2:11, 12, 13). Явилась, говорит, спасительная благодать, наставляющая нас (это в послании к Титу), чтобы, оставивши нечестие и мирские похоти, мы стали жить в нынешнем веке целомудренно, праведно и благочестиво, в ожидании блаженной надежды и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Вот великий Бог вечный, основавший концы земли, и великий Бог вечный, явившийся в мир. Об этом и Давид говорит: « велик Господь наш и велика крепость Его » (Пс. 146:5), так как Христос есть Божия сила, а по–еврейски — крепость и сила одно и то же. Так как велик Бог и велик Христос, что видно из слов: « вечный Господь Бог », и: « великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа », то тоже самое воспевается Ему другими словами: « велик Господь наш и велика крепость Его ». « Вечный Господь Бог ». Что же — разве Господь наш одно, а крепость Его — другое? Нет; но так как крепость есть то же что сила, а Христос есть сила Божия, то (это значит): велик Господь наш и велик Христос. Итак, вот ты имеешь великого вечного Бога, и Бога — Сына, великого вечного Бога. Этот Бог великий и вечный, явившись людям, принимает плоть, уготованную Духом Святым. « Родившееся в Ней есть от Духа Святаго » (Мф. 1:20). Итак, Дух принимал участие в Его происхождении? Да, Дух Святый устроил храм Бога Слова в той святой и великой Деве и Он явился, получив тело от Девы, зачатое ею от Святого Духа божественною силою невидимо и необъяснимо. Затем, откуда видно, что Дух Святой вечен? Послушай, что говорит блаженный Павел: « если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело » (Евр. 9:13), т. е. жертвы, приносимые по закону Моисееву; так как некогда употреблялось кропление кровью и это составляло некоторое таинство, причем видимость была одна, а таинственное значение иное, то, желая этим чувственным искуплением объяснить духовное, (соединенное) с истинной молитвой, апостол говорит: « если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному » (Евр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

  SPURIA. 37. Любовь по Богу — дело достойное Бога. 38. На слова: аще ты сын. 39. О предательстве Иуды и о страстях Господа нашего Иисуса Христа. В великий пяток. 40. На слова: «Помянул Бога и возвеселился». 41. О Рахили и о чадах. 42. Об Ироде и о младенцах. 43. О Марфе, Марии и Лазаре, и Илии пророке. 44. На слова: «Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его » (Мф. 12:14). 45. О блуднице и фарисее. 46. На вознесение Господа нашего Иисуса Христа. 47. На преображение Спасителя. 48. О ваиях. 49. Похвала святому Иоанну Богослову. 50. О святом Иоанне апостоле и евангелисте Богослове. 51. На Преображение. 52. О засухе. 53. О реке Иордане. 54. О фарисее и блуднице. Произнесено во святой и великий четверг. 55. О тридневном воскресении Господа нашего Иисуса Христа. 56. На рождество Христово. 57. На слова: «Вошел Господь в храм в преполовение праздника» (Ин. 7:14), и о Мелхиседеке. В Преполовение. 58. На Преполовение. 59. О самарянке. В день Преполовения. 60. О жене грешнице, помазавшей Господа миром, и о фарисее. Во святой и великий четверг. 61. На слова: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия. 62. На притчу в евангелии Луки, в которой говорится: «Некоторый человек спускался из Иерихона в Иерусалим » (Лк. 10:30). 63. На рождение святого Иоанна Пророка, Предтечи и Крестителя. 64. На святое Богоявление. 65. На Рождество Господа нашего Иисуса Христа. 66. О Закхее мытаре. 67. О сотнике. 68. На слова: «вышел сеятель сеять». 69. О втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа, и о милостыне. 70. Слово о расслабленном в день Преполовения; и на слова: «не судите на лица » (Ин. 5:5; 7:24). 71. На евангелие от Луки, о драхме, и на слова: «человек некий имел два сына » (Лк. 15:11). 72. О том, что имеющий какую–нибудь благодать знания должен передавать нуждающемуся, и о пресвитере. 73. На притчу о несправедливом домоправителе и что нет ничего нашего (Лк. 16:1–9). 74. О посте. 75. О сыне вдовы. 76. Против иудеев о медном змее; и на слова: «дал Ему имя выше всякого имени » (Флп. 2:9) , а также: «как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою » (Евр. 6:13). Святого отца нашего Иоанна Златоустого толкование на Второе послание к коринфянам БЕСЕДА 1

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

3. Кто может выразить это словом? Если пророк, описывая творения, утомился и отступил, сказав: « как величественны дела Твои, Господи! » (Пс. 91:6), и если Павел, рассматривая один вид промышления Божия, воскликнул: « о, бездна богатства » (Рим. 11:33), то что скажет тот, кто станет описывать этот день? Все это предвидел пророк и сказал: « Господь Вышний страшен, Царь великий на всей земле », указывая на спасение вселенной. Он и прежде был великим Царем, но не был познан: « в мире был, и мир Его не познал » (Ин. 1:10); а теперь Он сделал и это, стал великим Царем и для нас, которых усвоил Себе. В самом деле, не велик ли тот, Кто, послав по всей вселенной рыбарей бедных, неученых, простых, числом одиннадцать, незнатных, оставивших отечество, безгласных, как рыбы, с одною одеждой, без обуви, почти нагих, уловил всех как бы по повелению? Истинно Он — великий Царь, очистивший вселенную от заблуждения, распространивший истину в короткое время и уничтоживший владычество диавола; Он и без подчиненных — великий Царь, имеющий силу и власть не от рабов, не по внешнему виду и одежде, но по самому своему естеству. « Я на то родился » (Ин. 18:37). Он — великий Царь, имеющий честь не отвне откуда–нибудь, не нуждающийся ни в чем для того, чтобы быть Царем, делающий все, что хочет. « Идите по всему миру и проповедуйте », сказал Он (Мк. 16:15), — и слово стало делом. « Хочу, очистись » (Мф. 8:3); « Иисус запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него » (Мк. 9:24); « умолкни, перестань » (Мк. 4:39); « идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его » (Мф. 25:41); « приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира » (Мф. 25:34). Видишь ли везде Его власть? Видишь ли Его силу? Он так привлек к Себе покорившихся Ему, что они готовы скорее положить душу свою, нежели нарушить Его заповеди. Обыкновенный царь принимает честь от своих подданных; а Он сам дарует честь Своим подчиненным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

3 . Об этих исполнившихся событиях говорит великий евангелист Иоанн, сын громов ( Мк.3:17 ): [ Col. 508 ] «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин.1:1–3 ). Если же через Него все произошло, то Он – вне тварей, и ясно, что Он в Отце всегда. Новые же жалкие иудеи – ариоманиты 9 , ни право читающие, ни точно исследующие, имея слепыми мысленные очи, считают тварью Творца и Создателя всяческих 10 . Выслушайте выражение великого Евангелия: «В начале». О христоборный арианин! Если бы было сказано «в начале сотворен», то ты имел бы право сказать: «вот, мол, евангелист сказал: «в начале сотворен». Если же он сказал: в начале было, то исследуй точно и найдешь истину, и затем спроси всякого евангелиста говоря ему: «О, евангелист, скажи нам истину о начале и об истинном Боге Слове, ибо христоборные ариане считают тварью Творца всяческих». И скажет тебе великий евангелист: «Прочти о сотворении мира в книге Бытия, где говорится так: «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ). Допустим, несуществовашие придут в бытие в будущем. Бог Слово был у Отца и через Него все было сотворено. Посему хорошо говорит Евангелист: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» ( Ин.1:1 ). И вот – трижды «было» и никоим образом не упомянуто «не было». И великий Архангел Гавриил, сказавший Непорочной и Неискусомужной Богородице: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя» ( Лк.1:35 ), не сказал: «Дух Святой будет на Тебе сотворен» или «Сила будет сотворена на Тебе», но «Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя». Это и блаженный апостол прояснил, говоря, что Христос «Божия сила и Божия Премудрость» ( 1Кор.1:24 ). Но ариоманит скажет на это: «Как же, мол, говорит Приточник, Господь сотворил Меня началом путей Своих на дела Свои» ( Притчи.8:22 )?» О, нечестивый, разве ты не слышал Архангела, говорящего Деве: «И рождаемое от Него Святым наречется» ( Лк.1:35 )? Смотри, ведь он сказал о деле Вочеловечения. Поскольку же обветшало шестидневное творение из-за преступления отца рода нашего, Адама, и род наш впал в смерть, то благоволил Бог [ Col. 509 ] послать к нам Своего Сына, Бога Слово, и воспринять Ему от Неискусомужной Девы Храм – человека. И говорит блаженный апостол Павел: «И благоволил Бог послать Сына Своего, Который родился от Жены» ( Гал.4:4 ). Итак, видишь про Рожденного от Жены, что это сказано о Вочеловечении?

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Великий понедельник — толкования, проповеди, песнопения (+ Аудио) Зачем Господь проклинает смоковницу? 6 апреля, 2015 Зачем Господь проклинает смоковницу? В Великий понедельник мы вспоминаем внука праотца Авраама, патриарха Иосифа, называемого иногда Прекрасным, и бесплодную смоковницу, проклятую Господом. В Великий понедельник на страстной седмице Святая Церковь своими песнопениями призывает встретить «начатки страстей Господних» и последовать за Господом на пути в Иерусалим. Грядущие невинные страдания Спасителя показаны в ветхозаветном прообразе целомудренного Иосифа. Наделенный от Бога даром вещих снов (в которых он видел себя, возвышающимся над своей семьей), Иосиф вызвал зависть братьев. Они продали его в рабство в Египет, предъявив отцу испачканную кровью одежду, как будто брата растерзали звери. В Египте Иосиф с помощью Божией и благодаря своему благочестию поднялся по карьерной лестнице, через некоторое время был оклеветан женой своего хозяина и попал в тюрьму, но, истолковав сны фараона о грядущих годах сначала изобилия, а потом голода, стал вторым лицом в Египте. Когда голод добрался до семьи Иакова, братья, не знавшие, что проданный ими много лет назад Иосиф и есть помощник фараона, пришли в Египет, чтобы купить хлеба. Через некоторое время он открылся им, и так Иаков и его дети оказались в Египте. К. Флавицкий. Продажа Иосифа в рабство В этот же день Церковь вспоминает бесплодную смоковницу, проклятую Господом. Во время оно, возвращаясь в город, Иисус взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то’, что’ сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите. [Мф. 21, 18 – 19.] Толкования

http://pravmir.ru/velikiy-ponedelnik-cht...

Великий пост ставит нас перед высшей истиной и правдой, наступает время испытания нашей жизни в свете Слова Божия. Нам дается возможность встретиться с Богом, или не встретиться с Ним никогда ни здесь, ни в вечности. Пусть наш ответ Церкви в конце Поста на заданные вопросы — о нашей вере, надежде и решимости всегда идти за Христом — будет дан не одними устами, а по вдохновению Духа Святого. Аминь. Чистая среда Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Начался Великий Пост, и мы должны приготовиться к искушениям. «Неискушен неискусен». И Великий Покаянный Канон напоминает нам о том, что жизнь всех без исключения людей — не что иное как искушение. Кто не знает искушение зависти, злобы, неверия, нечистоты и других искушений вплоть до бунта против Бога? Однако слово Божие говорит о большем. За искушениями, которым подвергся Сам Христос, присутствует некто. Священное Писание называет его без обиняков, диаволом. Он существует, этот искуситель, который не любит человека, который ищет как подтолкнуть его к падению, потому что он не хочет, чтобы людям было хорошо. И потому что он завидует нашему счастью быть с Богом. Мы имеем дело с ним во всех сражениях нашей жизни, он неотступен, он не знает отдыха. Пока мы не победим его. Господь показал нам, что это возможно. Вы помните, как Он это сделал в конце сорокадневного поста, трижды искушаемый диаволом. Диавол высматривает наши уязвимые места, но он тщательно маскирует всегда свои нападения, он мастер обмана. Он поблескивает своими побрякушками перед нашими глазами, чтобы привлечь внимание. Трижды Господь отвечает диаволу Словом Божиим. «Не хлебом единым жив человек». Пища — это то, что жизненно необходимо. Но быть в согласии с Богом — в этом заключается вся жизнь. «Не искушай Господа Бога твоего». Не делай ничего, за что ты не сможешь ответить перед Богом. «Богу единому поклонись» — не поклоняйся людям, не делай идола ни из кого и ни из чего. Тем более из диавола. Господь противостоял искусителю, и тот оставил Его до времени. То, что было абсолютно новым в Господе — это Его любовь, которую Он принес на землю. Он любил Своего Отца Небесного такою любовью, которой не было никогда ни у Адама, ни у одного человека. Эта любовь не могла позволить Ему уступить искушению. Но она не облегчала искушение. Напротив, более, чем все люди, вместе взятые, Он был искушаем. Даже до смерти и смерти Крестной. Единственная возможность для Него победить искушение была умереть. Но умереть любовью к Отцу Небесному и ко всем людям. «Отче, в руки Твои предаю дух Мой».

http://moral.ru/великий-покаянный-канон/

Великий пост, труд восхождения Однажды после кораблекрушения одного европейца выбросило на остров в океане. Этот остров был населен аборигенами, которые оказались умными, гостеприимными и к тому же исповедовали христианскую веру. Вечером вождь пригласил спасшегося человека на ужин в свою хижину, и за едой у них состоялся разговор о пользе цивилизации. Гость с жаром начал рассказывать вождю, какие усовершенствования можно внести в жизнь острова и как они изменят жизнь племени. 18 февраля, 2010 Однажды после кораблекрушения одного европейца выбросило на остров в океане. Этот остров был населен аборигенами, которые оказались умными, гостеприимными и к тому же исповедовали христианскую веру. Вечером вождь пригласил спасшегося человека на ужин в свою хижину, и за едой у них состоялся разговор о пользе цивилизации. Гость с жаром начал рассказывать вождю, какие усовершенствования можно внести в жизнь острова и как они изменят жизнь племени. Великий пост это свидетельство Церкви о Царствии Божием, свидетельство всего опыта церковной жизни — опыта святых о том, что возможно и что именно красиво перед Богом жить по закону Духа Святого, а не по закону суеты этого мира — «ешь, пей, веселись». Апостол Павел поучает верных: «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17). «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лука, 17:21) говорит Господь, в самом сердце человека. Если бы я любил Бога, то я бы слушал Церковь, если бы я слушал Церковь, мне бы было радостно разделить общее для православных христиан послушание — Великий пост. Мне давно нравится сравнение великого поста с лествицей, каждая неделя это новая ступень, ведущая нас по пути духовного восхождения; Попробую и я построить свою лестницу к Богу. Очень важно, чтобы построение этой лествицы не превратилось в построение вавилонской башни. Мы восходим к Богу не для того, чтобы низвергуть Его и не для того, чтобы стать богами по собственному произволу. Но чтобы стать богами по благодати — а благодать в руке Божией — в Его воле дать ее или нет трудящемуся ради Его святого Имени.

http://pravmir.ru/velikij-post-trud-vosx...

Ветхий Завет предписывал народу Израиля ежегодно приносить Богу десятину — десятую часть всего, что произвела земля: “Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое приходит с поля твоего каждогодно” ( Втор.14:22 ). Эта часть символизировала целое: возвращая Богу начатки того, что Он дал им, израильтяне призывали Его благословение на весь урожай. Этим признавалось, что земля принадлежит Богу, а мы всего лишь распорядители Его даров; и значит, принося десятину, мы, как выражение благодарности, отдаем Ему то, что является Его собственностью. Этот акт  возвращения всегда рассматривался народом Израиля не как потеря, но как приобретение. Праздник урожая был временем радости и довольства: “И веселись перед Господом, Богом твоим, ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, который в жилищах твоих, и пришелец, и сирота, и вдова, которые среди тебя…” ( Втор.16:11 ). Эту идею принесения десятины ранние христиане применили и к Великому посту. Время поста рассматривалось как десятая часть года, отданная Богу 7   Соблюдая пост мы свидетельствуем, что и вся наша жизнь в целом, и каждый ее миг дарован нам Богом; и принося часть, мы призываем Его благословение на все целое. Великий пост, таким образом, символизирует освящение времени. Аскеза поста утверждает, что время не просто подконтрольно нам, так что мы можем эгоистично использовать его как нам вздумается, оно принадлежит Богу; мы же только распорядители времени, а не его хозяева. Великий пост — это возвращение Богу Его собственности, и мы можем отнести к нему слова Божественной литургии, звучащие непосредственно перед призыванием ( эпиклесисом ) Святого Духа на дары хлеба и вина: “Твоё из Твоего Тебе приносим, во всём и за всё”. Более того, точно также, как для израильтян принесение десятины было временем радости, приобретением, а не лишением, так это может быть и для нас. Великий пост — время радости, о чем мы и слышим в песнопениях Чистого понедельника, первого дня поста: С радостью встретим начало поста, и да не будем сетовать… Как один день, сказано, время жизни всех, кто на земле. Для трудящихся же с любовью есть сорок дней поста. Проведем же их с радостью! 8

http://azbyka.ru/velikij-post-i-obshhest...

Внезапно отроковица вскричала, говоря: «Беги, человек, отсюда: вот уж змей с посвистом идет». И тут же, отпрянув слегка, страдалец за веру Христову святой Георгий увидел, как из взбурлившего озера явился огромный змей, поднял голову свою, точно свод, и пасть раскрыл, будто пропасть, и с ревом пошел на святого и на девицу. Но тотчас, знамение Христово начертав на земле, святой Георгий сказал: «Во имя Иисуса Христа, сына Божия, покорись, жестокий зверь, и ступай вслед за мною». И сразу же силою Божьей и великого мученика и страдальца за веру Христову Георгия рухнул к ногам его страшный змей. И сказал святой и великий мученик Георгий отроковице: «Сними пояс твой и поводья коня моего и свяжи ими голову змея, волочи его и иди в город». Она и сделала то, что велел ей святой и великий мученик за веру Христову Георгий. И шел вслед за нею страшный тот змей, волочась по земле, как овца на закланье. Отроковица же волокла его, радуясь и веселясь. Царь же, отец ее, и мать ее в тот день рыдали и плакали очень об отроковице этой. Но, внезапно увидев отроковицу, волочащую змея, и чудотворца святого, великого мученика и страстотерпца Георгия, идущего впереди, испугавшись ужасно, пустились бежать. Святой же и великий мученик за веру Христову и чудотворец Георгий воскликнул громким голосом, говоря: «Не бойтесь! если веруете в Христа, в которого верую я, то увидите ныне спасенье свое». Царь же, выйдя навстречу ему, сказал ему: «Как зовут тебя, мой господин?» Он же ответил: «Георгием зовут». Тогда воскликнули люди все как один, говоря: «Тобою веруем в единого Бога Вседержителя и в единого Сына его, Господа нашего, Иисуса Христа, и в Святой животворный Дух». Тогда святой и великий чудотворец Георгий, протянув руку, извлек меч свой и отрубил голову лютому зверю. Увидев все это, царь и все жители тотчас подошли и поклонились ему, Богу хвалу воздавая и угоднику его великому чудотворцу Георгию. И повелел царь построить церковь во имя многославного и великого мученика и страдальца за веру Христову Георгия и украсил ту церковь золотом и серебром и дорогими каменьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Два же каких-то воина отклонились на правую сторону в дубраву, один именем Федор Сабур, а другой Григорий Холопищев, оба родом костромичи. Чуть отошли от места битвы – набрели на великого князя, избитого и израненного всего и утомленного, лежал он в тени срубленного дерева березового. И увидели его и, слезши с коней, поклонились ему. Сабур же тотчас вернулся поведать о том князю Владимиру и сказал: «Князь великий Дмитрий Иванович жив и царствует вовеки!» Все князья и воеводы, прослышав об этом, быстро устремились и пали в ноги ему, говоря: «Радуйся, князь наш, подобный прежнему Ярославу, новый Александр, победитель врагов: победы этой честь тебе принадлежит!» Князь же великий едва проговорил: «Что там, – поведайте мне». И сказал князь Владимир: «Милостью Божьей и пречистой его Матери, помощью и молитвами сродников наших святых мучеников Бориса и Глеба, и молитвами русского святителя Петра, и пособника нашего и вдохновителя игумена Сергия, – тех всех молитвами враги наши побеждены, мы же спаслись». Князь великий, слыша это, встал и сказал: «Сей день сотворил Господь, возрадуемся и возвеселимся, люди!» И еще сказал: «В сей день Господень веселитесь, люди! Велик ты, Господи, и дивны дела твои все: вечером вселится плач, а наутро – радость!» И добавил: «Благодарю тебя, Господи Боже мой, и почитаю имя твое святое за то, что не отдал нас врагам нашим и не дал похвалиться тем, кто замыслил на меня злое: так суди их, Господи, по делам их, я же, Господи, надеюсь на тебя!» И привели ему коня, и, сев на коня и выехав на великое, страшное и грозное место битвы, увидел в войске своем убитых очень много, а поганых татар вчетверо больше того убитых, и, обратясь к Волынцу, сказал: «Воистину, Дмитрий, не лжива примета твоя, подобает тебе всегда воеводою быть». И поехал с братом своим и с оставшимися князьями и воеводами по месту битвы, восклицая от боли сердца своего и слезами обливаясь, и так сказал: «Братья, русские сыны, князья, и бояре, и воеводы, и слуги боярские! Судил вам Господь Бог такою смертью умереть. Положили вы головы свои за святые церкви и за православное христианство». И немного погодя подъехал к месту, на котором лежали убитые вместе князья белозерские: настолько твердо бились, что один за другого погибли. Тут же поблизости лежал убитый Михаил Васильевич; став же над ними, любезными воеводами, князь великий начал плакать и говорить: «Братья мои князья, сыны русские, если имеете смелость пред Богом, помолитесь за нас, чтобы вместе с вами нам у Господа Бога быть, – ибо знаю, что послушает вас Бог!»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010