Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский Из всех настоятелей монастыря самый яркий след оставил Корнилий. Он стал игуменом в 28 лет и был им дольше всех – 41 год. Невидимые плоды его трудов – множество язычников – сету, обращенных в православие, ставших монахами и священниками. Братия возросла с дюжины до ста человек. Видимые плоды – Никольская церковь, каменная ограда вокруг монастыря с девятью башнями и тремя воротами. Корнилий построил её во время войны с Ливонией (1558-1565). Получилась одна из сильнейших крепостей в Европе. Он вместе с монахами участвовал в самых простых работах, написал первую летопись монастыря, в которой отразил бедствия отечества: мятежи, гибель народа от гнева Иоанна IV, голода, мора и войн. Грозному наклеветали на Корнилия, что он со своим монастырём хочет отложиться от Московского царства, предавшись то ли Литве, то ли Ливонии. Увидев мощные стены, башни с бойницами, царь пришёл в ярость и Корнилию, вышедшему из Святых ворот с хлебом-солью, своей рукой отсёк голову. Тут же опомнился, поднял тело святого и понёс в монастырь. Поэтому дорожка, ведущая внутрь монастыря, до сих пор называется Кровавой. А Грозный потом сделал монастырю много ценных пожертвований. Празднование памяти преподобного – 20 февраля (5 марта). Святыни [ править править код ] Монастыри Пскова [ править править код ] Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь [ править править код ] Звонница Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря Если большинство монастырей находятся на возвышенностях или равнине, то Псково-Печерский – в глубоком овраге, как в чаше. Монастырь Пскова начался с пещеры, где поселился первый инок – прп. Марк. Когда он жил, точно не известно. Первая дата в истории монастыря – 1472 г., когда сюда пришел священник Иоанн после того, как немцы замучили за веру священника Исидора и с ним 72 православных. Иоанн постригся здесь под именем Ионы, а его жена – под именем Вассы. Из всех настоятелей монастыря самый яркий след оставил Корнилий. Он стал игуменом в 28 лет и был им дольше всех – 41 год.

http://azbyka.ru/palomnik/Псков

С момента кончины преподобной Вассы и возникла монастырская традиция погребений в Богом зданной пещере: гробы здесь не засыпают землей, но просто поставляют в пространстве пещеры (в древности их закрывали глиняными плитами-керамидами, новые же захоронения в пещерных нишах зачастую вообще остаются открытыми), причем от гробов чудесным образом не исходит никакого запаха тления. Завершив копать пещерную церковь, преподобный Иона получил архиерейское благословение на ее освящение в честь Успения Пресвятой Богородицы. День освящения первой пещерной монастырской церкви — 15 августа 1473 года — и принято считать датой основания Псково-Печерского монастыря. В Псково-Печерской обители существуют три подземных храмовых престола: ископанная в горе древняя церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, а также устроенный в монастырских пещерах храм Воскресения Христова. Сами же Богом зданные пещеры сегодня являются монастырским кладбищем с семью «улицами» общей длиной около 200 метров, где находятся захоронения монахов, ополченцев и представителей российских княжеских и дворянских родов. Здесь же погребены и многие русские архиереи, связанные со Псковом и Псково-Печерским монастырем, настоятели и наместники обители, ее знаменитые старцы, монастырские насельники. В пещерах устроены два общих братских кладбища — старое и новое, где гробы просто поставляются один на другой в несколько уровней. Именно здесь, в Богом зданных пещерах Псково-Печерского монастыря, особенно ясно ощущается и постигается истина: традиция погребения монашествующих в пещерах всегда была тесно духовно связана с образом все той же пещеры Гроба Господня как исторического места телесного погребения Спасителя. Стремясь на протяжении земного монашеского пути уподобиться Христу, молитвенно и благодатно с Ним соединиться, древние христианские иноки и подвижники желали подражать Господу не только в своей жизни, но даже и в смерти — погребаясь, подобно Ему, в сердце земли (Мф. 12:40): ради того, чтобы в день всеобщего восстания из мертвых выйти из своих пещерных гробниц — следуя за изшедшим из собственного пещерного Гроба Воскресшим Господом — к вечной жизни во Христе.

http://patriarchia.ru/db/text/6111615.ht...

Изборск Труворово городище Словенские ключи Городищенское озеро Поездка на Талабские острова возможна только в сезон навигации. Путешествие на катере по Псковскому озеру до острова Талабск (Залит) занимает около 30 минут. На острове паломники посещают храм святителя Николая Чудотворца, в котором служил старец Николай Гурьянов, домик, в котором он жил и нес свой молитвенный подвиг, принимал посетителей, в несчетном количестве стекавшихся к нему за духовным советом. На местном кладбище у могилы старца можно помолиться на заупокойной литии. Остров Залит Дом старца Николая Гурьянова на острове Залит Свято-Никольский храм острова Залит У могилы старца Николая Гурьянова на острове Залит Вы можете выбрать подходящий для вас срок пребывания в обители и на Псковщине – от двух дней до недели и более. Старцы особенно рекомендовали помолиться в Псково-Печерском монастыре на первой седмице Великого Поста. Напоминаем наиболее важные ближайшие даты церковного календаря на 2022 год: 7-13 марта: Первая седмица Великого Поста 12-13 марта: Неделя первая – Торжество Православия 17 марта: 100-летие со дня рождения архимандрита Адриана (Кирсанова). 19-20 марта: Неделя вторая – святителя Григория Паламы 26-27 марта: Неделя третья – Крестопоклонная 1 апреля: память преподобных Симеона и Вассы Псково-Печерских чудотворцев 2-3 апреля: Неделя четвертая – преподобного Иоанна Лествичника 7 апреля: Благовещение Пресвятой Богородицы. 9-10 апреля: Неделя пятая – преподобной Марии Египетской 11 апреля: память преподобных Марка и Ионы Псково-Печерских чудотворцев 11 апреля: день Рождения архимандрита Иоанна (Крестьянкина) 16 апреля: Лазарева Суббота. Воскрешение праведного Лазаря 16-17 апреля: Неделя шестая – Вход Господня в Иерусалим 18-24 апреля: Страстная седмица и Светлое Христово Воскресенье 25 апреля – 1 мая: Светлая седмица 30 апреля – 1 мая: Антипасха Заявки на паломнические поездки, уточнение их сроков и деталей спрашивайте у администраторов Паломнического центра. Контакты: istoriya-1473@mail.ru , +7 (911) 360-11-77.

http://pravoslavie.ru/144697.html

На это святое место, намоленное первыми подвижниками, пришел священник Иоанн, по прозвищу «шестник» — переселенец. Он был родом из «Московския страны» и священствовал в Юрьеве (ныне Тарту) в «правоверной церкви, поставленной от пскович» во имя святителя Николая и великомученика Георгия, вместе со священником Исидором, духовно окормляя живших там русских. В 1470 году отец Иоанн был вынужден бежать с семьей в Псков от преследований немцев-католиков. Узнав о мученической кончине своего товарища (память священномученика Исидора 8/21 января), Иоанн решил удалиться в новоявленную Богом дарованную пещеру, чтобы там, на самом рубеже с Ливонией, основать монастырь как оплот Православия. Вскоре заболела его жена и, приняв монашеский постриг с именем Васса, скончалась. Праведность ее была засвидетельствована сразу же после кончины. Ее муж и духовный отец похоронили преподобную Вассу в стене «Богом созданной пещеры», но ночью ее гроб был «изставлен из земли невидимою Божиею силою». Отец Иоанн и духовник преподобной Вассы смутились, решив, что это произошло от того, что они не полностью совершили чин отпевания, вторично отпели ее и снова погребли тело, но наутро оно вновь оказалось «на верху земли». Тогда стало ясно, что это — знамение Божие. Гроб преподобной Вассы поставили в пещере с левой стороны. Потрясенный чудом Иоанн принял монашество с именем Иона и стал подвизаться еще усерднее. Собственноручно ископав пещерную церковь и две келлии на столбах, он стал просить священников Псковского Троицкого собора освятить ее, но те решились не сразу, «ради необычного места». Тогда преподобный Иона со смирением испросил благословения у Новгородского архиепископа Феофила. 15 августа 1473 года пещерный храм был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. При освящении произошло чудо от иконы Успения Пресвятой Богородицы — прозрела слепая женщина — «посла Милосердный Бог начало Своих великих даров Пречистою Своею Материю». (Эта икона, которую называют «старой» в отличие от другой чудотворной иконы Успения Пресвятой Богородицы с житием Ее, написанной около 1521 года псковским иконописцем Алексеем Малым, хранится сейчас в алтаре Успенского храма на горнем месте. Икона с житием — храмовая икона пещерной церкви). День освящения пещерного храма считается официальной датой основания Псково-Печерского монастыря. Преподобный Иона подвизался в пещерной обители до 1480 года и мирно отошел ко Господу. По смерти на его теле обнаружили кольчатый панцирь, который был повешен над его гробом как свидетель тайных подвигов преподобного, но при набеге немцев он был похищен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

(архимандрит Леонид, «Св. Русь», стр. 194), но память её совершается 16 апреля (арх. Филарет. Русские святые, апрель, стр. 490, архиепископа Димитрия. Месяцеслов русских святых, апрель, стр. 97–99 и др.). В полном христианском Месяцеслове под 16 апреля сказано: память пр. Феодоры, скончавшейся в 1378 г. – В «Иконописном Подлиннике» Филимонова память её обозначена под 28 марта (но об изображении её ничего не сказано). Архимандрит Леонид полагает, что 28 марта, вероятно, было перенесение её тела из Зачатьевского монастыря в кафедральный собор («Св. Русь» 1904 г.). Но едва ли Филимонов не принял этой пр. Вассы (Феодоры) за одно лицо с другой русской святой, тоже Вассой, супругой Иоанна (в иночестве Ионы) Псково-Печерского, память коей обозначается 29 или 28 марта. Зачатьевский монастырь (в честь Зачатия Пресвятой Девы), основанный пр. Феодорой, находился в Нижнем Новгороде, на берегу р. Волги, у впадения в неё р. Оки; этот монастырь в 1743 г. сгорел и переведён был на новое место между монастырём в честь происхождения честных древ Креста Господня (Происхожденский) и церковью св. великомученика Георгия Победоносца, почему и назван был Зачатьевским-Георгиевским, а в 1764 г. монахини этого монастыря были переведены в Происхожденский монастырь, – в этой обители был построен храм в честь Воздвижения Честного Креста (Не переименована ли прежняя Происхожденская в Крестовоздвиженскую)? В 1815 году этот монастырь был закрыт и монахини переведены в нынешний Крестовоздвиженский монастырь (за городом, на Арзамасской дороге). Пр. Дионисий, постригавший в иночество княгиню Вассу был основателем Нижегородского Печерского Вознесенского монастыря, затем архиепископом Суздальским, скончался в Киеве в 1385 г. (см. о нём 15 октября в Месяцеслове русских святых архиепископа Димитрия). Князь Андрей Константинович, супруг пр. Вассы-Феодоры, был старший сын Суздальско-Нижегородского князя Константина Васильевича, родился в 1823 г., был «духовен зело и многодобродетелен». Когда братия его побуждали по смерти Московского князя Иоанна 2 -го просить великого княжения у хана, он отвечал им: «Добиваться ярлыка – только потратить деньги, а потом, когда вырастет законный наследник (Димитрий), то надобно воевать с ним» (Татищев, IV, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Успенский Псково-Печерский мужской монастырь Описание: Один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей. В 1473 г. здесь была освящена выкопанная в песке пещерная церковь Успения, что считается временем основания монастыря. Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался. В межвоенный период (до января 1945 г.) находился в пределах Эстонии, благодаря чему сохранился. В 1967-2006 гг. в монастыре подвизался архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Монастырь возник в пещерах на берегу ручья Каменец, которые стали известны местным жителям в 1392 г. По преданию в них жили монахи, бежавшие в псковскую землю с юга, от набегов крымских татар. Главный пещерный комплекс носит название «Богом зданная пещера» и состоит из Успенской пещерной церкви с обходной галереей (малые пещеры), ближних пещер с мощами преподобных Печерских Марка («начального инока»), Ионы, Лазаря и матери Вассы и далее продолжается некрополем из семи подземных галерей-улиц с пещерной церковью Воскресения Христова в конце 6-й галереи и часовня. По легенде пещеры были вновь обнаружены Иваном Деменьтевым около 1470 г., уже с надписью над входом «Богом зданная пещера». В 1470 г. в пещере поселился иеромонах Иона, бывший священник Георгиевского храма Юрьева-Ливонского (ныне Тарту), который ископал пещеру, где устроил церковь Успения Пресвятой Богородицы, освященную в 1473 г. Вокруг храма впоследствии образовалась обитель. Находясь на границе между Россией и Ливонией, где владычествовали немцы, обитель не раз подвергалась разорению со стороны немцев, шведов и поляков. Московское правительство, ввиду важного военного положения монастыря, укрепило его крепостными стенами. В Успенском храме в медной раке покоятся мощи прп. Корнилия, одного из первых игуменов обители, погибшего смертью мученика от руки Иоанна Грозного, который подозревал игумена в измене. В ризнице хранилось множество древних драгоценностей и реликвий. Библиотека была богата старопечатными книгами и рукописями. В годы Великой Отечественной войны после оккупации Псково-Печерский монастырь продолжал оставаться в двойном подчинении: митрополиту Таллинскому Александру (Паулусу) и экзарху Прибалтики митрополиту Сергию (Воскресенскому). С 1940 г. и до октября 1941 г. наместником монастыря являлся архимандрит Парфений (Шатинин). В октябре 1941 г. Парфений (Шатинин) ушел на покой по старости и по решению старцев руководство принял игумен Павел (Горшков), управлявший монастырем до ареста советскими спецслужбами в конце 1944 г.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3727349...

В 1986 г. в Никольской башне освящена церковь во имя преподобномученика Корнилия, а через 9 лет на Святой горе появился храм из дерева во имя Псково-Печерских преподобных. Осенью 1995 г. ушел в отставку архимандрит Псково-Печерского монастыря Роман (Жеребцов), обвинённый СМИ за размещение в монастырских пещерах гроба с прахом одного из глав Великолукской ОПГ Николая Гавриленкова. Современное состояние [ править править код ] Прежде знакомства со всем, что тут имеется, надо знать, что ближние пещеры и Сретенская церковь все время открыты (кроме ночи). Войти в дальние Богом зданные пещеры можно только по предварительной записи. В Успенскую церковь и Михайловский собор можно попасть лишь во время богослужений. Богом зданные пещеры [ править править код ] Являет собою ближние и дальние пещеры. Длина ближних (где находятся мощи прп. Марка, Ионы, Лазаря (с веригами) и прп. Вассы) – порядка 15 м. За ними – дальние (200 м длиной, тут 7 подземных галерей-улиц, пещерный Воскресенский храм и кануном), являющиеся кладбищем обители (до 10 тыс.человек похоронены тут), где хоронят и благочестивых людей, и священство (с кануном покоятся старцы Псково-Печерского монастыря включая и архимандрита Иоанна (Крестьянкина) . А среди мирских тут покоятся предки А. Пушкина, М. Кутузова, М. Мусоргского и пр. В пещерах нет запаха тления тел усопших. Подробнее... Храмы [ править править код ] Успенский пещерный и Покровский Успенский пещерный храм – главный и самый древний в обители. Его выкопал о. Иоанн (в постриге – Иона), освятил в 1473 г. Здесь есть лишь передний фасад. Церковь в 1523 г. обновили и расширили, устроив придел в честь прпп. Антония и Феодосия. В храме находится чудотворный образ Успения Божией Матери в житии, чтимые списки чудотворной иконы «Умиления», рака и мощи преподобномученика Корнилия, икона Николая чудотворца в житии). В 1758-1759 гг. над церковью был построен храм во имя Покрова (куда входят из дальних пещер). У обоих храмов общий фасад. Над ними в 19 ст. были возведены купола в стиле украинского барокко, напоминающие чем-то главы Успенского собора Киево-Печерской лавры.

http://azbyka.ru/palomnik/Псково-Печерск...

Никита недоверчиво посмотрел на меня, но слова просьбы к старцу повторил. И произошло чудо по молитве старца Симеона. Ребенок действительно хорошо занимался. А после уроков радостный просто повис у меня на шее. Мама была очень удивлена. У нее появилось много вопросов. Ребенок потом часто вспоминал радость, которую он пережил в этот день. И все просил: «Привезите ту книжечку, где дедушка Семеныч!..» «Не могу умолчать об исцелении» Елена , 27 декабря 2001 г.: – Не могу умолчать об исцелении, которое я получила по молитвам старца в 1964 году. Сообщаю подробности. Я приехала в Псково-Печерский монастырь на экскурсию. Когда я была в пещерах, то увидела надпись о захоронении отца Симеона (о нем я читала ранее). У меня очень сильно болели кисти рук, ныли день и ночь. Врачи диагностировали артрит. Лечение не помогало. Я помолилась отцу Симеону и, просунув руки в окошечко в стене пещеры, положила их на что-то твердое, видимо, это был гроб. С того момента я забыла, что у меня болели руки. Слава Богу за все! Благодарю Господа, что он исцелил меня по молитвам отца Симеона. У раки прп. Симеона в Псково-Печерском монастыре «Мой сын пропал» В.В. Кудрявцева , 26 февраля 2002 г.: – Сын мой вел беспорядочную неблагочестивую жизнь, а потом вдруг совсем пропал. Не писал, не звонил, и друзья его не могли сказать, где он. Два года от него не было известий. В милицию я не обращалась, а только молилась о нем. А когда узнала о старце Симеоне Псково-Печерском, то стала усердно молить его, чтобы он ходатайствовал за сына перед Богом, чтобы Господь открыл мне судьбу сына. И вот примерно через полгода сын позвонил мне и именно в тот день, о котором я просила в молитвах. «Я очень боялась операции» В. , Псков. 2011 г.: – 1 апреля, в день памяти преподобных Симеона и Вассы Псково-Печерских, мне нужно было ложиться в больницу на операцию. Один знакомый сказал, что иногда умирают под воздействием наркоза. Я ему поверила и очень испугалась. 31 марта на всенощном бдении, когда шло помазание, мощи отца Симеона были открыты, и я, прикладываясь к ним, сказала отцу Симеону, что очень боюсь операции, и попросила молитв. Горячая волна от мощей ударила меня в лоб с такой силой, что из глаз посыпались слезы, а на душе стало светло и легко. Я поняла, что не умру от наркоза и буду жить. И действительно, операция прошла удачно и в скором времени я приступила к работе. Преподобне отче Симеоне, моли Бога о нас!

http://pravoslavie.ru/138355.html

Псково-Печерский монастырь (пещеры) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Пение «Со святыми упокой» у места погребения архим. Иоанна (Крестьянкина). 20 октября 2009 года Комплекс Богом зданных пещер состоит из ближних и дальних пещер. Ближние пещеры — П-образные в плане и имеют протяженность около 15 м. В них находятся гробницы с мощами преподобных Марка, Ионы, Лазаря и преподобной Вассы. Над гробницей преподобного Лазаря висят его вериги. За ближними пещерами следуют дальние, состоящие из семи подземных галерей-улиц с пещерной церковью Воскресения Христова в конце 6-й галереи (церковной улицы) и кануном в конце центральной улицы. Эти пещеры являются монастырским кладбищем. Протяженность дальних пещер составляет около 200 м. В них поддерживается постоянная температура около +10° С. Первоначально пещеры служили только для погребения иноков. Затем в пещерах стали погребать благочестивых мирян: государственных деятелей, князей, дворян, ктиторов, паломников, защитников монастыря. Первым из мирян захороненным в пещерах был государев дьяк Мисюрь Мунехин (1528 год). Рядом с кануном похоронены: епископ Георгий (Садковский), митрополит Вениамин (Федченков) , старцы Псково-Печерской обители, подвизавшиеся в ней в XX веке: валаамские старцы (иеросхимонах Михаил, схиигумен Лука, игумен Геннадий, монах Сергий, схимонах Николай, иеросхимонах Иоанн, схимонах Герман), архимандрит Серафим (Розенберг), архимандрит Иоанн (Крестьянкин) . На горнем месте храма Воскресения Христова похоронен архимандрит Алипий (Воронов), в нише храма за мраморной плитой похоронены другие старцы монастыря: схиархимандрит Агапий (Агапов), архимандрит Иероним (Тихомиров), схиигумен Савва (Остапенко), схиигумен Онисифор (Михайлов), схииеродиакон Марк (Мурин). В алтаре храма находится мраморная икона Воскресения Христова. Среди мирян в пещерах погребены предки А.С. Пушкина, М.И. Кутузова, М.П. Мусоргского, А.Н. Плещеева, В.Н. Татищева и другие. В пещерах покоятся представители древнего рода Симанских, из которого произошел Патриарх Московский и всея Руси Алексий I.

http://azbyka.ru/palomnik/Пещеры_Псково-...

Преподобные Марк, Иона и Васса Псково-Печерские (XV в.) Память их празднуется 29 марта и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых Прп. Марк подвизался в пещере в горах в его пещера. Там они слышали не раз пение, окрестностях Пскова. Охотники видели его В этой пещере скрылся в 1472 г. — уже после иногда около трех камней, из которых два кончины отшельника — от преследования еще существуют на реке Каменке, где была немцев (см. 8 янв., житие св. Исидора) священник города Юрьева Иоанн с супругой своей Вассой и детьми. Скоро Васса скончалась и была погребена в пещере, а Иоанн постригся с именем Ионы и соорудил в пещере церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Владелец этого места уступил ему его под монастырь. Так начался Псково-Печерский монастырь (см. 20 февр., житие прп. Корнилия). Прп. Иона скончался в 1480 г. На могиле его хранилась кольчуга, которую он надевал для молитвы.  Прпп. Марк, Иона и Васса почитаются родоначальниками Псково-Печерского монастыря. Пещера, в которой подвизался прп. Марк, есть основание монастыря с пещерным храмом Пресвятой Богородицы. На это место пришли из Юрьева священник Иоанн с супругой Вассой, перед смертью принявшей монашеский постриг, после ее смерти принял иноческий постриг и отец Иоанн с наречением ему имени Иона.  15 августа 1473 г. пещерный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы был освящен по благословению новгородского архиепископа Феофила. День освящения считается официальной датой основания монастыря (он находится недалеко от Пскова, в Псковской епархии).  Мощи прп. Ионы почивают рядом с мощами прп. Марка и прп. Вассы. Преподобные Феодор и Павел Ростовские (XV в.) Память их празднуется 22 окт. в день преставления прп. Феодора и 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых В середине XV в. в глухом лесу, в 8 верстах от Ростова, поселился в шалаше никому не известный инок Феодор. Он повесил на дереве у проезжей дороги кузов, и прохожие, догадываясь, что неподалеку живет пустынник, клали в него хлеб и милостыню, а пустынник делился всем этим с нищими. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010