1) Exempli synodi habitae Romae episcoporum XCIII ex rescripto imperiali. Damasus Valerianus Vitalianus Aufidius Paeanius Victor Priscus Innocentius Abundios Theodulus et ceteri, qui ad audiendam causam Auxentii exponendamque fidem in urbe Romae convenerunt, episcopis catholicis per Orientem constitutis in domino salutem. Confidimus etc. Вполне законченное, послание это заключается припиской: ego Sabinus diaconus Mediolanensis legatus de authentico dedi. Затем следуют всякий раз под рубрикой item ех parte decreti, три, только фрагментарно выписанные, письма, начинающиеся 2) ea gratia, 3) illud sane, 4) non nobis Наконец, следует приписка: Explicit haec epistola vel expositio synodi Romanae habitae sub Damaso papa et transmissa ad Orientem, замыкающая весь этот отдел. Как слова этой приписки, которая не принадлежит к акту, так и те, которые непосредственно за ней следуют и составляют вторую часть, – не документ, но историческое сообщение. II. in qua omnis Orientalis ecclesia facta synodo apud Antiochiam consona fide credentes et omnes ita consentientes eidem super ex positae fidei singuli sua subscriptione confirmant, после чего следуют подписи Мелетия антиохийского , Евсевия самосатского, Пелагия лаодикийского, Зенона тирского, Евлогия едесского, Бематия мальского и Диодора тарского, и наконец, краткая заметка: similiter et alii CXLVI Orientales episcopi subscripserunt, quorum subscriptio in authentico hodie in archivis Romanae ecclesiae tenetur. Expl. synodus Romana et Antiochensis. Посланіе Confidimus, дошедшее до нас также в греческом переводе у Созомена и Феодорита 2661 , есть ни что иное, как послание римского собора от лета 372 года, отправленное на восток при посредстве диакона Сабина Афанасию Великому , а также иллирийским епископам 2662 . Послание это было переслано Афанасием Василию, который, воспользовавшись благоприятным случаем, при посредстве того же Сабина отправил на запад несколько своих писем с просьбой протянуть руку помощи восточным и признать православие Мелетия и младоникейцев 2663 . Ответом на эти письма явилось высокомерное, римское послание от 373/374 года, содержание которого легко реконструируется благодаря 156 письму Василия. Каков, впрочем, был ответ, можно догадаться из того, что привезший его в Антиохию пресвитер Евагрий отказался иметь какое-либо общение с Мелетиевым диаконом Дорофеем и объявил мелетианскому клиру в Антиохии римское требование о безусловном признании никейского символа 2664 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Св. Григорий оставил и эпитафию: «Феозевии, сестре Великого Василия». «И та Феозевия, дочь славной Эмилии, верный товарищ великого Григория, покрылась здесь священной землею. Опора жен благочестивых, ты вовремя вышла из этой жизни». В надписи Эмилии отличает он Феозевию от других детей Эмилии так: «Одна – участница в тайнах священства». Так, блаж. Феозевия была диаконисса, посвятившая жизнь свою на то, чтобы быть верной помощницей брату-епископу. Феозевия, «достойная великих таинств, участница в тайнах священства». Как диаконисса, она была действующим лицом при крещении жен; как диаконисса, она зрела совершение таинства Евхаристии, что недоступно было мирянам, даже и мужчинам. «Избери, – говорится епископу в древних правилах, – диакониссу верную и святую для служения женам. Случается иногда, что в некоторые дома не можешь ты из-за неверующих послать диакона к женам; тогда, для успокоения помысла людей худых, можешь послать диакониссу». Как диаконисса Феозевия исполняла поручения епископа о женах в больницах, тюрьмах, при одрах смерти. Недаром Богослов не раз называет Феозевию товарищем, верным товарищем великого Григория. Это название дает нам видеть, что если страдал Григорий-епископ, то страдала и Феозевия. В 375 г. Григория, оклеветанного, ариане согнали с кафедры, и он три года, пока не умер Валент, скитался, переходя из одного места в другое. Ревностный пастырь не оставался и тогда в бездействии. «Добро, тобою распространяемое, прочно, хотя сам ты и не имеешь прочного места», – писал ему св. Богослов. Феозевия, верный товарищ великого Григория, делила с братом-епископом скитальческую жизнь; она, по поручению епископа, действовала на жен в поддержание Православия, теснимого арианской властью. Какое великое служение дивной девы! Феозевия «действительно священная, опора жен благочестивых». Она диаконисса не по одному имени, она освящала себя ревностным служением св. вере и сестрам. Письмо, утешавшее брата о смерти Феозевии, писано в 385 г. Значит, Феозевия, по возвращении брата на кафедру, еще семь лет продолжала служение диакониссы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

13 in 1 ad Timoth. [Migne s.g., t.62, col.563-570]. - Theophylact., in 1 Corinth. 7 [Migne, s.g., t.124, col.640-656]. 28. Аф. Синт., III,410-411. 29. См. толкование этого правила Зонарой в Аф. Синт., II,316. Правило 5. Никто из священнаго чина, который не имеет при себе живущих лиц безподозрительных, означенных в правиле, да не возмет к себе женщины, или рабыни, сохраняясебя чрез сие от нарекания. Аще же кто определенное нами преступит: да будет извержен. Сие же самое да соблюдают и скопцы, предохраняясебя от порицания. А преступающие сие, аще будут из клира, да будут извержены, аще же мирские, да будут отлучены. (Ап. 5, 21, 22, 23, 24, 26; I Всел. 1, 3; Трул. 12, 13; VII Всел. 18, 22; Анкир. 19; Карф. 3, 4, 25, 38, 70; Василия Вел. 83). Правило, на которое ссылается это трулльское правило, есть 3-е правило I Всел. Собора. Женщина или служанка (ο ε, mulier vel ancilla), о которых упоминает это правило, это те же самыеυεο (сожительствующие женщины), о которых говорит и 3-е никейское правило, угрожая извержением из сана каждому священному лицу, которое осмелится держать таковых в своем доме; и наоборот, разрешает, конечно, держать мать, сестру, тетку и еще таковых из женщин, которые свободны от всякого подозрения. Подробнее об этом в нашем толковании упомянутого никейского правила. Подобное постановление имеется в этом правиле и о евнухах, о которых мы упоминали в толкованиях 21-24 Ап. правил. Правило 6. Понеже речено в Апостольских правилах, яко из производимых в клир безбрачных, токмо чтецы и певцы могут вступати в брак: то и мы, соблюдая сие, определяем: да отныне ни иподиакон, ни диакон, ни пресвитер не имеет позволения, по совершении над ними рукоположения, вступати в брачное сожительство: аще же дерзнет сие учинити, да будет извержен. Но аще кто из поступающих в клир восхощет сочетаться с женою, по закону брака: таковый да творит сие прежде рукоположения во иподиакона, или в диакона, или во пресвитера. (Ап. 5, 26, 51; IV Всел. 14; Трул. 3, 13, 21, 30; Анкир. 10; Неокес.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1316...

А я хожу именно за водой, потому что марку выбираю на месте. От ведер на коромысле пятилитровая фляга «Шишкиного леса» или «Липецкого бювета» отличается только меньшим удобством. Людям побогаче доставляют на дом пятидесятилитровые емкости. Но и тут нет различия: платные водовозы были всегда. То, что мы пьем, в любом случае само в доме не появится. Пару лет назад мне попала в руки старая воспитательно-познавательная книга для школьников, каких много писали в 70−х годах прошлого века. Трудно уже определить этот канувший в Лету жанр. Всего понемножку: прогнозы науки, оглядка в историю, портреты современников, случаи из жизни. Жаль, что сейчас такого не пишут, мы в детстве те книжки читали не без пользы. Так вот, одна глава в книге, названия которой я не запомнила, была посвящена трем мушкетерам. Не книге самой по себе, а нашему отношению к героям Дюма. Читая остроумные заметки писателя тех лет, я вдруг заметила, как сильно изменилось восприятие исторических событий. Между католиками и гугенотами идет война, и человеку 70-х годов ХХ века кажется непостижимым, что люди могли всерьез воевать из-за того, «по-латыни или по-французски надлежит читать молитвы». Вот те на! Оказывается, люди XVII столетия мне куда ближе и понятнее, чем почти современники — семидесятники. Интеллектуалы 70-х по большей части атеисты. Только к началу 80-х верующий с высшим образованием перестает восприниматься как нечто сверхъестественно противоестественное. Самому смелому фантасту, творившему сорок лет назад, не могла пригрезиться такая коллизия: включив компьютер, занимающий вместо пары комнат уголок письменного стола, я выхожу в огромную всепланетную Сеть, со скоростью мысли связывающую миллионы людей, чтобы… всерьез поспорить о языках богослужения. Это не натяжка, это факт моей биографии: лет восемь тому назад баталии о богослужебных языках шли на очень посещаемом народом форуме диакона Кураева… Но и атеиста в наши дни не удивишь тем, что электронная связь обслуживает богословские дискуссии. Религия снова сделалась одним из играющих факторов жизни человечества, да и новые религиозные войны разгораются все яростнее.

http://azbyka.ru/fiction/mechet-vasiliya...

Карытеву Ивану Александровичу, Знаменская 25, кв. 17, послать мои сочинения. Фиделину дать знать. 27 марта. Пятница Шестой недели поста. Тяжкому искушению я подвергся сегодня за обедней Преждеосвященной из-за диакона Леонида и из-за моей скрупулезности и придирчивости: я ему заметил, что он читает невнятно, густой голос, – это раз, а потом он наступил мне сзади на фелонь, и я едва не упал назад и не мог говорить Господи и Владыка живота моего 107 , смутившись, но потом покаялся, приложился к святому престолу, и Господь успокоил. 5 апреля. Пасха. Благодарю Господа, даровавшего мне и еще день сей светлый, светозарный (солнце чудно сияет) и прославить Воскресшего из мертвых. Певцы наши пели канон пасхальный великолепно, так, как пели, бывало, семинарские певчие в Архангельске лет пятьдесят назад. Регент – Жаровов до сих пор жив (священствует за штатом). Золотое время юности живо вспоминается, но дивны дела Твои, Господи, дивен Промысл Твой: что я был тогда – и что теперь? Безвестного, ничтожного, как меня Господь прославил во всем мире, не только в России! Слава Тебе, Господи! Только Тебе единому это возможно. Но продолжи дни мои на земле во славу Твою во здравии вожделенном и настоящую болезнь (страшный насморк) исцели. Что причиною моего насморка? Не пища ли и питье? Не весна ли? Не вскрытие ли ото льда залива, рек, озер? Не резкость ли весеннего воздуха с водными холодными испарениями? Не помада ли, которою я несколько дней намазывал сухие волосы головы своей? Целую неделю мучит насморк сильнейший, и от него голова немного болит, переносицы страдают, я весь ослабел! Умилосердись, Господи, Врачу душ и телес! (Усиленное течение золотухи из уха.) При насморке нет решительно испарины во всем теле – это нехорошо. Благодарю Тебя, Господи, яко сподобил еси прияти вчера мое покаяние пред духовником отцом Николаем Я[ковлевичем] Азиатским 108 во грехах моих бесчисленных; даруй мне совершенное исправление и утверждение в вере, надежде и любви. 5 апреля. Первый день Пасхи. Благодарю Господа, скоро избавившего меня за покаяние мое от скорби и тесноты, постигших меня праведно за гнев мой на смирного сторожа Василия за то, что не приготовил мне товарища в служении литургии, иерея, – для совершения ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Седьмое. Для вступления в брак существуют определённые возрастные границы. Возраст, раньше которого не разрешается вступать в брак, – брачное совершеннолетие – не всегда совпадает с гражданским совершеннолетием. В «Эклоге» Льва Исаврянина и Константина Копронима для вступающих в брак определён возраст: 15 лет для мужчин и 13 – для женщин, а в «Прохироне» Василия Македонянина этот возраст снижен на год – соответственно 14 и 12 лет. Оба эти источника вошли в нашу «Кормчую книгу». Стоглавый Собор установил норму: брачный возраст для мужчины – 15 лет и для женщины – 12 лет. Однако, такая возрастная граница была неприемлема для России с её северным климатом, задерживающим физическое взросление подростков. Указом Святейшего Синода от 19 июля 1830 года запрещено было венчать браки, если жениху нет 18, а невесте – 16 лет. Действие этого указа не распространялось на территорию Кавказа, где сохранён был прежний брачный возрастной ценз. Наказанием священнослужителей, нарушивших синодальный указ от 19. 07. 1830 года, было отрешение от места служения и назначение на причетническую должность на срок, который составлял половину того времени, какого недоставало для гражданского брачного совершеннолетия жениху и невесте вместе или одной из этих особ, – для священника, совершившего венчание, и на половину этого срока – для участвовавшего в браковенчании диакона. С тех пор в России установилось два совершеннолетия для брака: гражданское – 18 и 16 лет и церковное – 15 и 13 лет. Брак, заключённый до достижения церковного совершеннолетия, считался недействительным и подлежал расторжению. Недостижение же гражданского брачного совершеннолетия считалось препятствием только запретительным, а не расторгающим. Супругов, заключивших брак до указанного срока (жениха от 15 до 18 лет и невесту от 13 до 16 лет), разлучали до наступления гражданского совершеннолетия, если последствием брачного сожительства не были беременность жены или рождение ребёнка. Правящий архиерей мог дать благословение на брак в том случае, если жениху или невесте недоставало не более полугода до гражданского брачного совершеннолетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Приидите, поклонимся, верные, Человеков спасителю кроткому, Сыну божию благоутробному, Властодержцу, терпеньем обильному, Кого силы величат небесные, Кого рати поют бестелесные, Языками своими огнистыми, Голосами своими немолчными Трисвятое гласят песнословие И победное молвят хваление, Восславляют Отца безначального, Сына, купно со Духом совечного, – Нераздельных всецело по сущности, В ипостасях троимых таинственно. Пребожественной силы величие Совокупно всей тварию славимо. Богородица, Дева пречистая, Не отвергни, честная, рабов Твоих, Что житейской гонимы пучиною И валами разимы мятежными. Горних сил без сравненья славнейшая, Голубица, от духа позлащенная 372 , Ты апостолов честь и хваление, Ты страдальцев о Господе рвение, Ты всецелой земли упование, О, прекрасная башня Давидова, Град, двунадесять врат отверзающий 373 , Благовоний духовных хранилище, Людям божьим стена и прибежище, И неложное им утверждение, И для праведных душ охранение, И безгрешным телам освящение! Почитаем Тебя, благодатная, Славословим Тобою рожденного, Слезно молим и просим о милости В предстоящее время возмездия. Боже, Боже, в тот день не оставь меня, Изыми из огня неугасного, Не предай сатане на ругание, Не соделай бесовским игралищем! Ибо паче иных, окаяннейший, Я изжил свою жизнь в беззаконии, Осквернился и духом, и плотию, И что делать мне ныне, не ведаю. Сего ради взываю о милости, Как блудница, к стопам припадавшая, Изливаю рыдания теплые: Изыми меня, Господи, Господи, Из пучин моего беззакония, Яко пастырь благий, не оставь меня Претыкаться о скалы погибели, От страстей обступивших избавь меня И отверзи мне очи духовные, Да воззрю я на лик Твой божественный И в сердечном веселии вымолвлю: Подобает Тебе поклонение Со Отцем и Святым Утешителем, И на всякое время хваление, Милосердный, от твари взывающей. Как видит читатель, традиционная тема дана у Романа глубже и человечней, чем у его собратий по жанру: акцент лежит не на блеске небесного церемониала, а на страданиях мятущейся души, которая ищет просветления. Эта проникновенность сочетается с формальным изяществом стиховых созвучий (рифм, рифмоидов, ассонансов). Но не с такими гимнами связана слава Сладкопевца: он вошел в историю мировой литературы прежде всего как автор кондаков. Та раскованность, которой отмечено творчество диакона из Берита, позволила ему достичь в этой области громадной продуктивности: по сообщениям уже цитировавшегося Менология Василия II, он написал около тысячи кондаков (в настоящее время из них сохранилось около 85, причем атрибуция некоторых сомнительна).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Приуготовительные чины, энарксис, Литургия Слова Для более доходчивого сравнения автор использует параллельное сопоставление в виде трех столбиков: ЕВХ 1602, СЛУЖ 1655 и СЛУЖ 1652. Сравнение в таблице старого текста СЛУЖ 1646 и нового текста СЛУЖ 1655 особенно разительно: новый текст в 2 раза короче старого. Протесис (проскомидия) Никоновский текст сообразен ЕВХ 1602 и сильно редуцирует партию диакона по сравнению со СЛУЖ 1646 Для старообрядцев наиболее существенны следующие новшества изменение количества просфор 7 – " 5. различие в печати просфор. различие в количестве частиц, вынимаемых за святых. изменение формулы «Жрется ангец божий вземляй грехи миру» Энарксис Начальный диалог – незначительные изменения слов: послужити –) сотворити (по образцу СЛУЖ из Стрятина) Малый вход Незначительные отличия: визуальное сравнение показывает уменьшение текста в полтора раза – очевидное калькирование ЕВХ 1602. Литургия Слова Убрана Молитва 2 перед Евангелием, не имеющая греческого эквивалента (молитва составлена из псалмических стихов), и опущено почитание св. Креста. Происхождение последней практики неизвестно ей нет аналогов в греческом евхологии. Литании В литаниях (ектениях в славянском обиходе) добавлены прошения за православных патриархов и царей, точнее в заупокойной литании, которая есть только в ЗЛАТ, но нет в Литургии св. Василия Великого (ВАС). У греков находится рубрика, что заупокойная литания (ектения) читается только в заупокойной литургии. В славянском тексте греческая рубрика пропадает. Постоянной заупокойной ектении нет аналогов в греческой традиции, такая ектения есть только в славянской. Стрятинский СЛУЖ приводит ее только в чине над коливом; в киевских служебниках ее вообще нет. Разворачивание антиминса Старая практика указывала держать антиминс под илитоном, или под индитией (верхним покровом), или даже под срачицей (нижним покровом). СЛУЖ 1655 определяет антиминсу лежать на илитоне, несмотря на то, что эти термины путаются в украинских изданиях, которые называют одним другое и наоборот; греческие издания знают только илитон и ничего не говорят про антиминс.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rossija-...

Таковы источники, из которых преходится почерпать сведения, дополняющие свидетельство Льва диакона; но за неимением лучших остается довольствоваться и ими. Рассмотрим, что же дают Пселл и компиляторы для решения интересующего нас вопроса. Мы уже знаем, что они не упоминают ни о крещении Владимира, ни о крещении Руси, а говорят лишь о таких фактах, которые находятся в самой близкой связи с этими событиями. Ближайшим поводом к этому и побудительной причиной является бунт Варды Фоки. Пселл рассказывает, что когда войска бунтовщика дошли до самой Пропонтиды и расположились лагерем на другой стороне моря, в виду Константинополя, «император Василий убедился в нерасположении к нему греков и так как незадолго пред тем к нему пришел от тавроскифов значительный военный отряд, то он, соединив их вместе и устроив другую наемную силу, выслал их против расположенной на другой стороне фаланги; явившись пред нею сверх ожидания, когда противники не были возбуждены к битве, но обратились к пьянству, они убили из них немалое число, а других рассеяли в разные стороны. Потом им пришлось выдержать крепкий бой и с самим Фокой» 128 . Нельзя сказать, чтобы приведенное свидетельство Пселла было вполне определенно. Не подлежит сомнению, что под тавроскифами у этого писателя (как и у Льва диакона) разумеются русские, но откуда и от кого прибыл значительный отряд их на помощь императорам, не сказано. Затем остается неясным, какую другую наемную силу и из кого собрал Василий Болгаробойца. У Пселла не обозначено точно, что за фаланга расположилась на другой стороне (пролива, в виду Константинополя), против которой (т. е. фаланги) был направлен отряд тавроскифов. Впрочем, хотя и не с особенной ясностью, Пселл дает понять, что этот вспомогательный отряд вместе с другими войсками императоров Василия и Константина принимал участие в двух битвах, хотя место сражений и не названо, – обстоятельство это, как увидим сейчас, далеко не лишено значения. Наконец, нельзя назвать точным сделанное Пселлом обозначение времени, когда прибыл военный отряд тавроскифов на помощь императорам. Выражение: «незадолго пред тем» не дает вполне определенного указания на это, хотя вопрос о времени прибытия военной помощи Василию и Константину имеет чрезвычайно важное значение для более правильного установления года крещения Руси. Впрочем, из слов Пселла с полной вероятностью можно выводить заключение, что военный отряд русских находился уже в Константинополе, когда войска бунтовщиков появились в окрестностях Пропонтиды.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

§ 81. Содержание молений и прошений. – Изъяснение прошений После торжественного перенесения Даров, Диакон, испросив благословение и молитвы у Священника, выходит пред двери Алтаря и возбуждает предстоящих к молению о принесенных и предложенных на Престоле Дарах, возглашая: Исполним молитву нашу Господеви, о предложенных честных Дарех и проч. «О предложенном да просим Бога; дабы Дары получили освящение, и да достигнет конца преднамеренное нами от начала предложение» 858 . К сему присовокупляет Диакон еще шесть прошений, а именно возглашает: дне всего совершенна, свята, мирна и безгрешна. Сими словами он побуждает молиться, чтоб Бог весь настоящий день до вечера сделал нам благопоспешным, особенно в подвигах благочестия; чтобы день этот был для нас Святым, чистым, непомраченным никакими дурными делами, чтобы мы проводили его в мире с своими ближними, с своею совестию и с Богом, и не осквернили его никаким грехом. Но как для этого нужно содействие небесное, то Диакон напоминает Христианам просить у Бога 2) Ангела мирна 859 , верна наставника к делам Богоугодным, и хранителя жизни. Но при всем том мы много согрешаем вси 860 , и несть человек иже поживет и несогрешит 861 ; потому естественно просить 3) отпущения прегрешений 862 ; 4) благ душам верующих и всему миру (т. е. тишины и безмятежия); 5) покаяния, и 6) Христианской кончины 863 , безболезненной, непостыдной 864 , т. е. достойной Христианина, с душою светлою, с благодарностию к Богу за земную жизнь и с отрадною надеждою на жизнь вечную 865 , чтобы мы без смущения могли явиться на страшный суд 866 , пред лицем Божиим. На все сии молитвенные возглашения, предстоящие, соединяя с гласом Диакона усердные прошения к Подателю всех благ, Богу, единодушно вопиют: Подай, Господи! Содержание молитвы прошения Вышепомянутое народное моление о предложенных Дарах Священник возносит к Господу молитвою Приношения, в которой просит Его услышать верующих и его самого сделать достойным приношения Даров и Жертвы словесные и безкровные, и принять ее в пренебесный, мысленный Свой жертвенник; причем воспоминает о принятых Им в Ветхом и Новом Завете жертвоприношениях и Дарах: Авелевых, Ноевых, Авраамовых всеплодий (λοκαρπσεις), Моисеевых и Аароновых Священств (Левитских Священнодействий), Самуилов мирных Жертв и самых Св. Апостолов 867 возношения сей бескровной жертвы и проч. Молитва Приношения Св. Златоуста начинается так: Господи Боже Вседержителю! В Литургии же Василия Великого : Господи Боже наш, создавый нас и проч. Сия последняя находится в Литургии Иакова, Брата Божия, откуда Св. Василий заимствовал ее с переменою некоторых ее 868 слов. § 82. Коликократно бывает возношение Даров в Литургии, и для чего?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Dmitrievs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010