Пусть же и у нас всегда будет, возлюбленные, искренна эта молитва к Богу, чтобы Господь помог нам «прочее время живота нашего» — большое или малое, сколько Его промысл еще нам оставил жить, чтобы эта жизнь была «в мире и покаянии». Аминь. Призыв к пробуждению от духовного сна    Вероятно, если не все, то большинство из нас знают притчу Спасителя «О десяти девах». Там сказано: «коснясшеся же жениху, — т.е. когда жених замедлил, — воздремашеся вся и спаху» (Мф. 25:5). Жених задерживается, все задремали и уснули. Не только девы юродивые, но и мудрые девы — все заснули. Но когда жених пришел, то мудрые оказались готовы, а юродивые не готовы.    И вот теперь, мне кажется, если посмотреть на то, в каком состоянии находится мир, это как раз подходит: «воздремашеся вся и спяху» . В духовном отношении тяжкий и мрачный сон напал на человечество и только немного людей, которые думают о каких-то духовных началах, к чему-то стремятся. А подавляющее большинство человечества обезумело от этого тяжкого и мрачного сна. Но вот, святой Андрей Критский, автор покаянного канона, обращаясь к себе самому, причисляя и себя к таким спящим, говорит: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается и имаши смутитися».    Да скажет же это каждая христианская душа о себе! Все мы подвержены духовной спячке и поэтому этот призыв, который великий праведник обратил к себе самому, тем более к нам с вами относится. И нужно нам молить Господа, чтобы Господь открыл наши духовные очи и возбудил нас от этой духовной спячки во грехах. Аминь.         Призыв к покаянию    Вот и окончился Великий канон. Еще раз он будет прочитан, Бог даст, уже на пятой неделе, весь в один прием, как это положено тогда церковным уставом. Слышали мы с вами эти воздыхания кающейся души, когда великий праведник каялся перед Богом, как великий грешник. И вспоминается опять и опять, как год тому назад, слышали мы этот покаянный канон, а многие из тех, кто тогда его слушали, уже вышли из среды живущих на земле, и теперь предстоят уже пред нелицемерным судилищем Бога Живаго.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Как говорит церковное предание и богослужебные тексты, Адам плакал день и ночь, взирая на утерянный рай. Он был великим пророком: согрешив однажды, он всю жизнь каялся и передал память об утерянном рае своим потомкам. Через многие поколения она дошла до праведного Авраама, затем до Моисея и была записана в книгах Священного Писания. Не будем осуждать нашего прародителя за то, что якобы по его вине мы страдаем. Будем подражать его покаянию и вернем себе благодать, утерянную нами за бесчисленные грехи, за нерадение. Будем каяться, чтобы в будущей жизни, неминуемо надвигающейся на нас, приобрести присносущное Царство, уготованное нам от сложения мира Господом Иисусом Христом. Аминь. О том, что и мы причастны греху Адама Второй день мы читаем Великий канон Андрея Критского . Ради того, чтобы нам можно было внимательнее вникнуть в него, канон разделен на четыре части, и мы читаем его в первые четыре дня Великого поста на великом повечерии. Как я уже говорил, сам этот канон без всяких рассуждений и толкований является самой сильной и проникновенной проповедью, какую только можно себе представить. Но по причине того, что в духовном отношении мы, быть может, недостаточно образованы и не обладаем необходимой для совершенного понимания этого канона глубиной мысли, мы внимательнее рассмотрим и разъясним хотя бы некоторые его слова, чтобы покаянное чувство сильнее отпечатлелось в нашей душе и настроило нас с самых первых дней Великого поста стяжать сокрушенное и смиренное сердце, которое сожалеет о своих грехах и которое Господь не уничижит. Тогда пост действительно принесет нам пользу. Во второй песне Великого канона есть такие слова: Сшиваше кожныя ризы грех мне, обнаживый мя первыя боготканныя одежды. Автор канона отсылает нас к повествованию книги Бытия о грехопадении Адама и в немногих лаконичных словах, как он это часто делает, на основе библейского повествования и святоотеческого толкования на него изображает обширную картину: Сшиваше кожныя ризы грех мне, обнаживый мя первыя боготканныя одежды.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Закрыть itemscope itemtype="" > Великий покаянный канон Андрея Критского, объяснение. Часть 5 11.03.2022 344 Четверг первой седмицы, пятый тропарь первой песни.  Богатство душевное иждив грехом, пуст есмь добродетелей благочестивых, гладствуя же зову: милости подателю, Господи, спаси мя. «Богатство душевное я растратил из-за своих грехов, поэтому пуст стал многоразличных добродетелей благочестивых. Но, от голода изнемогая, зову: милости Подателю, Господи, спаси меня!» Тут обыгрывается новозаветная история блудного сына. Он все свое богатство растратил, живя блудом, стал голодать. От голода стал изнемогать и просить у Господа милости. Хотя это не ветхозаветная тема, я включил этот тропарь, потому что мне очень важно эту мысль до людей донести. Вы понимаете, грех – это не просто некое нарушение какого-нибудь важного или неважного закона. Грех – это не просто нечто, что, скажем, я нарушил. Папа мне сказал сделать это, а я не сделал, меня поставили в угол или шлепнули по мягкому месту. Грех не такой. А мы его воспринимаем именно так. Грех – это как отрава. Никто же не будет есть яд, как бы его ни расписывали, ни расхваливали на рынке. Никто не будет есть яд как яд. Если там написано: яд, умрешь мгновенно, сразу; мучиться не будешь, страдать не будешь, сразу в ад – и никаких разговоров. «Покупай, отдаем даром или тыщу рублей на благотворительные цели». Никто не будет покупать. Даже те, кто говорит о самоубийстве, не будут покупать. Их испугает категоричность утверждения. А вот если сказать, что этот яд на самом деле не убивает, а дает наслаждение, что ты будешь радоваться долго и эта радость перейдет в вечную жизнь вместе с тобой, – конечно, его все купят. И умрут. Предыдущая часть Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/video/2022/03/11/veli...

Третья ступень покаяния – это сознание вины греха. Если человек согрешил, употребив во зло данную ему Богом свободу, то он несет ответственность за свой грех . Поэтому восприятие греха, как вины перед Богом, должно естественно следовать в покаянном делании человека за познанием своих грехов. В действительности, однако, это не всегда бывает так. Можно сознавать свой грех, как немощь души, как ее болезнь, даже желать и искать исцеления от этой болезни, и в то же время не чувствовать своей вины перед Богом. Мы слишком часто, даже сознавая свои грехи, бываем склонны оправдывать себя в них, приписывая их то дурной наследственности, то условиям жизни, а то даже искушениям лукавого, которым мы не в силах противостоять. Такого рода самооправдания рассматриваются Св. Церковью , как «словеса лукавствия»: «Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех» ( Пс.140:4 ), – воспеваем мы с псалмопевцем Давидом за каждой литургией Преждеосвященных Даров в дни Великого поста. Уклонение человеческого сердца к лукавым словесам самооправдания препятствует нормальному развитию в человеческой душе покаянного настроения и разрушает плоды, уже достигнутые на предшествующих ступенях покаяния. За сознанием своей вины перед Богом, естественно, следует четвертая ступень покаянного делания – сокрушение и плач о грехах. «Откуда начну плакати окаянного моего жития деяния; кое положу начало, Христе, нынешнему рыданию?» – такими словами начинается Великий покаянный канон св. Андрея Критского , призывающий кающегося оплакивать свои грехи. Сокрушение о своих грехах имеет особенно большое значение в покаянном делании и, вместе с тем, представляет для человека исключительно большие трудности. Всякий человек с искренним желанием очиститься от своих грехов, готовящийся приступить к таинству покаяния, всегда более или менее глубоко входит в себя, испытывает свою совесть, видит свои грехи, сознает свою вину перед Богом, но далеко не всегда в душе его рождается при этом сокрушение о своих грехах. «Увы мне, великогрешному, – обращается кающийся к своей душе словами Покаянного канона, – иже делы и мысльми осквернився, ни капли слез имею от жестосердия».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

РАЗБОЙНИК ПОНОСИЛ ТЕБЯ. И РАЗБОЙНИК — БЛАГОСЛОВИЛ ТЕБЯ, ИБО ОБА ВИСЕЛИ НА КРЕСТЕ ВМЕСТЕ, НО, О МНОГОМИЛОСТИ­ВЫЙ, КАК ВЕРНОМУ РАЗБОЙНИКУ ТВОЕМУ, ПОЗНАВШЕМУ ТЕБЯ БОГОМ, — И МНЕ ОТКРОЙ ДВЕРЬ СЛАВНАГО ЦАРСТВИЯ ТВОЕГО. ТВАРЬ СОДРОГАЛАСЪ, РАСПИНАЕМЫМ ВИДЯ ТЕБЯ; ГОРЫ И КАМНИ — СТРАХОМ РАСПАДАЛИСЬ, И ЗЕМЛЯ СОТРЯСАЛАСЬ, АД — ОБНА­ЖАЛСЯ, И СВЕТ ОМРАЧАЛСЯ СРЕДИ ДНЯ, ВИДЯ ТЕБЯ, О, ИИСУСЕ, ПРИГВОЖДЕННАГО КО КРЕСТУ ПЛОТИЮ. Мф. 27,51. Лук. 23,45. ПОКАЯНИЯ ДОСТОЙНЫХ ПЛОДОВ НЕ ВЗЫЩИ ОТ МЕНЯ, ИБО КРЕ­ПОСТЬ МОЯ ОСКУДЕЛА ВО МНЕ; СЕРДЦЕ МНЕ ДАРУЙ ВСЕГДА СОКРУ­ШЕННОЕ, НИЩЕТУ ЖЕ ДУХОВНУЮ ТЕБЕ ДА ПРИНЕСУ, КАК ПРИЯТ­НУЮ ЖЕРТВУ, О, ЕДИНЫЙ СПАСИТЕЛЬ. СУДИЯ МОЙ, ЖЕЛАЮЩИЙ МЕНЯ, ХОТЯЩИЙ СНОВА ПРИДТИ С АНГЕЛАМИ СУДИТЬ МИР ВЕСЬ; ТОГДА, ТВОИМ ОКОМ ВИДЕВ МЕНЯ, ПОЩАДИ И ПОМИЛУЙ МЕНЯ, БОЛЕЕ ВСЯКОГО ЕСТЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКАГО СОГРЕШИВШАГО. Марии Египетской: УДИВИЛА ТЫ ВСЕХ НЕОБЫЧАЙНОЮ ЖИЗНЬЮ ТВОЕЮ — ЧИНЫ АНГЕЛОВ И ЧЕЛОВЕКОВ СОБОРЫ, — НЕВЕЩЕСТВЕННО ПОЖИВ И ПОБЕДИВ ПРИРОДУ; ПОСЕМУ, МАРИЕ, ТЫ ПЕРЕШЛА ИОРДАН КАК БЫ БЕСПЛОТНЫМИ СТОПАМИ. Марии Египетской: ПРЕКЛОНИ НА МИЛОСТЬ ТВОРЦА К ВОСХВАЛЯЮЩИМ ТЕБЯ, ПРЕПОДОБНАЯ МАТЕРЬ, — ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ОГОРЧЕНИЙ И СКОРБЕЙ, КРУГОМ НАПАДАЮЩИХ, ДА, ИЗБАВИВШИСЬ ОТ ИСКУШЕНИЙ, ВОЗВЕЛИЧИМ НЕПРЕСТАННО ПРОСЛАВИВШЕГО ТЕБЯ ГОСПОДА. СВ. АНДРЕЮ: АНДРЕЕ ЧЕСТНЫЙ, ОТЧЕ ТРЕБЛАЖЕННЕЙШИЙ, ПАСТЫРЬ КРИТСКИЙ, НЕ ПРЕСТАВАЙ МОЛИТЬСЯ О ВОСПЕВАЮЩИХ ТЕБЯ, ДА ИЗБАВИМСЯ ВСЕ ГНЕВА И СКОРБИ, И ТЛЕНИЯ, И ПРЕГРЕШЕНИЙ БЕЗМЕРНЫХ, ЧТУЩИЕ ТВОЮ ПАМЯТЬ ВЕРНО. СЛАВА: ОТЦА ПРОСЛАВИМ, СЫНА ПРЕВОЗНЕСЕМ, БОЖЕСТВЕННОМУ ДУХУ С ВЕРОЙ ПОКЛОНИМСЯ; ТРОИЦЕ НЕРАЗДЕЛЬНОЙ, ЕД И НИ­ЦЕ ПО СУЩЕСТВУ, КАК СВЕТУ И СВЕТОМ, И ЖИЗНИ И ЖИЗНЯМ — ЖИВОТВОРЯЩЕЙ И ПРОСВЕЩАЮЩЕЙ КОНЦЫ. И НЫНЕ: ГРАД ТВОЙ СОХРАНЯЙ, БОГОРОДИТЕЛЬНИЦЕ ПРЕЧИСТАЯ; ТОБОЮ ВЕРНО ЦАРСТВУЯ, ТОБОЙ И УТВЕРЖДАЕТСЯ; ТОБОЮ ПОБЕЖДАЯ — ПОБЕЖДАЕТ ВСЯКОЕ ИСКУШЕНИЕ, ТОРЖЕСТВУЕТ НАД ВРАГАМИ И ПРИВОДИТ ИХ В ПОСЛУШАНИЕ. Примечание: Великий Покаянный канон св. Андрея Критского в последние годы жизни митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова, 1929-1978) – яркого церковного пастыря и дипломата советского периода — прочитывался им на русском языке в собственном пере­воде с церковно-славянского языка. Каждый раз, по прочтении тек­ста в храме, он делал поправки, исправлял неточности. Перед глаза­ми читателя — последняя, подготовленная владыкой Никодимом версия канона. Она представляет собой компромиссный вари­ант между современным литературным языком и принятым к цер­ковному употреблению церковно-славянским переводом сочинения гениального византийского поэта и проповедника — св. Андрея Критского (660-740), который является творцом канона, как нового жанра церковной гимнографии.

http://pravmir.ru/velikij-pokayannyj-kan...

В каком еще богослужебном тексте идет речь о переходе через Чермное море? Это 1-я библейская песнь. Она начинается словами: «Поим Господеви славно бо прославися, коня и всадника вверже в море». Один из ирмосов строится на этой строчке из библейской песни. Вторая строчка — тоже знакомый ирмос: «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и превознесу Его» . Этими словами начинается глава 15 книги Исход. Это песнь Моисея, которую он воспел вместе с другими сынами Израилевыми после перехода через Чермное море.   Когда мы слышим библейские песни? Когда канон читается правильно (не с припевами, а перемежаясь со стихами библейских песней: стих — тропарь). Эти же строчки из библейских песней служат ирмосами к песням канона. Либо сочиняется другой ирмос, но на ту же тему, и тогда каждая первая песнь всякого канона всегда посвящена переходу через Чермное море и в той или иной форме повторяет, перефразирует слова из этой песни Моисея. Например, Великий канон Андрея Критского начинается словами из этой библейской песни, в точности повторяя ее: «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение…» Канон Ангелу-хранителю начинается словами похожими: «Поим Господеви, проведшему люди Своя сквозе Чермное море, яко един славно прославися». В покаянном каноне ирмос на ту же тему: «Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим, вопияше». И, наконец, совершенно особое место занимает эта библейская песнь в Страстную Субботу, потому что после 6-й паремии чтец глаголет стих из этой песни, а хор к каждому прочитанному стиху припевает слова: «Славно бо прославися». Чтобы завершить тему, хочу обратить ваше внимание на одну интересную догадку Ефрема Сирина. Библейская песнь в 15-й главе кончается 19-м стихом, а дальше идут такие слова: «Взя же Мариам пророчица, сестра Ааронова, тимпан в руце свои, и изыдоша вся жены вслед ея со тимпаны и лики. Преднача же им Мариам, глаголющи: поим Господеви, славно бо прославися, коня и всадника вверже в море» — те же слова, которыми началась песнь Моисея. Значит, Моисей воспевал эту песню с мужчинами, а Мариам стала повторять ее с женщинами, «Так, — говорит св. Ефрем Сирин, — в день сей разделился народ на два лика, чтобы воспеть достойную песнь Разделившему в тот день море и Потопившему его гонителей. Моисей в лике мужей, а Мариам в лике жен воспевали: Пойте Господеви славно прославившемуся, потому что не утруждаясь истребил врагов и пребывал в покое, навел на них все казни» (св. Ефрем Сирин Толкование на книгу Исход, Творения т. 6, с. 365). Отсюда следует, что само антифонное пение восходит именно к этому событию — к переходу через Чермное море.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

А вместе свойственные его композиции симметрия и асимметрия «символизируют таинственное соединение» в человеке «горнего и дольнего, небесного и земного». 275 Вот каковы формально-содержательные особенности творения святителя Андрея Критского в его целостном виде, сохраненном литургической практикой Православной Церкви до наших дней. Однако «Великий Покаянный канон» по древнерусской рукописи 241 из Вологодского собрания весьма отличается от его современной церковнославянской версии. Отличия относятся и к чину исполнения, и к тексту, и в особенности к структуре произведения. Прежде всего следует отметить, что, судя по заглавию «Канона» в указанной рукописи, последний бывал « пваемъ въ среду вер ъ 5 нел» Великого поста, а не в четверг утром, как ныне. Аналогичные указания встречаются и в других ранних славяно-русских богослужебных книгах. Например, так называемый Типографский Устав (ГТГ, К-5349. Конец 11 – начало 12 в.) предписывает петь «Великий Покаянный канон» в среду указанной седмицы – « вечеръ въ третий часъ нощи». 276 Думается, в таких случаях, хотя и применялся способ литургического обозначения времени, но подразумевалось все же реальное астрономическое, суточное время. Иными словами, покаянное пение св. Андрея Критского совершалось, вероятно, ночью – с вечера на утро, но в рамках Повечерия или Утрени. Считать именно так позволяет, например, летописное свидетельство, относящееся к 6985 (1477) году: « Месца марта (в) 20 день въ сред на птой неделе поста после стоан i а въ 7 час нощи загорес дворъ кнз Андр меньшего..., Пристолъ б самъ кнзь великий и сынъ его..., понеже б не спе и лечи еще кнзь великий стоан i а великого канона Андреева». 277 Здесь время – « в 7 час нощи», несомненно, обозначено по Типикону (византийское, или литургическое время) и, таким образом, соответствует 1-му часу после полуночи согласно астрономическому делению суток; отсюда нужно думать, что, согласно приведенному летописному свидетельству, Андреево «стояние» совершалось именно в среду вечером – до случившегося в час ночи, то есть уже в четверг ранним утром, пожара. Точно так же и вышеприведенное указание Типографского Устава – в среду «в 3-й час нощи» – соответствует астрономическим 9-ти часам пополудни, или вечера среды.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аудио (MP3) > > Богослужебные песнопения Канон св. Андрея Критского - mp3 и текст канона автор: Mon, 10 Mar 2008, 10:45 Обсудить на форуме Версия для печати Дорогие братья и сестры! В дни Великого поста нагрузка на сервер нашего сайта очень большая, поэтому возникают сложности с прослушиванием файлов он-лайн. Советуем скачивать аудиофайлы на совй компьютер. Великий Покаянный Канон Св. Андрея Критского  - текст В по недельник Первой Седмицы Великого поста Во вторник первой седмицы Великого поста В среду первой седмицы Великого поста  В четверг первой седмицы Великого поста Понедельник первой седмицы Великого поста 1 Первая песнь: Помощник и Покровитель - 4.08 3.870 мб. 2 Вторая песнь: Вонми небо - 4.23 3.118 мб. 3 Третья песнь: На недвижимом Христе - 3.01 2.828 мб. 4 Четвертая песнь: услыша пророк пришествие Твое, Господи - 5.55 5.544 мб. 5 Пятая песнь: От нощи утренююща, Человеколюбче - 3.48 3.574 мб. 6 Шестая песнь: Возопи всем сердцем моим к щедрому Богу - 3.08 2.944 мб. 7 Кондак: Душе моя, душе моя, востани, что спиши? - 2,27 2.298 мб. 8 Седьмая песнь: Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред тобою - 4.40 4.372 мб. 9 Восьмая песнь: Егоже воинства Небесная славят - 4.29 4.208 мб. 10 Девятая песнь: Безсеменнаго зачатия Рождество несказанное - 8.04 7.554 мб. Вторник первой седмицы Великого поста 11 Первая песнь: Помощник и Покровитель - 4.21 4.072 мб. 12 Вторая песнь: Вонми небо - 3.45 3.512 мб. 13 Третья песнь: Утверди Господи - 3.12 3.004 мб. 14 Четвертая песнь: услыша пророк пришествие Твое, Господи - 4.50 4.526 мгб. 15 Пятая песнь: От нощи утренююща, Человеколюбче - 3.41 3.456 мгб. 16 Шестая песнь: Возопих всем сердцем моим к щедрому Богу - 3.30 3.292 мгб. 1 Кондак: Душе моя, душе моя, востани, что спиши? - 2.07 1.996 мгб. 2 Седьмая песнь: Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою - 4.13 3.958 мгб. 3 Восьмая песнь: Егоже воинства Небесная славят - 4.04 3.814 мгб. 4 Девятая песнь: Безсеменнаго зачатия Рождество несказанное - 6.29 6.082 мгб. Среда первой седмицы Великого поста

http://pravmir.ru/audio/article_893.html

10 марта 2003 года Вторник О том, что и мы причастны греху Адама Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Второй день мы читаем Великий канон Андрея Критского. Ради того, чтобы нам можно было внимательнее вникнуть в него, канон разделен на четыре части, и мы читаем его в первые четыре дня Великого поста на великом повечерии. Как я говорил во вчерашней проповеди, сам этот канон без всяких рассуждений и толкований является самой сильной и проникновенной проповедью, какую только можно себе представить. Но по причине нашей немощи, по причине того, что в духовном отношении мы, быть может, недостаточно образованы и не обладаем необходимой для совершенного понимания этого канона глубиной мысли, мы внимательнее рассмотрим и разъясним хотя бы некоторые его слова, чтобы покаянное чувство сильнее отпечатлелось в нашей душе и настроило нас с самых первых дней Великого поста стяжать сокрушенное и смиренное сердце, которое сожалеет о своих грехах и которое Господь не уничижит. Тогда пост действительно принесет нам пользу. Во второй песне Великого канона есть такие слова: «Сшиваше кожныя ризы грех мне, обнаживый мя первыя боготканныя одежды». Автор канона отсылает нас к повествованию Книги Бытия о грехопадении Адама и в немногих лаконичных словах, как он это часто делает, на основе библейского повествования и святоотеческого толкования на него изображает обширную картину: «Сшиваше кожныя ризы грех мне, обнаживый мя первыя боготканныя одежды». Наши прародители Адам и Ева, нарушив заповедь Божию, вкусили от древа познания добра и зла. Древо это носит такое название не потому, что оно по своему существу и происхождению представляло из себя что-то особенное, но потому, что Господь назвал его так пророчески. Он, как всеведущий, знал, что после вкушения от этого древа Адам и Ева из-за преслушания отпадут от одного бесконечного и безраздельного Добра и увидят разницу между добром и злом, ибо до грехопадения зла еще не существовало в человеческом мире. Итак, Адам и Ева должны были около этого дерева опытно, а не теоретически (как следовало бы человеку, желающему угождать Богу) познать добро и зло. Опытно же познать зло — значит согрешить. Я сказал «должны были» не в том смысле, что это было необходимостью, но в том, что Господь предвидел, что это произойдет, хотя Он предупредил Адама и заповедал ему не вкушать от древа познания добра и зла. Когда Адам нарушил эту наилегчайшую и, можно сказать, почти условную заповедь — запрещение, данное только для того, чтобы человек помнил о своей ограниченности и надобности хоть в чем-то себя удерживать, — тогда грех обнажил его «первыя боготканныя одежды», как говорит Андрей Критский. Эти слова он относит к себе, но каждый из нас уподобляется Адаму в падении и потому должен подражать ему и в покаянии.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

В каком еще богослужебном тексте идет речь о переходе через Чермное море? Это 1-я библейская песнь. Она начинается словами: «Поим Господеви славно бо прославися, коня и всадника вверже в море». Один из ирмосов строится на этой строчке из библейской песни. Вторая строчка — тоже знакомый ирмос: «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и превознесу Его». Этими словами начинается глава 15 книги Исход. Это песнь Моисея, которую он воспел вместе с другими сынами Израилевыми после перехода через Чермное море. Когда мы слышим библейские песни? Когда канон читается правильно (не с припевами, а перемежаясь со стихами библейских песней: стих — тропарь). Эти же строчки из библейских песней служат ирмосами к песням канона. Либо сочиняется другой ирмос, но на ту же тему, и тогда каждая первая песнь всякого канона всегда посвящена переходу через Чермное море и в той или иной форме повторяет, перефразирует слова из этой песни Моисея. Например, Великий канон Андрея Критского начинается словами из этой библейской песни, в точности повторяя ее: «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение...» Канон Ангелу-хранителю начинается словами похожими: «Поим Господеви, проведшему люди Своя сквозе Чермное море, яко един славно прославися». В каноне же покаянном это уже не строки из канона, а ирмос на ту же тему: «Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим, вопияше». И, наконец, совершенно особое место занимает эта библейская песнь в Страстную Субботу, потому что после 6-й паремии чтец глаголет стих из этой песни, а хор к каждому прочитанному стиху припевает слова: «Славно бо прославися». Чтобы завершить тему, хочу обратить ваше внимание на одну интересную догадку Ефрема Сирина. Библейская песнь в 15-й главе кончается 19-м стихом, а дальше идут такие слова: «Взя жеа Мариам пророчица, сестра Ааронова, тимпан в руце свои, и изыдоша вся жены вслед ея со тимпаны и лики. Преднача же им Мариам, глаголющи: поим Господеви, славно бо прославися, коня и всадника вверже в море» — те же слова, которыми началась песнь Моисея. Значит, Моисей воспевал эту песню с мужчинами, а Мариам стала повторять ее с женщинами. «Так, — говорит св. Ефрем Сирин, — в день сей разделился народ на два лика, чтобы воспеть достойную песнь Разделившему в тот день море и Потопившему его гонителей. Моисей в лике мужей, а Мариам в лике жен воспевали: Пойте Господеви славно прославившемуся, потому что не утруждаясь истребил врагов и пребывал в покое, навел на них все казни» (св. Ефрем Сирин Толкование на книгу Исход, т.6, с. 365). Отсюда следует, что само антифонное пение восходит именно к этому событию — к переходу через Чермное море.

http://sedmitza.ru/lib/text/432099/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010