3 июля/8 августа 1877 года за 1077 в Святейшем Синоде состоялось определение: «Св. Синод признает возможным разрешить напечатать упомянутый акафист в количестве 200 экземпляров для употребления в Лебедянском Троекуровском монастыре». Указ Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету был послан 10 августа 1877 года за 2608 211 . Акафист св. великомученику Димитрию Солунскому составлен схимонахом Аркадием, автором акафиста св. великомученику Пантелеймону. 60 Акафист св. равноапостольному великому князю Владимиру 14 декабря 1877 года настоятель Сретенской церкви города Скопина Рязанской губернии священник Симеон Соловьев представил в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет прошение о разрешении напечатать акафист св. равноапостольному князю Владимиру, при чем была приложена резолюция преосвященного Палладия, епископа Рязанского и Зарайского. В Санкт-Петербургском духовно-цензурном комитете отзыв поручено было дать архимандриту Виталию, который 17 января 1878 года доносил комитету: «Акафист св. равноапостольному князю Владимиру, составленный священником г. Скопина Рязанской губернии Симеоном Соловьевым, и по мыслям, догматически и исторически верным, и по чувствам благочестивого усердия к равноапостольному просветителю земли Русской, и по правильному изложению соответствует своему назначению и может быть одобрен к напечатанию». Преосвященному Палладию, епископу Рязанскому и Зарайскому, автор священник Симеон Соловьев в сентябре 1877 года писал: «Побуждением для меня к составлению сего акафиста служили: а) чувства благодарности и благоговения пред величием благодеяний, оказанных равноапостольным князем Владимиром народу русскому через просвещение его православной верой; б) желание принести посильную лепту в пользу раненых и больных русских воинов пожертвованием этого акафиста в случае одобрения цензурного комитета в комитет о раненых». Это обстоятельство, а также одобрительный отзыв об акафисте архимандрита Виталия были приведены в донесении Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета Святейшему Синоду от 24 января 1878 года за 59.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Песнь 1 Ирмос: Возничего колесницы фараона погрузил/некогда чудодейственный Моисеев жезл,/крестообразным ударом разделивший море,/Израиля же беглеца, пешего путника спас,/песнь Богу воспевавшего. Mvpa благовонна и честна, Димитрие,/отверзеный источниче,/страстей скверны сердце мое омый/и, добродетелей деянием благовоние мя показав Христово,/ум мой облагодатстви,/благодати твоя Божественныя пети. Mvpa благовонного и драгоценного отверзшийся источник!/От скверны страстей, Димитрий, сердце мое омой/и, путем исполнения добродетелей/благовонием Христовым меня явив,/ум мой облагодатствуй,/чтобы мне благодеяния твои Божественные воспевать. Воды живыя реки/истекати от чрева верных,/Слово Божие глаголет./Темже твоего проливаются мvpa источницы приснотекущии,/ихже струи веселят Божий град,/славящий мученическое дерзновение твое. О том, что реки воды живой/истекать будут из чрева верных,/Слово Божие возглашает./Потому и проливаются мvpa твоего источники, всегда текущие,/чьи струи веселят город Божий,/славящий мученическое дерзновение твое. Жезл убо древле Моисеев,/ударив камень в земли пустынней,/отверзе струи рек многотечныя;/тело же твое, Димитрие, прободенное копием,/мvpa источник показа,/новаго Израиля прохлаждающее. В древности Моисеев жезл,/ударив камень в земле пустынной,/струи рек многоводные отверз;/тело же твое, Димитрий, копьем пронзенное,/явило источник мvpa,/новый Израиль прохлаждающего. Яже убо имаши воздаяния, Димитрие,/мученических твоих язв,/ниже око виде, ниже ухо слыша;/ныне же мvpa море, воздаяния чистоты проливаеши мipa концем,/страсти душ очищающее. Воздаяния, что имеешь ты, Димитрий,/за мученические раны твои,/ни око не видело, ни ухо не слышало;/ныне же мvpa море – воздаяние за чистоту/проливаешь ты мipa концам,/страсти душ очищая. Богородичен: Пренескверно приятелище, Всечистая,/Слово обрет Тя Божие,/в Твоя вселися ложесна:/и еже из Тебе приятие помазав Своим Божеством,/Един пройде от двою,/и истощенное мvpo наречеся,/Христос бо Бог же и Человек. Богородичен: Пренепорочную обитель – Тебя, Всечистая,/Слово Божие обретя, в Твои вселилось недра;/и, принятое от Тебя Божеством Своим помазав,/прошел: Один – из двух, и мvpoм излившимся был назван,/ибо Христос – как Бог, так и Человек.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikomuc...

И ты, сердце, поколеблися ныне,/видя Божие прещение належащее, и возопий:/пощади люди Твоя, Владыко Господи,/и устави праведный гнев Твой, Благоутробне. И ты, сердце, ныне содрогнись,/видя Божию угрозу надвигающуюся, и воззови:/“Пощади народ Твой, Владыка Господи,/и укроти праведный гнев Твой, Благосердный!” Люди и град, яже Твоею кровию стяжал еси, Иисусе,/не предаждь в погибель,/во еже смущатися земли трусом страшным,/лик апостол молит Тя. Народ и город, который приобрел Ты Своею Кровию, Иисусе,/не предай на погибель при смятении земли/от сотрясения страшного,/– хор апостолов умоляет Тебя. От путей Твоих, Владыко, правых/нравом уклоншеся развращенным,/в негодование преложихом Тя, Милостиваго и Непамятозлобнаго,/но милостив и щедр буди Твоим рабом. От путей Твоих, Владыка, правых/уклонившись нравом развращенным,/в негодование мы привели Тебя,/нам сочувствующего и не помнящего зла;/но будь милостив, о Сострадательный,/к рабам Твоим. Богородичен: Ныне помощи прииде время,/ныне пременению потреба, Чистая,/к Сыну Твоему и Господу,/яко да ущедрит согрешшия ны/и належащаго гнева избавит. Богородичен: Ныне пришло время помощи,/ныне нужда в примирении, Чистая,/с Сыном Твоим и Господом,/чтобы пожалел Он нас, преткнувшихся,/и от надвигающегося гнева избавил. Ин. Ирмос: Ты, Господи мой, Свет в мip пришел еси,/Свет Святый, обращаяй из мрачна неведения/верою воспевающия Тя. Канон иной. Ирмос: Ты, Господи мой, светом в мир пришел,/светом святым, от мрака неведения обращающим/с верою воспевающих Тебя. Огнь любве Божественный в сердцы прием,/огнь угасил еси безбожнаго идолонеистовства,/славне Димитрие. Огонь любви божественной в сердце приняв,/ты огонь безбожного безумия идолопоклонства/угасил, славный Димитрий. Избавляя ны от бед, явися, Димитрие,/молитвами твоими покрывая/верою и любовию восхваляющия тя. Избавляя нас от опасностей, явись, Димитрий,/молитвами твоими покрывающим/тех, кто с верою и любовию/восхваляет тебя. Иже верою к твоему усердно притекающе храму, Димитрие,/недугов и страстей душетленных/вскоре избавляются.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikomuc...

Канон иной. Ирмос: Смилуйся надо мной, Спаситель, –/ибо многочисленны беззакония мои, –/и из глубины зол изведи, молю;/ибо к Тебе я воззвал, – и Ты услышь меня,/Боже спасения моего! Процвел еси духовно, якоже маслина плодовитая,/и копиеносными руками нуждно изгнетеся./Верных же утешаеши,/мvpo ныне точа из Божественнаго гроба твоего, Димитрие. Расцвел ты духовно, как маслина плодовитая,/и был выжат насилием/сжимавших копья рук./Но утешаешь верных, ныне мvpo источая/из божественного гроба твоего, Димитрий. Пчелы образом тебе самаго/делателя всякия показал еси Боготворныя добродетели,/душу, блаженне, непорочну, яко сотову телеси, соблюдая,/и мvpo ныне источаеши, услаждающее души. По образу пчелы/показал ты самого себя, блаженный,/исполнителем всякой обоготворяющей добродетели,/как мед в сотах, душу в теле непорочной соблюдая./И ныне источаешь мvpo,/души услаждающее. Возлюбил еси от души Христа,/и Сему последовал еси к мipy благовония,/и Сего причастился еси срастворением лучшим./И ныне мvpa струи точиши непрестанныя, Димитрие. Возлюбил ты от души Христа,/и последовал за Ним, Mvpoм благовонным,/и Ему приобщился наилучшим смешением./И ныне струи мvpa источаешь непрестанно, Димитрий. Капли страдальческих на землю кровей твоих каплюще,/благовония источник мvpa тую соделаша./И ныне сие непрестанно/почерпающим источаеши, Димитрие. Капли страдальческой твоей крови, на землю падая,/благовонным источником мvpa ее соделали./И ныне ты его непрестанно источаешь/для всех черпающих, Димитрий. Потом твоих, мудре, кровей облиян,/якоже ин новый источник речно,/требующим богатно подаеши во исцеление твое мvpo,/блаженне, усердно приходящим. Словно потом, своею кровию облит,/ты мудрый, как иной источник новый, реке подобный,/твое, блаженный, мvpo обильно подаешь/на исцеление всем нуждающимся, усердно приходящим. Богородичен: Зряще златовидный света Свещник неугасимый,/множеством грехов души омрачившии, приступим;/дает бо просвещение/и всякое отгоняет омрачение. Богородичен: Видя златовидный неугасимый Светильник Света,/приступим все, омрачившие души свои множеством грехов:/ибо Он просвещение дает/и отгоняет всякое омрачение.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikomuc...

Видя, как победил ты ложь нечестия,/Всевысочайшее Слово Божие/славою увенчало (тебя), Димитрий, воспевавшего:/“Слава силе Твоей, Господи!” На лесть победу возставив,/победительный венец правды приял еси, Димитрие,/зовя Зиждителю твоему:/слава силе Твоей, Господи. Воздвигнув памятник победы над обманом,/победную диадему правды принял ты, Димитрий,/восклицая Творцу своему:/“Слава силе Твоей, Господи!” Направляем дланию жизноносною,/к пристанищем достигл еси тишайшим,/идеже, ныне радуяся, зовеши, Димитрие:/слава силе Твоей, Господи. Направляемый дланью живоносною,/ты скоро прибыл к пристаням тишайшим,/где ныне, радуясь, восклицаешь, Димитрий:/“Слава силе Твоей, Господи!” Богородичен: Яко тварей всех Священнейшая,/Мати Бога быти Едина сподобилася еси,/Сего бо рождши,/мip благодатию Богознания просветила еси. Богородичен: Сколь священнее всех творений стать/Ты одна, Матерь Божия, удостоилась:/ведь родив Его, Ты просветила мip/благодатию богопознания. Ин. Ирмос: Ты моя крепость, Господи,/Ты моя и сила,/Ты мой Бог, Ты мое радование,/не оставль недра Отча/и нашу нищету посетив./Тем с пророком Аввакумом зову Ти:/силе Твоей слава, Человеколюбче. Канон иной. Ирмос: Ты – моя крепость, Господи,/Ты – и моя сила,/Ты – мой Бог, Ты – моя радость,/не оставивший недр Отеческих/и нашу нищету посетивший./Потому с пророком Аввакумом возглашаю Тебе:/“Слава силе Твоей, Человеколюбец!” Скверну всяку отверг рождения банею порождения,/чистоту, явился еси, соблюдая даже до кончины./Темже Христос тебе, Димитрие,/естественную влагу претворяет в мvpo,/якоже и воду в вино преложи. Всякую врожденную скверну/сбросив в купели возрождения,/ты явился чистоту хранящим даже до кончины./Потому Христос тебе, Димитрий,/естественную влагу превращает в мvpo,/как и воду Он в вино претворил. Якоже огня естество всему преподается,/целу спасающ силу;/тако твое мvpo, страдальче, всеми убо почерпается,/обаче же пребывает неумалено./Темже ныне благочествующии, покланяющеся, поем Бога,/Иже благодать тебе даде. Как естество огня всему передается,/сохраняя в целости силу свою;/так твое мvpo, страдалец, всеми черпается,/однако же пребывает, не умаляясь./Потому ныне мы, благочестивые,/поклоняясь, воспеваем Бога,/Который дал тебе такую благодать.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikomuc...

Радуйся, вся на град твой устремляющияся, яко Моисей Амалика, низлагаяй; радуйся, яко Сампсон, иноплеменники прогоняяй. Радуйся, царем верным на враги одоление подаваяй; радуйся, христолюбивым воином на брани помогаяй. Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче. Кондак 11 Пение всякое побеждается, прехвальне, пред сиянием славы твоея и величием чудес. Егда бо Иустиниан царь, возжеле имети в Софийстем храме часть мощей твоих, огнь изыде от гроба твоего на посланные от него, возбраняюще прикасатися раце твоей. Темже удивленнии со страхом возопиша Богу: Аллилуиа. Икос 11 Светозарную звезду, сущим во тьме неразумия, зрим тя, святе. Служащу бо у гроба твоего Онисифору тьмою святотатства держиму, двукратным явлением твоим возбранил ему похищати свещи, возжигаемыя верными у мощей твоих. Сего ради со благоговением зовем ти: Радуйся, прежде мученическия кончины свято поживый; радуйся, по кончине чудесы прославивыйся. Радуйся, яко жив во граде мощми твоими почиваеши; радуйся, яко присноживый чудеса теми содеваеши. Радуйся, яко правду милостию растворяеши; радуйся, яко огнем ревности по славе Божией гориши. Радуйся, святыя мощи твоя неприкосновенны имеяй; радуйся, касатися им дерзающия, яко молния опаляяй. Радуйся, согрешающих вразумителю; радуйся, святотатцев наказателю. Радуйся, освящение подаваяй благоговеющим к тебе усердно; радуйся, миром облагоухаяй чтущих тя верно. Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче. Кондак 12 Благодать приял еси, Димитрие, целити всяк недуг и всяку язю в людех. Подаждь убо и нашим душам и телесем исцеление, да Богу, даровавшему нам тебе, помощника и врачевателя, благодарственне воспоим: Аллилуиа. Икос 12 Поюще твоя чудеса, ублажаем тя, досточудне, пред нечестивыми Христа Бога дерзновенно исповедавша, прославляем мученическую кончину твою, почитаем память твою, и сицевая радостная тебе приносим: Радуйся, стопам Христа Спасителя всех ревностный последователю; радуйся, страстем его мужественный подражателю. Радуйся, с небесными силами прославляяй Бога; радуйся, с Царицею небесе и земли моляяйся о мире.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-vel...

Шесть лет назад мы с семинаристом Денисом Каменщиковым (ныне он отец Дионисий, настоятель храма во имя великомученика Пантелеимона при Первой городской больнице) встречали 8 ноября — день Димитрия Солунского в столице шахтерского Донбасса. Это была загранкомандировка: украинские таможенники придирчиво изучали наш багаж, особенно интересуясь свежими номерами епархиальной газеты и журнала: «Вы планируете распространять на территории Украины печатную продукцию?..» На самом деле задание наше было таково: познакомиться с настоятелем Покровского храма в Донецке протоиереем Димитрием Гапоновым, поздравить его с именинами и с 80-летием, а затем записать его воспоминания о молодости, проведенной в Саратове, о преподавании в Саратовской семинарии (1956-1959). Наша духовная школа в том далеком уже году тоже готовилась к юбилею, к 180-летию, и мы собирали материал о ее истории. С поезда мы сошли в Ясиноватой. Нас встретили ребята из Покровского прихода и привезли в Донецк, в гостиницу: —Будет какое-то время — обязательно погуляйте по городу. Он вам очень понравится! Это было непривычно, увы, для нас, саратовцев — искренняя любовь людей к родному городу, гордость Донецком. Мы гуляли и убеждались: в молодом, выросшем из шахтерского поселка городе чисто, и все соответствует назначению: скамейка, скажем,— это скамейка, на нее можно спокойно сесть, даже в светлой юбке. Клумба — это клумба, на ней растут цветы, даже в ноябре. Газон — это газон, а не пустырь, заросший бурьяном. Забегая вперед: минувшим летом я нашла в Интернете ролик, этим же летом и снятый, и с большим удивлением убедилась, что вопреки войне, блокаде, разрушениям и всему прочему Донецк, в общем, таким и остался… Но тогда, осенью 2009го, мы не знали, что через пять лет наши сердца замрут от ужаса и боли за этот город, что всю географию Донбасса мы изучим по страшным новостям. Некоторое напряжение и тревога чувствовались и тогда, но вот такого не ожидал никто… Не ожидали мы с будущим отцом Дионисием и другого — что встреча с отцом Димитрием Гапоновым станет для нас настоящей радостью и подлинным духовным обретением.

http://pravoslavie.ru/87559.html

За передовыми войсками к Ярославлю двинулись и главные силы нижегородского ополчения во главе с самими князем Д.М. Пожарским и К.З. Мининым, пользуясь еще зимним путем. Они шли по правому берегу реки Волги, в свое патриотическое движение вовлекая ближайшие к Нижнему и дальнейшие города. Прежде всего ополченцы прибыли в город Балахну и от жителей его получили вспоможение деньгами. Отсюда ополчение на пути в Москву выступило далее, в пределы нынешней Костромской губернии – в город Юрьевец. Здесь оно было принято также с честью, и жители города дали ему казны в подмогу; в Юрьевце к ополчению нижегородскому присоединились даже татары юрьевецкие, которым за то назначено было жалованье. Из Юрьевца ополчение перешло в Решму, крестьяне которой, особенно же из них Григорий Лапша, тогда уже довольно прославились в деле истребления польских шаек Лисовского. В Решме между прочим узнали о появлении нового самозванца во Пскове и о том, что ополчение, стоявшее под Москвой, целовало ему крест. Заруцкий и Трубецкой прислали в Решму послов к Пожарскому и Минину сказать: «Прельстились мы, что целовали крест самозванцу во Пскове, а ныне опять мы все целовали крест, чтобы всем православным христианам быть в единомыслии и чтобы вы шли в Москву без опасения». Но Пожарский и Минин с недоверием приняли это раскаяние казаков и отпустили послов, сказав: «Мы не имеем никакого опасения, но всю надежду возлагаем на Бога и вскоре прибудем к Москве». Из Решмы нижегородское ополчение прибыло в Кинешму и здесь было принято с радостью и почетом. Кинешемцы также дали казны в подмогу и все ратные из них присоединились к ополчению. Нельзя не упомянуть о том, что крестьянин ближайшей к городу Кинешме деревни, прозывавшийся Ремень, был, по живому народному преданию, сподвижником и помощником К. Минину, которому помогал в сборе и хранении ополченской казны, и по имени славного героя «Ремень» самая деревня получила свое остающееся за ней доселе название Ременново. Во время этой же остановки в Кинешме по пути следования к городу Костроме и затем в Ярославль совершена по инициативе князя Д. Пожарского общая панихида на торговой площади города Кинешмы на братской могиле избиенных 26 мая 1609 года защитников этого города от поляков. Князь Пожарский тогда же дал обещание: в случае успешного исхода своего небезопасного предприятия построить здесь храм во имя своего святого – великомученика Димитрия Солунского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Средокрестие храма, в центре которого стоит престол, слегка вытянутое в поперечном направлении (11,4×8,4 м), обозначено 4 массивными столбами; к восточным примыкает полуциркульная апсида. Древняя алтарная преграда не сохранилась, и нынешняя создана по образцу раннехрист. рельефов, обнаруженных в ходе раскопок. Рукава трансепта с торцов, а также с вост. части имеют обходы с галереями, соединенные с низким помещением за алтарной апсидой. Внутренняя структура храма четко выражена снаружи. Завершение центрального нефа, объединенное со средней частью нартекса, покрыто 2-скатной кровлей. Ярусом ниже - скаты кровель над средними боковыми нефами, основным пространством рукавов трансепта и апсидой, еще ниже - односкатные кровли над крайними боковыми нефами и обходами трансепта. Зап. фасад базилики фланкирован 2 башнями: в южной размещена лестница, ведущая на хоры, северная, не существовавшая в древности, служит колокольней. Внешние стены храма повсюду прорезаны множеством разделенных беломраморными колонками оконных проемов. В клерестории они 4-частные, в средних боковых нефах - одинарные полуциркульные, в боковых стенах - 3-, 4- и 5-частные (в верхнем ярусе) и двойные (в нижнем). Зап. фасад украшен расположенными друг под другом 5-частным и двумя 3-частными окнами, апсида - торжественной аркадой огромного 5-частного проема. Художественное убранство Мозаики датируют (В. Н. Лазарев, А. Турта) в промежутке между V и XI вв. Их стиль близок в целом к стилю искусства этого времени, сочетающему чувство античной пластики, портретной выразительности, «этюдности» письма и особую, относящуюся к миру христ. понятий вдохновенность образов, стремление к их духовной концентрации, эмоциональной сдержанности. В стилистических приемах эти мозаики отличаются мягкостью и пластичностью форм, переливающимся колоритом, приемами «импрессионистической» кладки (особенно в ликах и в пейзаже); определенную близость в рисунке и приемах кладки, в колорите (особенно фигура св. Димитрия в позе оранта) можно усмотреть с мозаиками ротонды вмч. Георгия в Фессалонике (3-я четв. V в.).

http://pravenc.ru/text/178245.html

Прием твой алавастр душевный, добродетелей Божественнаго мvpa исполнен,/имея же Христа, преклонша тебе, мучениче, главу,/яко упокоившася жития твоего светлостию чистоты./Тем ублажился еси и благодати исполнился еси, мvpomoчumu мipa концем. Принял ты алавастр своей души/полным Божественного мvpa добродетелей,/и видишь Христа, склонившего к тебе, мученик, главу,/ибо Он упокоен светлостью жития твоего чистого:/в том ты обрел блаженство и благодати исполнился,/источая мvpo всего мipa концам. Се ожидающих тя воздаяний неизреченных светлая проображения,/се источник мvpa приснотекущаго, о страдальче!/Богу убо предстоя со дерзновением мученическим,/воинству нашему испроси на враги победу,/и мир стране неотъемлем. Вот ожидающих тебя неизреченных воздаяний светлые прообразы,/вот источник мvpa неиссякающего, о страдалец!/Богу предстоя с мученическим дерзновением,/испроси воинству нашему победу над врагами,/и стране – мир нерушимый. Образом Креста Победотворца/победил еси Лиево суровство,/и победителя Нестора, и сострадальца поставив;/и ныне всяк язык варварский работен покори православным,/содействуя, своинствуя, укрепляя,/величаяй земныя концы, Димитрие. Образом Креста, источником победы,/ты жестокость Лия победил,/и Нестора победителем и сострадальцем своим соделал;/и ныне всякий варварский народ/покори, да служит православным,/содействуя, сражаясь вместе, укрепляя,/возвеличиваясь во всех концах земли, Димитрий. Теплою от сердца любовию/к твоему честному ковчегу прибегающия, мучениче Христов,/мvpo проливающему реками,/твоими молитвами избави дел душетленных/и потопа страстей злосмрадия;/обоняния же покажи сия Господу благовоннейша. С горячей сердечною любовию/прибегающих к твоему священному ковчегу, мученик Христов,/реками проливающему мvpo,/избавь твоими молитвами от душепагубных дел/и от потопа страстей смердящих;/яви же их источающими Господу/ароматы благовоннейшие. День радости духовныя совершаем, Димитрие,/видяще мvpa твоего непрестанно точащ источник./Ты же страстей омрачение разоряя,/яко Божественнаго исполнен света,/яко во дне давай ходити благообразно,/Божий же видети Свет неприступный.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikomuc...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010