Христос пришел даровать зрение слепым. Если ты не увидел еще слепоту своего сердца, если не ощутил еще себя лишенным Божественного света и, будучи сам слепым, дерзаешь открывать глаза другим, как может Он восстановить твое зрение и даровать тебе свет? Начало покаяния, говорят святые отцы, — видеть свои грехи, бесчисленные как песок морской. Основание покаяния — осознание греха, вопль скорби за содеянные нами преступления, скажем больше, — пребывание на грани отчаяния от отсутствия света. Только так можно узнать, что Христос — истинный свет, просвещающий и освящающий всякого человека, приходящего в мир. И что милосердие Его непобедимо ничем. Аминь. Чистый вторник Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Каждый год, когда начинается Великий пост, мы должны спросить себя: действительно ли мы хотим участвовать вместе со всею Церковью в этом Посте или нет? Готовы ли мы понудить себя жить подлинным постом или нет? Чтобы жить подлинным постом недостаточно благочестиво соблюдать все правила, воздерживаться от скоромной пищи и быть на всех главных богослужениях в течение этого времени. Требуется большее. Необходимо прежде всего спросить себя, есть ли у нас решимость приложить все усилия, чтобы жить с Богом на той духовной глубине, которую Он будет нам открывать. Ибо таким должен быть добрый православный пост. Чтобы жить на такой глубине, мы должны приготовиться к строгому испытанию своей жизни и задаться вопросом, как можем мы улучшить ее, чтобы она более соответствовала ожиданиям Божиим. Всегда ли я на добром пути? Каковы мои отношения с Богом? А также с ближними, начиная с моих домашних. В какой мере озабочен я тем, что происходит с другими, действительно ли я правдолюбив и готов направлять их к примирению, к миру и прощению. Всегда ли забочусь о своем духовном возрастании и о том, чтобы свидетельствовать о Христе там, где я живу. Эти вопросы должны быть поставлены осмысленно, и они должны получить серьезный ответ в течение Великого поста. Так легко, кажется, жить христианской жизнью — такой знакомой, обыденной, привычной. Так легко жить христианством исполняя все внешнее. Но Великий пост предлагает нам подлинную встречу с Богом. Великий пост должен стать, выражаясь современным языком, моментом истины.

http://moral.ru/великий-покаянный-канон/

Великий Пост в православной традиции — это время во времени, это отдельный слой бытия, это как бы мир, который выходит за пределы наших квартир, наших офисов, улиц, метро, электричек. Это отдельная страна. И соединить ее с нашей привычной повседневностью бывает просто невозможно. Современный человек все время опаздывает, его календарь расписан на недели, а то и месяцы вперед. Как в это расписание вписать Великий пост, сделать его переживание отдельным важным явлением, а не одним из тысячи дел? Рассказывает протоиерей Андрей Лоргус, ректор Института христианской психологии. По своему характеру Пост — это совершенно особенное время. Сам по себе пост в своем календарном течении никак не может быть частью нашей современной жизни. Я бы сказал так, что Великий Пост в православной традиции — это время во времени, это отдельный слой бытия, это как бы мир, который выходит за пределы наших квартир, наших офисов, улиц, метро, электричек. Это отдельная страна. И соединить ее с нашей привычной повседневностью бывает просто невозможно. Протоиерей Андрей Лоргус Нельзя пытаться вписать Великий пост в том его традиционном православном понимании в современную городскую деловую жизнь. Это просто не получится, это несовместимые вещи. Какой же тут может быть выход? Как все-таки поститься? Я думаю, что здесь выход такой: попытаться найти время. Как бы вырезать это время, отделить его от рабочих дней, от дней суеты, сделать особенным. Один день или два дня, как у кого получится. Может быть, это только воскресный день или только одна суббота. Но это должно быть время, именно «вырезанное» из привычного графика. Вместить или совместить не получится. Таково мое убеждение, и опыт, и практика, потому что пост требует, прежде всего, сосредоточенности, требует осмысленности, даже я бы сказал чуть-чуть как бы нарочито замедленной жизни. Богослужебный график такой, что если человек будет посещать все службы Великого Поста, то у него это просто физически может не получиться, здоровья не хватит. Скажем, утром в понедельник первой седмицы можно простоять три-четыре-пять часов на службе, а вечером будет Покаянный канон .

http://pravmir.ru/post-v-zhizni-delovogo...

КАК ВЕЛИКИЙ МОИСЕЙ, ПОРАЗИВШЙ ЕГИПТЯНИНА, ТЫ НЕ УМЕРТВИЛА, ОКАЯННАЯ ДУШЕ, НРАВА (ГРЕХОВНАГО); КАК ЖЕ, СКАЖИ, ТЫ ВСЕЛИШЬСЯ В ПУСТЫНЮ ОТ СТРАСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ПОКАЯНИЯ? Исх. 2,12. В ПУСТЫНЮ ВСЕЛИЛСЯ ВЕЛИКИЙ МОИСЕЙ; ИДИ И ТЫ, ДУША, ПОДРАЖАЙ ЕГО ЖИЗНИ, ЧТОБЫ И ТЕБЕ УЗРЕТЬ В КУПИНЕ БОГА ЯВЛЕНИЕ. Исх.3,2. МОИСЕЕВ ЖЕЗЛ ВООБРАЖАЙ, ДУШЕ, УДАРЯЮЩИЙ МОРЕ И ОТКРЫВАЮЩИЙ ГЛУБИНУ, ВО ОБРАЗ КРЕСТА БОЖЕСТВЕННАГО, КО­ТОРЫМ И ТЫ МОЖЕШЬ ВЕЛИКОЕ СОВЕРШИТЬ. Исх. 14,21. ААРОН ПРИНОСИЛ БОГУ ОГНЬ НЕПОРОЧНЫЙ И ЧИСТЫЙ; НО ОФНИ И ФИНЕЕС ПРИНОСИЛИ, КАК ТЫ, ДУША, БОГУ ЧУЖДОЕ – НЕЧИСТОЕ. Цар. 2,12. СЛАВА: ТЕБЯ, ТРОИЦЕ, СЛАВИМ — ЕДИНАГО БОГА: СВЯТ, СВЯТ, СВЯТ ТЫ ОТЧЕ, СЫНЕ И Д У ШЕ: ПР О СТОЕ СУЩЕСТВО — ЕД И НИЦА, ВСЕГДА ПОКЛОНЯЕМАЯ. И НЫНЕ: ИЗ ТЕБЕ ОБЛЕЧЕСЯ В МОЕ СМЕШЕНИЕ, НЕТЛЕННАЯ, БЕЗМУЖНАЯ МАТИ ДЕВО, БОГ, СОЗДАВЫЙ ВЕКИ, И СОЕДИНИ СЕБЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ЕСТЕСТВО. Песнь 6-я О, СПАСИТЕЛЬ, ВОЛНЫ ПРЕГРЕШЕНИЙ МОИХ, ОБРАТИВШИСЬ КАК В МОРЕ ЧЕРМНОМ, ВНЕЗАПНО ПОКРЫЛИ МЕНЯ, КАК НЕКОГДА ЕГИПТЯН И (ИХ) ВСАДНИКОВ. Исх. 14,26. 15,4. НЕРАЗУМНОЕ ПРОИЗВОЛЕНИЕ ИМЕЛА ТЫ, ДУША, КАК ДРЕВНИЙ ИЗРАИЛЬ: ИБО БОЖЕСТВЕННОЙ МАННЕ ТЫ БЕЗРАССУДНО ПРЕДПОЧЛА СЛАСТОЛЮБИВОЕ ПРЕСЫЩЕНИЕ СТРАСТЕЙ. Числ.21,5. КЛАДЕЗИ, ДУША, ХАНАНЕЙСКИХ МЫСЛЕЙ ТЫ ПРЕДПОЧЛА КАМНЮ С ЖИВОЙ ВОДОЮ, ИЗ КОТОРОГО РЕКА ПРЕМУДРОСТИ, КАК ЧАША, ИЗЛИВАЕТ ТОКИ БОГОСЛОВИЯ. Быт. 21,25. Исх. 17,6. СВИНОЕ МЯСО, КОТЛЫ И ЕГИПЕТСКУЮ ПИЩУ БОЛЕЕ НЕБЕСНОЙ ПРЕДПОЧЛА ТЫ, ДУША МОЯ, КАК ДРЕВНИЕ БЕЗРАССУДНЫЕ ЛЮДИ В ПУСТЫНЕ. Исх. 16.3. УДАРИВ МОИСЕЙ, РАБ ТВОЙ, ЖЕЗЛОМ В КАМЕНЬ, ТАИНСТВЕННО ПРООБРАЗОВАЛ ЖИВОТВОРНЫЕ РЕБРА ТВОИ, ИЗ КОТОРЫХ ВСЕ МЫ ПОЧЕРПАЕМ ПИТИЕ ЖИЗНИ, О, СПАСИТЕЛЬ. ИССЛЕДУЙ, ДУША, И ИЗВЕДАЙ, КАК ИИСУС НАВИН ЗЕМЛЮ ОБЕТОВАНИЯ, КАКОВА ЕСТЬ, И ВСЕЛИСЯ В НЕЕ ЖИЗНЬЮ БЛАГОЗАКОННОЮ. СЛАВА: ТРОИЦА ЕСМЬ ПР О СТА, НЕРАЗДЕЛЬНАЯ, РАЗДЕЛЬНАЯ В ЛИЦАХ, И ЕД И НИЦА, СОЕДИНЕННАЯ В СУЩЕСТВЕ, — ОТЕЦ ВЕЩАЕТ, И СЫН, И БОЖЕСТВЕННЫЙ ДУХ. И НЫНЕ: УТРОБА ТВОЯ БОГА НАМ РОДИ, ПРИНЯВШЕГО ОБРАЗ НАШ, ЕГО, КАК СОЗДАТЕЛЯ ВСЕХ, МОЛИ БОГОРОДИЦА, ДА МОЛИТ­ВАМИ ТВОИМИ ОПРАВДАЕМСЯ. П е с н ь 7-я КОВЧЕГ НОСИМ БЫЛ НА КОЛЕСНИЦЕ, КОГДА ТЕЛЕЦ ПРЕКЛОНИЛ ЕГО, ОЗА, ТОЛЬКО КОСНУВШИСЬ, ИСПЫТАЛ БОЖИЙ ГНЕВ; НО ЕГО ДЕРЗОСТИ ИЗБЕГАЙ, ДУША, И ПОЧИТАЙ БОЖЕСТВЕННОЕ БЛАГОГОВЕЙ­НО. 2 Цар.6,6.

http://pravmir.ru/velikij-pokayannyj-kan...

Виталий 2 апреля 2018, 15:15 А как же слова Господа: " А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него " В чем разница, если я от души скажу " Господи помилуй " и если я как пономарь прочитаю правило? Неужели такое правило будет лучше? Нет, конечно, если прочитывать правило с полным погружением и пропусканием всех слов через себя... Но это должен быть великий человек, который так сможет делать каждый день - именно каждое слово через себя, молитва за молитвой Но увы, я так не могу. А читать как пономарь не хочу - кого я хочу обмануть то? Валентин 2 апреля 2018, 14:24 Да просто подсматривал батюшка за мной , не иначе... Вразумил, спаси Господи! Любовь 2 апреля 2018, 14:05 Спаси Господи! Очень нужная статья, очень вовремя! Спасибо за статью! Иулиания 2 апреля 2018, 12:58 Спаси ,Господи, батюшка! Очень помогло! Вячеслав 2 апреля 2018, 12:53 Спасибо отец Сергей.Полезная статья. Татьяна 2 апреля 2018, 10:46 Большое спасибо, очень во время для меня! Владимир 2 апреля 2018, 10:43 Благодарю за назидание,батюшка.Увидел себя. Светлана 2 апреля 2018, 10:36 Как же вовремя!!! Как и у Господа... " Результат оскудевшей молитвенной жизни не заставит себя долго ждать: всеобщее расслабление в духовном, попущение все больших грехов, сердечное окаменение и нечувствие, тотальное погружение в земное... " - так и есть((( Прлшедший Великий Пост ппошёл мимо меня((( В еде даже, самом простом, казалось бы - ела скоромное, закрывая внутренние глаза и совесть... даже в малом не смогла... Великий Покаянный Канон даже дома не читала (и на службах не была с чтением оного!...) Помяните, кто может, в молитвах меня, Фотинию... страшновато отпасть, потеряться... Наталия 2 апреля 2018, 09:41 Спасибо. Мне так нужна была такая статья,она для меня очень много прояснила. 2 апреля 2018, 09:15 Первые два абзаца прочитала на одном дыхании. Хорошо, что есть те, кто может выразить то же самое словами, что чувствуешь ты. Вдвойне хорошо, что в словах есть боль, но нет отчаяния. Спаси Господи, отец Сергий!

http://pravoslavie.ru/111910.html

о чудо предивное! грудью питая, Девою остаёшься. Песнь четвертая Ирмос: Услышал пророк пришествие Твоё, Господи, - что хочешь родиться от Девы и людям явиться, - и убоялся пророк, и сказал: весть Твою, Господи, слышал я — и страшусь; слава, Господи, Твоей силе. Бодрствуй, душа моя, доблестно подвизайся, как древле в патриархах великий, да стяжаешь деяние с разумом, и да будешь ум, зрящий Бога, и под мрак неприступный, созерцая, проникнешь, и сокровищ великих сподобишься. Великий в патриархах, родив двенадцать патриархов, тебе таинственно лестницу утвердил деятельного восхождения, о душа, - детей, как ступени, премудро в основание её положив. Исаву ненавистному подражая, отдала ты, душа, обольстителю твоему первозданной красоты первородство, - и от отеческого отпала обета; вдвое ты пала, душа, — разумом и деянием. Покайся же ныне. Едомом Исав наречён за крайнее сладострастие, вечно разжигаемый невоздержанием и похотью оскверняемый, - Едом ему имя, что значит: души грехолюбивой разжжение”. Об Иове слышав, душа моя, на гноище сидевшем — и оправдавшемся, - не подражала его ты мужеству: твёрдой воли ни в чём не имела, что видела, испытала и разумела, - и не явила терпения . На престоле прежде сидевший - ныне наг на гноище и изъязвлен; многочадный и славный прежде - внезапно безчаден и бесприютен; чертог ему — гноище, и язвы его на нём жемчугами. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.  Нераздельное существом, неслиянное в Лицах - богословлю Тебя, Троическое Единое Божество, единоцарственное и сопрестольное; песнь великую Тебе вопию, в вышних трикратно воспеваемую. И ныне, и присно, и во веки веков, аминь.  И рождаешь, и девствуешь, и Девою естеством и в том, и в другом пребываешь. Родившийся от Тебя закон естества обновляет, - и утроба рождает девственная. Бог, где захочет, побеждает естества чин: ибо всё творит, что захочет. Песнь пятая Ирмос: Молю Тебя, просвети, Человеколюбец, в ночи к Тебе воспевающего, и настави в заповедях Твоих, и научи меня, Спасе, творить волю Твою. О Моисее слышала ты, душа,

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-pok...

Тому, из Которого, чрез Которого и в Котором все существует, надлежало преложить на милость древний приговор проклятия против нас, славою своею прославить обесславленное в Адаме естество наше и истиною разрушить тот лукавый совет отца лжи, последствием которого было первое преступление, т. е. падение Адамова рода. Об этом–то великий между царями Богоотец Давид пророчественно воспел: милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася (Пс. 84:11). Говоря так, не разумеет ли он милость, которую, по благоволению Отца, явил к нам Сын — Податель милости, из сожаления к нам сделавшийся подобным нам во всем, исключая грех, чтобы изгладить преступление наше, восставить нас от падения и разрушенное снова исправить? Что такое истина, как не то, что Его явление людям не было каким–либо призраком? Не вид только человеческий, как некоторые говорят, Он принял на Себя; но движимый человеколюбием и снисходя к человекам, Непостижимый, по самой истине, усвоил Себе существо человеческое и обожил в Себе воспринятую Им общую нашу природу. Его смотрение не было призраком: так как Он, при неизменяемости Своего Божества, имел истинное тело. Поелику же милость и истина — по словам Пророка — сретостеся, то правда и мир, как и надлежало, облобызастася. Правда — это определение, произнесенное против обольстителя праотцов. Когда и кем? Ныне, Отцом всевышним. По этой правде, человеколюбивый по естеству, Он положил, чтобы единородный Сын Его, явясь в образе человека, осудил врага. Мир — это тот мир, который тотчас, при плотском рождении Начальника мира — Сына (Божия), единогласно воспел лик Ангелов, взывая: слава в вышних Богу и на земли мир, к человекам благоволение (Лк. 2:14), — та слава, которою прославился чрез Христа человеческий род, быв вознесен — как говорит великий Апостол — превыше круга небесного, превыше всякого начальства, и власти, и силы (Евр. 1. 21); тот мир, который Сам Он исходатайствовал нам, соединив небесное с земным и открыв земнородным новую стезю к восхождению на небеса, то благоволение, по которому угодно было Отцу послать к нам осужденным возлюбленного Сына Своего, чтобы — как имеющий одну волю с Отцом — совершил спасение, предназначенное нам от Отца чрез Него. Вот предмет нынешнего нашего торжества! Вот то важное поручение, которое ныне исполняет Гавриил и — как посредник между Божеством и человечеством — первый благовествует Деве залог совершенного примирения!

http://predanie.ru/book/218264-velikiy-p...

" Из глубины я приношу Тебе воздыхания. Видишь мое смирение и мою скорбь? Сам меня помилуй, Спаситель, воздвигни мой ум к обращению. Достойных покаяния плодов не требуй от меня, так как оскудела во мне крепость. Дай мне сердце, всегда сокрушенное и (чувство) духовной нищеты, да принесу их Тебе, Спаситель, как приятную жертву " [ 11 ]. В приведенных отрывках молитвенных воззваний грешника слышится теплая возрождающаяся любовь ко Христу Спасителю, нежность и сокрушенность глубокого чувства, отказ от греха, стыд за допущение его, горячая жажда прощения и решимость вновь не огорчать Спасителя грехами. Точно такими и были, по Евангелию, переживания приточного блудного сына пред отцом, возвратившие ему отчую милость и благоволение. У кающихся грешников, по Канону, Посредницей прощения и Умилостивительницей Спасителя является неизменно Божия Матерь. Она, — Обрадованная, Чистая, великая надежда всякого человека, приносящего покаяние Богу, и как бы пристань среди бурь. Отверзшая людям небо рождением Христа Спасителя, Божия Матерь непрестанно отверзает кающимся двери Божия милосердия Своими молитвами за них и тем воссоединяет их с Сыном и Богом Своим [ 12 ]. Вышеизложенные мысли о предстоянии кающегося Лицу Божию приводят к тому заключению, что покаяние Триединому Богу приносится людьми пред Сыном Божиим Спасителем и возобновляет их Богообщение со Св. Троицею. Св. Андрей Критский не только изображает в своем Каноне процесс обращения грешника к Триединому Богу, но и возбуждает у слушателей покаянные чувства. Обращаясь к их совести и душевному сознанию, великий святитель с силою Духа то обличает грешную душу в ее беззакониях, то неотразимо влечет ее ко Христу, представляя ей массу примеров покаяния из Библии. Искусное сплетение в Каноне ткани библейских фактов покаяния грешников рассмотрим далее. Побуждения грешника к покаянию фактами Библейской истории Великий Канон живо и ярко отражает покаянное настроение его автора. Во свете Духа Святого мысленному взору св. Андрея Критского открывалось зрелище его личных и общечеловеческих грехов, и он плакал о них плачем, дышавшим верою в совершенное помилование от Христа Спасителя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1021...

Традиция – это способ передачи ценностей от поколения к поколению. Многие из нас не получили от старшего поколения каких-либо православных традиций, кроме, разве что, обычая красить яйца к Пасхе. А потому сейчас перед нами стоит сложная, но и интересная задача – задача создания собственных семейных традиций. Таковых может быть огромное количество. Кто-то читает Великий Покаянный канон дома всей семьей, некоторые все же находят возможность прийти в храм, чтобы приобщить ребенка к необыкновенной атмосфере первых великопостных дней. Кто-то предпринимает посильное паломничество. Но чем заняться в будни? Чем наполнить неспешной чередой текущие дни Великого Поста? Придумаем для наших малышей простые развивающие занятия. Мой план ориентирован на младших дошколят, но, не сомневаюсь, что и родители деток постарше найдут для себя полезные идеи. С чего начнем? Обсудим на семейном совете замечания и предложения домашних, расскажем о своих планах. А планов у нас много. На весь пост: читать, делать поделки, готовить вкусные постности, ставить природоведческие эксперименты, одним словом – развиваться. Наш план на первую седмицу: создать пасхальный «адвент-календарь», приготовить коливо, встретить весну, узнать об устройстве православного храма. Сколько дней осталось до Пасхи? Традиция – это язык, на котором мы говорим с нашими детьми о том, что для нас дорого и важно. Если мы хотим приобщить малыша к атмосфере Великого Поста, нужно говорить на языке, понятном ему. Что для нас Великий Пост? Скромная трапеза, долгие службы, коленопреклоненные молитвы. Попробуйте объяснить их смысл трехлетке! Но любой малыш с радостью будет проходить дни Поста, зная, что каждый из них приближает его к Празднику праздников, который больше и радостнее, чем Рождество. На Западе существует традиция изготовления так называемого «адвент-календаря» (heм.Advenmskalender). Одна благочестивая фрау создала такой календарь для своего сынишки, которому очень уж не терпелось встретить Рождество. В самом простом исполнении адвент-календарь – это домик с открывающимися окошками, за каждым из которых – сюрприз для малыша. Одно окошко соответствует одному дню Адвента, в нашем случае – Великого Поста. В качестве сюрприза может выступать любая приятная мелочь (в классическом Adventskalender за окошками помещаются сладости, но не отказ ли от них является единственным позволительным малышу способом соблюдать пост?). Мы предлагаем сделать календарь в виде дороги к храму, это наглядно и понятно. Выделите для календаре отдельное место на стене детской комнаты, к концу Поста здесь соберется целая коллекция поделок.

http://azbyka.ru/deti/detskijj-post-nesk...

Не озирайся вспять, душе моя, дабы не стать столпом из соли! Но, помня о конце содомлян, спасайся, в Сигор священный восходя. Быт.19:19–23, 19:26 . Помилуй мя, Боже, помилуй мя. О Владыко, о Человеколюбец! Молений воспевающих Тебя Ты не отринь! И в милости Твоей подай, со верой всем просящим грехов всех тяжких оставленье. Слава: О Троица несоставная, простая! Несозданная Сущность! О Естество и без начала, без конца! О Троица Ипостасей! Тебя мы воспеваем, державу с верою Твою мы почитаем и Ты нас за сие спаси. И ныне: О Богородице! Ты на земле — невиданное чудо! Ибо безмужно родила нам Сына, рожденного превечно от Отца! Как Мать, Ты молоком Его питала и девственность утробы соблюла! Песнь 4 Ирмос: Услыша пророк пришествие Твое, Господи, и убояся, яко хощеши от Девы родитися, и человеком явитися, и глаголаше: услышах слух Твой и убояхся; слава силе Твоей, Господи. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Сколь кратко, но хитростью полно, и злом все время жития! О Спасе! Покаяние мое ты не отринь, к познанью истины меня Ты приведи и, чтоб врагу не стать добычей в пищу, Ты меня помилуй. Быт.49:9 . 1 Пет.5:8 . Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Почтенный Иов, праведник великий, одетый в багряницу, исполненный стадами, — внезапно обнищал, лишившись и величия, и славы, и тленного богатства. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Иов был праведней иных, но не избег и он сетей коварных! Но ты, моя грехолюбивая несчастная душе, что сотворишь, когда столкнешься вдруг со бедствием внезапным? Помилуй мя, Боже, помилуй мя. О Правосудный Спасе! Высокомерным в сердце, дерзким понапрасну был аз. Но Ты, о Милостивый, не осуди меня, как фарисея. Но, даровав смиренье мытаря, к нему меня причти. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. О Милостивый! Ведаю, что согрешеньями моими аз плоти сокрушил сосуд. О Спасе! Покаяние мое ты не отринь, к познанью истины меня Ты приведи и, чтоб врагу не стать добычей в пищу, Ты меня помилуй. Быт.49:9 ; 1 Пет.5:8 . Помилуй мя, Боже, помилуй мя. О Милостиве! Поклонился аз, как идолу, страстям моим, всю душу оскверняя. О Спасе! Покаяние мое ты не отринь, к познанью истины меня Ты приведи и, чтоб врагу не стать добычей в пищу, Ты меня помилуй.

http://azbyka.ru/molitvoslov/pokayannyj-...

Наличие или отсутствие постов в той или иной культуре носит характер исторический. И сейчас не везде одинаково постятся. Это нормальное явление, живая жизнь Церкви. Возможно, что в Церкви и впредь форма постов будет видоизменяться, но сегодня мы имеем то, что есть по календарю, и принимаем это со смирением и радостью. – Зачастую смысл поста для многих людей сводится к пищевым ограничениям. Почему так происходит и как с этим бороться каждому из нас? – Причины подобного явления можно разделить на субъективные и объективные. Если христианин заглянет внутрь себя при размышлении на такой вопрос, то самокритично и смиренно поймет, что постится недолжным образом. О том, как нужно соблюдать пост, много сказано в святоотеческих книгах. Пост есть ущемление плоти, воздержание, молитва и милостыня, отрыв от земных пристрастий и вхождение в углуб­ленную духовную жизнь. Есть, конечно, и объективные причины тому, о чем вы говорите. В нашем календаре постных дней около двухсот – точнее сказать невозможно, потому что Пасха передвигается. Современный человек не способен двести дней в году на самом деле духовно реализовывать пост. Верующие стремятся соблюдать пост хотя бы формально, то есть кухонно – вкушать не все подряд, а только то, что благословляется. Особой духовной нагрузки здесь нет, конечно… Что греха таить, бывает так: вспоминает человек, что сегодня среда – колбасу возвращает в холодильник, ест только лук и помидоры. Начался четверг – рацион меняется. Какой итог такого поста? Непонятно. Сознавая это, каждый из нас все равно должен стремиться что-то делать иначе. Еще одна причина из числа объективных – сегодня богослужебно в церковном уставе отражен только Великий пост . Дети из одной священнической семьи как-то сказали мне, что он помнится им не столько тем, что они чего-то не ели, а – службами. Великий канон преподобного Андрея Критского , Торжество Православия, Мариино стояние, суббота Акафиста, Страстная седмица – все это, действительно, запечатлевается в человеческой душе, производит в ней свое духовное действие. Остальные же посты богослужебно сейчас никак не выделяются. Конечно, церковный устав предполагает отличие: есть дни, когда не совершается Божественная литургия, когда поется не «Бог Господь…», а «Аллилуиа» и даже произносится молитва преподобного Ефрема Сирина (не вся, наполовину) – однако это сейчас даже в монастырях не практикуется… Повторюсь, что в этом, видимо, заключается еще одна причина того, что современный человек не чувствует той духовной нагрузки во время постов, которая так или иначе ощущается во время Великого… Мне кажется, что богослужебной комиссии стоило бы в наши посты привнести некоторые элементы, которые позволят прихожанам храмов ощущать пост особо. Нужно, чтобы каждый из постов ассоциировался с чем-то особенным, так же, как неразрывно связаны Святая Четыредесятница и покаянная молитва святого Ефрема.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010