2 . Установил Таинство Причащения Сам Иисус Христос и причастил в первый раз Своих учеников-Апостолов на Тайной вечере накануне Своих страданий. Сначала совершил Он с ними в последний раз ветхозаветную пасху, и затем установил это Таинство, как новозаветную пасху, или бескровное жертвоприношение, которое всегда напоминало бы верующим о Его спасительных страданиях и смерти и чрез которое они могли бы пребывать в теснейшем общении с Ним и чрез это освящаться. Установил Господь Таинство Причащения следующим образом. Он взял хлеб, благословил его, преломил и, подавая ученика, сказал: Приимите , ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое (т. е. которое за вас и за весь род человеческий приносится в жертву) во оставление грехов. Затем взял чашу с вином и подал ученикам, говоря: пейте от нее все, сия бо есть Кровь Моя Нового Завета (т. е. возобновляемого с Богом чрез страдания и смерть), яже (которая) за вы и за многия (всех людей) изливаемая (проливаемая на кресте) во оставление грехов ( Мф.26:26–28 ). Затем Господь прибавил: сие творите в Мое воспоминание ( Лк.22:19 ). 3 . Таинство Причащения составляет главную часть христианского Богослужения, так называемую Литургию, и совершается в храме или церкви на престоле. 4 . Литургия – слово греческое и значит „общественное Богослужение“. Храм, где совершается Литургия, как равно и другие христианские Богослужения, называется церковью, потому что в него для молитвы собираются верующие, которые составляют Церковь . Престол, это – трапеза или стол, устраиваемый в храме, в алтаре, для совершения Таинства Причащения. Престолом называется этот стол потому, что на нем Иисус Христос, как царь, таинственно присутствует. 5 . По заповеди Спасителя, Апостолы собирались ежедневно с верующими для совершения Таинства Причащения и, несомненно, установили чин совершения его – названный Литургией. Святой апостол Иаков, бывший первым епископом Иерусалимским, записал чин совершения литургии. Но в первые три века христианства, когда оно подвергалось гонениям со стороны иудеев и язычников, чин этот передавался устно и заучивался на память, из боязни обнаружить тайну христианского Богослужения язычникам. В IV веке уже открыто явились написанные чины литургии: святителя Василия Великого , сокращенный из чина литургии апостола Иакова, и святителя Иоанна Златоустог о, сокращенный из чина литургии Василия Великого , а в VI веке явился третий чин литургии Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова , папы Римского, который совершается Великим постом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

   И в это время в древности и вынимали частицы из просфор за усопших и живых, а теперь осталось лишь воспоминание за них:    «Зде (после святых) священник, — говорится в служебнике, — поминает, ихже хощет, живых и умерших» (литургия святого Василия Великого). О живых убо глаголет: «О спасении, посещении (посетить кого-либо — значит войти в дом, в общение; опять идея «вечери»), оставлении грехов» рабов Божиих (имярек).    О умерших же глаголет: «О покои и оставлении грехов души» рабов Божиих (имярек) «на месте светле, отонудуже отбеже печаль и воздыхание. Упокой, Боже наш, и покой (дай мир, утешай, прими в блаженное общение с Собою) их, идеже присещает свет Лица Твоего» (литургия святого Василия Великого).    ...Тайная вечеря для удостоившихся продолжается уже в Царствии Небесном согласно обещанию Самого Агнца, изреченному на Тайной вечери: «Очень желал Я есть с вами сию пасху, прежде Моего страдания. Ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием. И, взяв Чашу и благодарив, сказал: Приимите ее и разделите между собою. Ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, пока не приидет Царствие Божие» (Лк. 22:15—18).    А у святого евангелиста Матфея так: «Отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царствии Отца Моего» (см.: Мф. 26:29. Мк. 14:25).    Сие совершилось после Вознесения Его со святыми. Сие совершается и ныне с ними, с усопшими, коих мы поминаем.    Поэтому здесь особенно усердно нужно молиться за усопших.    Вынутые частицы за усопших лежат с Агнцем рядом, а затем по причащении живых их опускают уже и в Чашу со словами: «Отмый убо Господи грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною».    Чьи «грехи»? Ведь на дискосе с Агнцем лежали части и за Пресвятую Богородицу, и за девять «чинов» праведных людей, и за всех святых. Не за них же мы молимся? Конечно, нет. Они уже омыты. За них нам «достойно есть» Тебя благодарить, а их «блажити», особенно Богородицу. И они теперь ходатайствуют уже сами за нас и за усопших, чтобы отмылись грехи их, как и говорится далее (за словами «отмый»), «молитвами святых Твоих».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4094...

 В Священном Писании служение церковных вдовиц упомянуто в 1Тим. 5:9–11 : Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу. Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак. Служение церковных вдовиц упоминается также в ряде правил: Карф. 38 (47), Вас. Вел. 18 и 24. На церковный статус церковных вдовиц более всего света проливает 24-е правило Василия Великого , в котором, в частности, говорится: «Вдову, причтенную в число вдовиц, то есть от Церкви снабдеваемую, апостол повелевает оставити без попечения, аще посягнет за мужа… Вдова шестидесятилетняя, аще паки восхощет сожительствовати мужу, да не удостоится приобщения святыни, доколе не престанет от страстныя нечистоты. Аще же, прежде шестидесяти лет, причтем ее в число вдовиц, то наша вина, а не жены сия». Из этого правила вытекает, что если вдова, посвященная в чин церковных вдовиц, пожелает вступить в брак, то, во-первых, она лишается содержания со стороны христианской общины, а во-вторых, по толкованию епископа Никодима (Милаша) на данное правило, «таковую сумасбродную женщину надлежит лишить святого причащения до тех пор, пока не перестанет сумасбродствовать и не излечится от нечистой страсти». Это прещение, однако, не распространяется на пожелавшую выйти замуж вдову, посвященную в церковные вдовицы в возрасте до 60 лет, поскольку такое посвящение совершено было вопреки ясному указанию апостола Павла. Это уже вина епископа, совершившего незаконное поставление. Поскольку церковные вдовицы и диакониссы упомянуты в одном ряду в 40-м правиле Трулльского Собора, то сказанное о диакониссах в 19-е правиле 1 Вселенского Собора одинаковым образом касается и церковных вдовиц: «Они никакого рукоположения не имеют, так что могут совершенно быть счисляемы с мирянами». Вальсамон в толковании на 24-е правило Василия Великого пишет о том, что церковные вдовицы носили «мирское одеяние». В этом можно видеть еще один аргумент в пользу того положения, что церковные вдовицы хотя и составляли определенный церковный чин, но при этом не принадлежали к числу клириков, подобно тому как не принадлежали к клирикам древние копиаты, или фоссоры (гробокопатели), как не принадлежат к клиру и современные пономари или певчие, хотя, в отличие от современных пономарей, алтарников или певчих, древние церковные вдовицы, равно как диакониссы и пресвитериссы, имели некое посвящение в свой чин.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В литургии святителя Василия Великого есть тайносовершительные слова, которые кому-то по неопытности могут показаться не совсем подходящими к моменту окончательного совершения Таинства. Например, в литургии Иоанна Златоуста Таинство совершается при словах «преложив Духом Твоим Святым», а в литургии Василия Великого — при словах «излиянную за мирский живот и спасение». Сначала благословляют Чашу со словами «Чашу же сию, самую Честную Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» и потом произносят окончательные тайносовершительные слова — «излиянную за мирский живот и спасение». Странно, почему такие слова? Потому что именно ими подчеркивается: то, что вот-вот должно появиться на престоле вместо хлеба и вина, — это есть Та Самая Кровь Христова, которая была излита почти две тысячи лет назад за искупление человеческого рода, всего мира, и излита, конечно, из пречистого тела Спасителя. Таким образом, мы видим уже не «вместообразная Святаго Тела и Крове Христа», но Ту Самую Кровь, «излиянную за мирский живот и спасение». Этим как раз объясняются в действительности слова святого апостола Павла о том, что Спаситель вошел во святилище «не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию». Мы приобщаемся этой жертвы, и если бы мы были достойно, как должно, освящены и потому дерзновенны, то умом и духом вошли бы в это Святое Святых, где пребывает ныне с телом Господь наш Иисус Христос, потому что то Тело, которое мы вкушаем на святой трапезе, ничем не отличается от Тела Того, Кто восседает одесную Бога и Отца в нерукотворном святилище. «Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (ст. 13–14). Эти слова были адресованы древним евреям, давно ушедшему поколению людей, но мы должны понять, почему апостол Павел так говорит. Для нас его доказательство уже не имеет никакого значения, поскольку жертвоприношения давным-давно прекратились и иудейский храм разрушен, но для древних евреев было само собой разумеющимся: раз кровь тельцов и козлов, являющихся только прообразом крестной жертвы Спасителя, очищает людей, то тем более это делает кровь Сына Божия.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

В соответствии со сказанным, ниже предлагается изложение богословия архиепископа Илариона как экклезиологии, представленной в различных богословских аспектах. Различные аспекты экклезиологии священномученика Илариона (Троицкого) Триадологический аспект Пресвятая Троица – образ и источник существования святой Церкви. «“Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты дал Мне, чтобы они были едино, как и Мы… Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, так и они да будут в Нас едино” (Ин. 17.: 11, 20–21). На эти слова Христа следует обратить особенное внимание. В них ясно определена сущность всего христианства: христианство не есть какое-либо отвлеченное учение, которое принимается умом и содержится каждым порознь. Нет, христианство есть общая жизнь, в которой отдельные личности настолько объединяются между собой, что их единение можно уподобить единству Лиц Святой Троицы» . В этом уподоблении нужно выделить два момента: а) восстановление единства человеческого естества; б) соединение человечества с Богом. Для согласия с первым пунктом необходимо признание изначального единства человеческого существа, или единосущия человеческого рода. Идея эта имела в Церкви своих сторонников и противников. Но поскольку единство человеческого естества признавали довольно многие святые отцы и среди них Мефодий Патарский, Василий Великий, Григорий Нисский, Кирилл Александрийский, «то, думается, нельзя православному богослову оставить без должного внимания этой мысли святоотеческой при раскрытии догмата о Церкви» . Прародительский грех привел к рассечению первобытного единства человечества на множество разделенных, хоть и не окончательно, существ, но через Боговоплощение человеческое естество вновь обретает утерянное единство. По учению святителя Василия Великого, именно «“это главное в Спасителевом домостроении во плоти – привести человеческое естество в единение с самим собой и со Спасителем и, истребив лукавое сечение, восстановить первобытное единство; подобно тому, как наилучший врач целительными врачествами вновь связывает тело, расторгнутое на многие части”. Таким образом, по мысли святителя Василия Великого, естество человеческое до грехопадения было именно отобразом Божественной триединой Сущности. Цель Церкви в том и полагается, чтобы восстановить это поврежденное грехом единое человеческое естество» .

http://pravoslavie.ru/69130.html

В этой поэтичной и глубокой молитве Василия Великого есть одна очень важная мысль – мысль о том, как человеку прийти на Страшный Суд. Василий Великий называет жизнь ночью и говорит, что день наступает с пришествием Христа. Эта молитва – эсхатологического звучания, призыва Царства Небесного. Подобно тому, как Священное Писание заканчивается словами Ей, гряди, Господи Иисусе (Откр. 22, 20), подобно тому, как мы призываем в молитве «Отче наш»: Да приидет Царствие Твое, – так и основная мысль молитвы Василия Великого заключается именно в этих словах, только выражена она с глубоким богословским осмыслением. В ней совершенно очевидно, что каждое утро христианин готовится к встрече с Богом, и что каждый день может стать для него тем днем, когда он предстанет на Суд. Мы должны понимать, что, начиная новый день, мы каждый раз идем на встречу с Богом,  на Страшный Суд  можем прийти. Мы, христиане, ждем день, когда придет Судия и всем раздаст по делам его, и поэтому бодрственно будем выходить встречать Господа.   Служить Богу в страхе – хорошо; служить Ему в любви – лучше; но тот, кто умеет связать воедино страх и любовь, выбирает совершеннейшее. Майстер Экхарт Господь рассказывает притчу о Страшном Суде. О том, как сядет во славе Своей Сын Человеческий и будет судить всех людей. Поставит одних по правую сторону, а других – по левую сторону от Себя. И будут одни, как овцы, а другие, как козлища. И тех, кто по правую, он призовет к Себе: – Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Потому что был Я голоден, и вы накормили Меня, был Я болен, и вы посети ли Меня, был в темнице, и вы пришли ко Мне. А те скажут: – Господи, когда же мы это делали? И Господь ответит: – Так, как вы сделали одному из братьев Моих меньших, вы сделали Мне. А тем, кто по левую руку, Господь скажет: – Отойдите от Меня, проклятые, был Я голоден, и вы не дали Мне есть, жаждал, и вы не напоили Меня, был болен и в темнице, и вы не посетили Меня. И те тоже удивятся:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1420...

В этой поэтичной и глубокой молитве Василия Великого есть одна очень важная мысль мысль о том, как человеку прийти на Страшный Суд. Василий Великий называет жизнь ночью и говорит, что день наступает с пришествием Христа. Эта молитва эсхатологического звучания, призыва Царства Небесного. Подобно тому, как Священное Писание заканчивается словами Ей, гряди, Господи Иисусе (Откр. 22, 20), подобно тому, как мы призываем в молитве " Отче наш " : Да приидет Царствие Твое, так и основная мысль молитвы Василия Великого заключается именно в этих словах, только выражена она с глубоким богословским осмыслением. В ней совершенно очевидно, что каждое утро христианин готовится к встрече с Богом, и что каждый день может стать для него тем днем, когда он предстанет на Суд. Мы должны понимать, что, начиная новый день, мы каждый раз идем на встречу с Богом, на Страшный Суд можем прийти. Мы, христиане, ждем день, когда придет Судия и всем раздаст по делам его, и поэтому бодрственно будем выходить встречать Господа. Служить Богу в страхе хорошо; служить Ему в любви лучше; но тот, кто умеет связать воедино страх и любовь, выбирает совершеннейшее. Майстер Экхарт Господь рассказывает притчу о Страшном Суде. О том, как сядет во славе Своей Сын Человеческий и будет судить всех людей. Поставит одних по правую сторону, а других по левую сторону от Себя. Ибудут одни, как овцы, а другие, как козлища. Итех, кто по правую, он призовет к Себе: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Потому что был Яголоден, и вы накормили Меня, был Яболен, и вы посети ли Меня, был в темнице, и вы пришли ко Мне. А те скажут: Господи, когда же мы это делали? И Господь ответит: Так, как вы сделали одному из братьев Моих меньших, вы сделали Мне. А тем, кто по левую руку, Господь скажет: Отойдите от Меня, проклятые, был Яголоден, и вы не дали Мне есть, жаждал, и вы не напоили Меня, был болен и в темнице, и вы не посетили Меня. И те тоже удивятся: Господи, когда же все это было, когда же мы не послужили Тебе?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1420...

Вне града Божия будут чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду ( Откр.22:15 ). Итак, оккультизм, какими бы благовидными целями ни прикрывался, ведет душу в ад, поскольку человек обращается не к Богу, а к темным силам. Кто не с Богом, тот не может попасть в Царство Божие. Святая Церковь , раскрывая истины Священного Писания, время от времени принимала специальные постановления касательно оккультных знаний. В частности, 61-е правило Шестого Вселенского Собора гласит: «Предающиеся волшебникам… или подобным им, дабы узнать от них, что восхотят им открыть, да подлежат, согласно с прежними постановлениями отцов о них, правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии надлежит подвергать и тех, которые… соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастье, о судьбе, о родословии, и множество других подобных толков, равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов, и колдунов. Закосневающих же в этом, и не отвращающихся и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как и священные правила повелевают. Ибо, что общего у света с тьмою? — как говорит апостол. — Какая совместность храма Божия с идолами? Или какое соучастие верного с неверным? Какое согласие между Христом и Велиаром? (см.: 2 Кор.6:14-16 )». Святитель Василий Великий (IV в.) составлял правила, принятые Церковью во всеобщее употребление. Касательно оккультизма у него есть правила, которые за занятия волшебством отлучают человека от святого Причастия на несколько лет, а тот, кто напоил ближнего «колдовским зельем», приравнивается к убийцам. Так, правило 65-е святого Василия Великого гласит: «Покаявшийся в волшебстве, или в отравлении, да проведет в покаянии время, положенное для убийцы, с распределением сообразным тому, как сам себя обличил в каждом грехе». Правило 8-е святого Василия Великого посвящено приворотам, к которым обращались женщины (в некоторых случаях их зелья причиняли смерть): «Сие часто делают жены, покушаясь некими обаяниями и чарованиями, привлекать неких в любовь к себе, и дающие им врачебные составы, производящие помрачение разума.

http://sueverie.net/ogradi-nas-gospodi-o...

Вот какой смысл имеют указанные М. Антонием слова из книги «Деяний» и святого Василия Великого . Ни те ни другие не имеют ничего общего с учением о единении по общечеловеческому естеству или по «безличной коллективной природной общечеловеческой воле», о чем говорит М. Антоний 262 . Поэтому ссылка его на эти изречения не имеет за собою никакого основания. Но М. Антоний уверен, что слова святого Василия Великого свидетельствуют о единении людей не в смысле только единодушия, а в смысле единения по общечеловеческому естеству. Он даже убежден, что настоящие святоотеческие слова в этом именно последнем смысле находят себе подтверждение в Священном Писании. Поэтому М. Антоний говорит: «если читатель пожелает иметь авторизацию Васильевых слов в словах Христовых и апостольских, то это нетрудно исполнить. О соединении всех спасенных в грядущем веке не в смысле единодушия только, а в смысле существенного реального единства, подобного единству Лиц Пресвятой Троицы, читайте слова Единаго от Троицы: «Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы... Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их. Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... Я в них и Ты во Мне, да будут совершены во едино» ( Ин.17:11–23 ) 263 . Не так толкует эти слова Христа из Его первосвященнической молитвы Св. Иоанн Златоуст . «Сказав же о спасении их (учеников и всех верующих), говорит Св. Златоуст, и яко освящаются верою и жертвою, глаголет наконец о единомыслии 264 , и на сем уже заключает слово, отсюда начав, и на том скончав. Ибо в начале 265 рекл: «заповедь новую даю вам: (да любите друг друга) и зде: «да будут едино якоже Ты Отче во Мне, и Аз в Тебе»... Понеже бо ничто тако не соблазняет всех, якоже раздор, то сие устрояет, да будут едино. Что убо, совершил ли Он то, речеши? И зело совершил. Вси бо чрез апостолов веровавший, едино суть, хотя некоторые из них и отторгнулися 266 . Таким образом, из толкования святителем Златоустом указанных М. Антонием слов Христа видно, что здесь Господь призывает Своих учеников и всех верующих к единению на почве только единомыслия или единодушия, т.е. на почве истинной христианской любви, а не «общечеловеческого естества», о котором учит М. Антоний.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Говорю вам, что Ангелы их на небесах непрестанно видят лицо Отца Моего, Который на небесах ( Мф. 18:10 ). И псалмопевец говорит: Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их ( Пс. 33:8 , ср. Пс. 90:11 ). И: Ангел, избавляющий меня от всякого зла ( Быт. 48:16 ), и тому подобное. А что также некоторые Ангелы начальники целых народов, этому учит нас Моисей в песне, говоря: Когда Всевышний давал уделы народам и расселял Сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу Ангелов Своих ( Втор. 32, 8 ) 1 . И премудрый Даниил в видении слышал Ангела, который говорил: князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских ( Дан. 10:13 ); и немного после он же говорит: придет князь Греции ( Дан. 10:20 ). Но говорится и о каком-то Архистратиге воинства Господня, явившемуся Иисусу Навину при Иордане ( Нав. 5:14 ). И еще упоминаются какие-то легионы Ангелов, когда Господь говорит ученикам: или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов ( Мф. 26:53 ). Поэтому Архистратиг Ангелов, поставленных легионами, конечно, есть князь (4). У Ангелов нет ни ссоры, ни любопрения 2 , ни недоразумения; каждый пользуется собственностью всех, и все вмещают в себе всецелые совершенства, потому что ангельское богатство есть не какое-нибудь ограниченное вещество, которое нужно рассекать, когда требуется разделить его многим, но невещественное стяжание и богатство разумения. И поэтому-то совершенства их, во всяком пребывая всецелыми, всех делают равно богатыми, производя то, что собственное обладание у них несомненно и бесспорно. Ибо созерцание высочайшего совершенства и самое ясное постижение добродетелей есть ангельское сокровище, на которое позволительно взирать всем, так как каждый приобретает всецелое ведение этого и всецелое этим обладание (5). Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Василия Великого. - М. : ДАРЪ, 2008. - 512 с. ISBN 978-5-485-00227-5 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010