—378— народом даже больше того: переполнены им. Ни грязная и ненастная погода осени, ни стужа и вьюга зимы не могли многих удержать от посещения чтений. Очевидно, не праздное любопытство влекло народ сюда, а живой интерес к читаемому, желание найти полезное и разумное занятие, здоровое развлечение. Чтения, сопровождаемые показанием картин и объяснением их, возбуждали особый интерес и сильное внимание слушателей еще и потому, что сопровождались иногда пением гимнов, и песней религиозного и патриотического содержания, исполняемых любительским студенческим хором. Содержание чтений касалось разнообразных предметов. Были чтения из церковной и отечественной истории; состояли они из описания земель, народов и монастырей, а также – из разного рода повестей, рассказов и стихотворений. Начиная с 5-го ноября 1900 г. и кончая 18-м марта 1901 года, всех чтений было до 18. Первое чтение было о «царе Петре Великом». В начале этого чтения, в виду возобновления чтений, заведующий чтениями, Инспектор Академии Архим. Евдоким обратился к слушателям с краткой речью. В ней он говорил о пользе чтений, ведущихся студентами, отметил замечательную любовь народа к чтениям и пожелал, чтобы эта любовь возрастала еще более и более. Остальные чтения касались следующих предметов: 2) «об Александре Освободителе крестьян», 3) «об Екатерине II-oй», 4) «Братья-разбойники» Пушкина, 5) «о свв. просветителях славян Кирилле и Мефодие», 6) «о св. Николае Угоднике», 7) «об Александре 8) «о Волге и ее значении», 9) «о Ломоносове», 10) «о грозных явлениях природы», 11) «о Турках», 12) «объяснение всенощной», 13) «о свв. митр. Моск. Петре и Алексие», 14) «о премудрости и благости Божиих в устройстве и распространении света в природе», 15) «об Англичанах и Лондоне», 16) «о посте великом», 17 и 18) «о Св. Земле». 14-ое чтение «о премудрости и благости Божиих» было предложено профессором Московской Духовной Академии Д. Ф. Голубинским . В этом чтении в общедоступной форме им было преподано слушателям объяснение действия света солнца, луны, звезд и других небесных светил. При помощи световых картин, наглядно были выяснены

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Цитата из патриарха Сербского: «Великая Четыредесятница, также предписанная 69-м Апостольским каноном, остается, безусловно, в целости». Сейчас я просто выписал эту цитату для того, чтобы вы подметили, что он не из Русской Православной Церкви. «Великая Четыредесятница… остается, безусловно, в целости» – это он предлагает на Соборе. «Первая седмица без елея, а также Великая, а остальные седмицы: среда и пятница без елея, а в другие дни с елеем. В субботу и воскресенье, считаю, можно согласиться позволить рыбу мирянам. Для монашествующих употребление рыбы должно остаться, как и было доныне. Соответственно, она может быть позволена в Неделю Крестопоклонную или какую-то иную». Вспомните: у нас в Неделю Крестопоклонную нет попущений поста, а у сербов есть, у них иначе. У них – с елеем, кроме среды и пятницы, у нас – строже, но я думаю, что на практике у нас в основном так же, но, тем не менее, мы придерживаемся других правил. Я думаю, что там, где мы слышим об очень коротких постах, наверняка люди вообще ничего не ели. Или же поступали как в палестинской традиции – днем не едят, едят вечером, ночью, как мусульмане сейчас. Была такая традиция у христиан. У нас очень богатая традиция. Теперь я хочу сказать немного о посте для того, чтобы мы все-таки, зная о том, что пост этот получается как бы Пасхальный, по-нашему. Получается, по нашим грехам, кто в Великом посту плохо постился – а все мы много сачковали в Великом Посту, – где-то кто-то недопостился, дополнительные 42 дня в этом году выделяются на повторение, на работу над ошибками. Последние времена, потому что длинный пост? Так у нас эти последние времена повторяются периодически, циклично, в этом есть некоторая справедливость. И возгласы о последних временах в Церкви повторяются периодически. Я вам выписал немного из Триоди Постной. Это, правда, касается Великого Поста, но тем не менее: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, напрасно утешаешься неядению, ибо если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога как фальшивая, и уподобишься злым демонам, никогда не ядущим».

http://predanie.ru/tema/petrov-post/

Разделы портала «Азбука веры» Константина Пархоменко Православный пост: древность и современная практика См. раздел О ПОСТАХ , ФОТООЧЕРК О ВЕЛИКОМ ПОСТЕ Этих и многих других вопросов мы коснемся с вами, дорогой читатель, в очерке, который перед вами. С Богом! Что такое пост? Пост – это добровольное аскетическое делание во славу Божию, которое включает в себя: – воздержание от сытной и вкусной пищи (собственно, славянское слово пост указывает на состояние пустого, тощего желудка), развлечений, увеселений; – особенно тщательную проверку души и исправление ее; – понуждение себя на добрые дела, молитву, чтение и размышление о духовных вещах. Результат поста – ощутимый духовный рост. Одна из книг, стоящих на моей книжной полке, называется: «Пост – весна для души». Это очень верно. Подобно весне, растапливающей ледяные сугробы, высвобождающей жизнь из окоченевшей земли, из кажущихся мертвыми веток деревьев, пост пробуждает из спячки, высвобождает из окоченения самые светлые стороны нашей души. Нормальное состояние после выхода из Великого поста – духовная радость и торжественная приподнятость настроения. Ты сумел перерасти самого себя и ощутить, почувствовать, что реально стал ближе к Богу! Зачем пост нужен? В классическом труде проф. С. Зарина «Аскетизм по православно-христианскому учению» дается такое обоснование поста: «Пост, в своем ближайшем и непосредственном применении, являясь временным воздержанием от известных наиболее разгорячающих родов пищи, – или иногда на некоторое время от пищи вообще, имея своею главною целью приспособление тела к созерцательной и покаянной деятельности душ, способствует вообще господству духовной жизни над материальною, подрывает и обессиливает физиологические основы телесных страстей». Эта характеристика и в самом деле отражает взгляд на пост святых отцов и христианских авторов. Так, они часто сравнивают пост с… «лекарством» от греха. Наша телесная сторона все время оказывает давление на душевную. Христианин, да и вообще всякий нравственный человек, постоянно противостоит этому плотскому давлению, «ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти» ( Гал. 5, 17 ). Пост помогает в этом деле. На какое-то время отказываясь от того, к чему привыкли, без чего и жизнь себе не представляем, – вкусной, сытной пищи, лакомств, а то на какой-то период и самой пищи, – мы воспитываем душу, учим ее противостоять требованиям плоти.

http://azbyka.ru/parkhomenko/pravoslavny...

О Великом посте: суть Великого поста Великий Пост имеет миссионерское происхождение. Эти 40 дней вначале постились не христиане, а постились язычники – те язычники, которые хотели принять Крещение. 7 марта, 2011 Великий Пост имеет миссионерское происхождение. Эти 40 дней вначале постились не христиане, а постились язычники – те язычники, которые хотели принять Крещение. Чтобы понять суть Великого поста, нужно провести вдумчивую работу. На страницах сайта «Правмир», Вы сможете прочитать рассуждение на эту тему. Суть Великого поста Великий Пост – это пост с большой буквы. И когда в церковной среде говорят: “Постом такого-то года было то-то и то-то” или “Я к вам как-нибудь постом приеду”, то обычно имеется в виду Великий Пост , а все остальные три поста в таком случае специально уточняются. А это, действительно, пост с большой буквы. Более того, это, в общем-то, единственный пост среди церковных, в котором само церковное богослужение является особым и специально постовым. Потому что, скажем, богослужение Петрова поста не имеет никаких особенностей по сравнению с обычными, рядовыми службами. Богослужения Успенского и Рождественского постов – по сути, то же самое. Ну, есть 2-3 молитвы, которые говорят о том, что мы идём к Рождеству (в ирмосах, катавасиях это сказано), но, в принципе, сам стиль богослужения остаётся тот же. А Великим Постом даже “Господи, помилуй” поют и то на иной распев, нежели в обычное время. Появляются совершенно особые молитвы и в домашней молитве христианина, и в храме. И уже этим свидетельствуется, что это время, которое является совершенно особым. Говоря о церковных постах, имеет смысл вспомнить их происхождение. В принципе, привычка поститься, традиция поста, имеет ещё ветхозаветное установление. И, в общем-то, даже в иудейской среде рубежа Заветов была привычка поститься два раза в неделю — обычно по вторникам и четвергам. Соответственно, христиане, чтобы их не упрекали в том, что “вот иудеи постятся, а вы, такие-сякие, стали христианами для того, чтобы не соблюдать постов, чтобы жить легче и вольготнее”, тоже решили: “Что ж, мы тоже будем поститься, но в другие дни”. Среда и пятница так появились, тоже два дня в неделю.

http://pravmir.ru/o-velikom-poste/

О скорбных размышлениях 13 (26) ноября (Слово Иоанна Златоустог о о бесконечной муце и о царствии небесном; и яко во уме имети всегда день исходный) Слово Божие заповедует нам иногда иметь размышления, скорбные для нас. Например, Господь говорит: обратитеся ко Мне всем сердцем вашим в посте и в плаче и в рыдании ( Иоил. 2, 12 ). Или премудрый сын Сирахов учит: поминай последняя твоя ( Сир. 7, 39 ). Для чего же слово Божие заповедует нам иметь такие скорбные размышления: то о грехах, то о смерти? А для того, братие, заповедует, чтобы мы этими скорбными размышлениями в сей жизни спаслись ими от вечных скорбей в жизни будущей. Эту истину сами мы пред вами раскрывать не будем, а пусть раскроет и докажет вам ее вселенский учитель св. Златоуст. Послушайте его. «Войдем, – говорит он, – возлюбленные, в свою совесть, размыслим о своих грехах и осудим себя, чтобы не быть осужденными на суде Божием. О, как страшен этот суд. Как грозно место, где огненная река течет! Вот являются Ангелы, чертог для грешников затворяется, свещи угасают, грешники идут в печь огненную. Что, если бы тайный грех кого-либо из нас был открыт пред всем народом; не пожелал ли бы такой человек, чтобы земля пред ним разверзлась и поглотила бы его? А что будет на Страшном Суде Божием, когда наши грехи пред всею вселенною пронесутся и откроются, на том великом позорище, пред всеми знавшими и не знавшими нас?.. Скажите же мне, каковы мы тогда будем, когда связанные, с скрежетом зубовным изгонимся в геенну огненную? Но в таком размышлении есть для нас нечто хорошее: ибо когда представим себе будущее: лишение Царства Небесного, болезнь, геенну, вечные узы, тьму внешнюю, червя неусыпающего, скрежет зубов, скорбь, огненную реку, пещь неугасимую, тогда, представив себе все это, мы неправедно собранное богатство оставим, будем заботиться о богатстве нетленном, избежим вечного суда и будущих благ сподобимся... Того ради вот и должны мы скорбеть здесь, чтобы чрез это затем во веки веселиться. А если здесь не будем скорбеть, то в будущем веке ждет нас скорбь. И зачем мы здесь не хотим скорбными быть, чтобы чрез здешнюю скорбь почивать там вечно? Умоляю вас, постонем и посетуем ныне, чтобы нам после в противном случае не раскаяться. Плач в нынешнем веке есть для нас добродетельный и полезный, а плач в будущем веке останется бесплодным. Правда, и здесь есть маловременное веселье, но зато за ним последует бесконечная скорбь. Поскорбим же, возлюбленные, пока есть время».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Чудо 38 О кровосмесительнице и детоубийце, которую Пречистая предала суду В Риме некогда жил один добродетельный благородный князь, который, поняв, что жизнь его проходит как сон, пожелал удалиться из мира, чтобы обрести спасение. Он попросил у супруги позволения, оставив ей общего сына, и удалился в тихое место, где умер в боголюбезном житии. А жена его осталась дома с мальчиком, которого любила сверх естества, и держала в объятиях почти весь день и всю ночь, целуя и обнимая. И не только, когда он был маленький, но и когда возмужал и пришел в законный возраст, несведующая мать все держала его и спала вместе с ним, не зная о великом падении, которое может через то прийти. И так из-за своего и ее невнимания и содействия беса бедный мальчик впал в грех с ней. Когда женщина поняла, что забеременела от своего ребенка, ей стало так тяжко, что она желала покончить с собой. Но затем, подумав о безпредельной милости Бога, она не впала в отчаяние, но прибегла к самому Всемилостивому Богу, не делая ничего по дому, а лишь проводя все дни в посте, милостыне, молитве и слезах от всей души. Когда пришел час родов, женщина удалилась в скрытое место своего дома и родила. Затем бедная женщина, чтобы позор ее не обнаружился, присовокупила к первому беззаконию еще тягчайшее: она бросила младенца в отхожее место, и он умер. Падшая женщина лишила несчастного своего малютку и временной жизни, и вечного блаженства со Христом в Царствии Небесном, поскольку не было совершено над ним таинство крещения. И никто ничего тогда не услышал о том. Но изобретатель зла, диавол, захотел еще и бедную женщину погубить и не насытился до тех пор, пока не опозорил ее пред людьми, чтобы заставить женщину мучиться и предать ее безвременной смерти без покаяния. Нечистый и скверный принял вид мудрого и прозорливого духовника, знающего тайны сердца, и учил народ. А чтобы поверили его словам, он раскрыл многие убийства и кражи, и другие беззакония, – так, что его боялись и уважали не только в простом народе, но и сами князья города.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Заметка по поводу статьи г. Суворина в «Новом Времени» 411 Великий пост в этом году был ознаменован, между прочим, возбуждением на страницах светских органов нашей печати вопроса об основаниях для запрещения на Великий пост театральных зрелищ на русском языке. Газетами возбужденный – вопрос этот и обсуждался приемами чисто газетными, – и об этом нельзя не пожалеть, потому что не все вопросы должны решаться приговором изменчивой и непостоянной людской молвы, печатными выразителями которой являются наши газеты. «Честь» возбуждения вопроса принадлежит г. Суворину, издателю Нового Времени. Указывая на дозволение в Великом посте представлений на итальянском и других иностранных языках, издатель Нового Времени недоумевает, почему же запрещены представления на русском?.. По его, с явной и совершенно неуместной иронией высказываемому, мнению, причина этому может быть только одна, – та, что «святые говорят по-русски, и потому русский язык самый священный, и его невозможно осквернять в посту такими сквернами, как театр». Не знаем, над кем думал посмеяться при таком развязном разъяснении дела г. Суворин, – думается, однако, что посмеялся он скорее всего над самим собою, потому что, при очевидной шутливости его тона, в нем ясно сквозит совершенное непонимание того явления, о котором столь важно поведена речь; неужели, спросим мы, приведенное г. Сувориным решение вопроса представляется ему единственно возможным?.. Впрочем, несколько ниже он замечает: «театры мы закрываем из уважения к религиозным верованиям народа», – но, кажется, и при этой, более серьезной, попытке решить вопрос в качестве последнего основания, предполагается вновь та же нелепость, что, по народному религиозному верованию, – «святые говорят по-русски» и т. д. Уже одно это разграничение каких – то «народных верований», т. е. верований, по смыслу всей речи, простого народа, от верований просвещенных классов – достаточно ясно, во всяком случае, указывает, что, по воззрению г. Суворина, – закрытие театра на Великий пост узаконивается, как уступка невежеству и едва ли не поблажка грубому суеверию. 412

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

Закрыть Кто из нас делает уродов? И зачем? О насильно внедряемых стандартах бесполой моды 22.03.2013 4138 Время на чтение 7 минут Поводом для этой статье послужил просмотр новой коллекции мужской моды на показе, который уже вторую неделю как раз сейчас идёт в Лондоне. Свежак! С пылу с жару! Самый последний писк! Обнаружил я творения этого модного дизайнера J.W.Andersona в Интернете. Ну, как полагается, восхитился смелостью фантазии, полётом креатива (кстати, наш «креативный класс» не там ли стажировался - чувствуется преемственность...), мощью воображения. Написал им комментарий, что, дескать, одобряю и поддерживаю ваше эстетические поиски и начинания. Готов сам поучаствовать в продвижении передовых дизайнерских разработок в массы. Особенно уместно будет это сейчас, во время Великого Поста! Надо же стряхнуть с наших мракобесов вековую пыль, проветрить затхлое помещение христианской культуры, ударить креативом по отсталому мышлению... Правда остальные читатели и зрители этого прорывного направления в мужской моде в комментариях не оценили, были менее толерантны и не так широки во взглядах как ваш покорный слуга. Некоторые даже срывались на брань и использовали не вполне комплиментарные термины для обозначения своего отношения к представленным шедеврам. Чувствуется, чувствуется ещё гнетущее влияние вековечной русской отсталости от передовых направлений западной свободной мысли. Во тьме заблуждений пребывают ещё многие наши сограждане! Воспитывать и просвещать их должны на западные наставники... Ладно! Довольно сарказма... Вспомним всё-таки действительно об идущем сейчас Великом Посте, когда грех ерничать над проявлением явления, весьма близкого к сатанизму. Но осмыслить это явление, думается самое время, ибо Великий Пост - это период когда очень логично порассуждать о смысле жизни, о Господе, о служении и о бесах, нас совращающих тоже... Собственно, самое простое, было бы посмеяться над глупостью современных дизайнеров, над отсутствием у них фантазии и того самого креатива, которым они очень любят гордится, как признаком своего почти аристократического происхождения и ... забыть... Но что-то меня останавливает. Только вот что?

http://ruskline.ru/analitika/2013/03/23/...

Быть православным Осознаем ли мы свое оскудение веры?… Доказать веру нельзя, можно только показать живым дыханием правды. Убедить можно только убедительностью своего личного счастья в ней, заразительностью своего божественного веселья веры. Митрополит Красноярский Пантелеимон: Как облегчить боль Я люблю все живое. Людей, конечно, в первую очередь, но и животные всегда меня интересовали, они меня привлекали своей искренностью, преданностью, терпением. Хотелось за ними ухаживать, лечить их. Но вера, как первая любовь, мне не давала спать, есть... Временно доступен: протоиерей Алексий Уминский о Великом посте и сути христианства (+Видео) В Евангелии нет ничего такого, чем человек мог бы себя успокоить по-настоящему в этой жизни. Все не так. Блаженны плачущие. Блаженны нищие духом. Блаженны, когда вас гонят. Радуйтесь и веселитесь. Молитесь за своих врагов. Господи помилуй, разве человек может для себя такого пожелать? Валерий Панюшкин vs о.Сергий Круглов: Бытовые подробности, или Плохая ли примета — встретить попа? Инспектор отдал мне права и не оштрафовал. А я подумал, что поп в машине — это, оказывается, что-то вроде мигалки. Без попа в машине, стало быть, правила нарушать нельзя, а с попом в машине правила нарушать можно. Святейший Патриарх Илия: Не нужно терять надежду на Бога и человека Мы не должны терять надежду на Бога и человека. Часто бывает, что мы делаем какое-то добро людям, а они платят нам нелюбовью, а иногда и ненавистью, но это не должно смущать нас. Вариант нормы — не вариант Многое есть… Многое можно… И все равно нынешняя жизнь — не лучше. А в чем-то так гораздо и хуже советской. По крайней мере, по количеству ненормальностей, по плотности их на душу населения и на квадратный километр. Протоиерей Георгий Бреев — 45 лет — Богу и людям За почти тридцать лет знакомства отец Георгий никогда не ставил меня перед фактом, он всегда давал мне свободу выбора. Насколько я понимаю, не только мне, но любому человеку, обращавшемуся к нему за советом. Страх Божий и страхи человеческие

http://pravmir.ru/tag/byt-pravoslavnym/p...

Вспоминание, братия и сестры, предыдущей исповеди во время говения усиливает наше покаянное чувство, обостряет сознание ответственности за грехи и располагает к исправлению, к борьбе с основными греховными наклонностями и привычками. Тут-то зарождается у говеющего столь необходимая для покаяния и исправления неприязнь, отвращение ко греху, за который предстоит (в который раз?) отвечать перед духовником и Богом на исповеди в храме. Эта неприязнь и отвращение ко греху (особенно к главному, основному) заставляет думать о жизни после исповеди, думать о тех средствах и мерах, которые необходимо сейчас же заметить, чтобы предупредить повторение греха в ближайшем после исповеди будущем. И вот намечаются решения и меры к предотвращению греховной привычки – в одном случае, к прекращению внутренней связи с сомнительными друзьями, в другом случае к изменению распорядка своего дня (в связи с необходимостью выполнения утреннего и вечернего молитвенного правила), в третьем случае к установлению связи с людьми, нуждающимися в той или иной помощи, – в четвёртом и прочее. Когда, братия и сестры, удобнее и естественнее планировать свою духовную жизнь, как не перед исповедью, когда не только остро переживаются грехи, но и возникает решение и обещание исправиться, перемениться во всём духе и строе своей жизни. В современных условиях трудно рассчитывать в Великом посте на частную исповедь 9 . Поэтому проверять себя и каяться пред судом собственной совести и Бога в течение недельного говения теперь необходимо ещё в большей мере, чем это было раньше – во время существования одной частной исповеди. Что мешает этой проверке и этому покаянию? Больше всего мешает наша нечувствительность ко греху, привычка творить грех , не замечая его вредности и гибели для нашей души. «Привычка – вторая натура» – говорит старая пословица. Такой второй натурой и стала для нас привычка грешить. Грех тем сильнее владеет нами, чем больше удовольствия и сладости доставляет нам. Сладость греха притупляет чувство страха греха и сознание необходимости раскаяния, покаяния в нём. Так рождается нераскаянность в грехе. И эта нераскаянность в грехе страшнее самого греха. Творя грех и каясь в нём, мы не утрачиваем милость Божию и надежду на прощение. Пребывая же в нераскаянном грехе, мы лишаемся этой надежды, обрекая себя на гнев Божий и духовную смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010