Закрыть Пасха долгожданной победы Светлая седмица 1945 года принесла весть об окончании войны, вспоминает митрополит Минский и Слуцкий Филарет 18.05.2005 391 Время на чтение 14 минут Митрополит Филарет (Вахромеев), Патриарший Экзарх всея Беларуси - один из старейших иерархов Русской Православной Церкви, постоянный член Синода и председатель Синодальной Богословской комиссии. В интервью ответственному редактору " НГ-религий " митрополит поделился своими воспоминаниями о тяжелых днях войны, дал свою оценку тому периоду нашей истории, который мы называем " перестройкой " , и рассказал о том, как развивается сейчас межправославный и межхристианский диалог. - Ваше Высокопреосвященство, каждая семья в России и Белоруссии помнит о Великой Отечественной войне. Как сохранились в вашей памяти эти годы испытаний для нашей страны и Русской Православной Церкви? Чем запомнились вам дни 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года? - К началу войны мне исполнилось всего шесть лет, и я не без труда вспоминаю свои личные ощущения; во многом они переплетаются с рассказами родителей. Помню наши сборы на летний отдых - отец получил очередной отпуск как раз накануне войны. У нас даже сохранилась справка из училища Московской консерватории: " ...разрешается очередной отпуск с 21 июня по 15 августа " . Родители собирались провести отпуск в своем любимом Кореневе Клепиковского района Рязанской области, что возле села Тумы. Но при этом они замечали много симптомов, которые заставляли их, как и всех внимательных людей, быть начеку. Всю весну 1941 года проводились учебные светомаскировки, газетные сообщения были очень разноречивы, Германия к тому времени уже оккупировала Польшу, к апрелю английский Ковентри был разбомблен, англичане сами стали совершать налеты на Берлин... В воскресенье 22 июня отец взял меня с собой в магазин на Добрынинскую площадь, чтобы исполнить мое давнишнее желание - купить мне большой мяч. Здесь, на площади, мы и услышали выступление Молотова с сообщением о том, что немецкие войска нарушили нашу западную границу и бомбят многие населенные пункты.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

В Санкт-Петербургском университете МВД открылась Аллея ветеранов Санкт-Петербург, 16 сентября 2020 г.      Преемство исторической памяти является стержнем человеческого сознания. Для нас это, в частности, память о Великой Отечественной войны. Не случайно написал поэт: «Вот почему я беспокоюсь, Чтоб не забылась та война. Ведь эта память — наша совесть. Она как сила нам нужна». В связи с эпидемией COVID 19, многие торжества по случаю 75-летия   Победы в Великой Отечественной войне были перенесены на осень. Одним из них стало открытие «Аллеи ветеранов университета – участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» 3 сентября в Санкт-Петербургском университете МВД России. На щитах вдоль аллеи — портреты ветеранов и их биографии. Многие трогают до глубины души. Например — Тарханов Иван Ефимович. На военной службе — с 1940 г., на Северном флоте, где и встретил войну.   В 1942 присвоено звание лейтенат. Во время боевых действий был контужен, тем не менее вернулся в строй. Закончил войну в Дунайской флотилии. Кавалер двух орденов Красной Звезды, ордена Великой Отечественной войны I , двадцати медалей. После войны закончил Военно-Морской факультет Военно-Юридической Академии, защитил кандидатскую, затем докторскую диссертации. Уже после войны совершил 18 походов на боевых кораблях. В 1988 г.стал профессором юридического института МВД России (затем — Университета). Автор более 200 работ. Скончался в 2011 г. Другой пример — Юрченко Яков Яковлевич. Служил в Красной Армии с ноября 1940 г. Участник кровопролитной Ржевской битвы. 6 апреля 1942 года в его батальоне были выбиты все старшие офицеры — командир батальона, его заместитель, комиссар. И тогда младший политрук Яков Юрченко… принял на себя командование батальоном. В тяжелейших условиях он руководил его действиями, практически он его спас. За умелые действия, за мужество он был награжден орденом Красной Звезды. Участвовал в штурме Кенигсберга. Войну закончил на Дальнем Востоке.      После войны окончил Военно-педагогический институт. Стал кандидатом, затем доктором психологических наук. Написал более 150 научных и учебно-методических работ. В 1997 г. являлся профессором каф. Психологии и педагогики Санкт-Петербургского университета МВД России. Скончался в 2011 г.

http://pravoslavie.ru/134039.html

Существенный вклад в изучение деятельности Совета по делам Русской православной церкви внесла Т.А. Чумаченко, правда она, как представляется, безосновательно взяла в качестве хронологических рамок своей монографии период 1941–1961 гг. [xxxvi] Той же теме посвящена книга И.В. Шкуратовой [xxxvii] . Коллективный труд Т.В. Волокитиной, Г.П. Мурашко, А.Ф. Носковой и одна из работ М.И. Одинцова посвящены советской религиозной политике в странах Восточной Европы в годы войны и в первое послевоенное десятилетие, для которой в то время был характерен ярко выраженный «наступательный» характер [xxxviii] . Некоторым аспектам истории советской религиозной политики и Московского Патриархата в годы Великой Отечествен­ной войны посвящены главы в монографиях петербургского исследователя А.Н. Кашеварова об истории взаимоотношений советской власти и Русской Православной Церкви в 1917–1945 гг. и печати Русской Церкви в XX веке, а также его недавняя статья о церковной печати в военный период [xxxix] . Правда в этих работах использованы только опубликованные ис­точники.  В нескольких работах российских историков рассматривались от­дельные, частные сюжеты советской религиозной политики. Так, П.Н. Кнышевский писал об использо­вании религиозных организаций советской разведкой, Д.А. Волкогонов – о влиянии личных качеств И.В. Сталина на церковную политику го­сударства и т. д. [xl] В последнее десятилетие стали появляться иссле­дования (в основном в виде журнальных статей), посвященные ра­нее не освещавшимся историками проблемам, та­ким, например, как религиозность крестьянства накануне и в годы Великой Отечественной войны (Г.Е. Корнилов, М.А. Вылцан, Т.А. Чумаченко, М.В. Шкаровский, Е.В. Ивлиева, А.В. Сперанский). Государственно-церковным отношениям были посвящены и диссертационные работы светских российских исследователей, затрагивающие исто­рию Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны, которые начали выходить с 1991 г. [xli] Священнослужители Московского Патриархата, как уже говорилось, лишь недавно начали писать об истории Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны, и одной из приоритетных для них тем является проблема религиозно-государственных отношений.

http://bogoslov.ru/article/2554211

Оказывает ли Академия реальное влияние на выработку политического курса страны? Реальное влияние – это наши научные разработки и публикации. Конечно, мы имеем свои каналы и возможности донести информацию до властей. Заслуга Академии состоит в том, что в России есть положительные подвижки в отношении армии (отставка Сердюкова, назначение нового министра обороны, который ведет достаточно обнадеживающую политику армии) и в отношении внешней политики. Все это происходит не без влияния Академии. Мы доносим свое мнение, публикуемся, защищаем свои позиции, что дает результаты. Не дураки же сидят в высших эшелонах власти, до них нужно донести информацию. В первую очередь мы доносим её через средства массовой информации, через наши конференции: выступления на научных, научно-практических, международных конференциях. И я думаю, что информация доходит. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 8. Как и следовало о-жид-ать... Ну, конечно, кому же еще, как не успешно расколовшему Союз Русского Народа в 2007 году, возглавлять Академию геополитических проблем... Вот интересный предвыборный материал в пользу кандидата в президенты РФ Леонида Григорьевича Ивашова: http://goo.gl/VV4PEf Свое родство он ведет от масона-декабриста Василия Петровича Ивашева, замышлявшего цареубийство в составе тайных обществ " Союз благоденствия " и " Южное общество " . Мама его с характерной фамилией Ясинская родилась в Винницкой области, на родине Брацлавского хасидизма. Папа его - Григорий Семенович, по информации из предвыборной статьи, вроде бы воевал под Москвой и был ранен в 1941 году, а потом " после ранения работал на строительстве оборонительных сооружений. " Не известно, какие такие " оборонительные сооружения " строил папа Лени в столице Киргизии - городе Фрунзе, но именно там родился Леонид Григорьевич в 1943 году. Нет никаких сведений о якобы раненном в 1941 году под Москвой отце генерала Л.Г.Ивашова - Григории Семеновиче и в Обобщенном банке данных " Мемориал " . А ведь, если верить официальной версии, он выбыл из рядов Красной Армии именно по причине ранения в 1941 году и больше туда не вернулся - значит он должен был быть упомянут в донесениях о потерях личного состава по ранению, НО его в базе " Мемориал " НЕТ: http://goo.gl/VmjRLd Из 18-ти Григориев Ивашовых ни одного Семеновича НЕТ! Значит, причина проживания папы генерала Леонида Ивашова - Григория Семеновича Ивашова, 1910 года рождения, в разгар Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в среднеазиатском городе Фрунзе заключается не в его " ранении " ?! Вот, такой вот оксюморон получается....

http://ruskline.ru/news_rl/2015/03/30/so...

Представитель Русской Православной Церкви принял участие в мероприятиях, посвященных 65-летию освобождения Красной Армией концлагерей Аушвиц и Беркенау 29 января 2010 г. 12:04 27 января по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата игумен Филипп (Рябых) принял участие в мероприятиях, посвященных 65-летию освобождения Красной Армией концлагерей Аушвиц и Беркенау (Польша). Памятные мероприятия начались с открытия выставки «Освобождение концлагеря Аушвиц» в государственном музее «Аушвиц-Биркенау» (Польша). Экспозиция, которая была подготовлена российским музеем Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (Москва), станет постоянным выставочным разделом в бывшем нацистском концлагере. Она разместилась в бараке номер 16, в котором содержались русские военнопленные. Выставку представили министр образования и науки А.А. Фурсенко , директор музея «Аушвиц-Биркенау» П. Цивиньски и директор музея Великой Отечественной войны 1941-1945 годов В.И. Забаровский. Игумен Филипп обратился к собравшимся со следующими словами: «65 лет назад русские солдаты положили конец античеловеческим, дьявольским делам, которые творились на этой земле. Сегодня мы знаем, что многие простые люди, воевавшие в рядах Красной Армии, были верующими, несмотря на политику государственного атеизма в тогдашнем Советском Союзе. Они освобождали народы Европы от нацистского зла не во имя какой-то идеологии. Они защищали свои святыни, свои семьи, свое Отечество, а значит, отстаивали наши общие европейские ценности. Поэтому нам надо вместе помнить их подвиг и чтить их память». Представитель Русской Церкви предложил в этот памятный день задуматься над причинами появления нацистской идеологии в цивилизованной Европе: «Почему стали возможны здесь и в других местах Европы массовые убийства людей разных вер и национальностей? По какой причине появились люди, способные убивать себе подобных? Дух ненависти смог подчинить их умы и сердца потому, что они оказались восприимчивыми к словам и идеям вражды, направленной против других народов. Нам, современным жителям Европы, необходимо всеми силами избегать враждебных речей в адрес друг друга. Напротив, мы должны говорить и искать дружбы и сотрудничества, хранить мир ради процветания нашего континента. В этом нам должна помочь память о тех, кто отдал свои жизни в борьбе с нацизмом. Уверен, что работа настоящей выставки будет содействовать сохранению памяти о том вкладе, который внесли русские люди в защиту общих европейских ценностей милосердия и человеколюбия. Предлагаю совершить молитву о душах тех, кто отдал свою жизнь в этом месте, и тех, кто погиб, освобождая Освенцим».

http://patriarchia.ru/db/text/1051578.ht...

9 мая 1945 г. у Гданьска. Есть дни, которые на всю жизнь остаются в памяти с мельчайшими подробностями. Таким днем для всех, переживших Отечественную войну, был день 9 мая 1945 г. Я его встречал в дельте реки Вислы, недалеко от Гданьска. Многочисленные протоки реки здесь текут в дамбах, и уровень воды бывает выше полей и полотна дорог — Голландия в миниатюре. Дамбы и многочисленные водные преграды удобны для обороны и очень трудны для наступающих. Шли бои с форсированием бесчисленных протоков и дамб. Немцы неровно и нервно сопротивлялись: то яростно и упорно отстреливались, то легко сдавались, то стреляли, загнанные в воду, до последнего патрона. Стало известно, что фашистское командование старается эвакуировать на кораблях технику и войска для передачи их нашим союзникам. Все жили, каждый по-своему, ощущением близкого конца войны и готовились к нему. После полудня 8 мая наши самолеты разбросали листовки на немецком и русском языках, подписанные командующим фронтом. Они сообщали о безоговорочной капитуляции Германии в 2.00 9 мая 1945 г. и о приказе по фронту прекратить всякую стрельбу в 1.00. Это было радостным сообщением, мы читали, перечитывали и обсуждали листовки. Не успел я просмотреть листовку, как попал под прицельный огонь орудий немецкого танка: видимо, заметили рацию. “Этак чего доброго под конец и убить могут”,­ мелькнула мысль, и я спрятался за кирпичную стену сарая. Шел бой. К концу дня он становился все более вялым. В 23.00 я в последний раз передал команду “Огонь!” — и 32 снаряда легли по северной окраине, убив, как мы узнали на следующий день, нескольких фашистов. На фронте наступила тишина. Слышались отдельные очереди, но к 12.00 и они прекратились. На ночь расположились в доме дачного типа, превращенного немцами в казарму — во многих комнатах двухэтажные нары. Медленно тянулось время в ожидании неведомого и нового. Вот-вот наступит победа и конец войны, — то, за что боролись в снегах Волхова, сражались, отступая через Дон к Волге, дрались в окопах Сталинграда, воевали под Орлом и Курском, то, во имя чего мы все жили с того самого утра 22 июня 1941 г.

http://pravmir.ru/zapiski-ryadovogo/

Подонок будет лить крокодиловы слёзы по поводу советских поражений в 1941 и 1942 годах, но ни словом не обмолвится о том, что в 1940 году в течение месяца была разгромлена французская армия. На тот момент она считалась сильнейшей в мире, превосходила Вермахт по всем показателям (танки, пушки, самолёты, личный состав), была полностью мобилизована и развёрнута, поскольку Франция уже восемь месяцев находилась в состоянии войны с Германией. Кроме того, её поддерживала почти четырёхсоттысячная группировка британских войск, а флоты Британии и Франции насчитывали больше половины боевых кораблей планеты и не оставляли никакого шанса германским ВМС. Точно так же подонок никогда не скажет, что после заключения перемирия 22 июня 1940 года на стороне Германии (в составе частей СС и войск правительства Виши) воевало в разы больше французов, чем в составе «Свободной Франции» де Голля и что поэтому само признание Франции страной-победительницей после войны было под вопросом. Зато подонок вспомнит отечественных коллаборантов и приведёт их в качестве доказательства готовности народа выступить против власти. Подонок расскажет о катастрофических поражениях Красной армии в 1941 году, заявит, что она полностью развалилась, но не объяснит кто же разгромил немцев под Москвой. Подонок не забудет заявить, что коммунистическая партия и лично Сталин несут полную ответственность за поражения 1941-го и 1942-го годов, поскольку именно они руководили страной и армией. Но он начисто будет отрицать их причастность к победам 1943-го - 1945-го годов (будто в это время страной и армией руководил кто-то другой). В интерпретации подонка поражения терпел советский режим, а победы одерживал советский народ (как будто они существовали отдельно друг от друга). Подонок заявит, что победу купили, гоня солдат на убой пулемётами заградотрядов, что немцев «завалили телами», но не сообщит откуда взяли «тела», если к осени 1942 года была оккупирована территория на которой до войны проживало 75 миллионов человек (почти половина населения предвоенного СССР) и Советский Союз не имел численного превосходства (по населению) над Германией и её союзниками. Более того, к этому времени безвозвратные потери Красной армии (убитые и умершие, попавшие в плен и пропавшие без вести) превысили 6 миллионов человек, а ведь были ещё и раненные. Где взяли «тела» для побед?

http://ruskline.ru/opp/2017/aprel/26/ost...

А без страданий мирного населения не обходится ни одна война. Именно поэтому последний фактор – фактор народного страдания всегда можно использовать в идеологических целях. Сразу оговоримся, что есть войны, которые воспринимаются как значимые для общества, причём не только для участников событий, но и для их потомков. Эти войны являются священными по факту того, что их участники защищали свою Родину, совершали героические поступки ради великой цели, а трагедия мирного населения приобретала широкие масштабы (естественно, речь об участниках войны с одной стороны, т.к. другая сторона являлась захватчиком). К таким войнам и для России, и для Белоруссии относится Великая Отечественная. Как минимум, надписи на стенах Брестской крепости дают представление о том, что защищали советские солдаты. В период существования СССР отношение к войне было понятным. Война приобрела характер народной, Советский Союз победил. После распада СССР у новых локальных государств возникла проблема отношения к событиям 19411945 гг. Ведь если следовать логике постсоветской пропаганды, Советский Союз не давал возможности развивать что-нибудь национальное, направо и налево занимался русификацией, чем практически полностью искоренил неграмотность, всюду строил новые заводы и фабрики, нарушая тем самым экологический баланс регионов, расширял сеть поликлиник, больниц, санаториев, лишая тем самым народы веры в традиционные заговоры, самолечение, прочие проявления этнической культуры и совершал прочие нехорошие дела. То есть для оправдания собственной независимости бывшие части СССР должны были отказаться от советского наследия, ведь оно как раз лишало их права на суверенитет. Подавляющее большинство бывших советских республик пошли именно по этому пути. Самые яркие примеры дала Прибалтика. Запрещение советской символики в Литве и Латвии, но героизация коллаборантов, воевавших против Красной армии – вот самый простой рецепт формирования новых национальных убеждений. В подобном контексте рассматривать боевые действия периода 19411945 гг.

http://pravoslavie.ru/55286.html

Это праздник со слезами на глазах За ее рукав держался совсем дряхлый старик. Видимо, муж. Мгновением позже мои глаза заволокла кровавая яростная пелена: они просили милостыню. Просили неловко, жалко, неумело — как участники Великой Отечественной войны… 26 апреля, 2010 За ее рукав держался совсем дряхлый старик. Видимо, муж. Мгновением позже мои глаза заволокла кровавая яростная пелена: они просили милостыню. Просили неловко, жалко, неумело — как участники Великой Отечественной войны… Я отчего-то сразу обратила на них внимание. Вернее, сначала заметила ее. Конечно, пожилые люди в метро – не редкость, но мне почему-то показалось, что она не из тех, кто часто спускается под землю. Слишком неуклюже, неловко расталкивала она утренних мутновато-заторможенных и одновременно агрессивных клиентов Московского метрополитена. Неловкость отчасти объяснялась тем, что за ее рукав держался совсем дряхлый старик. Видимо, муж. Мгновением позже мои глаза заволокла кровавая яростная пелена: они просили милостыню. Просили неловко, жалко, неумело — как участники Великой Отечественной войны … Канун 65-летия Победы стал прекрасным поводом для различных свершений и «добрых дел» от великих и малых. Не только у нас в стране, но и в мире осталось совсем немного тех, кому еще можно успеть поклониться в ноги за нашу жизнь, сказать добрые слова, у кого попросить прощения. И чьи последние дни сделать чуть легче. В каждом городе России количество ветеранов, героев, участников теперь исчисляется единицами, иногда десятками, редко сотнями. И государство, «отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны», издало Указ «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941–1945 годов». Тем самым, обязав себя дать каждому из них отдельную квартиру. До 1 мая пообещали квартиры тем, кто встал на учет до 1 января 2005 года, чуть позже остальным. Местные власти согласились – кто же посмеет отказаться. Правда, многие чиновники «на местах» подсуетились, быстро оформив удостоверения ветеранов себе, своим женам и любовницам.

http://pravmir.ru/eto-prazdnik-so-slezam...

Главное опровержение этой версии – реальные факты и сведения о боевых действиях Красной армии против немецко-фашистских войск в начале Великой Отечественной войны. С первых дней войны советские бойцы и командиры самоотверженно сражались с врагом в исключительно тяжелых условиях, оказывая ему упорное сопротивление. В подтверждение тому можно привести свидетельства о стойкости пограничных застав, о героической обороне Брестской крепости, где до 20 июля не более 4 тысяч советских воинов сдерживали натиск 20 тысяч вражеских солдат. В этом же почетном списке оборона Могилева, ожесточенное Смоленское сражение, в котором вермахт понес потери, в два раза большие, чем во время вторжения во Францию, героическая оборона Одессы… О стойкости и мужестве советских солдат свидетельствуют и бывшие генералы вермахта, немецкие исследователи Второй мировой войны, которые основываются на архивных документах, донесениях командиров соединений и частей немецкой армии. Генерал Гальдер: «Гарнизоны дотов взрывали себя вместе с дотами, не желая сдаваться в плен» 24 июня генерал Гальдер сделал запись в своем дневнике: «Следует отметить упорное сопротивление отдельных русских соединений в бою. Имели место случаи, когда гарнизоны дотов взрывали себя вместе с дотами, не желая сдаваться в плен». Чуть позже, 29 июня, запись уже не об отдельных советских подразделениях и частях: «Сведения с фронта подтверждают, что русские повсюду сражаются до последнего патрона… Упорное сопротивление русских заставляет нас вести бои по всем правилам наших боевых уставов. В Польше и на Западе мы могли позволить себе известные вольности. Теперь это уже недопустимо». Генерал Блюментрит, который в звании лейтенанта два года воевал на Восточном фронте в годы Первой мировой войны, говорил английскому историку Лиддел-Гарту: «Уже сражения июня 1941 года показали нам, что представляет собой новая советская армия. Мы теряли в боях до 50% личного состава… Красная Армия 1941–1945 годов была гораздо более сильным противником, чем царская армия, ибо она самоотверженно сражалась за идею».

http://pravoslavie.ru/94536.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010