476 год – это лишь условная дата в истории человечества. В действительности переход от Античности к Средневековью растянулся на три столетия, с IV по VI век включительно, когда в Европе окончательно утверждается средневековый уклад. В VI в. латинская христианская литература окажется вновь на подъеме. В литературу придут Боэтий, автор знаменитого «Утешения философией», историки Кассиодор и Григорий Турский , поэты Эннодий, Аратор, Венанций Фортунат, написавший назидательные «Диалоги о житии и чудесах италийских отцов и о вечной жизни души» папа Григорий I Великий и, наконец, выдающийся писатель-энциклопедист Исидор Севильский (ок. 570–636), творчество которого завершает латинскую патристику. Словами из его «Синонимов» (2,2) и закончим эту книгу: «Самого себя познай человек, познай, кто ты, откуда твое начало, почему ты родился и на какую потребу произведен на свет, познай, как ты устроен, в каких условиях воспитан и для чего сотворен в этом мире. Помни свое звание, храни чин, свойственный твоей природе. Будь таким, каким ты сотворен, кем создал тебя Бог, каким устроил тебя Творец, каким положил тебе быть Создатель» (Пер. Т.А. Миллер). Литература Переводы Августин. Творения блаженного Августина . Ч. 1–11. Киев, 1880–1908; 2-е изд. Ч. 1–8. Киев, 1901–1913. Августин. Христианская наука, или Основания св. Герменевтики и церковного красноречия. Киев, 1833. Августин. Избранные проповеди/Пер. Д. Садовского. Сергиев Посад, 1913. Августин. Об обучении оглашаемых/Пер. и примеч. М.Е. Сергеенко//Богословские труды. 1976. 13. С. 23–55. Августин. О благодати и свободном произволении//Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987. С. 332–557 (приложение). Августин Аврелий . Исповедь/Пер. М.Е. Сергеенко. М., 1997. Августин Блаженный . Исповедь/Пер., коммент. М.Е. Сергеенко//Богословские труды. 1978. 18. С. 71–264. Августин Иппонский. Творения. М., 1997. Августин. Об истинной религии: Творения. Т. 1–4. СПб.; Киев, 1998. Авсоний. Стихотворения//Изд. подг. М.Л. Гаспаров. М., 1993.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

пустопорожне искусно; Английские завоеватели вели политику по уничтожению национальной культуры Ирландии. В XVII веке был даже принят закон против бродячих бардов. В последующие века под давлением англичан ирландский язык оказывается вытесненным из употребления. Особенно быстро этот процесс пошел после великого голода – 1845–1850-е годы, когда население страны уменьшилось почти на четверть. Но все-таки ирландской культуре удалось сохранить свои особенности. В первую очередь благодаря уличному фольклору, уличной балладе, но это уже другая история. А бардическая поэзия навсегда осталась в истории литературы как уникальное поэтическое явление. Анастасия Занегина , специалист по кельтскому искусству Все лекции цикла можно посмотреть здесь . После введения в V веке христианства в Ирландию монастыри стали центрами книжного просвещения. Большое количество мифов, преданий и легенд сохранилось именно там. Здесь же появилась и оригинальная поэзия, авторами которой были монахи-переписчики, которые, как правило, творили анонимно. Работая над рукописями в скрипториях, монахи нередко оставляли на полях или в других свободных местах манускриптов различные записи личного характера, среди которых были и стихотворения. Интересно, что, переписывая латинские рукописи, свои записи монахи оставляли именно на родном языке. Для монахов, для которых переписывание было профессиональной деятельностью, стихосложение было хорошим способом отвлечься от монотонной работы. Способом выразить свои личные переживания. Монахи подарили поэзии свежие темы. В VIII веке появляются целые лирические поэмы, главной темой которой становится любовь – любовь к Богу, к смирению, к уединению. В стихосложении монахи ориентировались на латинскую рифмованную поэзию, к примеру на Венанция Фортуната. В стенах монастырей появилась лирическая поэзия, которая была лирична и по форме, и по содержанию. Исследователи отмечают, что отыскивать, наблюдать, любить природу во всех проявлениях, не было дано никакому другому народу и на столь раннем этапе, как кельтам.

http://academy.foma.ru/tag/keltskaya-kul...

В «Пестрой книге» сохранился ирл. трактат о канонических часах (XI или XII в.), в к-ром раскрывается аллегорический и духовный смысл каждой из 8 служб оффиция (3-й час, полдень, 9-й час, вечерня, повечерие, полночь, утреня, 1-й час) (изд.: Best R. I., ed. The Lebar Brecc Tractate on Canonical Hours//Miscellany Presented to K. Meyer. Halle, 1912. P. 142-166). Гимнография Основной корпус ирл. гимнографии был собран и издан К. Блуме ( Blume C. Hymnodia Hiberno-celtica//Die Hymnen des Thesaurus Hymnologicus H. A. Daniels. Lpz., 1908. Bd. 1. Tl. 2. (AHMA; 51)). Однако в это собрание вошло много текстов, к-рые имеют англосакс. и галликанское происхождение. Многие ирл. гимны основаны на сочинениях Пруденция, свт. Амвросия Медиоланского, Венанция Фортуната. Наиболее древние гимны в богослужении К. о. сохранились в составе Бангорского Антифонария. Гимн «Sancti, venite» (на причащение священников) является для всего Запада самым ранним примером гимнов в составе мессы, а не только оффиция. Гимн «Ignis creator igneus» (на благословение свечи), вероятно, имеет континентальное происхождение, равно как и гимны «Mediae noctis tempus est» (в середине ночи), «Sacratissimi martyres» (на память мученика), «Spiritus divinae lucis» (на воскресной утрене), «Hymnum dicat» (метрический гимн, во мн. источниках приписываемый свт. Иларию Пиктавийскому). Два последних сохранились также в т. н. Туринских и Парижском фрагментах, что подтверждает их литургическое использование. Одним из ранних ирландских гимнов является метрический гимн на память св. Патрикия «Audite omnes amantes», приписываемый его ученику св. Секундину (см.: Bieler. 1952/1953; Orchard. 1993). Гимн на Великую субботу «Precamur patrum», возможно, составлен Колумбаном ( Lapidge. 1997). К числу оригинальных ирландских сочинений относится также гимн «Archangelum mirum magnum», приписываемый Маэл Руану (Karlsruhe. Bad. Landesbibl. Aug. Perg. 221. Fol. 192, нач. IX в., из Райхенау). Он имеет алфавитную структуру и рифму, в нем часто используется прием аллитерации. Завершается гимн ирландско-латинской коллектой: «Да благословит тебя Бог и Михаил,- говорит Маэл Руан. Аминь». Литургический год

http://pravenc.ru/text/1684161.html

В бассейне Мозеля и нек-рых рейнских провинциях «церковная реставрация» началась сравнительно быстро и была связана с интеграцией герм. земель в гос-во франков уже в правление Теодориха I, к-рый для укрепления церковной жизни в Рейнской обл. пригласил мн. клириков из Галлии ( Ewig E. Rheinische Geschichte in 3 Bd. Düsseldorf, 1980. Bd. 1: Frühes Mittelalter. S. 55-69). Однако в случае, напр., с языческой Алеманнией в верховьях Рейна и Дуная, номинально подчиненной Франкскому королевству, об укреплении христ. жизни можно говорить лишь с 1-й пол. VII в., что было связано с попытками франков упрочить власть над Алеманнией с помощью развития церковной организации. В 488 г. рим. население Норика вместе с остатками гарнизонов было выведено Одоакром в Италию. Однако в Реции Второй романское христ. население сохранилось и было ассимилировано расселившимися здесь на рубеже V и VI вв. баварами. Живая традиция стала основой для обращения последних в христианство. Венанций Фортунат , побывавший в этих землях ок. 565 г., свидетельствует о наличии христ. общин и почитании местных святых - мц. Афры и свт. Валентина. О распространении христианства на землях совр. Баварии и Австрии силами «священников из Галлии» (sacerdotes Galliarum) известно уже в 591 г. (MGH. Epp. T. 3. N 1. P. 20), что традиционно связывается с активностью франков на дунайском направлении. Кор. Теудеберт I (533-548) в письме к имп. Юстиниану I сообщал об «успехах кафоликов» (profectus catholicorum - Ep. Theudeberti ad Iustinianum//MGH. Epp. Т. 3. N 20. S. 132-133). Под этим подразумевалась, с одной стороны, интеграция отдельных христ. общин уцелевшего романского населения, а с другой - проникновение правосл. франк. церковнослужителей на земли варварских народов, придерживавшихся язычества или арианства. Военная колонизация франками восточнорейнской Г. подразумевала также проповедь христианства на вновь осваиваемых землях. При этом прежние духовные центры играли существенную роль в сохранении и развитии городской жизни. Возникавшие на герм. землях духовные учреждения были связаны с эволюцией древних местных культов, центры к-рых служили опорными пунктами и в деятельности т. н. ирландско-франк. миссионеров VII-VIII вв., результаты к-рой не следует преувеличивать. «Обновление» ирландско-франк. миссионерами существовавших и создание новых мон-рей в Г. в это время совр. исследователи оценивают не как распространение в Г. новых, сугубо монашеских форм служения, но скорее как развитие «симбиоза монашества и клира» (Р. Шиффер). В основном клерикальный, а не аскетический характер духовных институций к востоку от Рейна определялся потребностями распространения и упрочения христианства, чему прежде всего способствовало активно осуществляемое пастырское служение.

http://pravenc.ru/text/164803.html

4) «Epistolae» с подсериями: «Epistolae» (Письма; с 1887. 8 т. in quarto); «Die Briefe der deutschen Kaiserzeit» (Письма эпохи Священной Римской империи; с 1949. 9 т.); «Briefe des späteren Mittelalters» (Письма эпохи позднего средневековья; с 2000. 3 т.); «Epistolae saeculi XIII e regestis pontificum romanorum selectae» (Избранные послания из регест пап Римских XIII в.; 1883-1894. 3 т.); «Epistolae selectae» (Избранные письма; 1916-1952. 5 т.). 5) «Antiquitates» с подсериями: «Poetae Latini medii aevi» (Средневековые латинские поэты; с 1881. 6 т.); «Necrologia Germaniae» (Средневековые немецкие некрологи; 1866-1920. 6 т.); «Libri memoriales» (Поминальные книги; 1970-2001. 2 т.); «Libri memoriales et necrologia. Nova series» (Поминальные книги и некрологи. Новая серия; с 1979. 9 т.). Вне основных издаются серии «Quellen zur Geistesgeschichte des Mittelalters» (Источники по средневековой интеллектуальной истории; с 1955. 27 т.), «Deutsches Mittelalter: Kritische Studientexte» (Немецкое средневековье: Критические издания для студентов; 1937-1949. 4 т.) и «Hebräische Texte aus dem mittelalterlichen Deutschland» (Еврейские тексты в средневековой Германии; с 2005. 2 т.). Помимо публикаций источников в «M. G. H.» издаются серии справочных изданий (Hilfsmittel (Справочники); с 1975. 29 т.), исторических монографий и сборников статей (Schriften der Monumenta Germaniae Historica (Труды «Monumenta Germaniae Historica»); с 1938. 72 вып.; Studien und Texte (Исследования и тексты); с 1991. 61 вып.). С 2014 г. книги выходят в изд-ве «Harrassowitz Verlag» (г. Висбаден). С 2010 г. почти все публикации источников в «M. G. H.» находятся в свободном доступе на интернет-портале www.dmgh.de. Несмотря на то что сначала источники по церковной истории не планировалось включать в «M. G. H.», они довольно быстро заняли в издании основное место. В «M. G. H.» опубликованы важнейшие материалы, посвященные конфликту по поводу инвеституры , истории средневек. ересей, а также деяния Соборов VI-X вв., чины организации Соборов, епископские капитулярии, регистры Римских понтификов, некрологи и поминальные книги мн. крупных мон-рей, переписка видных церковных деятелей ( Алкуина , Гинкмара Реймсского и др.), важные памятники житийной литературы и церковной историографии ( Виктор , еп. г. Вита, Авит Вьеннский), религ. поэзии ( Венанций Фортунат , Аполлинарий Сидоний ), богословские и церковно-канонические трактаты (подробнее см.: Hartmann. 2014; Scheiffer. 2007, 2008, 2015).

http://pravenc.ru/text/2564140.html

B. Thorpe. L., 1844. Vol. 1. P. 416-437). Стихотворное переложение легенды о Л. и др. мучеников, пострадавших с ним, включено Флодоардом Реймсским в поэму «Победы Христа в Италии» (PL. 135. Col. 685-688; см.: Jacobsen P. Ch. Flodoard von Reims: Sein Leben und seine Dichtung «De triumphis Christi». Leiden, 1978. S. 252-253). Среди лат. метрических версий сказания о Л.- «Стихи о св. Лаврентии» Марбода, еп. Реннского (PL. 171. Col. 1607-1614), «Мученичество св. Лаврентия» бенедиктинца Нигелла Кентерберийского ( Nigel of Canterbury. 1994) и поэма Вильгельма из Массенаго (AnBoll. 1892. T. 11. P. 313, 318-320). Проповеди, гимны и др. сочинения о Л. принадлежат богослову, историку и агиографу Ренье († 1188), жившему в аббатстве св. Л. в Льеже. Известны сказания о мученике на национальных языках, напр., англо-нормандское стихотворное Житие Л. (между 1140 и 1170 - La Vie de Saint Laurent. 1976), кастильская поэма Гонсало де Берсео «Страсти, или Мученичество св. Лаврентия» (сер. XIII в.- Gonzalo de Berceo. 1971), прозаические исл. версии Мученичества Л. (см.: Wolf. 2013). В средневек. агиографических произведениях повествование о мученичестве Л. нередко дополнялось сказаниями о чудесах мученика, заимствованными из различных источников. Такие сказания были включены Григорием Турским в сб. «О славе мучеников»: в них рассказывается об удлинении слишком короткой балки во время строительства церкви в честь Л. и о разбившейся литургической чаше, к-рую вскоре нашли невредимой ( Greg. Turon. Glor. martyr. 41, 45). Чуду о балке посвящено также стихотворение Венанция Фортуната ( Venant. Fort. Carm. IX 14) (ср. более поздние сказания о чудесах Л.- BHL, N 4784-4787). В XIII-XV вв. сведения о Л. включались в легендарии и исторические труды. Так, краткие сказания, основанные на текстах Мученичества, содержатся в легендарии Жана де Майи ( Jean de Mailly. 2013) и в энциклопедии Винцентия из Бове ( Vincentii Burgundi Bibliotheca mundi, seu Speculum maius. Duaci, 1624. T. 4. P. 442-443). Блж. Иаков из Варацце включил в «Золотую легенду» пространное сказание о мученике, в к-ром использовал многочисленные источники, в т.

http://pravenc.ru/text/2462435.html

Главный враг Григория-Хильперик. Григорий приводит примеры его жестокости и вероломства, в том числе убийство жены Галсвинты (IV, 28), сыновей Меровея (V, 18) и Хлодвига (V, 39). Григорий дает ему лаконичную характеристику: «...он часто опустошал и сжигал множество областей, и от этого он не испытывал никакого угрызения совести, а скорее радость... Он очень часто несправедливо наказывал людей, чтобы завладеть их имуществом» (VI, 46). Третий из братьев, Гунтрамн, противопоставляется Хильперику как герой положительный, а Сигиберту — как герой не столько воинственный, сколько благочестивый. Григорий всячески превозносит его набожность» щедрость по отношению к церквам и духовенству, его благотворительность (IX, 20, 21). Что же касается рано умершего короля Хариберта, четвертого из сыновей короля Хлотаря, то Григорий говорит о нем мало, упоминая лишь о его отношениях с женами, которых он часто менял по своей прихоти, за что был отлучен от церкви (IV, 26). Однако Венанций Фортунат, который гостил у короля Хариберта, посвятил ему стихотворение (VI, 2), где он хвалит Хариберта за хорошее им знание латинского языка.    Вызывают интерес зарисовки наиболее колоритных представителей королевской администрации. К числу таких лиц прежде всего следует отнести коварного выскочку графа Левдаста, бывшего раба, который делил с Григорием управление Туром. По оценке Григория, Левдаст был ничтожным и недалеким, очень хитрым и изворотливым человеком, умевшим льстить правителям и вельможам и играть на их слабостях. Однако стоило ему оказаться в затруднительном положении, как он терялся и совершал необдуманные поступки, которые в конце концов и привели его к гибели. Сделавшись графом, «он еще больше становится спесивым от высокой почетной должности, там (в Type.— В. С.) показал он себя алчным и хищным, надменным в спорах и грязным развратником. Сея раздоры и клевету, он скопил немалое богатство» (V, 48).    Не менее сочными штрихами рисует Григорий портрет другого вельможи меровингских королей — герцога Гунтрамна Бозона.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1155 Житие Далмация, 5. Этот пример подтверждает мысль о том, что вестготские короли проявляли терпимость к католической церкви, пока ее представители не выступали против самой власти вестготов (Корсунский А. Р. Готская Испания. М.: Издательство Московского университета. 1969. С. 149). 1157 Присутствие на полевых работах см.: Там же, 10. Заступничество Далмация перед судьями и трибуном отражено: Там же 3, 9. 1166 Riche Р. Education and Culture in the Barbarian West. P. 232–233. Д. Клауде ошибочно считал, что с 15 лет (Клауде Д. История вестготов. С. 93). 1167 Высказывалось мнение, что этим тираном в тексте мог выступать Теода, но оно, на наш взгляд, наименее правдоподобно, так как в 524 г. Теода был начальником войск, прежде всего в Испании, и уж тем более не мог занимать «готского трона в Нарбонне». 1175 Vita Genovefæ virginis Parisiensis, 45//MGH SSRM, T. 3/ed. B. Krusch. Berlin. 1896. P. 204–238. 1178 Скорее всего, здесь идет речь о Теодорихе Великом, который на правах опекунства над своим внуком Амаларихом управлял Вестготским королевством и, узурпировав власть в этом королевстве, не расставался с ней до конца своей жизни в 526 г. 1179 Первый епископ г. Родеза, житие которого, приписываемое Венанцию Фортунату, до нас дошло (Vita Amantii//MGH АА, Т. 4,2/ed. В. Krusch. Berlin. 1885. Р. 55–64). 1185 Хелидр (chelydros) – змея, называемая еще «херсидр» (chersydros), так как обитает и в воде, и на суше. (Isidorus Hispalensis. Etymologiarum, L. XII, IV, 24//Etymologiarum sive Originum libri XX/ed. W. M. Lindsay. 2 vols. Oxford. 1911). 1188 В тексте сеи scopulus Sirtium (см. Syrtes). Однако, исходя из противопоставления в следующем предложении, более вероятно, что в этом месте речь идет именно о «утесах Сирен». 1194 T. e. урожай лежит пока неочищенный, то есть зёрна перемешаны со всем остальным (соломой, половой, плевелами). 1196 ...небосвод (caelipalatum)... –Цицерон. О природе богов, II, 18,49//Марк Туллий Цицерон. Философские трактаты/пер. М. И. Рижского. М., «Наука», 1985. Фраза, заимствованная у римского поэта Энния (239–169 гг. до н. э.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Максимом (ему приписывали целительные свойства - Idem. Virt. Mart. IV 10; ср.: Sulp. Sev. Vit. Mart. 20. 5), а также реликвии мучеников, к-рые М. якобы получил от Амвросия Медиоланского ( Greg. Turon. Hist. Franc. X 31; Idem. Glor. martyr. 46). Агиография после VI в. Св. Мартин. Миниатюра из «Золотой легенды» Иакова из Варацце. Кон. XIII в. (San-Marino (Ca.). Huntington Lib. CA 3027. Fol. 156r) Св. Мартин. Миниатюра из «Золотой легенды» Иакова из Варацце. Кон. XIII в. (San-Marino (Ca.). Huntington Lib. CA 3027. Fol. 156r) Основной корпус агиографических текстов о М. состоял из сочинений Сульпиция Севера, Павлина из Петрокорики, Венанция Фортуната и Григория Турского. Однако в прозаических текстах не было цельного повествования о жизни и чудесах М., а стихотворные произведения, предназначенные для образованных людей, были трудны для восприятия. Это стало одной из причин появления новых текстов, призванных суммировать сведения о М. и дополнить более ранние сочинения. В нач. IX в. возникли школа и крупный скрипторий при мон-ре М. в Туре, к-рый возглавлял Алкуин (796-804). С этим связано окончательное формирование «Мартинелла», в который были включены пространные фрагменты из произведений Григория Турского и исповедание веры, к-рое приписывали М. (CPL, N 1748a). Происхождение этого текста, напоминающего краткое катехетическое наставление, трудно определить. По мнению О. Штегмюллера, при его составлении были использованы сочинения Илария Пиктавийского и Мария Викторина, а также символ «Clemens Trinitas», вероятно, составленный в V-VI вв. в Юж. Галлии (CPL, N 1748). Как полагал исследователь, исповедение было составлено в Туре при Алкуине и вскоре атрибутировано М. Однако не исключено, что текст относится к более раннему времени ( Stegm ü ller F. 1960; Stegm ü ller O. 1966; CSLMA. AG. T. 3. P. 228-230). Широкое распространение получило краткое Житие М., составленное Алкуином; в большинстве рукописей к нему приложена проповедь Алкуина о кончине святого (BHL, N 5625-5626; изд.: B.

http://pravenc.ru/text/2562414.html

Впрочем, Фавсту как представителю южно-галльской монашеской традиции, сохранившей связи с христианским Востоком, было известно и греческое представление об исхождении Духа от одного Отца (ex substantia Patris existere) 129 . С похожей картиной мы сталкиваемся и у Геннадия Марсельского, который в середине 490-х написал догматический трактат De ecclesiasticis dogmatibus («О церковных догматах»), ранее приписывавшийся Августину. В самом начале этого трактата Геннадий приводит тринитарную формулу, в которой сочетаются элементы августиновского учения о Троице как едином Боге и «двойном исхождении» Св. Духа с древним учением о «монархии» Отца: «Веруем в то, что единый Бог есть Отец, Сын и Святой Дух (unum esse Deum Patrem, et Filium, et Spiritum sanctum). Он Отец, поскольку имеет Сына; Сын, поскольку имеет Отца; Святой Дух, поскольку исходит от Отца и Сына (ex Patre et Filio procedens) и совечен Отцу и Сыну (Patri et Filio coaetemus). Итак, Отец – это Начало Божества (principium deitatis), Который как всегда был Богом, так и всегда был Отцом, от Которого рожден Сын и от Которого Святой Дух – не Рожденный, поскольку Он не есть Сын, и не Нерожденный, поскольку Он не есть Отец, и не сотворенный, поскольку Он не произошел из ничего, но от Бога Отца и Бога Сына Бог исходящий (ex Deo Patre et Deo Filio Deus procedens)» 130 . To же самое учение о «двойном исхождении» почти в тех же самых выражениях мы встречаем и у других галльских богословов конца V–VI вв.: Юлиана Померил (ум. 498) 131 , Авита, епископа Вьеннского (ум. 523) 132 , Елевферия, епископа Турнейского (ум. 531) 133 , Григория, епископа Турского (ум. ок. 594) 134 , Венанция Фортуната, епископа Пиктавийского (ум. ок. боо) 135 . Более того, это учение встречается и в так называемом «Афанасиевском Символе» (Symbolum Athanasianum), известном также по своим начальным словам как «Символ Quicunque», который, как предполагают, был составлен неизвестным автором в южной Галлии во второй половине V века (между 430 и 500) и впоследствии приобрел огромный авторитет как на Западе, так и на Востоке 136 . Как считается, этот Символ несет в себе характерные особенности тринитарной доктрины Августина, что выражается в нетипичном для других вероучительных формул изначальном утверждении веры не в единого Бога Отца, а в Троицу как единого Бога, а также в учении об исхождении Св. Духа от Отца и Сына:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010