поиск:   разделы   рассылка Михаил Тюренков Русь изначальная Источник: Культура 10 ноября православные отмечают день двух святых, память которых напоминает нам о том, что Русская церковь охватывает не только Россию, но и весь Русский мир. Оба святых  – преподобный Иов Почаевский и святитель Димитрий Ростовский  – родом с территории современной Украины, но оба прославлены Церковью именно как русские святые. Сегодня среди верующих в России часто возникают вопросы: почему в современной церковной культуре – обычаях, иконописи, песнопениях – так много малороссийских заимствований? Почему так много московского (да и не только) духовенства имеет украинское происхождение? И почему, наконец, именно Украина вот уже несколько столетий находится на самом острие церковной политики? Чтобы ответить, необходимо совершить несколько исторических экскурсов. Начать стоит со времен Крещения Руси, когда киевский князь Владимир и прибывшее с ним в древнерусские земли византийское духовенство крестили в днепровской купели восточных славян. Исполнив завет своей бабки, святой равноапостольной княгини Ольги, великий князь привел в христианство тысячи русичей, на многие столетия определив наш цивилизационный выбор. Это впереди – княжеские усобицы и раздробленность, монгольское иго и новое возрождение Руси, уже Московской. А пока изначальная Русь едина, и это единство, а также духовное самоопределение русской государственности имело именно киевские корни. Экскурс второй относится к периоду воссоединения русских земель и освобождения от ордынской зависимости. Ни для кого не секрет, что в те времена русских государств было два. Великое княжество Литовское, куда входил Киев и которое с конца XIV века стало отходить от православия в католицизм, тем самым отдаляясь от русской цивилизации. И постепенно возвышавшаяся Москва, которая в XV веке взяла на себя имперские функции павшей Византии, став, по слову псковского старца Филофея, Третьим Римом. В это самое время произошло первое разделение Руси – киевляне и московиты, а также жители современной Белоруссии, именовавшие себя литвинами (не путать с современными литовцами), оставаясь русскими, постепенно разделились на малороссов, великороссов и белорусов. Разделение усугубилось печально известной Брестской унией 1596 года, когда целый ряд епископов православной Киевской митрополии, сохранив восточные богослужебные чины и обряды, присоединился к Римско-католической церкви .

http://religare.ru/2_97824.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Донское сражение, или Куликовская битва от 1362 до 1380 года Много забот, трудов, беспокойств и огорчений ожидало Дмитрия Иоанновича на великокняжеском престоле! Сначала ему надо было несколько раз усмирять Дмитрия Константиновича, который все еще стремился стать великим князем. Наконец, видя, что все старания его напрасны, Дмитрий Константинович отказался от своего желания и не только помирился с Дмитрием Иоанновичем, но даже через пять лет после этого отдал за него свою дочь, Евдокию. После мира со своим главным врагом Дмитрий должен был утешать бедных Московских жителей в случившихся несчастьях: сначала от большого Всехсвятского пожара, который начался в церкви Всех Святых и истребил почти всю Москву, потом — от возвратившейся в нее ужасной черной смерти. Но эти несчастья Москвы не были так важны, как те, которые навлек на нее гордый и честолюбивый Тверской князь Михаил, сын Александра Михайловича. Он видел намерение Дмитрия подчинить удельных князей своей власти и, больше заботясь о собственной выгоде, чем о пользе Отечества, решил всеми силами противиться трудному, великому делу Дмитрия. К несчастью, Михаил имел большие возможности, чтобы творить зло: знаменитый Ольгерд, Литовский князь, в то время со своим братом Кестутием наводивший страх на всех своих соседей, был женат на сестре Михаила, Тверской княжне Иулиании Александровне. При всякой небольшой неудаче в России Михаил уезжал к зятю в Литву и возвращался оттуда с Литовским войском, которое не меньше Татарского разоряло наше Отечество! Так, в 1368 году он пришел вместе с самим Ольгердом, который три дня грабил, жег, опустошал Москву. Великий князь, его брат Владимир Андреевич, митрополит Алексий и все самые знатные бояре едва спаслись в Кремле. (После Всехсвятского пожара Дмитрий, видя, что деревянные укрепления ненадежны, построил каменный Кремль и в нем-то спасся от Ольгерда.) Злой Ольгерд, выходя из Москвы, еще хвастал тем, что Русские долго не забудут его. Впрочем, это нашествие Литовцев не принесло никакой пользы Михаилу: Дмитрий остался на великокняжеском престоле. Тогда недостойный Тверской князь решил просить помощи у Мамая, который в это время был уже так силен, что силой соединил Волжскую Орду вместе с Золотой, или Сарайской и, сделав ханом Мамант-Салтана, повелевал им, как хотел. Михаил Александрович умел угодить гордому Татарину, и Мамай дал ему грамоту на великое княжество и ханского посла, чтобы возвести его на престол.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЗИМИР IV ЯГЕЛЛОНЧИК (29/30.11.1427, Краков - 7.06.1492, Гродно), Литовский вел. князь (с 1440), король Польши (с 1447). Младший, 3-й сын польск. короля и Литовского вел. кн. Владислава (Ягайло) и Софьи Гольшанской. После смерти отца (1434) опекуном К. Я. стал Краковский еп. Збигнев Олесницкий, недоброжелательно к нему относившийся. В 1438 г. утраквисты выдвинули кандидатуру К. Я. на чеш. трон в противовес австр. герц. и герм. кор. Альбрехту II Габсбургу, однако год спустя после 2 неудачных военных походов К. Я. отказался от борьбы. В 1440 г., после убийства вел. кн. Литовского Сигизмунда Кейстутовича, в Великом княжестве Литовском начались междоусобицы, связанные с желанием части литов. знати разорвать унию с Польшей. Брат К. Я., кор. Владислав III Варненчик, направил его наместником в Великое княжество Литовское, однако без согласия польск. короля и сейма и в отсутствие Владислава в стране 29 июня 1440 г. литов. бояре провозгласили К. Я. вел. князем, что фактически означало разрыв унии между Польшей и Литвой. Юному вел. князю, действовавшему в согласии с боярами, удалось добиться стабилизации положения в стране (подавление бунта «черных людей» в Смоленске в 1440-1441, преодоление сепаратистских настроений в Жмуди) и мирным путем урегулировать территориальные споры с соседними гос-вами. Правление К. Я. в Литве стало временем усиления магнатских родов и формирования крупных магнатских латифундий. Кор. Казимир IV. Портрет. XIX в. (Литовский художественный музей, Вильнюс) Кор. Казимир IV. Портрет. XIX в. (Литовский художественный музей, Вильнюс) После гибели кор. Владислава III (1444) К. Я. был избран на польск. трон 23 апр. 1445 г. на съезде в Серадзе, однако, согласился стать королем только после отказа польск. стороны от условий Гродненской унии 1432 г. и признания привилея от 17 сент. 1446 г., устанавливавшего равноправие Польши и Великого княжества Литовского в объединенном гос-ве, а также равенство шляхты, проживавшей на обеих территориях.

http://pravenc.ru/text/1319876.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Не каждый русский - россиянин, и сколько существует " pociйcьkux мов " ? 01.04.2008 454 Время на чтение 4 минуты В беспринципной борьбе со своими согражданами националисты, сознательно фальсифицируя ситуацию и предмет речи, активно пользуются терминами " " и " " , отождествляя при этом понятия " русский " и " " (при обозначении национальности ), " русский " и " " (при отношении к языку и к России). Слово " русский " имеет несколько значений. Оно обозначает национальность и признак по национальности. В русском и украинском языках должно быть соответствие: " русский " и " руський " , (не " " , ибо это слово имеет отношение к стране, а не к национальности). Слово " русский " употребляется с древнейших времён. Например, в историческом литературном памятнике " Повесть временных лет " говорится о Руси, Русской земле, русских, русских князьях, русском законе, русских потомках. Чёрное море называется в нём Понтийским и тут же именуется Русским: " Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывёт Русским " . О Киеве в летописи сказано как о центре Р усской земли, которая иначе называется Русью. О Киеве князь Олег говорит следующее: " се будемо мати городом руським " . Но мы не найдём здесь слов " украина " , " украинский " и " украинец " . До воссоединения Украины с Россией, территория нынешней Украины официально именовалась Великим Княжеством Русским, чему мы легко найдём подтверждение в польских и литовских исторических документах. Например, в Гадяцком трактате гетмана И.Выговского с поляками (в 1658 г. - заметьте, уже после Переяславской Рады) говорится, что Польша представляет собой единство трёх частей: Королевства Польского, Великого Княжества Литовского и Великого Княжества Русского (именно так поляки официально называли тогда нашу землю). Как видим, всего каких-то 350 лет назад официальный международный документ свидетельствует, что было Великое Княжество Русское, а не Украина, о чём беспристрастно и объективно говорит история. Трудно заподозрить поляков в излишней любви к русским. Равно как и трудно представить, что они не упоминали бы действительно существовавшие в то время наименование земель, входивших в состав Речи Посполитой из нелюбви к " украинцам " . Просто они не знали таких, не ведали об их существовании. Они говорили о реалиях и исторических субъектах, которые существовали на тот момент, а именно: Великое Княжество Русское с русскими людьми - и всё тут.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

1. Русское мессианство Зеньковский С.А. Русское Старообрядчество Возвышение Московской Руси произошло слишком стремительно и неожиданно для самих русских людей, чтобы не отразиться в несколько горделивых и надменных формулировках национальной мысли и не вскружить голову интеллектуальной элите позднего русского Средневековья. В действительности во второй половине пятнадцатого века события стали развиваться в Восточной Европе так торопливо и бурно, что в течение всего лишь нескольких десятилетий вся политическая карта этой бесконечной равнины была совершенно перекроена. Еще в самом начале этого века Московское княжество было всего лишь одним из небольших, хотя и динамичных государственных образований, затерявшихся в лесах и болотах верхней Волги и средней Оки. На картах, изображающих Русь того времени, владения московского князя кажутся совсем незаметными рядом с такими территориальными гигантами, как Великое Княжество Литовское, Золотая Орда или Новгородская республика. Василий II, правитель Москвы в начале пятнадцатого века, хотя упорно держался за титул великого князя, но неоднократно побывал на ролях пленного и в руках татар, все еще могучих и опасных, и в тюрьмах своих родственников. Недаром он получил прозвище Темного, после того, как его ослепил его же собственный двоюродный брат, буйный и коварный князь Дмитрий Шемяка. Правда, Москва уже давно добивалась руководства над всей северо-восточной Русью. Но в те времена всем казалось гораздо более вероятным, что не она, а ее соперница Литва объединит под скипетром Гедиминовичей все земли, заселенные русскими племенами. Западная Русь уже целиком вошла в государство Литовских владык, и в пятнадцатом веке даже Рязань и Новгород неоднократно входили в союзные или даже вассальные отношения с этим гибридным русско-литовским государственным образованием. На европейском Западе самое слово Русь было почти совсем забыто, и вряд ли даже самые сведующие дипломаты Западной Европы что-либо знали о Москве и ее князьях. Но не прошло и полвека после пленения Василия Темного его родственниками и татарами, как его сын стал одним из наиболее могущественных владетелей Восточной Европы, главой объединенного русского государства.

http://sedmitza.ru/lib/text/439463/

Закрыть itemscope itemtype="" > Невеликая республика Литовская Лимитрофное государство 04.06.2023 746 Время на чтение 58 минут Литва, но не Великое княжество Литва с 1918 года может считаться прибалтийской территорией, а не части Литовско-Белорусского массива земель прежнего ВКЛ. Исторический путь Литвы между мировыми войнами также был очень схож с историей соседей по региону. В апреле 1920 года были проведены выборы Учредительный Сейм, который состоял из 112 депутатов. На выборах победил блок христианских демократов, состоящий из трех партий, получивших 59 мест в Сейме. Как видим, усилия графа Муравьева развести католицизм и «полонизм» увенчались полным успехом – литовские католические партии заняли воинственную антипольскую позицию. Левый блок крестьян ляудининков, буквально «народников» (лит. Liaudininkas) получил 29 мест. Это была партия, идеологически близкая к российским эсерам (социалистам-революционерам). В 1917 году «народники» даже входили в состав всероссийской партии эсеров и имели своих представителей в Центральном комитете (ЦК) эсеров. Впрочем, несколько позднее партия отреклась от социалистических идей. Третье место досталось Социал-демократической партии Литвы (СДПЛ). Это возникшая еще в 1896 году партия была в свое время членом Второго Интернационала и представляла собой литовское отделение российских меньшевиков. Литовские большевики выборы бойкотировали. Десять мест в Учредительном Сейме получили национальные меньшинства (6 евреев, 3 поляка и 1 немец). В Учредительный Сейм было выбрано и пять женщин. Показательно, что на выборах в учредительное собрание провались партия Национального прогресса, то есть литовских националистов президента А. Сметоны, набравшая лишь 0,6 % голосов. Учредительный Сейм собрался в здании городского театра в Каунасе (бывшей Ковне), который был объявлен временной столицей Литвы (поскольку, как считалось, столицей Литвы может быть только «Вильнюс»). Неслучайно члены Учредительного Сейма объявили, что еще 100 мест будет отведено депутатам Виленского края. Но, как отмечалось выше, в октябре 1920 года Вильнюс был захвачен польскими частями Желиговского, и на 20 лет снова стал польским Вильно. Так что первую Литовскую республику 1920-39 гг обычно называли Каунасской Литвой.

http://ruskline.ru/analitika/2023/06/04/...

Закрыть itemscope itemtype="" > О письме двенадцати письменников - апостолов украинства галицкого разлива 18.10.2004 243 Время на чтение 3 минуты В середине октября много шума в центристской и левой прессе наделало письмо 12-ти письменников (писателей), малоизвестных за пределами Галичины и узкого круга правых национал-патриотов, но с претензией на всеукраинское мессианство. На сайте " Партактива " рядом левых политических деятелей оценка этому ОПУСУ " продвинутых в Европу " письменников уже дана: А.Голуб (КПУ) " Письмо двенадцати " является предостережением, показывающим какие силы рвутся к власти " ; Н.Витренко (ПСПУ) " Это " отморозки " цивилизации. Пусть забирают свои манатки и в 24 часа выезжают в США. США пригревают всех предателей " ; И.Шурма (СДПУ(О) " Я б так¦ листи публ¦чно рвав " ; А.Яковенко (КПРС) " Это бред больного, агония, безграмотность и хамство " . Пока не выразили своего отношение к этому артефакту - социалисты - морозовцы. На этом можно было бы и закрыть эту тему, если бы не одно " но " . " Письмо двенадцати " выходит за рамки некоей случайности, оно является свидетельством чуждой для действительного, истинного украинства, - ментальности галичан. Факт состоит в том, что если Украина - не Россия (...как с гордостью заявляет нынешняя национальная элита во главе с Президентом Украины Л.Кучмой), в " ярме " которой она была почти 350 лет, то Галичина - тем более не Украина, потому что она была около 600 лет в составе других государственных образований (Речь Посполитая, Великое Княжество Литовское, Австро-Габсбургская монархия) и среди чужих по религиозным верованиям народов. Эти 600 лет не прошли бесследно. Ментальность бывших галицких русичей оказалась под влиянием чуждых по происхождению и вере народов существенно деформированной, это не прошло бесследно. По большому счету, по своей ментальности Галичина является больше Восточно-Центральной Европой, чем Украиной. И прошедшие 65 лет после возвращения Галичины в лоно матери Украины были слишком маленьким в историческом смысле сроком, чтобы возродить свою русько-украинскую ментальность. С восторгом приняв самоназвание УКРАИНЦЫ, галичане таковыми по сути еще не стали.

http://ruskline.ru/analitika/2004/10/18/...

Разделы портала «Азбука веры» ( 25  голосов:  4.2 из  5) Оглавление Борьба двух князей В Твери встречали дорогого гостя. Князь Михаил Александрович не жалел ни вина, ни золота. Пусть знают татары, как рады в Твери ханскому послу. Весь день и всю ночь пировали. Неспроста окружил Михаил Александрович почётом гостя из государства татарского — Золотой Орды. Посол привёз от хана ярлык (грамоту) на Великое княжение «Всея Руси». Это значило, что тверской князь признавался старшим среди русских князей, а они все должны подчиняться ему «без ослушания», поставлять войска, коли он потребует. «Теперь,— думал тверской князь,— расправлюсь с Москвой да с князем Дмитрием». Давно между русскими княжествами шла борьба за ханский ярлык. Татарам это было на руку: пусть воюют меж собой князья, пусть будет у них меньше сил, меньше воинов. А поднимется кто на Орду с оружием, легче будет разбить по отдельности. Вот и князь тверской Михаил не первый год уже держит спор с московским князем Дмитрием — кому «владети» ярлыком, кому над всеми начальствовать. А хан то одному из них даст ярлык, то другому. Пусть спорят. Лишь бы сообща против татар не выступили, лишь бы дань Золотой Орде платили исправно. Теперь же хану было выгодно поддержать Тверь, а не Москву. Слишком сильна Москва стала. Дмитрий Иванович присоединил к своему княжеству крупные города — Калугу, Дмитров, Владимир. Обнёс он Москву каменными стенами взамен дубовых. К стенам башни пристроил. Крепка Москва и красива. Два раза подходил к ней литовский князь Ольгерд, но взять не смог, отступил, ни с чем в Литву вернулся. Не по зубам орешек. Ханский посол привёз не только ярлык Михаилу Александровичу, но обещал и помощь войсками, если тверскому князю потребуется. А ещё надеялся Михаил Александрович на князя литовского. Знал, что Ольгерд в неладах с князем Дмитрием. «Литва нас поддержит,— говорил он своим боярам.— Идёмте же на Москву походом». И тверской князь объявил войну князю московскому. Это был год 1375. Но ни татары, ни литовцы войск прислать не успели.

http://azbyka.ru/fiction/na-pole-kulikov...

Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Великий князь Василий Дмитриевич от 1389 до 1425 года Счастлив тот человек, который горячо любит Бога, искренне боится прогневить Его и в горести твердо надеется на Его помощь. Никакие опасности для него не страшны: он всегда может быть уверен, что, усердно помолясь Богу, будет услышан Им и избавлен от беды! Это испытали наши предки. Послушайте, как чудесно Он показал им однажды, что молитвы людей доступны светлому престолу Его. Уже прошло больше пяти лет с тех пор, как молодой сын и наследник Донского, великий князь Василий I Дмитриевич, вступил без всякого спора на великокняжеский престол; уже успел он показать своим подданным, что во многом походил на своего знаменитого отца: твердость духа, ум, намерения, желания — все было у них одинаково. Василий так же, как и Дмитрий, понимал, что счастье России требует усиления великого княжества, и уже в первые годы своего княжения сумел сделать то, о чем не смел еще думать его отец: он присоединил к Москве, с согласия хана, сильные княжества Суздальское и Нижегородское и, кроме того, получил от него города: Мещеру, Городец, Тарусу и Муром. Увеличив таким образом великое княжество, усмирив новый бунт своих беспокойных подданных, Новгородцев, Василий весело праздновал свою свадьбу с Софией, дочерью Литовского князя Витовта, как вдруг разнеслась страшная весть, что новый Батый, Чагатайский хан Тамерлан идет на Россию! Читатели мои уже немного слышали об этом бесстрашном Татарском государе, хотевшем завоевать целый свет. Вы помните, что он помог Тохтамышу победить Мамая и завладеть Золотой Ордой. Но благодарности не знают полудикие народы. Тохтамыш забыл все, чем обязан был Тамерлану, и осмелился идти войной на этого государя, уже повелителя двадцати шести царств в трех частях мира! Он послал свое войско разорять северную Персию. Тамерлан, узнав о такой дерзости, пошел сам наказать его, и между реками Тереком и Курой, в Черкесской земле, встретились жестокие враги. Тохтамыш был совершенно разбит и бежал за Волгу. Ужасный завоеватель Востока пошел к северу вслед за бегущим Тохтамышем, перешел Волгу, Саратовские степи и взял один Русский город, Елец. Все встревожились и тотчас вообразили, что настало опять то время, какое было 160 лет назад. Один великий князь не пришел в уныние и доказал, что был достоин своего отца: не теряя времени, собрал он многочисленное войско, в котором еще можно было видеть стариков, сражавшихся на Куликовом поле, и, поручив Москву своему храброму дяде, Владимиру Андреевичу, сам выступил с полками на берега Оки.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

А.Н. Наумов Список сокращений АИЗ – «Археологические известия и заметки» АН СССР – Академия наук СССР АО – «Археологические открытия» АПН РСФСР – Академия педагогических наук РСФСР АЭБ – «Археология и этнография Башкирии» БАН – Библиотека Академии наук в Санкт-Петербурге БГОКМ – Брянский государственный объединенный краеведческий музей БСХУ – Богородицкое сельскохозяйственное училище ВИ – «Вопросы истории» ВКЛ – Великое княжество Литовское ВООПИК – Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры ВХУТЕМАС – Высшее художественное училище театрального мастерства ГАОО – Государственный архив Орловской области ГАРФ – Государственный архив Российской Федерации (ранее ЦГАРФ) ГАТО – Государственный архив Тульской области ГИМ – Государственный Исторический музей ГЭ – Государственный Эрмитаж ЖМНП – Журнал Министерства народного просвещения ИА РАН – Институт археологии Российской Академии Наук ИАК – Императорская археологическая комиссия в Санкт-Петербурге ИЗ – «Исторические записки» ИИМК – Институт истории материальной культуры КСИА АН СССР – «Краткие сообщения Института археологии Академии наук СССР» МАКИД – Московский архив Коллегии иностранных дел МАО – Московское археологическое общество МАР – «Материалы по археологии России» МАСК – Международная археологическая студенческая конференция МВД – Министерство внутренних дел МГАМИД – Московский Главный архив Министерства иностранных дел МГУ – Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова МИА – «Материалы и исследования по археологии СССР» МОИДР – Московское общество истории и древностей российских при Московском университете МОНО – Московский отдел народного образования МРКИ – Московская рабоче-крестьянская инспекция НА РАО – Научный архив Российской Академии образования НИИХП – Научно-исследовательский институт художественных промыслов ОАК – «Отчеты Археологической комиссии» ОИ – «Отечественная история» ОРИ РГБ – Отдел рукописных источников Российской государственной библиотеки ПСРЛ – Полное собрание русских летописей

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010