По окончании молитвы Манассии следует «Трисвятое по Отче наш» и – в праздничные дни – кондак праздника; в другие дни читаются покаянные тропари «Помилуй нас, Господи, помилуй нас». Третья часть великого повечерия включает псалмы 69 и 142, а также «великое славословие». Псалом 142 является заключительным псалмом шестопсалмия, читаемого на утрени. Великое славословие также является принадлежностью утрени: о его происхождении и содержании будет сказано при рассмотрении чина утрени. Если повечерие входит в состав всенощного бдения, то сразу же после чтения великого славословия клир выходит на литию, а после литии начинается утреня. Если же повечерие совершается отдельно (например, в Великом посту), то после славословия следует заключительная часть великого повечерия. Она включает в себя песнопение, состоящее из стихов 150-го псалма, к которым присоединяется припев: «Господи сил, с нами буди, иного бо разве Тебе помощника в скорбех не имамы. Господи сил, помилуй нас». К гимну присоединяются покаянные тропари, «Господи, помилуй» 40 раз и молитва «Иже на всякое время» (о ней будет сказано ниже, в разделе, посвященном часам). В заключение читается две молитвы – одна обращена к Богородице, другая к Иисусу Христу: последняя из них тематически связана с предстоящим отходом ко сну («и даждь нам, Владыко, на сон грядущим, покой тела и души»). Повечерие заканчивается отпустительной молитвой, после которой священник испрашивает прощения у «братии» и произносит краткую ектению о здравии светских и церковных властей. В своем современном виде великое повечерие представляет собой чинопоследование, составленное из нескольких разнородных элементов. Некоторые молитвы, входящие в него, ранее входили в другие службы, а некоторые и сейчас в них входят. По содержанию и составу великое повечерие частично дублирует вечерню, частично (особенно в своей третьей части) утреню. В целом великое повечерие представляет собой одно из самых содержательных и духовно насыщенных богослужебных чинопоследований. Преобладают в нем тексты из Ветхого Завета; христианская гимнография в нем занимает скромное место.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Великое повечерие в этих случаях имеет следующие особенности: 1-я часть «Пресвятая Владычице Богородице...» читается без поклонов и пения. По Трисвятом: тропарь святому, «Слава, и ныне», богородичен воскресный по гласу тропаря. 3-я часть Каноны по Уставу. По Трисвятом: кондак святому, «Господи помилуй» (40 раз), «Иже на всякое время...» и далее по чину. По «Боже ущедри ны...» – 3 великих поклона с молитвою св. Ефрема Сирина , а затем молитва «Нескверная, Неблазная...» (сразу) и далее по чину. Отпуст малый. Повечерие малое Совершается, по Уставу, в притворе храма, а иногда и келейно. Завеса царских врат закрыта, а священник облачен только в епитрахиль. Дни, когда совершается малое повечерие Малое повечерие совершается в большинстве случаев в течение года, а именно: – в период от Недели Антипасхи до Недели Мясопустой малое повечерие совершается почти каждый день, кроме тех дней, когда по Уставу положено совершать всенощное бдение (накануне воскресных дней, великих и бденных праздников); – в понедельник, среду и пятницу Сырной седмицы (вечером); – в некоторые дни Великого поста: во все недели вечером, в среду и пяток 5-й вечером (совершается келейно), в среду, четверг и пятницу Страстной седмицы. Малое повечерие не совершается: – в Великую субботу вечером (заменяется чтением Деяний святых апостолов); – в течение Светлой седмицы (заменяется пасхальными часами). Последование малого повечерия Последование малого повечерия полностью находится только в Следованной Псалтири (в Часослове дано неполное последование) и почти совпадает с 3-й частью Великого повечерия. Священник: «Благословен Бог наш...» Чтец: «Аминь». «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе...» «Царю небесный...» Трисвятое по «Отче наш». Священник: «Яко Твое есть Царство...» Чтец: «Аминь». «Господи помилуй» (12 раз). «Слава, и ныне». «Приидите, поклонимся...» Псалом 50: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей...» Псалом 69: «Боже, в помощь мою вонми...» Псалом 142: «Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое...» «Слава в вышних Богу...» «Верую во Единаго Бога...»

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

(Тип. послед. Слава Тебе, Христе понед.1-й седмицы Велик. поста). Боже, упование наше. Слава и ныне. Слава и ныне. Господи, помилуй, трижды. Господи, помилуй, трижды. Благослови. Благослови. Отпуст с молитвою: Владыко многомилостиво (кроме пятков Отпуст малый. и праздников). Благословите, отцы святии, простите ми грешному. Благословите, отцы святии, простите ми грешному. Бог простит тя, Отче святый. Бог простит тя, Отче святый. Ектения: Помолимся о Благочестивейшем. Ектения: Помолимся о Благочестивейшем. Молитвами Святых отец наших. Молитвами Святых отец наших. Аминь. Аминь. Молитва: Ненавидящих обидящих нас прости, Молитва: Господи. Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи. Повечерие назначается совершать после вечера, ужина (π δεπνοn). По еже вечеряти братиям поем повечерие (Тип., гл. 7). В Служебнике читаем, что «Иерей, повечерие и ко сну идя молитвы совершая, благоговейно да размышляет: како пресвятая душа Спасителева, Божеству совокупленная, во ад сошедши, державно князя тьмы связа, того царство плени, и души от века всех сущих тамо праведных от мучительства его освободи, с Собою возведе, и в рай даже до Своего преславного вознесеня всели. Тем, благодаря Его за вся благодеяния, яже спасительною страстию и животворною Своею смертию роду человеческому сотвори, прилежно молит, да и его вся согрешения тех ради очистив, от вечные муки избавит его, и царствия Своего сподобит. Пречистую же Богородицу, сообщницу отрастем и смерти Сына Своего бывшую, и сия зрящи сболезновавшую, прилежно молит, еже в житии сем предстательницею и ко всем добродетелем помощницею быти, и в день исхода от тела, душу от всех диавольских навождений крепким своим предстательством избавивши, в царствии Сына Своего вселит. Вся бо, яко мати у Сына Своего верно к Ней притекающим испросити может» (Извест. учит. в Служебн.). Сообразно с сими воспоминаниями и со временем суток, в которое совершается повечерие, в нем назначены молитвословия и песнопения. Повечерие великое и малое начинается таким образом: священник говорит: «Благословен Бог наш, всегда, ныне, и присно», чтец произносит: «Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

9) 281 . Предел времени вечерни, которая совершается отдельно от литургии и утрени (т. е. не на бдении), бывает от 2-х до 5-ти часов полудни, смотря по времени года. Вообще же различие есть в назначении времени для начала служб в Петербурге и в Москве. Когда вечерня предшествует литургии, тогда она совершается около 12-го часа дня. Когда вечерня отправляется вместе с утренею на бдении, тогда она, бывает в 6-м и 7-м часу пополудни, смотря но времени года 282 . Повечерие (πdειπνον) по переводу с греческого языка (a’ò – после, δεπνον – ужин) значит «после ужина», и есть служба, отправляемая после ужина, пред сном. – Малому повечерию в Типиконе указано быть «по еже вечеряти братии» (Тип., гл. 7 и 9). Великое повечерие, совершаемое в Великом посту не на бдении, бывает, по уставу, ранее малого повечерия; именно, сказано в Типиконе, что «о часе 9-м (т. е. 3-м после полудня по-нашему) свеоевжигатель биет в било 12-ть (Тип., послед. 1 седм. Вел. поста, см. повечерие). Подобает же екклисиарху и сие смотрети прилежно, да егда повечерие отпущают, быти знамению дне, сиречь прежде сомрака» (Тип., послед. понед. 1-й седм. Вел. поста, см. в конце вел. повеч.). Великое же повечерие на бдении бывает иногда в полночь, иногда же с вечера, например – на Рождество Христово. Богоявление, в уставе сказано, при 10-м часе нощи (по-нашему в 4-м после полуночи), а на Благовещение – при 1-м часе нощи (т. е. 7-м после полудня). Полунощница (μεσονυκτικν), как показывает самое название ее, совершается в полночь, и может быть совершаема во всякий час ночи до утра. В Служебнике предписывается иерею совершать полунощницу «во утреннее время, прежде осветения дне» (Извест. учит. како приготовляти себе к достойному служению). Утреня (’ρθρος) – совершается утром. В праздники более торжественные, а также летом, она бывает ранее, нежели в менее торжественные и зимою. Самая ранняя утреня совершается, обыкновенно, на день Пасхи. Службы часов назначаются Уставом в 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы дня по счету, употребляемому на Востоке, что соответствует нашим 7-му и 9-му пополуночи, 12-му и 3-му пополудни.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

2) На вторник, среду, четверток (исключая 5-й седмицы – день чтения Великого канона), пяток и субботу (исключая 5-й седмицы – день акафиста) Великой Четыредесятницы. 3) На вторник, среду Страстной седмицы. Посему великое повечерие не совершается: 1) На сырную среду и пяток, если в эти самые дни или накануне их (т. е. во вторник и четверток) случится Сретение (Тип., 2-го февраля), или храмовой праздник (Тип., храм. гл. 28). 2) Великое повечерие не совершается в посту на понедельник, так как канун сего дня есть день праздничный, воскресный. 3) Великого повечерия не бывает накануне того дня, в который читается на 5-й седмице Великого поста канон святого Андрея Критского , т. е. на четверток или на вторник 274 . 4) Не бывает великого повечерия и на, субботу 5-й седмицы Великого поста, субботу акафиста. Великое повечерие в соединении с утренею совершается на праздничные дни, на которые, вместо малой вечерни, отправлялась вечерня вседневная или великая, именно: 1) На Рождество Христово и Богоявление, в какие бы дни седмицы ни случались эти праздники. 2) На дни храмовые, если они бывают: а) в субботу 1-й седмицы Великого поста (Тип., храм. гл. 32) 275 ; б) во вторник, среду, четверток, пяток и субботу 2-й, 3-й, 4-й, 5-й, и 6-й седмиц Великой Четыредесятницы (Тип., храм. гл. 35). На день Благовещения, если он случится: а) до Недели ваий – во вторник, среду, четверток, пяток и субботу (Тип., послед. 25 и 26 марта); б) во вторник, среду и четверток Страстной седмицы (Тип., 25 и 26 марта). Малое повечерие читается во все дни не в посту, равно и в пост, в те дни, в которые, как видели, не указано великого повечерия. Есть дни, в которые в храме не положено читать повечерия, а назначено читать его в келии, например: в 5-ю Неделю Великого поста на день чтения Великого канона и на день акафиста (Тип., послед. среды и пятка 5-й седмицы Великого поста). Полунощница бывает вседневная, субботняя и воскресная. Они совершаются (та или другая, смотря по дню седмицы) на разные праздники великие, средние и малые, если только не будет на эти праздники совершаемо всенощного бдения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

(он напечатан в повседневной полунощнице). Боже, в помощь мою вонми... (чит. в начале велик. повечерия). Господи, услыши молитву мою... (чит. в велик. повечерии). Славословие великое: Слава в вышних Богу... (чит. там же). Сподоби, Господи... (чит. там же). Символ веры : Верую во единого Бога... (чит. в повседн. полунощнице). Канон. О каноне в Часослове умолчено, но в 9 гл. Типикона сказано: «на нем же (т. е. на повечерии) поем канон молебный пресвятей Богородице во Осмогдаснике», а в Октоихе на каждый день седмицы, в том числе и для повечерия накануне недели, помещен канон пр. Богородице, где с тем вместе указан и припев к нему: Пресвятая Богородице, спаси нас (см. глас 1), и определено время его пения и именно после символа веры 136 . После канона – Достойно есть.., (см. Октоих, послед. повечерия, ч. 1) 137 . Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Иерей: Яко твое есть царство... Чтец: Аминь. Кондак гласа 138 . Господи, помилуй 40. Иже на всякое время... (чит. в Послед. вседневной полунощн.). Господи, помилуй 3. Слава, и ныне. Честнейшую херувим... (чит. в Послед. вседн. полунощн.) Именем Господним благослови, отче. Священник: Молитвами святых отец... (чит. в мал. повечер.). Чтец: Нескверная неблазная... (чит. в велик. повеч.). И даждь нам, владыко... (чит. в велик. повечер.). Преславная приснодево (чит. в малом повечерии). Упование мое Отец (чит. в мал. повечер.) 139 . Священник: Слава тебе, Христе Боже, упование наше, слава тебе 140 . Лик: Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови (см. в мал. повечер.). Священник (вне алтаря пред царскими вратами) малый отпуст: Христос истинный Бог наш, молитвами пречистыя своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец 141 . Лик: Аминь. Ни в Часослове, ни в 9 гл. Типикона для малого повечерия ничего более не указано. Но в 7 гл. Типикона сказано, что «по обычном отпусте предстоятель глаголет: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

«Свете тихий» читается, причем ни отверствия царских врат, ни входа с кадилом не бывает. Таже иерей пред царскими вратами возглашает прокимен дне, который указывается на каждый день седмицы в служебнике и в часослове. После прокимна читается: «Сподоби, Господи». До молитвы «Сподоби, Господи», молитвословия вечерни относились несколько и к окончанию дня проходящего; с молитвы же «Сподоби, Господи», они принадлежат уже наступающему дню. Поэтому в посту после «Сподоби, Господи», прекращаются поклоны, если следующий день праздничный, и наоборот начинаются поклоны, если со следующего дня начинается пост. Далее следует – Просительная ектения «Исполним вечернюю молитву…» с заключительным возгласом ее: «Яко благ и Человеколюбец Бог еси…» Затем иерей преподает " Мир всем», лик ответствует: «И духови твоему», диакон: «Главы наша Господеви приклоним», и иерей чтет тайно Молитву главопреклонения, заключая вслух возгласом: «Буди держава Царствия Твоего благословенна…», и поются Стихиры на стиховне из Октоиха с припевами, указанными в часослове. Если предпразднство или попразднство, то поются стихиры предпразднства или праздника из Минеи. Затем Слава, стихира Минеи, если она есть, И ныне, богородичен или крестобородичен накануне среды и пятницы, или же стихира предпразднства или праздника из Минеи. «Ныне отпущаеши». Трисвятое по «Отче наш», после чего иерей: «Яко Твое есть Царство…» и поется Тропарь, и Слава, и Ныне, богородичен или в дни попразднства тропарь праздника. Сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…», заключающаяся возгласом иерея: «Яко милостив и Человеколюбец…« Возглас диакона: «Премудрость!» на что лик поет «Благослови!» а иерей возглашает «Сый благословен Христос Бог наш….» Лик поет: »Аминь» и «Утверди, Боже, святую православную веру….» Иерей возглашает: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» и далее, великий отпуст. После отпуста вседневной вечерни, так же, как после отпуста и малой вечерни и великой, поется многолетие. 9. Малое повечерие После вседневной вечерни, так же, как и после великой вечерни, когда не положено всенощного бдения, совершается Малое повечерие (в монастырях оно бывает обычно после вечерней трапезы, перед отходом ко сну и соединяется с чтением молитв на сон грядущим). Малое повечерие служится в течение почти всего года; только в будничные дни Великого Поста, исключая среду и пятницу 5-ой седмицы, да во вторник и четверг сырной седмицы, вместо малого совершается Великое Повечерие. Порядок малого повечерия следующий:

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

После вечерни совершается Великое повечерие. Но на нем нет пения, как в Великом посту, а после «Достойно» читаются те же тропари, что обычно на Малом повечерии. Оканчивается это Великое повечерие обычным малым отпустом. Полунощница бывает с поклонами. На утрени вместо «Бог Господь» поется «Аллилуиа», а затем, вместо тропаря святому и богородична, поются «Троичны гласа». Кроме трипеснцев, положенных на каждый день сырной седмицы, в среду и пяток поются полные каноны, причем, в которых песнях случится трипеснец, в тех каноны Октоиха и Минеи оставляются. Песни Октоиха совсем оставляются, но песни Минеи поются с другими песнями в тот же день; каждая из них соединяется с предшествующей: 3–ья с 1–ой, 8–ая с 6–ой, 9–ая с 7–ой. По 9–ой песни поется Светилен Троичен гласа. По чтении «Благо есть», вместо ектении «Помилуй нас, Боже», читается 40 раз «Господи, помилуй», по возгласе иерея: «Сый благословен», читается: «Небесный Царю» и полагаются 16 поклоно с молитвою преп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко». Часы совершаются, подобно великопостным, с молитвою преп. Ефрема и великими поклонами, но на них в кампан не ударяют, кафизм не положено и тропари часов не поются, а читаются. После 9–го часа следуют сряду Изобразительные, но они начинаются не пением «Блажен», как в Великом посту, а чтением самих изобразительных псалмов 102 и 145; «Блаженны» читаются, читается и Символ веры. После изобразительных совершается обычная вседневная Вечерня, но на ней полагается паремия, а после сугубой ектении: «Помилуй мя, Боже», три великих поклона, если только в следующий день нет никакого праздника. Литургия в среду и пяток сырные не совершается. Повечерие на четверток и на субботу малое. Вступая в Великий пост, верующие, по древнему христианскому обычаю, помня наставление Господа об этом в Евангелии, взаимно испрашивают друг у друга прощение. Этот чин прощения совершается в конце вечерни. Эта вечерня имеет ряд характерных особенностей. Первая половина ее до вечернего входа носит характер праздничный и совершается в светлом праздничном облачении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

На повечерии, совершаемом на бдении, священник с диаконом, сказано в Типиконе, оболкся, творят начало, якоже во вся праздники Владычны. Диакон глаголет: «Благослови, Владыко». Иерей: «Благословен Бог наш», и кадящу иерею, глаголем великое повечерие с начала (Тип., послед. 25-го декабря). Каждение совершается с самого начала повечерия. После того как диакон глаголет: «Благослови, Владыко», иерей: «Благословен Бог наш»; кадящу иерею чтец глаголет: «Аминь, Слава Тебе, Боже наш, Царю небесный» и т. д. (Служба на Рождество Христово, особо напечатанная при Императрице Екатерине II) 406 . Каждение совершается на повечерии подобно тому, как оно указано на всенощном бдении, начинающемся вечерней (см. выше), именно: иерей в фелони сперва один кадит святую трапезу, жертвенник и весь алтарь, потом, в предшествии диакона, исходит из алтаря и кадит Святыя Врата и местные иконы токмо: таже оба станут пред Царскими вратами, и диакон возглашает: «Благослови, Владыко». Иерей: «Благословен Бог наш». Чтец: «Аминь» и чтет великое повечерие (Последование вечерни, утрени, и полунощницы, изд. в Киево-Печерской лавре, 1861 г., л. 13). За возгласом священника, как на великом, так и на малом повечерии, следуют молитвословия, которые обыкновенно бывают в начале служб, именно – чтец читает: «Слава Тебе, Боже наш», «Царю небесный», «Трисвятое», «Отче наш», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава и ныне», и затем побуждаются находящиеся при богослужении к молитве словами: «Приидите, поклонимся» (трижды). Малое повечерие иерей начинает таким образом: он в епитрахили выходит пред алтарь и, сотворив три поклона, начинает: «Благословен Бог наш». Чтец: «Аминь. Приидите, поклонимся». Иерей же, сотворив три поклона, абие отходит в алтарь (Послед. вечерни, утрени и полунощницы, л. 22 на обороте). После начинательных молитвословий на великом повечерии следует первая его часть. На первой седмице великого поста – в понедельник, вторник, среду, четверток пред чтением великого канона читается псалом ( Пс.69 ): «Боже, в помощь мою вонми».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Так же. Поется: Да исправится молитва моя..., как всегда. После этого три поклона и преждеосвященная литургия в обыкновенном порядке. Главы наша Господеви приклоним. Тебе, Господи. Буди держава царствия твоего... Аминь. Так же. Стихиры на стиховне Триоди: Самогласен дне 2. Мученичен 1. Слава – Предтечи: Яко же божественных... И ныне, богородичен воскресный по гласу Славы (ср. послед. 24 февр., Тип., л. 187 и 6 мр. гл. 24 февр., л. 189). Так же. Ныне отпущаеши. Трисвятое. Пресвятая Троице. Отче наш... Так же. Яко твое есть царство... Аминь. Тропарь Предтечи. Слава, и ныне, богородичен воскресный по гласу тропаря: Еже от века утаенное... Помилуй нас, Боже... Яко милостив и человеколюбец... Аминь. Три великие поклона. Так же. Всесвятая Троице. Буде имя Господне... 3. Слава, и ныне. Благословлю Господа. Премудрость. Достойно есть. Пресвятая Богородице, спаси нас. Честнейшую херувим... Слава тебе, Христе Боже... Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Отпуст великий. Многолетие. Слава тебе, Христе Боже... Слава, и ныне. Господи, помилуй Благослови. Отпуст великий. Многолетие. Повечерие накануне праздника, случившегося в понедельник, и полунощница понедельника. Повечерие накануне праздника, случившегося во вторник, среду, четв. и пяток, и полунощница сих дней. Повечериевеликое. На нем по 1 трисвятом тропарь Предтечи. Слава, и ныне, воскресный богородичен по гласу тропаря. По 2 трисвятом обычные тропари: Помилуй нас, Господи... По Достойне и Трисвятом кондак Предтечи; а Господи сил с нами буди... не поется. По Честнейшую 3 великих поклона. Конечное трисвятое и Господи, помилуй 12 не произносятся. Отпуст малый 707 . Полунощница поется с кафизмою и обычными тропарями. На ней по Честнейшую три великих иоклона. Полунощница поется с кафизмою и обычными тропарями. По Честнейшую три великих поклона. Глава 21 Утреня в праздник Обретения главы Предтечи 24 февраля: в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток св. Четыредесятницы. На утрени Бог Господь... 4 и тропарь Предтечи 2. Слава, и ныне, воскресный богородичен по гласу тропаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010