3 . 11 литографированных в России снимков с изображений, находящихся в книгах церковных, греческих и арабских. 4 . 34 листа на которых помещены снимки с следующих афонских икон: 1. Перстосложение на иконах. Он же. Из Афонопавловск. монастыря с образа, писанного на стекле. Господь Вседержитель. Еммануил, – Нен17;, из Афонской лавры. Божия Матерь. Подобие иконы Божьей Матери Скоропослушницы. Подобие иконы Божьей Матери Достойно есть. Святой архангел Михаил. Святой архангел Гавриил. Из иконы Собор св. Архангелов в Руссике. Святой Иоанн Предтеча. Обретение главы св. Иоанна Предтечи. Святой апостол Петр. Святой апостол Павел. Два рисунка с древней медной иконы. Святой Феодор Стратилат и святой Феодор Тирон. Образ серафима. Мучение св. Георгия. Рисунок диптиха (т.е. помянника) в Кутлумуше. Из Диптиха (т.е. помянника) в Кутлумуше. Часть железного щита св. мученика Меркурия в монастыре Пандократорском. Катапетазма (занавес) царя Ивана Васильевичи Грозного и подпись под ней. Шитый образ Божьей Матери на катапетазме (завесе) царя Ивана Васильевича Грозного. Николай чудотворец. Столешник Андроника Деспота в Ватопеде. Надписи на столешнике Андроника Деспота. Господь Вседержитель. Образ пресв. Богородицы. Святитель Николай. Свящевномученик и целебн. Пантелеимон и пресв. Богородица, все написаны красками; еще священномученик Пантелеимон на бумаге. Все последние изображения помещены па 5-ти листах. 5 . 24 листа афонской живописи стенной, на которых представлено следующее: 1. Господь Вседержитель. Фрески в трапезе монастыря Хиландарь на Афоне. Святой пророк Илия Фесвитянин. Апостол Филипп. Димитрий великомученик. Георгий великомученик. Артемий великомученик. Прокопий великомученик. Святой бессребреник Дамиан. Св. Николай архиепископ Мир Ликийских. Святой Патапий. Преподобный Моисей Мурин. Живопись Фралга 1560 года, на западной стене соборного придела в Афонской Лавре. Изображение притчи: Премудрость созда себе дом, в нартике Хиландарского собора. Стенное изображение св. пророка Илии, возносящегося на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Святой праведный Феодор Ушаков Адмирал Российского флота Феодор Ушаков родился 13 февраля 1745 года в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции и происходил из небогатого, но древнего дворянского рода. Родителей его звали Феодор Игнатьевич и Параскева Никитична, и были они людьми благочестивыми и глубоко верующими. В послепетровские времена дворянских юношей обыкновенно определяли в гвардию, служил в ней и отец будущего адмирала Феодор Игнатьевич, и даже пришлось ему повоевать с турками в войну 1735 - 1739 годов, но после рождения третьего сына Феодора он был уволен от службы с пожалованием сержантского чина лейб-гвардии Преображенского полка. Вернувшись в родное сельцо, он сменил царскую службу на хозяйственные хлопоты и воспитание детей. День рождения будущего адмирала Российского флота - 13 февраля - приходится между празднованием памяти двух воинов-великомучеников: преподобный Федор Санаксарский Феодора Стратилата и Феодора Тирона (память 8 и 17 февраля), - а вся жизнь российского флотоводца, от младенчества до дня кончины, прошла под благотворным влиянием его родного дяди, преподобного Феодора Санаксарского - великого воина в духовной брани. Преподобный Феодор родился и вырос в том же сельце Бурнаково, отсюда ушел в юности служить в столичную гвардию, но затем, стремясь душою к иному служению, желая стяжать звание воина Царя Небесного, бежал из столицы в пустынные двинские леса, чтобы одному Богу работать, укрепляясь в подвиге поста и молитвы; был сыскан, доставлен к Императрице, которая, вняв Промыслу Божиему о молодом подвижнике, благоволила оставить его в Александро-Невском монастыре, где он принял монашеский постриг в 1748 году, - и это исключительное для дворянского семейства Ушаковых событие, вкупе с последующими известиями о его монашеском служении Богу, было постоянным предметом бесед среди родственников и служило им назидательным примером. Большое семейство Ушаковых состояло в приходе храма Богоявления-на-Острову, находившегося в трех верстах от Бурнаково на левом берегу Волги.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=820

Восьмой день Св. великомученик Феодор Стратилат (О повиновении властям) I. Hыhe память св. великомученика Феодора Страстилата. Св. Феодор был страстилатом (военачальником) в г. Ираклии (при Черном море) и обратил ко Христу многих язычников. Услышав об этом, император Ликиний, в сопровождении сановников двора своего и многочисленных воинов, отправился в Ираклию и велел нести за собою идолов. В эту самою ночь чудное явление предвозвестило Феодору, что близко время подвига его. Во время молитвы вдруг небесный свет осиял его и он услышал голос, говоривший ему: «Дерзай, Феодоре, Я с тобою!» Феодор понял, что ему скоро надо будет страдать за имя Христово, и сердце его исполнилось радости. Между тем царь подходил к городу. Феодор надел богатую одежду, сел на коня и выехал с гражданами и воинами навстречу царю, которому почтительно поклонился. Ликиний принял Феодора милостиво; при звуке музыки, труб и литавр въехал он торжественно в город. Когда ни ласки, ни угрозы царя не заставили св. Феодора поклониться идолам, чего требовал от него царь, то отдан был приказ предать его всем ужасам мучений. Его били воловьими жилами, строгали, жгли и распяли на кресте, откуда ночью ангел Господень снял его и исцелил его раны. Пришедшие утром увидели Феодора сидящим у подножия креста, невредимым и громко прославляющим Господа… Множество народа, бывшего накануне при мучительстве Феодора, поражено было этим чудом и многие немедленно приняли веру во Иисуса Христа, слыша при этом Феодора, проповедующего о Христе. Один из близких к царю людей пошел к Ликинию и объявил ему, что весь город оставляет богов и обращается к Тому, Которого проповедует Феодор. Ликиний послал палача, чтобы взять Феодора и предать его казни. Народ с яростью бросился на палача, чтобы убить его; но Феодор усмирил волновавшуюся толпу, говоря: «Подобает мне идти к Господу моему Иисусу Христу». Помолившись и благословив уверовавших и служителя своего Авгаря, он отдался в руки палача и с покорностью пошел на казнь. Казнь была совершена. Все христиане с свечами и кадилами сопровождали тело священномученика до места погребения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФЕОДОРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Феодоровская - Костромская икона Божией Матери Феодоровская - Костромская икона Божией Матери Память 14 марта , 16 августа Согласно церковному преданию, написана евангелистом Лукой ; по иконографии близка к Владимирской иконе Божией Матери . Название своё икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича , носившего в святом крещении имя Феодор - в честь святого великомученика Феодора Стратилата . Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым благоверным князем Юрием Всеволодовичем (+ 1238) в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца (впоследствии на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь ). Князь Ярослав-Феодор , ставший после гибели святого Юрия в битве с татарами на Сити великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенёс его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира , а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского , вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери - благословение отца - постоянно находилась при князе Александре, была его моленным образом. После его смерти (14 ноября 1263 года) икона, в память о нём, была взята его младшим братом Василием . В 1276 году князь Василий умер в Костроме и там же был погребен. Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата . Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение её почитания по всей России связано с событиями начала XVII века - прекращением Смутного времени . В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлён при избрании на царство Михаил Романов . В память об этом историческом событии иконе было установлено повсеместное празднование 14 марта . Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесён в Москву матерью царя Михаила - инокиней Марфой. Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа.

http://drevo-info.ru/articles/9649.html

Архистратиг небесных воинств Архангел Михаил верхом на крылатом огненном коне, находится у врат Небесного Иерусалима и, обернувшись назад, призывает всех остальных следовать за ним. Навстречу конному и пешему войскам летят ангелы, которые несут воинам венцы, благословленные Богомладенцем Христом и Пречистой Девой. Вслед за Архангелом Михаилом впереди войска скачет молодой воин в алом плаще со стягом в руках. Всадник со стягом, как и архангел Михаил, обращает свой взгляд к остальным воинам, тем самым призывая их следовать за собой. Над его головой изображены три ангела, держащие в руках один венец. Историки считают, что молодой воин в алом плаще – сам Государь Иоанн Васильевич. Три ангела, как ангелы трёх царств, над которыми властвует Русский царь, а венец в их руках – шапка Мономаха.  В центре среднего полка изображён величественный всадник  на вороном коне в царском одеянии с крестом в руках. Некоторые исследователи считают, что всадник с крестом в руках – святой равноапостольный император Константин Великий. Другие полагают, что это Владимир Мономах, которого Грозный царь считал первым русским царем. Вслед за царем с крестом изображены три всадника в княжеских одеждах: святой князь Владимир Святославич со своими сыновьями святыми Борисом и Глебом.  Верхний ряд воинов возглавляют князь Димитрий Донской и его небесный покровитель великомученик Димитрий Солунский. Предводителями нижнего ряда выступают воин без нимба с алым стягом, святые Александр Невский и Георгий Победоносец. Кроме них, в воинах верхнего и нижнего рядов изображены святые Феодор Стратилат, Андрей Стратилат и русские благоверные князья Михаил Черниговский и Михаил Тверской, Всеволод-Гавриил Псковский, Довмонт-Тимофей Псковский, Феодор, Давид и Константин Ярославские. Святые покровители русских воинов ведут свои полки в Небесный Иерусалим.  Смысл иконы отражает мученичен 9-й песни утреннего канона среды: « Полк богособран, воинство небесное, собор избранный, святая сень явистеся, вы всехвальнии мученицы Спаса, лукавого грады разрушающе Божественною благодатию ».

http://radonezh.ru/2021/02/19/hram-bessm...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Я христианин, и думаю, что менять присягу грешно... " 22.06.2009 445 Время на чтение 13 минут Святой великомученик Феодор Стратилат 21 июня (8 июня ст. ст.) Православная церковь отмечает день великомученика Феодора Стратилата пострадавшего за Христа в царствование императора Лициния. В этот день уместно вспомнить и другого воина - Федора Келлера, небесным покровителем которого был Феодор Стратилат. Предлагаем вниманию читателей небольшой отрывок из книги «Граф Келлер» серии «Белые воины». 11 февраля 1917 года, накануне Февральского переворота, 3-го кавалерийский корпус, отведенный, наконец, с фронта на отдых, находился в районе города Оргеева Бессарабской губернии. Части корпуса после многомесячных беспрерывных боев приводили себя в порядок; шла напряженная каждодневная работа по подготовке вновь прибывшего пополнения. Военная цензура докладывала, что невзирая на все выпавшие на долю " келлеровцев " невзгоды " дух армии - превосходный " . В то же время многие чины жаловались на поведение румынских войск, из-за которого с ними неоднократно происходили вооруженные столкновения. Разлагающе на некоторых подействовало и легкодоступное в этих краях вино. Несмотря на наказания, его употребление воинскими чинами по-прежнему продолжалось, хотя в 3-м кавалерийском корпусе это явление носило лишь эпизодический характер. Военные цензоры подсчитали, что из 5149 писем " бодрыми " были 4640, или 90%1. Армия по-прежнему была готова выполнять приказы командования. События, разыгравшиеся в Петрограде в конце февраля 1917 года и приведшие к отречению Николая II от Престола, разразились для армии неожиданно. " Войска были ошеломлены быстротой совершившегося переворота " 2. Известно лишь два случая, когда высшие офицеры Русской армии высказались против отречения Государя: соответствующие телеграммы в Царское Село были отправлены командиром 3-го кавалерийского корпуса генералом Ф. А. Келлером и командиром Отдельного Гвардейского кавалерийского корпуса генералом от кавалерии ханом Г. Нахичеванским. Обе телеграммы были перехвачены и не дошли до своего адресата.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

В Саратов прибудет чудотворная Феодоровская икона Божией Матери 28 февраля 2007 г. 14:43 С 5 по 12 марта в Саратове будет находиться чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Свое название Феодоровская икона получила в честь святого Феодора Стратилата, небесного покровителя Костромы. История обретения чудотворного образа связана с именем этого святого. Образ был обнаружен святым князем Василием близ реки Запрудни. На следующий день после его обретения жители Костромы пришли в соборный храм великомученика Феодора для поклонения святому образу, многие рассказали князю и духовенству, что за день до этого они видели человека, по описаниям напоминавшего святого Феодора, носившего икону по улицам города. Это убедило князя в том, что сам святой Феодор принес в дар городу этот образ. После чудесного обретения князем был основан первый монастырь на костромской земле — Спасо-Запрудненский мужской монастырь. Одной из особенностей иконы является то, что она двухсторонняя — лик Богородицы близок по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери, а на оборотной стороне изображена святая великомученица Параскева (Пятница), покровительница Полоцкого княжеского дома. Считается, что именно этим образом князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына, Александра Невского, на брак с полоцкой княжной Братиславой. Широкое почитание Феодоровская икона получила в 1613 году после того, как при избрании на царство ею был благословлен Михаил Романов. После этого события было установлено празднование иконе 14 марта в дополнение к воспоминанию ее явления 16 августа (по старому стилю) и начали появляться многочисленные списки с нее. Сам же образ стал родовой святыней семьи Романовых. Существует множество свидетельств о чудотворности Феодоровской иконы. Дважды Костромской собор пережил пожар, и оба раза из огня она выходила невредимой. После этих пожаров князь Василий решил построить для иконы особый храм — Успенский собор с приделом во имя великомученика Феодора Стратилата. Алтарем он был обращен не на восток, а на север — к месту обретения иконы. Феодоровская икона пребывала в этом соборе, ставшем в 1835 году кафедральным, до 1929 года. После всевозможных перемещений из храма в храм, связанных с «историческими изменениями» в стране, 18 августа 1991 года икона была перенесена в новый кафедральный Богоявленско-Анастасиин собор Костромской епархии , где и пребывает до настоящего времени. В Саратове чудотворная Феодоровская-Костромская икона Божией Матери будет предложена для молитвенного поклонения верующим в храме в честь Покрова Божией Матери. По традиции перед этой иконой молятся о семейном благополучии и о даровании чад бездетным супругам, а также о благополучном разрешении от бремени. В дни пребывания иконы, с 5 по 12 марта, Покровский храм будет открыт с 8 до 24 часов. Адрес храма: ул. М. Горького, 85 (угол улиц М. Горького и Б. Горной). Сайт Саратовской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/204917.htm...

«В 168-м году», – читаем в одном документе, – «великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич… указал по именному своему… указу сделать в Оружейной Палате в церковь преподобного царевича Иоасафа, что в Московском уезде, в его государеве дворцовом селе Измайлове иконостас флемованный с дорожники со святым иконам к деисусом, праздником и пророком и позолотить и посеребрить листовым сусальным золотом и серебром и разными цветными красками да в тое же церковь написать три иконы местные – образ Всех Святых, образ святого великомученика Феодора Стратилата, образ царевича Иоасафа. Сей именной указ приказал записать Алексей Тимофеевич Лихачев. И те три иконы местные образы Всех Святых» (конечно, в церковь этого имени), «святого великомученика Феодора Стратилата и преподобного царевича Иоасафа написали добрым мастерством ярославские иконописцы Дмитрий Семёнов со товарищи, а за письмо от тех икон – за золото, серебро и разные краски всякие – денег 13 рублей» 37 . Доски для иконостаса приготовляли в Москве в набережных хоромах 38 . Иконостас гладкий с дорожниками флемованными делали резного дела мастера Клим Михайлов 39 , Евтихий Семёнов, дворцовые плотники Калинка Иванов, деревянного дела токарь Евсютка Антонов 40 , станочные мастера Гришка Ермолин и Ивашка Терентьев 41 , резчики – Степан Зиновьев 42 , и Герасим Окулов 43 , последний точил базы, капители и тумбы 44 . Живописцы Дорофей Ермолаев и Андрей Павлов и живописного письма Ивана Салтыкова кормовые ученики первой статьи – Лазарь Иванов, второй Матюшка Рыткин, Афонька Филиппов, третей – Алёшка Иванов 45 и живописного же письма Ивана Безмина кормовые ученики второй статьи – Ивашка Чубаров и третьей – Микитка Полсухин с товарищами 46 серебрили, золотили и расписывали резными красками иконостас флемованный 47 . Жалованный иконописец Василий Колмогор олифил северные и южные двери 48 , с обеих сторон которых, красками «по черепашному» писал живописного письма ученик Сава Яковлев Арап 49 с товарищами. У торгового человека иконного ряда Симона Фёдорова куплены были царские двери прорезные золоченые, расписанные разными красками, с сенью и столпцами резными 50 . Живописного письма ученики – Матюшка Фёдоров 51 и Сава Яковлев Арап 52 писали по серебру разными красками восемь херувимов. Ярославский кормовой иконописец Семён Иванов на кресте «писал образ – Снятие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» 53 . Живописного письма ученик Сава Яковлев Арап с товарищами клеил и писал по черепашному аспидом перегородку, что между церковью и трапезою 54 . Железного прорезного дела мастер Павел Горбун лудил восемь помочей железных больших к лампадам перед иконами 55 . В церкви ставят паникадило 56 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Ольга, княгиня 199, 200 Паисий Галичский (предположитель­но) 201 Пафнутий Боровский 202–204 Пермские епископы Стефан и Питирим (предположительно) и неизвестный святитель 205 Петр митрополит Московский 206– 210 Прокопий и Иоанн Устюжские 216–218 Прокопий Устьянский 214 Прокопий Устюжский 215 Ростовские чудотворцы Игнатий, Леонтий и Исаия 219 Ростовские чудотворцы перед Богоматерью 220–223 Русские святые 224–231 Савва Сторожевский 232 Савватий Соловецкий 130 Сергий Радонежский 233–238, 240 Сергий Радонежский молится о родителях своих Кирилле и Марии 239 Сергий Радонежский с монастырем 246, 248 Сергий Радонежский с эпизодами жития 247 Спас на престоле с предстоящими Богоматерью, Иоанном Предтечей, Гавриилом архангелом, Михаилом архангелом, Петром и Павлом апостолами, Николаем Чудотворцем, Василием Великим и припадающими Зосимой и Савватием Соловецкими 127 Спас Смоленский с предстоящим Михаилом Тверским 252 Спас Смоленский с припадающими Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским 249–251 Спас Смоленский с припадающим Паисием (предположительно – Галичским) 253 Спиридон и Никодим Печерские 254 Стефан Пермский 256, 257 Стефан Пермский и Макарий Калязинский 255 Феодор, Давид и Константин Ярославские 259–262 Феодор Ростовский 100 Феодор Ярославич Новгородский (предположительно) 263 Феодосий Печерский 258 Феодосий Сийский 265, 266 Ферапонт Белозерский (предположительно) 267 Филипп митрополит Московский 264, 268, 269 Филипп митрополит, Иоанн Предтеча, Алексий митрополит 270 Чудо Новгородской иконы Богоматери Знамение («Битва новгородцев с суздальцами») 271 Явление Богоматерй Корнилию Комельскому 148 Авраам праотец 273 Алексий человек Божий 274 Анастасия преподобномученица 275 Анастасия Узорешительница 276 Андрей Первозванный 277 Андрей Стратилат и Мария Египетская 278 Антипа священномученик 279 Варвара великомученица 280 Василий Великий 281 Власий священномученик 282, 284 Власий священномученик и Андрей Стратилат в предстоянии иконе Владимирской Божией Матери 283 Георгий великомученик 286

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

Фреска в храме Святого Онуфрия, на которой изображены святые великомученики Георгий Победоносец и Феодор Стратилат Сейчас невозможно установить доподлинно, в честь какого святого был освящен тот или иной храм. В путеводителях они носят причудливые имена, рожденные фантазией местных жителей. «Змеиная церковь» называется так потому, что на ее фресках запечатлены великомученики Георгий Победоносец и Феодор Стратилат в образе воинов, поражающих большого змия. Название «Церковь с сандалиями» происходит от двух выемок в форме человеческих ног, находящихся внутри храма у входа. А в «Темной церкви» действительно царит полумрак, потому что в ней нет ни одного окошка. Но турецкие гиды, наделяя церковь тем или иным прозвищем, не говорят ничего о ее прошлом потому, что эти древнейшие христианские храмы пятьсот лет были практически занесены песком. Храм святой Софии в Стамбуле. Долгое время служил мечетью, а потом был закрыт. Сейчас действует как музей И это неудивительно, ведь история этих мест складывалась драматично: сменялись правители, страна переживала войны. В результате население изменялось не только количественно, но и «качественно»: после Первой мировой войны произошел принудительный обмен населением между нынешними Турцией и Грецией. В результате чего во многих регионах греческого населения совсем не осталось. Сегодня численность христиан на этой территории, некогда христианской по преимуществу, составляет лишь 0,2% населения. Следствием этого стало медленное угасание духовной жизни там, где когда-то жили первые христиане. Но во многом благодаря русским паломникам интерес к христианским святыням на турецкой территории возродился. Римский амфитеатр. Руководитель паломнической группы м. Евгения читает молитвенное правило Потому нужно ли говорить, что материальные и духовные памятники, связанные с Православием, представляют сейчас интерес не только для ученых. И такой «туризм» приносит пользу не только самим приезжающим, но и местному населению, которое начинает интересоваться истоками собственной светской и религиозной культуры. А по мере того как растет интерес к турецким святыням, оживляется жизнь в той же Каппадокии.

http://pravoslavie.ru/44308.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010