Объятая великою радостью, Евдокия встала и спросила Старца: «Где мы? Кто это? Я думала, что я уже не живая». Тогда Богоматерь повелела ей самой подойти ко всем явившимся небожителям и спросить их, как их имена и какая была их жизнь на земле. Сначала Евдокия подошла к Ангелам и спросила их: «Кто вы?» Они отвечали: «Мы – Ангелы Божьи». Потом с таким же вопросом она обратилась к Иоанну Предтече и апостолу Иоанну Богослову, и они сказали ей свое имя и свою жизнь. Затем Евдокия подошла к святым девам. Это были великомученицы Варвара и Екатерина, первомученица Фекла и великомученица Марина, великомученица Ирина и преподобная Евпраксия, великомученицы Пелагия и Дорофея, преподобная Макрина и мученица Иустина, великомученица Иулиания и мученица Анисия. Все эти девы на вопросы Евдокии сказывали ей свое имя, свою жизнь и подвиги мученичества за Христа и в заключение прибавили: «Не так нам Бог даровал эту славу, а за страдания и за поношения. И ты пострадаешь». Между тем Богоматерь продолжала беседовать с преподобным Серафимом и что-то много говорила ему. Но из этой беседы Евдокия могла расслышать лишь немногое. И вот что она услышала: «Не оставь дев моих дивеевских», – говорила Богоматерь. Старец ответил: «О Владычице, я собираю их, но сам собою не могу их управить». «Я тебе, любимче Мой, во всем помогу», – сказала Богоматерь. «Возложи на них послушание; если исполнят его, то будут с тобою и близ Меня, а если потеряют мудрость, то лишатся участи сих блаженных дев Моих; ни места, ни венца такого не будет им. Кто обидит их, тот поражен будет от Меня; кто послужит им ради Господа, тот помилован будет пред Богом». Потом, обратясь к Евдокии, Богоматерь сказала: «Вот, посмотри на сих дев Моих и на венцы их: иные из них оставили земное царство и богатство, возжелав Царства Вечного и Небесного, возлюбили нищету самоизвольную, возлюбили Единого Господа и за то, видишь, какой славы и чести сподобились. Как было прежде, так есть и ныне. Только прежние мученицы страдали явно, а нынешние тайно, сердечными скорбями, но мзда их будет такая же».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Екатерина Васильева: «Благословен тот град, которому великомученица Екатерина может быть покровительницей небесной!» Екатерина Васильева – Я не помню, когда я прочитала ее житие – вскоре после Крещения, естественно. Житие своей Небесной покровительницы. Бывают случаи, когда святой, в честь которого ты назван, – его как бы не ощущаешь, больше обращаешься к другим святым, которые по мере воцерковления возникают в твоей жизни. Это бывает. Но со святой великомученицей Екатериной это не так, потому что она великая святая – величайшая. Конечно, все святые – великие. Но все-таки, на мой взгляд, для нас, людей, еще живущих на земле (со временем, надеюсь, мы узнаем, как это в Царствии Небесном происходит), есть какая-то иерархия, есть святые – величайшие. Подтверждением этого стало для меня то, что я знаю жития некоторых святых, которым являлась Царица Небесная. Она одна являлась апостолам. А если не одна, то с двумя святыми девами. И всегда это Екатерина и Варвара. И я раз об этом прочитала, два, три – и для меня стало лишним подтверждением, что это особая степень святости, приближенности к Царице Небесной, Богородице. Вот почему я думаю, что святая великомученица Екатерина входит в сонм величайших святых. Мне очень трудно рассуждать об этом, я вообще робею произносить имя своей святой всуе. И я своим умишком пытаюсь здесь рассуждать, но мне очень неловко – я это делаю с большим напряжением, честно вам скажу. Но делаю, потому что нужно об этом говорить, обязательно нужно – в той ситуации, которая сложилась в вашем городе, в Екатеринбурге! Может быть, люди услышат меня, может быть, вразумятся – не только моими словами, конечно, но и ими тоже. Потому что, знаете, как мы читаем в храме из псалмов – «служите Господу со страхом и радуйтесь Ему с трепетом». Гениальные слова, которые относятся и к святым… Так нельзя! Это очень опасно – устраивать такие демонстрации, шабаши в городе, который носит имя этой святой. Бог долготерпелив и многомилостив, но Бог поругаем не бывает. И Бог ревнив. То же можно сказать о святых, которых Он в обиду не даст. И они сами себя не дадут! Поэтому устраивать такие дикие оргии, пляски, чему свидетелями были многие верующие, в этом славном городе опасно. Надо повиниться, покаяться и детей своих научить почитать святую Екатерину, потому что как она заступница для каждого человека, который носит ее имя, так она может быть и строгой – и я ее очень боюсь. Боюсь по-хорошему: ее святость, величие, вера, мудрость, все ее житие, все поступки, мысли и слова недосягаемо высоки.

http://pravoslavie.ru/43192.html

Св. великомученица Варвара В царствование импер. Максимиана жил в Илиополе богатый и знатный человек, по имени Диоскор. Жена его умерла, и единственную свою дочь, Варвару, он любил и хранил, как зеницу ока. До совершеннолетия ее отец держал ее в удалении от всякого общества. Из прекрасных чертогов, устроенных для нее отцом на высокой башне, Варваре открывался великолепный вид на находящиеся в отдалении горы, леса и равнины. Однажды девица, засмотревшись на этот вид, впала в раздумье. «Чья рука, – думала она и спрашивала о том своих наставниц, – чья рука создала всю эту красоту?» Наставницы Варвары, язычницы, говорили ей о богах, создавших вселенную; но девица отвечала им: «Не может быть, чтобы все было создано богами, которым мы поклоняемся; они сами – создания рук человеческих. Верно, есть существо высшее и всесильное, истинный Бог, Который создал небеса и основал землю, все оживляет и всем управляет». Таким образом, созерцая красоту природы, девица возносилась мыслию и сердцем к Создателю, стараясь узнать Его. Зачем–то понадобилось Диоскору отлучиться на некоторое время; уезжая, он приказал наставницам Варвары доставлять ей случай видеться с другими молодыми девицами и позволять выходить, куда захочет. Он надеялся, что, видя сверстниц своих, выходящих замуж и пользующихся удовольствиями мира, Варвара захочет последовать их примеру. Вышло иное. Между молодыми девицами, с которыми сблизилась Варвара, были христианки. От них она услы­шала о Христе и пожелала сделаться христианкой. Вскоре это желание осуществилось. В Илиополь приехал христианский священник и окрестил ее. Между тем Диоскор возвратился, и дочь с твердостью объявила отцу, что она христианка. Диоскор страшно разгневался, стал жестоко бить дочь свою, потом на несколько дней запер ее в темную комнату, но, видя, что угрозы и наказания остаются равно бесполезными, он отвел ее к правителю той страны, Мартиану. Долго увещевал ее правитель, но, убедившись, что увещания бесполезны, велел бить девицу воловьими жи­лами. Едва живую перенесли Варвару в темницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

“Давно это было, в годы Гражданской войны. Служил я, тогда еще молодой солдат, в Красной Армии, в Туркестане. Родители мои были глубоко верующими людьми, и сам я веровал и молился, как умел, Богу. По малограмотности многого не понимал и не знал, но боялся греха больше всего, и в свободные минутки, а их было очень мало, старался молиться. Однажды мне посчастливилось встретить одну рабу Божию, старую монахиню, которая и научила меня — как лучше молиться. “Ты человек служивый, — говорила она, — везде и всегда в опасностях ходишь, смерть не за горами, а за своими плечами носишь, так будь мудр, и где бы ни был, что бы ни делал, куда бы ни шел, я тебе советую: читай про себя “Царю Небесный”, “Трисвятое”, “Отче наш”, а потом добавляй: “Святая великомученица Варвара, будь в час смерти моея”. Она, святая страдалица и помощница в наших скорбях, имеет дар от Господа приходить к нам при смерти и причащать нас Святых Христовых Таин. Если мы ее просим… Видишь, и изображена-то она с чашей в деснице”. Послушал я мудрый совет старицы и стал молиться, как она меня научила. Много времени прошло. И вот однажды иду я дорогой, кругом — ни души, только полуденное солнце палит землю, да вдали темнеется гряда урюковых деревьев. Иду по дороге и молитвы читаю, один на приволье. Вдруг вижу — показалась впереди фигура девушки. Высокая, стройная, неземной красоты, одетая в длинное царское или уж дворянское платье. И идет мне навстречу. Я смотрю на нее удивленно, а про себя думаю: “Откуда она появилась? Верно, какого-то богатого рода и большого ума девица: идет, словно царица”. Поравнялась она со мной, окинула меня строгим взглядом и промолвила не громко, но четко: “Надо быть достойным”. И прошла мимо. Лишь через несколько минут пришел я в себя. В недоумении сделал еще машинально несколько шагов вперед, потом встал как вкопанный и стал соображать: “Почему она мне это сказала? И кто она? И что значат эти слова?” Обернулся, чтобы догнать эту девушку и спросить, но уж никого не увидел на пустынной дороге. Только солнце палило в выси. Как явилась таинственно, так и исчезла Небесная гостья. Ибо понял я, что это была святая великомученица Варвара… Вот и хочется мне запечатлеть это чудесное событие моей жизни на холсте… Кто бы мог это сделать?..”

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-ierodi...

Но ум твой ослеплен, и ты не можешь видеть Сего Божественного Целителя и недостоин того. Такая речь святой мученицы привела правителя в ярость: он приказал повесить мученицу на дереве, строгать тело ее железными когтями, опалять горящими свечами ребра ее и бить по голове молотом. Святая Варвара претерпевала мужественно все эти страдания. От таких мучений невозможно было бы остаться в живых не только ей, юной отроковице, но даже и сильному мужу, но агницу Христову укрепляла невидимо сила Божия. В толпе народа, смотревшего на мучения святой Варвары, стояла и Иулиания. Взирая на великое страдание святой Варвары, Иулиания не могла удержаться от слез и сильно плакала. Исполнившись ревности, она возвысила голос из народа и начала обличать немилосердного правителя в бесчеловечном мучительстве и хулить языческих богов. Тотчас она была схвачена и на вопрос о том, какой она веры, объявила, что она — христианка. Тогда правитель повелел мучить ее так же, как Варвару. Иулиания была повешена вместе с Варварою, и ее строгали железными гребнями. А святая великомученица Варвара, видя сие и испытывая сама мучения, возвела взор свой горе, к Богу, и молилась: — Боже, испытующий сердца человеческие, Ты знаешь, что я всю себя принесла Тебе в жертву и отдала себя во власть Твоей всесильной Десницы, стремясь к Тебе и любя Твои святые заповеди. Не оставь меня, Господи, но милостиво призрев на меня и на сострадальницу мою Иулианию, укрепи нас обеих и дай нам силы совершить настоящий подвиг: «Дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26:41; Мк. 14:38). Так молилась святая, и небесная помощь к мужественному терпению страданий невидимо подавалась мученицам. После сего мучитель велел отрезать у обеих сосцы. Когда это было исполнено и страдание мучениц усилилось, святая Варвара, снова возведя очи к Врачу и Целителю своему, возопила: «Святого не отними от нас, возврати нам, Господи, радость спасения Твоего, и Духом владычественным утверди нас в любви Твоей!» (Пс. 50:13–14). После таких мучений, правитель велел отвести святую Иулианию в темницу, а святую Варвару, для большого посрамления ее, водить нагою по городу, с издевательствами и побоями.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

Сейчас, когда бешеный Мурзик скрылся в кустах, отец Никодим почувствовал, как его со страшной силой грызет совесть. Он немедленно, освещая большим фонарем путь, похромал к келии Великомученницы Варвары, где, возможно, его уже ждал хладный труп отца Гавриила. Он добирался до места минут десять. Дверь кельи была открыта. Отец Никодим быстро разыскал соседа – тот лежал на постели в келье и уже почти не дышал. Признаков бешенства у него не наблюдалось, но было ясно, что если ему сейчас не вколоть инсулин, – старец умрет в течение получаса. Отец Никодим хорошо знал, где у старца лекарства. Набрав в один шприц инсулин, а в другой витамин B6, монах вернулся в комнату и, сделав уколы, провел восстанавливающую терапию – сменил старцу одежду и поставил капельницу… Наконец, через час монах пришел в себя. – Благослови тебя Бог, отец Никодим, дорогой ты мой «костыль-нога»! Без тебя бы я уже умер! Наверняка, тебе явилась моя святая покровительница Великомученица Варвара и открыла тебе мое состояние, чтобы ты пришел и спас меня от наглой смерти. Слава Богу! Фото: pikabu.ru – Не совсем так, отец Гавриил, – улыбнулся сосед. – Ко мне прибежал твой кот, который вопил как резаный и чуть не выцарапал моему черному коту глаза. Для животного это не совсем типичное поведение, я даже заподозрил твоего кота в бешенстве. Вот и подумал, что у тебя здесь явно что-то неладно. – Мурзик, что ли, меня выручил? Вот дела! – удивился монах. Кот же к этому времени благополучно вернулся в келью и уже без страха получить мухобойкой по морде крутился в молельной келье между ног «костыль-ноги», благодаря его за помощь. Бешеным он уже не выглядел, напротив, был довольным и спокойным. – Он самый, Мурзик, – монах погладил кота. – Я, конечно, не твой духовник, отец Гавриил, но мой тебе совет: не искушай Господа Бога Своего и продолжай пользоваться лекарствами, и святая Великомученица Варвара поможет тебе. – Да, отец Никодим, спасибо, я понял свою ошибку. – Не за что, брат, пойду поковыляю обратно, принесу тебе поесть и ещё лекарств…

http://pravmir.ru/o-kotax-i-koshkax-pyat...

Эти слова святой мученицы привели в ярость правителя; он приказал повесить мученицу на дереве и строгать её тело жезлом и опалять зажжёнными свечами ребра её. Вместе с тем молотом ударяли её по голове. Но мужественно переносила Варвара все эти мучения, которых нельзя было бы перенести, если бы не укрепляла невидимо агницу Христову Божия сила. Между народом, смотрящим на мучения святой Варвары, стояла невдалеке и вышеупомянутая Иулиания и горько плакала она, видя, какие жестокие истязания терпит молодая, нежная девица. Наконец, возбуждаемая святым рвением и не будучи в состоянии скрывать свои чувства, Иулиания возвысила голос среди народа и стала упрекать немилосердного правителя за его бесчеловечное мучительство и вместе с тем стала хулить языческих богов. Когда же её за это взяли и стали спрашивать, какой она веры, то она смело исповедала себя христианкой. Тогда правитель велел истязать её таким же образом, как и Варвару. И повешена она была вместе с Варварою и строгали её также железными гребнями. А святая великомученица Варвара, висящая в муках, возведя взор свой к небу, взывала к Богу: «Боже, испытующий сердца человеческие, Ты знаешь, что к Тебе стремлюсь я, и что твои святые заповеди полюбив, всю себя я тебе предала и вручила Твоей всесильной Деснице. Ты же, Господи, не оставь меня, но милостиво призрев на меня и на страждущую вместе со мною Иулианию, обеих нас подкрепи и утверди для совершения настоящего подвига, потому что, хотя и бодр наш дух, но плоть немощна». – И на такую молитву святой Господь невидимо отзывался, подавая помощь мученицам в их мужественном терпении. После того мучитель велел у них обеих отрезать сосцы, и среди увеличившихся страданий снова святая Варвара воззвала к своему Врачу и исцелителю: «Не отврати лица твоего от нас, Христе, и Духа Твоего Святого не отними от нас; воздай нам, Господи, радостью спасения и духом Владычним утверди нас в любви Твоей!» После этих жестоких истязаний правитель велел отвести Иулианию в темницу, а святую Варвару, ради большего её посрамления, водить её по всему городу нагой с поруганием и биением.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Со всех краев земли летят праведники, устремляющиеся вверх к Востоку, откуда исходит этот свет. Благодаря тому, что картина помещена на внутренней стене купола, группа представляется непрерывной. Среди фигур, ближайших к архангелам, виднеется разбойник с тяжелым крестом на плечах, тут же прародители Адам и Ева и убитый их сын Авель, царь Давид с арфой, Мария Магдалина с крестом в руках и Мария Египетская. Младенцы, убитые Иродом в Вифлееме; отдельною живою группою летят на облаках над остальными праведниками, Варвара Великомученица с широким мечем в руках, а вблизи ее великомученица Екатерина в венце и в царском одеянии возносится ангелами на небо. Невдалеке от них два русских мученика – Борис и Глеб с отцом своим св. Владимиром. Кроме того, в волнах розового света виднеются легионы других святых. Какое разнообразие лиц и эпох в этой картине, какое разнообразие здесь красок и тонов, какая тщательность работы, сколько экспрессивности, какой подъем высокого религиозного. настроения! Об этой картине говорят, что в изображенных на ней праведниках проявляется не идеализация земных образов, а сделана попытка воссоздать самые религиозные идеалы, стряхнув с кисти земной прах, что в них достигнуто удивительное слияние возвышенной простоты форм, простой, но могучей гармонии красок и тонов и недосягаемой красоты религиозных представлений. На части потолка главного наоса, ближайшей к главному куполу, среди разорванных туч изображена вершина креста с распятым Христом, а на следующей части потолка – скорбящий Бог-Отец, окруженный ангелами и простирающий над мipoм Свои руки. Эти изображения, полный высокой поэзии и глубокого лиризма, как бы дополняют друг друга, на что указывают и слова на втором из них: «возлюби Бот мip, яко Сына Своего Единородного дал есть нам». Еще на следующей части потолка, над хорами, помещено изображение Христа-Юноши, окруженного символическими образами евангелистов и держащего в одной руке крест, украшенный драгоценными камнями, а в другой – распущенный свиток, на котором начертано: «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Богоматерь, держащая Богомладенца, представлена на небесах, или лучше в вечности, окружена бесчисленным множеством умных сил, едва приметных в беспредельности небесного мира. Но Богоматерь носила в своих объятиях Спасителя на земле, а не на небе, где предстоит теперь Престолу Сына своего и Бога. Богомладенец представлен нагим, разве потому только, что Рафаэлю хотелось выказать свое искусство в изображении нагого младенческого тела. Спрашивается еще: по какому побуждению из числа всех Святых Рафаэль поместил на этой картине в такой близости к Богоматери только Великомученицу Варвару и Папу Сикста? Что за преимущество их пред другими святыми? Подлинно ли это изображена Рафаэлем Варвара? Едва ли. Потому что это лицо частенько любил он повторять в своих произведениях; или разве потому это Великомученица Варвара, что при ней изображена башенка с тремя окнами, которая неизвестно как очутилась на небе? Ангелы ли, или языческие Амуры изображены внизу сей картины? При таком соображении явно, что комментарий на эту картину г. Жуковского, по своей восторженности и теплоте чувства, более достоин удивления, нежели сама картина. На картине Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», изящнейшей по выражению смятения в лицах Апостолов, пораженных изречением Спасителя: един от вас предаст мя, – Спаситель и Апостолы изображены сидящими на скамейках, тогда как по свидетельству Евангелия и восточному обычаю, общему с обыкновением древних греков и римлян, они возлежали на одрах, похожих на наши софы. Подобно сему почти невозможно найти церковно-исторической картины какой бы то ни было итальянской школы, в которой не было бы или очевидных анахронизмов, или чего-либо такого, что еще предосудительнее, оскорбительнее для чувства истинно благочестивого. Так, в противность свидетельству всей христианской древности, итальянские живописцы нередко изображают Спасителя, приобщающего Апостолов на Тайной вечере опресноком, Пастырей, воздающих, по указанию Ангела, поклонение Богомладенцу, лежащему в яслях, представляют в виде итальянских пастухов, греческих святителей первых восьми веков в облачениях римских епископов новейшего времени, Богоматерь и святых жен в одеждах самых прихотливых, своевольных, в положениях изысканных, позорищных.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

   Объятая великою радостью, Евдокия встала и спросила Старца: «Где мы? кто это? я думала, что я уже не живая». Тогда Богоматерь повелела ей самой подойти ко всем явившимся небожителям и спросить их, как их имена и какая была их жизнь на земле. Сначала Евдокия подошла к ангелам и спросила их: «Кто Вы?» — Они отвечали: «Мы — ангелы Божии». Потом с таким же вопросом она обратилась к Иоанну Предтече и ап. Иоанну Богослову, и они сказали ей свое имя и свою жизнь. Затем Евдокия подошла к св. девам. Это были великомученицы Варвара и Екатерина, первомученица Фекла и великомученица Марина, великомученица Ирина и преп. Евпраксия, великомученицы Пелагия и Дорофея, преп. Макрина и муч. Иустина, великомуч. Иулиания и муч. Анисия. Все эти девы на вопросы Евдокии сказывали ей свое имя, свою жизнь и подвиги мученичества за Христа и в заключение прибавили: «Не так нам Бог даровал эту славу, а за страдания и за поношения. И ты пострадаешь».    Между тем Богоматерь продолжала беседовать с преп. Серафимом и что-то много говорила ему. Но из этой беседы Евдокия могла расслышать лишь немногое. И вот, что она услышала: «Не оставь дев моих дивеевских», -говорила Богоматерь. Старец ответил: «О, Владычице, я собираю их, но сам собою не могу их управить».     «Я тебе, любимче Мой, во всем помогу, — сказала Богоматерь, — Возложи на них послушание; если исполнят его, то будут с тобою и близ Меня, а если потеряют мудрость, то лишатся участи сих блаженных дев Моих; ни места, ни венца такого не будет им. Кто обидит их, тот поражен будет от Меня; кто послужит им ради Господа, тот помилован будет пред Богом». Потом, обратясь к Евдокии, Богоматерь сказала: «Вот, посмотри на сих дев моих и на венцы их: иные из них оставили земное царство и богатство, возжелав Царства Вечного и Небесного, возлюбили нищету самоизвольную, возлюбили Единого Господа и за то, видишь, какой славы и чести сподобились. Как было прежде, так есть и ныне. Только прежние мученицы страдали явно, а нынешние тайно, сердечными скорбями, но мзда их будет такая же».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010