Преподобный Василий Поляномерульский — Икона изменила мою жизнь. Святой со сложенными на груди руками, что означает сердечную молитву. Я не знаю, что тогда было. Просто влияние иконы? Или то, что она находится в таком благословенном месте? Не знаю. Но с августа, когда я ее увидел, и до ноября, когда пришел сюда, эта икона стояла у меня перед глазами, куда бы я ни шел. Всегда, всегда. Она меня преследовала, звала. Я стал читать об этом святом, приходил сюда и спрашивал, известно ли о нем еще что-нибудь, какие книги он написал, есть ли его мощи. Рукоположили меня 15 ноября, в день памяти преподобного Паисия (Величковского), ученика преподобного Василия Поляномерульского. И 15 же ноября, ровно через год, я был сюда призван. «Эта икона стояла у меня перед глазами, куда бы я ни шел. Она меня преследовала, звала» Я тоже вглядываюсь в икону справа от алтаря. Святой Василий — действительно один из самых глубоко одухотворенных румынских святых, иконы которых я видел. Аскет, одна кожа да кости. Довольно высокий, видимо. Глаза над выпуклыми скулами смотрят на меня с трогательной кротостью и жалостью, словно проистекающей из жалости к самому себе. Он упокоился в 1767-м году в этом монастыре, но из смирения пожелал, чтобы место его погребения сохранили в тайне, и даже указал это в завещании. И всё же монахи по ночам видели вышеестественный свет, исходящий из одного старинного креста в траве за алтарем. Академия под открытым небом Это уже стало обычаем: летними вечерами отец Дионисий со своими монахинями сидит на траве, и они наблюдают за тем, как перламутровые лучи луны окутывают фантастическое темное здание церкви. Нереальное, угрюмое, словно из мира иного. Все смотрят и думают о том, что давным-давно происходило здесь. В этом месте столько старины и святости, что молодой священник без трепета не может говорить об этом. В этом месте столько старины и святости, что молодой священник без трепета не может говорить об этом Он понял это, только когда прожил здесь какое-то время. Показывает мне недавно вышедшую книгу итальянского богослова Дарио Ракканелло — похвальные слова, принесенные христианскими учеными и насельниками этого монастыря старцу Василию и румынской духовности XVIII века . Здесь сотни страниц, полные восхищения, и всё — исключительно о Вранче, Бузэу и Пояне Мэрулуй: |
Первый - общежительный монастырь, где все живут вместе и у всех все общее; такое устроение святые отцы одобряют. Если живут вместе, но каждый питается отдельно и зарабатывает деньги на пропитание своими трудами, то это святыми отцами уже не одобряется, хотя с древних времен такой образ жизни существует и как-то теплится. Общежительный монастырь - это не только совместная жизнь, но и общее имущество, общее послушание, общий стол и так далее. Второй образ жизни - скитский, когда несколько человек живут вместе, обязательно под руководством старца. Очень важно, чтобы было руководство, потому что скит - все-таки уже наполовину безмолвнический образ жизни. Старец Василий Поляномерульский говорит, что скитский образ жизни - это не просто когда несколько человек живут вместе, а когда группа людей живет по два или три человека. Вот, скажем, собрались десять человек, и они селятся в домиках по два человека - не по одному, а по два, потому что если живут по одному и сходятся только раз в неделю, то это уже безмолвие. Вопрос. А в скиту у Нила Сорского тоже по два человека жили? Ответ. Да. Василий Поляномерульский считает, что именно в этом и состоит скитский образ жизни. Это средний путь. Некоторые отцы считают его золотой серединой, как бы царским путем, самым лучшим, чтобы не уклоняться ни в суету, которая бывает в общежитии, ни в полное уединение. Но я все-таки думаю, что в наше время и это чрезвычайно трудно. А третий образ жизни - отшельнический. Конечно, надо признать, что большинство отцов высочайшего преуспеяния достигло именно в нем. Но к нему способны очень немногие. Самое главное - это духовное руководство. Есть такое замечательное изречение, очень мудрое, правильное: " Лучше жить с духовником на торговой площади, чем одному в пустыне " . Между прочим, хотя Нил Сорский был сторонник скитского жительства, но его ученик возглавлял общежительный монастырь, значит, преподобный не отвергал этого образа жизни, не считал его каким-то неправильным. Как о наилучшем он говорил о среднем - скитском, но не отвергал и общежительного. |
Над могилой И. стояла часовня «с подволокою и с папертью». Над гробницей находился образ святого (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. 33. Л. 37). К 1723 г. на месте часовни построили ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы (ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. 770. Л. 6). В 1764 г. обитель была закрыта, Преображенская ц. обращена в приходскую. В наст. время на месте мон-ря находится кладбище. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых (установлен в 1841), в Собор Новгородских святых (известен начиная с 1831, празднование добавлено в 1981) и в Собор Афонских преподобных (установлен в 2000-х гг.). Сочинения И. является автором «Завета». Г. М. Прохоров высказал предположение, что святой составил тропарь, кондак и икос прп. Нилу Сорскому ( Прохоров. 1988. С. 406). Н. П. Попов считал И. автором «Надсловия» и «Пристежения» к «Преданию» и «Уставу» прп. Нила ( Попов. 1910. С. 13-14), такой же т. зр. придерживается Прохоров, приписывающий И. еще и соч. «О внутреннем делании» ( Прохоров. 2005. С. 281-383). Однако рукописи названных сочинений XVI-XVII вв. неизвестны. Предположения Попова опроверг Д. Ракканелло, проанализировавший румын. списки текстов. Согласно устойчивой историографической традиции, автором этих сочинений является схим. прп. Василий Поляномерульский ( Боровкова-Майкова М. С. Нил Сорский и Паисий Величковский//Сб. статей, посвящ. С. Ф. Платонову. СПб., 1911. С. 7-8; Пелин В. С. Василий Поляномерульский//ПЭ. 2004. Т. 7. С. 214-216). И. много времени посвятил переписке книг, о чем свидетельствует его записка «Яко добро есть писати святыя книгы» ( Прохоров. 2005. С. 320). Прохоров предпринял попытку выявить автографы И. и атрибутировал ему рукописи РНБ. Кир.-Бел. 25/1102 и 20/1259 ( Прохоров. 2005. С. 299, 300). Однако эту гипотезу нельзя признать удачной: обе рукописи относятся ко 2-й пол. XVI в., между тем источники не оставляют сомнений, что к этому времени И. не было в живых (в 1536 строителем Иннокентиева Комельского мон-ря был Варлаам). Ист.: Описание о российских святых. С. 123-124; ИРИ. Ч. 4. С. 301-302; Описание слав. и рус. рукописных сборников. СПб., 1878. Вып. 1; Верюжский. Вологодские святые. С. 385-386; Прохоров Г. М. Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский: Соч. СПб., 2005. С. 320-322, 399-400; Шамина И. Н. Прп. Иннокентий Комельский и основанный им мон-рь//ВЦИ. 2009. 1/2(13/14). С. 26-57. |
Предисловия прп. Василия Поляномерульского к творениям Св. Отцов : Григория Синаита, Исихия Иерусалимского, Филофея Синайского, Нила Сорского. Предисловия прп. Василия представляют собой целостное учение об умном делании. Творчество поляномерульского старца — важнейшее звено в мистической традиции Православия. XVIII век — время, когда она могла просто заглохнуть, прп. Василий — один из немногих кто смог это предотвратить. Его влияние на румынское и русское монашество огромно: достаточно сказать, что старец был учителем прп. Паисия (Величковского), родоначальника русского старчества XIX века. Аскетические и мистические наставления старца рекомендовались как образцовые свт. Феофаном Затворником и Игнатием (Брянчаниновым). В своих предисловиях прп. Василий, в частности, указывает на «неправильность мнения тех, которые думают, будто бы умное делание прилично только одним совершенным, достигшим бесстрастия и святости. Думающие так ограничивают свое моление одним только внешним исполнением псалмопения, тропарей и канонов, не понимая того, что такое внешнее моление назначено нам Святыми Отцами только как временное ввиду немощи и младенчества нашего ума, с тем чтобы мы, постепенно совершенствуясь, восходили на ступень умного делания и ни в коем случае не оставались при одном только внешнем молении». В данный сборник входит также трактат «О воздержании от брашен, возбраненных монахам» — может быть, главное сочинение по теологии питания. Четыре тома «Истории сексуальности» Мишеля Фуко — среди них для этой медиатеки интересны прежде всего первый и четвертый. «Признания плоти», четвертый том — исследование христианских дискурсов и практик покаяния, послушания, откровения помыслов, девства, брака и т. п. Это четвертый том замыкает исследование, начатое следующим вопросом: какова природа, в чем причина фиксации современного субъекта на сексе? — этому посвящен первый том, «Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности». Суть в том, что и «либерал», и «консерватор» не понимают, что они — и тот, и другой — одинаково подключены к диспозитиву сексуальности, одинаково одержимы сексом — движимы требованием постоянно и все больше и больше говорить о сексе. Помимо всего того, что происходит с сексуальностью в современную эпоху, по-настоящему загадочно вот это — дискурсивный взрыв вокруг секса, беспрерывная болтовня о сексе. Фуко говорит: то, что известно как «подавление секса» в постхристианском мире, есть лишь предлог, спусковой крючок, мотив для разговора о сексе — желания выявить истину о сексе, принуждение к знанию о сексе. «Подавления секса» не существует — это лишь предлог, повод для говорения о сексе. |
В 1743 г. в Валахию с Украины пришел рясофорный мон. Платон (буд. прп. Паисий (Величковский)), он прожил в братстве более 3 лет и оставил свидетельства о подвижнической жизни учеников В. П.: иеросхим. Михаила, спостника и сподвижника В. П. еще по Мошенским горам, Дометия, начальника скита Трэистени, схим. Протерия родом из мест. Решетиловка, переписчика книг мон. Рафаила, пустынножителя схим. Онуфрия и др. В. П. в значительной мере предопределил подвижнический путь прп. Паисия, хотя последний не был в непосредственном послушании у старца и ни разу не посещал Поляномерульский скит. Виделись они, когда В. П. навещал своих учеников в др. скитах и беседовал с ними о монашеской жизни, побуждая братию к аскетическим подвигам и ежедневному чтению святоотеческих писаний. В 1746 г. прп. Паисий ушел на Афон, но его духовное общение с В. П. не прервалось. 1-й ученик прп. Паисия - Виссарион, родом из Валахии, был отправлен на Афон В. П., от приезжавших на Афон монахов прп. Паисий узнавал о событиях в братстве и получал сочинения В. П. Свои аскетические воззрения В. П. изложил в предисловиях к творениям прп. Григория Синаита , игум. Филофея Синайского, игум. Исихия Иерусалимского и прп. Нила Сорского . (Н. Попов поставил под сомнение авторство В. П. в отношении «Надсловия» и «Пристяжения» на книги прп. Нила Сорского (С. 13-14), считая автором этих сочинений прп. Иннокентия Комельского . Эти предположения опроверг Ракканелло, проанализировавший румын. списки текстов.) Предисловия В. П. представляют собой поучения об умной молитве. Старец, в частности, указывал на «неправильность мнения тех, которые думают будто бы умное делание прилично только одним совершенным, достигшим бесстрастия и святости. Думающие так ограничивают свое моление одним только внешним исполнением псалмопения, тропарей и канонов, не понимая того, что такое внешнее моление назначено нам святыми отцами только как временное в виду немощи и младенчества нашего ума, с тем чтобы мы, постепенно совершенствуясь, восходили на ступень умного делания и ни в коем случае не оставались при одном только внешнем молении» (из Предисловия к сочинениям прп. Григория Синаита). |
Пост – добрая стража души, надежный сожитель телу, оружие людей доблественных, училище подвижников. Он отражает искушения, умащает подвизающихся в благочестии; он сожитель трезвости, делатель целомудрия». 3/6. «О воздержании от брашен, возбраненных монахам» прп. Василия Поляномерульского «О воздержании от брашен, возбраненных монахам» — небольшой трактат преподобного Василия Поляномерульского, великого учителя христианской культуры себя (аскезы) — может быть вообще главное святоотеческое сочинение по теологии питания. Здесь выясняется, что запрет на мясоядение — первая заповедь, данная Богом людям, и одна из черт райской жизни, восстановленной Новым Заветом. Интересно, что прп. Василий рифмует мясоядение с жертвоприношениями: две формы кровопролития, насилия, явившихся после грехопадения и отмененных христианством — как отменены жертвоприношения, так надо и перестать есть мясо: «Если некоторые из древних монахов и были причастны к мясоядению, то эти обычаи их так же принимал Бог, как и ветхозаконные кровавые жертвы. «Ибо явно, что изначально Бог не хотел установить им такие жертвы, но, снисходя немощи их и видя их неистовствующих и обуреваемых желанием жертв, попустил им», — сказал божественный Златоуст. Так и вкушение мяса: изначально не столько была на это воля Божия, сколько снисхождение и дело вынужденное. Изначально сам Бог законоположил это [запрет мясоедения], вкушение же мяса попущено было Богом только по одной немощи нашей, так же как и древним — приношение в жертву скота». Не есть мяса в таком контексте — способ помещения себя в пространство ненасилия посредством повседневных практик (точнее, основной из них — питания) — обыгрываемых ими представлений и ценностей (райская истина — ненасилие, и я встройкой своего питания в логику этой истины подключаю себя к ней и актуализирую ее в своей ситуации); такая, в общем, важная вещь на символико-психологическом уровне: этот эон пропитан кровью, но я своим телом, своим умом, своей повседневностью представляю (пусть только для себя — это может и важнее всего) Альтернативу ему. |
По благословению иеросхимонаха Пахомия, Петр отправляется в Любецкий монастырь, жизнь в котором вначале пришлась ему по сердцу. Однако спустя три месяца в монастырь назначили другого игумена, из-за властолюбия которого молодой послушник вынужден был перейти в Медведовский монастырь, расположенный на острове реки Тясмина. В этом монастыре в день Преображения Господня 1741 г. Петр был пострижен в рясофор с именем Платон». Из-за униатства, навязываемого монастырю польскими властями, монах Платон вынужден был бежать в Киево-Печерскую лавру, но желание найти духовного наставника ведет его в Молдавию, в скиты, находившиеся под управлением замечательного Старца-исихаста Василия Поляномерульского. «Здесь Платон впервые «услышал молитвенное правило по чину Афонской горы», здесь он обрел желанные уединение и покой, а главное - необходимое духовное руководство, так как в скиту жили многие замечательные подвижники. Такие, например, как переписчик книг отец Рафаил, монах Досифей, проживавший со схимонахом Тимофеем, схимонах Протерий, уроженец Полтавского края. Особыми дарованиями обладал духовник Трэинстеньской общины старец Михаил, ученик старца Василия. По воскресным и праздничным дням он собирал всех братьев в саду обители и поучал о многоразличных душевных обстоятельствах, часто встречающихся в аскетической жизни. Видя все это, Платон радовался неизреченною радостию и «со многими слезами благодарил Бога, что сподобил его слышать такие наставления из уст таких мужей». И вот казалось бы - живи в этой духовной атмосфере, да учись, но Господь вел подвижника к его предназначению - созданию большого просветительского монастырского центра и возрождению древней монашеской традиции во всей ее полноте. Поэтому он попал в классическую ситуацию - оказался между двумя Старцами, один из которых был не согласен с другим. Судя по тексту жития, пункт разногласия касался возможности принятия монахом священства. Под влиянием Старца Михаила, ученика Старца Василия Поляномерульского, юный подвижник надолго остался сторонником очень древнего монашеского принципа - монашество и священство несовместимы. Старец Василий посмотрел - монах к послушанию (в данном случае - к принятию священства) не готов, сказал ему слово по его мере и отбыл восвояси. Здесь хочется написать: а бес радостно потирал свои зловредные лапы. Но, возможно, что бесу все-таки ничего не обломилось, поскольку Промысл Божий об этом юноше был таков, что ему надлежало обойти почти весь православный мир, претерпеть жестокую духовную брань почти в одиночестве и, с Божьей помощью, найти выход из безвыходной ситуации не только для себя, но и для многих своих последователей вплоть до нашего времени. Итак, через четыре года странствий по монастырям и скитам Украины и Молдавии он отправляется на святую гору Афон. |
В начале Великого Поста (конец февраля) 1743 г. Платон посещает Свято-Троицкую Мотренинскую обитель, где знакомится с иеросхимон. Михаилом, учеником старца Василия Поляномерульского, и получает от него для чтения святоотеческие книги. О. Михаил советует иноку Платону идти в (12) Мунтянскую землю в скит Трейстены. В апреле того же года, после Пасхи, Платон уходит в Молдавию вместе с монахами Антонием, Феодулом и Иерофеем. Первый скит, в который приходят путники — Кондрица. Отцы Феодул и Иерофей остаются, а Платон и Антоний идут далее в г. Никорешты, переправляются через р. Серет и достигают г. Одубешты. Так они попадают в Мунтянскую землю (Угровлахия) и посещают скит Долгоуцы (начальник — иеромон. Дорофей, ученик схимон. Василия). Несколько дней Платон живет в скиту, в котором также подвизались духовные чада старца Василия, а в начале лета прибывает в скит Трейстены. Начальник скита — иеромон. Дометий, ученик старца Михаила, а «правило церковное отчасти по чину святой Горы Афонской»4. В скиту будущий старец встречает замечательных подвижников и переписчиков отеческих книг, жизнь которых он описывает в автобиографии. Один из местных иноков предупреждает Платона о том, что, по причине нехватки иеромонахов, о. Василий может понудить его принять священный сан. Считая себя недостойным принятия священства, особенно же ранее разрешенного канонами возраста, Платон смутился и, по приходе схимон. Василия Поляномерульского в обитель, отказался перейти на житие к этому старцу, опасаясь своего рукоположения во священники. Однако, духовные беседы и наставления о. Василия оказали огромное влияние на будущего старца Паисия, и не случайно многие исследователи наследия преподобного считают его учеником и последователем старца Василия. Здесь в Успенский пост 1743 г· он встречает своего друга Алексея Филевича, которому все же удалось уйти из мира. Инок Платон поселяется в келий недалеко от скита, откуда не видна была церковь. Однажды он проспал воскресную утреню и, устыдившись, переживает жгучее раскаяние. После этого случая Платон спит только сидя. Постриженный с именем Анания, Алексей Филевич не сдержал обещания о единодушном жительстве с о. Платоном и без совета с ним поступил в |
Варсонофий – иеромонах Оптинского скита. 1816 † ?. В мире Василий Светозаров. Из студентов Тамбовской духовной семинарии, друг Александра Гренкова, будущего старца Амвросия. В братство зачислен 15 мая 1843 г., пострижен в мантию 5 декабря 1848 г., рукоположен в иеромонаха 29 октября 1850 г. Отправлял чередное богослужение до 1851 г., когда по его прошению переведен в Малоярославецкий Николаевский монастырь. – 181. Василий – старец, иеромонах, настоятель Белобережской пустыни. 1748 † 21 апреля 1831. В мире Владимир Тимофеевич Кишкин. Родился в деревне Клюшниковой Фатежского уезда Курской губернии. Семи лет от роду поступил в Саровский монастырь, где прожил четыре года. Некоторое время пробыл в Киево-Печерской лавре. Пятнадцати лет был пострижен в монашество в Миропольской обители. По упразднении ее переселился в Коренскую пустынь, где прожил долго. Посещая Задонский монастырь, имел беседы по святителем Тихоном и стал его учеником. Несколько лет прожил со своими учениками в Ильинском скиту на Афоне, затем в Молдавии в Нямецком монастыре и, наконец, снова возвратился в Коренскую пустынь. В начале 1800 г. старец Василий прибыл в запущенную Белобережскую обитель, которую очень быстро восстановил и привлек туда о. Леонида (будущего старца Оптинского) и учеников преп. Паисия старцев оо. Клеопу и Феодора. Из обители вышли многие настоятели других монастырей, для которых старец Василий писал уставы по правилам Афонского устава. Испытывая гонения от своего ученика, старец перешел в Свенский монастырь и до 1810 г. жил то в нем, то в другой пустыни. В 1810 г. о. Василий собирался на Афон, но этому помешала война с Турцией. В 1811 г. начал свое странствие по юго-западным монастырям России, преимущественно живя в Кременецком монастыре. Позднее жил в Коренской и десять лет в Глинской пустыни. В 1827 г. отправился в Площанскую пустынь, где прожил до смерти. Господь наделил старца многими духовными дарами, главным из которых был дар великого смирения. – 17, 28, 33. Василий – старец, схимонах, основатель Поляномерульского скита, наставник преп. Паисия. Жил в XVIII в. Подвизался в Молдовлахии. Будущий старец Паисий, тогда еще монах Платон, впервые встретился с ним в монастыре Трейстены в 1742 г. Старец Василий уговаривал его перейти к нему в Поляномерульский скит, но Платон, опасаясь, что старец заставит его преждевременно принять священство, отказался. Вторая их встреча состоялась на Афоне, где Платон жил в уединенном безмолвии с 1746 г. и куда старец Василий прибыл в 1750 г. Он объяснил Платону опасность его подвига и указал ему необходимость общежительного пути для новоначального подвижника. По просьбе Платона, старец постриг его в мантию с наречением имени Паисия. – 16, 119. |
С 1743 г. в этих местах находился рясофорный мон. Платон (будущий старец Паисий (Величковский), который прожил в братстве более трёх лет и оставил свидетельства о подвижнической жизни учеников старца Василия . Так о. Василий и Паисий часто беседовали о монашеской жизни, побуждая друг друга к аскетическим подвигам и постоянному чтению святоотеческих писаний. Св. Паисий называет св. Василия «...другом и сопостником» . Их общение не прервалось и после ухода в 1746 г. прп. Паисия на Святую Гору. Старец Василий в 1750 г. прибыл на Афон, где посетил прп. Паисия, которого по его просьбе постриг в мантию. На Святой Горе оба старца имели общего духовника – иеромон. Даниила. Вскоре учение св. Василия настолько распространилось, что у румынских церковных властей возникли сомнения по поводу каноничности его поучений. В 1749 г. он был вызван в Бухарест, где с ним беседовали Патриархи Антиохийский, Александрийский и Иерусалимский, находившиеся тогда в Валахии . На все вопросы прп. Василий дал исчерпывающие ответы на основе Священного Писания и святоотеческих творений. Его поучения о посте и умной молитве были рекомендованы как душеполезное чтение для монахов. Антиохийский Патриарх Сильвестр благословил Василия написать сочинение, объясняющее, почему монахам запрещено употреблять мясо. Незадолго до кончины, в 1764 г. св. Василий разделил Поляномерульское братство. Причину этого он изложил в своем «Завещании» : поскольку со временем румынские монахи стали превосходить по численности братий славянского языка, а богослужение в скиту совершалось на церковнославянском, румыны просили старца, чтобы богослужение совершалось и на их языке. Василий предложил румынским инокам остаться в скиту, а сам с учениками-славянами должен был перейти в иное место. Однако румынские иноки решили уйти сами, признавая за прп. Василием право остаться в основанной им обители. Тогда имущество скита было разделено на части, старец снабдил ушедших учеников книгами и церковной утварью, а также грамотой господаря. |
| |