В октябре 1927 года епископ Козловский Вассиан (Пятницкий) получил от заместителя Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) распоряжение о поминовении его имени за богослужением, а также и о поминовении властей. Получив это распоряжение, он его скрыл, так как был хорошо осведомлен о настроении духовенства в епархии, которое знало митрополита Кирилла (Смирнова) и архиепископа Зиновия (Дроздова) и относилось к ним как к подвижникам и бескомпромиссным защитникам православия; при этом было известно всем, насколько критически они смотрели на распоряжения митрополита Сергия конца 1920-х годов. Епископ Вассиан объявил о существовании указа только через год, в июле 1928 года. Церковный староста и многие прихожане Петропавловской церкви просили отца Сергия высказать свое суждение по этому поводу, на что отец Сергий сказал: «Раз такое поминовение внесло смуту и раскол в и без того мятежную жизнь, то мы, священники Петропавловской церкви, будем воздерживаться от его введения». Дальнейшее служение при таких воззрениях стало затруднительно, и отец Сергий ушел за штат. С этого времени он служил дома и в домах своих духовных детей, совершая по их просьбам требы, а также в храмах, где служили единомысленные с ним священники, каковых было немало тогда в городе Тамбове; позиция митрополита Сергия им казалась бессмысленным приспособленчеством и угодничеством перед безбожной властью, ронявшим авторитет Церкви и ее служителей в глазах паствы и вносившим смуту в души верующих. 20 июня 1932 года протоиерей Сергий и некоторые другие священники были арестованы и заключены в городскую тюрьму. Через неделю отец Сергий был допрошен. Добившись разрешения изложить свои показания собственноручно, он написал: «По своей прямолинейности и известной честности я признаю себя виновным в излишних разговорах (но только не перед массой) о советской власти, но часто газетные сообщения дают более материала, чем допускал я; активных же (делом) выступлений я никогда не делал, убытки государству не приносил, агитации перед толпой не вел, и пусть мои враги докажут очной ставкой подобную мою виновность».

http://drevo-info.ru/articles/26373.html

О кончине святого существуют разноречивые данные. Материалы " Личного дела заключенного Пятницкого В. В. " указывают дату - 9 января 1941 года (без уточнения обстоятельств). К. А. Розова в своем исследовании, давая подробное описание последних дней владыки, сообщает, что первоначально он работал в лагере на лесоразработках, но впоследствии был признан инвалидом, не способным к физическому труду, и переведен в с. Кылтово (ныне Княжпогостский р-н Республики Коми), где находился до 10 декабря 1938 года. Оттуда в связи с прогрессирующей дистрофией архиерей был перевезен в тюремную больницу Свердловска, где скончался 27 декабря 1940 года - это старостильный вариант даты 9 января 1941. Место погребения неизвестно. Канонизация и память Священный Синод Русской Православной Церкви 27 декабря 2000 года постановил включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века, среди прочих, " архиепископа Тамбовского и Шацкого Вассиана (Пятницкого; 1879-1940) " , при этом ни лик святости, ни день памяти указаны не были . В вышедшем в 2009 году VII томе " Православной энциклопедии " память священноисповедника Вассиана указана 14 декабря - в день кончины, если считать, что он умер 27 декабря по новому стилю . То же - в официальном календаре РПЦ на 2010 год . С 2013 года память святителя, наряду со многими другими, по неизвестной причине исключена из календаря РПЦ . В БД ПСТГУ " Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века " запись о памяти гласит: " Старый стиль 27.12. Новый стиль 09.01 - день мученической кончины (1941 г.) "   . Награды Сочинения Литература Использованные материалы   На ortho-rus.ru ошибочно указана ошибочная дата рождения " 10 марта 1873 года "   Так по сведениям Православной энциклопедии. Согласно послужному списку 1928 года, составленному во исполнение распоряжения заместителя патриаршего местоблюстителя, Вассиан был настоятелем храма со 2 января 1920 года.   Последовательность управлявших в это время епархией архиереев не ясна. См. ст. Тамбовская епархия .

http://drevo-info.ru/articles/15322.html

9 апреля 1930 года был возведен в сан архиепископа . 2 ноября 1930 года был арестован в составе группы из 15 человек, обвинен в том, что " будучи осведомленным о существовании к/р организации, не только не сообщил об этом властям, а наоборот, давал разрешение на освящение " Подпольной церкви " . " Через некоторое время дело было отослано в Москву . Из Постановления уполномоченного 6-го отделения СО ОГПУ от 8 января 1931 года: " ...Ликвидированная в ЦЧО к/р монархическая организация " Подпольная Церковь " , по существу, является филиалом ликвидированной нами к/р организации в Москве под руководством...иеродиакона Нестора (Николая Ниловича Постникова-Мясникова) , каковой фактически руководил организацией в ЦЧО и идейным руководством епископа Гавриила (Абалымова) ... А потому, принимая во внимание вышеизложенное, ПОЛАГАЛ БЫ: Следственное дело N 106105 объединить со следственным делом N 104009 Постникова-Мясникова, Абалымова и др. (18 чел.) и считать одним делом за N 104009. " 4 февраля 1931 года был освобожден из-за недоказанности обвинения. Вернулся в Козлов. В том же году был участником летней сессии Священного Синода , а 30 сентября 1931 года уволен от присутствия в Синоде во вверенную ему епархию, титулуясь к тому времени Тамбовским и Козловским . Свт. Вассиан, архиеп. Тамбовский, исповедник. Фрагмент иконы " Собор Рязанских святых " 26 октября 1935 года был вновь арестован и заключен в тюрьму в Мичуринске . Поводом к аресту послужили найденные властями в Ильинской церкви Мичуринска серебряные и золотые церковные сосуды весом 23 кг. Власти обвинили архиерея в " умышленном сокрытии ценностей " , а также в " антисоветской агитации, призывах к террористическим акциям против представителей власти " и др.. 20 февраля 1936 последовало его формальное увольнение от управления Тамбовской епархией. В ходе заседания выездной сессии спецколлегии Воронежского обл. суда 25 апреля 1936 года был приговорен к 8 годам лишения свободы. Попытка обжаловать приговор не удалась, и вскоре архиерей был направлен в Ухтпечлаг НКВД СССР (Коми АССР).

http://drevo-info.ru/articles/15322.html

Вассиан (Чудновский) епископ, бывший еп. Екатеринбургский. викарий Пермской епархии с 9.09.1876 † 3.01.1883 Ефрем (Рязанов) епископ, бывший еп. Курский и Белгородский с 19.03.1883 по 29.01.1885 переименован еп. Пермский и Соликамский Пермская и Соликамская С 29 января 1885 года Ефрем (Рязанов) епископ, бывший еп. Пермский и Верхотурский с 29.01.1885 по 8.05.1888 на покое; † 15.01.1891 Кирилл (Орлов) епископ Чебоксарский, викарий Казанской епархии в 1887 временно управлял Владимир (Никольский) епископ, бывший еп. Калужский и Боровский с 21.05.1888 по 7.05.1892 еп. Нижегородский и Арзамасский † 29.12.1900 Петр (Лосев) епископ, бывший еп. Великоустюжский, викарий Вологодской епархии с 7.05.1892 † 30.03.1902 Викарии Пермской епархии Екатеринбургские епископы Викариатство учреждено 25 декабря 1833 года Кафедра в Екатеринбурге Евлампий (Пятницкий) епископ, рукоположен с 11.02.1834 по 22.06.1840 еп. Орловский и Севский Анатолий (Мартыновский) епископ, рукоположен с 4.08.1840 по 10.06.1841 еп. Острожский, викарий Волынской епархии Мелхиседек (Золотинский) епископ, рукоположен с 6.08.1841 † 24.09.1845 Иона (Капустин) епископ, рукоположен с 19.05.1846 по 21.11.1859 на покое; † 13.11.1867 Ириней (Боголюбов) епископ, рукоположен с 17.01.1860 †8.05.1860 Варлаам (Денисов) епископ, рукоположен с 21.08.1860 по 19.05.1862 еп. Оренбургский и Уральский Митрофан (Вицинский) епископ, рукоположен с 28.05.1862 по 9.11.1866 еп. Оренбургский и Уральский Вассиан (Чудновский) епископ, рукоположен с 21.11.1866 по 9.09.1876 еп. Пермский и Верхотурский Варсонофий (Охотин) епископ, рукоположен с 31.10.1876 по 19.11.1876 еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии † 13.08.1895 Модест (Стрельбицкий) епископ, рукоположен с 10.04.1877 по 9.12.1878 еп. Люблинский, викарий Холмской (Варшавской) епархии; † 13.04.1902 Вениамин (Смирнов) епископ, рукоположен с 4.03.1879 по 5.04.1882 еп. Оренбургский и Уральский Нафанаил (Леандров) епископ, бывший еп. Сарапульский, викарий Вятской епархии с 5.04.1882 по 26.01.1885

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Гавриил 1336–1345. Иоанн III 1346–1356. Игнатий II 1356–1364. Петр 1364–1365. Парфений 1366–1369. Арсений I кн. Луговский-Грива 1374–1380. Матфей (грек) 1383. Св. Иаков 1886–1389 . Архиепископы Ростовские и Ярославские: Феодор III 1390–1394. Арсений II 1394–1396. Григорий 1396–1416. Дионисий (грек) 1418–1425. Ефрем II 1427–1454. Ел. до 1448. Феодосий Бывальцев 1454–1461. Трифон 1462–1467. Вассиан Рыло 1468–1481. Иоасаф кн. Оболенский 1481–1489. Тихон Малышкин 1490–1503. Вассиан Сапин 1506–1515. Иоанн IV 1520–1525. Кирилл III 1526–1538. Досифей 1539–1542. Алексий 1543–1548. Никандр 1549–1566. Корнилий 1567–1574. Uoha I 1574–1576. Авраамий; упом. 1577. Давид 1578–1582. Евфимий 1583–1585. Иов 1586 . Митрополиты Ростовские и Ярославские: Варлаам Рогов 1587–1603. Архп. до 1589. Uoha II Думин 1603–1604. Кирилл Завидов 1605–1606. Филарет Романов 1606–1609. Кирилл Завидов, (вторично) 1611–1616. Варлаам Старорушин 1619–1652. Иона Сысоевич 1652–1691. Иаасаф Лазаревич 1691–1791. Св. Димитрий Туптало 1792–1709. Епископы и Архиепископы Ростовские и Ярославские: Досифей Глебов 1711–1718. Георгий Дашков 1718–1730. Архп. с 1726. Иоаким 1731–1741. Архп. с 16 июн. 1731. Арсений Мациевич 1742–1763. Митр. Афанасий Вольховский 1763–1776. Самуил Миславский 1776–17S3 Архп. с 1777. Арсений Верещагин 1783–1799. Архп. с 1785. Архиепископы Ярославские и Ростовские: Павел Пономарев 1799–1806. Антоний Знаменский 1806–1820. Филарет Дроздов 1820–1821. Симеон Крылов-Платонов 1821–1824. Авраамий Шумилин 1824–1836. Филарет Амфитеатров 1836. Евгений Казанцев 1837–1853. Нил Исаакович 1853–1874. Димитрий Муретов 1874–1876. Леонид Краснопевков 1876. Иоанафан Руднев 1877–1903. Еп. до 1883. Сергий Ланин 1903–1904. Иаков Пятницкий 1904–1907. Тихон Беллавин 1907. Угличское викариатство, учр. в 1888 г. Епископы (в Ростове): Амфилохий Сергиевский-Казанский 1888–1893. Никон Богоявленский 1893–1895. Иоанникий Казанский 1895–1901. Сергий Воскресенский 1901–1906. Евсевий Гроздов 1906–1909. Иосиф Петрових 1909. Рыбинское викариатство, учр. в 1909 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Из академической жизни: Речь при пострижении студента Вл. Пятницкого (в монашестве Вассиана) 6 октября 1913 г. Источник Речь печатается по записи студентов. Возлюбленный о Господе брат-инок Вассиан! Я думаю, что в те четыре года, которые отдаляют тебя от мирской жизни и которые разительно отличны от прежнего образа твоей жизни, в годы особенных духовных переживаний и б. м. мучений, когда воля Божия, как бы пробивала твою, человеческую волю, как медную стену, желая поработить тебя себе, я думаю, что в эти годы ты уразумел и осмыслил все происшедшее в твоей мирской жизни. Думаю, ты познал силу слов Апостола, что в устроении человеческой жизни и особенно, в деле спасения, все зависит ни от хотящего, ни от текущего, но от Бога милующего ( Рим.9:6 ). Ты знаешь, в каком смысле сказаны эти слова. Постоянное, кажется, явление нашей жизни, я бы назвал его трагедией человеческой жизни, это то, что воля Божия и воля человеческая между собой постоянно борются. Даже в такие моменты, когда человек от себя предпринимает что-либо доброе, в моменты особенного проявления духовной жизни и в этом случае, воля Божия и воля человеческая все же часто расходятся. Я напомню тебе некоторые события Евангельской истории, подтверждающие мою, может быть, странную мысль о постоянном несогласии и борьбе воли божественной, и воли человеческой. В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали, что Св. ап. Петр, после чудесного лова рыбы на Генисаретском озере, припал к ногам Иисуса и просил Его оставить лодку, потому что он, Апостол Петр – человек грешный. Такова была человеческая воля Петра, проявившего и смирение, и сознание своей греховности, воля, как будто добрая в своем исходном начале, хотя и устраняющаяся от Христа. Но воля Божия в этот именно момент узрела в Апостоле зародыш, росток для доброй общественной деятельности. «Отселе», – говорит Христос, – «будеши человеки ловя ( Лк.5:8–10 ). И воля Божия покорила волю человеческую в будущем Апостоле и действительно, соделала его ловцом человеков. Далее, припомню тебе другого Апостола, который явно шел против воли Божией, хулителя и гонителя Христа, Апостола Павла. Воля Божия сделала и его ловцом человеком, вопреки воле самого апостола. И здесь воля Божия и человеческая вступили в борьбу; первая опять победила вторую и ты знаешь дальнейшее.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Гурий [Степанов], архиепископ Иркутский. Александр, епископ Павловский. Борис [Соколов], архиепископ Рязанский. Иоасаф [Шешковский], епископ Малоярославецкий, управляющий Калужской епархией. Серафим [Протопопов], епископ Рыбинский. Амвросий, епископ Сызранский. Амвросий, епископ бывший Брянский. Иоасаф [Удалов], епископ Чистопольский. Герман [Коккель], епископ Ибресинский. Парфений [Брянских], епископ Ананьевский. Константин [Дьяков], епископ Сумский, управляющий Харьковской епархией. Митрофан [Русинов епископ Бутурлиновский. Пётр [Зверев], епископ Старицкий. Вассиан [Пятницкий], епископ бывший Егорьевский. Аверкий [Кедров епископ Житомирский. Иннокентий [Тихонов], епископ Ладожский. Амвросий [Полянский], епископ Каменец-Подольский. Вениамин [Глебов], епископ Рославльский. Иов [Рагожин], епископ Пятигорский. Борис [Рукин], епископ Можайский. Симеон [Михайлов], епископ Чебоксарский, управляющий Вятской епархией. Николай [Покровский], архиепископ Псковский. Иоанн [Братолюбов], епископ Воткинский. Пётр [Гасилов], епископ Осинский, Иннокентий [Летяев], епископ Ставропольский. Александр [Раевский], епископ Керченский. Виссарион [Зорин], епископ Симбирский. Дамиан [Воскресенский], епископ Переяславский. Алексий [Готовцев], епископ Серпуховской. Иринарх [Синеоков], епископ Тюменский. Григорий [Козырев], епископ Вольский. Серафим [Звездинский], епископ Дмитровский. Арсений [Соколовский], епископ Прикаспийский. Феодор [Маковицкий], епископ Мосальский. Алексий [Буй], епископ Петропавловский. Григорий [Яцковский], архиепископ Екатеринбургский. Тихон [Шарапов], епископ Гомельский. Всецело покоряясь воле Премудрого и Благого Промысла, без коего, верю, ничто в жизни не совершается, сыновне подчиняясь велению нашего Святейшего Патриарха и согласуясь с пониманием его веления Архипастырями Русской Церкви, Я, смиренный Пётр, Митрополит Крутицкий, выразил согласие вступить со дня оглашения завещания почившего Первосвятителя в отправление обязанностей Патриаршего Местоблюстителя. Доводя о сем до сведения Архипастырей, пастырей и верных чад Православной Русской Церкви, прошу всех вознести ко Господу молитвы, чтобы Он упокоил со святыми НАШЕГО ОТЦА, а мне даровал силы и мудрость достойно проходить возложенное на меня служение.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

7 . Имея долг печалования пред государственной властью, ВВЦС возбуждает. где следует, ходатайства по делам Церкви. 8 . ВВЦС отчётом о своей деятельности обязан Собору и занимается текущими делами впредь до избрания Собором нового церковного управления. 9 . ВВЦС может кооптировать в нужных случаях в свой состав представителей духовенства и мирян. Архиепископ Григорий [Яцковский] Екатеринбургский. Дамиан [Воскресенский], епископ Переяславский. Архиепископ Константин [Булычев]. Виссарион [Зорин], епископ Ульяновский. Тихон [Русинов], епископ Усть-Медведицкий. Борис (Рукин], епископ Можайский. Епископ Вассиан [Пятницкий]. Иннокентий [Бусыгин], епископ Каменский. Митрофан [Русинов], епископ Уразовский. Епископ Иоанникий [Соколовский 168 ]. Православный Церковный календарь на 1927 г. Изд. Е. Н. Львова Послание Временного Высшего Церковного Совета ко всем верным чадам Святой Православной Церкви «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами» ( Флп.4:23 ). Пророк Божий Исаия, изображая состояние современного ему мира, пишет: «Мятежем возметется земля и скудостью оскудеет земля. Преклонися и потрясеся земля, аки овощное хранилище, и аки пьян и шумен падет и не возможет восстати, преодоле бо на ней беззаконие» ( Ис.24:19–20 ). Жизнь течёт, и умножаются отбросы жизни – сор её, и, как рачительный хозяин от времени до времени пересматривает своё хозяйство, очищает грязь и вытряхивает пыль, так и Творец и Промыслитель наш Господь от времени до времени потрясает землю и живущие на ней народы, очищая их от грехов их, кои суть отбросы и сор жизни. В сознании этой истины верующие пастыри и пасомые в самом начале революции собрались на церковный Собор в 1917 г. с тем, чтобы упорядочить жизнь церковную. С тою же целью они возглавили Русскую Церковь Святейшим Патриархом Тихоном. Но суетны сынове человечестии, и деяние их оказалось не концом, а лишь началом болезни. Патриарх Тихон был человек и как человек не мог не ошибаться, особенно среди бурного течения революции. Естественно было искать исправления ошибок.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Неудивительно, что результаты Вашего выступления оказались поистине плачевными. На Ваш зов собралось всего девять архиереев, из них два бесправных (архиепископ Константин Булычев и епископ Вассиан Пятницкий, находящиеся в отставке, по постановлению 3 Вселенского Собора), три неполноправных (викарные епископы Борис Рукин, Митрофан Русинов и Иннокентий Бусыгин), два временно неполноправных (епископы Дамиан Воскресенский и Тихон Русинов, управляющие временно епархиями) и только два вполне полноправных (епархиальные архиепископы Григорий Яцковский и Виссарион Зорин). И с такими сомнительными средствами Вы решились составить Всероссийский Церковный Синод! Девять человек избрали из своей среды семь и признали себя Высшим Управлением Русской Церковью. Это уже не смелость ревнителей, а дерзость похитителей, подлежащая наказанию по правилам Церкви. В своём первом к Вам обращении, ставя вопрос о том, не хотите ли Вы образовать отдельную от Православной Церкви группу, не намерены ли Вы прервать общение с нашей православной иерархией, я хотел напомнить Вам о той опасности, в какую завлекает Вас Ваше начинание. К сожалению, моё напоминание осталось бесплодным; Вы и Ваши соучастники не только не пришли к мысли оставить своё начинание, распустить Всероссийский Церковный Синод, но и меня самого приглашаете и в письме, и в телеграмме принять участие во Всероссийском Церковном Синоде. Усматривая в этом вполне и окончательное созревшее решение, учитывая крайнюю опасность Ваших действий для церковного мира и единства, сознавая, наконец, и свою великую ответственность за бездействие, когда нельзя оставаться бездеятельным, я признаю необходимым именем Господа нашего Иисуса Христа и от имени единомышленной со мной православной русской иерархии, принять нижеследующие меры: 1 . Преосвященных: архиепископа Екатеринбургского Григория [Яцковского], архиепископа Константина [Булычева], епископов Ульяновского Виссариона [Зорина], Переяславского Дамиана [Воскресенского], Усть-Медведицкого Тихона [Русинова], Каменского Иннокентия [Бусыгина] и епископа Вассиана [Пятницкого], участвовавших в организации ВЦС, вошедших в его состав и самочинно присвоивших себе высшую власть в Русской Православной Церкви, – предать соборному суду архиереев за нарушение правил Апостолов 34 и 35 и Антиохийского Собора 10 и 11 и др., аналогичных приведённым.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

27 .08(09.09).1917–05.1919: Серафим Руженцев 01 .1919–02.1919: Митрофан Загорский 1919–1923: 10(23).12.1923–04(17).04.1924: Глеб Покровский Михайловская (обн.) Митрофан Мичуринская 17(30).01.1913–09(22).05.1918: Зиновий Дроздов 1918–1920: Павел Поспелов 1920–1923: 13(26).09.1923–1925: Димитрий Добросердов 1926–1927: Алексий Буй 09(22).06.1927–27.03(09.04).1930: Вассиан Пятницкий 1930–1936: 1936–1937: Венедикт Алентов Мичуринская (обн.) – 1927: Христофор Сокольский 11 .1927–1927: Сергий Волков 28 .03(10.04).1927–1928: Досифей Степанов 21 .09(04.10).1928–07(20).03.1929: Герман Никольский 1929–1930: Алексий Щербаков 1930–10.1930: Димитрий Крылов –24.04(07.05).1931: Иоасаф Рогозин 05 .1931–12.1932: Арсений Покровский 1933–1935: Гермоген Лебедев 19 .09(02.10).1935–02(15).04.1938: Григорий Орлов Могилев-Подольская 14(27).02.1921–1922: Лоллий Юрьевский Могилев-Подольская (обн.) 1922–1928(7): Лоллий Юрьевский Могилёвская 04(17).10.1911–1923: Константин Булычев 1922–1922: Варлаам Ряшенцев , в. у. 1922–1924(?): Нифонт Фомин 01 .1924–12.1924: Варлаам Ряшенцев , в. y., паки 06(19).12.1924–05(18).10.1927: Никон Дегтяренко 1925–1925: Тихон Шарапов, в. у. 1926–1926: Варлаам Пикалов, в. у. 10 .1927–09(22).08.1928: Иоасаф Шешковский-Дрылевсхий 1928–1929: 24 .04(07.05). 1929–31.07(13.08). 1930: Феодосий Вощанский 13(26).08.1930–05(18).09.1930: Пётр Соколов 23 .08(05.09).1930–04.1933: Феодосий Вощанский, паки 1933–1933: Феофил Богоявленский 16(29).06.1933–01.1936: Павлин Крошечкин 02 .1935–03(16).10.1936: Иоасаф Жевахов 03(16).10.1936–21.08(03.09).1937: Александр Раевский 1937–1941: 1941–1942: Филофей Нарко, окк. – 1949: Могилёвская (обн.) 1922–1923: Сергий Иванцов 14 (27).02.1923–1924: Феодор Бекаревич 1923–1925: Константин Булычев 20 .05(02.06).1926– 1926: Иосиф Кречетович 21 .08(03–09).1926–1927: Алексий Копытов –1927: Владимир Кириллов 1928–1928: Сергий Добромыслов 1928–1931: 03 .1931–08.1935: Николай Поликарпов Можайская 18(31).05.1914–15(28).01.1918: Димитрий Добросердов 15(28).01.1918–04(17).02.1920: Иоасаф Каллистов

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010