Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский Из всех настоятелей монастыря самый яркий след оставил Корнилий. Он стал игуменом в 28 лет и был им дольше всех – 41 год. Невидимые плоды его трудов – множество язычников – сету, обращенных в православие, ставших монахами и священниками. Братия возросла с дюжины до ста человек. Видимые плоды – Никольская церковь, каменная ограда вокруг монастыря с девятью башнями и тремя воротами. Корнилий построил её во время войны с Ливонией (1558-1565). Получилась одна из сильнейших крепостей в Европе. Он вместе с монахами участвовал в самых простых работах, написал первую летопись монастыря, в которой отразил бедствия отечества: мятежи, гибель народа от гнева Иоанна IV, голода, мора и войн. Грозному наклеветали на Корнилия, что он со своим монастырём хочет отложиться от Московского царства, предавшись то ли Литве, то ли Ливонии. Увидев мощные стены, башни с бойницами, царь пришёл в ярость и Корнилию, вышедшему из Святых ворот с хлебом-солью, своей рукой отсёк голову. Тут же опомнился, поднял тело святого и понёс в монастырь. Поэтому дорожка, ведущая внутрь монастыря, до сих пор называется Кровавой. А Грозный потом сделал монастырю много ценных пожертвований. Празднование памяти преподобного – 20 февраля (5 марта). Святыни [ править править код ] Монастыри Пскова [ править править код ] Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь [ править править код ] Звонница Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря Если большинство монастырей находятся на возвышенностях или равнине, то Псково-Печерский – в глубоком овраге, как в чаше. Монастырь Пскова начался с пещеры, где поселился первый инок – прп. Марк. Когда он жил, точно не известно. Первая дата в истории монастыря – 1472 г., когда сюда пришел священник Иоанн после того, как немцы замучили за веру священника Исидора и с ним 72 православных. Иоанн постригся здесь под именем Ионы, а его жена – под именем Вассы. Из всех настоятелей монастыря самый яркий след оставил Корнилий. Он стал игуменом в 28 лет и был им дольше всех – 41 год. |
С момента кончины преподобной Вассы и возникла монастырская традиция погребений в Богом зданной пещере: гробы здесь не засыпают землей, но просто поставляют в пространстве пещеры (в древности их закрывали глиняными плитами-керамидами, новые же захоронения в пещерных нишах зачастую вообще остаются открытыми), причем от гробов чудесным образом не исходит никакого запаха тления. Завершив копать пещерную церковь, преподобный Иона получил архиерейское благословение на ее освящение в честь Успения Пресвятой Богородицы. День освящения первой пещерной монастырской церкви — 15 августа 1473 года — и принято считать датой основания Псково-Печерского монастыря. В Псково-Печерской обители существуют три подземных храмовых престола: ископанная в горе древняя церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, а также устроенный в монастырских пещерах храм Воскресения Христова. Сами же Богом зданные пещеры сегодня являются монастырским кладбищем с семью «улицами» общей длиной около 200 метров, где находятся захоронения монахов, ополченцев и представителей российских княжеских и дворянских родов. Здесь же погребены и многие русские архиереи, связанные со Псковом и Псково-Печерским монастырем, настоятели и наместники обители, ее знаменитые старцы, монастырские насельники. В пещерах устроены два общих братских кладбища — старое и новое, где гробы просто поставляются один на другой в несколько уровней. Именно здесь, в Богом зданных пещерах Псково-Печерского монастыря, особенно ясно ощущается и постигается истина: традиция погребения монашествующих в пещерах всегда была тесно духовно связана с образом все той же пещеры Гроба Господня как исторического места телесного погребения Спасителя. Стремясь на протяжении земного монашеского пути уподобиться Христу, молитвенно и благодатно с Ним соединиться, древние христианские иноки и подвижники желали подражать Господу не только в своей жизни, но даже и в смерти — погребаясь, подобно Ему, в сердце земли (Мф. 12:40): ради того, чтобы в день всеобщего восстания из мертвых выйти из своих пещерных гробниц — следуя за изшедшим из собственного пещерного Гроба Воскресшим Господом — к вечной жизни во Христе. |
Изборск Труворово городище Словенские ключи Городищенское озеро Поездка на Талабские острова возможна только в сезон навигации. Путешествие на катере по Псковскому озеру до острова Талабск (Залит) занимает около 30 минут. На острове паломники посещают храм святителя Николая Чудотворца, в котором служил старец Николай Гурьянов, домик, в котором он жил и нес свой молитвенный подвиг, принимал посетителей, в несчетном количестве стекавшихся к нему за духовным советом. На местном кладбище у могилы старца можно помолиться на заупокойной литии. Остров Залит Дом старца Николая Гурьянова на острове Залит Свято-Никольский храм острова Залит У могилы старца Николая Гурьянова на острове Залит Вы можете выбрать подходящий для вас срок пребывания в обители и на Псковщине – от двух дней до недели и более. Старцы особенно рекомендовали помолиться в Псково-Печерском монастыре на первой седмице Великого Поста. Напоминаем наиболее важные ближайшие даты церковного календаря на 2022 год: 7-13 марта: Первая седмица Великого Поста 12-13 марта: Неделя первая – Торжество Православия 17 марта: 100-летие со дня рождения архимандрита Адриана (Кирсанова). 19-20 марта: Неделя вторая – святителя Григория Паламы 26-27 марта: Неделя третья – Крестопоклонная 1 апреля: память преподобных Симеона и Вассы Псково-Печерских чудотворцев 2-3 апреля: Неделя четвертая – преподобного Иоанна Лествичника 7 апреля: Благовещение Пресвятой Богородицы. 9-10 апреля: Неделя пятая – преподобной Марии Египетской 11 апреля: память преподобных Марка и Ионы Псково-Печерских чудотворцев 11 апреля: день Рождения архимандрита Иоанна (Крестьянкина) 16 апреля: Лазарева Суббота. Воскрешение праведного Лазаря 16-17 апреля: Неделя шестая – Вход Господня в Иерусалим 18-24 апреля: Страстная седмица и Светлое Христово Воскресенье 25 апреля – 1 мая: Светлая седмица 30 апреля – 1 мая: Антипасха Заявки на паломнические поездки, уточнение их сроков и деталей спрашивайте у администраторов Паломнического центра. Контакты: istoriya-1473@mail.ru , +7 (911) 360-11-77. |
На это святое место, намоленное первыми подвижниками, пришел священник Иоанн, по прозвищу «шестник» — переселенец. Он был родом из «Московския страны» и священствовал в Юрьеве (ныне Тарту) в «правоверной церкви, поставленной от пскович» во имя святителя Николая и великомученика Георгия, вместе со священником Исидором, духовно окормляя живших там русских. В 1470 году отец Иоанн был вынужден бежать с семьей в Псков от преследований немцев-католиков. Узнав о мученической кончине своего товарища (память священномученика Исидора 8/21 января), Иоанн решил удалиться в новоявленную Богом дарованную пещеру, чтобы там, на самом рубеже с Ливонией, основать монастырь как оплот Православия. Вскоре заболела его жена и, приняв монашеский постриг с именем Васса, скончалась. Праведность ее была засвидетельствована сразу же после кончины. Ее муж и духовный отец похоронили преподобную Вассу в стене «Богом созданной пещеры», но ночью ее гроб был «изставлен из земли невидимою Божиею силою». Отец Иоанн и духовник преподобной Вассы смутились, решив, что это произошло от того, что они не полностью совершили чин отпевания, вторично отпели ее и снова погребли тело, но наутро оно вновь оказалось «на верху земли». Тогда стало ясно, что это — знамение Божие. Гроб преподобной Вассы поставили в пещере с левой стороны. Потрясенный чудом Иоанн принял монашество с именем Иона и стал подвизаться еще усерднее. Собственноручно ископав пещерную церковь и две келлии на столбах, он стал просить священников Псковского Троицкого собора освятить ее, но те решились не сразу, «ради необычного места». Тогда преподобный Иона со смирением испросил благословения у Новгородского архиепископа Феофила. 15 августа 1473 года пещерный храм был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. При освящении произошло чудо от иконы Успения Пресвятой Богородицы — прозрела слепая женщина — «посла Милосердный Бог начало Своих великих даров Пречистою Своею Материю». (Эта икона, которую называют «старой» в отличие от другой чудотворной иконы Успения Пресвятой Богородицы с житием Ее, написанной около 1521 года псковским иконописцем Алексеем Малым, хранится сейчас в алтаре Успенского храма на горнем месте. Икона с житием — храмовая икона пещерной церкви). День освящения пещерного храма считается официальной датой основания Псково-Печерского монастыря. Преподобный Иона подвизался в пещерной обители до 1480 года и мирно отошел ко Господу. По смерти на его теле обнаружили кольчатый панцирь, который был повешен над его гробом как свидетель тайных подвигов преподобного, но при набеге немцев он был похищен. |
(архимандрит Леонид, «Св. Русь», стр. 194), но память её совершается 16 апреля (арх. Филарет. Русские святые, апрель, стр. 490, архиепископа Димитрия. Месяцеслов русских святых, апрель, стр. 97–99 и др.). В полном христианском Месяцеслове под 16 апреля сказано: память пр. Феодоры, скончавшейся в 1378 г. – В «Иконописном Подлиннике» Филимонова память её обозначена под 28 марта (но об изображении её ничего не сказано). Архимандрит Леонид полагает, что 28 марта, вероятно, было перенесение её тела из Зачатьевского монастыря в кафедральный собор («Св. Русь» 1904 г.). Но едва ли Филимонов не принял этой пр. Вассы (Феодоры) за одно лицо с другой русской святой, тоже Вассой, супругой Иоанна (в иночестве Ионы) Псково-Печерского, память коей обозначается 29 или 28 марта. Зачатьевский монастырь (в честь Зачатия Пресвятой Девы), основанный пр. Феодорой, находился в Нижнем Новгороде, на берегу р. Волги, у впадения в неё р. Оки; этот монастырь в 1743 г. сгорел и переведён был на новое место между монастырём в честь происхождения честных древ Креста Господня (Происхожденский) и церковью св. великомученика Георгия Победоносца, почему и назван был Зачатьевским-Георгиевским, а в 1764 г. монахини этого монастыря были переведены в Происхожденский монастырь, – в этой обители был построен храм в честь Воздвижения Честного Креста (Не переименована ли прежняя Происхожденская в Крестовоздвиженскую)? В 1815 году этот монастырь был закрыт и монахини переведены в нынешний Крестовоздвиженский монастырь (за городом, на Арзамасской дороге). Пр. Дионисий, постригавший в иночество княгиню Вассу был основателем Нижегородского Печерского Вознесенского монастыря, затем архиепископом Суздальским, скончался в Киеве в 1385 г. (см. о нём 15 октября в Месяцеслове русских святых архиепископа Димитрия). Князь Андрей Константинович, супруг пр. Вассы-Феодоры, был старший сын Суздальско-Нижегородского князя Константина Васильевича, родился в 1823 г., был «духовен зело и многодобродетелен». Когда братия его побуждали по смерти Московского князя Иоанна 2 -го просить великого княжения у хана, он отвечал им: «Добиваться ярлыка – только потратить деньги, а потом, когда вырастет законный наследник (Димитрий), то надобно воевать с ним» (Татищев, IV, стр. |
Успенский Псково-Печерский мужской монастырь Описание: Один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей. В 1473 г. здесь была освящена выкопанная в песке пещерная церковь Успения, что считается временем основания монастыря. Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался. В межвоенный период (до января 1945 г.) находился в пределах Эстонии, благодаря чему сохранился. В 1967-2006 гг. в монастыре подвизался архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Монастырь возник в пещерах на берегу ручья Каменец, которые стали известны местным жителям в 1392 г. По преданию в них жили монахи, бежавшие в псковскую землю с юга, от набегов крымских татар. Главный пещерный комплекс носит название «Богом зданная пещера» и состоит из Успенской пещерной церкви с обходной галереей (малые пещеры), ближних пещер с мощами преподобных Печерских Марка («начального инока»), Ионы, Лазаря и матери Вассы и далее продолжается некрополем из семи подземных галерей-улиц с пещерной церковью Воскресения Христова в конце 6-й галереи и часовня. По легенде пещеры были вновь обнаружены Иваном Деменьтевым около 1470 г., уже с надписью над входом «Богом зданная пещера». В 1470 г. в пещере поселился иеромонах Иона, бывший священник Георгиевского храма Юрьева-Ливонского (ныне Тарту), который ископал пещеру, где устроил церковь Успения Пресвятой Богородицы, освященную в 1473 г. Вокруг храма впоследствии образовалась обитель. Находясь на границе между Россией и Ливонией, где владычествовали немцы, обитель не раз подвергалась разорению со стороны немцев, шведов и поляков. Московское правительство, ввиду важного военного положения монастыря, укрепило его крепостными стенами. В Успенском храме в медной раке покоятся мощи прп. Корнилия, одного из первых игуменов обители, погибшего смертью мученика от руки Иоанна Грозного, который подозревал игумена в измене. В ризнице хранилось множество древних драгоценностей и реликвий. Библиотека была богата старопечатными книгами и рукописями. В годы Великой Отечественной войны после оккупации Псково-Печерский монастырь продолжал оставаться в двойном подчинении: митрополиту Таллинскому Александру (Паулусу) и экзарху Прибалтики митрополиту Сергию (Воскресенскому). С 1940 г. и до октября 1941 г. наместником монастыря являлся архимандрит Парфений (Шатинин). В октябре 1941 г. Парфений (Шатинин) ушел на покой по старости и по решению старцев руководство принял игумен Павел (Горшков), управлявший монастырем до ареста советскими спецслужбами в конце 1944 г. |
В 1986 г. в Никольской башне освящена церковь во имя преподобномученика Корнилия, а через 9 лет на Святой горе появился храм из дерева во имя Псково-Печерских преподобных. Осенью 1995 г. ушел в отставку архимандрит Псково-Печерского монастыря Роман (Жеребцов), обвинённый СМИ за размещение в монастырских пещерах гроба с прахом одного из глав Великолукской ОПГ Николая Гавриленкова. Современное состояние [ править править код ] Прежде знакомства со всем, что тут имеется, надо знать, что ближние пещеры и Сретенская церковь все время открыты (кроме ночи). Войти в дальние Богом зданные пещеры можно только по предварительной записи. В Успенскую церковь и Михайловский собор можно попасть лишь во время богослужений. Богом зданные пещеры [ править править код ] Являет собою ближние и дальние пещеры. Длина ближних (где находятся мощи прп. Марка, Ионы, Лазаря (с веригами) и прп. Вассы) – порядка 15 м. За ними – дальние (200 м длиной, тут 7 подземных галерей-улиц, пещерный Воскресенский храм и кануном), являющиеся кладбищем обители (до 10 тыс.человек похоронены тут), где хоронят и благочестивых людей, и священство (с кануном покоятся старцы Псково-Печерского монастыря включая и архимандрита Иоанна (Крестьянкина) . А среди мирских тут покоятся предки А. Пушкина, М. Кутузова, М. Мусоргского и пр. В пещерах нет запаха тления тел усопших. Подробнее... Храмы [ править править код ] Успенский пещерный и Покровский Успенский пещерный храм – главный и самый древний в обители. Его выкопал о. Иоанн (в постриге – Иона), освятил в 1473 г. Здесь есть лишь передний фасад. Церковь в 1523 г. обновили и расширили, устроив придел в честь прпп. Антония и Феодосия. В храме находится чудотворный образ Успения Божией Матери в житии, чтимые списки чудотворной иконы «Умиления», рака и мощи преподобномученика Корнилия, икона Николая чудотворца в житии). В 1758-1759 гг. над церковью был построен храм во имя Покрова (куда входят из дальних пещер). У обоих храмов общий фасад. Над ними в 19 ст. были возведены купола в стиле украинского барокко, напоминающие чем-то главы Успенского собора Киево-Печерской лавры. |
Никита недоверчиво посмотрел на меня, но слова просьбы к старцу повторил. И произошло чудо по молитве старца Симеона. Ребенок действительно хорошо занимался. А после уроков радостный просто повис у меня на шее. Мама была очень удивлена. У нее появилось много вопросов. Ребенок потом часто вспоминал радость, которую он пережил в этот день. И все просил: «Привезите ту книжечку, где дедушка Семеныч!..» «Не могу умолчать об исцелении» Елена , 27 декабря 2001 г.: – Не могу умолчать об исцелении, которое я получила по молитвам старца в 1964 году. Сообщаю подробности. Я приехала в Псково-Печерский монастырь на экскурсию. Когда я была в пещерах, то увидела надпись о захоронении отца Симеона (о нем я читала ранее). У меня очень сильно болели кисти рук, ныли день и ночь. Врачи диагностировали артрит. Лечение не помогало. Я помолилась отцу Симеону и, просунув руки в окошечко в стене пещеры, положила их на что-то твердое, видимо, это был гроб. С того момента я забыла, что у меня болели руки. Слава Богу за все! Благодарю Господа, что он исцелил меня по молитвам отца Симеона. У раки прп. Симеона в Псково-Печерском монастыре «Мой сын пропал» В.В. Кудрявцева , 26 февраля 2002 г.: – Сын мой вел беспорядочную неблагочестивую жизнь, а потом вдруг совсем пропал. Не писал, не звонил, и друзья его не могли сказать, где он. Два года от него не было известий. В милицию я не обращалась, а только молилась о нем. А когда узнала о старце Симеоне Псково-Печерском, то стала усердно молить его, чтобы он ходатайствовал за сына перед Богом, чтобы Господь открыл мне судьбу сына. И вот примерно через полгода сын позвонил мне и именно в тот день, о котором я просила в молитвах. «Я очень боялась операции» В. , Псков. 2011 г.: – 1 апреля, в день памяти преподобных Симеона и Вассы Псково-Печерских, мне нужно было ложиться в больницу на операцию. Один знакомый сказал, что иногда умирают под воздействием наркоза. Я ему поверила и очень испугалась. 31 марта на всенощном бдении, когда шло помазание, мощи отца Симеона были открыты, и я, прикладываясь к ним, сказала отцу Симеону, что очень боюсь операции, и попросила молитв. Горячая волна от мощей ударила меня в лоб с такой силой, что из глаз посыпались слезы, а на душе стало светло и легко. Я поняла, что не умру от наркоза и буду жить. И действительно, операция прошла удачно и в скором времени я приступила к работе. Преподобне отче Симеоне, моли Бога о нас! |
Псково-Печерский монастырь (пещеры) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Пение «Со святыми упокой» у места погребения архим. Иоанна (Крестьянкина). 20 октября 2009 года Комплекс Богом зданных пещер состоит из ближних и дальних пещер. Ближние пещеры — П-образные в плане и имеют протяженность около 15 м. В них находятся гробницы с мощами преподобных Марка, Ионы, Лазаря и преподобной Вассы. Над гробницей преподобного Лазаря висят его вериги. За ближними пещерами следуют дальние, состоящие из семи подземных галерей-улиц с пещерной церковью Воскресения Христова в конце 6-й галереи (церковной улицы) и кануном в конце центральной улицы. Эти пещеры являются монастырским кладбищем. Протяженность дальних пещер составляет около 200 м. В них поддерживается постоянная температура около +10° С. Первоначально пещеры служили только для погребения иноков. Затем в пещерах стали погребать благочестивых мирян: государственных деятелей, князей, дворян, ктиторов, паломников, защитников монастыря. Первым из мирян захороненным в пещерах был государев дьяк Мисюрь Мунехин (1528 год). Рядом с кануном похоронены: епископ Георгий (Садковский), митрополит Вениамин (Федченков) , старцы Псково-Печерской обители, подвизавшиеся в ней в XX веке: валаамские старцы (иеросхимонах Михаил, схиигумен Лука, игумен Геннадий, монах Сергий, схимонах Николай, иеросхимонах Иоанн, схимонах Герман), архимандрит Серафим (Розенберг), архимандрит Иоанн (Крестьянкин) . На горнем месте храма Воскресения Христова похоронен архимандрит Алипий (Воронов), в нише храма за мраморной плитой похоронены другие старцы монастыря: схиархимандрит Агапий (Агапов), архимандрит Иероним (Тихомиров), схиигумен Савва (Остапенко), схиигумен Онисифор (Михайлов), схииеродиакон Марк (Мурин). В алтаре храма находится мраморная икона Воскресения Христова. Среди мирян в пещерах погребены предки А.С. Пушкина, М.И. Кутузова, М.П. Мусоргского, А.Н. Плещеева, В.Н. Татищева и другие. В пещерах покоятся представители древнего рода Симанских, из которого произошел Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. |
Преподобные Марк, Иона и Васса Псково-Печерские (XV в.) Память их празднуется 29 марта и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых Прп. Марк подвизался в пещере в горах в его пещера. Там они слышали не раз пение, окрестностях Пскова. Охотники видели его В этой пещере скрылся в 1472 г. — уже после иногда около трех камней, из которых два кончины отшельника — от преследования еще существуют на реке Каменке, где была немцев (см. 8 янв., житие св. Исидора) священник города Юрьева Иоанн с супругой своей Вассой и детьми. Скоро Васса скончалась и была погребена в пещере, а Иоанн постригся с именем Ионы и соорудил в пещере церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Владелец этого места уступил ему его под монастырь. Так начался Псково-Печерский монастырь (см. 20 февр., житие прп. Корнилия). Прп. Иона скончался в 1480 г. На могиле его хранилась кольчуга, которую он надевал для молитвы. Прпп. Марк, Иона и Васса почитаются родоначальниками Псково-Печерского монастыря. Пещера, в которой подвизался прп. Марк, есть основание монастыря с пещерным храмом Пресвятой Богородицы. На это место пришли из Юрьева священник Иоанн с супругой Вассой, перед смертью принявшей монашеский постриг, после ее смерти принял иноческий постриг и отец Иоанн с наречением ему имени Иона. 15 августа 1473 г. пещерный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы был освящен по благословению новгородского архиепископа Феофила. День освящения считается официальной датой основания монастыря (он находится недалеко от Пскова, в Псковской епархии). Мощи прп. Ионы почивают рядом с мощами прп. Марка и прп. Вассы. Преподобные Феодор и Павел Ростовские (XV в.) Память их празднуется 22 окт. в день преставления прп. Феодора и 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых В середине XV в. в глухом лесу, в 8 верстах от Ростова, поселился в шалаше никому не известный инок Феодор. Он повесил на дереве у проезжей дороги кузов, и прохожие, догадываясь, что неподалеку живет пустынник, клали в него хлеб и милостыню, а пустынник делился всем этим с нищими. |
| |