После падения Адама звери стали мстить человеку за то, что он не привел их к Богу, но, напротив, явился причиной их страданий и смерти. За долгие века истории такое состояние утвердилось и стало восприниматься как совершенно естественное. Но вот Христос, явившись в нашем мире, пришел в пустыню, и звери вдруг узнают в Его человеческой природе своего Царя и приходят к Нему, как когда-то к Адаму в Раю. Это событие несомненно подтверждает нам богословскую истину, что Христос восстановил в Себе первоначальное достоинство человеческой природы. И свидетелями тому является не кто иной, как дикие звери Иорданской пустыни. В книге пророка Исаии описывается грядущее Царство Христа, и там сказано, что в этом Царстве «волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их». Из этих слов видно, что в Царстве Христовом будут присутствовать не только люди, но и звери тоже. Однако нам нужно помнить, что Царство это будет совершенно непохожим на наш мир. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «Познай также и то: что это за прославление и светлосиянность твари будет в будущем веке! Ибо когда она обновится, то … будет такой, каким, по слову божественного Павла, будет наше тело… Вся тварь по повелению Божию имеет быть по всеобщем воскресении не такой, какой была создана – вещественною и чувственною, но имеет быть пересоздана и соделаться неким невещественным и духовным обиталищем, превысшим всякого чувства». Из слов святого Симеона видно, что Будущий век есть великая и до времени сокрытая от нас тайна, он не похож ни на что земное. Некоторые высказывали мнение, что даже таких незыблемых категорий нашего мира, как пространство и время, там уже не будет, но все это изменится и станет чем-то совершенно другим, подобным, может быть, той первоначальной тварной вечности, о которой писал святитель Василий Великий в книге Шестоднев. Ведь не напрасно сказано в Библии: не видел того глаз, не слышало ухо, и на сердце человеку не приходило, что приготовил Бог любящим Его…

http://azbyka.ru/propovedi/v-nachale-byl...

После построения жертвенника, чем было положено начало регулярному порядку жертвоприношений и кругу празднования священных дней, возвратившаяся община начала готовиться к построению храма – покупать материал и нанимать плотников: «и стали выдавать серебро каменотесам и плотникам и пищу, и питие, и масло сидонянам и тирянам, чтоб они доставляли кедровый лес с Ливана, по морю, в Яфу» ( 1Ездр. 3:7 ). Приготовления эти к постройке храма шли сравнительно недолго, и уже во 2-й месяц 2-го года по своем возвращении, т. е. в 536 г., иудеи положили основание дому Божию: «во 2-й год по приходе своем к дому Божию в Иерусалим, во 2-й месяц Зоровавель, сын Салафиилов, и Иисус, сын Иоседеков, и прочие братья их, священники и левиты, и все пришедшие из плена в Иерусалим положили начало и поставили левитов от 20 лет и выше для надзора за работниками дома Господня» ( 1Ездр. 3:8 ). Закладка храма сопровождалась внешнею ритуальною торжественностью и внутренно-религиозным одушевлением, весьма естественными и понятными при том важном значении храма, каковое имел последний во всей жизни израильского народа. Были поставлены священники в священных облачениях и со священными трубами, левиты стояли с кимвалами, попеременно славя Господа по уставу Давида пением «хвалите и исповедуйте Господа, ибо – благ, ибо вечная милость Его к Израилю» ( 1Ездр. 3:11 ). Это пение вызывало религиозный восторг и у присутствующего в данный момент времени народа, который присоединялся к пению левитов: «весь народ восклицал громогласно, славя Господа за то, что положено основание дома Господня» ( 1Ездр. 3:11 ). Но эта общая картина народного восторга нарушалась слезами скорби и печали тех лиц, в памяти которых рисовался прежний храм. Священный писатель проходит молчанием причину слез возвратившихся старцев, но эта причина очень понятна с психологической точки зрения: быть может, печальная картина отсутствия прежнего храма, место которого теперь было окружено его развалинами и новым материалом, вызывала слезы на щеках старцев; быть может, боязнь и глухое предчувствие того, что новый храм далеко не будет равным по своим размерам с прежним храмом и не будет походить на первый блеском и величием и что еще неизвестно, насколько светло его будущее, которого уже не видеть им, старцам, вызывало громкие рыдания. «Многие из священников и левитов и глав поколений, старики, которые видели прежний храм, при основании этого храма перед глазами их, плакали громко» ( 1Ездр. 3:12 ). «И не мог народ распознать восклицаний радости от воплей плача народного» ( 1Ездр. 3:13 ). И этот общенародный смешанный гул «слышен был далеко» ( 1Ездр. 3:14 ). В народном возбуждении, проявлявшемся в одно и то же время и в кликах радости одних, и в громких рыданиях других, как бы инстинктивно сказывалось предчувствие наступления мрачной истории постройки, которую вскоре же начали тормозить окружавшие иудеев соседи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Почему же нельзя воинам посылали иконы? Это не оружие. Святыни хранят верующих от зла духовного и телесного. Как священник знаю немало примеров. Не хочется ничего упрощать. Необходимость уничтожения зла силой свидетельствует о том трагическом положении, в котором находятся сторонники добра в этом мире, который по слову святого апостола Иоанна Богослова весь «лежит во зле» ( 1Ин. 5:19 ). Уже в ветхозаветное время пролитие чужой крови (даже на войне при защите избранного народа) делало человека временно нечистым. Господь не благоволил, чтобы Давид построил храм. Незадолго до смерти он сказал Соломону: «сын мой! у меня было на сердце построить дом во имя Господа, Бога моего, но было ко мне слово Господне, и сказано: «ты пролил много крови и вел большие войны; ты не должен строить дома имени Моему, потому что пролил много крови на землю пред лицем Моим. Вот, у тебя родится сын: он будет человек мирный; Я дам ему покой от всех врагов его» ( 1Пар.22:7–9 ). Святитель Василий Великий тем, кто в сражении (имеется ввиду защита христианского отечества) совершил убийство противника, предлагал 3 года воздерживаться от Св. Причастия (13-е правило). Нелегкая, но необходимая обязанность защищать людей. Что говорит об этом Новый Завет?: «[начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» ( Рим. 13:4 ). Чтобы автору письма помочь освободиться от упрощенного взгляда и недопонимания духовных вопросов, приглашаю его поучаствовать в решении некоторых мучительных проблем. Позволю его спросить. Должно ли государство защищать своих людей (женщин, детей, больных и т. д.), святыни и вообще свою землю от всех желающих напасть и ограбить? Если да, то, как это реально сделать, не побеждая вооруженного агрессора? Нужно ли было защищать нашу страну от нацистов в последнюю войну? Как это сделать, не убивая вооруженных насильников? Можно ли молиться за своих соотечественников, защищающих свою землю? Моральные принципы должны быть не абстрактными и мечтательными, а конкретными и реализуемыми. Иначе мы повредим людям. Бог не дает не исполнимых законов. Давайте испытаем жизненность наших нравственных убеждений. Вот реальная ситуация. Образовалась многочисленная террористическая банда. На переговоры не идет, оружие складывать не хочет. Каждый день десятками гибнут невинные люди (в том числе и дети). Какое вы предлагаете решение, исходя всего того, что Вы сформулировали в своем письме? Наше бездействие (по малодушию или в силу ложно понятых принципов) делает нас косвенными соучастниками происходящих убийств беззащитных людей.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Почему отцы собора приняли такое решение, нам становится ясно, если мы обратимся к Священному Писанию . Отсылка к нему есть и в упомянутом соборном решении, которое продолжается словами: «Ибо кто лишается правой, тот без сомнения, становится по левую сторону». Это отсылка к словам Евангелия, в которых Христос говорит, что «поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую… И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» ( Мф.25:33:46 ). В другом месте Он рассказывает, как Авраам говорит мучающемуся в аду, что «между нами и вами утверждена великая пропасть» ( Лк.16:26 ). И через пророка говорил: «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» ( Дан.12:2 ). А апостол Иоанн как очевидец свидетельствует: «И увидел я мёртвых, малых и великих, стоящих пред Богом… и судимы были мёртвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими… И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное… И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего… И не войдёт в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи… Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнём и серою» ( Откр.20:12,15; 21:2,27:8 ). Итак, не один раз, но многократно и прямо Господь провозглашает в Слове Своём, что две участи есть за гробом, два места – как же после этого можно придумывать третье? Такая мысль противоречит не только Писанию, но и учению святых отцов. Святитель Василий Новгородский в «Послании о рае» приводит слова священномученика Патрикия: «Два места приготовил Бог: одно – наполнено всем благим, а другое – тьмы и огня преисполнено». Преподобный Феодор Студит : «Когда несомненно предстоит нам смерть, сия общая всем епитимия… с одной стороны есть надежда получить Царствие Небесное, а с другой грозит геенна» (Слово 321). Свт. Димитрий Ростовский толкует: «В двенадцатом [члене символа веры ] верую в то, что как Царствие Небесное, так и ад бесконечны по времени и что после воскресения из мёртвых и дня Судного мы будем вести вечную жизнь или блаженную с Богом или окаянную с диаволом» 9О Символе Веры ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Преподобный Симеон Новый Богослов (59, 25). Велика Благость Божия и человеческая жестокость. Кто испросил себе отсрочку и получил прощение долга, тот, когда у него попросили отсрочки, не только не дал, но и заключил в тюрьму своего должника, не столько ему задолжавшего, сколько должен был сам: сам был должен десять тысяч талантов, а тот пятьдесят динариев. Потому евангельское слово, сравнивая человеческую доброту с Божией Благостию, справедливо назвало ее злом: " если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим... " . Не всю природу обвиняет оно во зле (да не будет этого!), ибо написано: " Благотвори, Господи, добрым " (Пс. 124, 4), и еще: " Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе " (Мф. 12, 35), но только сравнивая благость человеческую с Божией, назвало ее злом. Ибо далее сказано: " ... тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него " (Мф. 7, 11). Преподобный Исидор Пелусиот (115, 645). ДВОЕДУШИЕ Скрытое лукавство вредоноснее явного. Потому что, если бы знали клеветников, легче избежали бы их несдержанных языков и недобрых расположений. Святитель Василий Великий (6, 9). Никто пусть не будет лукавым и двоедушным, чтобы не постиг его грозный приговор: " Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый " (Пс. 11, 4). Преподобный Феодор Студит (69, 63). Анания, оскорбивший Духа Святого двоедушием и лицемерием, не остался без наказания (Деян. 5, 1-6). Наказание, какому подвергся он, без сомнения, чрезвычайное, и в обычной жизни не случается видеть примеры подобного наказания за двоедушие. Но это бывает не потому, чтобы нынешние лицемеры были виновны менее Анании, а только по милосердию Божию, ожидающему от них исправления и покаяния. И горе им, если не воспользуются этим милосердием! Наступит время воздаяния, когда Господь " осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения " (1 Кор. 4, 5), когда за всякое праздное слово, тем более за слово и дело лицемерное, люди подпадут строжайшей ответственности перед Богом. Поэтому пусть каждый ограждает себя страхом Суда Божия, чтобы хранить себя и в слове, и в деле от лицемерия и двоедушия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Разделы портала «Азбука веры» протоиерей Геннадий Фаст Видение нового Иерусалима " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" > ( 5  голосов:  4.8 из  5) “И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет” ( Апок.21:1 ). Здесь святой Иоанн Богослов указывает не на уничтожение твари, но на обновление ее к лучшему, как говорит апостол: “сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих” ( Рим.8:21 ). И божественный псалмопевец говорит: “как одежду. Ты переменишь их и изменятся” ( Пс.101:27 ). Ибо обновление обветшавшего означает не уничтожение сущности, но освобождение от ветхости и морщин. …Нужно заметить, что о небе и земле сказано: “миновали” вместо “изменились”, как мы изменимся, как бы за некоторого рода смерть почел он изменение прежнего состояния и перемену к лучшему. О море же сказал: “и моря уже нет”. Ибо какая нужда в море, когда не будет у людей нужды плавать по нему или перевозить по нему в отдаленные места произведения земли? К тому же если море означает бурную и волнующуюся жизнь — и тогда не будет в нем нужды. Ибо во святых не останется тогда никакого возмущения или страха. Подтверждает же это мнение и Василий Великий , объясняя изречение Исаии: “Который бездне говорит: “иссохни!” и реки твои Я иссушу” ( Ис.44:27 ). “И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего” ( Апок.21:2 ). Он видел Святой Иерусалим новым; новизна — знак изменения к большей светлости, которую получит вышний Иерусалим, от высших бесплотных Сил нисходящий к людям, поскольку общая глава обоих есть Христос Бог наш. Самый же город составляется из святых, о которых написано: “подобно камням в венце, они воссияют на земле Его” ( Зах.9:16 ), имея краеугольным камнем Христа. Называется он городом как обитель Царственной Троицы, ибо в нем обитает и ходит Она, по обетованию ( 1 Кор.6:16 ). Невестой же называется как прилепляющийся Владыке и соединяемый с Ним высшим и нерасторжимым соединением. Украшенной же именуется как внутри себя имеющая, по Псалмопевцу ( Пс.44:10 ), славу и красоту в разнообразии добродетелей.

http://azbyka.ru/apokalipsis/protoierej-...

Скачать epub pdf Барьеры нашего падения..., барьеры, да ещё какие! Падение произошло не мгновенно. Вернее сказать, мгновением был самый изначальный грех , но потом после этого оказались барьеры барьеры результата нашего основного падения, барьеры, которые меняли постепенно окружавший нас мир, в котором мы жили. Да, мы были там, и в глубине души мы очень хорошо знаем, что мы были там, потому что совесть наша говорит нам об этом. И все мы знаем, что мы оказались с потерянным Раем. И это понятие «потерянный Рай», как мы знаем, сохранилось в народах, в народных сказаниях, в народных песнях, даже в современной (сравнительно с древними временами) уже европейской литературе «The Paradise Lost» Мильтона «Потерянный Рай» по-английски. Да, потерянный так много и страшно мы потеряли! В чем же состоят эти барьеры? Первый барьер это то что остановило наших прародителей, первых наших праотца и праматерь, которых Библия сначала называет просто «человек», этим обобщая, как говорит Григорий Нисскиий , весь человеческий род (и это повторяет за ним преподобный Симеон Новый Богослов через 600 лет после Григория Нисского ). И мы знаем, что весь человеческий род был в первом человеке, которого Библия даже и не называет сначала по имени. И как говорит Григорий Нисский , что это будет уже только после того, как всё изначальное закончится и тогда будет история. А история начинается после греха и после изгнания из Рая. Изгнание из Рая происходит в результате первого барьера. Про первый барьер Библия говорит так: И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они (это вот первый барьер!) что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания ( Быт. 3: 6–7 ). Вот оно – познание, познание добра и зла, познание-вожделение, которое заставило ослушаться Божией заповеди, которое заставило съесть плод. Какой это был плод? Предание и Библия раскрывает это предание говорит о том, что плод этот был такой, что когда его съедаешь, то съедаешь его жизнь, жизнь этого существования, поглощаешь ее. То есть то семя, которое в плоде находится для того, чтобы дать жизнь новому творению, ты поедаешь для себя. И тогда вожделение заговорило в полной мере и поняли они, и увидели они что они наги, что они голы, и что им стыдно, потому что оказалось, что вот этот барьер охватил их в такой степени, что невинность, которая была до этого, красота, которая освещала им путь жизни, непосредственная чистая святая любовь вдруг омрачились себялюбивым вожделением себялюбивым поеданием чужой жизни и вожделенным чувством самих себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

Скачать epub pdf Глава 21 Статья шестьдесят пятая О новом небе, новой земле и о вышнем Иерусалиме Откр.21:1 . И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. Здесь тоже говорится не об уничтожении твари, а о перемене на лучшее, по свидетельству апостола: «сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих» ( Рим. 8:21 ). И божественный Псалмопевец говорит: «яко одежду свиеши я, и изменятся» ( Пс. 101:27 ). Обновление старого значит не уничтожение, но только устранение устарелости и морщин. И о людях, сделавшихся почему-либо лучшими или худшими, говорят: «и тот, да не тот», то есть изменился. Заметим также, что и евангелист, считая изменение прежнего состояния и перемену к лучшему за некоторого рода смерть, употребляет слово «преидоста», вместо изменились, а о море сказал: «и моря несть ктому». Потому что море будет не нужно, когда людям не нужно будет плавать по нему, ни перевозить и доставлять произведения земли в отдаленные страны. И тогда не нужно его, если оно означает бурную и полную волнений жизнь. Ибо у святых не останется тогда ни малейшего страха или смущения. Это подтверждает и Василий Великий в своем толковании на слова Исаии: «глаголяй бездне: опустееши, и реки твоя иссушу» ( Ис. 44:27 ). Откр.21:2 . И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. Видение новым святого города Иерусалима означает переход к светлости, которую получит горний Иерусалим, нисходящий к людям от бесплотных горних сил, потому что глава их всех – Христос, Бог наш. Этот город, имеющий краеугольным камнем Христа, составляется из святых, о которых написано: «камение свято валяется на земли его» ( Зах. 9:16 ). Он называется «городом», как обиталище Святой Троицы, ибо по обетованию Она обитает и ходит в нем ( 2Кор. 6:16 ). «Невестою» этот город называется, как прилепляющийся Владыке и соединяющийся с Ним в совершенном и нерасторжимом союзе; «украшенною» – как имеющий, по слову Псалмопевца, «славу и красоту» ( Пс. 44:14 ) в разнообразии добродетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

Спасение наше не может иначе состояться, если не изменится наш ум и не сделается иным действием силы Божией, так, чтобы он стал умом обоженным, то есть бесстрастным и святым. Обоженным бывает тот ум, который внутри себя имеет Бога; впрочем, чтобы ум стал таким сам по себе, это невозможно. Только тот ум, который соединяется с Богом посредством веры и познаёт Его в исполнении заповедей, – только такой наверняка удостоится видеть Его и созерцательно. Ибо через посредство веры, какую имеет он во Христа, вселяется Христос внутрь его и делает его обоженным. Сохраняется же ум обоженным, если всегда поучается в том, что есть Христово, и непрестанно внимает закону Его. Ибо поскольку кто внимает закону Христову, постольку соблюдает заповеди Его. И наоборот, кто имеет обоженный ум, тот по тому самому всегда поучается в том, что Христово, непрестанно внимает закону Его и творит заповеди Его. Преподобный Симеон Новый Богослов ( 60, 37 ). В нашем спасении участвует и благодать Божия, и наша свободная воля. Хотя человек и может иногда сам собою желать добродетели, но, чтобы исполнить желание свое, он всегда нуждается в помощи Божией, подобно тому как для больного недостаточно одного желания быть здоровым – нужно, чтобы Податель жизни Бог дал силы для здоровья. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (авва Херемон, 53, 408). Как для глаз большие расстояния делают предметы неразличимыми, но приблизившись, можно их видеть ясно, так и при умственных созерцаииях (в познании Бога) не приближающийся к Богу и не сделавшийся Ему близким посредством дел не может видеть дел Божиих чистыми очами ума. Святитель Василий Великий ( 4, 298 ). Будем веровать в Господа нашего Иисуса Христа и поклоняться Ему. Покорим себя Ему и постараемся исполнять волю Его во всякое мгновение. В другого бога, кроме Него, не будем веровать: Он – Бог великий. Господь господствующих. Будем славословить Его во истине и правде; не уподобим Его никакой из тварей ни из находящихся на Небе, ни из находящихся на земле, потому что все это сотворено Им и Он есть прежде всего и пребудет вечно, не будет иметь никакого конца. Будем веровать в Него и поклоняться Ему, чтобы царствовать с Ним и в вечности наслаждаться Его благами... Будем веровать в Него от всего сердца нашего и жить по заповедям Его, потому что вера без дел мертва, и Он помилует нас в Царствии Своем, когда окончим странствие, определенное нам в этом мире ( 82, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Ст. 16–17. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен. Действительно, все Писание ветхозаветное, дошедшее до нас на еврейском языке, и все писание новозаветное – богодухновенно. Следовательно, нужно читать его как писание Самого Бога, с молитвою, не рассеянно, с размышлением и с желанием применить его к своей жизни. Но оно полезно бывает на всякую потребу только тогда, когда его изучают под руководством первых толкователей церковных – св. отцов, бывших спутниками апостолам или их преемникам. Без опытного же руководителя можно не понять слово Божие, растолковать иначе, во вред своей душе; и тогда не достигается цель, с какою дано нам слово Божие. Прочитайте, например, скорбные страницы у пророков: Исайи, Иеремии и Иезекииля. Вникните в стоны псалмопевца, и ваша душа невольно отзовется на сетования богодухновенных мужей. Одна Псалтирь сколько разнообразных чувств пробуждает в читающем ее: и чувство скорби, и утешение, и надежду, и раскаяние, и благодарность к Господу, и молитву о помиловании, и осторожность с людьми на словах в обращении. Читайте чаще, чаще Притчи Соломоновы, книгу Премудрости Иисуса сына Сирахова, особенно в русском переводе. А Божественное Евангелие Спасителя нашего, – как много говорит оно нашему сердцу! Оно возвещено и дано нам и для научения, и для обличения, и для исправления, и для наставления в праведности. Но многие ли, многие ли читают его? Часто ли? Да и имеет ли его каждый православный дом с грамотными жителями? А между тем, Церковь очень заботится о скорейшем распространении Священного Писания на русском языке. Чем пропивать на вине трудовую копейку или тратить деньги на сласти и прихоти или излишние модные наряды, купи, каждый православный, Новый Завет для себя и для других и читай его сам каждодневно, а особенно в дни праздничные. Сам вразумишься, себя спасешь и слушающих тебя ( 1Tuм. IV, 16 ). Добрая книга – лучший друг. А Священное Писание как послание, письмо с неба – высшее утешение духу нашему.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010