7:14. Проповедование учения обычно происходило в местах собрания народа, в том числе во дворах храма. Некоторые популярные учителя собирали большие толпы поклонников.     7:15. Большинство детей в греко-римском мире не получали даже начального образования. Но дети палестинских евреев, за исключением беднейших семей (к которым семья плотника не относилась), умели читать и пересказывать Библию, даже если не умели писать. Здесь речь идет не о том, что Иисус былнеграмотным (что не соответствовало действительности), а о том, что, никогда не изучая Писание под руководством сведущего учителя, Он, тем не менее, разъяснял его не хуже любого богослова и не ссылался на мнение предшествующих авторитетов.     7:16,17. Обучение на практике было одним из основных методов еврейского образования, которое включало и подражание учителю. (Иногда следование этому правилу приводило к курьезам. Говорили, что один ученик спрятался под кроватью своего учителя, чтобы научиться правильно исполнять супружеские обязанности. Застав его там, раввин, естественно, не похвалил ученика за подобное рвение к учебе.)     7:18,19. Ложные пророки подлежали смертной казни; но истинного пророка, такого, как Моисей, полагалось слушать (Вгор. 18:9—22).     7:20. Считалось, что одержимые бесом ведут себя как безумные; в данном случае толпа сочла, что Иисус параноик. Но даже это обвинение могло возбудить подозрение, что Он ложный пророк (7:12): считалось, что через лжепророков действуют духи (действительно, многие языческие маги объявлялись такими проводниками духов). Наказанием лжепророку служила смерть. Иосиф Флавий сообщает об одном истинном пророке того времени (историк даже не называет его пророком), которого считали безумным и одержимым бесами; в Евангелиях упоминается другой (Иоанн Креститель — Мф. 11:18).     7:21—24. Иисус призывает народ рассуждать последовательно (здравое и справедливое суждение считалось делом первостепенной важности в иудаизме): что плохого в том, что Он исцеляет в субботу, если обрезание (связанное с нанесением раны) в субботу допускается? В I в. раввины рассуждали аналогично: если обрезание, которое полагается совершать на восьмой день, допускается в субботу, то следует допускать в субботу и спа-сение жизни (с чем все соглашались). Некоторые праздничные обряды (заклание агнца, встряхивание ветвей деревьев и пальмовых листьев во время праздника кущей) также приходились на субботу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Итак в пророчестве Иакова видим следующие черты Мессии: а) Мессия произойдет от сильного державного племени Иуды; б) придет в то время, когда Иуда будет терять значение правительственного племени; в) соберет под свою власть народы и г) будет умирителем-Спасителем. § 157. Пророчество Моисея Моисей, приближаясь к смерти, в утешение народу своему, говорит, что Господь воздвигнет пророка, подобного ему. Пророка от братии твоея якоже мене, воздвигнет тебе Господь Бот твой, того послушайте. ( Втор. 18, 15 ). Мысль Моисея повторяет от своего лица Сам Бог (ст. 18) и присовокупляет угрозу на тех, которые дерзнут не слушаться новаго пророка (ст. 19). Не сонм пророков, тем менее Иисус Навин, или Иеремия, разумеется здесь под именем пророка; сей пророк есть никто другой, как Мессия: так заставляет понимать Моисея аа) самый текст Моисеев. – Нави обыкновенно означает пророка, как лицо неделимое и если бы означало имя собирательное, то потребовало бы для себя числа множественного. С другой стороны не только Иисус Навин, но и целый ряд пророков не был тем, чем долженствовал быть пророк, о котором говорил Моисей. Пророк, обещанный Моисеем, должен быть равен Моисею по действиям законодателя и посредника и не менее Моисея близок к Богу, притом не по примеру Моисея столько кроток в могуществе, что народ не устрашится при нем слушать Иегову ( Втор. 18, 16–18 ). бб) Предание церкви иудейской заметило, что после Моисея не воста к тому ηροροκ во израили, якоже Моисей (Вгор. 31, 9–12) и сохраняло веру в пророка, предсказаннаго Моисеем как в Мессию 23 . Такую веру в необыкновенного пророка сего выражают Филипп ( Иоан. 1, 45 ) народ современный ему (7, 16), Самарянская жена (4, 25) 24 . вв) Наконец в новозаветном откровении сие пророчество объяснено о Мессии. По всей вероятности 11 Сам Иисус Христос имел в виду сие пророчество, когда говорил, что Моисей писал о Нем ( Лук. 24, 44 . Иоан. 5, 46 ). Апостол Петр, указывая в Иисусе Христе Мессию, прямо относит к Нему слова Моисея о великом пророке; отличая сего пророка от других пророков, говорит о нем как онеделимом лице προφτβ ε εινοο и указывает его именно в Мессие Иисусе (Дея. 3, 22–24). Первомученик Стефан столь же прямо дает видеть в Моисеевом пророке Мессию (Дея. 7, 37).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

• ЛОГОС и ЛОГОСЫ (греч. Λγος – разум, слово, учение, определение). Словом (Логосом) Божиим называет ап. Иоанн Богослов Сына Божия (см.: Ин. 1, 1 ). Учение о Логосе было разработано у Филона Александрийского, апологетов, Климента Александрийского . Максим Исповедник вслед за Ареопагитиками и Климентом Александрийским разрабатывал учение о Логосе и логосах (воле-ниях) Божиих (см. в настоящей «Антологии» статью о полемике Максима с оригенизмом). • МАНИХЕИ – последователи Мани (Манеса), проповедовавшего ок. 240 г. в Ктесифонте, столице правителей династии Сасанидов. Религия Мани основана на идее дуализма добра и зла и имеет много общих черт с гностицизмом. • МАРОНИТЫ – сирийские монофелиты, создавшие свою Церковь , отличавшуюся как от монофизитов, так и от халкидонитов. Название происходит от сирийского монастыря Марона, где еще в VI в. нашли убежище сирийские монофелиты, преследуемые Православной Церковью. • МЕЛвКИТЫ (от сир. malko – царь, император). Приверженцы нехалкидонских церквей так называли членов церквей древних патриархагов Александрии, Антиохии и Иерусалима, которые приняли Халкидонский собор 451 г. (византийские императоры также приняли постановления Халкидонского собора). • МЕССАЛИАНСТВО – мистическое течение, сформировавшееся во вгор. пол. IV в., идеи которого в измененном виде давали себя знать на протяжении всей Византийской истории и служили объектом полемики. В мессалианстве подозревали, в частности, автора «Макарнева корпуса», Симеона Нового Богослова и пала-митов (см. соответствующие статьи в настоящей «Антологии»). Мессалиане не признавали церковную иерархию и таинства. • МИРОПОМАЗАНИЕ – христианское таинство, в котором прошедшие таинство крещения таинственно приобщаются Святого Духа, почивающего на Церкви. • МИТРОПОЛИТ (от греч. μητροπολτης) – епископ митрополии, т. е. главного города области (eparcia) или провинции (diocesis) в греко-римской империи. • МОЛИТВА ГОСПОДНЯ – молитва «Отче наш, иже еси на небесах…» ( Мф. 6, 9–13 ; Ак. 11, 2–4), которую Иисус Хрисгос дал Своим ученикам. Молитва Господня вошла в широкое богослужебное употребление; известны многие ее толкования святыми отцами.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

III. Пр. Диодора юрьегорского. Основатель монастыря на Юрьеве горе в 25 верстах от Олонца, † 1693г. (ныне приходский храм, в коем мощного). Погод. Мил. † нояб. 26. Филим. 27 июля. Мил. втор. 20 февр.с именем Дакиана. Вероятно, и в Филим. ныне он же под именем Дамиана пустынника). IV. Страсть свв. мучч. Космы и Даниана от Аравия. Остр. Асс. В Копт. 1425 нояб. 26 освящение Космы и Дамиана и братьев их; следов. аравлян, св. 17 окт. 5 мая и 11 авг.). Пр. Афанасия . 51 (12 нояб.). V. Пр. Акакия в Лествице. Петр. 239 1295 (29 нояб.). Парамона и 370 монахов. Сирм. (29 нояб.). Григория декаполита. Италогр. (20 нояб.). Григория синанта. Греч. месяц. по Мартынову (8 авг.). Пророка Елиссея . Хлуд. 28 (14 июля). Ап. Силы . Син. 2. Ев. 1199 (30 июня). Пр. Стилиана чудотворца. 1621 (26 нояб. МГр.). Симеона метафраста. Служба. Филар. Уч. об отцах § 294 (МГр. 9 нояб.). Иринарха ростов. Филим. (13 января). 28 I. Св. преподобномуч. и исповедника Стефана нового. Пострадал за иконы в Царьграде при Константине Копрониме в 767 г. Вас. Иер. Кал. Нан. 1 и 2. 518. Вея. Зогр. Рум. 1295. Терп. Хил. я др. М. Р. †. 11 и 12 в. Канон Иосифа. Стихира Студита. Служба. (У. 1398. Мед. Маз. 20 окт. МГр. 1295 вгор. 21 окт. Флор. 1. Иер. Кал. оба втор. 28 окт. Ап. 346 нояб. 24. МКр. Мак. 29 нояб. Син. 1. УКр. Маз. Сирм. 28 дек.). Свв. мучч. Василия, Стефана , двух Григориев, Иоанна и прочих многих со Стефаном новым в царствование Копронима. Вас. 239. Сирм. (Стефан сугдайский есть сурожский 15 дек.). Св. муч. Иринарха и с ним 7 жен при Диоклитиане в Севастии армянской. Вас. Флор. 1. Иер. Кал. и почти все с X в. Типогр. и Соф. М. XV в. Канон Феофана по Гр. минее, что и у нас. Служба на повечерии. (Сир. Коал. Мак. Мил. 29 нояб. М. Р. Иринарха и пресвитера Акакия, крестившего Иринарха и с ним ученного, 27 ноябр.). II. Мучч. Андрея и Петра . 1295. В житии Стефана нового Петр во Влахернах (МГр. и 1295 втор. 21 окт.). Муч. Анны . 1295. Со Стефаном новым. Мучеников за св. иконы с ним же. 1295. Свв. мучч. Тимофея и Феодора епископов, Петра, Иоанна, Сергия, Феодора и Никифора иереев, Василия и Фомы диаконов, Иерофея, Даниила, Харитоиа, Сократа, Комасия, Евсевия монахов и Етимасия мечем в Тивериополе или Струмице при Иулиаие, † 361 г. Сказ. у Никод. (Асс. 29 авг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...