Владыка, Господи, творче небес и земли, приими молитву мою и поклоны, и слезную плач, и воздыхание, пост и милостыню, и пути, и подаяние, все тебе ради во вся дни живота своего и постави все за царское величество, за ево душевное спасение и телесное здравие. Всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь. РГИА. Ф. 796. Оп. 1. Д. 387. Л. 11 об.–13. Рукописный подлинник. Заговорное письмо, найденное у Григория Ефимова От беды, от великие кузни, от лстиваго изменения, от великого падения, о како прелстихомся, о како приведохомся, како слышавша писания не вразумихоимся, како слышавши проповедника ругахомся, те бо и тогда связанны вещми житейскими желаючи века сего, и те бо удобь преступят ко диаволу знаменуется приемши начертания сквернаго, Бога богоборца места животворящаго креста Спасова и те бо удобь вложны будут с диаволом во тму кромешну. РГИА. Ф. 796. Оп. 1. Д. 387. Л. 19 об. Рукописный подлинник. Примечания 1 . Юрганов А.Л. Источниковедение культуры//Россия XXI. 2003. 3–4; Антонов Д.И. Клятва на кресте как феномен русской средневековой книжности//Источниковедение культуры. М., 2007. С. 93–94. 2 . Есипов Г. Раскольничьи дела XVIII столетия. Т. 2. С. 189–202. См. также Он же. Люди старого века. СПб., 1880; Он же. Тяжелая память прошлого. СПб., 1885. Современное переиздание – Есипов Г. Тайная канцелярия. Из дел Преображенского приказа и Тайной канцелярии. СПб., 2010. С. 273–284. 3 . Лавров А.С. Колдовство и религия в России. С. 18, 300–305 (о князе Мещерском и Алене Ефимовой), С. 131 (О Григории Ефимове), С. 441 (о Пелагеи Ефимовой и ее сыне Иване Цветкове). 4 . Смилянская Е.Б. Волшебники. Богохульники. Еретики. Народная религиозность и «духовные преступления» в России XVIII в. М., 2003. С. 269–270. 5 . Федотова М.А. О расспросных речах старообрядцев. По материалам первой половины XVIII века фонда канцелярии Синода//Revue des Etudes slaves. Paris. Vol. LXIX. 1–2. 1997. P. 45–59. 6 . О нем см. Смилянская Е.Б. Волшебники. Богохульники. Еретики. Народная религиозность и «духовные преступления» в России XVIII в. М., 2003. С. 265–270. 7 . Юфть (юхть, юхоть, юхта) – кожа рослого быка или коровы//Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб. – М., 1914. Т. 4. Стлб. 1552. 8 . О нем см. Смилянская Е.Б. Волшебники. Богохульники. Еретики. Народная религиозность и «духовные преступления» в России XVIII в. М., 2003. С. 267–269.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Какой увидим мы страх, трепет и какую нужду, когда душа будет разлучаться с телом!… Тогда приидет к нам сильное воинство противных сил князя тьмы, злобные миродержатели, начальства, власти, духи злобы и некоторым образом по праву овладеют душою, представляя ей все грехи, соделанные в ведении и не в ведении, от юности до конца жизни. Предстанут и обличат все дела ее. Лицом к лицу с силами противными предстанут силы Божественные и, со своей стороны, представят благие дела ее. Какой страх и трепет будут мучить душу, находящуюся среди этих сил, пока суд над нею не будет решен Праведным Судиею! Эта страшная картина борьбы демонов с ангелами за исходящую из тела душу на глазах и при живейшем сознании самой души умирающего человека есть несомненная истина загробной жизни, дознанная многими опытами в христианстве лиц, которые, как обычно говорят, обмирали на некоторое время и опять возвращались к жизни. Во время исхода души из тела ангелы будут показывать все добрые дела, посты, бдения, безмолвие, молчание, непрестанную молитву, частые поклоны и даже рогозину, истертую от поклонов, во свидетельство против демонов. Когда приближается последний час, посылаются ангелы - изъятели душ, чтобы взять отходящую душу и представить ее Судилищу Божию. Увидев их приближающихся, бедный человек, хотя бы бы царь, или властелин, или миродержец, весь приходит в смятение, как от землетрясения, - весь трепещет, как лист, колеблемый ветром, бьется, как птичка в руках ловца; весь оцепеневает и изумевает, видя страшные силы, видя новые для себя и великие зраки, видя грозные и суровые лица, видя чин вещей, которых не видел прежде. Все это видит тогда один поемлемый от нас и на нас уже не обращает внимания. Только сам в себе говорит он молитвы, сколько позволяют силы. Из положения его мы заключаем, что он видит вышние силы, и друг другу говорим: «Молчите и не тревожьте более лежащего, чтоб не приводить его в смятение. Будем лучше молиться, чтобы с миром отошла душа его и он обрел Судию снисходительным».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

О том, кто может приступать ко Святому Причащению и что для это делать: нужно ли поститься, исповедоваться и молиться особым образом, рассуждает самый известный румынский старец и духовник архимандрит Клеопа (Илие) . Архимандрит Клеопа (Илие)      Святое Причастие приносит человеку великую пользу, если он действительно причащается с верой, подготовившись и получив разрешение духовника. А кто приступает недостойно, тот суд себе ест и пьет, ибо Причастие — это огонь, пожигающий недостойных, — ты видел, что сказано в молитвах перед Святым Причащением. — Кто может причащаться Святых Христовых Таин? — Тот, чья жизнь чиста, непорочна; чьё извещение помысла чисто, на ком нет канонических препятствий и кто разрешён духовником, тот может причащаться, а кто не исповедан, не разрешён духовником и не выполнил назначенной ему епитимии, тот и к Причащению приступить не может. Ибо даже если он всего лишь раз в год причастится, он всё равно будет подобен Иуде, который причастился один раз, и вошёл тогда в него сатана, и он предал Господа (см.: Ин. 13:27). Если кто-нибудь недостоин, тот и один раз в год да не причащается… А если он очистился и приготовился по каноническому порядку Церкви Христовой исповедью и выполнил полагающуюся ему епитимию — то да приступит со страхом и трепетом. — Что вы можете сказать о причащении детей младше семи лет? Нужна ли тут исповедь? — Невинных деток младше пяти лет хорошо будет причащать, если возможно, и каждое воскресенье. А детей шести-семи лет, особенно сейчас, хорошо будет исповедать и затем причастить, ибо сегодня дети видят и слышат много соблазнов: дома, по телевизору и повсюду, когда за ними не следят родители. Также и о старых и больных говорит святой Симеон Фессалоникийский: «Старым и больным, на ком нет канонических препятствий, хорошо будет причащаться почаще, и в великие праздники». Всегда перед Причастием, после того, как ты положишь свои поклоны, после того, как бросишь грех и выполнишь епитимию, назначенную священником, тебе нельзя перед Святым Причастием самое меньшее три дня ни вина пить, ни есть скоромной пищи или приготовленной на растительном масле. А в промежутки времени между постами ты не можешь причащаться без исповеди, без епитимии и без недели поста (или хотя бы трех дней). Перед тем, как причаститься, не ешь пищи с растительным маслом и не пей вина; только сухоядение. Так полагается перед Святым Причащением, братья.

http://pravoslavie.ru/65550.html

И во всем этом мы можем упражняться дома со своими друзьями, с женою, с детьми. Начнем же пока с первых и легчайших добродетелей, так, например, с воздержания от клятвы, и этим начальным уроком будем непременно заниматься дома. Ведь и дома много препятствий этому занятию: раздражает слуга, возбуждает гнев оскорбляющая жена, доводит до угроз и клятвы глупое и своевольное дитя. Итак, если ты дома, будучи постоянно раздражаем всем этим, удержишься от клятвы, то сможешь легко воздержаться от нее и в обществе. Точно также перестанешь и браниться, если не будешь бранить ни жены, ни раба, ни кого другого из своих домашних. Жена часто, похваляя кого-нибудь и жалуясь на свою участь, побуждает злословить похваляемого; но ты не доходи до того, чтобы злословить его, но все переноси великодушно. Равным образом, если видишь, что слуги твои хвалят других господ, не смущайся, но будь великодушен. Пусть дом твой будет местом борьбы и подвижничества в добродетели, чтобы, обучившись хорошо здесь, ты мог с великим искусством обращаться и в обществе. Таким же образом поступай и с тщеславием. Если постараешься не тщеславиться пред женою и слугами, то легко преодолеешь эту страсть и в обращении с другими. Хотя везде болезнь эта тяжка и мучительна, но особенно в присутствии жены. Если, следовательно, мы здесь разрушим ее силу, то легко преодолеем ее и в других случаях. Таким же образом будем поступать и с прочими страстями, ежедневно подвизаясь и упражняясь против них дома. А чтобы для нас легче был этот подвиг, наложим на себя и эпитимию, если преступим какую-нибудь из предположенных обязанностей. Пусть служит нам и эпитимия; не вред причинит она нам, а приобретет награду и принесет величайшую пользу, когда мы, например, осудим себя на строгие посты, на земные поклоны, или на другое какое-нибудь трудное дело. Таким образом отовсюду мы приобретем великие выгоды: и здесь будем вкушать сладость добродетельной жизни, и будущие получим блага, и будем всегдашними друзьями Божиими. А чтобы опять не случилось того же, - чтобы вы, подивившись сказанному здесь, по выходе отсюда, не бросили беззаботно книгу ума вашего, и не подали бы дьяволу случая изгладить написанное в ней, для того пусть всякий, придя домой, призовет жену свою, расскажет ей то, что выслушал, возьмет ее в помощницу, и с этого же дня вступит на это прекрасное поприще, укрепляя себя елеем Духа Св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Он оставался ребенком по характеру до шестидесяти семи лет, когда и упокоился. Когда отцы пытались приблизиться к нему, желая получить от него полезный для себя духовный урок, он старался ускользнуть, стеснялся и краснел. Если уж никак не мог уклониться от беседы, то отвечал несколькими словами, но очень точно. Ему было затруднительно общение с людьми, и поэтому он затворялся в своей келлий, постоянно беседуя лишь с Богом в непрестанной молитве. Когда отцы приходили к нему и стучались в дверь, он не открывал. Если они оставляли у его дверей что-нибудь на благословение, он оставлял все на том же самом месте. Видя испортившуюся еду, они ему уже ничего не приносили, но относили другим отцам. Монахи, жившие по соседству с ним, говорили отцу Петру: - Нехорошо ты поступаешь, что ничего не принимаешь на благословение. На что он отвечал: - Благословенный, слава Богу, у меня всего достаточно. Зачем мне лишать этих благословений других отцов, которые на самом деле имеют нужду? Благодаря своим великим подвигам старец освободился почти от всех человеческих желаний и жил как Ангел во плоти, а не просто носил ангельский образ. После вечерни он съедал лишь один сухарь, а потом день и ночь молился и совершал поклоны. Даже во сне он повторял Иисусову молитву и, просыпаясь, договаривал оставшуюся часть молитвы. Его тело спало, а душа бодрствовала и молилась. Его молитва стала самодейственной, и он часто говорил мне: " Я слышу ангельские псалмопения - такие умилительные, что от этого сладкого небесного пения не могу устоять на ногах " . Такое блаженное состояние питало его и душевно и телесно, поэтому для поддержания своего существования он ни в чем не нуждался. На то немногое, что ему было нужно, он зарабатывал своим рукоделием: плел четки и собирал на горе Афон лекарственные травы, а в обмен на это получал сухари. Когда кто-либо заставлял его принять какое-нибудь благословение, он находил способ отплатить этому человеку вдвойне - либо травами, либо четками. Несмотря на то, что он совершенно не заботился о себе и кожа у него приросла к костям, он совершал великие духовные подвиги, и можно было явственно наблюдать, как благодать Божия укрепляет его. Живот у него был впалый. Когда случалось, что у него расстегивался подрясник, можно было пересчитать все его ребра, похожие на прутья корзины.

http://isihazm.ru/1/?id=789

В чем-то они были бы и правы, эти бояре, жалуясь на строгость Патриарха: не все ведь обладали такими богатырскими данными... Были бы, если бы не главное в их жалобах. А главной была не строгость Никона, а унизительная для бояр необходимость терпеть эту строгость от «мужицкого сына». «Никогда такого бесчестия не бывало, что теперь Государь нас выдал митрополитам...». Вот основная претензия – бесчестие! Такая откровенная, ничем не прикрытая спесь была болезнью того времени. И, как всякая сильная болезнь, она могла убивать. Вспомним, что многие скорби Смутного времени начались с боярской спеси, не желавшей признать над собой Царем менее родовитого претендента. Вот Никон ее и сбивал, следуя своему представлению о пользе государства. Строгостью же те времена было не смутить – самые великие наши святители тех веков давали пресуровейшие наказания за сущие, по нашим меркам, пустяки. Да, случаи чрезмерной жесткости со стороны Никона были. Расправа с епископом Павлом Коломенским, например. Который всего-то возразил на постановление сократить земные поклоны в Великопостных службах. Впрочем, повторимся: для тех времен в этой истории нет ничего особенного. Хотя, когда сам Никон окажется на месте опального епископа, то, думается, вспомнит о нем... Но отчего нам не согласиться с тем, что поведение Никона было исключительно от властолюбия и честолюбия? Завел он, к примеру, умопомрачительно роскошный двор... И что? Таково было понимание представительской функции Великого Государя в те времена. Митрополит Иона, например, тоже завел роскошный двор, став первым Предстоятелем автокефальной Русской Церкви. А он – канонизированный святой. В личном же быту оба были аскетичны. Никон был аскетичен даже до своеобразного юродства. При своем двухметровом росте он не носил вериг, зато носил... облачения весом под 100 кг! Роскошнейшие облачения – на продолжительных, многочасовых патриарших службах и крестных ходах. Остались и иные свидетельства о нраве этого человека. Например, случился в Новгороде бунт в бытность Никона там митрополитом. Он попытался успокоить бунтовщиков, был избит до полусмерти и брошен умирать. Но, благодаря богатырскому здоровью и силе духа, уже на другой день встал, добрался до храма, отслужил литургию... и стал просить у народа прощения! Чем и привел людей к покаянию. А когда подошли войска, посланные усмирять бунт, Никон ходатайствовал о помиловании бунтовщиков.

http://pravoslavie.ru/141359.html

Без этого качества [смирения] все подвиги, самые великие, не только бесплодны, но и губительны. Начинающие этого не видят и не могут видеть. (П.161) ... учитесь смирению. Без этого свойства душевного нигде не найдете ни покоя, ни роста духовного, ни правильной молитвы, то есть ничего доброго. Недаром же Господь призывает научиться от Него Самого смирению, как самому важному свойству души, самому необходимому. (П.161) Когда в тысячах случаях человек убедится, что он не может подавить ни одного греха, ни одной страсти, то невольно смирится и будет прибегать к Единому Спасителю Иисусу Христу, пришедшему на землю, чтобы взыскать и спасти погибшего... (П.162) Нужно свои падения и свою ветхость использовать как средство для приобретения смирения. Человек, приобретший смирение, обладает особым внутренним состоянием, при котором все нападения дьявола отражаются. (П.165) Излишне сокрушаться и доходить до отчаяния – это не признак смирения, а гордости... Искренность и глубина покаяния доказываются тем, что человек впредь старается не повторять грехов. (П.187) Без смирения высшие Ангелы стали бесами, а Адам и Ева изгнаны из рая. Как же нам без смирения, да еще с грехами, войти в потерянный рай. (П.188) Не правила, не поклоны, не посты, не чтение Слова Божия, а смирение приближает человека к Богу. (П.192) Истину скажу: никогда человек не познает себя (и не оплачет, следовательно), если 1) занимается самооправданием и 2) приписывает себе разные положительные качества. (П.204) Чтобы приобрести смирение, а с ним мир Божий (в душе), превосходящий всякое разумение, надо много потерпеть неудач, падений, оскорблений и проч. Постоянные успехи могут погубить духовного человека, поэтому Промысл Божий вынужден посылать нам всякие испытания, неудачи, скорби, болезни и проч., чтобы человек на тысячах примеров познал свою немощь и отдался всецело в руки Божии, а не на себя надеялся. (П.214) ... Господь и должен был избрать такой путь для человека, чтобы он и в пакибытии не возгордился, как дьявол , а сознательно возлюбил Бога, покорился Ему окончательно, на веки,без возможности отпадения. А так как свойством души, противоположным гордости, является смирение, то и Слово Божие, и Матерь Божия, и Св. Отцы так высоко и ценят смирение. Без смирения никакие подвиги не помогут человеку, он всегда может впасть в гордость и отпасть от Бога. Соединяет человека с Богом любовь, но без смирения не может быть и любви. (П.241)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

7-я. Благословен Бог наш. Царю небесный. Трисвятое. Отче наш. Господи помилуй, 12-ть раз. Слава и ныне. Приидите поклонимся, трижды. Пс. 50 -й: Помилуй, мя Боже. 17-я кафизма. Верую. Трисвятое. Отче наш. Тропарь: Ce Жених грядет. Слава: День он страшный. И ныне – Богородичен: Тебе необоримую. Господи помилуй, 40 раз. Иже на всякое время. Господи помилуй, трижды. Слава и ныне. Честнейшую Херувим. Именем Господним благослови Отче. Боже ущедри ны. (Во св. великую Четыредесятницу: Великие поклоны). Молитва: Владыко Боже. _____________ Приидите поклонимся, трижды. Пс. 120 -й: Возведох очи мои. Пс. 133 -й: Ce ныне благословите. Слава и ныне. Трисвятое. Отче наш. Тропари покойны: Помяни Господи. Глубиною мудрости. Слава- кондак: Со святыми упокой. И ныне–Богородичен: Блажим Тя вси роди. Господи помилуй, 12-ть раз. Молитва: Помяни, Господи, в надежди воскресения. Преславная Приснодево. Упование мое Отец. Слава Тебе, Христе Боже, упование наше. Слава и ныне. Господи помилуй, трижды. Благослови. Отпуст малый: Христос, истинный Бог . Ектенья: Помолимся о Бдагочестивейшем. Возгл.: Молитвами святых Отец наших. Благословен Бог наш. Царю небесный. Трисвятое. Отче наш. Господи помилуй, 12-ть раз. Слава и ныне. Приидите поклонимся, трижды. Пс. 50 -й: Помилуй, мя Боже. 9-я кафизма. Верую. Трисвятое. Отче наш. Тропарь: Несозданное естество. Слава: Вышния силы. И ныне–Богородичен: От одра и сна. Господи помилуй, 40 раз. Иже на всякое время. Господи помилуй, трижды. Слава и ныне. Честнейшую Херувим. Именем Господним благослови Отче. Боже ущедри ны. Молитва: Владыко Боже. Молитва: Величия, величаю Тя. _____________ Приидите поклонимся, трижды. Пс. 120 -й: Возведох очи мои. Пс. 133 -й: Ce ныне благословите. Слава и ныне. Трисвятое. Отче наш. Тропари покойны: Помяни Господи. Глубиною мудрости. Слава- кондак: Со святыми упокой. II ныне – Богородичен: Блажим Тя вси роди. Господи помилуй, 12-ть раз. Молитва: Помяни, Господи, в надежди воскресения. Преславная Приснодево. Упование мое Отец. Слава Тебе, Христе Боже, упование наше.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

На 9-й песни обычное каждение. Певцы – «Честнейшую». Затем ирмос 9-й песни из Минеи и стих «Благословен Господь Бог Израилев». Чтец – 1-й тропарь из канона Минеи. Певцы – «И воздвиже рог спасения нам». Чтец – тропарь. Певцы – «Якоже глагола». Чтец – тропарь. Певцы – «Спасение от враг». Чтец – тропарь. Певцы – «Сотворите милость». Чтец – Богородичен канона Минеи. Певцы – «Клятву, еюже клятся». Чтец – 1-й тропарь первого трипеснца. Певцы – «Служите Ему». Чтец – 2-й тропарь. Певцы – «И Ты, Отрочá». Чтец – 3-й тропарь. Певцы – «Дати разум». Чтец – Богородичен. Певцы – «В нихже посети нас». Чтец – 1-й тропарь 9-й песни второго трипеснца. Певцы – «Направити ноги наша». Чтец – 2-й тропарь. Певцы – «Слава», чтец – Троичен трипеснца. Певцы – «И ныне». Чтец – Богородичен. Певцы – «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец – последний тропарь трипеснца. Певцы – ирмос второго трипеснца. Затем «Достойно есть» и земной поклон. Малая ектения и светилен. После светильна читаются хвалитные псалмы, «Тебе слава подобает», «Слава Тебе, показавшему нам свет», и читается вседневное славословие: «Слава в вышних Богу». Просительная ектения и стиховные стихиры Триоди, «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди. Чтец – «Благо есть исповéдатися Господеви», (дважды). Трисвятое по «Отче наш». По возгласе – тропарь «В храме стояще славы Твоея», «Господи, помилуй» (40 раз), «Слава, и ныне», «Честнейшую», «Именем Господним благослови, отче». Иерей на солее произносит: «Сый благословен...» Чтец – «Небесный Царю». Иерей – «Господи и Владыко живота моего» с поклонами. Чтец – «Аминь» и читает 1-й час. Иерей входит в алтарь, закрывает завесу и снимает фелонь. (Так совершается утреня по понедельникам, вторникам, средам, четвергам и пяткам Четыредесятницы, если не случатся в эти дни праздники полиелейные или храмовые, или Благовещение.) См. Если в те дни, в которые совершается постовое богослужение (понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу), случится какой-нибудь праздник (24 февраля, 9 и 25 марта, храмовой), то утреня имеет особенности, свойственные празднику и изложенные в 48-й главе Типикона и в храмовых его главах, в которых поэтому и надобно справляться. Здесь мы обратим внимание только на заключительную часть утрени: а) Пение великого славословия в дни Великого поста никогда не полагается – оно читается; б) Утреню должно оканчивать такими образом: «Благо есть» (один раз), Трисвятое по «Отче наш». Возглас. Тропарь – по указанию Типикона. Ектения «Помилуй нас, Боже...». Возглас. Молитва святого Ефрема Сирина (3 великие поклона), и тотчас 1-й час со слов «Приидите, поклонимся», как и сказано, например, в последовании праздника Благовещения, случившегося в Великий понедельник: по Трисвятом – тропарь праздника, ектения и поклоны 3 великие; посем «Приидите, поклонимся» (трижды) и час 1-й (Мк. гл. 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мытарство убийства. Мытарство чародейства и призывания демонов (колдовство, гадание, ворожба). Мытарство блудодеяния и всякой нечистоты (незаконная связь без церковного венчания и все то, что возбуждает блудную страсть). Мытарство прелюбодеяния. Мытарство содомских грехов и кровосмешения. Мытарство ересей и отступничества. Мытарство немилосердия и жестокости. Во время исхода души из тела Ангелы будут показывать все добрые дела, посты, бдение, безмолвие, молчание, непрестанную молитву, частые поклоны и даже рогозину, истертую от поклонов, во свидетельство против демонов. Когда приближается последний час, посылаются Ангелы – изъятели душ, чтоб взять отходящую душу и представить ее Судилишу Божию. Увидев их приближающихся, бедный человек, хотя бы был царь, или властелин, или миродержец, весь приходит в смятение, как от землетрясения, – весь трепещет, как лист, колеблемый ветром, бьется, как птичка в руках ловца; весь оцепеневает и изумевает, видя страшные силы, видя новые для себя и великие зраки, видя грозные и суровые лица, видя чин вещей, которых не видел прежде. Все это видит тогда один поемлемый от нас, и на нас уже не обращает внимания. Только сам в себе говорит он молитвы, сколько позволяют силы. Из положения его мы заключаем, что он видит вышние силы, а друг другу говорим: «Умолчите и не тревожьте более лежащего, чтоб не приводить его в смятение. Будем лучше молиться, чтоб с миром отошла душа его и он обрел Судию снисходительным». Как среди ночи, когда род человеческий погружен в сон, внезапно бывают иногда с неба великий шум и ужасные громы, и страшные молнии с землетрясением, и спящие приходят вдруг в ужас: так в оный час, подобно самой быстрой молнии, внезапно ужасающей всю землю, страшно вострубит с неба труба, пробудит спящих, восставит от сна усопших от века: небеса сии и «силы небесные подвигнутся» ( Мф.24, 29 ), а вся земля, как вода в море, восколеблется от лица Славы Его; потому что страшный огнь предыдет пред Лицем Его, очищая землю от оскверняющих ее беззаконий: ад отверзет вечные врата свои, смерть упразднится, а согнившая персть естества человеческого, услышав трубный глас, оживотворится. Тогда праведные возрадуются, а преподобные возвеселятся, совершенные подвижники утешены будут за труд подвига своего: мученики, апостолы и пророки увенчаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010