Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 10 июня 2005 года 10 июня в Патриарших Палатах Московского Кремля состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Перед началом заседания от лица членов Священного Синода с поздравительным словом в адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с 15-летием Первосвятительского служения Его Святейшества выступил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В своем слове владыка Ювеналий отметил, что время, в которое совершает свое служение Предстоятель Русской Церкви Святейший Патриарх Алексий, явилось для Церкви временем ее возрождения. В ходе заседания Священного Синода были рассмотрены отдельные вопросы внутрицерковной жизни. Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 10 июня 2005 года ЖУРНАЛ 38 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о участии Русской Православной Церкви в торжествах, посвященных празднованию 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов. Справка: В соответствии с определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 24 декабря 2004 г. относительно празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (Журнал 79) в период с марта по май 2005 года был проведен ряд мероприятий юбилейного характера. 24 марта 2005 года в конференц-зале гостиничного комплекса " Даниловский " была проведена церковно-общественная конференция под названием " За други своя: Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война " . (См. Определение священного Синода от 20 апреля 2005 года. Журнал 6). 21 апреля 2005 года в Кремле состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия с президентом Российской Федерации В.В.Путиным, на которой были обсуждены наиболее важные вопросы, связанные с празднованием Юбилея Великой Победы.

http://sedmitza.ru/lib/text/429874/

  разделы   рассылка  распечатать Григорий Васюков Каков " Поп " , таков и приход Источник:  " BaltInfo " Новый фильм Владимира Хотиненко " Поп " рассказывает о деятельности священников РПЦ в годы Великой Отечественной на оккупированной территории в рамках Псковской православной миссии. Со своей задачей фильм справляется, хотя история показана весьма противоречивая. Крестовый поход на Псковскую область 21 июня 1941 года, село Тихое в Латвии. Отец Александр Ионов (Сергей Маковецкий) и его жена Алевтина (Нина Усатова) наставляют жителей деревни в их духовной жизни и ведут нехитрое хозяйство. Отца Александра любят прихожане и почитают коллеги: за доброе сердце и меткие проповеди, которые не оставляют равнодушными самого закоренелого атеиста. Дело отца, " самого что ни на есть выдающегося типа русского батюшки " , готовятся продолжить сыновья – семинаристы, будущие священники. 22 июня начинается Великая Отечественная война, прерывающая мерное течение жизни в Тихом. Непосредственный руководитель батюшки, митрополит Виленский и всей Прибалтики Сергий отправляет его в рамках так называемой Псковской православной миссии в деревню Закаты. Миссия была создана с позволения одного из идеологов нацизма Альфреда Розенберга. Ко времени начала войны на Псковщине не осталось ни одного действующего прихода, чем немцы не преминули воспользоваться в своих целях. Разрешив 15 миссионерам возродить свою деятельность в регионе с общим числом населения около 2 миллионов человек, захватчики рассчитывали повысить лояльность на оккупированных территориях. История миссии для широкого круга зрителей является малоизученным сюжетом, и этот пробел, по задумке создателей картины, " Поп " и должен был восполнить. Со своей задачей фильм справляется, хотя история, рассказанная в нем, показана весьма противоречивая. Православие и оккупация Вкратце, весь фильм представляет собой историю виртуозного лавирования отца Александра между нацистами, коммунистами-партизанами и своим профессиональным долгом возрождения православия на Руси. Впрочем, показана она так, что лавированием в прямом смысле слова не выглядит. Отец просто исполняет свое призвание, а выводы о моральности его деяний режиссер предоставляет делать зрителю.

http://religare.ru/2_74507.html

Архимандрит Порфирий: Соловки смогут помочь тысячам людей обрести мир в своих сердцах 1 сентября, 2015 В середине лета наместник и игумен Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий дал интервью журналисту Нилу Макфаркуару из «Нью-Йорк таймс». – Первый вопрос, чем выделяется Соловецкий монастырь среди других русских обителей? Считается ли особенным местом для православных верующих и если да, то почему? – Соловки – одна из национальных святынь России. Что это значит? Обителей за тысячелетие христианства на Руси было воздвигнуто великое множество. Но не все они выработали в себе то, что становится достоянием истории и сознания всего народа. Соловки же занимают в уме и сердце русского человека место наряду с такими величинами как, например, Свято-Троицкая Сергиева и Александра Невского лавры, Валаам и Оптина пустынь, Московский кремль и храм Василия Блаженного, а также подобные им центры духовности и памятники архитектуры. Лишись мы любого из них – и потеряется одна из опорных точек национального сознания, а для других народов, для всего человечества – один из драгоценных (точнее, бесценных) камней всемирной сокровищницы культуры. Из каких слагаемых сложилась святыня Соловков? Это, во-первых, пять столетий православной подвижнической жизни как монахов, так и тысяч мирян всех возрастов и сословий, которые приходили сюда для молитвы и труда во славу Божию и Его угодников Зосимы, Савватия и Германа. Во-вторых, это твердая позиция обители на крутых виражах отечественной истории в защите и просвещении Русского Севера, в одолении смуты и иностранной интервенции haчaлaXVII beka, в Крымской войне cepeдuhы XIX cmoлemuя. В-третьих, «Архипелаг ГУЛАГ» – трагедия стонущей под иноверным игом России и, неотделимое от этой трагедии, явление православного мученичества – то есть, стояние за веру и верность высоким жизненным принципам даже до смерти, что означало духовную победу личности над беззаконием власти и окружающего мира. В-четвертых, Великая Отечественная война, когда на архипелаге действовали школа соловецких юнг. Наконец, пятое – современное развитие, которое своим основным вектором имеет возрождение именно православной святыни, то есть действующего полноценного монастыря, которое не противоречит обустройству инфраструктуры расположенного у стен монастыря светского поселка.

http://pravmir.ru/arhimandrit-porfiriy-s...

Воспоминания о встречах с Патриархами Сергием и Алексием Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 1 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 С 1938 года я учился в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории по классу скрипки. В то же самое время я приходил молиться по воскресным дням и в большие церковные праздники в храм святого Илии Пророка, что в Обыденском переулке, где время от времени исповедовался у отца Александра Толгского — настоятеля этого храма. Положение духовенства в то время было крайне тяжелым. Действующих храмов было очень мало. Большинство храмов было осквернено и разрушено, а духовенство репрессировано. Епархиальные архиереи собирались в Москве для решения своей участи и служили в разных храмах Москвы. Когда началась Великая Отечественная война, отношение властей к Церкви изменилось к лучшему, и из тюрем и ссылок стало возвращаться духовенство. В то время в храме святого Илии Обыденского служил Калужский епископ Питирим (Свиридов), в будущем — митрополит Крутицкий и Коломенский. Однажды я стоял в храме и молился незадолго до начала Литургии. Готовилась встреча епископа. Старший иподьякон заметил меня в толпе молящихся и пригласил впервые в моей жизни быть жезлоносцем, то есть держать архиерейский жезл во время службы. Мне было тогда 13 лет. Через некоторое время друг моего отца, Анатолия Васильевича Ведерникова 1 , бывшего тогда преподавателем русского языка в разных учреждениях Москвы, Алексей Иванович Георгиевский — будущий профессор Литургики в Московской Духовной академии, живший на Преображенской площади и посещавший находившийся там храм, рассказал моему отцу, что в этом храме служит Рязанский епископ Алексий (Сергеев), и есть нужда в помощи во время богослужения. И я некоторое время ему прислуживал: меня облачали в стихарь, и я держал архиерейский чиновник во время Литургии и всегда с радостью и благоговением исполнял все, что мне поручал старший иподьякон. Все это было во время войны в течение 1941 года. В Москве тогда были бомбежки, голод и холод. Мы с отцом, когда объявлялась воздушная тревога, бежали в метро и ночевали на рельсах. В квартире не было отопления, и нам приходилось ночевать у друзей, где было хоть немного теплее. А ввиду голода некоторую помощь в питании нам оказывал епископ Алексий (Серге­ев) и моя крестная — Ольга Алексеевна со своей сестрой.

http://pravmir.ru/vospominaniya-o-vstrec...

ГРЯЗНАЯ ТЕМА ЦЕРКОВЬ: «МИР ИСКУШЕНИЙ» ОПРИЧНАЯ РЕФОРМАЦИЯ ПОЧЕМУ НЕ СОЗЫВАЮТ ПОМЕСТНЫЙ СОБОР? О ПРОПОВЕДИ ЕПИСКОПА ИППОЛИТА ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА: ЧУДО И СКАЗКИ Группа Вконтакте Facebook группа НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ КУРАЕВЫМ АНДРЕЕМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧЕМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА КУРАЕВА АНДРЕЯ ВЯЧЕСЛАВОВИЧА Церковь в мире людей Книга самого известного в современной России миссионера, публициста и богослова диакона Андрея Кураева посвящена " неудобным " для открытого обсуждения проблемам, касающимся взаимоотношений Церкви и общества. С присущей автору смелостью и остротой он затрагивает различные аспекты жизни современного человека. Книга обращена к самому широкому кругу читателей. ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО – Как Вы воспринимаете критические статьи о церковной жизни в светской прессе? – Что ж, даже и несправедливые оценки в прессе – это налог, взимаемый за известность. Православие – самая значительная конфессия в стране, и было бы бессмысленно запрещать обществу интересоваться тем, что происходит в Церкви. Ничего плохого я не вижу и в том, когда церковная дискуссия выливается на страницы светской прессы. Это означает лишь то, что Церковь – не казарма. Раз есть дискуссия – значит, есть чем дышать. Неприемлем один вид дискуссии – когда она ведется по законам информационных войн. И, конечно, ужасает мера безграмотности журналистов – даже когда они хотят сказать о Церкви что—то неругательное. Для примера: " В старые времена дьяки были самыми учеными людьми на Руси. Эту традицию возобновил дьякон московского храма святого Иоанна Предтечи, на Пресне Андрей Кураев " . Лестно, конечно, но все же «думный дьяк» XVI—XVII веков и церковный диакон – весьма разные служения… – И тем не менее Церковь в каких только грехах не подозревают. Не знаю, конечно, насколько эти подозрения обоснованы, потому что сужу по прессе… – Такова уж наша психология: нарушение бросается в глаза, а норма остается незамеченной. Если мусор увезли вовремя, мы этого не замечаем. А вот если бак с мусором протух и две недели не вывозится, тогда мы, наконец, узнаем, где именно в нашем подъезде находится этот бак.

http://predanie.ru/book/71823-cerkov-v-m...

Еще три года назад в Речках проживало десять человек, сейчас их уже меньше, и совсем скоро Речки могут превратиться в дачный поселок, ведь уже сегодня большинство домов здесь принадлежит дачникам из Новгорода и Санкт-Петербурга. Между тем, еще сто лет назад Речки были процветающим селом. На деньги местных жителей b XIX веке был выстроен огромный храм в честь Вознесения Господня. В январе 1930 года Речки стали центром антисоветского бунта: когда накануне праздника Крещения все священнослужители в округе были арестованы, жители Речек спрятали «своих» батюшек на территории церкви и отказались выдавать их властям, создав вокруг храма живой щит. И только после вмешательства присланных по команде из центра Латышских стрелков бунт был подавлен, а его зачинщики расстреляны. Заодно расстреляли и всех священнослужителей, хотя сам храм продолжал оставаться действующим. В 1937 году местные комсомольцы попытались с ним окончательно расправиться: до сих пор в храме сохранились иконы, разрубленные комсомольскими топорами. Тем не менее, когда началась Великая Отечественная война, службы возобновились и больше не прекращались. Но новейшие постсоветские времена, столь позитивно отразившиеся на Русской Церкви, нанесли по деревенскому храму сокрушительный удар. Находясь в отдалении от центров цивилизации, в 90-е годы Вознесенский приход получил статус приписного и стал приходить в упадок. Впервые я побывал в Речках пять лет назад. Заинтересовавшись архитектурой храма, решил забраться на колокольню, где меня встретили ковер из голубиного помета и испуганные птицы. Вокруг — тишина. В левой части храма вот-вот обвалится крыша. Речки — это настоящая глушь, которая не нужна абсолютно никому. И пока во всевозможных обл- и райцентрах ударными темпами восстанавливаются и строятся церкви, пока государство бодро рапортует нам о своей безмерной заботе о нас, грешных, пока, как и прежде, сменяют друг друга зима, весна и лето, храм в Речках будет разрушаться. Потому что нет денег, чтобы поддерживать его в нормальном состоянии, да и ходить в него почти некому.

http://old.aquaviva.ru/archive/2009/8/61...

Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 10 июня 2005 года Москва, 13 июня 2005 г. 10 июня 2005 года в Патриарших Палатах Московского Кремля под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, сообщает " Служба коммуникации ОВЦС МП " . Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 10 июня 2005 года ЖУРНАЛ 38 Слушали: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о участии Русской Православной Церкви в торжествах, посвященных празднованию 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов. Справка: В соответствии с определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 24 декабря 2004 г. относительно празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (Журнал 79) в период с марта по май 2005 года был проведен ряд мероприятий юбилейного характера. 24 марта 2005 года в конференц-зале гостиничного комплекса " Даниловский " была проведена церковно-общественная конференция под названием " За други своя: Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война " . (См. Определение священного Синода от 20 апреля 2005 года. Журнал 6). 21 апреля 2005 года в Кремле состоялась встреча Патриарха Московского и всея Руси Алексия с президентом Российской Федерации В.В.Путиным , на которой были обсуждены наиболее важные вопросы, связанные с празднованием Юбилея Великой Победы. 5 мая 2005 года в Синодальной Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре Патриарх Алексий вручил ордена св. Димитрия Донского видным военачальникам Российской Армии, а также ветеранам Великой Отечественной войны . В церемонии награждения принял участие министр обороны РФ С.Б.Иванов. В тот же день Патриарх Алексий вручил министру внутренних дел Р.Г. Нургалиеву орден святого благоверного великого князя Димитрия Донского I степени . Вручение состоялось в официальной Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре, кроме того церковных наград были удостоены сотрудники Министерства внутренних дел РФ.

http://pravoslavie.ru/13745.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Вот тут-то и пошла молитва!» Пастыри о молитве и искушениях 22.06.2021 886 Время на чтение 10 минут Источник: Православие.Ru По любви мы учимся молитве, а в молитве учимся любить. О смысле искушений и научении молитве в любых обстоятельствах говорят опытные пастыри и духовники. Молитва требуется в наши дни от каждого из нас Фото: pravoslavie.ru. И. Правдолюбов Протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве , настоятель храма Вознесения Господня у Никитских ворот («Большое Вознесение»): – Считаешь, что уникальное правило есть, как научиться молиться? Каждый по-своему приходит в молитвенное устроение души. Один так, другой иначе. Кто постоянно молится, другой эпизодически к Богу взывает, когда встряхнет его как следует, или тревога какая подступит к душе, – тут уж молитва и появляется, а так вроде и трудно себя на молитву сподвигнуть. Это уже известно – как храмы пустеют, что-нибудь да произойдет Это уже известно – как храмы пустеют, что-нибудь да произойдет. Отцы всегда говорили: «Это к чему-то нехорошему». Я всё вспоминаю владыку Иосифа (Чернова). Я уже рассказывал как-то, как он к нам в храм Святителя Николая в Хамовниках пришел к иконе Божией Матери «Споручница грешных» приложиться. Я тогда там служил, разговорились. А он и рассказал, как, только вернувшись из ссылки, пришел туда на Рождественский сочельник в 1941-м году… А в храме чуть больше десяти верующих… «Я глазам, – говорил, – своим не поверил! Мы-то мыкались по тюрьмам и всё думали: храмы власти позакрывали, значит, переполнены оставшиеся… А тут – никого. Господь сказал: врата ада не одолеют Церкви (Мф. 16, 18). Одолевают уже?..» Он, и когда на свою кафедру в Петропавловск, куда его после заключения направили, приехал, тоже глазам своим поверить не мог: нет людей в храмах… «И снова, – признавался, – я смалодушничал: врата адовы не одолеют Церкви, а вот – уже почти одолели… Я и подумать тогда не мог, что пройдет всего несколько месяцев, и храмы не будут вмещать пришедших». А это Великая Отечественная война началась…

http://ruskline.ru/opp/2021/06/22/vot_tu...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Генеалогия Российской победы» Накануне 70-летней годовщины победы в Великой Отечественной войне 30.04.2015 452 Время на чтение 4 минуты «Бог нас водит, он нам - генерал!» А.В. Суворов 2015 год отмечен двумя юбилейными датами - 1000-летием памяти святого равноапостольного князя Владимира и 70-летием победы в Великой Отечественной войны. Обе даты знаменательны в нашей истории и имеют смысловую взаимосвязь. Много веков назад князь Владимир пожелал сплотить славян в единое государство. Объединив их военной силой, он понял, что не достиг своей цели. Его государству не хватало духовной силы для противостояния врагам. Тогда он принял крещение и крестил свой народ. Важным в обоих событиях стало принятие и Владимиром и славянами ценностей христианства. Главной из них стала любовь к Отечеству земному и небесному. Сохранение Отечества в мире и единстве стало заветом князя Владимира своим сыновьям и потомкам. Не все его сыновья исполнили завет отца. Только Борис и Глеб стали верными сынами. Они предпочли принять смерть, но не втянуть родную землю в междоусобицу, за что удостоились святости. Наказанием за междоусобную рознь стало монголо-татаское иго, которое удалось побороть только после духовного единения народа уже на Куликовом поле в 1380 году. Это было победа народа, сплоченного любовью к Отечеству. Наша история отмечена многими победами - «славными Викториями», когда русские войска малыми силами оказывали сопротивление во много раз превышающему по количеству и вооружению противнику. В нашей истории и «Небываемое бывает», но достигается оно силой духа и верой в Бога. Великая Отечественная война стала примером самоотверженного героизма и глубокой любви к Отечеству для многих поколений. Победа в 1945 году стала пасхальной радостью для человечества. Да и Пасха для православных и католиков была в тот год 6 мая, в день святого покровителя воинства Георгия Победоносца, когда уже активно шли переговоры о мире. Идея проследить духовную преемственность поколений народа-победителя и показать духовные основы российской победы, подразумевающие защиту Отечества, а не захват территорий, сохранение мира на своей земле, легла в основу культурно-просветительского мероприятия «Генеалогия Российской победы».

http://ruskline.ru/analitika/2015/04/30/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Историческая память о великом прошлом является залогом нашего будущего» Игумен Иоанн (Ермаков) призывает и благословляет принять участие в шествии «Бессмертного полка», ибо это один из явственных знаков живой связи времен 02.05.2017 842 Возлюбленные о Господе братья и сестры, Христос Восресе! Всех Вас сердечно поздравляю с грядущей 72-й годовщиной со дня победы нашего народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года, в день всех святых, в земле Российской просиявших, а закончилась 9 мая 1945 года, в среду Светлой Пасхальной Седмицы, что крайне символично, ибо, по мысли Святителя Иоанна Златоуста, в день Светлого Христова Воскресения «Ад огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан»! На долю нашего Отечества, истинного хранителя великого византийского наследия духа, пришлось немало годин лютых испытаний. Несметные полчища иноплеменных захватчиков не единожды вторгались в его священные пределы, неизменно сея хаос, смерть и разрушение. Но боголюбивые русские люди никогда не отчаивались, будучи ведомы Святой Православной Верой, они всегда одолевали орды завоевателей, воссоздавая Родину буквально из пепла. Так очередной раз в нашей истории случилось и в годы Великой Отечественной войны, плодами великой победы в которой - мы пользуемся до сих пор. Живем мы с Вами сегодня на территории России, казалось бы, в мирное время. Относительный бытовой комфорт является для нас чем-то естественным, мы ходим в храм, работаем, растим детей, жизнь идет своим привычным чередом. Но последние события на единокровной и братской нам Украине , где вновь поднимает голову нацистская оранжевая чума, заставляют задуматься о необходимости чаще и чаще повторять уроки истории, взгревая в самих себе и обществе в целом утраченные в лихие 90-е годы и относительно зажиточные 2000-е глубокую православную веру и историческую память. Историческая память о своем великом прошлом, соединенная с искренней и разумной молитвой к Победителю Смерти, Воскресшему Христу - является единственным залогом нашего будущего, как христианской цивилизации, несущей сакральную катехоническую функцию в этом мире.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/05/02/is...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010