Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КАЛУГИНСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Калугинский Никольский храм. 2014 год. Фото с сайта " Храмы России " . До 1930 года село Калугино относилось к Калужскому краю. Впервые оно упоминается в боровской описи 1651 года как пустовая церковная земля Николы чудотворца, что в деревне Калугине – храм во имя свт. Николая, возможно, уже был на этом месте в более ранние времена. В том же году, 7 июля, по прошению помещика Якова Матюшкина стоварищи, разрешено было выстроить здесь новую церковь. В 1652 году Никольский храм в Калугине числился уже среди церквей Малоярославецкой округи. 8 февраля 1696 года выдан антиминс к освящению его придела во имя прп. Сергия Радонежского. В сентябре 1716 года владелец четверти с. Калугина, московский подьячий Григорий Хрисанфов сын Михайлов, объяснял в прошении, что его тестем Иваном Фадеевым сыном Молчановым в селе построена церковь свт. Николая с приделом прп. Сергия (видимо – деревянная и сменившая более ранний, деревянный же храм). Далее в прошении указывается на то, что придел освящён, основную же церковь, за службами и отлучками И. Ф. Молчанова так до сих пор не освятили. 10 сентября 1716 года патриаршим казенным приказом был дан антиминс к освящению Никольской церкви с. Калугино. В 1771 году в Калугине старанием помещика Алексея Васильевича Лихарева возводится новая деревянная Никольская церковь при колокольне; правый её придел во имя прп. Сергия Радонежского, левый - сщмч. Адриана и Наталии , антиминс Адриано-Наталиинского придела был освящён в 1768 году митрополитом Тбилисским  Афанасием (Амилахвари) . На рубеже XVIII - XIX веков Калугино отнесено к Тарусскому уезду Калужской губернии. С 1861 года более 40 лет обязанности местного церковного старосты исполнял серпуховской промышленник Николай Николаевич Коншин, владевший имением по соседству. В приход с.

http://drevo-info.ru/articles/13680792.h...

Но если кн. Андрей Боголюбский был прославлен по причине праведной жизни, то К. его сына, по всей видимости, была связана с хорошей сохранностью его мощей. Исторические свидетельства о благословении на прославление святых со стороны местоблюстителя Патриаршего престола митр. Стефана (Яворского) отсутствуют. В Сибирской епархии при митр. Филофее (Лещинском) были осуществлены К. св. прав. Симеона Верхотурского († 1642, прославлен местно в 1704 при перенесении мощей) и св. прав. Василия Мангазейского († ок. 1602, прославлен местно в 1719). Начало почитания этих 2 святых было связано с обретением их нетленных останков, что в данном случае явилось главным основанием для прославления. Предположительно к 1707-1716 гг. относится местное (в Устюжской епархии, при архиеп. Иосифе) прославление блж. Андрея Тотемского († 1673) и блж. Вассиана Тиксненского († 1623 или 1624), первые свидетельства о почитании которого датируются 1647 г. В 1715 г. произошла местная К. блж. Максима Тотемского († 1650); для прославления оказалось достаточным наличия неск. чудес при практически полном отсутствии информации о жизни блж. Максима, о котором известно лишь, что он был священником и принял на себя подвиг юродства. Подобные местные К. имели место в условиях отсутствия патриарха в Русской Церкви и были осуществлены архиереями самостоятельно. Основанием для прославления святых было их народное почитание. Обращает на себя внимание тот факт, что все чаще происходило прославление в чине Христа ради юродивых. Это свидетельствует о распространенности подвига юродства во 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. и о его популярности в народной среде. В Вологодской епархии при еп. Павле (Васильеве) были совершены местные К. прмч. Галактиона Вологодского († 1612, прославлен в 1716-1717) и прп. Иосифа Заоникиевского († 1612, прославлен в 1717). Согласно «Слову на память Иосифа Заоникиевского», составленному в 1717-1718 гг. (РГБ. Ф. 354. 74), инициатором К. этих 2 святых был вологодский архиерей. Показательным является тот факт, что еп.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Храм Николая Чудотворца (Калугино) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Николая Чудотворца в селении Калугино построен в конце XIX века, боковые приделы — Покровский и Сергиевский. Архитектурное своеобразие храма определяется тем, что ширина его превышает длину. Декор выдержан в традициях русского историзма конца XIX века. Содержание История [ править править код ] Исторический эскиз храма Вплоть до начала 1930 года территория села Калугина относилась к Калужскому краю. Впервые она упоминается в боровской описи 1651 года как пустовая церковная земля Николы чудотворца, что в деревне Калугине — храм во имя святителя Николая, возможно, уже был на этом месте в более ранние времена. В том же году, 7 июля, по прошению помещиков Якова Матюшкина сотоварищи, разрешено было выстроить здесь новую церковь. Начиная со следующего, 1652 года Никольский храм в Калугине числился уже среди церквей Малоярославецкой округи — 8 февраля 1696 года был выдан антиминс к освящению его придела, во имя преподобного Сергия Радонежского. В сентябре же 1716 года владелец четверти села Калугина, московский подьячий Григорий Хрисанфов сын Михайлов, объяснял в прошении, что его тестем Иваном Фадеевым сыном Молчановым в селе построена церковь святителя Николая с приделом преподобного Сергия (видимо — деревянная и сменившая более ранний, деревянный же храм). Далее в прошении указывается на то, что придел освящён, основную же церковь, за службами и отлучками И. Ф. Молчанова так до сих пор не освятили (что неудивительно в бурное петровское время). Тогда 10 сентября 1716 года Патриаршим казенным приказом был дан антиминс к освящению Никольской церкви села Калугино. В 1771 году , старанием помещика Алексея Васильевича Лихарева, в Калугино возводится новая деревянная Никольская церковь при колокольне; правый её придел, во имя преподобного Сергия Радонежского и левый — святых мучеников Адриана и Наталии; причём антиминс Адриано-Наталиинского придела был священнодействован в 1768 году митрополитом Тбилисским Афанасием (Амилахвари).

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Николая_Ч...

В 1716 году был вызван в Петербург другой, еще более образованный монах из Киева, Феофан Прокопович . Еще в киевской академии он отличался необыкновенной даровитостью, любовью к наукам, многознанием и живостью характера. Из Киева он отправился учиться за границу, где, отрекшись конечно от православия, учился во Львове, Кракове и Риме. Иезуитское воспитание не только не увлекло его в сторону латинства, но возбудило в его душе полное отвращение и от схоластики, и от иезуитов, и от всей системы католичества. В 1704 г., воротясь в Киев и снова присоединившись к православию, он поступил на службу в академию и постепенно проходил в ней должности учителя, префекта и ректора. В 1706 году царь, при посещении Киева, в первый раз слышал его приветственное слово и заметил его. В 1709 году Прокопович опять приветствовал Петра с полтавской победой; в слове его были прославлены победы царя над шведами, не забыта была и простреленная в бою шляпа Петра, вставлено ловкое сравнение Полтавской битвы (в день преподобного Сампсона 27 июня) с победой Сампсона над львом (герб Швеции). Петр никогда еще не слыхивал такой живой и современной предики; карьера Феофана была после этого упрочена. Вызванный в 1716 г. в Петербург, он постоянно говорил здесь проповеди, в которых пояснял слушателям современные события и преобразовательные планы Петра, и вошел в еще большее доверие у царя, чем Феодосий. Понятно, что он сделался после этого первым кандидатом на архиерейство; но в то же время своими резкими обличениями суеверий и обрядовой религиозности народа он возбудил против себя среди духовенства серьезные подозрения в протестантстве, которые разделяли и некоторые киевские ученые, и сам местоблюститель. Двое из этих ученых, ректор московской академии Феофилакт Лопатинский (приехавший в Москву еще в 1704 году) и префект Гедеон Вишневский (вызванный в 1714 году), отыскали в его киевских лекциях протестантские идеи и подали на него Стефану донос, а Стефан доложил об этом доносе царю с присовокуплением собственного мнения, что Феофан не может быть епископом. Петр дозволил Прокоповичу самому оправдаться против обвинений, и Феофан так в этом успел, что Стефан должен был просить у него извинения. В 1718 году Феофан был поставлен епископом во Псков и сделался правой рукой Петра во всех церковных реформах. В то время как местоблюститель вместе с великорусскими иерархами сетовал об уничтожении патриаршества, Феофан, по поручению царя, писал регламент для духовной коллегии. Составление Духовного регламента

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Еп. Аарон участвовал в погребении митр. Иова в февр. 1716 г., затем в течение 5 лет осуществлял управление Новгородской епархией. При этом права Корельского и Ладожского епископа были ограниченны: он мог давать ставленые грамоты только клирикам, поставляемым в непосредственно подведомые ему города: Кексгольм, Нов. Ладога и их уезды, а остальным духовным лицам - указы об их определении и посвящении; то же происходило и при построении новых церквей. «Благословением преосвященного Аарона, епископа Корельского и Ладожского» в 1719 г. были освящены первые деревянные храмы в возобновленных Спасо-Преображенском Валаамском и Коневском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рях. 2 февр. 1719 г. еп. Аарон возвел в сан архимандрита иером. Варлаама (Вонатовича) , назначенного настоятелем тихвинского Большого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . В Новгороде заботами еп. Аарона продолжали развиваться школы и благотворительные заведения, основанные митр. Иовом. Еп. Аарон неоднократно бывал в С.-Петербурге. 28 июля 1716 г. он отпевал скончавшегося там Иринарха, игум. Ниловой Столобенской в честь Богоявления пуст. , в 1718 г. участвовал в суде над царевичем Алексеем Петровичем , в 1720 г. присутствовал при утверждении «Духовного регламента» . Много внимания епископ уделял строительству в столице Новгородского подворья (каменные палаты «о дву аппартаментах» были заложены на 19-й линии Васильевского о-ва в 1719). Подворье получило название «Семибратское» - его сооружали при участии Новгородского архиерейского дома вместе с 7 главными мон-рями Новгорода и его окрестностей. 25 авг.- 1 сент. 1719 г. еп. Аарон находился в Нов. Ладоге, оттуда направился в Зеленецкий во имя Св. Троицы муж. мон-рь , затем в Тихвинский мон-рь, вернулся в Новгород 2 окт. В янв. 1721 г. на Новгородскую кафедру был поставлен Феодосий (Яновский) , к-рый стал управлять епархией из С.-Петербурга. В 1723 г. архиеп. Феодосий прислал еп. Аарону руководящую «инструкцию», но тот подал прошение о почислении на покой.

http://pravenc.ru/text/1684117.html

Нижневасильевское. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Рождественская церковь /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь в сельце Васильевском была построена в 1716 году по челобитью графа Ивана Гавриловича Головкина. В ведомости указано, что это была деревянная постройка на каменном фундаменте. Однако в другом источнике утверждается (видимо, ошибочно), что это был двухэтажный каменный храм. Главный холодный престол храма был освящен во имя Рождества Пресвятой Богородицы, теплый придел – во имя преподобного Иоанна Севского – святого, соименного храмоздателю (иногда придел указан как во имя Иоанна Богослова). С XIX века к этому храму была приписана церковь в Назарове. Рядом с храмом стояла деревянная сторожка. Приход села Васильевского был довольно малолюден. В него, помимо села, входили деревни Бодрово, Минино, Нижневасильевское и Парфенки. Вместе с назаровским приходом перед революцией число прихожан приближалось к 1000 человек. С 1897 года в Васильевском существовала церковно-приходская школа. Перед революцией школа помещалась в доме Мельниковой, в ней учились всего 12 детей. В 1929 году была предпринята попытка закрыть церковь, но чем она завершилась – неизвестно. Здание, вероятно, не сохранилось. Бокарев А. Православные храмы Истринского района Московской области. – 2001: Деревня Нижневасильевское находится в 34 км северо-западнее Истры, на берегу речки Болденки, впадающей в Чудцевское озеро. Селение известно с XVI века, в 1561-1562 годах Афанасий Терентьевич Негодяев отдал свою вотчину, треть сельца Васильевского в Иосифо-Волоцкий монастырь. После Смутного времени сельцо стало пустошью, а к 1646 году снова было заселено. С 1678 года Васильевским поочередно владели боярин Родион Матвеевич Стрешнев, купец Василий Остафьевич Филатьев, граф Иван Гаврилович Головкин, полковник Федор Михайлович Чемесов, граф Михаил Петрович Румянцев, а в 1829-1889 годах – Иван Иванович Вейденгаммер и его потомки. В 1773 году в Васильевском проживал 351 человек, в 1859 году – 239 человек, в 1899 году – 206 человек. Уничтоженный в годы советской власти каменный храм в честь Рождества Богородицы построили в 1716 году. В первой половине XIX века к храму была приписана деревянная церковь в селе  Назарово .

http://sobory.ru/article/?object=45815

Иван Елизарьевич Иван Иванович Владимир Афанасьевич Стефан Афанасьевич Антон Афанасьевич Акинфий Васильевич Фёдор Иванович Матвей Иванович Дей Сергеевич Иван Сергеевич Матвей Никитич КОЛЕНО XXV: Иван Иванович Иван Андреевич курдюк Никита Григорьевич Григорий Григорьевич Андрей Григорьевич Иван Никитич Иван Иванович, окольничий † 1678 Федосей Акинфеевич Фёдор Фёдорович Иван Деевич Ермолай Деевич Борис Деевич Никифор Деевич Иван Иванович Ефим Иванович † 1659 Яков Иванович Василий Матвеевич Никита Матвеевич КОЛЕНО XXVI: Иван Никитич Яков Никитич Алексей Иванович, окольничий; женат на Анне Алексеевне NN † 11 апреля 1704 Тимофей Иванович Иван Иванович; женат на Дарье Гавриловне Соковниной Герасим Федосеевич Иван Фёдорович Фёдор Иванович Андрей Никитич КОЛЕНО XXVII: Аким Яковлевич Иван Алексеевич Михайло Алексеевич Матвей Алексеевич Юрий Алексеевич Василий Тимофеевич Никита Тимофеевича Александр Тимофеевича Василий Иванович Матвей Иванович Евдокия Ивановна, рождение 1693 † 1747, за генерал-аншефом графом Григорием Петровичем Чернышевым Яков Иванович Фёдор Иванович Афанасий Иванович Иван Иванович Григорий больший Андреевич Василий Андреевич Андрей Андреевич Григорий меньший Андреевич КОЛЕНО XXIX: Пётр Иванович Андрей Иванович Анна Ивановна, рождение 1710 † 1780; за подполковником Авраамом Фёдоровичем Лопухиным Михайло Юрьевич Иван Юрьевич Николай Юрьевич † 26 октября 1778; женат на Анне Николаевне NN Сарра Юрьевна, за Алексеем Фёдоровичем Пушкиным Илья Васильевич, женат на княжне Евдокие Михайловне Волконской Матвей Васильевич, флота капитан, рождение 1 августа 1702 † 21 ноября 1766; женат на Федосье Наумовне Сенявиной, рождение 15 мая 1717 † 5 февраля 1785 Фёдор Васильевич, гвардии капитан, рождение 11 февраля 1716 † 3 марта 1752; женат на Фёдор Яковлевич Никита Яковлевич Пётр Яковлевич Василий Афанасьевич Дмитрий Иванович КОЛЕНО XIII: Василий Петрович Фёдор Петрович Алексей Андреевич, действительный тайный советник и Святого Александра Невского кавалер † 20 апреля 1804; женат 1) на Александре Федотовне Каменской; 2) на Глафире Ивановне Алымовой; (во 2-м браке за каммергером Ипполитом Петровичем Маскле). Все сыновья Алексея Андреевича от его второго брака

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Старообрядчество БРЫСИН Андрей Иванович (ок. 1860 - 1940), старообрядец, иконописец, владелец собрания рукописных и печатных кириллических книг БУГРОВ Николай Александрович (1837 - 1911), беглопоповец, предприниматель, общественный деятель, благотворитель ВАРАКИН Дмитрий Сергеевич (ок. 1865 - после 1929), старообрядческий начетчик из среды приемлющих священство Белокриницкой иерархии ВАРУНИН (род. 12.06.1961), председатель Союза старообрядческих приходов Эстонии, Об-ва культуры и развития староверов Эстонии ВИТАЛИЙ († нач. 90-х гг. XVII в.), мон., стоявший у истоков старообрядческого Выголексинского общежительства ВЫШАТИН Михаил Иванович (1667 - 1732), старообрядец поморского согласия, церковно-общественный деятель, писатель, иконописец ГЕННАДИЙ (Антонов Гурий Васильевич; 1903 - 1996), архиеп. Новозыбковский, Московский и всея Руси, глава Русской древлеправославной церкви ГЕННАДИЙ (Беляев Григорий Васильевич; 1825 - 1892), еп. Пермский Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкой иерархии) ГЕРОНТИЙ (Колпаков Герасим Исаевич, 1803 - 1868), 1-й архим. старообрядческого белокриницкого муж. мон-ря в честь Покрова Пресв. Богородицы (Белокриницкой иерархии) ГЕРОНТИЙ (Лакомкин Григорий Иванович; 1872 - 1951), еп. Ярославский и Костромской Русской правосл. старообрядческой церкви (Белокриницкая иерархия) ГРЕБНЕВ Лука Арефьевич (1867 - 1932), старообрядец-федосеевец, издатель, гравер, иконописец, духовный писатель ГУМБЕРТОВ Менандр, вымышленный автор «Манифеста с прошением» и «Вопросов о греко-российском вероисповедании», якобы поданных им старообрядцам в 1726 г. ДАНИИЛ († после 1653), бывш. настоятель костромского Успенского собора, деятель раннего старообрядчества ДВОЕПЕРСТИЕ одна из форм христ. перстосложения для совершения крестного знамения и для преподания благословения ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ПОМОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ (ДПЦ), с 1989 г. офиц. название наиболее значительного и организованного согласия беспоповцев - поморского «ДУХОВНЫЕ ОТВЕТЫ» информационный сборник, издаваемый с 1995 г. Тверской старообрядческой общиной при московском храме свт. Николы Чудотворца «ДЬЯКОНОВЫ ОТВЕТЫ» (1716-1719 гг.) ответы старообрядцев-поповцев дьяконова согласия на 130 вопросов настоятеля Успенского Кержебелбашского мон-ря Питирима ЕВФРОСИН († 1661/62?), Куржеский (Курженский), Андомский, Каргопольский, пустынник, прп. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ЕВФРОСИН († после 1691), мон., старообрядческий деятель, автор «Отразительного писания о новоизбранном пути самоубийственных смертей» (1691) ЕГОРОВ Егор Егорович (1862 - 1917), купец 2-й гильдии, деятель московской Преображенской общины старообрядцев-федосеевцев, собиратель древнерус. икон, рукописных и старопечатных книг, предметов богослужебной утвари

http://pravenc.ru/rubrics/121918_2.html

Между многими отличными произведениями живописи в храме сем заслуживают особенное внимание древние Святой иконы, украшенные позлащенными ризами, унизанными жемчугом и драгоценными камнями. Но главнейшая достопамятность и первейшая драгоценность в нем есть чудотворный образ Божией Матери всех скорбящих радости, украшенный серебряной позлащенной ризой с разными драгоценными камнями, в числе коих особенно отличаются два большие яхонта. Образ сей перенесен из Москвы по желанию Царевны Наталии Алексеевны в 1711 году и находился в домовой ее церкви, сооруженной первоначально Императором Петром Великим в память заключения мира с Портой при Пруте, где он был спасен с многочисленной армией промыслом Всевышнего от неминуемой опасности. В алтаре храма сего замечательна особенно серебряная позлащенная дарохранительница, подаренная Императрицею Елисаветой Петровной. Она имеет в себе весу 29 фунт. 80 золотн. Церковь в Смольном монастыре. – верхняя у Благовещения Богородицы, на Васильевском острове, освящена в 1772 г. – в доме Князя Салтыкова, освящена в 1796 году. – в доме Графа Разумовского, освящена в 1716 году. 14 . Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Церковь в Московской Ямской, заложена в 1740 году. – Лейб-Гвардии в Конном полку. – на Петербургской стороне, в Посадской улице, заложена в 1760 году. – в Таврическом дворце. 19 . Св. Благоверного Князя Феодора и чад его Давида и Константина. Церковь на Ярославском подворье. 20 . Св. Великомученика Евстафия Плакиды. Придел при церкви Св. Симиона Богоприимца, на Литейной. 21 . Св. Димитрия, Митрополита Ростовского. Придел в Богоявленском Николаевском Морском Соборе. – при церкви Преображения Господня, в Колтовской. – Св. Пророка Илии, на пороховых заводах. 23 . Зачатие Св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Придел при церкви Благовещения Богородицы, на Васильевском острове. 25 . Преставление Преподобного Сергия Радонежского (Смот. июля 5 д.). Октябрь 1 . Покров Пресвятой Богородицы. Церковь в Коломне, на Покровской улице.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Вокруг главной церкви Златоверхо–Михайловского монастыря расположены многочисленные здания, в которых помещаются: настоятель, каковым с 1799 г. является преосвященный викарий Киевской епархии, именующийся Чигиринским епископом, братия монастыря, церковно–псаломщическая школа, больница и др. В нескольких, недавно устроенных и находящихся в южной стороне монастырского двора, каменных корпусах помещаются – гостинница для приезжающих и т. н. страннонриимница, в которой за небольшую плату отводятся помещения для богомольцев – простолюдинов. После Лаврской странноприимипцы, они являются наиболее удобными местами, в которых можно рекомендовать богомольцам останавливаться во время пребывания их в Киеве. Все эти здания обнесены высокою каменною стеною, построенною в 1758 г. Главный вход в монастырь имеется в юго–западной стороне монастырской ограды, прямо против Софийского собора, в нижнем ярусе четырехэтажной колокольни, построенной в 1716–1720 г. г. Скит Феофания К Златоверхо–Михайловскому монастырю приписана Феофаниевская пустынь, находящаяся в 7 верстах к юго–западу от Киева. Она основана в 1800 г. епископом Феофаном Шияновым на земле, которая находится в распоряжении епископа–настоятеля Златоверхо–Михайловского монастыря. В 1803 г. епископ Феофан построил здесь однокупольную деревянную церковь в воспоминание чуда св. Архистратига Михаила (6 сентября), которая в 1883 и 1898 г. г. была значительно расширена. Кроме того, в Феофании имеются еще две церкви: 1) каменная во имя Всех Святых, построенная в 1867 г. 2) каменная же в честь Владимирской иконы Божией Матери, построенная в 1899 г. С 1861 г. в Феофании было учреждено иноческое общежитие, которое в 1901 г. обращено в общежительный мужеский скит, приписанный к Златоверхо–Михайловскому монастырю. Васильевская (Трехсвятительская) церковь К северу от Златоверхо–Михайловского монастыря, по пути на Подол, находится церковь      Трехсвятительская, или Васильевская. Она первоначально была построена в 988–989 г. г. св. кн. Владимиром во имя св. Василия, на том месте, где, по преданию, стоял идол языческого бога Перуна. Впоследствии она перестраивалась много раз и была переименована в Трехсвятительскую. С 1789 г. она обращена в приходский храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pu...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010