Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЕССРЕБРЕНИКИ [анаргиры; греч. νργυροι; безмездники], люди, имеющие имущество, но отказывающиеся от владения им; люди, к-рым чужды сребролюбие (любовь к деньгам), корыстолюбие. Св. бессребреники. Миниатюра из Евангелия (Cod. Dionys. 587 (m) Fol. 159v). 1059 г. Св. бессребреники. Миниатюра из Евангелия (Cod. Dionys. 587 (m) Fol. 159v). 1059 г. Для ветхозаветного времени эта добродетель не характерна, но пример бессребреничества св. отцы находят в ВЗ: «В Иове не было и следа сребролюбия, потому-то он, и всего лишившись, пребыл без смущения» ( Ioan. Climacus. 17. 13). Основание бессребреничества по НЗ - в бессребреничестве Христа: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор 8. 9); «Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами» (2 Кор 12. 15). «...Взаймы давайте, не ожидая ничего» (Лк 6. 35); «...когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» (Лк 14. 13-14). «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: «не оставлю тебя и не покину тебя»...» (Евр 13. 5). 1. Бессребреничество - аскетическая категория, характеризующая человека, способного отказаться от владения имуществом, победившего страсть сребролюбия, корыстолюбия. Человек, вступающий на путь подвижничества, должен прежде всего душой оторваться от пристрастия к собственности, быть нестяжательным (ибо «не может служить Богу и маммоне» - Мф 6. 24), не беспокоящимся о средствах жизни, целиком вверившим себя попечению Господа («потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» - Мф 6. 32). Отцы Церкви считали, что не столько надо избегать дел сребролюбивых, «сколько самую страсть эту с корнем вырывать. Ибо никакой пользы не принесет нам неимение денег, если останется в нас желание стяжания» ( Ioan. Cassian. De inst. coenob. VII 21). «Что с вами делается, люди? Кто вашу собственность обратил в средство уловлять вас?» - в этом наставлении против обогащения свт. Василий Великий указывает (Hom. 7) существо сребролюбия и путь освобождения от него: имение не должно «уловлять» душу человека. Прп. Антоний Великий , начиная подвижническую жизнь, дарит жителям своей деревни землю, к-рой владел после смерти родителей, продает все прочее имущество, а деньги раздает нищим, оставив немного для воспитания малолетней сестры ( Athanas. Alex. Vita Antonii. 2). Евсевий Кесарийский рассказывает о пресв. Памфиле, в продолжение всей своей жизни славившемся «презрением житейского, раздаванием имущества бедным, пренебрежением мирских надежд» (De mart. Palaest. 10, 11).

http://pravenc.ru/text/149067.html

Третья причина. Люди должны были усвоить обстоятельства пришествия Спасителя, чтобы они могли узнать Его. Господь ведь для многих стал камнем преткновения. Поэтому обетование о жизни Спасителя должно быть дано действительно во всех подробностях о жизни Спасителя. Вот что пишет свт. Василий Великий в Слове о Святом Духе (гл. 14): «Домостроитель нашего спасения подобно глазу человека, выросшего во тьме, вводит нас в великий свет истины после постепенного к Нему приобщения, потому что щадит нашу немощь. В глубине богатства Своей премудрости и в неисследованных судах разумения предначертал он для нас это легкое и к нам применимое руководство. Приучая сперва видеть тени предметов и в воде смотреть на солнце, чтобы приступив вдруг к зрению чистого света, мы не омрачились. На этом основании измышлен закон и «тень будущих благ» ( Евр.10:1 ) и предображение у пророков. Эти гадания истины для обучения очей сердечных, чтобы удобным для нас сделался переход от них к премудрости в тайне сокровенной». Четвертая причина. Должна была быть некоторая лестница, которую мы могли бы условно назвать «лестницей освящений» (патриархи, ветхозаветные святые, пророки, праотцы св. Девы Марии и на вершине этой лестницы – Богородица, не имеющая личных грехов). Через ряд освящений должна была явиться Пресвятая Дева. Должно было быть устремление к Богу наиболее чистое для того, чтобы Спаситель мог прийти как вершина, завершение того, что ожидалось. Лекция 11 Что такое воплощение и вочеловечение? Прежде всего, о воплощении. В ( 1Ин.4:2–3 ) говорится: «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста». Вопрос состоит в том, как пришел Господь наш Иисус Христос. Это и есть вопрос о воплощении. Как понимали воплощение Бога иудеи и язычники до христианства? Иудеи тоже понимали воплощение, только говорили, что Бог говорит через пророков. В пророках воплощается Дух Божий, и Он говорит через пророка. Зачастую мы так и читаем об этом в Ветхом Завете – пророк говорит словами Бога. Поэтому идея воплощения была не чужда иудеям. Язычники тоже говорили о воплощении. В мифологии язычников Зевс появлялся в том или другом образе – в виде быка, человека, а явившись на земле, он действовал сообразно с тем, в каком виде он являлся. Христианское учение коренным образом отличается и от иудейского, и от языческого. Апостол Павел говорит, что для иудеев это соблазн, для эллинов – безумие.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

10. Менандр: Тех, которые свою жизнь неразумно растрачивают, Прекрасно послушать, но это быстро обращается всем во зло. 11. Хилон: Растрачивающий на то, что не должно, будет иметь мало на то, что должно. 12. Не владеть богатством вреда не принесет, владеть им дурно – оно погубит жизнь того, кто им обладает. 13. Плутарх: Жизнь распутных проходит, словно у умирающих каждый день. 14. Видя распутного богача, который ел маслины и пил воду, сказал: «Если так завтракаешь, то уж не так обедаешь». 15. Кипсел: Скупому лучше умереть, чем жить в недостатке. 16. Платон: Мудрый Платон, видя благородного юношу, который распутно тратил родительское богатство, ядущего хлеб и пьющего воду у ворот гостиницы, сказал: «Если так по своей воле завтракаешь, то уж не так обедаешь». 17. Диоген: Этот, подойдя к некоему юноше, проедающему отцовское наследство, попросил у него десять драхм. Спросив о причине, почему от других берет обол, а от него требует десять драхм, сказал: «Потому что от других надеюсь получать часто, от тебя же больше никогда». 18. Ксенофонт: Не брать блага не так трудно, как удержать взятое. 19. Дифил: Трудно кучу собрать за долгое время, За день один растащить ее легче. 20. Зенон: Зенон сказал оправдывающим свою расточительность тем, что они истратили большие излишки: «Разве вы с поварами согласны, если они говорят, что сделали соленые приправы, потому что у них есть много соли?» Слово 62-е. О привычке и нравах 1. Рим. 7, 22 : Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. 2. Прем. 14, 17 : Потом утвердившийся временем этот нечестивый обычай соблюдаем был, как закон. 3. Сир. 23, 19 : Человек, привыкающий к бранным словам, во все дни свои не научится. 4. Свт. Василий Великий : Ни на воске невозможно писать, если не изгладить написанные ранее знаки, ни душе приобщиться к Божественному, если не изгнать прежние мнения.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

14-17). Единство и целенаправленность течения исторического В. выражена в словах ап. Павла, обращающегося с проповедью Евангелия к евреям. Он напоминает адресованный им в свое время призыв псалмопевца Давида , желавшего, чтобы израильский народ не отвернулся от Бога, как во времена прор. Моисея (Числ 14. 20-23), а покаялся и вошел в покой Господень (Пс 94. 11): «О, если бы вы ныне послушали гласа» Господа (Пс 94. 7). Теперь ап. Павел, как ранее пророки Моисей и Давид, уверяет евреев о даровании Богом новой возможности обращения к Нему: «...те, которым прежде возвещено, не вошли в него (покой Господа.- Авт.) за непокорность, то (Господь.- Авт.) еще определяет некоторый день, «ныне», говоря через Давида, после столь долгого времени...» (Евр 4. 6-7). Апостолы говорят и о совр. им Боговоплощении, и о буд. Втором пришествии Христа как о последнем В., по духовному смыслу сближая эти события, отстоящие друг от друга в человеческой истории (Иак 5. 3; 1 Петр 1. 5, 20; 2 Петр 3. 3; 1 Ин 2. 18; Иуд 18; 1 Тим 4. 1; 2 Тим 3. 1; Евр 1. 2). Вообще восприятие В. в НЗ эсхатологично, т. е. проникнуто ожиданием конца истории, ибо человечество мучится, ожидая искупления, усыновления в Боге (Рим 8. 22-23), «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется...» (Рим 8. 18), и это «время близко» (Лк 21. 8; Откр 1. 3). Но не дело людей «знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян 1. 7; ср.: Мк 13. 32-33; 1 Фес 5. 1-2), исполнение Божиих обетований может происходить внезапно для человека. История закончится, «когда... настанет совершенное», а относительные человеческие знания упразднятся (1 Кор 13. 8-10); тогда упразднится и сотворенное Богом В., «времени уже не будет» (Откр 10. 6). Комментируя первый стих кн. Бытие, свт. Василий Великий учит, что выражение «в начале» означает начало временное, тварное, а не безначальное Начало Самого Творца ( Basil. Magn. Hom. in Hex. 1. 2-5; ср.: Aug. De Gen. imperf. 6). Опираясь, вероятно, на Филона Александрийского ( Levie J.

http://pravenc.ru/text/155438.html

14. Сократ: Гром пугает детей, угрозы – неразумных. 15. Севериан : Начало спасения людей – страх Божий, и корень всех благ в нас – Божий закон. Ибо ни закон Божий без страха, ни страх Божий без закона. Ибо закон исполнителем предписанного имеет страх, а страх судьей установленного имеет закон. 16. Биант : Спрошенный, что нужно, чтобы жить без страха, ответил: «Чистая совесть». 17. Эпикур : Не бывает бесстрашным тот, кто проявляет страх. 18. Демокрит: Не ради страха, но ради долга следует воздерживаться от проступков. 19. Еврипид: Несмышлен тот, кто в страхе жалок, А едва взяв себя в руки, кичится. 20. Менандр: Глупость мне видится в том, чтобы Знать то, что предстоит, и не беречься от этого. Слово 25-е. О тех, кто быстро изменяется, и о покаянии 1. Лк. 9, 62 : Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия. 2. 2Пет. 2, 21 : Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи ( Притч. 26, 11 ). 3. Притч. 17, 20 : Лукавый язык попадет в беду. 4. Притч. 26, 11 : Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою. 5. Сир. 34, 26 : Так человек, который постится за грехи свои и опять идет и делает то же самое: кто услышит молитву его? и какую пользу получит он оттого, что смирялся? 6. Свт. Василий Великий : Тот, кто преуспевает в добрых делах, а затем возвращается к прежним привычкам, не только теряет заработанную награду, но и большего [чем прежде] достоин осуждения. 7. Тем, у которых душа изменчивая, ничто не подходит, и жизнь у них не устраивается. 8. Тот, кто погряз в пороках, да не отчаивается в себе, зная, что попечение земледельца о растениях изменяет их свойства, а попечение о своей душе способно обуздать любые слабости. 9. Люди подобны облакам, которые от дуновения ветра время от времени повсюду носятся. 10. Покаяние определяется не количеством времени, но расположением души.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

18. Пифагор: Этот заметил, что пьянство есть упражнение в безумии. 19. Клеострат: Клеострат сказавшему ему: «Тебе не стыдно, что ты пьян?» – ответил: «А тебе не стыдно поучать пьяного?» 20. Эпиктет: Кузнечики музыкальны, улитки безгласны, но радуются эти – когда сыро, а те – когда тепло. Поэтому одни призывают росу и к ней выползают, а вторых восстанавливает в полном цвете сил солнце, и под ним они поют. Итак, если желаешь быть мужем музыкальным и благогармоничным, то когда на застольях от вина увлажняется душа, не позволяй ей оскверниться, но когда на собраниях от слова воспламеняется, тогда вели ей провозглашать и воспевать справедливость. 21. Эсхин: Медь – зеркало для лика, а вино – для ума. 22. Анахарсис: Наполняющему дома чашу вином первая – на здоровье, вторая – на радость, третья – к дерзости, четвертая – к безумию. 23. Платон: Пьяный рулевой и всякий начальствующий разрушает всё: корабль ли, колесницу ли, войско ли, одним словом – всё, чем он когда-либо будет руководить. 24. Софокл: Софокл бранил Эсхила за то, что тот писал пьяный, говоря: «Даже если он и делает то, что надо, но сам не зная как». 25. Эпиктет: Виноградная лоза несет три грозди: первая – удовольствия, вторая – пьянства, третья – дерзости. 26. За вином не многоглаголь, выказывая образованность, ибо наговоришь бреда. Пьян тот, кто более трех чаш пьет, И если и не опьянеешь, меру перейдешь. Слово 31-е. Об откровенности и обличении 1. Ин. 7, 4 : Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. 2. 1Ин. 3, 20 : Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним. 3. Притч. 17, 14 : Власть дает словесем начало правды. 4. Сир. 8, 10 : Не разжигай углей грешников, чтобы не сгореть от пламени огня их грехов. 5. Свт. Василий Великий : По-видимому, ясно, что результатом обличения будет исправление согрешившего, а результатом поношения – бесстыдство последнего. 6. Немилосерден тот, кто умалчивает, а не тот, кто обличает, как немилосерден тот, кто в ране, нанесенной ядовитым животным, оставляет яд, а не тот, кто извлекает его.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

20). Как ап. Павел в НЗ, так и царь Соломон в ВЗ причину духовной слепоты, мешающей человеку в творении узреть Творца, видят в одном - в суетном образе его жизни. «Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника» (Прем 13. 1-2). По выражению ап. Павла, они «осуетились в умствованиях своих» (Рим 1. 21). Если же человек ведет внимательный образ жизни, то окружающий мир становится для него, как замечает свт. Василий Великий , своего рода училищем, в к-ром он занимается Б. ( Basil. Magn. Hom. in Hex. 1). При всей опосредствованности естественного Б. и относительности представлений о Боге как Творце и Промыслителе, какие человек получает в таком училище, последнее нельзя считать для человека необязательным. Ап. Павел подчеркивает, что Бог «произвел» людей «для обитания по всему лицу земли», чтобы «они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас, ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян 17. 26-28). Вся человеческая история свидетельствует, что лучшие умы искали Бога везде: в красоте, разумности, целесообразности, величии, гармонии окружающего мира, к-рый они называли «космосом» (греч. κσμος - порядок), в грозных явлениях природы, вызывавших у них удивление и трепет, в голосе своей совести. Великие греч. мыслители искали Бога на путях философии: Платон говорил об идее Блага , Аристотель - о Перводвигателе, Плотин - о Едином . Важным источником естественного Б. служит самопознание человека. Оно открывает ему Бога прежде всего потому, что человек носит в себе образ Божий. Напр., поэтому «блаженный Августин стремится составить понятие о Боге, исходя из нашей сообразности Богу, и пытается открыть в Нем то, что мы сами находим в своей душе, сотворенной по Его образу. Это - метод психологических аналогий, приложимый к познанию Бога» ( Лосский В. Мистическое богословие. С. 87). Несмотря на психологизм этого метода и неповторимое своеобразие каждой человеческой души, он важен и необходим в процессе естественного Б., ибо, по словам прп.

http://pravenc.ru/text/149523.html

22. Хорикий: Прекрасное по естеству ничего не стоит, из свободного же произволения – похвально. 23. Эпиктет: Если хочешь спокойно и приятно жить, старайся, чтобы все живущие с тобой люди были благими. Благими же они будут, если тех, которые желают, ты будешь воспитывать, а нежелающих отпустишь. Ибо убегут вместе с беглецами и порок, и рабство, взамен же тебе прибавятся доброта и свобода. 24. Сократ: Кто добровольно терпит несчастья, тот от благой надежды радуется, а обманы и мимолетные наслаждения ни телесного здоровья достаточно не приносят, ни какого-либо достойного упоминания знания душе не доставляют. 25. Феаг Пифагореец: То, что насильно, не без печали и страха, то, что добровольно, не без удовольствия и благосклонности. 26. Из Николаевых «Нравов»: Тины 37 , моряков принимая гуманно, делаются друзьями; чужаков, пришедших добровольно, очень почитают; тех же, что [пришли] не по своей воле, наказывают. Слово 56-е. О словах «познай себя» 1. Лк. 6, 41 : Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? 2. Рим. 14, 4 : Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. 3. Еккл. 11, 9 : Ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. 4. Притч. 13, 10 : У советующихся [с самими собой] – мудрость. 5. Сир. 13, 16 : Будь осторожен и весьма внимателен, ибо ты ходишь с падением твоим. 6. Свт. Василий Великий : Внимательное умственное наблюдение за собой дает тебе руководство к размышлению о Боге. 7. Вспоминая о [своей] природе, никогда надменно не вознесешься; помни о себе, дабы внимать себе. 8. Что ты, человек, так страдаешь, что другого осуждаешь и за чужим пороком усердно наблюдаешь, своего же позорного никак не полагаешь [пред очами своими]? 9. Знать себя есть из всего прочего самое наитруднейшее дело. Ибо не только глаз, смотрящий на внешнее, не может сам на себя взглянуть, но и сам наш ум, чутко надзирая за чужими грехами, оказывается весьма медлительным в познании собственных недостатков.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

24. Менандр: Против многих недобрых сказано: «Познай себя», ибо это полезнее, чем «Познай других». 25. Ксенофонт: Те, которые знают себя, необходимое себе добывают и узнают, что могут, а что нет. И то, что умеют, делают, доставляя себе то, что нужно, и достигают успеха; от того, что не знают, воздерживаются и благодаря этому становятся непогрешимыми и избегают делать зло. 26. Этот считает, что не знающий своей силы, не знает себя. Разве не явно, сказал, что, зная себя, больше хорошего могут люди, а из-за лжи о самих себе – больше злого? 27. Не волнуйся никаким чужим совершенством. Если конь скажет, гордясь: «Я прекрасен», то это никуда не годится. Если же ты скажешь: «Прекрасного коня имею», знай, что превозносишься от прекрасного коня. Что же твое? Фантазии, которые по природе имеешь. 28. Хилон: Хилон, спрошенный о том, что труднее всего, ответил: «Знать себя, ибо это полезно в увещании хвастунов, тех, что сверх своей силы пустословят». Слово 57-е. О доброте 1. Лк. 6, 35 : Благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. 2. Еф. 4, 32 : Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас. 3. Кол. 3, 12 : Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение. 4. Притч. 2, 21 : Праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней. 5. Христос, будучи добрым и видя Свое творение, не бросил его и, жалея его, не покинул. 6. Свт. Василий Великий : То, что по образу имею, в разумной части заключается, то, чем по подобию становлюсь, в доброте приобретается. 7. Взять в свои руки тех, которые противятся, свойственно человеку мужественному и в прямом смысле начальнику; но быть благосклонным и кротким к тем, которые уже покорены, свойственно человеку, превосходящему всех высотою благоразумия и кротостью. 8. Св. Дионисий Ареопагит : Того, что лишено всякого образа блага, никогда не было, нет и в будущем быть не может!

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

26:41), что означает не быть потопленным и побежденным искушением. Ибо одержать верх — достойно воспевания и славно. И вновь говорит Господь: Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? И продолжает: Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17:7-10). Ему же слава во веки веков. Аминь.    Под наказанием подразумевается не кара, но вразумление, научение, воспитательное наказание, хотя оно и может происходить и небезболезненно для наказуемого.    Данная фраза не содержится в книге Иова и вообще во всем Священном Писании и должна быть правильным образом понимаема не в смысле того, что зло само по себе насылается Богом, поскольку Бог благ и не желает зла никому, но зло, по определению святых отцов, есть отпадение от Бога и от добра, совершаемое в воле разумных существ — ангелов и людей. Здесь автор под злом подразумевает различные несчастья, которые сами по себе не являются злом, попускаемые Богом для различных целей, прежде всего для того, чтобы отвратить людей от истинного зла — греха (ср.: Свт. Василий Великий. Беседа 9. О том, что Бог не есть виновник зла). Слово 83. О совете    Советоваться во всяком деле прекрасно и [Col. 1686] богоугодно. Ибо нет никого, кто не нуждался бы в совете, кроме одного только Бога, Который и мудрость сотворил. Всякий же человек имеет нужду в добром совете более, нежели в воздухе, чтобы дышать. Этому мы научаемся из Божественного Писания. Ибо оно говорит: С советом все твори, с советом пий вино (Притч. 31:4), то есть духовное вино, веселящее сердце (ср. Пс. 103:15). Таковой уже не терпит неудачи никогда, но беззаботно шествует всю свою жизнь.    Признак же смирения и ненависти к гордости — нужда в совете, особенно же от опытных старцев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010