Скачать epub pdf Неделя 2-я Великого поста Прокимен, глас 5: Ты, Гóсподи, сохраниши ны, и соблюдéши ны от рóда сегó и во век. Стих: Спаси мя, Гóсподи, яко оскудé преподóбный. Прокимен, глас 1: Устá моя возглагóлют премýдрость, и поучéние сéрдца моегó рáзум. Ко еврéем послáния святáго апóстола Пáвла чтéние В начáле Ты, Гóсподи, основáл зéмлю, и небесá – дéло рук Твоих; они погибнут, а Ты пребывáешь; и все обветшáют, как риза, и как одéжду свернёшь их, и измéнятся; но Ты тот же, и летá Твои не кóнчатся. Кому когдá из áнгелов сказáл Бог: седи одесную Меня, докóле положу врагóв Твоих в поднóжие ног Твоих? Не все ли они суть служéбные духи, посылáемые на служéние для тех, котóрые имéют наслéдовать спасéние Посемý мы должны быть осóбенно внимáтельны к слышанному, чтóбы не отпáсть. Ибо, éсли через áнгелов возвещённое слóво было твёрдо, и всякое преступлéние и непослушáние получáло прáведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадéв о столь великом спасéнии, котóрое, быв сначáла проповéдано Гóсподом, в нас утвердилось слышавшими от Негó. ( Евр 1:10–2:3 ) Перевод архимандрита Ианнуария Брáтия! Скáзано ещё: «Ты, Гóсподи, в начáле зéмлю основáл, и небесá – делá Твоих же рук. Они погибнут, Ты же остаёшься. И стáнут все, как вéтхая одéжда. И, как накидку, Ты свернёшь их, И, как одéжду, поменяешь. Но Ты всё тот же, и Твои гóды никогдá не прекратятся». Но кому из áнгелов Он когдá-либо сказáл: «Сиди одесную Меня, докóле врагóв Твоих не положу поднóжием ног Твоих»? Рáзве все они не служéбные духи, котóрых Бог посылáет служить тем, кому предстоит наслéдовать спасéние? Вот почемý нам дóлжно ещё крéпче держáться тогó, что мы услышали, не то нас мóжет унести течéнием. Ведь éсли слóво, возвещённое через áнгелов, вступило в силу, так что всякое преступлéние и непослушáние получáло справедливое возмéздие, то как избежим егó мы, пренебрегáя столь великим, нáшим спасéнием, котóрое сначáла возвестил Госпóдь, и истину котóрого нам подтвердили Ему внимáвшие?! Аллилуиа. 1. Милости Твоя, Гóсподи, во век воспою, в род и род возвещý истину Твою усты моими.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

- Зачем нам читают эту притчу за неделю до Великого Поста? Чтобы мы задумались о себе, с какой стороны наше место. Постарались потрудиться, чтобы не стать с левой стороны с грешниками. 7. Итак, мы узнали о трех подготовительных неделях к Великому посту. Изобразим их на нашем рисунке. Добавление к рисунку. 8. Последняя неделя перед Великим постом получила в народе название масленица. Так ее назвали не случайно. В эту неделю уже частичный пост. Не едят мясо. Можно есть молочные продукты, сыр, яйца. В народе сохранялась память о языческом празднике проводов зимы, время которого совпадало с подготовкой к Великому посту. Так появилась смесь христианства – начало поста, с язычеством – гулянья. 3. 1. ппс. Почему перед важными праздниками существует пост? Каково назначение поста? 2. ппс. Вспомните, какие существуют подготовительные недели к Великому посту? 3. Перескажите притчи подготовительных недель. 4. Д.З. Приготовьте рассказ о подготовке к Великому посту. При подготовке используйте наш рисунок. Как бы ты предложил проводить неделю, которую в народе называют масленицей? Урок 3.  Великий пост. Смысл поста. 1. 1. ппс. Что предшествует важным праздникам? -Каково назначение поста перед праздником? 2. ппс. Расскажите друг другу о трех подготовительных ступеньках к Великому посту. Перескажите притчи, которые дали названия этим подготовительным неделям. 3. ппс. Согласны ли вы с теми гуляньями, которыми некоторые проводят последнюю подготовительную неделю, называемую масленицей? Твои предложения – как проводить эти дни? 4. Итак, мы теперь хорошо знаем, как проходит подготовка к Великому Посту. - Как проходит сам Великий пост? Можете ли вы это объяснить? Каков смысл поста? Мы не можем пока ответить на эти вопросы. Это и будет темой нашего урока. Планирование. 1. Как заканчивается подготовка к Великому посту? 2. Что такое пост? Его назначение? 2. 1. Итак, проходят три подготовительные недели. Наступает последний день перед Великим постом. Это воскресенье. Оно имеет свое особое название.

http://azbyka.ru/deti/programma-i-metodi...

«Разногласие, – говорит Сократ, – касается не только числа постных дней, но и понятия о воздержании от яств; потому что одни воздерживаются от употребления в пищу всякого рода животных, другие из всех одушевленных употребляют только рыбу, а некоторые вместе с рыбою едят и птиц, говоря, что птицы, по сказанию Моисея, произошли также из воды. Одни воздерживаются даже от плодов и яиц, другие питаются только сухим хлебом, некоторые и того не принимают, а иные, постясь до девятого часа, вкушают потом всякую пищу» 112 . Созомен, вообще повторяющий Сократа, не отмечает этой разницы в пощении Четыредесятницы, указывая лишь на разницу в продолжительности ее. Т. о., очень скоро после того, как было принято в Церкви в качестве одной из возможных форм пощения воздержание от мяса, было делаемо исключение для некоторых родов мяса, при этом не только для рыбы, как теперь, но и для птиц. Но последнего рода исключение, как не имевшее для себя никаких оснований, скоро отпало, а осталось только первое. В дозволении употреблять рыбу в пост могли руководиться следующими соображениями: 1) проклятие Божие по грехопадении направлено было именно на землю, а не на воды и их обитателей; 2) рыбы принадлежат элементу, с которым связано крещение; 3) в истории творения сказано: «Дух Божий носился над водою» 113 . Теперь церковной практике поста нужно было установить определенное отношение к другим продуктам питания, именно яйцам и молоку. В этом отношении тоже были «разногласия» и колебания, о которых, как видели мы, упоминает и Сократ. По его словам в Четыредесятницу (точнее, вероятно, в дни ее менее строгого поста – в субботу и воскресенье) некоторые «воздерживаются даже от плодов и яиц». Очевидно, во времена историка не полагалось еще различия между лицами и овощами в отношении поста. Судя по тому, что в римско-католической церкви и ныне молоко и яйца считаются постным кушаньем и дозволяются по крайней мере в воскресенья Великого поста, можно думать, что такой обычай был издавна принят в этой церкви. Кроме нее, такая практика была принята в Армянской церкви. Эта практика осуждена была Трулльским собором 114 , причем в качестве следующих ей названы только армяне. Но так как правило собора осуждает римских христиан только за пост в субботу, можно думать, что ко времени собора эта практика была оставлена и в Риме, если существовала там раньше, а затем, ко времени разделения церквей, восстановлена. Памятником ей в Православной Церкви осталась Сырная неделя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Хотя с положенными на этой утрени канонами храма и Триоди, по указанию Триоди Постной, стихословятся песни Свящ. Писания «Господеви поем», но Устав предписывает стихословить «Поем Господеви». Канон Триоди имеет и вторую песнь, поемую на 8; с ней второй песни Свящ. Писания (находящейся во Псалтири (Следованной), не глаголем, но припеваем (вместо стихословия второй песни Свящ. Писания): «Преподобнии Отцы, молите Бога о нас...» В сырную неделю (воскресение), равно и во все следующие за тем недели до недели Ваий, всегда, за исключением праздников только с бдением (см. в Уставе храмовые главы, гл. 34 и Марковы главы, 25 марта), совершается (накануне понедельника) вседневная вечерня с некоторыми особенностями великопостного богослужения. На ней (как это положено и вообще в воскресные дни) не бывает стихословия кафизмы, и после следующего за великой ектенией возгласа поется на рядовой глас Октоиха «Господи, воззвах» и затем на 10 стихиры: 4 покаянны рядового гласа Октоиха (2 из стиховных вечерни в неделю и 2 из стиховных утрени понедельника), 3 из Триоди и 3 рядового святого из Минеи; «Слава» святого из Минеи, если есть, и по гласу этой стихиры на «И ныне» Богородичен (из тех, которые печатаются в книге Минеи каждого месяца); если же в Минее не имеется стихиры на «Слава», то поется на «Слава, и ныне» Богородичен «в тойже глас Минеи» (см. в Триоди Постной, неделя сырная вечера). При пении Богородична открываются царские врата и совершается вход с кадилом, «великих ради прокименов»; диакон возглашает: «Премудрость, прости», лик поет «Свете тихий», затем диакон возглашает: «Вонмем», иерей: «Мир всем», диакон: «Премудрость, вопием», и бывает пение великого прокимна (в недели сырную, 2-ю и 4-ю поста – «Не отврати лица Твоего...»; в 1-ю, 3-ю и 5-ю поста – «Дал еси достояние...»); за входом (не ектения «Рцем вси...», как на великой вечерне) следует «Сподоби, Господи...» и проч., как на вседневной вечерне. Но по «Отче наш» «со сладкопением поются во вся недели св. 40-цы» (см. Устав, неделя Ваий вечера) тропарь «Богородице Деве...» и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

В современном богослужении рудиментами этой традиции остались некоторые песнопения Триоди: канон 2-й Недели, самогласны соответствующих Недель и следующих за ними 3-й и 4-й седмиц Великого поста. § 1.2. Неделя о мытаре и фарисее Первый воскресный день периода Триоди (как и другие предварительные Недели) именуется по содержанию евангельского чтения на литургии. А так как на литургии читается притча о мытаре и фарисее (Лк. 18 :10–14), то и данный день назван «Неделей о мытаре и фарисее». Эта Неделя является 10-й перед Пасхой и приходится на период от 11 января до 15 февраля. § 1.2.1. Идейное содержание богослужения Притча о мытаре и фарисее – одна из притч Спасителя, которая, как кажется, могла шокировать Его современников своей парадоксальностью. Действительно, для понимания этой притчи нужно представить себе «народное» отношение в Палестине в новозаветный период к тем категориям людей, образы которых здесь представлены. Ибо в этой притче осуждается фарисей – праведник с точки зрения народа, человек, ревностно исполняющий Закон, и возвеличивается мытарь – человек, находившийся на службе у ненавистных римлян; к представителям данного рода деятельности правоверные иудеи относились с презрением, они априори воспринимались как великие грешники. Фарисеи отличались ревностью в исполнении закона Моисеева, причем они в одинаковой степени старались соблюдать не только законы, записанные в Торе, но и многочисленные устные правила, которые сформировались в иудействе в межзаветный период, то, что в Евангелии названо «преданиями старцев». Фарисей из притчи говорит о том, что он постится два раза в седмицу; эти посты не были обязательными, но некоторые люди, проявляя усердие, добровольно принимали их для того, чтобы Господь был милосерд ко всему Израилю в целом, то есть можно сказать, что это был подвиг ради своего народа. Тем более нужно учесть, что в ветхозаветные времена пост заключался в полном воздержании от пищи до вечера, то есть соблюдение поста два раза в седмицу было серьезным аскетическим подвигом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

3) Прощение ближних – второстепенная тема богослужения Недели. Несмотря на то, что сама Неделя часто именуется «Прощеным воскресением» и совершаемый вечером Чин прощения – весьма заметное и значимое действие, ясно данная тема звучит лишь в начальной фразе евангельского чтения: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6 :14–15). § 1.5.2. Частные особенности богослужения Богослужение Недели сыропустной по схеме почти тождественно богослужению Недели о блудном сыне, однако имеет и ряд сходств с Неделей мясопустной (последние две из указанных ниже особенностей). Вот что следует отметить: – катавасия особая – «Яко по суху…» (воскресные ирмосы 6-го гласа). – икос по 6-й песни имеет интересный вид: он состоит из четырех кратких строф, каждая из которых завершается фразой «Милостиве, помилуй мя падшаго»; – хвалитные стихиры поются так же, как в Неделю мясопустную (Октоиха – 5, Триоди – 4); – на литургии прокимен и аллилуиарий – Триоди. § 2. Седмичные дни подготовительного периода Как уже было отмечено, период подготовительный к Великому посту охватывает три седмицы: седмицу после Недели о мытаре и фарисее (эта седмица общепризнанного названия не имеет, потому может быть названа «седмицей о блудном сыне»), мясопустную и сырную. Вследствие того, что богослужения первых двух недель Постной Триоди оформились достаточно поздно, из трех предварительных седмиц с темой наступающего поста идейно связаны только службы сырной седмицы, тогда как в первые две седмицы (между Неделей о мытаре и фарисее и субботой мясопустной) Триодь в седмичные дни не используется вообще. § 2.1. Седмица после Недели о мытаре и фарисее В эту седмицу Триодь не поется и богослужения совершаются по обычному чину. Стоит обратить внимание на два обстоятельства: отмену поста в среду и пяток и особое указание насчет порядка чтений на литургии в субботу. § 2.1.1. Отмена поста в среду и пятницу

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Похороны в субботу первой недели Великого поста. Как быть? 2 мин., 21.03.2024 Вопрос читателя: Наша подруга умерла 18 марта этого года, хоронить будут в субботу. Мы, все друзья, в другом городе, далеко. Что мы можем сделать в день ее похорон? Это первая неделя Поста. Что можно сделать в церкви, служится ли Панихида? Сорокоуст заказали. Спасибо Олеся Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: Протоиерей Андрей ЕФАНОВ Дорогая Олеся, мои соболезнования! Думаю, все, что нужно, Вы сделали — заказали сорокоуст (то есть молитва о Вашей покойной подругу будет совершаться и в эту субботу), думаю, что и молитесь о ней. Поскольку в субботу на Проскомидии (предварительном приготовлении к литургии, которое совершается прямо перед службой) подругу будут поминать, Вы можете прийти на службу и помолиться о подруге за богослужением. Что касается панихиды, Родительские субботы начинаются со следующей недели и тогда Вы можете прийти в храм накануне, в пятницу, на Парастас (совершается вечером, на сайте храм можно узнать точное время), чтобы помолиться о своей покойной подруге (см. Родительские субботы в 2024 году ). В эту субботу панихида не предусмотрена, но Вы можете накануне подойти или позвонить в храм и узнать у священника, может ли он в субботу совершить панихиду именно для Вас. Если нет, Вы сама или с друзьями можете (и было бы хорошо!) прочитать Панихиду для мирян. Текст можно купить в лавке при храме, можно найти онлайн. И еще Вы можете договориться с кем-то еще или сама предпринять чтение Псалтири об усопшем. Текст, опять же, можно купить или скачать, внутри есть все указания о том, как читать, какие молитвы где вставлять. Скажу только, что в день читается по одной кафизме, так что за 20 дней как раз можно прочитать всю Псалтирь. Вы можете читать вместе, а можете разбить и пусть каждый читает по кафизме в день — как угодно (см. Как можно разделить чтение Псалтири по усопшему? ). Помоги Господи! Господь да упокоит душу Вашей подруги в селениих праведных! Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также Для чего отпевать покойного? 28.03.2024 26.03.2024 25.03.2024 23.03.2024 24.04.2024 17.04.2024 13.04.2024 28.03.2024 26.03.2024 25.03.2024 23.03.2024 24.04.2024 17.04.2024 13.04.2024 28.03.2024 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/pohorony-v-subbotu-pervoj...

и Слезами очистивше... Мр. гл. 9 марта под стихирами креста подразумевает те же самые, но, кроме того, и те стихиры, которые в последовании вторника 4 седмицы названы «подобными Триоди дне» и суть следующие: Посреде земли... Мертв был еси... и Его же древле Моисей... Из всех этих 6 песнопений для стихир на Господи, воззвах надобно взять 4. Остальные же два, по Типикону, надобно пропеть на утрене среды в хвалитных стихирах. На И ныне же хвалитных стихир можно петь богородичен вечерних стихир: Зрящи тя тварь..., так как он остается не пропетым во вторник, если совершается литургия преждеосвященных даров. – После стихир на Господи, воззвах – «вход, прокимен и чтения дне, и Да исправится молитва»... и т. д. Если же во вторник почему-либо не будет литургии преждеосвященных даров, то песнопения 40 мучеников поются только на вечернем богослужении понедельника, на утреннем и дневном вторника до изобразительных включительно. На вечерни же вторника они уже не употребляются; для стихир на Господи, воззвах в этом случае назначаются все 6 стихир креста. 2) Если 40 мучеников случится в четверток Великого канона, то служба их правится во вторник 5 седмицы Великого поста. 3) Если 40 мучеников случится в субботу Акафиста, то служба их правится в неделю 5-ю Великого поста. Отдел III. Глава 25. О богослужении Страстной седмицы Вечерня накануне понедельника. Хотя неделя Ваий есть господский двунадесятый праздник, но вечером этого дня после 9 часа отправляется не великая, а вседневная вечерня, подобно тому, как и в другие недели Великого поста. Порядок вечерни в неделю Ваий такой же, как и в сии последние. Отличие состоит 1) в том, что стихиры на Господи, воззвах полагаются на 6, а не на 10, и все из Триоди Постной. На Славу, а равно на И ныне поются песнопения из Триоди же. 2) Вместо великого прокимна произносится обыкновенный дневной: Се ныне благословите Господа... со стихом, причем, однако, вход после стихир на Господи, воззвах положен. 3) Для стихир на стиховне назначены особые припевы: Воспойте Господеви песнь нову...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Но сначала надо, чтобы мы сами простили обиды своим ближним. И потому сегодня мы обращаемся к родным, близким, соседям, знакомым, ко всем, ныне находящимся в храмах Божиих, со словами: " Прости меня, и Бог тебя простит " . Это очень благодатный день, ибо, прощая друг друга, мы исполняемся великой духовной радостью, душа наша переполняется благодатью Божией. Мы ликуем и торжествуем по праву, так мы сумели переломить и победить свою гордыню, свою обидчивость, свою слабость. И все большей радостью мы исполняемся, когда получаем прощение от наших близких... Преподаю всем вам благословение на труды и подвиги Великого поста " . Анна Гальперина 13/03/2003 Смотри также: Пресса: Ловцы человеков. Обзор 24 февраля - 3 марта. Между жизнью и смертью. Обзор 17-24 февраля. Остаться живым. Обзор 10-17 февраля. Галерея с топором. Обзор 3-10 февраля. Неделя Рождественских чтений. Обзор 27 января - 3 февраля. Эволюция правозащитной идеи. Обзор 20-27 января. Святочное затишье. Обзор 7-19 января. Вопросы жизни и смерти. Обзор 23-30 декабря. Время подумать. Обзор 16 - 23 декабря. Справедливость и покаяние. Обзор 9 - 16 декабря. Запрет на культуру. Обзор 2 - 9 декабря. Дорога к Рождеству Христову. Обзор 25 ноября - 2 декабря. Мыльная опера во время чумы. Обзор прессы 18 - 25 ноября. Консервативная программа великой ектеньи. Обзор прессы 11 - 18 ноября. Диалог во время войны. Обзор прессы 4 - 11 ноября. Религия в информационную эру. Обзор прессы 28 октября - 3 ноября. Неделя страха и надежды. Обзор прессы 21 - 28 октября. Религия - плохой товар. Обзор прессы 14 - 21 октября. Теологические и другие споры. Обзор прессы 7 - 14 октября. Закваска новоиспеченного хлеба. Обзор прессы 30 сентября - 6 октября. Коллективная бессознательность. Обзор прессы 23 - 30 сентября. Страхи и слухи. Обзор прессы 16 - 21 сентября. Разведка информационным боем. Обзор прессы 9 - 16 сентября. Хоровое пение в инкубаторе. Обзор прессы 2 - 9 сентября. Перепись, рирайт, полемика, интерпретация. Обзор прессы 26 августа - 2 сентября.

http://pravoslavie.ru/press/obzor34.htm

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Евангелие 4-ой недели Великого поста: почему Христос назвал своих ближайших учеников «родом неверным»? Ни молитва, ни пост, ни какие иные аскетические практики не смогут принести пользу ни нам ни окружающим, если наше сердце ветхое. 13.04.2024 Евангелие 2-й недели Великого Поста: что нужно делать, чтобы увидеть Бога при жизни Ровно в той мере, в какой приучим себя совершать конкретные дела любви, милости и прощения, наше сердце будет исполняться Божественным Духом, а вместе с Ним — и незримым светом Его благодати. 30.03.2024 Евангелие 1-ой недели Великого поста: как сделать Торжество Православия своим личным жизненным опытом Не будем заблуждаться. Под лежачий камень вода не течет. В полноте Сила Божия открывается лишь тому, кто понуждает себя встать и совершить конкретные действия. 23.03.2024 16.03.2024 Евангелие о Страшном суде : как впустить Бога в свою жизнь и построить с Ним личные отношения Представьте, что рассказать о своем Боге попросили каждого из нас: «Кто Он, Тот Бог, в Которого ты веришь? Какой Он? Расскажи». Что мы ответим? 09.03.2024 Евангелие о блудном сыне: «Встал и пошел к отцу своему» Евангелие второй подготовительной недели — притчу о блудном сыне — читал Эдуард Бояков, режиссер, продюсер, театральный педагог. 03.03.2024 У блудного сына из притчи был старший брат. Почему с ним тоже не все хорошо? 3 марта 2024 года в церковном календаре называется Неделей о блудном сыне. В этот день за литургией читается притча о любящем отце и его непутевом сыне. 02.03.2024 01.03.2024 Молитва, которая держит тебя над пропастью. Как понимать притчу о мытаре и фарисее Неделя о мытаре и фарисее в 2024 году приходится на 25 февраля. Это первое из четырех подготовительных воскресений перед Великим постом. 24.02.2024 Апокалипсис 2024. Предсказания и признаки Уже в первые века христианства люди жили в ожидании Второго пришествия. Однако, столетия проходили, а оно так и не наступало… 19.02.2024 7 доказательств реальности описанных в Евангелии событий Изложение современных данных археологии, лингвистики, источниковедения и даже криминалистики. 19.02.2024 Что такое настоящая любовь по Евангелию? «Бог есть любовь», «христианство учит любви», «главная христианская заповедь — возлюби ближнего своего»… Мы часто это слышим. Но о какой любви идет речь? 16.02.2024 Загрузить ещё © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/stati/vera/bibliya

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010