсийского, с тем лишь незначительным различием, что утреню требуется начинать непременно с рассветом и потому в будни, при более краткой нощной службе, между ней и утреней образовывался некоторый промежуток различной продолжительности, в зависимости от времени года. В Уставе св. Венедикта библейские чтения вставлены между 12 псалмами нощной службы так, что занимают места после первых шести и после, других шести. Первые три сопровождаются респонсариями, вполне соответствующими нашим теперешним седальнам, но состоящими не из стихир, как в нашем богослужении, а из стиха какого-либо псалма. Респонсарии поются одним певцом, братия же продолжает во время их сидеть, как и во время чтений; пение респонсария, предшествующего возобновлению псалмопения, певец заканчивает возглашением: «слава Отцу» и т. д., вовремя которого братия встает. В будни зимой после первых шести псалмов полагается три чтения, каждое с своим респонсарием. «Во время зимы... шесть псалмов – в антифонах. По окончании их, авва, проговорив стих, изрекает благословение. Затем все садятся на скамейках, и братия попеременно читают по книге на аналогие три чтения, между которыми поются три респонсария: два респонсария бывают без «славы», после же третьего чтения, кто поет, говорит: «слава»; как только начинает ее петь певец, тотчас все встают со своих седалищ в честь и поклонение Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

В Оптиной пустыни молитвенно почтили память архимандрита Венедикта (Пенькова) 22 января 2019 г. 17:04 22 января 2019 года, в годовщину со дня кончины архимандрита Венедикта (Пенькова), в Введенском ставропигиальном мужском монастыре Оптина пустынь молитвенно почтили память приснопоминаемого отца архимандрита. В этот день братия обители во главе с наместником монастыря епископом Можайским Леонидом , викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, а также паломники, прибывшие в обитель почтить память усопшего, молились о упокоении отца Венедикта. По случаю годовщины преставления отца наместника было совершено восемь соборных Божественных литургий во всех храмах обители: Введенском, Владимирском, прп. Марии Египетской, Преображенском, Казанском, прп. Илариона Великого при паломнической гостинице, храме при подсобном хозяйстве и Предтеченском скиту. По окончании Литургий были отслужены заупокойные литии. После поздней Литургии в Казанском храме монастыря состоялась соборная панихида, затем была совершена заупокойная лития у могилы приснопамятного архимандрита Венедикта. Архимандрит Венедикт (в миру Владимир Андреевич Пеньков) родился 24 июня 1939 г. в г. Москве. В 1956 г. окончил среднюю школу г. Москвы, в 1958 г. — строительную школу г. Москвы. С 1964 г. учился в Московской духовной семинарии и академии. В 1973 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1968 г. зачислен в число братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры, где нес послушания заведующего библиотекой, помощника казначея. Впоследствии нес послушание скитоначальника Черниговского Гефсиманского скита лавры. 25 августа 1969 г. пострижен в мантию с именем Венедикт в честь преподобного Венедикта Нурсийского. 8 октября 1969 г. рукоположен во иеродиакона, 9 октября 1972 г. — в сан пресвитера. С 20 января 1991 г. исполнял послушание наместника Введенской Оптиной пустыни. Отошел ко Господу 22 января 2018 года на 79-м году жизни после тяжелой болезни. Отпевание и погребение были совершены 24 января 2018 года. Могила находится за алтарем Казанского храма монастыря. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5358378.ht...

На протяжении нескольких лет «Монастырский вестник» публиковал осенние репортажи о ежегодном фестивале «Подворье в селе Сумароково». Нынче эпидемические ограничения не позволили провести этот праздник монастырских искусств, ремесел и аграрных достижений. О том, как сейчас живет подворье Новоспасского ставропигиального мужского монастыря наш корреспондент побеседовала с настоятелем, иеромонахом Сергием (Филипповым). Сумароково – маленькое село в Рузском районе – стало подворьем Новоспасской обители шесть лет назад (до этого, с 2005 года, подворье имело статус Патриаршего). Тот, кто регулярно посещает это место, видит постоянно происходящие здесь перемены – как на самой монастырской территории, так и в округе. Построена прекрасная деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет». Преобразился исторический (1873 г.) каменный храм в честь Собора святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с приделами святого пророка Илии и святителя Николая Чудотворца, основательно пострадавший в безбожные годы. Сейчас ведется монтаж икон во вновь устроенный каркас иконостаса. Иеромонах Сергий ( Филиппов), настоятель подворья, всегда сам радушно встречающий гостей и охотно выступающий в роли экскурсовода, показывает фотографию, на которой храм запечатлен в 1941 году. Фото сделано немецким солдатом и ныне является единственным документом, сохранившим вид разрушенной после войны колокольни. Ее восстановление – мечта отца Сергия. Все последние годы он вместе с прихожанами движется к этой цели. Уже готов проект, но пока нет средств для его осуществления. Здание храма включает в себя и музейную экспозицию: в витринах можно увидеть артефакты, обнаруженные в ходе восстановительных работ, старинные оклады и другие интересные экспонаты. Отец Сергий делится еще одним своим замыслом, который тоже начинает воплощаться в жизнь: это создание духовно-просветительского центра с храмом в честь преподобного Венедикта Нурсийского. – Проект возник из-за моей любви к личности преподобного Венедикта.

http://pravoslavie.ru/134692.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СХОЛАСТИКА НУРСИЙСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Схоластика Нурсийская. Икона Схоластика Нурсийская ( 480 - 543 ), игумения , преподобная Память 10 февраля (Греч.) Сестра-близнец преподобного Венедикта Нурсийского , родилась в Нурсии в 480 году. Во всех отношениях она была ученицей и помощницей брата. С юных лет посвятив себя Господу, она вооружила душу всеми святыми добродетелями. Когда святой Венедикт оставвил Субиако и переселился в Монтекассино , где основал монастырь , она, чтобы иметь возможность продолжать пользоваться его наставлениями, переселилась в близлежащее селение Пломбариола , где также создала женскую обитель, управлявшуюся по тому же строгому уставу, что и мужской монастырь. Таким образом, Схоластика стала одной из первых игумений на Западе. Преподобный Венедикт лишь раз в год, перед Великим постом, виделся с сестрой в небольшом домике, стоявшем на полпути между ними. Весь день они проводили в духовной беседе; когда же наступал вечер, после скромной трапезы они расставались и возвращались каждый к себе. Папа Григорий Двоеслов , родственник св. Схоластики, рассказывает о чуде, произошедшем по её молитвам в 543 году, в день такой ежегодной встречи: В один день она пришла, по обыкновению, и к ней вышел с учениками достоуважаемый её брат; целый день они провели в хвале Богу и в святых беседах, а когда стала уже наступать ночь, вместе приняли пищу. Они сидели ещё за столом, и между святыми разговорами время казалось медленнее, как святая женщина, сестра Венедикта, стала упрашивать его: " Пожалуй, не оставляй меня в эту ночь; проговорим до утра о радостях небесной жизни " . Он отвечал ей: " Что ты говоришь, сестра? Я никак не могу оставаться вне монастыря " . А такое было ясное небо, что в воздухе не видно было ни одного облака. Благочестивая жена, услышав отказ брата, положила сложенные пальцами руки на стол и склонила на руки голову для молитвы всемогущему Богу.

http://drevo-info.ru/articles/9024.html

С 1964 г. учился в Московской духовной семинарии и академии. В 1973 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1968 г. зачислен в число братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры, где нес послушания заведующего библиотекой, помощника казначея. Впоследствии нес послушание скитоначальника Черниговского Гефсиманского скита лавры. 25 августа 1969 г. пострижен в мантию с именем Венедикт в честь преподобного Венедикта Нурсийского. 8 октября 1969 г. рукоположен во иеродиакона, 9 октября 1972 г. — в сан пресвитера. С 20 января 1991 г. исполнял послушание наместника Введенской Оптиной пустыни. Отошел ко Господу 22 января 2018 года на 79-м году жизни после тяжелой болезни. Отпевание и погребение были совершены 24 января 2018 года. Могила находится за алтарем Казанского храма монастыря. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru за темою Приходы Северодонецкой епархии передают помощь в больницы. Информационная сводка о помощи беженцам (от 10 апреля 2024 года) [Стаття] ЖУРНАЛ Священного Синода от 10 апреля 2024 года [Документи] Пензенская епархия доставила помощь беженцам в два пункта временного размещения. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-8 апреля 2024 года) [Стаття] Кирил благословив повернутися до На 9-й день панахиду «Крокус Холу» з благословення Кирила звершив Одинцовський Красногорський Фома несуть до " я Церкви в пам " ять про жертви теракту в «Крокус Митрополит Чорногорський Приморський звершив панахиду за жертвами теракту в «Крокус У шосту в кемеровському торговому «Зимова вишня» у храмах молитовно згадали жертви з ключовими словами життя – поминання   новини Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в У пройде виставка-форум Слова» У «Ковчег» монастиря у Ради збори питань захисту " материнства й дитинства у з розвитку паломництва та принесення святинь провела нараду з представниками паломницьких служб Кирил з головою Ради конгресу В.П. П " ятигорський в м. Баку За на Башкортостану запущено програму фудшерингу Голова нараду з питань збереження об " спадщини   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5359246...

Следует сказать, что, хотя жители новгородских земель остались верны Православию, однако следы былого влияния католичества сохранялись в живописи ряда новгородских храмов. Так, например, в древнем новгородском храме Спаса-Нередицы находилась фресковая роспись, изображающая, в частности, основателя католического ордена бенедиктинцев св. Бенедикта Нурсийского (ум. в 547 г.), а рядом с ним – почитавшегося на Западе св. Алексея, человека Божия. Отметим, что фресковые изображения св. Бенедикта даже на Западе встречаются нечасто, и характерны они лишь для бенедиктинских обителей 81 . Соседство в новгородском храме фресок свв. Алексея и Бенедикта говорит о многом. Ведь основным центром почитания св. Алексея на Западе был монастырь св. Бонифатия в Риме на Авентинском холме, где совместно с бенедиктинцами проживали также и греки, покинувшие Византию во время иконоборческих гонений. Также о многом говорит и эпиграфика Спасо-Нередицкого храма. Около фигуры св. Бенедикта имеется надпись «БЕНЬДИКОС» 82 . Как известно, начальное «Б» является латинизмом, не свойственным для русской среды 83 , и в русских святцах св. Бенедикт упоминается как преподобный Венедикт. Другим подтверждением того факта, что замысел фресковой композиции – не исключено, что и ее исполнение – принадлежал члену ордена бенедиктинцев, является надпись, помещенная около фигуры св. Алексея, человека Божия. В самом деле, надпись «АЛЬКОСА» никак не свидетельствует о хорошем знании русского языка автором фрески (учитывая, что в XII в. имя Алексей уже бытовало в Новгороде). Можно предположить, что определенную роль в появлении бенедиктинцев в Новгороде сыграли миссионеры, действовавшие в соседней Эстонии, в частности, община бенедиктинца Фулько, эстонца по происхождению, прошедшего новициат в Труа и Реймсе и уже в сане епископа около 1165 г. возвратившегося на родину 84 . Выяснить подробности о роли бенедиктинской миссии в Новгороде не позволяет скудость исторических данных. В то же время заслуживает большого внимания содержание русских месяцесловов – если в Остромировом Евангелии св. Бенедикт вообще не упоминается, то во Мстиславовом Евангелии, богослужебной книге княжеской резиденции Новгорода, он фигурирует не только на день 14 марта (когда это принято в Восточной Церкви), но и 21 марта (когда его чествуют в Западной Церкви). Отметим, что в других русских рукописях ничего подобного не встречается. Если же учесть, что, по мнению академика А. И. Соболевского, Мстиславово Евангелие писалось в Киеве, то выявляется второй путь западного влияния на Новгород.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Представители династии Каролингов широко использовали право частной церкви. Сначала на землях королевского домена, а затем и фиска, в т. ч. и на вновь завоеванных территориях, было основано немало мон-рей, как мужских, так и женских, аббаты и аббатисы к-рых приносили клятву верности королю. Такие мон-ри и церкви получали широкие привилегии (право свободных выборов аббата, налоговый и судебный иммунитет, сбор пошлин и организацию местных рынков), а также военную защиту и земельные пожалования. Взамен монашеские общины были обязаны исполнять т. н. королевскую службу (servitium regis): содержать за свой счет королевский двор и чиновников, прибывавших в провинцию для отправления властных полномочий, поставлять продовольствие в королевские пфальцы, выставлять военный отряд из крестьян, испомещенных на монастырских землях, участвовать в заседаниях королевского суда, помогать сюзерену советом, брать на себя исполнение дипломатических функций, молиться за королевскую династию и проч. (так, в «Notitia de servitio monasteriorum» (817) приводится 3 списка мон-рей, обязанных королю «dona et militia» (дарами и военным отрядом), «sola dona sine militia» (только дарами без военного отряда), «solas orationes pro salute imperatoris vel filiorum eius et stabilitate imperii» (только молитвами о благе императора или сыновей его и спокойствии империи) - MGH. Capit. T. 1. P. 350-352). Частные мон-ри и церкви, принадлежавшие светским и церковным владельцам, переходили в разряд королевских (имперских), т. е. подчиненных королю (императору), через процедуру коммендации (commendatio). При Каролингах мон-ри, выведенные из-под контроля местных графов и епископов, превратились в крупнейших землевладельцев (земельные владения среднего еп-ства, как правило, уступали крупному монастырскому), при этом оставаясь надежной опорой королевской власти. Монастырские реформы Пипина Короткого и Карла Великого были направлены на определение соотношения власти короля, епископа и аббата, решение вопросов смещения аббата и его поставления епископом, «закрепление» монахов за теми мон-рями, где они принимали постриг. Цель общей монашеской реформы имп. Людовика Благочестивого (814-840) была в том, чтобы привести к единообразию уставы всех имперских мон-рей (за основу брался монашеский устав прп. Венедикта Нурсийского ). Эти действия осуществлялись параллельно с практикой поставления светских лиц во главе аббатств (эта практика получила распространение при Карломане (майордом в 741-747) и его преемниках). Светские аббаты (abbas-comes) владели монастырскими землями по праву ленного держания, благодаря чему усиливалась их связь с королевской властью. Решения Соборов (в Тьонвиле (844), в Париже (846), в Тросли (909) и др.), запрещавшие подобную практику, не изменили ситуацию (случаи управления мон-рей светскими лицами встречались до XI в.).

http://pravenc.ru/text/389517.html

Греческий обряд вытеснен был отсюда в конце XVII в., но и до сих пор в тамошних библиотеках остается множество греческих рукописей богослужебного содержания, и между прочим здесь было найдено древнее греческое евангелие с миниатюрами VI–VII стол. С Южною Италией и Сицилией связано несколько имен, занимающих не последнее место в судьбе греческого церковного устава и в области гимнографии. Хорошо известны т. наз. „Марковы главы» нашего устава. Марк, составитель этих глав был епископом Отрантским (по славянскому произношению, Идрунтским) и известен кроме того как дополнитель канона на вел. субботу. Из гимнографов южно-италийских должно назвать имена Георгия Сицилийского или Сикелиота VII в., Варфоломея и Нила Россанских и нескольких иноков знаменитого Крипто-Ферратского монастыря. Отсюда вышла особенная редакция уставов, так называемая южно-италийская. Здешние гимнографы находились в живых и постоянных сношениях с греческим востоком и в особенности с Студийским монастырем, а потому и песнотворческая деятельность их не расходилась с общим направлением гимнографии восточной церкви и имела для нея немалое значение. Тесная связь с востоком не мешала однако некоторым из греко-италийских песнописцев посвящать свои труды и западным святым; Нил Россанский, например, составил канон Венедикту Нурсийскому. Из позднейших составителей канона более заметными и плодовитыми деятелями были Иоанн Евхаитский XI в., и Филофей Константинопольский XIV в.; но оригинального в их произведениях немного. Что было сделано патр. Филофеем по части канонов и молитв, то же самое выпало на долю современных ему патрр. Исидора и Каллиста по части акафиста. Этот род произведений, как мы уже видели, тесно соприкасается с кондаками и есть не что иное, как их дальнейшее развитие и обработка. Георгий Писида. писатель VII в., или, как говорят другие, современник его патр. Сергий положили начало этому роду церковного творчества, которое затем было забыто на несколько столетий и с новою силой появилось уже в XIII–XIV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

…Впрочем, слово «монах», в переводе с греческого «один», изначально содержит в себе некое противоречие. Действительно, как можно сказать, что человек один, если он живет за крепкими стенами, в составе сплоченного, нередко многочисленного коллектива, особенно в так называемых «общежительных» монастырях? Очевидно, «один» означает в данном случае не только и не столько «единственный» или «одинокий», но скорее и преимущественно «живущий наедине с Богом». Лучше проясняет существо дела русское слово «инок» – в народном понимании от прилагательного «иной». Для иноческого сознания иным делается весь мир. Там – все мирское, грешное, чувственное, здесь – «иное», очищенное, преображенное. Поселившиеся в пустыни монахи жили трудом своих рук – трудом самым простым, чтобы ничто не отвлекало от молитвы. Самое распространенное рукоделье – плетение корзин, рогож и лестниц из ивовых прутьев. И тяжело, и полезно против плотской страсти, и умом в сердце предстоишь Богу. Иной, забыв обо всем в молитве, перебирая ступеньки, словно четки, сплетет лестницу в сотню метров… Не потому ли и книга игумена Синайской обители Иоанна, посвященная монашескому духовному восхождению, называлась «Лествица»? Начало второго периода в истории монашества следует связывать с деятельностью великих основателей древних египетских обителей: Антонием и Пахомием. Уже устав Пахомия Великого (346 году) написан для киновитов – «общежительников». Именно этот тип иноческой организации имеют в виду и правила Василия Великого , и уставы Иоанна Кассиана и Венедикта Нурсийского. В этот ранний период монашество характеризуется полной независимостью от иерархии и даже демонстративным отчуждением от занятия монахами каких-либо церковных должностей. Пахомий Великий в своем уставе вообще запрещает монашествующим вступать в клир, т. е. в число священнослужителей. Исторической родиной монашества был Египет, и создатели первых египетских монастырей – Антоний Великий , Макарий Великий , Онуфрий Великий – доныне остаются для нас непревзойденными учителями духовной жизни, молитвы и иноческого подвига. Все они по этническому происхождению были копты. Слово «копты» – того же корня, что Египет, – это название народа, прямых потомков древних египтян.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010