Казань, 1885. «Православно-христианско-нравственное богословие”. Изд.Ι-е, СПБ, 1891. Изд.2-е, СПБ, 1894. “Объяснение православного богослужения». Вып.3-й, Казань, 1893. “Святый Афанасий Великий , архп. Александрийский и его избранные творения». СПБ, 1893. “Святый Василий Великий , архп. Кесарии Каппадокийской, его жизнь и избранные творения». СПБ, 1894. «О труде и отдыхе». Орел, 1900. “О посте». Орел, 1900. «О любви человека к себе самому». Орел, 1900. «Изображение Мессии в Псалтири». (Магистерская диссертация). Казань, 1879. 2– е изд. Казань, 1901. «О покаянии». Орел, 1901. «О молитве». Орел, 1901. «Церковные чтения». Екатеринбург, 1902. «Толковый апостол». Часть 1-я. «Объяснение книги Деяний Св.Ап. и Соборных Посланий». СПБ, 1903. Отзыв об этом труде см. «Приб. к «ЦВ» 1905, 14, стр.621. «Толковый Апостол». Часть 2-я. Объяснение первых семи посланий Св.Ап.Павла». СПБ, 1904. «Толковый Апостол». Часть 3-я. «Объяснение последних семи посланий Св.Ап.Павла». СПБ, 1905. «Экзегетико-критическое исследование послания Св.Ап.Павла к евреям». (Докторская диссертация). Казань, 1904. Отзыв проф.Богословского о сочинении см. «Прав.Собес.» 1908, май, стр.37. “Воспоминания о святых местах Востока: Константинополь, Афон, Палестина, Египет, Италия”. СПБ, 1906. “Святой Царь Давид, псалмы его и псаломские пророчества о Мессии». Варшава, 1907. «Собрание сочинений» (С портретом). Казань, 1909. «Списки Орловских иерархов». В собран.сочинений, Казань, 1909, стр.939–954. «Списки Смоленских иерархов». В собран.сочинений, Казань, 1909, стр.474–490. «Слова, речи и беседы». Вып.1 (с портретом). Казань, 1909. «Отзыв на его сборник». «Прав.Соб.» 1909, дек., стр.773–782. «Сборник статей (с рисунками)». Казань, 1909. «Святцы и праздники пасхального круга с изображением и песнопениями». Москва, 1909. «Учение о нравственности». Казань, 1910. «Святыни Казани». II книг. «Речь при наречении его во епископа Чебоксарского». «Приб. к «ЦВ» 1891, 9, стр.260. «Слово, сказанное в I-й Варшавской гимназии 12 января 1906 года».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Литература: Никанор (Каменский) , архиепископ. Собрание сочинений. – Казань, 1909. – С. 481. Поселянин Е. На молитве в тишине и в буре. – Пг., 1916. – С. 470. Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра 1713–1913: Историческое исследование доктора церковной истории С. Г. Рункевича . – СПб., 1913. Благовещенский А. История Казанской духовной семинарии. – Казань, 1871. – С. 37. Опатович С., священник. История Санкт-Петербургской епархии//Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии: в 10 т. – СПб., 1869–1885, т. 6. – С. 92–94. Макарий (Миролюбов) , архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о Нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. – СПб., 1857. – С. 127–133. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1401, 1406, 1410, 1411, 1414. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 82. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 235, 242. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 265, 289, 294, 381, 4 44, 605. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 82. Щегольков H. М. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранны е Николаем Щегольковым. – Арзамас, 1911. – С. 99. Труды Киевской духовной академии. – 1874, март. – С. 4. Известия по Казанской епархии. – 1885, 18. – С. 599–600. – 1907, 8. – С. 242. Симбирские епархиальные ведомости. – 1898, 12. – С. 90. Исторический вестник. – 1885, февраль. – С. 467. – 1888, август. – С. 414, 415. Православный собеседник. – Казань, 1858, август. – С. 583. – 1859 июнь – с. 203–210. – 1866, июль. – С. 247. – 1867, январь. – С. 60, 64. – 1874 июнь – с. 91–95 – 1901, январь. – С. 24–25.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Мы видим, какое утешение предлагают теософы! Не выучил урока, – был дурным человеком, пьяницей, развратником, – не смущайся: будет тебе дана переэкзаменовка. Если ее не выдержишь, опять не падай духом: будет снова дано тебе время для подготовления урока, пока не выучишь все уроки. «Бог хочет, чтобы ты выучил все уроки». Не подумайте, что здесь речь идет о Боге личном, живом, Отце небесном. Такого Бога теософия не знает, как не признает она и другого неба, кроме известных возвышенных состояний духа. Божество для нее безличная духовная субстанция, всепроникающая в мир, и мир является истечением, выдыханием или эманацией божества. «Итак, – говорят теософы, – Бог хочет, чтобы ты выучил все уроки». Но хотим ли этого мы? Учение теософии, наряду с предполагаемой свободой человека, ответственностью за его действия, проводит, в сущности, чистый детерминизм. Теософия желает идти в уровень с естественными науками, и она постоянно твердит об эволюции. Но эта эволюция в области нравственной превращается в какую-то натуралистическо-пантеистическую эволюцию. Не я, собственно, желаю выучить «уроки», а абсолютное постепенно приходит к сознанию себя во мне чрез ряд моих перевоплощений, и оно собственно действует, а не я. И кого, спрашивается, в наше время теософы серьезно могут убедить в существовании перевоплощений человеческой души? Ссылка на верования древних культурных народов не имеет силы, ибо мало ли в этих верованиях всякого рода идей и заблуждений. В христианстве на это учение нет нигде ни малейшего намека, и только невежество может здесь привлекать такие места Евангелия, как слова Христа Спасителя об Иоанне Крестителе: «той есть Илия хотяй приити» ( Мф.11:14 ), «Илия уже прииде и не познаша его» ( Мф.17:12 ). В другом месте, ясно говорится, что Иоанн Креститель выступит в духе и силе Илии ( Лук.1:17 ), а действовать в духе и силе другого не значит, конечно, что этот другой вновь входит своей личностью в бытие или перевоплощается. Кто знаком с творениями Оригена , Климента Александрийского , тому покажется в высшей степени несообразным утверждение теософов, что эти учителя церковные не чужды были учения о душепереселении. Невозможно также здесь привлекать – что делают теософы, напр., г-жа Каменская – Гегеля, Фихте, Канта, Шеллинга и др. 3

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

«направил множество писем и обращений к духовенству зарегистрированных обществ, к верующим незарегистрированных групп верующих старообрядцев не входящих в его юрисдикцию Узбекской АССР, Казахской АССР, Грузинской АССР и много других населенных пунктов нашей Советской страны» (Там же). Архиерей также писал беглопоповцам в Румынию и намеревался побывать у них. Е. пытался лично посещать старообрядческие общины. В 1956-1957 гг. он побывал в зарегистрированных беглопоповских общинах в г. Камбарка Удмуртской АССР, в пос. Климово и в г. Новозыбкове Брянской обл. (к 1957 в СССР было зарегистрировано 14 общин беглопоповцев), посетил незарегистрированные общины в Казахской ССР (Караганда, Лениногорск (ныне Риддер)), Узбекской ССР (Ташкент). Поскольку в этих общинах не было священнослужителей, архиерей совершал там богослужения и требы. Несмотря на запреты уполномоченного, Е. направлял священнослужителей в незарегистрированные общины беглопоповцев, в частности в с. Семёновка Горьковской обл., в городах Камышин и Михайловка Сталинградской обл. (священники Иоанн Боев, Пантелеимон Машинин, Исай Лестев). Свящ. Василий Абрамов (брат Е.) был командирован архиереем в общины Оренбургской и Куйбышевской областей, свящ. Иоанн Блохин - в общины Закавказья, свящ. Иоанн Изюмов - в общину Сталинградской и Уральской областей. Е. совершал хиротонии: на куйбышевский приход он рукоположил свящ. Иоанна Тулупова и диак. Каллиника Сергеева; зачастую хиротонии не удавалось совершить из-за вмешательства властей. 31 авг. 1956 г. в московском храме свт. Николы под председательством Е. состоялось совещание епископов и священников Древлеправославной церкви, на к-ром обсуждались вопросы поставления священнослужителей и архиереев. Летом 1957 г. Е. в московском храме возглавил панихиду по архиеп. Иоанну. Тогда же он обратился в Совет по делам религ. культов с просьбой разрешить поездку в Тбилиси, Кизляр, Новочеркасск и в Каменскую обл. (существовавшие там беглопоповские общины не имели регистрации) и получил отказ.

http://pravenc.ru/text/190081.html

Первое документальное упоминание о Евгении–Екзакустодиане мы находим в исповедной ведомости Крестовоздвиженской церкви за 1841 г., в которой отмечены его отец пономарь Федор Васильев и мать Мирония Григорьева, оба 25 лет, а также 3 сестры 2–5 Возраст Евгения показан 7 месяцев, следовательно рождение его можно отнести к августу–сентябрю 1840 После Евгения в семье родились еще 4 сына – Николай, Христофор (вскоре умерший), Василий и В том же приходе в качестве заштатного исповедные ведомости 1837–1844 гг. отметили и деда, вдового пономаря Василия Андреева Каменского 47–55 значит Федор Каменский унаследовал свою должность от отца. Таким образом, происхождение Евгения–Екзакустодина с полной уверенностью можно вести из бедной многодетной семьи потомственных сельских церковнослужителей. В публикуемых письмах он с теплотой отзывается о своей многочисленной родне, включая и мать, по которой скучал, живя в Казани. О бедности же свидетельствует факт получения им казенного пособия при обучении в Вологодском духовном училище – 6 рублей за Об окончании Евгением Каменским в 1858 г. училища можно судить по опубликованному списку выпускников, переведенных в Однако в ее низшем (младшем) отделении он проучился недолго, поскольку уже в 1859 г. поступил в послушники Успенской Семигородней пустыни. 1 августа 1867 г. он принял постриг с именем в честь одного из 7 Эфесских отроков-мучеников III в. н. э. (память 4 августа ст. ст.). В системе русской православной номинации это имя можно считать В архивных документах встречается разное его написание: Екзакустодиан и Ексакустодиан, а также Эксакустодиан. В Семигородней пустыни он последовательно исполнял должности ризничего, затем казначея, причем в ведомостях отмечалось, что он «в послушаниях поведения ревностнайшаго, полезнейшаго и а в июне 1871 г. был определен епархиальным начальством строителем Спасо-Преображенской Белавинской пустыни на Кубенском К ней тогда были приписаны Богоявленская пустынь в Заднесельской волости на Белавинском озере и Александро-Куштская в Лысогорской волости, на восточном побережье Кубенского озера, в 8 верстах от острова Заняв должность строителя, Екзакустодиан перевел в послушники управляемого им монастыря своего младшего брата Михаила, который до того являлся послушником Владимирской Заоникеевой пустыни под За благоустройство Белавинской пустыни Екзакустодиан в августе 1874 г. был возведен в сан игумена, а в мае 1876 г. в том же сане возглавил Григориев Пельшемский Лопотов

http://sedmitza.ru/lib/text/5560644/

С 1872 г. в обители служил свящ. Василий Алексеев. Указом Святейшего Синода от 9 мая 1892 г. община была преобразована в монастырь. К 1 янв. 1892 г. в обители проживало 25 монахинь, 18 инокинь, 103 послушницы, в 1917 г.- 30 монахинь и 150 послушниц, к 1919 г.- настоятельница мон. Емилия, казначея мон. Маврикия, 22 монахини, 93 рясофорные сестры, 20 послушниц и 45 белиц. С 1910 г. ежегодно 5 июня из К. м. в с. Усть-Карабольское «на моление» выносилась чтимая икона Божией Матери «Отрада». К 1919 г. в обители были построены домовая ц. в честь Казанской иконы Божией Матери (освящена 21 окт. 1862), каменный 3-престольный собор (1861-1880), главный придел к-рого освящен в 1878 г. в честь Преображения Господня, юж. придел - 25 сент. 1880 г. в честь Благовещения Пресв. Богородицы, сев. придел - 28 сент. 1880 г. во имя свт. Николая Чудотворца. В К. м. также были построены 2-этажный каменный корпус, 2-этажный «полукаменный», 2-этажный деревянный и одноэтажный каменный корпуса, кухня, трапеза и др. деревянные службы, ограда. С 27 окт. 1914 г. в обители служил сщмч. Николай Васильевич Бирюков . 7 апр. 1918 г., в праздник Благовещения Пресв. Богородице, о. Николай прочитал с амвона воззвание Святейшего патриарха свт. Тихона (Белавина) , призвал верующих сплотиться вокруг Церкви и, если потребуется, пострадать за свои убеждения. В тот же день сщмч. Николай был арестован представителями Каменского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и отправлен в Следственную комиссию революционного трибунала Екатеринбурга. Его обвинили в распространении «черносотенного воззвания» патриарха. Но, рассмотрев дело священника и приняв во внимание, что он только прочитал воззвание патриарха после литургии, 10 июня 1918 г. Следственная комиссия приняла постановление об освобождении о. Николая. С пастыря была взята подписка не читать в церкви никаких брошюр и изданий без разрешения местного совета. В июле-авг. 1919 г., после занятия города большевиками, в кельях К. м. были расквартированы красноармейцы. Сщмч. Николай обличал в проповедях братоубийственную войну, отказался отпеть убитого красноармейца. При обыске у него было найдено письмо сыну, служившему в Белой Армии. Все это стало основанием для возбуждения уголовного дела. В авг. 1919 г. о. Николай вновь был арестован и 2 сент. расстрелян. Решением Свящ. Синода от 17 июля 2002 г. сщмч. Николай был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

http://pravenc.ru/text/1470101.html

С Николо-Тропинской церковью связано такое значимое в русской истории событие, как смерть патриарха Никона. Он возвращался из изгнания в первопрестольную, когда после переправы через Которосль 17 августа 1681 г. занемог и умер. Гроб с телом патриарха был поставлен в Николо-Тропинской церкви, а место его смерти было отмечено деревянным крестом. Нижний храм Богоявления служил тёплой церковью. При нём имелись приделы Феодоровской Богоматери и Петра и Февронии Муромских. Особым почитанием прихожан пользовались иконы Николы Чудотворца (по преданию, уцелела во время пожара 1658 года) и Петра и Февронии. В XVIII в. церковь была расписана «в золочёных клеймах». Купец П.А. Ерыкалов, исполнявший обязанности церковного старосты в 1869-94 г.г., задумал и осуществил перестройку старинного храма в псевдорусском стиле. При нём площадь храма значительно расширилась за счёт пристройки трапезной с колокольней, а также крытой паперти. Приделы были упразднены «по тесноте и сырости». После закрытия храма в 1931 г. его испросила для своих нужд администрация деревообрабатывающей фабрики. Купол был демонтирован, колокольня - снесена. В таком виде здание долгое время использовалось под клуб и под общежитие. В постсоветское время никаких реставрационных работ не велось, в канун 1000-летия города здание занято складом рыбопродукции объединения «Ярославрыба», территория огорожена и для посещения закрыта. Николо-Тропинский приход Церкви: а) Николо-Тропинская; б) Златоусто-Коровницкая. Состав причта: настоятель 1, его помощник 1, псаломщиков 2. Священно-церковнослужители, предназначаемые в штат: Священник Василий Петровский - настоятелем, священник Александр Каменский - помощником настоятеля, диакон Алексей Крылов - псаломщиком; диакон Капитон Пятницкий - псаломщиком. К оставлению сверхштатными: дьячек Евгений Преображенский, дьячек Павел Богословский. Список Высочайше утвержденных приходов по Ярославской епархии. - Ярославль. 29 апреля 1877 года Приход Николо-Тропинский в предместии городском за рекою Которостию, зовомый по именованию настоящей церкви и по слободе. Церковь одна каменная о двух апартаментах, вверху настоящая холодная во имя святителя и чудотворца Николая; построена по старанию приходских людей в 1702 году, а кем освящена, известия нет; внутри стенным письмом не расписана, пол в алтаре кирпичный, в церкви тесовой. Внизу теплая во имя Богоявления Господня с приделом в алтаре по правую сторону во именование образа Феодоровского Пресвятой Богородицы; внутри штукатурною работою убрана и в золоченых клеймах стенным письмом расписана; пол в оной кирпичный, покрыта и с главою вся по железной решетке белым листовым железом.

http://sobory.ru/article/?object=20754

«Царевическая Иванова царица инока Леонида» (смотри Шведский столп 1609 г., 2 2 ). Царица Ирина Феодоровна постриглась и наречена Александрой 7106 года января 15-го дня; а в 6-е лето по представлении царя Феодора Иоанновича скончалась. Годунов 3 царь избран в Новодевичьем монастыре, 1598 г. февр. 21-го во вторник на Сырной неделе; а февр. 26-го шествовал из монастыря в Кремль, где и наречен, и провозглашен царем. 1605-го апр. 13-го смертоносным зельем упоил себе. Сын его июня 10-го удавлен от Отрепьева. Гришка Отрепьев во иноцех Герман 4 1605 г. июля 21-го в неделю сел на Московском государстве. 1606 мая 9-го сочетался браком; того же мая 17-го убит. 1606 мая 19-го избран во цари на Лобном 5 месте Василий Иванович Шуйский. Июнь 1-го в неделю святых коронация его. 1606-го июня 3-го мощи Димитрия царевича привезены в Москву. 1608-го янв. 14-го женился на княжне Марье Петровне Буниносовой (sic). 1610-го июля 18-го сведен с престола и пострижен. В сен. месяце взят из Чудова монастыря с братьями его князем Дмитрием и князем Иваном, и с женой князь Дмитриевой княгиней Екатериной и повезен в Осипов монастырь, а оттуда в Литву. 1635 июн. 10-го привезено из Польши тело его и на другой день 6 погребен в Архангельском соборе. Царица Елена умре 7133-го. 1610-го сен. 21-го, гетман Жолкевский впущен в Москву с польским войском. 1611-го мар. 19-го разорение и мятеж. Фев. 17-го, патриарх Гермоген удушен. Мая 26-го Смоленск взят. Июля 16-го Новгород взят. 1612-го окт. 26-го установлено праздновать об освобождении Москвы. Wladislavus Polonus et carol. Philip. Svecus vocati, sed non adepti. 1613-го февр. 21-го избрание на царство Михаила Феодоровича, был тогда 18 лет. Июля 11-го коронован. 1621-го в сен. на 25-м году возраста посылал в Данию посольство для сватовства на племяннице королевской. Хотел жениться на Хлоповой Марье Ивановне 7 , дочери Ивана Ивановича. Она жила в Верхних хоромах и нарекли ее царицей, и имя ей дали Настасья, за болезнью от рвоты (был собор) и сослана она с Верху в Нижний 7124 сент. 14-го. 7133-го окт. свадьба с княжн. Марьей Владимировной Долгоруковой, которая скончалась генваря 6-го. 1626 фев. 5-го свадьба с Евдеей (sic, Евдокией) Лукьяновой Стрешневой, которая скончалась августа 18-го 1645-го.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Наш внутренний опыт, наше сознание подтверждает ли существование перевоплощения? Чувствуете ли вы свои прежние существования? Нет, не чувствуем. А если теософы говорят, что чувствуют, то они впадают здесь в тот оккультизм, от которого многие из них всячески желают обособиться. Я живо помню свое детство, свои студенческие годы, начало своей службы, но никак я не могу припомнить, что моему детству уже предшествовало какое-то другое детство, что служба дается мне сравнительно легко, потому что я уже когда-то служил в другом своем бытии, что я потому сравнительно легко усваиваю языки, что когда-то, при другом своем воплощении, немного с ними ознакомился. Напрасно, теософы ссылаются в данном случае на закон наследственности, ибо ни один современный психолог не будет возводить наследственность к странствованиям души, и гений не есть продукт этих длинных странствований. Г-жа Каменская учением о перевоплощении думает разрешить такую проблему. Одни души рождаются «в трущобе, среди ужаса, разврата и нищеты», а другие – в благоприятных условиях. Где же справедливость? Теософия отвечает: «во свете древнего учения о перевоплощении и о карме, все загадки жизни, самые запутанные, сложные и мучительные, разрешаются удовлетворительным образом. Во свете этого учения, сама жизнь превращается в великую школу, в которой люди переходят с одной ступени на другую, не переставая учиться, и в которой все затруднения, и все бедствия, суть испытания, трудные задачи, которые мы должны разрешить, – экзамены, которые мы должны сдавать снова и снова» 4 . Вот и успокоение! Спрашивается, почему же один рождается в трущобе, а другой – среди благоприятных условий? Почему родившийся в неблагоприятных условиях должен выдержать больше экзаменов, чем другой, имеющий все благоприятные условия для своего развития? Или тут действует неумолимый закон кармы? Или этот закон кармы повлек за собой то, что я, живший уже раньше, родился в трущобе, среди ужаса и разврата?… Страшным фатализмом веет от всей этой кармы, хотя его желают прикрыть законом свободы, ответственности за свои действия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

С января 1731 по ноябрь 1735 года Ломоносов учился в Московской академии. Именно она стала для него тем бесценным источником знаний, ради которого он пришел пешком из Архангельска в Москву, и именно отсюда он отправится дальше обогащать свой научный и университетский опыт вначале в Петербурге, в гимназии при Академии наук, а затем в Марбургском университете. Опыт организации Марбургского университета Ломоносов положил в основу проекта Московского университета, утвержденного 12 января 1755 года императрицей Елизаветой Петровной. Но одновременно, он думал и о наполнении своего университета русскими профессорами и русскими студентами, а источниками и тех, и других должна была стать Московская академия. Одними из первых были два ученика Ломоносова — Антон Алексеевич Барсов и Николай Никитич Поповский. Оба они с 1738 по 1748 г. учились в Московской академии, откуда в числе лучших учеников, как ранее их учитель, были переведены в Петербургскую Академию наук. Ломоносов лично курировал их обучение и организовал в 1753 году получение обоими степеней магистров философии и свободных искусств — первое в истории России производство в ученые степени. Уже тогда Ломоносов видел в них первых русских университетских профессоров и поэтому с радостью порекомендовал их для зачисления в штат Московского университета. Старшим современником Ломоносова был другой, несправедливо забытый выпускник Академии Николай Николаевич Бантыш-Каменский. Выдающийся историк, архивист, археограф, он стал директором Московского главного архива Коллегии иностранных дел. Знаменитыми стали питомцы Академии Василий Петрович Петров и Ермил Иванович Костров. В.П. Петров был выдающимся поэтом, а в бытность его преподавателем Академии стал переводчиком при кабинете Ее Императорского Величества и библиотекарем эрмитажной библиотеки. Е.И. Костров также был поэтом и переводчиком, после Академии учился в Московском университете и вошел в историю как «официальный стихотворец университета» и автор первого стихотворного перевода Илиады.

http://patriarchia.ru/db/text/1299094.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010