Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССИАН КОШКА (Василий?; нач. XVI в.- май 1568, Иосифов волоколамский мон-рь), агиограф, переписчик книг. По-видимому, в сер. 20-х гг. XVI в. В. К. принял постриг в Иосифовом волоколамском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре , был учеником книгописца прп. Фотия («старца Фатея, Касиянова ученика Босова» - РГБ. Ф. 113. 530. Л. II об.), подвизавшегося в обители в 1509-1554 гг. Л. А. Ольшевская не исключает возможности того, что В. К. был знаком с прп. Максимом Греком и Вассианом (Патрикеевым) , находившимися в Иосифо-Волоколамском мон-ре в заточении во 2-й пол. 20-х - 30-х гг. XVI в. По-видимому, уже в кон. 40-х гг.В. К. стал архимандритом Покровского Отмицкого (Вотмицкого) мон-ря в устье р. Тьмы (Тверской у.). Из написанного В. К. жития прп. Фотия известно, что в кон. 1553 - нач. 1554 г. книжник уже не жил в Иосифо-Волоколамском мон-ре. Назначение В. К. архимандритом приходится на время еп-ства в Твери свт. Акакия (1522-1567), позднее В. К. стал его духовником. Сведения о тверском периоде жизни В. К. содержатся в 2 записях в сборниках, переписанных книжником (ГИМ. Син. 927. Л. 1; РГБ. Ф. 113. 530. Л. II об.), в писцовой книге Тверского у., составленной в 1549 г. (Писцовые книги Моск. гос-ва. Ч. 1. Отд. 2. С. 287 и др.). Встречающееся в лит-ре мнение о том, что В. К. был архимандритом Возмицкого в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря (П. М. Строев , В. О. Ключевский , И. У. Будовниц, Р. П. Дмитриева и др.), ошибочно. Ранее 1563 г. В. К. удалился на покой в Иосифо-Волоколамский мон-рь (в 1563-1564 вел записи во вкладной книге обители - ГИМ. Епарх. 419. Л. 1-6, 128-129 об.). По-видимому, в сер. янв. 1567 г. он посетил своего духовного сына свт. Акакия в Жёлтиковом в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре , присутствовал при кончине святителя. Известие о смерти В. К. находится в дополнении к описи книг Иосифо-Волоколамского мон-ря 1545 г.: «7076, маия... После архимандрита Васияна Вотмицкаго, Фотеева ученика, осталось» 7 книг «его писма» (КЦДР. С. 40). Подробное описание этих книг приводится в описях монастырской б-ки 1573 и 1591 гг.

http://pravenc.ru/text/149895.html

В 1563 г. Вассиан Кошка ушел из Вотмицкого монастыря «на покой» в Иосифо-Волоколамский, где провел последние годы жизни при игуменах Леониде Протасове (1563–1565), прославившемся участием в Полоцком походе Ивана Грозного, и Лаврентии (1566–1568), который позднее стал архиепископом Казанским. В 1563–1564 годах Вассиан Кошка вел Вкладную книгу Иосифова монастыря, куда записывал дары братии и мирян 676 . Он умер, видимо, весной 1568 г., так как в мае в описи книг Иосифо-Волоколамского монастыря появилась запись: «После архимандрита Васияна Вотмицкаго, Фотеева ученика, осталось книг его писма: Книга в полдесть в затылке, в начале о покаянии; Книга в полдесть, в начале Феодор Эдесский ; Книга в полдесть, в начале о прочитании книжном, вся в коже; Книга в четверть дести, в начале Феодора Студийскаго; Странник в четверть дести». В описи книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1591 г. значатся: «Книга Феодора Едескаго, писмо Васьяна, Фотеева ученика, в ней же Дамаскин и беседовники» (по описи 1573 г.: «...в ней же послание Кирила мниха Василию, игумену Печерскому, и ины многые приписи»); «Правила в дву книгах, архимандрита Васьяна Возмитцкаго, Фатеева ученика, писмо его»; «Книшка в затылке, Житие преподобнаго игумена Иосифа и Слово надгробное, писмо Васьяна, бывшаго архимандрита Вотмитцкаго»; «Соборник, данье и писмо старца Васьяна, Фотеева ученика» (в описи 1573 г. добавлено: «в полдесть»); «Соборник, писмо старца Васьяна, Фотеева ученика, зь главами и слову начало «Человеку некоему вселившуся в дом велик»; «Соборник старца Васьяна, Фотеева ученика» (в описи 1573 г. запись на верхнем поле: «четвертные»); «Странник данья старца Васьяна, Фотеева ученика, и писмо его» 677 . В настоящее время в архивохранилищах страны выявлены рукописные книги, частично или полностью переписанные Вассианом Кошкой либо принадлежавшие ему: ГИМ. Епархиальное собр. 114, 231, 258, 419 678 ; РГБ. Волоколамское собр. 517, 530. Широко известны два сборника, созданные Вассианом Кошкой и связанные с историей Волоколамского патерика, – РГБ. Музейное собр. 1257 и ГИМ. Синодальное собр. 927.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Житие Фотия Волоцкого Вассиан Кошка создает после смерти учителя, то есть после 1554 г., основываясь на монастырском предании, рассказах учеников старца, своих собственных воспоминаниях. Произведение о Фотий Волочком не является традиционным житием-похвалой герою, написанным с целью его церковной канонизации. Это мемуарно-биографическое сочинение, стоящее в одном ряду с такими памятниками иосифлянской агиографии, как Записка Иннокентия о последних днях жизни Пафнутия Боровского, Надгробное слово Иосифу Волоцкому Досифея Топоркова, свод произведений о Кассиане Босом. К настоящему времени выявлено два списка Жития Фотия Волоцкого, которые входят в состав сборника Нифонта Кормилицына и сборника Вассиана Кошки. Они представляют собой, скорее всего, две авторские редакции памятника – краткую и полную. Первая по времени создания – краткая, видимо, возникла вскоре после смерти Фотия, о чем свидетельствуют хорошая осведомленность автора о жизни и кончине старца, глубина лирического переживания изображаемых событий. Вторая – пространная редакция, включает рассказы о Фотии его учеников, которые были свидетелями предсмертных видений и чудес учителя. Если рассказы Исайи Ртищева Вассиан Кошка мог услышать, бывая в Иосифо-Волоколамском монастыре, до весны 1555 г., когда Исайя получил место казначея при казанском архиепископе, то рассказ о Фотии братьев Феодосия и Арсения Плещеевых был записан Вассианом со слов Феодосия после смерти Арсения (1556–1557). Таким образом, работа Вассиана Кошки над Житием Фотия Волоцкого была длительной, охватывая всю вторую половину 50-х гг. XVI в. Сравнение редакций Жития Фотия дает наглядное представление о том, как рождался монастырский эпос, как реальная биография монаха превращалась в легенду, обрастая эпизодами чудес и видений. Житие Фотия было издано Питиримом Волоколамским в «Богословских трудах» (М., 1973. Т. 10). См. также научное издание текста: Древнерусские патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот. Л. А. Ольшевская и С. Н. Травников. М., 1999. С. 223–230, 453–456. В настоящем издании публикуется по списку 60-х гг. XVI в., находящемуся в сборнике Вассиана Кошки (ГИМ, Синодальное собр., 927, л. 172–178), с учетом разночтений по списку краткой редакции памятника в сборнике Нифонта Кормилицына (РНБ, 01. XVII. 64, л. 353–356 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В связи с житиями Тверских святых следует упомянуть о таком явлении, как монографические агиографические сборники (т. е. сборники, состоящие из произведений, посвященных одному святому): в XVII в. формируются сборники, в которые входят служба блгв. кн. Михаилу Ярославичу Тверскому, его Житие, Сказание об обретении мощей, Похвала блгв. князю и Слово о перенесении мощей. В это же время создаются аналогичные сборники, посвященные супруге Михаила, блгв. кнг. Анне Кашинской . В Твери сложились сборники и неск. иного характера: в одном переплете объединялись службы святым и Жития блгв. кн. Михаила и свт. Арсения Тверских. Монографический агиографический сборник - обычное явление для XVII в. (см., напр., подобные сборники, посвященные прп. Кириллу Новоезерскому, подробно изученные Т. Б. Карбасовой). Аналогичные явления наблюдаются и в рамках др. территориальных агиографических традиций (о муромских сборниках см.: Житие Юлиании Лазаревской. 1996. С. 78-85; о сборниках, посвященных преподобным Зосиме и Савватию Соловецким, см.: Минеева. 2001). Вопрос о существовании раннего Жития прп. Ефрема Новоторжского, брата прп. Моисея Угрина и св. страстотерпца Георгия Угрина , остается открытым. Согласно легенде, оно существовало в новоторжском во имя святых мучеников Бориса и Глеба мужском монастыре , было увезено оттуда блгв. кн. Михаилом Ярославичем Тверским и погибло в пожаре в Твери. Ни Киево-Печерский патерик, в составе к-рого читается Слово о прп. Моисее Угрине, ни житийные памятники, посвященные Борису и Глебу, не сообщают о прп. Ефреме Новоторжском . Дошедшее до нас Житие скорее всего было написано в связи с обретением 11 июня 1572 г. мощей этого святого. Житие прп. Ефрема Новоторжского относили то к новгородской, то к тверской Ж. л. Такое же пограничное положение занимает и Житие прп. Нила Столобенского, отнесение к-рого к тверской или новгородской агиографической традиции зависит, как правило, от личных пристрастий исследователя. В связи с тверской Ж. л. можно было бы упомянуть и Надгробное слово свт. Акакию, еп. Тверскому, иногда фигурирующее в научной лит-ре как Житие свт. Акакия Тверского (Барсуков), однако этот текст связан скорее с иной лит. традицией. Его создателем является архим. Возмицкого мон-ря Вассиан Кошка († 1568), перу к-рого принадлежит (или ему приписывается) неск. разножанровых произведений (подробнее см.: Дмитриева Р. П. Вассиан по прозвищу Кошка//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 119-120), среди к-рых - 2 агиографических: Житие преподобных Кассиана Босого и его ученика прп. Фотия, подвижников Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . Т. о., эти тексты возможно рассматривать в одной группе с Иосифо-Волоколамским патериком , Житиями преподобных Пафнутия Боровского и Иосифа Волоцкого (см. подробнее: Ольшевская Л. А . История создания Волоколамского патерика, описание его редакций и списков//Древнерус. патерики. 1999. С. 316-350).

http://pravenc.ru/text/182317.html

Волоколамский патерик О Волоколамском патерике Волоколамский патерик — сборник рассказов о жизни святых иосифлянской школы русского монашества, прежде всего произведений о самом Иосифе Волоцком, его учителе Пафнутии Боровском, сподвижниках и учениках, а также сказаний, бытовавших в этой монашеской среде. Волоколамский патерик создается в первой половине XVI в. и открывает ряд монументальных памятников той эпохи (Стоглав, Домострой, Великие минеи четии митрополита Макария и др.). Появление патерикового свода именно в Иосифо-Волоколамском монастыре закономерно. По словам В. О. Ключевского, в XVI в. «ни один русский монастырь не обнаружил литературного возбуждения, равного тому, какое находим в обители Иосифа» (Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 291–292). Писатели-иосифляне активно работали не только в публицистических, но и в агиографических жанрах («житие», «служба», «похвала», «надгробное слово», «патерик»), доказывая существование «новых чудотворцев» и готовя их канонизацию на церковных соборах 1520—1540-х гг. Многие агиографические сочинения, созданные ими, имеют пропатериковый характер, например Житие Пафнутия Боровского редакции Вассиана Санина, 10-е слово Духовной грамоты Иосифа Волоцкого. С Иосифо-Волоколамским монастырем связана литературно-книгописная деятельность Досифея Топоркова (ум. после 1547 г.), составителя патерика, и Вассиана Кошки (ум. в 1568 г.), который продолжил его труд. Оба писателя были кровными или духовными «сродниками» Иосифа Волоцкого: Досифей приходился ему племянником; Вассиан жил в монастыре «под началом» старца Фотия, бывшего учеником Кассиана Босого, ближайшего сподвижника Иосифа. Оба писателя были людьми энциклопедических знаний и универсального художественного таланта. Они славились как книгописцы-профессионалы, агиографы, публицисты, кроме этого, Досифей Топорков был известен как художник, близкий к школе Дионисия, и составитель Хронографа 1512 г., а Вассиан Кошка — как лексикограф. Деятельность обоих монахов-писателей не ограничивалась стенами Иосифо-Волоколамского монастыря. Материал для будущих патериковых сборников дала им жизнь в монастырях Москвы, Подмосковья и Твери, поэтому Волоколамский патерик выходит за рамки «агиографической монастырской летописи». Создание патерика способствовало усилению роли Иосифо-Волоколамского монастыря в делах государственного, религиозного и литературного развития страны, по значению ставило его в один ряд с Киево-Печерской лаврой, первой «академией» русских писателей и церковных иерархов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4133...

676 ГИМ. Епархиальное собр. 419. Л. 1–6, 128–129об. См. подробнее: Зимин А.А. Вкладные и записные книги Волоколамского монастыря XVI в.//Из истории феодальной России: Статьи и очерки. Л., 1987. С. 77–78. 677 Опись книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1545 г. Описи книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1573 и 1591 гг./Публ. Р.П. Дмитриевой//Книжные центры Древней Руси... С. 40, 72, 74, 77, 84–86, 94. 678 См. подробнее: Описание рукописей библиотеки Иосифо-Волоколамского монастыря из Епархиального собрания ГИМ/Сост. Т.В. Дианова, Л.М. Костюхина, И.В. Поздеева//Книжные центры Древней Руси... С. 289–290, 305–306. Не указаны как книги, связанные с именем Вассиана Кошки, 114 и 419; ошибочно дана информация о сборнике 353. 679 См.: Дмитриева Р.П. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности... С. 5; Она же. Волоколамские четьи сборники XVI в.//ТОДРЛ. Л., 1974. Т. 28. С. 212. 680 Опубликовано в: Творения святых отцов. Прибавления. М., 1851. Ч. 10. С. 502–527: Послания Иосифа Волоцкого . М.; Л., 1959. С. 366–369. Об авторе см.: Строев П.М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы... С. 44–45; Филарет (Гумилевский) . Обзор русской духовной литературы... С. 213; Дмитриева Р.П. Вассиан, по прозвищу Кошка... С. 120. 683 См. подробнее: Лурье Я.С. Краткая редакция «Устава» Иосифа Волоцкого – памятник идеологии русского иосифлянства//ТОДРЛ. М.; Л, 1956. Т. 12. С. 119–128; Моисеева Г.Н. Валаамская беседа. М.; Л., 1958. С. 20–32; Казакова Н.А. Вассиан Патрикеев... С. 26–35; Зимин А..А. Крупная феодальная вотчина... С. 266–269. 684 РГБ. Музейное собр. 1257. Л. 34–37. Опубликовано в: Ковтун Л.С. Лексикография в Московской Руси XVI – начала XVII в. Л., 1975. С. 263–267. 685 См. подробнее: Булич С.К. Очерк истории языкознания в России. СПб., 1904. Т. 1. С. 163–164; Ковтун Л.С. Русская лексикография эпохи средневековья. М.; Л., 1963. С. 233; Она же. Лексикография в Московской Руси XVI – начала XVII в. Л., 1975. С. 263–267; Она же. Азбуковники вв.: Старшая разновидность. Л., 1989. С. 24–25.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

426 Этот фрагмент текста восстановлен по Музейному списку (л. 23 об.), так как Синодальный список Жития Кассиана Босого имеет следы сознательной правки: имя Даниила отсутствует, хотя ниже упоминается какой-то архимандрит, которого великий князь Василий III, как и Кассиана, «великой чести сподобил» и «одарил», причем словосочетание «архимандрита же и» подчищено, но исправления на новое чтение нет; ниже местоимение «их» исправлено на «его». Даниил (в миру Дмитрий Константинов) родился в Переяславле-Залесском около 1459 г., был послушником в Никитском монастыре, в 1482 г. постригся в монахи в Пафнутьево-Боровском. В 90-е годы XV в. жил в пустыни на реке Рузе, в Никитском монастыре, а затем в переяславском Горицком, архимандритом которого стал в 1521 г. В 1525 г. по повелению великого князя Василия III принял игуменство в основанном им самим переяславском Троицком монастыре, где ввел строгий общежительный устав, выстроил две каменные церкви. В 1539 г. из-за старости и болезни Даниил оставил игуменство и вскоре умер (1540/1541). Даниил был крестным отцом детей великого князя Василия III – Ивана и Юрия. По повелению Ивана IV Грозного и митрополита Макария в 50–60-е годы XVI в. было написано Житие Даниила Переяславского. Его автором был духовник царя Андрей, ученик святого, позднее ставший митрополитом Московским и составителем Степенной книги. 427 Если автором этого текста был Вассиан Кошка, то он занимал должность келаря Иосифо-Волоколамского монастыря после Феодосия (1526–1527), до Саввы Слепушкина (1533). 428 Мясопустная суббота – суббота на Мясопустной неделе (предпоследняя неделя перед Великим постом), в которую поминали усопших, родительская Суббота. 429 Сырная неделя, или Сыропустная седмица, – последняя неделя перед Великим постом, в течение которой было запрещено есть мясо, но позволено употреблять сыр и масло. 430 Елена – дочь князя Василия Львовича Глинского, вторая жена великого князя Василия III, великая княгиня с 1526 г. От этого брака у нее было два сына – Иван (1530) и Юрий (1532). В 1533–1538 гг. она была регентшей при малолетнем сыне, великом князе Иване IV. В годы ее правления большую роль в государственных делах играли фаворит княгини И.Ф. Овчина-Телепнев-Оболенский и митрополит Даниил. Вела активную борьбу с сепаратизмом удельных князей: при ней были ликвидированы уделы Юрия Дмитровского и Андрея Старицкого, подавлены заговоры Андрея Шуйского и Михаила Глинского. Вела успешную войну против союзных войск польского короля Сигизмунда и крымского хана, заключив в 1536 г. перемирие на выгодных для Москвы условиях. По преданию, была отравлена, умерла в 1538 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

30 Митрополит Московский и Коломенский Макарий. История Русской Церкви. Кн. 4. Ч. 1. М., 1996. С. 444. Инок Григорий написал также и службу русским святым, новым чудотворцам. Текст его Похвального слова см. Архимандрит Макарий. Эпоха новых чудотворцев (Похвальное слово новым русским святым инока Григория Суздальского)//Альфа и Омега. 1997. 2(13). С. 128–144. Завершился XVI век установлением соборной памяти трем святителям града Москвы — Митрополитам Петру, Алексию и Ионе. 31 Ольшевская Л. А. Вассиан Кошка — Волоцкий агиограф XVI века//Документальное и художественное в литературном произведении. Межвузовский сборник научных трудов. Иваново, 1994. С. 142. 32 Стафеева О. С. Труд Соловецкого книжника (О Патерике алфавитном Сергия Шелонина)//ХХХ научная конференция молодых специалистов (13–14 декабря 1994 г.). Тезисы докладов. СПб., 1996. С. 63. 38 Книжные центры Древней Руси: Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л., 1991. С. 50. 41 Пигин А. В. Видения потустороннего мира в русской рукописной книжности. СПб., 2006. С. 36; Он же. Литературная история Повести о видении Антония Галичанина//ТОДРЛ. Т. 52. Л., 2001. С. 235–236. Текст повести см.: Он же. Видения потустороннего мира… С. 122–125; Библиотека литературы Древней Руси. Т. 8: XIV — первая половина XVI века. СПб., 2003. С. 534–537. 44 Древнерусские Патерики… С. 83; Библиотека литературы Древней Руси. Т. 9: Конец XV — первая половина XVI века. СПб., 2000. С. 24. 49 Аналогичным образом подобное Надгробное слово Митрополиту Киприану было произнесено его племянником, иеромонахом Григорием (Цамблаком), в Успенском соборе у гроба почившего Святителя, см.: Стара българска литература Т. 2: Ораторска проза/Сост. Л. Грашева. София, 1982. С. 209–215. 50 Лурье Я. С. Житие Иосифа Волоцкого//СКиКДР. Вып. 2: (вторая половина XIV–XVI в.). Ч. 1: А–К. С. 275. 51 Послания Иосифа Волоцкого. С. 366–369; Прот А. Горский Отношения иноков Кириллова Белоезерского и Иосифова Волоколамского монастырей в XVI в.//Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе. Ч. 10. М., 1851. С. 508.

http://pravmir.ru/duhovnyiy-pisatel-volo...

Работа над текстом Синайского Патерика имела для инока Досифея большое значение. Сам он писал в своем послесловии к нему: “И ныне убо и в нашей земли таковая (подвижники — а. М.) много бывают, но нашим небрежением презираема и писанию не предаваема, еже некая и мы сами свемы, и о тоих не (?) слышавше, нехужше писанных зде” 23 . Вкладом в решение данной проблемы в русской агиографии стал написанный позднее иноком Досифеем Волоколамский Патерик. Литературное единство предисловий к обоим Патерикам, Синайскому и Волоколамскому, было справедливо отмечено священником И. Смирновым 24 . Сожаление писателя, что в Русской земле деяния подвижников не предаются писанию, побудило его к написанию Волоколамского Патерика. Л. А. Ольшевская предполагает, “что уже в Симоновом монастыре у Досифея возник и начал осуществляться (на уровне сбора материала и записи отдельных рассказов) замысел Волоколамского Патерика” 25 . Волоколамский Патерик — это исторически второй памятник подобной агиографической письменности на Руси после Киево-Печерского Патерика 26 . Л. А. Ольшевская пишет о времени составления Волоколамского Патерика: “Можно предположить, что появление Патерика было приурочено к Собору 1547 г., на котором были канонизированы первые святые иосифлянской школы монашества, однако наиболее интенсивный период работы над произведением скорее всего падает на 30-е годы, когда Досифей принимает деятельное участие в религиозно-политической борьбе эпохи, что придает патериковым рассказам публицистическую остроту” 27 . Однако, учитывая, что кончина инока Досифея датируется концом 1543 или началом 1544 года 28 , такая приуроченность написания Патерика отпадает. Л. А. Оль­шевская характеризует творение Волоколамского книжника: «Труд Досифея Топоркова уже можно рассматривать как Патерик иосифлянской школы монашества, в среде которой вынашивается идея создания общерусского патерикового свода, намеченная в десятом “слове” Духовной грамоты Иосифа Волоцкого и реализованная в Великих Минеях Четиих Митрополита Макария» 29 . Можно говорить, что Макарьевская школа продолжила соборное прославление святых и «инок суздальского Спасо-Евфимьева монастыря Григорий написал похвальное Слово “на память всех святых русских, новых чудотворцев”» 30 . Вскоре творение инока Досифея переработал другой Волоколамский книжник старец Вассиан (Кошка) 31 . В последующее время Соловецкий писатель XVII века старец Сергий (Шело­нин), составляя Азбучный Патерик, процитировал предисловия из Синайского Патерика 32 .

http://pravmir.ru/duhovnyiy-pisatel-volo...

664 В Иосифо-Волоколамском монастыре, где Вассиан Кошка принял постриг, среди слуг был известен Данила Кошкин. См.: Зимин А.А. Крупная феодальная вотчина... С. 149. 665 В описи книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1545 г. значатся четыре Евангелия, три Псалтири, шесть сборников «Фотеева письма». См.: Дмитриева Р.П. Фотий//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 484–486; Опись книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1545 г.... С. 25, 28, 29, 31, 32, 34, 40. По предположению ряда исследователей, Фотий, возможно, был автором еще одного послания к старице Александре «о скимном пострижении» (РГБ. Волоколамское собр. 491. Л. 64–67) и Жития Кассиана Босого (ГИМ. Синодальное собр. 927. Л. 104–112об.; РГБ. Музейное собр. 1257. Л. 16об.–23об.; РНБ. Общее собр. ркп. книг Q.XVII.64. Л. 252об.–253), изданного по Синодальному списку Питиримом Волоколамским в «Богословских трудах» (М., 1973. Т. 10). 667 См.: Ключевский В.О. Древнерусские жития святых... С. 295–296; Дмитриева Р.П. Житие Кассиана Босого//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 285–286. Ср.: Филарет (Гумилевский) . Обзор русской духовной литературы... С. 213; Зимин А.А. Крупная феодальная вотчина... С. 115–117. 669 См.: Писцовые книги Московского государства. СПб., 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 287; Зимин А.А. Крупная феодальная вотчина... С. 309. Ср.: Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. СПб., 1877. Стлб. 247, 271. 670 Писцовые книги Московского государства... Ч. 1. Отд. 2. С. 218–219. См. также: С. 176, 252–253, 256–257, 287. 671 См.: Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 1892. Вып. 3. С. 131. 674 См.: Ключевский В.О. Древнерусские жития святых... С. 295; Строев П.М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы... С. 44; Кадлубовский А.П. Очерки... С. 257; Будовниц И.У. Словарь русской, украинской, белорусской письменности и литературы до XVIII века. М., 1969. С. 37 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010