Но предсказанная Господом измена преследовала Симона и здесь. Галилейское наречие, на котором он говорил, природная живость характера, соединенная теперь с величайшей робостью, особенное внимание к известиям о ходе суда над Иисусом Христом, которые служители приносили из судилища, и множество других обстоятельств час от часу более и более выдавали Симона перед наглыми служителями, которые, служа у судей и присутствуя при следствиях и розысках, привыкли замечать людей подозрительных. Один из служителей, обратив на него внимание, начал говорить окружавшим его: «Этот человек должен быть из числа учеников Иисусовых». Симон затрепетал снова; уста, однажды изменившие, еще скорее открылись для второго отречения: одних уверений показалось уже недостаточно, и малодушный ученик прибавил ко лжи клятву в том, что он вовсе не знает Иисуса. Так скоро и глубоко падает добродетель человеческая! Избежав опасности, Симон отошел от огня; страх гнал его вон, но любовь опять удержала, и он остановился у дверей.   Протекло еще немного времени; первый допрос кончился – и Иисус Христос был выведен из судилища на двор. Побуждаемый любовью, ученик невольно приблизился, чтобы еще раз взглянуть на своего Учителя, показаться Ему, если можно, и доказать свое участие в Его судьбе. Казалось, безопасно; но вдруг один из служителей остановил Симона вопросом: «Верно, и ты был с Ним; ибо ты галилеянин, и наречие твое выдает тебя». Прочие служители подтвердили это подозрение; ибо наречие галилейское было очень заметно для всякого; а между тем, все знали, что ученики Иисусовы родом галилеяне. Изумленный Симон находился в самом затруднительном положении: ибо, хотя воины, взявшие Иисуса не имели, по-видимому, повеления брать учеников Его, но теперь, когда удалось так счастливо овладеть Учителем, они не пощадят и ученика, который сам попал в их руки.   Наверно, сердце Симона ушло в пятки, когда, не дожидаясь его ответа, один из слуг архиерейских, бывший с воинами в саду Гефсиманском, родственник того самого Малха, которому Петр отрезал ухо, начал громко обличать его, говоря:

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=600

Время было такое, что правительство не только не успевало восполнять и житейские и духовные нужды переселявшихся в Сибирь, да и не смогло вдруг обозреть их. Потому, как по гражданскому управление, возникавший Иркутск подчинен был главным образом отдаленной на три тысячи верст сибирской канцелярии в Тобольск, так и делами церковными от хребта Уральского до давно заманчивой реки Амура (где уже за 20 лет пред сим голова Поярков собирал ясак с гиляков, а Хабаров годом ранее возникновения Иркутска зимовал в Албазине) и на восток чрез Колыму до Анадыра заведывал один Архиерей, имевший пребывание в том же Тобольске. Сему единственному во всей Сибири духовному владыке подчинен был в делах церковных и юный Иркутский острог, и состоял под управлением Тобольских Иерархов 75 лет. В счете сих лет и то седьмилетие, когда влияние тобольских святителей на Иркутск было при посредстве викария Тобольской Митрополии, еиископа Варлаама Косовского. Между тем Великий Архиерей, Господь наш Иисус Христос , обещавший собрать сынов своего царства от востока и запада, уготовлял для Иркутской церкви основание прочное, которого бы не коснулось разрушительное время, уготовлял светильник, который озарял бы восток Сибири не годы, a веки. Основателем Иркутской самостоятельной Иерархии предназначено свыше быть Епископу Иннокентию Кульчицкому, которого совсем не сюда уготовляли человеческие виды. Вот уже 140 лет этот светильник озаряет ряд иерархов, ему преемствовавших, светом своей памяти, светом своего нетления и своих неиссякающих чудотворений. К нему обращаемся с молением, да поможет он нам все в вековых глаголах событий относительно Иркутской паствы реченное ко уху, проповедать на кровех, во извещение, в назидание, в душевное утешение всех любящих наблюдать за судьбою той церкви, которая из малой христианской дружины, не без опасения поместившейся среди дико смотревших на нее бурят, распространилась в племена и народы, и не вместясь в одной части света, утвердила свое православие на островах Курильских, Алеутских и на материке северной Америки. Иркутская паства под управлением архиереев тобольских

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ваше Преосвященство много обязали и утешили бы меня, если бы, хотя кратко, описали мне последние часы усопшего Первосвятителя и последние Его с Вами беседы. В настоящие плачевные дни, нелегкое бремя, правления кормилом великой Московской церкви всею тяжестью легло, конечно, на Ваших раменах. Да подкрепит Вас в нтом многотрудном подвиге Великий Архиерей, Господь Иисус Христос». Обстоятельства блаженной кончины и погребения Московского Первосвятителя с подробностью описаны были в свое время в духовных журналах и светских газетах и даже в отдельных брошюрах. Более обстоятельное описание этого горестного события заключается, в ноябрской книжке Православного Обозрения за 1867 г. 853 и в составленной Казначеем Троицкой Сергиевой Лавры, соборным иеромонахом Мелетием, брошюр под заглавием: «О блаженной кончине приснопамятного Митрополита Московского Филарета, М. 1867 г.», а также в Отчете Обер-Прокурора Св. Синода за 1867 г. 854 На основании этих источников изложу здесь в коротких словах обстоятельства кончины и погребения знаменитого Московского Первосвятителя. Почивший в Бозе Архипастырь, по устроению Провидения Божия, был предъизвещен о приближавшейся кончине. В ночь на 17-е Сентября, когда Митрополит после своего юбилея оставался еще в Лавре, явился ему, почти на яву, его родитель и внушительно завешал помнить и наблюдать девятнадцатое число. В следствие сего, Владыка, по совещании с своим Лаврским духовником Архимандритом, Антонием 855 , расположился каждое 19-е число причащаться Св. Таин, – что им и было исполняемо в точности. Ноября 19-го, в воскресенье, совершил он литургию без видимого утомления, после литургии принимал посетителей, между прочим, вновь вступившего в должность Московского Гражданского Губернатора, Генерал-Майора И. Баранова, затем писал, как говорят, ответ Антихийскому Патриарху на его привествие, и в исходе 2-го часа пополудни, внезапно скончался от апоплексии, как извешали Преосвященные Викарии Лаврского о. Наместника. Москва изумлена была, когда услышала в необычное время удары Царя-колокола на Ивановской колокольне. Весть о внезапной кончине ее архипастыря, в тот день, пронеслась по ней от края в край.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Итак, разбойник, достойный распятия, освобождается; а Сын Божий, достойный поклонения, на кресте умирает. Такие-то происшествия всегда бывают, когда люди судят, помышляя только о своих корыстях. Христиане, я не знаю, бывали ли когда другие подобные страдания больше этих, ибо Божественнейший Иисус совершенно без всякой вины осуждается на смерть. Здесь сказываются крайнее бесчестие, крайняя неблагодарность и крайнее бедствие, и все это, как бы тремя копьями, пронзает сердце Иисусово и производит в нем поистине прискорбие даже до смерти. Но доселе это все еще начало страданий; а о конце столь ужасно печального повествования мой ум даже страшится помыслить, и язык не смеет даже об этом говорить. Здесь бы потребны более слезы, нежели слова, если только возможна какая-либо мера к оплакиванию такого жалостного зрелища, подобного которому не видало еще солнце. Наконец Пилат, перед всеми объявивший, что не находит в Иисусе никакой вины, – «ни коеяже обретаю вины в Человеце сем» ( Лк.23:4 ), – ради мирской корысти и из суетного страха, чтобы не лишиться ему дружбы кесаревой, закрыл свои глаза и уже не стал более глядеть ни на правду, ни на истину. Он знал, «яко зависти ради предаша Его», и тем не менее постарался удовлетворить этой зависти и, осудив Его на смерть, предал в руки евреям – «предаде Его им, да распнется» ( Ин.19:16 ). Какая радость, какое торжество у архиереев, старцев и фарисеев! Какое скопление народа! Торжествующие клики, гневные против Иисуса вопли! Ругания мужей и жен, старых и малых, рабов и воинов, когда они видят Его, обременного великим и тяжким крестом, влекомого по всем улицам иерусалимским, в поте лица, всего окровавленного, восходящего на Голгофу, на место осуждения. Здесь, на Голгофе, Он не имеет иного утешения в Своей страстной болезни, кроме ругания, иного лекарства в Своем страдании, кроме уксуса. Здесь уже воины готовы: одни Его раздевают, другие на крест кладут, руки и ноги гвоздями прибивают, и все, общими усилиями, поднимают крест, а с ним вместе и Распятого на нем. С Ним вместе еще двух разбойников распинают, одного – по правую, а другого – по левую сторону. Когда мучительное древо было поставлено и укреплено на земле, тогда-то особенно усугубились ругательства и злоречие: «Ины спасе, Себе ли не может спасти? Христос, Царь Израилев, да снидет ныне со Креста!» ( Мк.15:31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

Такова дерзость богоборных языков: они не оказывают благодати почтения даже равного закону, но считают её постыдной и мерзкой, хотя там ходатаем и служителем был раб и слуга Моисей, а здесь Владыка Моисея и Господь всяческих, служитель святости и скинии истинной, которую воздвиг Бог, а не человек. И Тот, Кто там, законодательствовал, как Бог, здесь Он же ходатайствует, как человек и соделавшись подобным нам. Там первосвященник – Аарон с потомками своими, а здесь сам Господь наш Иисус Христос, первый и великий Архиерей, по исповеданию нашему и вере нашей. И светильник там, сделанный из золота, светил людям, жившим ещё под законом и сенью; здесь же свет истинный, грядущий в мир, который преследуется тьмой, но не осиливается ею. Он освящает каждого человека, грядущего в мир, и осиявает ходящих во свете и —326— блистании благодати. Трапеза там была сделана из не-гниющего дерева и покрыта чистым золотом; здесь же она устрояется из самого драгоценного у нас вещества, освящается самой божественной жертвой, украшается Духом Святым и на ней совершаются таинства богослужения в духе и истине. И каждый верующий может соделать духовную трапезу из своего сердца, тщательно омыв и очистив его, дабы оно могло свято принимать приходящее Слово, Которое духовно на ней возлежит и таинственно потребляется. Там пресный хлеб с горькими травами, приправленный травой как бы соусом каким, употребляется теми, коим было повелено вкушать травы во время прообразовательной пасхи. Здесь же снисшедшее с неба Слово дарует людям пищу, сообщающую бессмертие, через которую они получают жизнь вечную. Оно заквасило в Себе тесто наше и непреложно смешало его с блеском Своего божества. Там приносились в жертву бессловесные животные, кровь которых текла вокруг присутствующих и окропляла их в освящение и очищение тела, причём приносившим в жертву быков или овец назначались (от жертв) части в знак оправдания. Здесь же за нас закапается славная жертва, честной и бесценной кровью, которой мы запечатлеваемся и очищаемся от всякой скверны и всякой нечистоты как души, так и тела.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ваше Преосвященство много обязали и утешили бы меня, если бы, хотя кратко, описали мне последние часы усопшего Первосвятителя и последние Его с Вами беседы. В настоящие плачевные дни, нелёгкое бремя правления кормилом великой Московской церкви всей тяжестью легло, конечно, на Ваших раменах. Да подкрепит Вас в этом многотрудном подвиге Великий Архиерей, Господь Иисус Христос ». Обстоятельства блаженной кончины и погребения Московского Первосвятителя с подробностью описаны были в своё время в духовных журналах и светских газетах —781— 1867 г. и даже в отдельных брошюрах. Более обстоятельное описание этого горестного события заключается в ноябрьской книжке Православного Обозрения за 1867 г. 244 и в составленной Казначеем Троицкой Сергиевой Лавры, соборным иеромонахом Мелетием, брошюре под заглавием: «О блаженной кончине приснопамятного Митрополита Московского Филарета, М. 1867 г.», а также в Отчете Обер-Прокурора Св. Синода за 1867 г. 245 На основании этих источников, изложу здесь в коротких словах обстоятельства кончины и погребения знаменитого Московского Первосвятителя. Почивший в Бозе Архипастырь, по устроению Провидения Божия, был предвозвещён о приближавшейся кончине. В ночь на 17-е сентября, когда Митрополит после своего юбилея оставался ещё в Лавре, явился ему, почти на яву, его родитель и внушительно завещал помнить и наблюдать девятнадцатое число. Вследствие сего, Владыка, по совещании со своим Лаврским духовником, Архимандритом Антонием, 246 расположился каждое 19-е число причащаться Св. Таин, – что им и было исполняемо в точности. Ноября 19-го, в воскресенье, совершил он литургию без видимого утомления; после литургии принимал посетителей, между прочим, вновь вступившего в должность Московского Гражданского Губернатора, Генерал-Майора А.И. Баранова, затем писал, как говорят, ответ Антиохийскому Патриарху на его приветствие, и в исходе 2-го часа пополудни, внезапно скончался от апоплексии, как извещали Преосвященные Викарии Лаврского о. Наместника. Москва изумлена была, когда услышала в необычное время удары Царя-колокола на Ивановской колокольне. Весть о внезапной кончине её архипастыря, в тот же день, пронеслась по ней от края в край.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

     Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! На утрене понедельника наступившей Страстной седмицы мы услышали грозное и отревзляющее напоминание. В Евангелии от Матфея, говорится о том, как Господь Иисус Христос взалкал по Своей человеческой природе, захотел есть и увидел смоковницу, дерево, приносящее сочные и питательные плоды. Приблизившись к ней, Он увидел, что на ней нет никаких плодов и проклял ее, сказав: «Отныне ты не будешь больше плодоносить». И смоковница засохла. Ученики поражались этому чуду, поражались ему и фарисеи, и учителя, и архиереи, то есть самые посвященные люди из богоизбранного народа. Они все время в этом евангельском отрывке препираются со Христом, что-то пытаются Ему доказать, в чем-то Его уловить, как-то искусить (см.: Мф. 21, 19–42). Заканчивается этот отрывок Евангелия страшными словами, которые мы никогда не должны забывать: Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его (Мф. 21, 43). Эти страшные и справедливые слова были сказаны Христом, пришедшим спасти мир. Кому они были сказаны в первую очередь? Иудеям, богоизбранному народу. Самые образованные и сведующие в Писании люди пришли и спорили с Христом, ставили Ему каверзные вопросы и были недовольны благовестием любви, которое Он принес в этот мир. Итог был таков, что те люди, которые были потомками святых праведных пророков и мучеников за веру, утеряли благодать по своей гордыне, слепоте и непокорности Богу. У них забирается не просто государство, материальные блага, политическая власть, забирается даже их земля. Но самое главное, что Царствие Небесное у них забирают и отдают тому народу, который будет приносить плоды Богу. Так же как смоковница должна была плодоносить и приносить плоды Богу и людям. Великий пост заканчивается, мы идем вместе с Христом на страдание, на Голгофу и что же мы видим? Те ли плоды мы принесли в эти благодатные дни Богу, которые Он от нас ждал, и которые, все мы знаем, что могли их принести? Конечно, Господь и намерение целует, но так мало нами сделано, и так много было греха, предательства по отношению к Христу даже в эти дни от нас, людей знающих Писание, людей, которым дана особая благодать. Как страшно было бы услышать, что отнимается у нас Царствие Божие и отдается другому народу, который будет приносить его плоды. И такое может произойти, если мы в своей гордыне, слепоте, так и не найдем в себе силы, чтобы принести плод Богу.

http://pravoslavie.ru/69957.html

Да и не иначе должен ты, Христианине, молиться Единому Истинному Богу, как отвлекши душу свою от всех мирских предметов, отложив и житейское о домашнем попечение, и суетные помышления, и пустые с окружающими тебя в освященном Храме разговоры, – не иначе, как собравши все свойства души, и разум, и волю, и силу мыслить, и силу Желать, и силу познавать, во едино, и введши ее в самую внутренность Храма своего, так сказать, в Олтарь свой, где она ничего не должна видеть, кроме Единого вездеприсутствующего Бога; ничего не должна слышать, кроме Его единого научающего гласа; ничего не должна делать, кроме единой молитвы. Там-то она, употребив сердце вместо жертвенника, пламенную любовь вместо огня жертвы сожигающего, самые внутренние молитвы вместо сожигаемых жертв, должна, так сказать, священнодействовать, должна служить Богу, должна и благодаришь Его за прошедшие благодеяния, и просить помощи в нуждах своих – особливо в нуждах духовных, до побеждения зла и до творения добра относящихся! Там-то она яко в освященном Олтаре должна всегда истинно, внутренно молиться! – Многие молятся в притворе и во Храме, то есть, устами телом; но молитва их, яко наружная, часто бывает и ложная, лицемерная; истинная же молитва , молитва прямо Христианская, есть молитва внутренняя, в Олтаре – в сокровенности сердца совершаемая. И сие-то самое Великий Учитель наш Иисус Христос изображая всякому Христианину в научение сказал: ты, егда молишься, вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу Твоему, Иже в тайне; и Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве ( Мф. 6:6 ). Молися убо, Христианине, в тайне, в освященном чрез святое крещение духовном Олтаре своем – в сердце своем, да истинная будет молитва твоя, и да скоро услышан будешь от Господа Бога твоего Небесного Отца. Аминь. Беседа VII. О должном внимании на живый пример Священнодействующих лиц Ты, Христианине, стоя в освященном Храме видишь, что хотя все предстоящие в оном молятся Богу, все могут про себя читать Церковные молитвы, и повторять умом своим воспеваемые Божественные песни: однако ко отправлению правильного обрядного Богослужения в освященном Храме, имеют право по установлению Церковному единые разных степеней Священно-и-церковнослужители, единые с младых лет к сей должности приготовлявшиеся, учившиеся, и в совершенном возрасте чрез Архиереев, высших Церковных начальников Богом избранные, посредством рукоположения и молитв их, Святым Духом освященные мужи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Важнейшие вопросы, проблемы духовнической практики на приходе (+ВИДЕО) Курс лекций о пастырстве. Встреча 9-я Протоиерей Геннадий Фаст По благословению митрополита Тихона (Шевкунова) в Псковской епархии при Псково-Печерской семинарии проходят встречи с опытными пастырями России и православного Зарубежья. В рамках сегодняшней беседы миссионер и богослов протоиерей Геннадий Фаст делится опытом и методами пастырского окормления, духовнической практики на приходе, работы с мужчинами и молодежью. Не у тебя, у Господа Христос Воскресе! Сегодня у нас тема: «Важнейшие вопросы, проблемы духовнической практики на приходе». Я вижу здесь очень много священников. Естественно, каждый – со своей духовнической практикой. А некоторые из вас, наверное, уже и с многолетней и очень богатой практикой. Поэтому читать лекцию – дело неблагодарное. Это семинаристам можно прочитать лекцию, потому что у них у всех нет еще такого опыта. С пастырями так разговаривать, наверное, смысла никакого нет. Здесь, вижу, и семинаристы, естественно. Поэтому я бы хотел, чтобы наша сегодняшняя встреча не носила характер лекции. Я не хочу читать лекцию. Лекции семинаристам, я думаю, прочитают ваши преподаватели семинарские, а священникам читать лекцию – что ж за дела-то? Каждый и сам прочитает. Скорее, это встреча, даже братский обмен впечатлениями, опытом, возможность поделиться какими-то вопросами. Естественно, для начала мне надо будет что-нибудь говорить. А чем больше, как сейчас называют, интерактивности, чем больше у нас будет диалога, мне кажется, так и тем лучше. Поэтому очень прошу не воспринимать меня как учителя для пастырей. Никакой я не учитель, я такой же, как вы, священник, который жизнь свою служил на приходе, чему-то как-нибудь учился и какой-нибудь опыт тоже имеет. Ну, вот, так мы с вами немножко побеседуем на эти темы. И чем больше, еще раз повторяюсь, будем мы беседовать, тем, мне кажется, интереснее и лучше. Духовническая практика. Апостол Петр в своем послании в 5 главе в первом послании пишет: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых» (1 Пет. 5, 1). Кстати, сразу интересно. Так мы читаем в русском переводе. В греческом оригинале этого послания не стоит слово «пастырь», тут – слово «пресвитер». То есть – пресвитеров ваших умоляю я. Пресвитер. Это, в свою очередь, сразу становится интересно, что апостол Петр и себя называет пресвитером. Кстати, есть одно место в Священном Писании для любопытных – найдите, где Иисус Христос назван диаконом. По нашей иерархии – как Иисус Христос диакон? Архиерей Великий! Да, Архиерей Великий есть тоже, а есть, где и диаконом назван. То есть все ступени нашего служения – и диаконского, и пресвитерского, и епископского – они все сопричастны служению Христа, и наоборот – Христос сопричастен всем этим ступеням. Он и епископ, и пресвитер, и диакон – Иисус Христос.

http://pravoslavie.ru/146536.html

Это третья молитва, в которой священник обращается прямо к Иисусу Христу, а не к Небесному Отцу. (Первая – молитва Евангелия, вторая – молитва Херувимской песни и третья – теперь, незадолго до Возношения.) Она обращена к Христу по трем причинам: Первая: Потому что Христос – Учредитель Таинства богослужения, Жертва, Всенепорочный Агнец, из Которого берутся Тело и Кровь. Вторая: Потому что он Сам дал Себя в пищу и питие вначале Своим ученикам, наследником которых является служащий иерей. Третья: Потому что Сам Христос велел Своим апостолам передать Его Тело и Его Кровь через богослужение тем, кто верит в святое Его Имя и следуют Его евангельским заповедям. Поэтому молитва напоминает нам, что эти предлежащие святыни те же, что передал нам Господь в вечер Великого Четверга. Таким образом, эта молитва дает нам внутреннее ощущение и убеждение, что Господь среди нас. Иисус Христос присутствует среди нас. Хлеб и Вино не являются символами Божественного Тела и Крови, но они сами и есть Тело и Кровь Агнца, которые принесены в жертву, и заклание Которого продолжается бескровно ради спасения всего мира. Над святым престолом и под образом Богоматери Оранты навеки запечатлена Божественная литургия, в час, когда Вечный Архиерей Иисус Христос передает, как во время Тайной Вечери, Свои Тело и Кровь апостолам. Тот же образ нам передают слова молитвы: «…державною Твоею рукою преподати нам Пречистое Тело Твое и Честную Кровь». Великий и Вечный Архиерей Иисус Христос причащает священников и руками священников причащает народ. Увы, нам, мы ничего не понимаем! Нас причащает Христос, а мы причащаем вас. Священник является орудием Бога и слугой народа. Мы, священники, «рабы рабов»! 175.  Одним из таких смиренных слуг был и духовник отец Григорий. Однажды, как он сам рассказывал, в Великий Четверг в конце Божественной литургии к нему подошел молодой монах, который держал зажженный светильник. Он вошел в святой алтарь и сказал отцу Григорию: – Святый отче, не заканчивай, прошу тебя, Божественного Причастия, потому что ты должен причастить еще трех братьев, которые ждут здесь, наверху. Поэтому я пришел тебя забрать.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010