Санкт-Петербург. Церковь Спаса Преображения при 1-й гимназии. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:Между 1838 и 1840. Архитектор:Н.Л. Бенуа Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Правды, 11 Координаты: 59.922856, 30.341221 Проезд:метро " Владимирская " или " Пушкинская " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Преображения Господня помещается в доме 1 гимназии, находящемся на углу Кабинетной и Ивановской улицы, и построена в 1839-40 годах. До 1833 г. эта церковь помещалась в здании С.-Петербургского университета, которое было смежно с гимназиею и теперь занято синодальным подворьем. До того времени 1 гимназия называлась благородным пансионом и состояла в ведении университетского начальства. Когда же университет перевели на Васильевский остров, а пансион преобразовали в гимназию, тогда в гимназию же передана была и церковная утварь и хранилась в ней до 1839 г. В это время петербургский купец Куницын взялся устроить при гимназии новую церковь, пожертвовав на это до 5 000 руб. В новоустроенную церковь взята была ризница и утварь прежней церкви. Церковь освящена 12 октября 1841 г. преосвященным Гавриилом, архиепископом Рязанским, присутствовавшим тогда в св. Синоде. Длина храма 8 саж., ширина 4 саж. Солей возвышается на две ступени. Иконостас деревянный, выкрашенный белой краской, высотою в 2 сажени, имеет трое врат и 6 местных икон. Престол и жертвенник в 1,5 арш. вышины, дубовые; под престолом в ковчежце хранятся св. мощи, положенные при освящении церкви. Антиминс священнодействован митрополитом Серафимом. К достопримечательностям храма принадлежат: - напрестольный крест, серебряный, вызолоченный, весу в нем 1 фунт; - серебряный, позлащенный ковчег с двумя черненными изображениями херувимов и с иконами Господа Саваофа и Воскресения Христова; - священные сосуды серебряные, позлащенные, двух размеров большого и малого, со всеми их принадлежностями, меньшие пожертвованы в 1861 г. С.-Петербургским купцом Дрожжиным;

http://sobory.ru/article/?object=10348

Троицкий собор Александровского Успенского монастыря повидал на своём веку немало русских самодержцев (и самодержиц), оставясь почти до XIX века " царским богомольем " . Впрочем, не только " богомольем " была эта обитель, но и " заточеньем " - и тоже для представителей царского рода. Нельзя не сказать о достопримечательностях Троицкого собора, которыми являются медные створчатые врата, привезённые Иваном IV из карательных походов на Тверь и Новгород. В южном входе помещены врата, снятые Грозным царём в 1570 году из южного придела новгородского Софийского собора (их называют также Васильевскими - по имени новгородского архиепископа, поставившего эти двери в 1336 году). Устанавливая врата в Троицком соборе, их дополнили несколькими новыми изображениями. Двери состоят из двух дубовых половин, обложенных снаружи в семь ярусов 28-ю пластинами из красной меди и расписанных по коричневому полю золотом на библейские сюжеты. Любопытно, что среди этих сюжетов присутствуют не только канонические, но и аллегорические (например, " Весы духовные " ), и даже апокрифические ( " Китоврас с царём Соломоном " ). На среднем валике - изображение архиепископа Новгородского Василия с руками, поднятыми к изображению Иисуса Христа. Тут же пояснительная надпись: " Молит архиепископ Василий " . Сейчас высота врат - около трёх метров, ширина - один метр сорок сантиметров. Тверские ворота стоят в западном портале собора. Их деревянные створы разделены на части поперечными досками и обложены медными листами, укреплёнными с помощью декоративных гвоздей с восьмилепестковыми шляпками. На внутренней стороне один из листов украшен гравированным изображением Пресвятой Троицы. Предполагается, что врата эти были заказаны не позже XIV столетия для одного из тверских соборов. В Никоновской летописи имеется сообщение о вратах, выполненных по заказу епископа Тверского Феодора в 1343 и 1357 годах. Возможно, одни из них и есть врата, ныне установленные в Троицком соборе. Троицкий (Покровский) собор смотрелся при Иване Грозном гораздо " веселее " , нежели нынче.

http://sobory.ru/article/?object=02082

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви совершил освящение Воскресенского храма на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга 29 октября 2023 г. 13:57 29 октября 2023 года, в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение восстановленного храма Воскресения Христова на Смоленском кладбище на Васильевском острове г. Санкт-Петербурга и Божественную литургию в новоосвященном храме. Перед началом богослужения у врат Воскресенской церкви Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , губернатор Санкт-Петербурга А.Д. Беглов, председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А.Н. Бельский, секретарь Санкт-Петербургского епархиального управления, благочинный Центрального округа Санкт-Петербургской епархии протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Василеостровского округа, настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери и храма Воскресения Христова на Смоленском кладбище г. Санкт-Петербурга протоиерей Евгений Шогенов. Святейший Владыка проследовал в здание восстановленной церкви и совершил чин великого освящения храма, после чего возглавил в нем служение Божественной литургии.  Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; митрополит Воскресенский Григорий , управляющий делами Московской Патриархии; епископ Кронштадтский Вениамин , наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры ; епископ Выборгский и Приозерский Варнава ; епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав ; епископ Петергофский Силуан , ректор Санкт-Петербургской духовной академии ; протоиерей Сергий Куксевич; протоиерей Геннадий Зверев, настоятель Вознесенского (Софийского) собора в Царском Селе г. Санкт-Петербурга; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Евгений Шогенов; протоиерей Александр Румянцев, настоятель храма великомученика и целителя Пантелеимона на улице Пестеля г. Санкт-Петербурга; протоиерей Алексий Исаев, благочинный Фрунзенского округа, настоятель храма великомученика Георгия Победоносца и храма благоверного князя Александра Невского в Купчине г. Санкт-Петербурга; протоиерей Алексий Скляров, благочинный Невского округа, настоятель Николо-Богоявленского морского собора г. Санкт-Петербурга; протоиерей Роман Ковальский, ключарь Исаакиевского собора г. Санкт-Петербурга; иерей Павел Ермошкин, секретарь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия; духовенство Санкт-Петербургской митрополии .

http://patriarchia.ru/db/text/6072680.ht...

На рубеже XIV-XV вв. также в Новгороде была написана для Георгиевской церкви четырехчастная икона (ГРМ), где объединены композиции «Воскрешение Лазаря», «Св. Троица», «Сретение» и «Евангелист Иоанн, диктующий Прохору», что осталось неясным для В.Н.Лазарева (Лазарев В.Н. Новгородская иконопись. М., 1981. С. 26). Между тем программный замысел этой иконы легко раскрывается в контексте борьбы с антитринитарной ересью стригольников, отрицавших воскресение мертвых, догмат о Св. Троице, божественность природы Христа и Богоматери и второе пришествие Спасителя. Особое внимание необходимо уделить серафимам, которые фланкируют изображение Св. Троицы в клейме «Успение» Васильевских врат, как и образ Св. Троицы в новгородской иконе «Отечество» конца XIV в., а на кремлевской иконе «Архангел Михаил с деяниями» они изображены в правом от Св. Троицы клейме «Собор архангелов и прочих сил бесплотных». Столь устойчивая традиция обусловлена, по всей видимости, литургической практикой исполнения «серафимской» песни во время евхаристической молитвы Анафоры: « Свят, Свят, Свят Господь Саваоф». Эти слова взяты из видения ап. Иоанна Богослова серафимов у престола Господня, которые непрестанно приносят Трисвятую песнь Св. Троице: « Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель, иже бе и сый и грядый» (Ап. 4, 8). Согласно толкованию свт. Андрея, архиепископа Кесарийского, « словами: иже бе и сый и грядый означается Святая Троица» (Толкование на Апокалипсис святого Андрея, архиепископа Кесарийского. М., 1901. С. 39). Именно данный текст наиболее точно отражает богословский смысл иконографии Св. Троицы, при которой последовательно слева направо (от зрителя) идентифицируются Бог Отец (« иже бе», т.е. Который был), Св. Дух (« и сый», т.е. Который есть) и Бог Сын (« и грядый», т.е. Который грядет). Тот же богословский эпитет сопутствует Св. Духу в молитве « Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняй». В связи с этим вполне закономерно размещение греческой надписи (т.е. « сый», Который есть) на венце среднего ангела, как например, на лаврской пелене со Св. Троицей начала XV в. (СПИХМЗ, 361), что получило подробное истолкование в сочинении преп. Максима Грека «О надписи на венце Спасителя и об имени Пресвятыя Богородицы» (Сочинения преп. Максима Грека. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1911. Ч. 3. С. 76; в статье Г.И.Вздорнова вкрался искаженный перевод данной надписи как «сын» вместо «сый» - Вздорнов Г.И. Новооткрытая икона «Троицы» из Троице-Сергиевой Лавры и «Троица» Андрея Рублева//Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств XIV-XVI вв. М., 1970. С. 148. прим. 84).

http://ruskline.ru/analitika/2006/11/23/...

Те же три части знает игумен Саввинского монастыря Антиох, когда говорит о храмах, сожженных персами и восстановленных Модестом: Лобном месте, Св. Воскресении и «Честном доме (οκον) Св. Креста» – ведь и здесь ясно указан большой храм базилики, и малой церкви над Св. Гробом и Лобным местом. И потому, когда Аркульф говорит, что эти три части (при нем это уже церкви, т. е. здания с особыми стенами) соприкасаются, то нельзя или незачем понимать в смысле малого расстояния, а должно понимать буквально: за стеною часовни над Лобным местом была или начиналась западная часть базилики. И если прежде, во времена Сильвии, между Анастасисом и Лобным местом, была свободная площадь атриума, то в VII или VIII столетии, с постройкою большой ротонды, она также, быть может, соприкасалась с часовнею, сооруженной для покрытия Лобного места. Выяснив это основное обстоятельство, мы можем не анализировать и той реставрации в плане сооружений Модеста, которую представил Вогюэ: если схема этих сооружений, нехитро составленная в рукописях, нас не удовлетворяет (см. рис. 26), то и реставрация, доселе единственная, не имеет значения по своей произвольности. Свидетельства Епифания, монаха очевидца, составившего род путеводителя по Сирии, краткого, но содержательного и, по-видимому, точного, приобретают особое значение, благодаря замечательным комментариям русского ученого 183 . «Посреди святого Града, так гласит этот текст, находится святый гроб Господень, и вблизи гроба Лобное место, где распят был Христос, имеющее в высоту уступов или ступеней тридцать шесть. Внизу распятия находится церковь и гроб Адамов. По средине между ними (близ них) лежит сад Иосифа, а к северу от сада темница, где были заключены Христос и Варавва. Между темницею и местом распятия находятся врата святого Константина, в которых были найдены три креста, и над вратами алтарь, где лежит чаша, из которой Христос пил уксус и желчь». В.Г. Васильевский установил и общее положение построек над Св. Гробом во времена Епифания и выяснил точность и важность трех указаний его о месте: 1) сада Иосифа или бывшего атриума между храмом Св. Гроба (или Св. Воскресения) и базиликою Константина, 2) темницы Христовой, находящейся к северу от Голгофы и поныне (в северо-восточном углу нынешней церкви Св. Воскресения), там, где ее указывали уже в VIII–IX веках, и 3) врат Св. Константина, находившихся между (на линии с севера на юг) темницею и Голгофою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @12330@ Подпись к иллюстрации: Царь Соломон и Китоврас. Клеймо Васильевских врат Новгородского Софийского собора (ныне - в Успенском соборе Александровской слободы), 1335-1336 гг. Размер файла: 43.23 Кб Кто разместил: Харин, Илья Николаевич Дата размещения 21.07.2015 02:10:43 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/12330.html

Они же претяху ему глаголюще: «Аще не повеси право, то злою смертию умрети имаши, где еси обрел сноп класен не во время жатве». Он же рече им: «Аз не убоюся смерти вашея; аз бо во истинну обретох благодать. Да аще хощете разумети истинну от мене, приведу к вам пришедшая ко мне человеки. Яко быша на ниве моей, и аз орах, они же пришедше со страны и просиша у мене хлеба. Аз же им рекох: поблюдите рала моего и волу; аз шед во град и принесу вам. И яко аз придох на ниву мою и принесох им хлеб, и обретох пшеницу созревшу, и бысть клас. Аз же то видех чюдо и молихся им, дабы почили в дому моем. И аще хощете их видети, пождите ту, они бо почивают в дому моем, и аз приведу их к вам». И тако отиде от них. И приде дьявол всея в сердца старейшинам, и собрашася вси, глаголюще друг ко другу: «О горе нам! сии человецы от Галилеян суть и оскверняют человецы; от ереси Назарянина суть, и разлучают мужа от жены, а жены от мужей. Дабы не вошли в град наш!» Инии же глаголаху: «Токмо пять мужей; да шед убьем их». Ини глаголаху: «Мы слышахом, имеют учителя глаголемаго Исуса, и что хотят, то и творят, и его же просят, и послушает их. И егда прогневаем я, то погубят град наш без останка, или потоп наведут на град наш. И что сотворим человеком сим?» Един же от них исполнися ереси и рече им: «Аще хощете, послушайте мене; и не дадим влести им во град наш». Они же глаголаша ему: «Что имаши сотворити?» Он же рече им: «Слышите о человецех сих, яко ненавидят женска полу: да послушайте мене, обрящете блудницу добрейшу паче всех, и ту поставим посреде врат градных нагу, и украсим ю бисером и помажем главу ее мастию. Они же воззревше на ню и погибнут и не внидут во град наш». Они же скоро обретоша жену любодейцу и сняша с нее одежу, и украсиша ю златом и бисером, яко научени быша, и поставиша ю посреде врат градных, удуже хотяще внити апостоли. И приближишася ко вратом апостоли, и уведяша жену нагу и разумевше духом святым. И рече Андрей: «Видите ли, братия, како вниде сотона в сердце жене сей, да хощет нас искусити? И повелите ми, да пожню ее вашими молитвами».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

vk fb tw ok @ g+ lj Крещение_Преображение_Воскрешение Лазаря, эпистилий темплона. Вторая половина XII в., Синайский Монастырь vk fb tw ok @ g+ lj Монастырь Высокие Дечаны, Сербия, Метохия, XIV в. vk fb tw ok @ g+ lj Мозаика, монастырь Осиос Лукас, XI в. vk fb tw ok @ g+ lj Арианский баптистерий в Равенне. 493-526 гг. Мозаика купола vk fb tw ok @ g+ lj Мозаика кафоликона Дафни, конец XI века vk fb tw ok @ g+ lj Роспись ц.Спаса на Нередице, 1198 г., Новгород (утрачена) vk fb tw ok @ g+ lj Мозаика собора Сан Марко, XIII век, Венеция vk fb tw ok @ g+ lj Миниатюра. Императорский менологий (cod. Walters 521), XI в. vk fb tw ok @ g+ lj Икона второй половины XIII века, Синайский монастырь vk fb tw ok @ g+ lj Мистра. Церковь Богоматери Перивлепты, XIV в. vk fb tw ok @ g+ lj Первая половина XIV в., Галерея икон в Охриде vk fb tw ok @ g+ lj Деталь Васильевских врат., 1336 г., техника золотой наводки на меди vk fb tw ok @ g+ lj Шитая пелена, 1580-е, Государственный Русский Музей vk fb tw ok @ g+ lj Первая половина XVI в., Псковский музей-заповедник vk fb tw ok @ g+ lj Роспись придела св. Иоанна Предтечи, 1668 г., Троицкий собор Переславля-Залесского. vk fb tw ok @ g+ lj Псков, середина XIV века, Эрмитаж vk fb tw ok @ g+ lj Мозаика кафоликон монастыря Хора. 1316–1321 гг., Стамбул vk fb tw ok @ g+ lj Около 1497 г., Кирилло-Белозерский музей-заповедник vk fb tw ok @ g+ lj Икона конца XV в., Музей Рублева vk fb tw ok @ g+ lj Икона середины XV века, Государственный Русский музей vk fb tw ok @ g+ lj Конец XVI в., Музей Греческого института в Венеции vk fb tw ok @ g+ lj Икона мастера Михаила, начало XVII в., Государственный Русский Музей vk fb tw ok @ g+ lj Икона XVIII века, деревня Селезениха, Тверская губерния vk fb tw ok @ g+ lj Конец XIX века, частное собрание vk fb tw ok @ g+ lj Миниатюра из Евангелия. Монастырь Дионисиат, Афон, XI в. vk fb tw ok @ g+ lj Икона из праздничного ряда Св.Софии Новгородской, первая половина XIV века vk fb tw ok @ g+ lj Двустороняя икона-таблетка, конец XV-haчaлo XVI века, Новгородский музей

http://pravoslavie.ru/51034.html

П. собр. р. лет. 3. 57, 103, 131; 4. 203 Ник. лет. 3. 69, 175, 211, 213 Псковская летопись рассказывает, что когда псковичи в 1420 г. решились обить свой Троицкий собор свинцовыми досками, то хотя они нашли для этого какого-то мастера Феодора с его дружиною, но такого человека, который бы умел отливать самые доски свинцовые, не нашли ни в Пскове, ни в Новгороде. Они обратились было к немцам в Юрьев, но немцы не дали своего мастера. И уже митрополит Фотий прислал мастера из Москвы, который, научив Феодора приготовлять свинцовые доски, сам возвратился в Москву (П. собр. р. лет. 5. 23 П. собр. р. лет. 2. 196, 222–223 П. собр. р. лет. 3. 78, 79; 7. 209, 210 Ник. лет. 3. 180–181 Карамз. 4. 172. Прим. 372 П. собр. р. лет. 3. 231; 8. 65, 72 Ник. лет. 4. 257 Карамз. 5. Прим. 254 под годами 1395, 1399, 1405 П. собр. р. лет. 5. 257; 6. 135, 138; 8. 81 Ник. лет. 5. 14 Известны и другие церкви, которые были расписаны: а) в Любомли, на юге России — церковь святого Георгия (Собр. лет. 2. 222 б) в Твери — Спасский собор (Ник. лет. 3. 89, 192 в) в Пскове — церковь Васильевская (Собр. лет. 4. 193 г) в Руссе — в Спасском монастыре (3. 114 д) в Новгороде — церковь Иоанна Богослова и в монастырях: Молотковском, Деревяницком, Вяжицком и др. (3. 133, 227, 239 Послан. Епифания к прп. Кириллу в Правосл. собеседн. 1863. 3. 323–328 Иосиф. Волок. Сказан. о св. отцах в Чтен. Моск. истор. общ. 1847. 7. Отд. 4. 12 П. собр. р. лет. 6. 138 Стоглав. Гл. 41 Ему приписываются: 1) образ Живоначальной Троицы, чудотворный, стоящий по правую сторону царских врат в Троицком соборе Сергиевой лавры (Сказание о иконописцах при рукописн. подлинниках, напеч. Сахаров. в Исследов. о русск. иконопис. Кн. 2. Прил. с. 14 2) три иконы в коломенском Богоявленском соборе и 3) икона Успения Богоматери в селе Федоровском Московской губернии (Иванчин-Писарев. Прогулка по древн. Коломенск. уезду. С. 67, 150. М., 1840 Немногие фрески Рублева письма сохранились в Успенском и Дмитриевском соборах во Владимире на Клязьме (Доброхотов. Памятн. древн. во Владим. на Клязьме. С. 49–50, 147 .

http://sedmitza.ru/lib/text/435948/

Сретение Господне: иконы и фрески Иконография Сретения сложилась на основе повествования св. евангелиста Луки (Лк.2, 22–39). На иконах, фресках и миниатюрах ключевым действием является передача Богородицей Младенца на руки Симеону, при этом за спиной Богоматери изображается Иосиф Обручник, несущий в руках или в клетке голубей, а за спиной праведного Симеона – пророчица Анна со свитком в руке. vk fb tw ok @ g+ lj Роспись конца VII века, церковь Санта Мария Кастельсеприо, Италия vk fb tw ok @ g+ lj Миниатюра Менология Василия II, первая четверть XI в Библиотека Ватикана (Vat. gr. 1613) vk fb tw ok @ g+ lj Сретение. Мозаика триумфальной арки базилики Санта Мария Маджоре в Риме. 432-440-е гг. Фото: Павел Отдельнов vk fb tw ok @ g+ lj Сретение. Эмаль. Конец XII -начало XIII вв. Грузия. Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси vk fb tw ok @ g+ lj Роспись Троицкой церкви монастыря Сопочаны. Около 1265 года, Сербия vk fb tw ok @ g+ lj Сретение Господне, XII век. Часть тимпана западного фасада в Ла-Шарите-Сюр-Луар, Бургундия, Франция vk fb tw ok @ g+ lj Роспись церкви Успения Богоматери, монастырь Грачаница, Сербия, 1321 г. vk fb tw ok @ g+ lj Деталь Васильевских врат, 1336 г. Техника золотой наводки на меди vk fb tw ok @ g+ lj Роспись церкви Богородицы Одигитрии в Пече. Около 1337г. vk fb tw ok @ g+ lj Роспись церкви Успения на Волотовом поле. Великий Новгород, вторая половина XIV в.(утрачена) vk fb tw ok @ g+ lj Византийская икона XV века, темпера на дереве 44.45 х 42,2 см. Хранится в музее Метрополитен, Нью-Йорк vk fb tw ok @ g+ lj Роспись церкви Агиос Николаос Тис Стегис(под крышей). Какопетрия , Кипр XVII в. vk fb tw ok @ g+ lj Мозаика церкви Богоматери Кириотиссы ( мечеть Календархане) в Стамбуле, Археологический музей Стамбула vk fb tw ok @ g+ lj Икона первой половины XVI в., из праздничного ряда церкви архангелов на Городце в Пскове, Псковский музей-заповедник vk fb tw ok @ g+ lj Дуччо ди Буонинсенья, сиенская школа, Сретение Господне, XIII век vk fb tw ok @ g+ lj

http://pravoslavie.ru/51541.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010