Григоров Дмитрий Александрович , из питомцев нашей семинарии (выпуск 1879 года), был на службе в семинарии один год. По окончании, после выхода из семинарии, Петерб[ургской] академии был учителем сначала Тотемского, а затем Лы[с]ковского дух[овного] учил[ища]. В настоящее время служит в г. Тотьма. Умер в 1929 г[оду]. Садоков Константин Павлович – из кончивших курс нашу сем[инарию]. Служил до 1885 г[ода], а затем, по принятии священства, состоял приходским пастором в деревне. Из деревни перешел в город к Николаевской Золотокрестенской ц[еркви], при которой и умер. После Садокова надзирателем был назначен   Л. 403   пишущий настоящие «Воспоминания». В 1888 г[оду] была открыта вторая должность надзирателя, на каковую был назначен студент семинарии выпуска 1886 г[ода] – Богоявленский Николай Вячеславович , но он пробыл на этой должности только один год, поступил в Петерб[ургский] университет, по окончании которого служил в Китае сначала в должности секретаря консульства, а затем – консула. В настоящее время состоит на службе американского правительства. По уходе Богоявленского вторая должность надзирателя была закрыта и часть денег, шедших на содержание второго надзирателя, выдавалась в виде поощрения пишущему эти «Воспоминания» до назначения последнего помощником инспектора.   Духовники:   Триденцев Александр Михайлович, священник. Был духовником с 1886 г[ода] до 1904 г[ода]. В этом году поступил вольнослушателем в Петерб[ургскую] дух[овную] академию, но пробыл в ней только один год и затем был определен настоятелем к одной из церквей г[орода] Петрограда, при которой и скончался в сане протоиерея.   Л. 403 об.   Соколов Василий Николаевич , священник, из студентов Волог[одской] семинарии вып[уска] 1885 г[ода], находился на службе до 1906 г[ода], года смерти. Отличался строгою религиозной настроенностью и был очень популярен, особенно среди простого народа. Товиев Анатолий Николаевич , из студентов семинарии вып[уска] 1890 г[ода], состоял духовником семинарии с 1907 года до закрытия ее. В настоящее время в сане протоиерея служит в сельском приходе в Волог[одского] у[езда].

http://bogoslov.ru/article/6177625

Андрей Васильевич Веселовский, окончивший семинарский курс во Владимирской семинарии в 1832 г. со степенью студента и определенный во священника в село Акиншино 4-го июня 1833 г., совершенно чуждый о. Ивану как сам по себе, так и по жене своей. Родиной Андрея Веселовского было село Беклемищи, Гороховецкого уезда, а родителем - причетник этого села Василий Степанов (бесфамильный). Впрочем о. Андрей Веселовский лишился своего отца в малолетстве, так что даже не сохранил памяти о нем. Безотрадное сиротство и соединенная с ним крайняя бедность встретили Андрея Веселовского; чтобы еще более понять трудность его сиротского отроческого положении, следует присоединить отдаленность родины его от места обучения — от Владимирской духовной семинарии и самое крайнее неудобство в сообщении с ней, так как село Беклемищи находится в самом дальнем глухом углу Гороховецкого уезда, за большими реками и болотами. Но несмотря на разные препятствия, Андрей Веселовский бодро выдержал борьбу со всеми невзгодами своей юности и вышел из борьбы достойным победителем. Равно и по поступлении на священническое место в село Акиншино, о. Андрею с самых первых пор опять пришлось встретиться лицом к лицу с нуждой и лишениями. Приход села Акиншина в то время был небольшой, всего состоящий из 500 душ; доходы скудные, но между тем о. Андрею нужно было, как поступившему на вольное место, самому приобретать дом и заводиться необходимым для сельского священника хозяйством. Его многочисленное семейство состояло из двоих сыновей и пяти дочерей. Привыкши с детства к борьбе со всевозможными трудностями, о. Андрей Васильевич и здесь показал ту же крепость сил своих к перенесению тяжких испытаний нужды и скудности, которая руководила им в продолжение всего юношества. Отец Андрей не только никогда не произносил ропота на свои ограниченные средства, но даже вида не подавал своему семейству, что он стесняется его содержанием и, особенно, устройством, за неимением на это необходимого достатка. Благодаря расположению к о.

http://sobory.ru/article/?object=28624

117 16 ноября 1683 (196) года «Коскошинской волости на Рожественском церковном приказщике Якушке Сильвестрове за ослушанье, что он тоя волости попу Ивану по указу Преосвящ. Архиепископа не выдал из церковной казны хлеба доправлено пенных денег 2 руб, 8 алт. 2 д.» 5 декабря того же года «по указу Преосвящ. Архиепископа доправлена пеня Важского уезда Великой слободы на церковном приказщике на Ивашке Кузнецове, за презорство, что он по указом архиерейским не строил двора пономарю Гришке Иванову... – 2 руб. 8 алт. 2 д.» – Пошл. кн. 196 г., отд. «пенных денег». Рукоп. Арханг. сем., 233. 120 Память – в Лампоженскую слободку Мезенского уезда 18 марта 204 (1696) г. Пошл. кн. за этот год, рукоп. Холмог. Соб., 1463. 121 Память в Верхотоемскую волость 4 апреля 204 (1696) г. Пошл. кн., рукоп. Холмог. Собора. 1463. – Кроме того, памяти о дележе церковных доходов были отправлены в след. места: на Волоке Пенежский (Пошл. кн. .196 г. – 31 декабря), в Пустозерский острог (Пошл. кн. 200 г.), в Богоявленский Ухтостров (Пошл. кн. 205 г. – 10 ноября), в Моржегорскую волость (Пошл. кн. 201 г. – отд.: сбор пенных денег, декабр. запись). – Архиерейские доходы о разделе между причтом церковной дани, очевидно, не всегда нравились священникам, и их приходилось в некоторых случаях приводить к послушанию посредством пени. (См. цит. место из пошл, книги 201 г.: пеня с Моржегорского священника Василия). – Афанасий посылал также памяти о разделе церковной земли между причтом. В памяти, посланной в Моржегорскую волость, священнику велено было владеть тремя долями земли (пашенной и сенокосной), а одной долей – дьячку и пономарю пополам. Пошл. кн. 198 г., отд. грамот и памятей по челобитч. дел., запись 31 июля. Ср. пошл. кн. 200 г. – запись 7 апреля и 5 июля – о разделе земли между дьячками и пономарями («поровну»). Рукоп. Арх. сем., 233. 122 Архив Арханг. Еп. Древнехранилища, три отрывка, относящиеся к изложенному делу: 1-й представляет из себя расспросы и показания пономаря Ивана Гаврилова и священников Никиты и Евдокима в архиерейском казенном приказе (в апреле 1699 (7207) г.; 2-й – челобитную пономаря Ивана Гаврилова, поданную в июле того же 1699 г.; 3-й – указ Афанасия в Матигорскую волость, посланную в августе, непосредственно за получением челобитной. – Часть этого дела (с показаниями пономаря Ивана Гаврилова) находится в собр. И. Кл. Зинченко.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

245 газета, издаваемая в Петрограде с 1 января 1917 г. по 3 января 1918 г. Учреждена Указом Святейшего Синода от 11–16 ноября 1916 г. в качестве неофициальной части «Церковных ведомостей». Вышло 216 номеров, в 1917 г. нумерация начиналась дважды: января) – (26 февраля); (7 апреля) – (31 декабря). В 1918 г. издан один номер (3 января). в 1917 г. редактировал профессор М. А. Остроумов. С апреля по октябрь 1917 г. «Вестник» издавался при Петроградской духовной академии, редактором был профессор Б. В. Титлинов, начавший нумерацию заново. С (19 октября) за 1917 г. и до последнего номера издание состояло в ведении Издательского совета при Синоде, редактировал «Вестник» протоиерей Павел Лахостский. – Примечание. 246 «Всероссийский церковно-общественный вестник», после того как его редактором стал Б. В. Титлинов, стал рупором фактически только одной церковной «партии», – так называемого, «прогрессивного» духовенства. Большинство статей, печатавшихся в газете, принадлежали перу членов группы «демократического духовенства и мирян», созданной сразу же после падения монархии. Несмотря на то, что газета издавалась на средства Святейшего Синода, русский епископат подвергался критике, порой обвинения доходили до откровенной клеветы. В газете появлялись статьи, поддерживавшие социалистические идеи и резко критиковавшие прежний режим. В ней также печатались большие статьи о восстановлении Патриаршества, хотя редакция резко выступала против восстановления этого института, об отношении Церкви к выборам в Учредительное собрание, по вопросам церковно-общественной жизни и др. Позиция, занятая редакцией, вызвала негативную реакцию со стороны членов Собора. 30 членов Собора обратились 17 сентября 1917 г. с предложением о превращении газеты в официальный орган Собора, что и было сделано в октябре, по постановлению Собора. Б. В. Титлинова освободили от должности, а редактором газеты был назначен протоиерей П. Лахостский. – Примечание. 247 Член Собора, архиепископ Черниговский Василий (Богоявленский), в 1917 г. был дважды подвергнут аресту по распоряжению Черниговского губернского исполнительного комитета, препровожден властями в Петроград, по указу Временного правительства освобожден от присутствия в Синоде и 6 мая 1917 г. насильственно уволен на покой, назначен управляющим Заиконоспасским монастырем. – Примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Зло богохульства, однако, от этого не перестает быть злом — и должно быть названо таковым. Рейтинг: 8.4 Голосов: 18 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Василий Н. 26 августа 2015, 11:31 Я лично не нахожу в экспонатах выставки ничего оскорбительного. Нужно понимать личность Вадима Сидура: он был фронтовиком, повидал на войне много ужасного (в частности, при освобождении концлагерей), был ранен в голову и выжил только чудом. Все это не могло не отразиться на его творчестве, темой которого были боль и страдания. Как следует из собственных слов художника, он был атеистом, но почитал Христа как, возможно, лучшего из людей. Несмотря на атеизм, Сидуру были близки христианские образы, и он старался выразить их методами авангарда, так что с точки зрения советской идеологии его искусство могло считаться " пропагандой религии " . Творчество Сидура фактически уже стало классикой. И потом, разве эта выставка проходила в храме? Нет. Так что со всех точек зрения поступок активистов " Божьей воли " является однозначно аморальным. Что касается закона об оскорблении чувств верующих - да, я тоже считаю, что он несет больше вреда, чем пользы - по крайней мере, в существующей формулировке. И именно по той причине, которую озвучил Сергей Худиев - " предлог для хулиганов хулиганить, а для властей — закручивать гайки " . А пример с храмом Покрова-на-Нерли в данном случае некорректен, поскольку старинные храмы и без того защищены законом как культурное достояние. Ирина Ефимова 25 августа 2015, 07:47 Истинно. Наталья Богоявленская 24 августа 2015, 23:10 Я не понимаю только одного: вроде у нас в стране принят закон об уважении чувств верующих. Если это так, то почему в центре Москвы, в самом крупном выставочном зале была устроена эта противозаконная выставка? И почему её организаторы не несут ответа? Или такой закон принят не был и всё закончилось одними лишь разговорами? Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей

http://pravoslavie.ru/81578.html

Чтение совершительной молитвы прерывалось и сопровождалось различными священнодействиями. Так, при троекратном и велегласном произнесении слов молитвы: «Велий еси Господи«, священник троекратно дул на воду, второе возглашение в той же молитве: «Ты убо человеколюбче, царю, прииди и ныне, пришествия ради Святого Ти Духа и освяти воду сию» сопровождалось иногда, как и теперь, троекратным благословением освящаемой воды: «и перекрестит поп на воду трижды» 367 . Третье возглашение: «Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым« сопровождалось различными священнодействиями. Одни памятники указывают произносить это возглашение однажды, без каких-либо действий 368 , другие предписывают в это время благословлять воду рукою трижды 369 ; третьи – благословлять воду возженными свечами 370 , наконец, четвертые – благословение свечами и дуновение 371 . В начале XVII в., нужно полагать, обычай благословлять воду возженными свечами, и даже погружать их в воду – получил особо широкое распространение; держался же этот обычай до собора 1666/7 года 372 . Обряд погружения свечей в богоявленскую воду, некоторые исследователи считали чисто русским 373 , но, на самом деле, его знает и практика южнославянских церквей 374 . С обрядом благословения воды возженными свечами (и погружения их в воду) при произнесении слов: «Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым», в тесной, очевидно, связи стоит прибавка к означенному возглашению, слова «и огнем». Как было уже замечено, изъятие этого слова из чина богоявленского водоосвящения книжным справщиком Дионисием вызвало продолжительные споры в Москве, а самому злополучному справщику и его сотрудникам (Ивану Наседке, старцу Арсению Глухому и библиотекарю Троицкой Лавры Антонию) стоило больших испытаний, до темничного заключения включительно 375 . Но, уничтожая это слово – продукт обрядоверия русского народа, – наши книжные справщики были правы. Эта прибавка «и огнем» очень редко встречается и в наших рукописных требниках 376 , а в югославянских и греческих евхологионах ее и совсем нет. Из какого-либо рукописного служебника XVII в. эта прибавка была занесена в печатный Иовлевский служебник 1602 г. 377 Изятие ее Дионисием из, исправленного им, служебника возбудило целое дело 378 , а затем, она печаталась в требниках 1624 и 1625 г., но уже с оговоркою на полях: «сие говорити до соборного уложения» 379 . При патриархе Филарете, очевидно, и состоялось это «соборное уложение» 380 , на котором было решено изъять навсегда прибавку, «и огнем» из богослужебных книг. В последующих печатных служебниках и требниках, данной прибавки мы уже не встречаем. Самое освящение воды совершалось, как и теперь, через троекратное погружение в нее креста, с троекратным же пением тропаря праздника: «Во Иордане крещающуся Господи».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Порядок паримийиых чтений, прокимен, апостол и Евангелие были те же, что и теперь. Только некоторые памятники говорят при этом об обычае раздавать братии во время чтения Евангелия возженные свечи 350 . Положенная после чтения Евангелия великая ектения, кроме обычных прошений, по некоторым памятникам, заключает в себе только три, специально относящихся к водоосвящению, прошения 351 ; в некоторых же рукописях и во всех старопечатных требниках, число таких прошений достигает 14-ти 352 . Не находя особенно нужным приводить эти прошения, (так как почти все они находятся и в современном требнике 353 ), мы только должны констатировать факт некоторой неустойчивости в распорядке их по рукописным требникам, чего мы уже не замечаем в требниках старопечатных. Все эти прошения, а, равно, и распорядок их подтверждается памятниками греческой церкви 354 . И только в некоторых рукописях встречаются такие прошения, которые, как будто, не соответствуют рассматриваемому чинопоследованию и, притом, не имеют для себя греческих оригиналов 355 . 10 Читаемую во время произнесения ектении тайную молитву «Господи Иисусе Христе, Единородный Сыне», некоторые требники в том случае, если священник совершал чинопоследование без диакона, предусмотрительно указывают читать во время паремий 356 . Но некоторые памятники данную молитву совсем опускают 357 . Наиболее видная особенность чина богоявленского водоосвящения по старым русским требникам заключается в некоторых добавочных (сравнительно с современной практикой) совершительных молитвах, или, лучше сказать, в удлинении современной совершительной молитвы. Теперь совершительная молитва чина начинается словами: «Велий еси Господи, и чудна дела Твоя«. В некоторых памятниках XVI и XVII в., молитва чина начинается словами: «Троице пресущественная и преблагая, пребожественная» и надписывается: «Творение патриарха Софрония» 358 . Молитва эта, как можно полагать, перепечатана в некоторые московские требники из южнорусских богослужебных книг 359 . Интересна оговорка, которой сопровождают данную молитву, помещающие ее, требники: «Сия молитва чтется токмо в некиих, в велицей же церкви и на св. горе Афонской не глаголется» 360 . Этим и объясняется, конечно, слабое распространие этой молитвы в русских богослужебных книгах. По своему содержанию, молитва «Троице Пресущественная» является, как бы, предисловием 361 к, следующей за ней, молитве: «Славим Тя, человеколюбче вседержителю, превечный Царю». С этих слов и начинается совершительная молитва чина великого водоосвящения в большинстве требников рассматриваемого времени 362 , что вполне согласно с практикой церквей греческой 363 и сербской 364 . В некоторых памятниках, о молитве: «Славим Тя, Владыко» сделано замечание: «на вечерни, на каноне, сия молитвы не глаголем» 365 . Если признать выражение «на каноне« равнозначащим – «накануне», то получится, что означенная молитва читалась на водоосвящении только на самый праздник Крещения 366 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

София 3 июля 2016, 00:46 Согласна и с Василием и с отцом Дмитрием. В советское время были семьи (или это отростки царских времен), и в то же время с тем распутством, что сейчас творится и борется и вразумляет отец Дмитрий. Олег 2 июля 2016, 12:57 Прочитал статью и прочитал комментарии.Как было раньше, как сейчас? Эти вопросы всегда волновали. И обычно " раньше " всегда жизнь была " лучше " . Постаревшая молодежь всегда говорит что, в наше время было лучше. Так кто же виноват в тех социальных проблемах что нас сегодня окружают. Здесь ни виноват отдельно взятый человек, будь он Ленин или Александр Македонский. Главное о чем сказал о. Дмитрий это то, что все происходящее на земле,независимо от места проживания, государства, политических взглядов,даже среди животных или насекомых, все происходит по злой воле людей.Хотя здесь я немножко не соглашусь с о. Дмитрием и скажу что зла как такового нет, а есть отсутствие добра. Как свет и тьма. Света нет - темно, добра нет - зло. Так вот, все происходит по воле людей. Человек на нашей земле все портит. Это главное во всех человеческих проблемах. Над этим надо задуматься каждому в отдельности. И чем быстрее мы над этим начнем думать, тем быстрее все начнет преображаться. Все проблемы у нас в головах. Спаси Господи, о. Дмитрий за диалог и за ваш труд. Василий 2 июля 2016, 10:37 Ответ на Наталья Богоявленская30 июня 2016, 21:00 Слушать не умеют люди друг друга? А себя слушать вот вы можете? Себя узнать, что вы и кто вы - вы можете? Разве не должен человек знать и помнить Историю? Разве не должна она учить нас,чтобы мы не повторяли прошлых ошибок? Разве не должны мы помнить беды,смуты,войны и почему и как они происходили? Разве все бедствия - не вразумление Божие,которые приходили на нас всегда, когда мы забывали Бога и творили неугодное Ему? И уже как следствие нашего богоотступничества мы превращались в растения,как сейчас? Разве не должны мы узнавать, что принимает Дума закон(поправку), запрещающую ВОСПИТАНИЕ детей? РАЗВЕ НЕ ГОСПОДУ ДАДИМ МЫ ОТВЕТ В ТОМ, ЧТО НЕ ВОСПИТЫВАЛИ ДЕТЕЙ НАШИХ?

http://pravoslavie.ru/94810.html

103 Извините, что я не в свое дело вхожу. Бог вам сие поручил, а меня отставил, – вас Он да умудрит. А сие пишу по дружбе и по старческой ревности. 104 19 июля 1805 г.: «Я более дивлюсь и досадую на тех, кои так несовестно, да и со мною поступают, Бог им воздаст». 105 От 7 января 1806 г.: «В Дмитров что ездил, почто любопытствовать? Право, выйти нельзя! по следам смотрят! Столько-то я велик, или кажусь опасен». 106 11 марта 1806 г.: «Удивляет меня и смущает, что императрица мне ничего не отвечает на мое письмо, коим поздравлял и послал к ней и детям книги». 107 26 января 1808 г.: «Чтоб далее куда от нас удалиться я не желаю. А интриги где быть не могут? Они только вид свой переменят, а не существо». 108 6 апреля 1808 г.: «Моисей и в Богоявленский и в ректора (Моск. Слав.-Гр.-Лат. Академии) определен без представления моего... даже против моего желания... Дай Господи! претерпеть до конца. Ибо я очень слаб телом: да и духом трогаюсь». 109 18 сентября 1809 года – Амвросию, по получении ордена Владимира 1 степени: «Я на наружность не льщусь; но ежели что заслужил пред Церковью и Богом, то милостивой награды от Всещедрого Бога ожидаю, особливо, при последних днях жизни моей. Желаю и вам находить единственно в том удовольствие, дабы удостоиться быть верным орудием благоустройства церкви Его, и в сем почитать все свое блаженство и радость, ежели чем верно услужите благосостоянию и целости сего священного церкви Его тела». 110 2 января 1810 г.: «Желаю вам, дабы не пали под бременем, но паче вставали; а я под бременем старости падаю, и время моего отшествия наста; но аще живу, аще умираю, Господень да буду». 111 Платон, как видно из этих писем ищет спасения от страданий, пытается побеждать их чувством покоя совести, сознания исполненного нравственного долга. В проповедях этого времени на ряду с мыслями о горестности чаши человеческой несправедливости доминирует мысль о сладости и важности внутреннего покоя совести. «Все сии обстоятельства, говорит, он в одной из проповедей, зависят, от внутреннего духа расположения, когда ты совестен, не зазорен, когда ты душою своею примирен с, Богом, то уже все то возмутить тебя или не сильно, или с терпением и великодушием оное перенесешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

татьяна 29 июня 2016, 22:45 Однажды, зимой(кажется перед новогодними каникулами) я подала милостыню-шоколадку бездомному молодому испитому мужчине в метро, его благодарно-радостные по- детски глаза до сих пор помнятся Татьяна 29 июня 2016, 21:30 Однажды подала бомжу рублей пятьдесят, он посмотрел с такой редкой благодарностью на меня, а уже в тот же вечер получила совершенно нежданные мной 15 000 рублей. Подавала по зову сердца без рассуждения... Raff 29 июня 2016, 21:16 Василий Великий говорил: Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося! Тот кто дает бедному, тот дает Господу и от Него получит награду; а кто подает всякому прохожему, тот бросает псу, который докучает своею назойливостью, но не возбуждает жалости!»... Наталья Богоявленская 29 июня 2016, 20:56 Хорошие комментарии, со всеми согласна. Христос сказал: " Не суди " и " Просящему дай " . А чьими ещё словами мы должны руководствоваться? Да пусть хоть всеми потами изойдёт рука моя с зажатой мелочью, я всё равно не разберусь -- действительно нуждается человек или представляется: я не психолог. Поэтому предпочитаю подавать. В повести Олеси Николаевой " Тутти " есть эпизод, в котором она спрашивала знакомого архимандрита -- подавать или не подавать? И тот ответил ей: " А ты спроси себя -- жалко или не жалко? Если жалко, подай обязательно " . И ещё один литературный пример -- из воспоминаний 19-го века. Одну женщину укоряли, что она зря подаёт милостыню возле лавры -- всё равно, дескать, снесут в кабак. На что она сказала: " Всё понимаю, но когда слышу, в Чьё Имя они просят, не могу отказать " . Никита 29 июня 2016, 20:50 Мой отец говорит: помогай тому, у кого спина в поту. Этим все сказано, так и стараюсь поступать Всеволод 29 июня 2016, 19:51 Мне батюшка по такому поводу ответил: " Если жалко, подайте немного, нуждающийся человек будет и этому благодарен " . Вера 29 июня 2016, 18:47 Отец Владимир (диакон Василик), благодарю за разъяснение. Очень доходчиво и доступно. Большая благодарность за поднятую тему.

http://pravoslavie.ru/94773.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010