Тот настрой царя Давида, который нам хочет передать Церковь, звучит очень кратко: во всех случаях — к Богу! Давид, будучи и пастухом, и военачальником, и беглецом, и правителем, всегда, во всех случаях старался все свои нужды и радости делить с Богом. И этому мы должны учиться у него. Люди очень часто не способны поучаствовать в нашей радости или в нашем горе, но Бог слышит каждого человека и в любых ситуациях нас поддерживает. Нужно хвалить Бога, благодарить Его, славословить Ему, нужно опираться на Него и в горе, и в радости. Нужно учиться надеяться на Него во всех путях Божиих. Как учиться? При помощи псалмов царя Давида! Именно царь Давид своими псалмами помогает нам настроиться на этот удивительный лад постоянного реального общения человека с Богом. Поэтому царь Давид и говорил: «Возлюблю тебя, Господи, крепость моя! Господь — твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, — скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое» ( Пс. 17:2-3 ). Сколько прекрасных имен он сочинил для того, чтобы именовать Бога? Как влюбленный все время говорит о возлюбленной, так и царь Давид все время говорит о Боге. Потому что он любит Бога всем сердцем своим, он полагается на Него всей душой своей. Он только о Нем и говорит, только Его и славит. И Бог воздает ему за это немыслимой радостью. Этому нужно учиться. Мы слишком часто уходим в суету и печаль этого мира, но, чтобы вырваться из суеты и печали, необходимо начать славить, хвалить Бога, или плакать перед Богом словами царя Давида. Как говорит апостол Иаков: «Весел ли кто, пусть поет псалмы» ( Иак. 5:13 ). Псалмы хороши во всех случаях и являются как бы духовным лекарством, которое лечит нашу душу, они являются инструментом, который учит нас радоваться. Давайте этому учится, и пусть Господь Бог молитвами царя и псалмопевца Давида помилует всех нас! Спаси вас Господь! День памяти святителя Василия Великого Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Поздравляю вас с днем памяти великого Вселенского учителя Василия Великого! Этот святитель — один из ярких столпов IV века, который сияет перед лицом Божиим как образец и богословия, и мужества. Василий Великий родился в семье христианских родителей, его отец и мать канонизированы Церковью, так же, как и он сам, и причислены к лику святых. Святыми являются его сестра и два его брата. Но, по обычаю того времени, после рождения детей не крестили, в то время была практика крестить детей уже по достижению совершеннолетия. Василий поступил в Афинский университет и учился вместе с будущим римским императором Юлианом Отступником. Там же он приобрел и лучшего друга — Григория Богослова . У них было только две дороги: к учителям и в храм Божий. Василий Великий очень быстро освоил весь университетский курс, став блестящим ритором, великим знатоком философии и естествознания.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

Эти слова содержат указание на соответствие богослужения основам вероучения, на вероучительный смысл Литургии. Анафора Василия Великого представляет собой свод вероучительных истин, облеченных в форму молитвенного славословия. Это делает данную анафору уникальным памятником одновременно и богословской мысли, и литургического творчества. Богословская насыщенность анафоры требует вдумчивого анализа основных терминов, из которых она соткана, и концепций, на которых построена. Этот анализ мы будем производить с учетом той библейской, святоотеческой и литургической традиции, которая нашла отражения в анафоре, обращая особое внимание на параллели между анафорой Василия Великого и творениями этого святителя. Начало анафоры Анафора начинается с обращения к Богу, включающему в себя шесть имен Божиих: Сый, Владыко, Господи Боже, Отче Вседержителю покланяемый! Сущий, Владыка, Господи Боже, Отец Вседержитель поклоняемый! Первое из перечисленных имен – Сущий – является не чем иным, как греческим эквивалентом имени Yahw (Яхве, Иегова), которое в Ветхом Завете воспринималось как имя, открытое людям Самим Богом 1130 . Культ этого священного имени занимает в Библии исключительное место. Книга Исход связывает откровение имени Яхве с Моисеем, которого Бог избрал для того, чтобы вывести народ Израильский из Египта. Моисей спрашивает Бога: И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий ( Yahw) послал меня к вам. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь ( Yahw), Бог отцов наших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование Мое в род и род ( Исх.3:13–15 ). Хотя значение имени Яхве остается сокрытым и само имя не описывает Бога, именно оно в еврейской традиции стало восприниматься как собственное имя Бога: все другие имена Божии воспринимаются как толкования священного имени Яхве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

27 . Крайне жестоко обманул и уязвил меня враг рода человеческого сегодня во время утрени в конце, внушив мне и вложив в сердце мое неприязнь к священнику отцу Петру Клепачевскому под предлогом позднего прихода его или вовсе неприхода к утрени, его неединомыслия в славословии Божием, а за неприязнию – боязнь и страх его, ради которого я недоговорил отпуста за утреней, смутившись сильно. Но да не отвратит меня от любви к собрату и сослужителю всезлобный враг, ибо любовь – единое на потребу и она есть единственно верный признак истинного христианства. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою [ Ин.13:35 ]. Долго я мучился уязвлением змииным после утрени, едва покаянною усердною молитвою избавился от мучения. Впредь да не боюсь малодушно страха человеческого, оставляя страх Божий, но единого Бога да боюсь и священная, яже подобает мне глаголати и творити, да глаголю и творю. Ибо что такое человек, коего я боюсь? Червяк, земля и пепел. А Бог безмерно велик, всесилен, всеблаг, прекрасен, неизменен, всеправеден и всесвят, премудр, вездесущ, присносущен, неизреченен, всеведущ, истинно страшен, и никтоже противостанет Ему. Господи! Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего 73 и любити его, и молиться за него усердно. Господи! Да будет брат мой и сослужитель Петр образ 74 верным во благочестии, в слове, в духе, в вере, в любви О, сколь велико быть по образу Божию и по подобию Божию! Как это надо помнить и ценить в себе всякую минуту и благодарить за сие Бога и любить Его паче всего на свете! А на деле как люди часто забывают это, не ценят этого и не любят Создателя и Отца своего Небесного! Сколь велико, что мы живем в новой благодати и прияли от Господа благодать на благодать [ Ин.1:16 ], восприяли пакибытие, отрождены водою и Духом и получили сыновство и обещание нетленных, несказанных благ, коих и залог получили! Даруй, Господи, достойно жить такой благодати и такой надежды! Да очищаем себя от всякой скверны плоти и духа! Частое Господи, помилуй напоминает нам о непрестанных наших грехопадениях, о непрестанной виновности и неотложно нужном покаянии на всякий час и о нужде в милости Божией, в благодати Его, в помощи Его. Удивительна благодать Таинства Крещения: она и совершающего Таинство обновляет и возрождает – такова сила благодати! Слава Господу!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

47 . Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение. Хвалим Тебя, поём Тебе, благословим Тебя, славословим Тебя, кланяемся Тебе, как Великому Архиерею, Тебе, Истинному Богу, Единому Нерожденному, Единому Неприступному, великой ради славы Твоей. ЯХВЕ, Царь небесный, Бог, Вседержитель, Господь, Отец Христа, Агнца непорочного, взявшего грех мира. Прими моление наше, Седящий на Херувах. Ибо Ты один свят, Ты один ЯХВЕ, Иисус Христос, Бог всякой сотворенной твари, Царь наш: Тебе слава, честь и почитание. 48 . Хвалите, отроки, ЯХВЕ, хвалите имя ЯХВЕ. Хвалим Тебя, поём Тебе, благословим Тебя великой ради славы Твоей; ЯХВЕ, Царь, Отец Христа, Агнца непорочного, взявшего грех мира. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Богу и Отцу чрез Сына во Всесвятом Духе во веки веков. Аминь. Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовил пред лицом всех людей, свет для откровения народам, и славы народа Твоего, Израиля. 49 . Благословен Ты, ЯХВЕ, питающий меня от юности моей, дающий пишу всякой плоти: исполни радости и веселия сердца наши, да всегда всякий достаток имея, будем преизобиловать для всякого дела благого, во Христе Иисусе, Господе нашем, в Котором Тебе слава, честь и власть во веки. Аминь. Книга восьмая 1 . Бог и Спаситель наш Иисус Христос, передавая нам великую тайну благочестия и призывая иудеев и еллинов к познанию одного и единого истинного Бога, Отца Своего, как Сам говорит в одном месте, благодаря за спасение уверовавших: «Я открыл имя Твоё человекам, дело, которое Ты поручил Мне, совершил»; и о нас говорит Отцу: «Отец святой! Если и мир Тебя не познал, но Я познал Тебя и сии познали Тебя»; справедливо говорит всем нам вместе, как совершенным, о дарованиях, подаваемых Им чрез Духа: «уверовавших же будут сопровождать такие знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками, будут брать змей, и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных и они будут здоровы».

http://azbyka.ru/otechnik/6/apostolskie-...

XII. Когда великое множество моавитян и аммонитян, соединясь вместе, пришли войною на Иосафата, он, не могши противиться силам врагов, обратился с величайшим упованием к Богу: сам весь предался молитвам ко Господу, объявил пост по всей Иудее и общенародное собрание перед лицом Господа для умилостивления Бога и для общего совета; и молитву свою заключил словами: «Боже наш! Ты суди их» (врагов). Ибо нет в нас силы против множества сего великого, пришедшего на нас, и мы не знаем, что делать, но к Тебе обращаем очи наши!». И помощь Божия немедленно явилась: здесь же, в этом собрании, находился благочестивый муж Иозиил, на которого сошел Дух Господень, среди собрания, и он вещал: «Слушайте все иудеи и жители Иерусалима и царь Иосафат! Так говорит Господь к вам: не бойтесь и не ужасайтесь множества сего великого, ибо это война не ваша, но Божия... не вам сражаться на сей раз: вы станьте, стойте и смотрите на спасение Господне, посылаемое вам ( 2Пар.20:14–17 ). Ободренный этими словами Иосафат вывел свое войско против врагов, и чтобы оно не оробело вступить в брань со столь великим множеством противников, он, как храбрый и непобедимый полководец, ободряя сердца своих воинов упованием на Бога, сказал им: «Послушайте меня, Иудеи и жители Иерусалима! Верьте Господу Богу вашему, и будьте тверды; верьте пророкам Его – и будет успех вам». И тот же час сделал необыкновенное на поле брани распоряжение: он приказал поставить впереди войска церковных певцов, чтобы они, выступая впереди вооруженных, в благолепии святыни воспевали и славословили Господа, поя псалом: «Исповедайте Господа, ибо Он Благ, милость (помощь) Его вечна!» – Смотрите, дивная вещь: царь с войском вступает на брань (в сражение) подобно епископу, входящему в церковь со священнослужителями. Поистине явление необыкновенное, и в сражениях, по-видимому, достойное смеха – поставлять беспомощных, не вооруженных певцов впереди вооруженных воинов! Но Бог присутствовал при Иосафате, споспешествуя ему, вооружавшемуся таким непобедимым оружием упования на Бога. В то время, когда певцы начали петь славословие Всевышнему – Господь невидимо возбудил между аммонитянами и моавитянами междоусобие: враги рубили и резали друг друга до последнего своего воина. Войско же иосафатово вступило на возвышенное место и увидело одни трупы врагов, лежащие на земле, и не было ни одного из них, который избежал бы смерти. На месте вражьего междоусобного побоища Иосафат увидел множество богатой, разнообразной добычи: дорогой одежды и драгоценных сосудов, и велел народу своему забирать добычу; три дня собирали ее, так она была многочисленна. – Смотрите, как могущественно крепкое, истинное упование на Бога, во всех случаях жизни оно сильнее всех других средств, словом, оно непобедимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   3. «Да радуется тварь, да веселятся все земнородные, ибо отнята добыча у враждебного ада; с ароматами встречайте Меня, жены; Я избавляю Адама и Еву со всем родом и в третий день воскресну».     На хвалитех, гл. 2: «Сегодня гроб держит Того, Кто в Своей руке держит все творение; камень покрывает Покрывшего совершенством небеса. Жизнь спит, и ад трепещет; Адам освобождается от уз. Слава промыслу Твоему, Боже, по которому Ты, предавшись Полному покою, даровал нам на веки Твое всесвятое воскресение из мертвых».     После великого славословия при пении: «Святый Боже...» совершается крестный ход вокруг храма с плащаницею.     Прокимны перед паремией, гл. 4: «Восстань, Господи, на помощь нам и избавь нас ради милости Твоей».     Стих: «Боже, мы слышали ушами своими, отцы наши рассказывали нам». (Пс. 43:27, 2).    2. гл 7: «Восстань, Господи Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетенных Твоих до конца».     Стих: «Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои» (Пс. 9:33, 2).     Аллилуиарий:    1. «Да воскреснет Бог и рассеются враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его».    2. «Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня».    3. «Так нечестивые да погибнут от лица Божия, а праведники да возрадуются» (Пс. 67:2-4).     Литургия Василия Великого соединяется с вечернею.     Стихиры воскресные на «Гоосподи воззвах», гл. 1 — (стр. 48) и гл. 8:    1. «Сегодня ад со стоном вопит: «Лучше мне было бы не принимать Родившегося от Марии, ибо, пришедши ко мне, Он уничтожил мою власть, сокрушил медные врата, а души, которыми владел я раньше, Он, как Бог, воскресил». Слава, Господи, Твоему Кресту и воскресению Твоему».    2. «Сегодня ад со стоном громко взывает: «Уничтожилась моя власть: я принял Мертвого, как одного из умерших, но совершенно беспомощен удержать Его и теряю с Ним тех, над которыми царствовал; я имел мертвых от века, а вот Он всех воскрешает, Слава, Господи, Твоему Кресту и воскресению Твоему».    3. «Сегодня ад со стоном вопит: «Уничтожена моя власть. Пастырь был распят и Адама воскресил; я лишился тех, над которыми царствовал, и извергнул всех, кого поглотил, будучи в силе. Распятый опустошил гробы: власть смерти бессильна. Слава, Господи, Твоему Кресту и воскресению Твоему».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   «Каждодневно будь готов к подъятию всякой скорби, — наставлял старец Симеон Благоговейный, — помышляя, что скорби суть избавление от многих долгов, и благодари за них Святого Бога. Сим образом стяжевается непостыдное упование, по слову великого апостола: “От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает“ (Рим.5:3—5), так как по неложному обетованию, “не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его“ (1Кор.2:9); это обетование есть достояние тех, которые с помощью благодати показывают полное терпение в скорбях; без благодати же ничего не может быть сделано как следует».    С посильным собственным трудом стяжания терпения святые подвижники соединяли прилежные молитвы к Богу о даровании духовного дара — благодатного терпения, неразлучного с другим духовным даром — благодатным смирением, служащим вместе с ним верным залогом спасения и вечного блаженства. Праведные и святые люди всегда отличались великим терпением, мужественно перенося все, что ни приключилось им в этом мире.    Много имеется примеров, когда великие отцы, творившие чудеса, не подавали исцеления своим ученикам, подвергшимся болезни по попущению или Промыслу Божию, чтоб не лишить их духовного преуспеяния, которое должно доставиться болезнью, переносимой по нравственному преданию Церкви. Игумен Газской общежительной обители преп. Серид, ученик Варсонофия Великого, был долго болен. Некоторые из старших братьев просили преподобного об исцелении игумена. Святой Варсонофий отвечал: «О здравии моего сына могли бы помолиться Богу некоторые из находящихся здесь святых, чтоб он не был болен ни одного дня, о чем я и известил его, и это исполнилось бы; но тогда он не получил бы плодов терпения. Болезнь эта весьма полезна ему для терпения и благодарения».    Когда христианин предаст себя воле Божией, возложит с самоотвержением все свои попечения на Бога, будет благодарить и славословить Его за крест (скорбей), тогда необыкновенная духовная сила веры и неизреченное духовное утешение являются в сердце благодатью Божией.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

    Стих: «Услышь, Боже, голос мой в молитве моей» (Пс. 63:11, 2).     Аллилуйя: «Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане».     Стих: «Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего» (Пс. 91:13-14).     Причастный: «В вечной памяти будет праведник, не убоится худой молвы» (Пс. 111:6-7). В первое воскресенье Великого поста: «Торжество Православия».     Тропарь, гл. 2: «Пречистому Твоему образу поклоняемся, Благий, Христе Боже, прося прощения наших грехов, ибо Ты благоволил добровольно взойти плотию на крест, чтобы избавить созданных Тобою от рабства врага. За то мы с благодарностью восклицаем Тебе: «Спаситель наш. Ты, пришедший спасти мир, все исполнил радостью».     Кондак, гл. 6: «Неизобразимое Слово Отца изобразилось при воплощении от Тебя, Богородица, и, воссоздав оскверненный человеческий образ и его первоначальном виде, придало ему божественную красоту. Поэтому, прославляя наше спасение, мы изображаем Его делом и словом».     На литургии, прокимен, гл. 4:    1. (песнь отцев) «Благословен Ты, Господи, Боже отцев наших, прехвально и прославлено имя Твое во веки».     Стих: «Ибо праведен Ты во всем, что сделал с нами» (Дан. 3:26-27).     Аллилуйя:    1. «Моисей и Аарон между священниками и Самуил между призывающими имя Его».    2. «Взывали к Господу и Он внимал им» (Пс. 98:6).     Причастный:    1. «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних» (Пс. 148:1).    2. «Радуйтесь, праведные, о Господе; правым подобает славословить» (Пс.32:1).     На вечерне, прокимен, гл. 8: «Дал мне достояние боящихся имени Твоего, Господи».     Стихи:    1. «От конца земли взываю к Тебе».    2. «Покоюсь под кровом крыл Твоих».    3. «И я буду петь имени Твоему вовек» (Пс. 60:3, 5, 6, 9). Во второе воскресенье Великого поста. Память Святителя Григория, архиепископа Фессалоникского чудотворца.     Тропарь, гл. 8: «Светило православия, Григорий чудотворец, опора и учитель Церкви, красота монахов, неодолимый защитник богословов, слава Фессалоник, проповедник благодати, молись о вечном спасении наших душ».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Итак, чтобы ты, услышав это, не имел низких мыслей (о Христе), пророк показывает тебе силу божества Его. Он не отделяет в Нем ни плоти от божества, ни божества от плоти, впрочем, не сливая этих естеств, — да не будет, — но показывая их единение. Потому и говорит: «посему благословил Тебя Бог во век». Каким же образом совершается это благословение? Ангелы и архангелы предстоят ему; престолы, господства, на­чала, власти воссылают Ему хвалу; вся земля от конца до конца славословит, воспевает и величает воплотившегося Бога. Первый Адам подвергся великому проклятью; а этот на­против — великому благословению. Тот услышал: «и ныне проклят ты» (Быт.3:17; Быт.4:11); также и бывшие после него: «проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иер.48:10), и еще: «проклят [всякий человек], кто не исполнит [всех] слов закона» (Втор.27:26), и еще: «проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве]» (Втор.21:23). Видишь ли, сколько проклятий? От них освободил тебя Христос, Сам соделавшись клятвою (Гал.3:13). Как Он уни­чижил Себя для того, чтобы тебя возвысить, и умер для того, чтобы тебя сделать бессмертным, так и сделался клятвою для того, чтобы тебя исполнить благословения. Что может сравниться с этим благословением, когда посредством клятвы подается благословение? Не Сам Он имел нужду в благословении, но подает его тебе. Как тогда, когда я говорю, что Он уничи­жился, я разумею не какую-нибудь перемену в Нем, но до­мостроительное Его снисхождение, так и тогда, когда говорю, что Он получил благословение, разумею не то, будто Он имел нужду в благословении, но опять выражаю домостроительное Его снисхождение. Итак, благословение относится к человеческой Его природе. Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает (Рим.5:6, 9) и не подлежит клятве; или, лучше ска­зать, Он и прежде не подлежал ей, но принял на Себя клятву для того, чтобы тебя избавить от нее. «Препояшься мечем Твоим по бедру Твоему, Сильный» (Пс.44:4). Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: «опояши саблю твою по бедру»; третий (неизвестный, см.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Благословен грядущий во имя Господне… Осанна в вышних» ( Мк.11:9–10 ). В этом месте «осанна» уже означает «Спасение», т. е. спасение в «вышних». Или еще другое восклицание: «Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида!» ( Мк.11:10 ). Или: «Благословен Царь, грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних!» ( Лк.19:38 ). Или: «Осанна! благословен грядущий во имя Господне Царь Израилев!» ( Ин.12:13 ).Из этого всего множества голосов, из этих восклицаний, которые произносили взрослые и. в особенности дети, Христос принял только славословие детей. Он сказал: «Разве вы никогда не читали: «из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» ( Мф.21:16 ). Потому, что только восклицание детей было совершенно бескорыстно и совершенно безошибочно. Они прославляли Господа именно как Господа, как чудотворца, как великого учителя, как Спасителя, как Сына Божия. А другие восклицали, имея в уме грядущее земное царство, и не знали, что Христос идет стяжать Себе Царство не от мира сего; то Царство, которое обладает и живыми и мертвыми. Ни одно земное царство не владеет мертвыми, а Христос пришел, чтобы спасти и тех и других, т. е. и мертвых и живых. И вот этот вход Господень в Иерусалим есть как бы предпразднество Святой Пасхи. Сейчас Он только на земле совершает этот торжественный вход, а затем, совершив величайший подвиг страдания, распятия, смерти и погребения, воскреснет из мертвых и скажет: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» ( Мф.28:18 ). Это значит – власть и над живыми и над мертвыми. Поэтому и мы, совершая это праздник и веселясь, постараемся приобрести себе то искреннее детское чувство, которое мы все имели когда-то, когда были детьми, искренними, хорошими, когда в нас не было ни хитрости, ни лукавства и когда мы были совершенно преданы Господу. Постараемся вернуть себе это чувство и понять, что Христос Спаситель есть Господь и живых и мертвых, Спаситель и тех и других; т. е. для Него вообще нет мертвых, они не существую, перед ним все живы. Для Бога все живы. Он всех оживляет. И, получивши это чувств сознания великого подвига Господа Иисуса Христа, прославим Его и восхвалим Его в предстоящие великие, святые дни Страстной и Светлой седмицы.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010