Погребение в лавре двум, помнится, монахам предоставил я отнюдь не по уважению вклада, а по уважению того, что они при добром поведении несли с пользою для лавры послушания, а священством по безграмотству не награждены, потому я и согласился оказать им благодарность, удовлетворя их желанию местом погребения. Вклад же монаха по смерти – дело не великое: монаху надобно не откладывая отдавать излишнее Богу или бедным. Августа 8-го 1831. Письмо 16 Не годится, о наместник, быть приделу в больнице. Место не видное. Притом двум назначенным приделам надобно быть или вместе, или одному против другого. Велите мне снять чертеж, с означением меры, того этажа под колокольнею, где можно быть церкви, и нижнего, чтобы видеть, каков может быть вход. Другая мысль: не сделать ли два придела в Успенском соборе следующим образом? Начертите мне и план Успенского собора, с измерениями. Если бы сие случилось двумя годами ранее, то при перестройке паперти Троицкого собора можно было бы устроить тут два малых придела. Или и теперь можно? – В таком случае проспект, который при Максимовской часовне поворачивает налево, надлежало бы поворотить правее, чтобы он вел мимо северо-восточного угла ко входу в северные или западные двери. Звания приделов назначены; Св. Пророчицы Анны и Св. Равноапостольного Князя Владимира 5 . Против проекта о моих келлиях имею много возражений. Не нравится мне темный чулан, в который прежде запирали сокровища, а теперь запирают воздух, чтоб он, повредясь там, повреждал воздух келлий. Но предлагаемая переделка представляет более труда, нежели пользы. В глубокой комнате, которая сообщается со внешним воздухом чрез другую комнату, всегда будет несвежий воздух. От топки печи из сеней то же действие; если бы печи не нужны были для тепла, я имел бы их и топил бы для очищения воздуха, а для сего надобно чело в комнату. Печь в углу к церкви не годится: жар от нее будет мешать мне стоять у церковной двери, чтобы слушать службу. Нет, сей угол, где теперь китайский сарай и придворная постель, годен для того, чтобы спать, только надобно выкинуть сей сарай и сию постелю и сделать комнату безопасною от окон, дверей и снизу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

– На этот вопрос я ответить не могу. 21 марта 1935 года следствие было закончено. Иеромонах Ксенофонт обвинялся в том, что «среди крестьян села Алексеевское систематически вел антисоветскую агитацию, обрабатывал крестьян в антисоветском духе, распространял провокационные слухи о гибели советской власти; в результате этой деятельности колхоз в селе Алексеевском к началу 1935 года оказался в глубоком прорыве». 31 марта 1935 года Особое Совещание при НКВД приговорило отца Ксенофонта к трем годам заключения в ИТЛ по статье 58-10 УК РСФСР. Арест отбывал в Сибири, в Темниковских лагерях ( Темлаг , г. Потьма). Из лагеря вернулся 2 сентября 1937 года. Вернувшись из заключения в 1937 году прописался в г. Александрове, успел три раза навестить архимандрита Кронида в г. Загорске. Он посетил архимандрита Кронида 19 сентября, заехал к нему как к своему старому другу и единомышленнику, чтобы рассказать о своем аресте и о жизни в заключении. Рассказ произвел такое впечатление, что старец стал его утешать и призывать к терпению, так как в то время повсеместно пастыри терпели гонения и притеснения от безбожных властей. Отец Ксенофонт спросил, стоит ли ему устраиваться в храм священником, но архимандрит посоветовал не идти в храм, а устроиться на какое-нибудь гражданское предприятие, так как только в этом случае он может скрыть то, что судился за контрреволюционную деятельность, и не быть сразу же вновь арестованным. После этого визита отец Ксенофонт посещал архимандрита Кронида еще несколько раз и, в частности, был у него и 20 ноября 1937 года, когда отец Кронид и его келейник были арестованы. Застав в доме отца Ксенофонта, сотрудники НКВД сначала попросили его расписаться в ордере на обыск в качестве свидетеля, а затем, уведя архимандрита и его келейника, арестовали и иеромонаха Ксенофонта. Все арестованные монахи были заключены в Таганскую тюрьму в Москве. Арестован 21 ноября 1937 года по " Делу архимандрита Кронида и др. г.Загорск, 1937 г. " по обвинению: " нелегально проживает в г. Загорске у бывшего настоятеля Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кронида и под такового среди окружающих проводит к/р монархическую агитацию, восстанавливает связь с бывшими монахами Троице-Сергиевой Лавры " .

http://drevo-info.ru/articles/3096.html

621 В неделю вечером пред пением Господи, воззвах не полагается, как в своем месте было сказано, стихословия кафизмы (чит. выше прпмеч. в 1 ч. гл. 10 в отд. о вседневной вечерни); впрочем, как в 1 гл., отд. 1, ч. 1, было разъяснено, поется иногда 1-й антиф. 1-й кафизмы: Блажен муж...; см. также дополн. примеч. о вечерни накануне понедельников Вел. поста, помещенные ниже. 622 О Славе святаго в Типиконе и Постной Триоди говорится только в последовании вечерни Сырной недели накануне понедельника 1-й седмицы Великого поста; в последованиях же накануне понедельников прочих седмиц умалчивается: сказано только: „Слава и ныне, богородичен“. Но, очевидно, когда в стихирах Минеи на Господи, воззвах есть песнопение на Славу, то надобно его петь, потому что таков обычный порядок; и если на Славу пропето песнопение святаго, то на И ныне надобно петь богородичен по гласу Славы из дополнительной части Минеи. 623 В 49 гл. Типикона (см. „в туюжде неделю Сырную вечера“) сказано: „Ведоможе буди, яко во всех неделях св. Четыредесятницы вечер вход бывает, великих ради прокимнов“. Чин входа описан выше, ч. 1, гл. 1, в отделе о всенощн. бдении. 625 Когда не в Великий пост (см. напр., 15 сент.). Типикон указывает на вечерни прокимен великий; то он предписывает после великого прокимна произносить ектению: Рцем вси, а здесь не так. 626 И по изд. Киево-печ. лавры эту ектению должен произносить священник. Здесь сказано так; „Чтется: Сподоби, Господи; диакон затворяет царские врата и разоблачается. Иерей же пред святыми дверьми глаголет ектению: Исполним вечернюю“ (л. 3 на обор.). 628 В Типиконе, гл. 49, и Триоди Постной о Славе святаго сказано только в последовании накануне понедельника 1 седм. Вел. поста; причем в Постной Триоди добавлено, что „И ныне, богородичен по гласу Минеи“. Но в последованиях накануне понедельников др. седмиц говорится только: „Слава, и ныне, богородичен“. Отсюда, однако, не следует, что на Славу не следует петь из Минеи, если она там есть. 631 24 февр. иногда бывает и в понедельник 1-й седмицы Великого поста; но в таком случае вся служба Предтечи поется в Сырную неделю.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Ист.: Лёвшин В. А. Рус. сказки, содержащие древнейшие повествования о славных богатырях, сказки народные и пр. М., 1780. Ч. 1; Рыбников П. Н. Песни, собр. П. Н. Рыбниковым. М., 1861-1867. 4 ч.; Киреевский П. В. Песни, собр. П. В. Киреевским. М., 1868. Т. 1: Песни былевые. Время Владимирово. Вып. 1: Илья Муромец - богатырь-крестьянин; Гильфердинг А. Ф. Онежские былины, записанные... летом 1871 г. СПб., 1894-1900. 3 т.; Сборник Кирши Данилова/Ред.: П. Н. Шеффер. СПб., 1901; Чулков М. Д. Собрание разных песен. СПб., 1913. Т. 1; Былины М. С. Крюковой/Ред.: Ю. М. Соколов. М., 1939; Былины Пудожского края/Подгот. текстов: Г. Н. Парилова и А. Д. Симонов. Петрозаводск, 1941; Илья Муромец/Подгот. текстов, ст. и коммент.: А. М. Астахова. М.; Л., 1958. (Лит. памятники); Памятники рус. фольклора: былины в записях и пересказах XVII-XVIII вв./Изд. подгот.: А. М. Астахова, В. В. Митрофанова, М. О. Скрипиль. М.; Л., 1960. Лит.: Описание Киево-Печерской лавры. К., 1847. С. 110; Буслаев Ф. И. Рус. богатырский эпос//РВ. 1862. Т. 38. 3. С. 1-64; Т. 41. 9. С. 5-102; Т. 10. С. 523-571 (то же: СбОРЯС. 1887. Т. 42. 2); СИСПРЦ. С. 103; Миллер О. Ф. Сравнительно-критические наблюдения над слоевым составом нар. рус. эпоса: Илья Муромец и богатырство киевское. СПб., 1870; Сб. мат-лов для ист. топографии Киева и его окрестностей. К., 1874. Отд. II. С. 17-19, 121; Максимович М. А. В каком веке жил Илья Муромец?//Собр. соч. К., 1876. Т. 1. С. 126-128; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Дек. С. 41-42; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 219-221; Соболевский А. И. К истории рус. былин//ЖМНП. 1889. Ч. 264. Июль. С. 15-19; Майков Л. Н. Мат-лы и исследования по старинной рус. литературе. Спб., 1891. С. 3-8; Иловайский Д. И. Богатырь-казак Илья Муромец как ист. лицо//РА. 1893. Кн. 2. 5. С. 33-58; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 20-21; Миллер В. Ф. Очерки рус. народной словесности. М., 1897. Т. 1. С. 397; М., 1924. Т. 3. С. 86-96; Халанский М. Г. Об отношении былин об Илье Муромце к Сказаниям об Олеге Вещем//ЖМНП. 1911. Сент. С. 56-57; Ширяева П. Г., Кравчинская В. А. 2 былины в записях кон. XVII-XVIII вв. II. «История о двух сильных богатырех Илье Муромце и Соловье-разбойнике»//ТОДРЛ. 1948. Т. 6. С. 339-371; Сперанский М. Н. Рукописные сборники XVIII в. М., 1963. С. 127-133; Колпакова В. М., Кабанець П. Koмnлekchi мeдuko-ahmponoлoriчhi дocлiджehhя св. мощей Печерськоï Лаври//Дива печер лаврських. К., 1997. С. 85-91; Азбелев С. Н. Устная история Вел. Новгорода: Очерки IX-XVII ст. Вел. Новгород, 2006.

http://pravenc.ru/text/389413.html

Радостно было также слушателям слышать чисто русскую речь там, где раньше раздавался всегда сильный хохлацкий акцент. Гедеон, сверх всего, обладал прекрасной дикцией, и митрополит Платон отзывается, что «он столь приятно и сладостно произносил слова свои, что слушатели бывали как бы вне себя и боялись, чтоб он не перестал говорить». Посвященный скоро в архимандриты, сделанный членом Синода, он был назначен архимандритом Троице-Сергиевой Лавры, продолжая жить по преимуществу в Петербурге и сохраняя до кончины Елисаветы звание придворного проповедника. Гедеон, испытавший на себе тяжелую руку малороссов, не мог, конечно, не относиться к ним враждебно. Вознесенный мирской властью, он был всецело ей предан, а вел себя, как вельможа, что позволяло ему богатство Лавры. Носил по моде того времени шелковые башмаки и чулки, на башмаках бриллиантовые пряжки в 10,000 рублей; гардероб его с шелковыми и бархатными рясами занимал целую комнату. О нем говаривали: «Гедеон нажил мильон». По восшествии своем на престол Екатерина велела посвятить Гедеона в епископы Псковские, но держала его в Петербурге. Третьим видным монахом-великороссом был Гавриил Петров. Родившись в Москве, он получил образование в Московской духовной академии. Когда он кончил курс, начальство стало склонять его к принятию монашества, но он решительно отказался и, потеряв место учителя, занял невидную должность корректора московской синодальной типографии. В академии освободилась кафедра пиитики, и св. Синод предложил Петрову занять ее, с чем необходимо тогда было связано и пострижение в монашество. Петров опять отказался. Такое уклонение от иночества нельзя объяснить ни чем иным, как только тем, что грубый деспотизм малороссов-монахов очень уронил это звание в глазах даровитейших студентов. Петров же имел ясно выраженные аскетические наклонности и только об одном и думал, как бы больше находиться при церкви. Когда он окончил курс и был некоторое время без должности, он думал занять просвирническое место, только чтоб иметь, как сам говорил, «маленький кусок хлеба» и служить при храме.

http://azbyka.ru/fiction/russkaya-cerkov...

Сравните этого калужского «дипломата» с новейшими его собратьями (типа Дулумана и Осипова) – все течет, все меняется, все совершенствуется, даже жулики и прохиндеи. Таким образом, во второй половине 1922 года в Русской Церкви создалась даже еще более накаленная атмосфера, чем в первую половину этого года. В этой раскаленной атмосфере и развернулся всероссийский раскол. В Петрограде и в провинции он был не менее болезнен, чем в Москве. К петроградским событиям мы сейчас, в первую очередь, и обратимся. В июне 1922 года в петроградской церкви царил разброд. Два популярных петроградских викария – епископ Ладожский Венедикт (Плотников) и епископ Кронштадтский Иннокентий (Благовещенский) содержались в «Крестах». На свободе оставалось три епархиальных епископа: Ямбургский Алексий (Симанский) 20 , Лужский Артемий (Ильинский) и Петергофский Николай (Ярушевич) . Ясно и четко определил свою позицию только один из них – епископ Артемий, который почти сразу после ареста митрополита безоговорочно признал ВЦУ. Что же касается двух остальных епископов, то их позиция не отличалась ясностью. Особенно затруднительным было положение епископа Алексия: обладая формально всей полнотой архипастырской власти, он практически не мог ее осуществить без санкции ВЦУ: если бы он заявил о своем непризнании ВЦУ, он немедленно бы разделил участь арестованных своих собратий. Между тем, признав ВЦУ, епископ немедленно восстановил бы против себя всю епархию, – и следовательно, власть его все равно оказалась бы фиктивной. В этих условиях епископ Алексий избрал единственно возможную для него тактику «оттягивания»; он всячески медлил с окончательным решением, ссылаясь то на «неясность положения», то на необходимость лично ознакомиться с тем, что произошло в Москве, то почти признавал ВЦУ, то почти брал это признание обратно. Примерно ту же позицию занимал и его младший собрат епископ Петергофский Николай 21 . Молодой, обаятельный архиерей, сделавший блестящую карьеру, пользовался популярностью в народе за свою мягко-лирическую манеру служить, за свои прекрасные, строго традиционные по содержанию проповеди, за свою доступность в обращении. Рукоположенный всего лишь три месяца назад в епископа, преосвященный Николай занимал в то время должность наместника Лавры. Основываясь на праве ставропигии, которым обладают Лавры, епископ Николай также вел непосредственные переговоры с ВЦУ; следует отметить, что тактика отсрочек и

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После выписки из больницы женщина проходила обследования каждые полгода, затем раз в год. В последний раз, в 2012 году, ей сказали прийти через год-два. Это означает, что она полностью здорова. Сейчас у неё все хорошо, на третий год после болезни сняли инвалидность. Лечащая врач очень удивилась полному излечению. Кум-священник сказал, что это произошло по молитвам святителя Феодосия Черниговского и священников Лавры. Вывод «Я считаю, что моей болезнью Господь привел меня к вере, к спасению души. А вел давно: когда-то мне очень пришлась по душе Казанская иконка Божией Матери на открыточке, оставшаяся после бабушки. Я ее хранила, и именно в день праздника Казанской иконы Божией Матери, спустя много лет, у меня появился духовный отец. Думаю, Господь вел меня к спасению особым путем, пусть даже и через болезнь. Он каждого из нас ведет, но иногда мы этого просто не замечаем», — говорит она. Светлана Пирогова Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 26 марта, 2021 22 марта, 2021 16 июня, 2021 31 мая, 2021 20 мая, 2021 27 апреля, 2021 14 апреля, 2021 12 апреля, 2021 3 апреля, 2021 26 марта, 2021 22 марта, 2021 16 июня, 2021 31 мая, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/zhenshhina-istselilas-...

Джигурда вел себя, мягко говоря, крайне развязно, бегая по студии и оскорбляя людей как лично, так и по религиозному признаку. В какой-то момент они оказались на одной скамье с Кириллом Фроловым, между ними сидел ведущий. Появляются разные сообщения о драке в студии во время записи «Прямого эфира», который выйдет на канале «Россия-1» 19 января в 18.55. Например:  http://www.vesti.ru/doc.html?id=689365 ,  http://www.interfax-religion.ru/?act=ne ws&div=43833 . А вот что я видел и о чем готов свидетельствовать в суде. Джигурда вел себя, мягко говоря, крайне развязно, бегая по студии и оскорбляя людей как лично, так и по религиозному признаку. В какой-то момент они оказались на одной скамье с Кириллом Фроловым, между ними сидел ведущий. Потом ведущий удалился, и Джигурда стал откровенно задирать Кирилла — сначала словесно, потом действиями: начал хватать за корпус, за ногу. Началась драка, Джигурда поволок Кирилла за кулисы. Туда же пошли хоругвеносцы, порядок был восстановлен, у Кирилла на лице были следы побоев. Странно, что порядок не восстановили организаторы ток-шоу. Ведущий самоустранился от происходящего. Вообще создавалось впечатление, что драка воспринималась организаторами как успех шоу. Посмотрим, что завтра покажут, а что вырежут. Программа «Прямой эфир», которая начиналась как интеллектуальное ток-шоу, становится все больше похожа на худшие варианты постановочных скандалов. Ведущему, похоже, не дают покоя лавры наиболее скандальных шоуменов. В зале присутствуют люди, которые умело, хорошо поставленными голосами «раскачивают аудиторию» при помощи резких реплик. В связи с этим было очень интересно услышать в студии реплику режиссера: «Актеры массовых сцен, приготовиться к записи!» Мы с Ириной Хакамадой сразу обратили на нее внимание, потому что еще до мотора обсуждали вопрос о том, сколько в зале подсадных актеров… Все больше сомневаюсь, стоит ли священнику ходить на такие шоу. Впрочем, тема была самая что ни на есть «наша», и православные миряне выступили неплохо. Вот почаще бы выступали!

http://pravmir.ru/protoierej-vsevolod-ch...

года. 2668 Рекомендую вам обратиться для этой цели к книге Пэйо. «Воспитание воли» (перев. с фр., 1895, Спб.; книга умная, полезная и во многих отношениях заслуживает вашего внимания, так как написана специально для студентов). 2673 «Место академии не в городе, но в стороне на веселом месте угодное, где несть народного шума, ниже частые оказии, которые обычно мешают учения, и находит на очи, что похищает мысли молодых человек и прилежать учением не попускает». Домы училищныя, п. 19. 2675 По Уставу Лавры, монахи начинают бодрствование с 2-х часов по полуночи: в 2½ уже раздается благовест к утрени; поэтому с вечера они ложатся рано. 2676 Нельзя не отметить за последнее время весьма отрадного явления – увеличения числа магистерских диссертаций, заготовка которых начинается студентами еще в академии: это делается чрез расширение курсового или кандидатского сочинения; с этою целью тема для сего избирается более обширная и трудная, чем какая требуется для обыкновенного кандидатского сочинения и автор старается всемерно воспользоваться благоприятными условиями академической обстановки для основательного изучения материала, доставляемого богатой академической библиотекой. Пишущему эти строки только в течении одного Вел. Поста пришлось в качестве рецензента познакомиться с двумя прекрасными магистерскими диссертациями, которые вероятно и не замедлят быть напечатанными. Существующее в Посаде отделение типографии А. И. Снегиревой беспрерывно занято печатанием ученых диссертаций. 2679 Для примера укажет на односторонность Виндельбанда в истолковании Кантовского учения о пространстве (стр. 65 и след. Ср. нашу статью: «Учение Канта о пространстве», помещенную в «Богосл Вестнике», – особенно Июнь, стр. 395 и след.). 2680 Вот несколько примеров. На стр. 79 сказано: «трансцендентальная логика не хочет, подобно формальной, быть логикой объема понятий, а скорее желает исследовать вещественные отношения»… Вместо выражения: «вещественные отношения», по нашему мнению, следовало-бы сказать: «реальные отношения» (наше слово «вещественный» имеет узкий смысл, не выражающий эластичного немецкого sachlich).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Варлаам, происходивший из среды греков-униатов Южной Италии, по прибытии в Константинополь в начале 1230-х годов сделал блестящую карьеру при дворе в качестве философа и ученого: от имени императора он вел переговоры с папскими легатами о соединении Церквей. В период переговоров Варлаам составил несколько трактатов против латинского учения о Филиокве, в которых доказывал, что ни греки, ни латиняне не могут настаивать на правильности своего учения по той причине, что Бог всецело непознаваем и что рассуждения о Нем не могут покоиться на чувственном опыте. Такая точка зрения не удовлетворила Папу Бенедикта (1334–1342), которому были представлены трактаты Варлаама. Для папы релятивизм в догматах был неприемлем, и он требовал непременного признания Филиокве православными в качестве условия для заключения унии. С православной же стороны на сочинения Варлаама отреагировали афонские монахи во главе с Григорием Паламой , который в то время был иноком Великой Лавры. Переписка между Григорием Паламой и Варлаамом, начавшись с вопроса о границах богопознания, быстро перетекла в спор о сущности «умного делания», о психосоматическом методе молитвы Иисусовой и о созерцании Божественного света. Варлаам начал высмеивать психосоматический метод молитвы Иисусовой, называя практиковавших его монахов «омфалопсихами», или «пуподушниками», как если бы они считали, что душа человека находится в его пупке. Опыт созерцания Божественного света, который был известен исихастам, воспринимался Варлаамом как чувственное и соблазнительное явление бесовского характера. В ответ на эти обвинения, выдвинутые как в переписке, так и в ходе личных встреч с Варлаамом, Григорий Палама написал три «Триады в защиту священно-безмолвствующих». В этом сочинении Григорий прежде всего защищает монашескую практику молитвы Иисусовой, настаивая на том, что молитва – не только умственное, но и телесное делание, не просто евагрианское «восхождение ума к Богу» 118 , но делание, охватывающее всего человека, включая ум и сердце, душу и тело, взор и дыхание. По учению Паламы, душа – это «единая многоспособная сила, которая пользуется получающим от нее жизнь телом как орудием»; телесным органом, в котором локализован ум человека, является сердце, и именно в него следует заключать ум 119 . Если ум во время молитвы будет находиться вне тела, как рекомендовали противники исихазма 120 , то он никогда не сможет достичь внимания и сосредоточения, но всегда будет пребывать в рассеянности. В сердце же ум сходит благодаря дыханию и вместе с дыханием:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010